Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
риала на другие ситуации. В конечном счете можно
утверждать, что для осуществления идеи творчества
миллионов необходимо максимальное побуждение каждого обучаемого к продуцированию новых знаний
и принятию оригинальных решений в ходе самого про
цесса обучения.
Управленческие (ситуационно-ролевые) игры вклю
чают в себя два аспекта — инструментальный, то есть
решение какой-либо технико-экономической проблемы, и эмоционально-ролевой, то есть решение межличност
ных проблем, возникающих в условиях коллективного
взаимодействия.
Выше мы привели примеры управленческих игр ин струментального типа.
Прежде чем перейти к разбору ситуационно-роле
вых методов, направленных на совершенствование эмо циональных отношений в коллективе, остановимся на ряде положений так называемой ролевой теории.
Общественные функции человека мы обозначим как
роли личности, а взаимодействующих с ним чле
нов общества — как различного рода партнеров,
их совокупную деятельность — как социально одобрен
ный сценарий.- Наша терминология условна, но она
необходима для научно-популярного изложения сущ
ности современных методов ролевого обучения управ
ленческих кадров.
Заметим, что любой сценарий допускает определен
ную долю субъективизма в трактовке характеров и по
ведения персонажей пьесы. Именно субъективными
особенностями объясняется наличие выдающихся и по средственных исполнителей в театре. Из-за субъектив
ных качеств люди значительно отличаются друг от
друга в выполнении своих трудовых обязанностей и иных социальных ролей.
Иначе говоря, общество предписывает каждому из
нас определенные образцы поведения в определенных
ситуациях. Особенно жестко эти предписания дей
ствуют в трудовой деятельности. Но это отнюдь не ис ключает элементов собственного индивидуального твор
чества, согласующегося с реальной обстановкой и лич
ностными особенностями других членов коллектива.
Роли формального сценария мы будем называть конвенциональными (заданными) ролями,
— 139 —
а реальное их исполнение в конкретных ситуациях —
межличностными роля M и.
Социалистическое общество предоставляет ряд
возможных для каждого из его членов ролей, а чело век, в свою очередь, демонстрируя свои способности, выполняет с большим или меньшим успехом каждую из предложенных ему ролей. Мы можем проанализи
ровать эту логику на примере жизненного пути любого
из нас.
Индивидуальные возможности исполнительской дея
тельности расширяются в процессе научения, который
берет начало в раннем детстве и продолжается всю жизнь.
Усвоение и принятие на себя роли того или иного
«другого лица», наблюдаемое, например, в детских играх, представляет собой необходимую фазу развития личности. При этом отношение к другим людям при
обретает некоторый общий характер в том смысле, что
образ другого человека становится средством коррек
ции своего поведения в общении с окружающими. Та ким образом вырабатывается своеобразная предраспо ложенность восприятия окружающих людей и форми
руется относительно устойчивая манера ответных ре
акций на их поступки.
Чем больше способность человека рассматривать свое личное поведение в жизненных ситуациях не
только со своей собственной точки зрения, но и C точки зрения других людей, тем успешнее осуществляется становление данной личности в системе производствен
ных отношений.
Понятно, что успех исполнения роли зависит не
только от того, хорошо ли артист выучил ее текст и со
ответствует ли его внешность данному образу. Главное
здесь в том, насколько координировано поведение ар тиста с действиями других персонажей на сцене, на
сколько они способны к психологическому взаимодей
ствию, как наиболее инициативный из них ведет за собой остальных актеров, ретушируя их ошибки и сла бости, приспосабливается к партнерам, признает их
одаренность и превосходство без зависти и неумест
ного сопротивления.
В жизни отдельного человека на большой тру
довой сцене общественно полезной деятельности всегда
— 140 —
имеется период длительных репетиций: от пробных
студенческих семинаров и преддипломной практики до
участия в делах государственной важности. Одни дей
ствуют успешно, продвигаясь на более высокие руко водящие посты, иные переходят на другую работу,
сознавая свою неспособность к руководству и приобре тению высокого личного авторитета среди окружа
ющих.
Психологическая совместимость, способность к ли
дерству, организаторское чутье, компетенция и умение уживаться с другими и с самим собой — вот качества, необходимые для управленческой деятельности. Но
как приобрести их?
Оказывается, что игра — одно из замечательней
ших явлений жизни, деятельности — служит тем уни
версальным средством, которое столь необходимо для успешного руководства людьми. Можно накопить
в своей памяти необъятные массивы информации,
можно приобрести бесчисленное множество навыков
индивидуального решения сложных задач, но без спо
собности к ролевому взаимодействию с другими людь
ми ни один человек не в состоянии реализовать свои ресурсы и быть полезным коллективу и обществу.
Вмарксистской литературе вопрос о происхождении
исодержании игры был поставлен Г. В. Плехановым.
«Игра, — писал он, — есть дитя труда, который необ
ходимо предшествует ей во времени» '. Это положение
является исходным для понимания игры, которая воз
никает в ответ на потребность общества в подготовке
подрастающих поколений к социальной жизни.
Применяясь к своему социальному окружению, че
ловек вырабатывает наиболее экономичные для своей психики и информационных запасов образцы социаль
ного поведения, которые имеют тенденцию при благо
приятных условиях к известному отверждению и кон
сервации. В этом особая роль принадлежит положи
тельным подкреплениям.
Возвращаясь к детским играм, представим себе сле
дующую ситуацию: ребенок хочет постоянно играть
роль командира отряда, самого главного начальника,
атамана и т. д., то есть стремится к доминированию,
*Г. В. Плеханов. Соч., т. 14. Μ., ГИЗ, 1925, стр. 57.
—141 —
к центральной главенствующей позиции. Другой ребе нок всегда соглашается на маленькие, а порой и уни зительные роли. Если обстоятельства реальной жизни будут подкреплять в дальнейшем избранные в детстве
такие личные позиции, то в результате мы будем
иметь одного — излишне самоуверенного, деспотичного
человека и другого — зависимого, склонного к подчи
нению. Представьте теперь, что эти люди получают право руководить на основе должностных полномочий.
Опасность такого жесткого закрепления межлич
ностных ролей у человека для жизни всего социали
стического государства заметил В. И. Ленин, когда он отмечал «необходимость участия каждого в делах уп равления» как условие осуществления принципов
социалистической демократии.
Для того чтобы эффективно взаимодействовать и
критически оценивать свое поведение, нужно знать со
держание не только своей роли, ио и ролей других лиц, иметь возможность посмотреть со стороны на иную
трактовку предписанной (конвенциональной) роли.
Другими словами, надо знать не только |
то, что со |
|
ставляет содержание твоей работы, но и |
как |
ты ее |
осуществляешь по сравнению с тем, что от тебя |
о ж и- |
|
д ается. |
|
|
Существует широко распространенное заблуждение, |
||
будто качество исполнения сводится к |
формальной |
оценке своего труда другими, основанное на стремле
нии человека избежать суда самооценки, передоверить эту функцию окружающим («пусть люди скажут»,
«начальству виднее» и т. п.).
Анализ задач современного производства пока
зал, что эффективность управленческого процесса в ус
ловиях научно-технической революции во многом за висит от правильного понимания работниками границ
их конвенциональных (формальных) функций и содер жания межличностных ролей. Поэтому возникшие
управленческие игры явились не только формой про фессионального обучения, но также и средством выяв
ления инициативного поведения работников и свое образной психогигиеной взаимоотношений на произ водстве. В приведенном примере управленческих игр
на ленинградской фабрике «Красный ткач» участники
игры, например, проявили не подозреваемые ранее спо
— 142 —
собности к управленческой деятельности. Игра послу
жила здесь инструментом профессионально-должност
ной ориентации работников: в игровой ситуации вы
явились индивидуальные способности к координиро
ванию деятельности, принятию ответственных решений
в напряженной обстановке, к рациональному исполь
зованию должностных правомочий.
Ситуационно-ролевые игры как метод обучения ру
ководителей межличностному взаимодействию широко применяются профессором Μ. Форвергом в Германской
Демократической Республике, который основывается
всвоей работе на трудах ряда советских психологов.
Впервую очередь Μ. Форверга интересует психоло
гическая эффективность методов обучения управлен ческого персонала. Известно, что в памяти обучаемого
остается: 90% того, что он делает, 50% того, что он видит, 10% того, что он слышит. Исходя из этого, не
обходимо признать, что при условии серьезного отно
шения участников к ситуационно-ролевому методу, по следний оказывается наиболее эффективной формой обучения. Достаточно, чтобы участники усвоили поло
жение, что игра — всегда модель реальной ситуации.
Профессор Μ. Форверг различает психодраматиче
ский и социодраматический варианты игры в зависи мости от ставящихся задач Например, он использует
психодраму в том случае, когда один из участников реального коллектива относится скептически к своему руководителю, недооценивая его работу. Будучи сам
поставлен в игровой ситуации на роль руководителя и
столкнувшись с трудностями исполнения этой миссии,
он вынужден произвести переоценку своего отношения к данной должностной позиции и реальному человеку,
который ее занимает.
1 Обычно под психодрамой понимают метод анализа и раз решения личных психологических проблем человека, ИСПОЛЬЗутощий импровизированную драматическую игру на заданную тему и позволяющий выразить в действии беспокоящие лич ность переживания и конфликты. Сеанс проводит режиссер (ру ководитель игры) со своими помощниками, исполняющими роли вспомогательных «я». Техника проведения социодрамы анало гична методике психодрамы, однако цель ее заключается не столько в выявлении конфликтов кого-либо одного из участни ков игры, сколько в достижении эффективного взаимодействия
спартнерами в условиях проблемной ситуации.
—143 —