Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

риала на другие ситуации. В конечном счете можно

утверждать, что для осуществления идеи творчества

миллионов необходимо максимальное побуждение каждого обучаемого к продуцированию новых знаний

и принятию оригинальных решений в ходе самого про­

цесса обучения.

Управленческие (ситуационно-ролевые) игры вклю­

чают в себя два аспекта — инструментальный, то есть

решение какой-либо технико-экономической проблемы, и эмоционально-ролевой, то есть решение межличност­

ных проблем, возникающих в условиях коллективного

взаимодействия.

Выше мы привели примеры управленческих игр ин­ струментального типа.

Прежде чем перейти к разбору ситуационно-роле­

вых методов, направленных на совершенствование эмо­ циональных отношений в коллективе, остановимся на ряде положений так называемой ролевой теории.

Общественные функции человека мы обозначим как

роли личности, а взаимодействующих с ним чле­

нов общества — как различного рода партнеров,

их совокупную деятельность — как социально одобрен­

ный сценарий.- Наша терминология условна, но она

необходима для научно-популярного изложения сущ­

ности современных методов ролевого обучения управ­

ленческих кадров.

Заметим, что любой сценарий допускает определен­

ную долю субъективизма в трактовке характеров и по­

ведения персонажей пьесы. Именно субъективными

особенностями объясняется наличие выдающихся и по­ средственных исполнителей в театре. Из-за субъектив­

ных качеств люди значительно отличаются друг от

друга в выполнении своих трудовых обязанностей и иных социальных ролей.

Иначе говоря, общество предписывает каждому из

нас определенные образцы поведения в определенных

ситуациях. Особенно жестко эти предписания дей­

ствуют в трудовой деятельности. Но это отнюдь не ис­ ключает элементов собственного индивидуального твор­

чества, согласующегося с реальной обстановкой и лич­

ностными особенностями других членов коллектива.

Роли формального сценария мы будем называть конвенциональными (заданными) ролями,

— 139 —


а реальное их исполнение в конкретных ситуациях —

межличностными роля M и.

Социалистическое общество предоставляет ряд

возможных для каждого из его членов ролей, а чело­ век, в свою очередь, демонстрируя свои способности, выполняет с большим или меньшим успехом каждую из предложенных ему ролей. Мы можем проанализи­

ровать эту логику на примере жизненного пути любого

из нас.

Индивидуальные возможности исполнительской дея­

тельности расширяются в процессе научения, который

берет начало в раннем детстве и продолжается всю жизнь.

Усвоение и принятие на себя роли того или иного

«другого лица», наблюдаемое, например, в детских играх, представляет собой необходимую фазу развития личности. При этом отношение к другим людям при­

обретает некоторый общий характер в том смысле, что

образ другого человека становится средством коррек­

ции своего поведения в общении с окружающими. Та­ ким образом вырабатывается своеобразная предраспо­ ложенность восприятия окружающих людей и форми­

руется относительно устойчивая манера ответных ре­

акций на их поступки.

Чем больше способность человека рассматривать свое личное поведение в жизненных ситуациях не

только со своей собственной точки зрения, но и C точки зрения других людей, тем успешнее осуществляется становление данной личности в системе производствен­

ных отношений.

Понятно, что успех исполнения роли зависит не

только от того, хорошо ли артист выучил ее текст и со­

ответствует ли его внешность данному образу. Главное

здесь в том, насколько координировано поведение ар­ тиста с действиями других персонажей на сцене, на­

сколько они способны к психологическому взаимодей­

ствию, как наиболее инициативный из них ведет за собой остальных актеров, ретушируя их ошибки и сла­ бости, приспосабливается к партнерам, признает их

одаренность и превосходство без зависти и неумест­

ного сопротивления.

В жизни отдельного человека на большой тру­

довой сцене общественно полезной деятельности всегда

— 140 —

имеется период длительных репетиций: от пробных

студенческих семинаров и преддипломной практики до

участия в делах государственной важности. Одни дей­

ствуют успешно, продвигаясь на более высокие руко­ водящие посты, иные переходят на другую работу,

сознавая свою неспособность к руководству и приобре­ тению высокого личного авторитета среди окружа­

ющих.

Психологическая совместимость, способность к ли­

дерству, организаторское чутье, компетенция и умение уживаться с другими и с самим собой — вот качества, необходимые для управленческой деятельности. Но

как приобрести их?

Оказывается, что игра — одно из замечательней­

ших явлений жизни, деятельности — служит тем уни­

версальным средством, которое столь необходимо для успешного руководства людьми. Можно накопить

в своей памяти необъятные массивы информации,

можно приобрести бесчисленное множество навыков

индивидуального решения сложных задач, но без спо­

собности к ролевому взаимодействию с другими людь­

ми ни один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным коллективу и обществу.

Вмарксистской литературе вопрос о происхождении

исодержании игры был поставлен Г. В. Плехановым.

«Игра, — писал он, — есть дитя труда, который необ­

ходимо предшествует ей во времени» '. Это положение

является исходным для понимания игры, которая воз­

никает в ответ на потребность общества в подготовке

подрастающих поколений к социальной жизни.

Применяясь к своему социальному окружению, че­

ловек вырабатывает наиболее экономичные для своей психики и информационных запасов образцы социаль­

ного поведения, которые имеют тенденцию при благо­

приятных условиях к известному отверждению и кон­

сервации. В этом особая роль принадлежит положи­

тельным подкреплениям.

Возвращаясь к детским играм, представим себе сле­

дующую ситуацию: ребенок хочет постоянно играть

роль командира отряда, самого главного начальника,

атамана и т. д., то есть стремится к доминированию,

*Г. В. Плеханов. Соч., т. 14. Μ., ГИЗ, 1925, стр. 57.

141 —


к центральной главенствующей позиции. Другой ребе­ нок всегда соглашается на маленькие, а порой и уни­ зительные роли. Если обстоятельства реальной жизни будут подкреплять в дальнейшем избранные в детстве

такие личные позиции, то в результате мы будем

иметь одного — излишне самоуверенного, деспотичного

человека и другого — зависимого, склонного к подчи­

нению. Представьте теперь, что эти люди получают право руководить на основе должностных полномочий.

Опасность такого жесткого закрепления межлич­

ностных ролей у человека для жизни всего социали­

стического государства заметил В. И. Ленин, когда он отмечал «необходимость участия каждого в делах уп­ равления» как условие осуществления принципов

социалистической демократии.

Для того чтобы эффективно взаимодействовать и

критически оценивать свое поведение, нужно знать со­

держание не только своей роли, ио и ролей других лиц, иметь возможность посмотреть со стороны на иную

трактовку предписанной (конвенциональной) роли.

Другими словами, надо знать не только

то, что со­

ставляет содержание твоей работы, но и

как

ты ее

осуществляешь по сравнению с тем, что от тебя

о ж и-

д ается.

 

 

Существует широко распространенное заблуждение,

будто качество исполнения сводится к

формальной

оценке своего труда другими, основанное на стремле­

нии человека избежать суда самооценки, передоверить эту функцию окружающим («пусть люди скажут»,

«начальству виднее» и т. п.).

Анализ задач современного производства пока­

зал, что эффективность управленческого процесса в ус­

ловиях научно-технической революции во многом за­ висит от правильного понимания работниками границ

их конвенциональных (формальных) функций и содер­ жания межличностных ролей. Поэтому возникшие

управленческие игры явились не только формой про­ фессионального обучения, но также и средством выяв­

ления инициативного поведения работников и свое­ образной психогигиеной взаимоотношений на произ­ водстве. В приведенном примере управленческих игр

на ленинградской фабрике «Красный ткач» участники

игры, например, проявили не подозреваемые ранее спо­

— 142 —


собности к управленческой деятельности. Игра послу­

жила здесь инструментом профессионально-должност­

ной ориентации работников: в игровой ситуации вы­

явились индивидуальные способности к координиро­

ванию деятельности, принятию ответственных решений

в напряженной обстановке, к рациональному исполь­

зованию должностных правомочий.

Ситуационно-ролевые игры как метод обучения ру­

ководителей межличностному взаимодействию широко применяются профессором Μ. Форвергом в Германской

Демократической Республике, который основывается

всвоей работе на трудах ряда советских психологов.

Впервую очередь Μ. Форверга интересует психоло­

гическая эффективность методов обучения управлен­ ческого персонала. Известно, что в памяти обучаемого

остается: 90% того, что он делает, 50% того, что он видит, 10% того, что он слышит. Исходя из этого, не­

обходимо признать, что при условии серьезного отно­

шения участников к ситуационно-ролевому методу, по­ следний оказывается наиболее эффективной формой обучения. Достаточно, чтобы участники усвоили поло­

жение, что игра — всегда модель реальной ситуации.

Профессор Μ. Форверг различает психодраматиче­

ский и социодраматический варианты игры в зависи­ мости от ставящихся задач Например, он использует

психодраму в том случае, когда один из участников реального коллектива относится скептически к своему руководителю, недооценивая его работу. Будучи сам

поставлен в игровой ситуации на роль руководителя и

столкнувшись с трудностями исполнения этой миссии,

он вынужден произвести переоценку своего отношения к данной должностной позиции и реальному человеку,

который ее занимает.

1 Обычно под психодрамой понимают метод анализа и раз­ решения личных психологических проблем человека, ИСПОЛЬЗутощий импровизированную драматическую игру на заданную тему и позволяющий выразить в действии беспокоящие лич­ ность переживания и конфликты. Сеанс проводит режиссер (ру­ ководитель игры) со своими помощниками, исполняющими роли вспомогательных «я». Техника проведения социодрамы анало­ гична методике психодрамы, однако цель ее заключается не столько в выявлении конфликтов кого-либо одного из участни­ ков игры, сколько в достижении эффективного взаимодействия

спартнерами в условиях проблемной ситуации.

143 —