Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
спасались от пагубных последствий одиночества путем
выработки различных методов, компенсирующих
лишение прямого общения с единомышленниками. Эти методы позволяют человеку как бы жить среди людей, несмотря на их фактическое отсутствие.
Необходимо подчеркнуть важность не только ре альных, но и умозрительных социальных групп, кото
рые человек констатирует в своем воображении и мыс ленно общается с ними. Н. Г. Чернышевский писал жене из крепости: «...пройдут сотни лет, а наши имена все еще будут милы людям; и будут вспоминать о нас
с благодарностью... Так надобно же нам не уронить
себя со стороны бодрости характера перед людьми, ко
торые будут изучать нашу жизнь» *.
Эти слова великого русского революционного демо
крата и убежденного материалиста подчеркивают, что истинная свобода человеческого духа достигается не
самоустранением из общественной жизни, а ориента цией на ее будущие, прогрессивные формы. Поэтому
героические попытки одиночек вырваться из духовного плена отживающего общества в конечном счете носили
коллективистский характер: они были направлены на объединение с людьми будущего.
Долгое время в психологии за основную единицу
анализа принимался отдельный человек. Этот факт по
существу был характерен не только для психологиче
ской науки, поскольку он отражал общие методологи
ческие тенденции своего времени. «Нередко думают,—
писал английский астрофизик А. Эддингтон, — что,
изучив какой-то один объект, знают уже все о д в у х точно таких же объектах, так как «два»—это «один
и один». При этом, однако, забывают, что необходимо
исследовать еще и то, что скрывается за этим „и”». Применительно к психологии проблема «и» при
вела к осмыслению того положения, что сознание и деятельность группы людей качественно отличаются
от тех же характеристик каждого из них в отдельно сти. Философский аспект этой проблемы был сфор
мулирован К. Марксом: «Общество не состоит из ин дивидуумов, а выражает сумму тех связей и отноше-
' Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. 14. Μ.,
ГИХЛ, 1949, стр. 456.
— 32 —
ний, в которых эти индивидуумы находятся друг к другу» '.
Путь к пониманию внутреннего мира отдельного че
ловека лежит через изучение различных групп и общ ностей людей, с которыми он взаимодействует в разно
образных связях и отношениях. В социалистическом
обществе все отношения связаны единой идейно-поли
тической и экономической основой, но это не исклю
чает их разнообразия и определенной неравномерности
развития норм социалистического общежития в отдель
ных группах и коллективах. При этом нужно учиты
вать, что основная роль в общественной жизни совет
ского человека' принадлежит трудовому |
коллективу. |
|
В условиях капитализма наемные рабочие, лишен |
||
ные средств |
производства, вступают, |
подчеркивал |
К. Маркс, в |
отношение к одному и |
тому же |
капиталу, |
но не друг к другу. При социализ |
ме производители, как коллективные собственники средств производства, вступают в процессе производ
ства в отношения друг с другом через свой трудовой
коллектив, который служит главным связующим зве
ном между личностью и обществом. Поэтому марксист
ская социальная психология изучает не абстрактную личность, а личность, порожденную конкретной обще
ственно-экономической формацией с присущими ей политическими, правовыми и нравственными отноше ниями, которые определяют социальную среду данного
общества. Для человека нашей страны такой психоло гической средой является социалистический образ
жизни, который пронизывает все сферы труда, позна
ния и общения советских людей.
В социалистическом обществе все отношения свя заны единой идейно-политической и экономической ос
новой, но это не исключает определенной неравномер
ности развития норм социалистического общежития
в отдельных ма'лых группах. Таким образом, без по
следовательного мировоззрения, собственного «идей ного костяка», который тем надежнее, чем больше опи
рается на принятые в нашем обществе морально-поли
тические1 |
ценности и нормы, человек не сможет моби- |
|
Из рукописи Карла Маркса «Критика политической эконо |
||
мии» (Черновой |
набросок 1857—1858 гг.). «Вопросы филосо |
|
фии», 1966, № 5, |
стр. 132. |
|
2 Зак. № 125 |
— 33 — |
лизовать все свои способности, последовательно
осуществлять жизненные планы, приобрести собствен ное общественное лицо.
Важнейшая роль в формировании мировоззрения
личности принадлежит трудовому коллективу как кон кретному носителю норм социалистического образа жизни.
1.СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
ИМОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человека нельзя изучать как самостоятельную еди
ницу, независимую от окружающей социальной среды, поскольку «сущность человека не есть абстракт, при сущий отдельному индивиду. В своей действитель ности она есть совокупность всех общественных отно
шений» '.
В то же время само понятие социальной среды при
обретает смысл лишь в соотнесении с человеком, так как люди сами творят свою историю и одновременно
являются ее материалом.
Основой этой взаимозависимости являются челове
ческие потребности, которые выражают связь людей с жизненно важными для них другими людьми, а так
же объектами и обстоятельствами и определяют место
личности в социальной среде. Строго говоря, все по
требности отдельного человека могут быть удовлетво
рены лишь с учетом потребностей окружающих его
людей. Особенно это относится к внешним формам реа лизации потребностей, которые претерпевают значи
тельные изменения в процессе культурного развития человечества. Даже простейшие физиологические
потребности переживаются современным человеком иначе, чем его далекими предками. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, пое
даемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» 21.
Исторический прогресс делает все более сложными связи между материальными и духовными потребно
1 К. Маркси Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 3.
2K. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 718.
— 34 —
стями. В то же время с усложнением их структуры
возрастает взаимозависимость людей друг от друга.
Например, трудно себе представить, чтобы потребность
вуважении со стороны окружающих могла быть удов летворена вне связи с другими людьми.
Стало быть, потребности человека имеют обще
ственно-личный характер. Ведущая среди них — по
требность смысла жизни — обусловливает наиболее
зрелые формы поведения людей, характеризующиеся отказом от удовлетворения сиюминутных желаний во имя хотя и отдаленных, но более высоких целей.
Конечно, нельзя представлять себе каждого чело
века самодеятельным философом, который постоянно
ломает голову над извечным вопросом: в чем смысл
жизни? Однако любой мыслящий человек, в какой бы
сфере жизни он ни действовал, неизбежно задумы
вается над тем, к чему нужно стремиться, что главное
вокружающем мире и как соотнести свою деятель
ность с этим главным...
Врезультате размышлений и под влиянием личного
опыта человек приходит к определенным мировоззрен
ческим позициям. Не будучи философом-профессиона
лом, каждый мыслящий человек вырабатывает свою жизненную философию, служащую целям социальной,
нравственной и эстетической ориентации по отноше
нию к внешнему и своему внутреннему миру.
Потребность смысла жизни помимо познаватель
ного имеет, подобно всем другим человеческим потреб ностям, свой эмоциональный аспект. Дело в том, что чувства, эмоции во многом определяют отношение че ловека к тому или иному явлению, влияют на выбор объектов устремлений и на способы удовлетворения
потребностей. Как известно, в каждом человеке совме щаются в различной пропорции два вида сознания;
научное (теоретическое) и обыденное (здравый смысл),
которое в значительной мере подвержено влиянию
чувств, субъективных переживаний. Причем обыден
ное сознание не только хронологически предшествует
научному, но также формируется и действует гораздо оперативнее научного сознания. Человек — прежде
всего живое существо, которое всегда что-то чувствует:
любит или ненавидит, восхищается или негодует, ра дуется или скорбит.
«...Без «человеческих эмоций» никогда не бывало,
нет и быть не может человеческого искания истины» 1.
Обыденное сознание, находящееся под влиянием
чувств, как бы опережает процесс упорядочения и ста
новления научного сознания. Именно этим фактом
объясняется, с одной стороны, необъятный диапазон
интересов и симпатий людей, а с другой — возникнове
ние предвзятых мнений, предрассудков и предубежде ний, часто самому человеку непонятных. Даже мор
фологический состав слов, обозначающих перечислен
ные явления, указывает на то, что эмоциональное отношение предваряет научное знание. Поэтому
руководитель не сможет правильно представить жиз
ненные взгляды своих подчиненных и воздействовать
на их поведение, не учитывая роли обыденного созна
ния в жизни отдельного человека. Недооценка этого
фактора снижает эффект идеологического и педагоги
ческого воздействия на работника. В результате воспи
тание подменяется элементарным просвещением. По
знавательные процессы, несомненно, оказывают силь ное действие на чувства людей.
Опытные руководители знают, что работник, выпол
няющий какие-либо мелкие и монотонные операции, будет гораздо лучше чувствовать себя и плодотворнее
трудиться, если ему разъяснить значение его труда
в общем процессе производства. Однако работнику не безразлично, кто и в какой форме даст эти разъясне
ния. Если руководитель пользуется авторитетом у дан
ного работника и пробуждает в нем чувство симпатин, то преподанный урок будет усвоен значительно глубже.
Следовательно, и чувства человека не менее активно
влияют на его разум, чем доводы рассудка на его са
мочувствие. Пренебрегать этим фактором в практике
воспитательной работы не следует.
Большое значение для трудовой активности чело
века имеют его чувства, направленные на самого себя, то есть отношение к своей личности. Поэтому особенно
важно воспитывать в людях чувство собственного до
стоинства, рабочей гордости. Ведь если человек рас сматривает себя как достойного члена общества, он
приложит немало усилий для того, чтобы поддержать
■ В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 112.