Файл: Кузьмин, Е. С. Руководитель и коллектив социально-психологический очерк.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

спасались от пагубных последствий одиночества путем

выработки различных методов, компенсирующих

лишение прямого общения с единомышленниками. Эти методы позволяют человеку как бы жить среди людей, несмотря на их фактическое отсутствие.

Необходимо подчеркнуть важность не только ре­ альных, но и умозрительных социальных групп, кото­

рые человек констатирует в своем воображении и мыс­ ленно общается с ними. Н. Г. Чернышевский писал жене из крепости: «...пройдут сотни лет, а наши имена все еще будут милы людям; и будут вспоминать о нас

с благодарностью... Так надобно же нам не уронить

себя со стороны бодрости характера перед людьми, ко­

торые будут изучать нашу жизнь» *.

Эти слова великого русского революционного демо­

крата и убежденного материалиста подчеркивают, что истинная свобода человеческого духа достигается не

самоустранением из общественной жизни, а ориента­ цией на ее будущие, прогрессивные формы. Поэтому

героические попытки одиночек вырваться из духовного плена отживающего общества в конечном счете носили

коллективистский характер: они были направлены на объединение с людьми будущего.

Долгое время в психологии за основную единицу

анализа принимался отдельный человек. Этот факт по

существу был характерен не только для психологиче­

ской науки, поскольку он отражал общие методологи­

ческие тенденции своего времени. «Нередко думают,—

писал английский астрофизик А. Эддингтон, — что,

изучив какой-то один объект, знают уже все о д в у х точно таких же объектах, так как «два»—это «один

и один». При этом, однако, забывают, что необходимо

исследовать еще и то, что скрывается за этим „и”». Применительно к психологии проблема «и» при­

вела к осмыслению того положения, что сознание и деятельность группы людей качественно отличаются

от тех же характеристик каждого из них в отдельно­ сти. Философский аспект этой проблемы был сфор­

мулирован К. Марксом: «Общество не состоит из ин­ дивидуумов, а выражает сумму тех связей и отноше-

' Н. Г. Чернышевский. Поли. собр. соч., т. 14. Μ.,

ГИХЛ, 1949, стр. 456.

— 32 —


ний, в которых эти индивидуумы находятся друг к другу» '.

Путь к пониманию внутреннего мира отдельного че­

ловека лежит через изучение различных групп и общ­ ностей людей, с которыми он взаимодействует в разно­

образных связях и отношениях. В социалистическом

обществе все отношения связаны единой идейно-поли­

тической и экономической основой, но это не исклю­

чает их разнообразия и определенной неравномерности

развития норм социалистического общежития в отдель­

ных группах и коллективах. При этом нужно учиты­

вать, что основная роль в общественной жизни совет­

ского человека' принадлежит трудовому

коллективу.

В условиях капитализма наемные рабочие, лишен­

ные средств

производства, вступают,

подчеркивал

К. Маркс, в

отношение к одному и

тому же

капиталу,

но не друг к другу. При социализ­

ме производители, как коллективные собственники средств производства, вступают в процессе производ­

ства в отношения друг с другом через свой трудовой

коллектив, который служит главным связующим зве­

ном между личностью и обществом. Поэтому марксист­

ская социальная психология изучает не абстрактную личность, а личность, порожденную конкретной обще­

ственно-экономической формацией с присущими ей политическими, правовыми и нравственными отноше­ ниями, которые определяют социальную среду данного

общества. Для человека нашей страны такой психоло­ гической средой является социалистический образ

жизни, который пронизывает все сферы труда, позна­

ния и общения советских людей.

В социалистическом обществе все отношения свя­ заны единой идейно-политической и экономической ос­

новой, но это не исключает определенной неравномер­

ности развития норм социалистического общежития

в отдельных ма'лых группах. Таким образом, без по­

следовательного мировоззрения, собственного «идей­ ного костяка», который тем надежнее, чем больше опи­

рается на принятые в нашем обществе морально-поли­

тические1

ценности и нормы, человек не сможет моби-

Из рукописи Карла Маркса «Критика политической эконо­

мии» (Черновой

набросок 1857—1858 гг.). «Вопросы филосо­

фии», 1966, № 5,

стр. 132.

2 Зак. № 125

— 33 —


лизовать все свои способности, последовательно

осуществлять жизненные планы, приобрести собствен­ ное общественное лицо.

Важнейшая роль в формировании мировоззрения

личности принадлежит трудовому коллективу как кон­ кретному носителю норм социалистического образа жизни.

1.СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ИМОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Человека нельзя изучать как самостоятельную еди­

ницу, независимую от окружающей социальной среды, поскольку «сущность человека не есть абстракт, при­ сущий отдельному индивиду. В своей действитель­ ности она есть совокупность всех общественных отно­

шений» '.

В то же время само понятие социальной среды при­

обретает смысл лишь в соотнесении с человеком, так как люди сами творят свою историю и одновременно

являются ее материалом.

Основой этой взаимозависимости являются челове­

ческие потребности, которые выражают связь людей с жизненно важными для них другими людьми, а так­

же объектами и обстоятельствами и определяют место

личности в социальной среде. Строго говоря, все по­

требности отдельного человека могут быть удовлетво­

рены лишь с учетом потребностей окружающих его

людей. Особенно это относится к внешним формам реа­ лизации потребностей, которые претерпевают значи­

тельные изменения в процессе культурного развития человечества. Даже простейшие физиологические

потребности переживаются современным человеком иначе, чем его далекими предками. «Голод есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, пое­

даемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов» 21.

Исторический прогресс делает все более сложными связи между материальными и духовными потребно­

1 К. Маркси Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 3.

2K. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 12, стр. 718.

— 34 —

стями. В то же время с усложнением их структуры

возрастает взаимозависимость людей друг от друга.

Например, трудно себе представить, чтобы потребность

вуважении со стороны окружающих могла быть удов­ летворена вне связи с другими людьми.

Стало быть, потребности человека имеют обще­

ственно-личный характер. Ведущая среди них — по­

требность смысла жизни — обусловливает наиболее

зрелые формы поведения людей, характеризующиеся отказом от удовлетворения сиюминутных желаний во имя хотя и отдаленных, но более высоких целей.

Конечно, нельзя представлять себе каждого чело­

века самодеятельным философом, который постоянно

ломает голову над извечным вопросом: в чем смысл

жизни? Однако любой мыслящий человек, в какой бы

сфере жизни он ни действовал, неизбежно задумы­

вается над тем, к чему нужно стремиться, что главное

вокружающем мире и как соотнести свою деятель­

ность с этим главным...

Врезультате размышлений и под влиянием личного

опыта человек приходит к определенным мировоззрен­

ческим позициям. Не будучи философом-профессиона­

лом, каждый мыслящий человек вырабатывает свою жизненную философию, служащую целям социальной,

нравственной и эстетической ориентации по отноше­

нию к внешнему и своему внутреннему миру.

Потребность смысла жизни помимо познаватель­

ного имеет, подобно всем другим человеческим потреб­ ностям, свой эмоциональный аспект. Дело в том, что чувства, эмоции во многом определяют отношение че­ ловека к тому или иному явлению, влияют на выбор объектов устремлений и на способы удовлетворения

потребностей. Как известно, в каждом человеке совме­ щаются в различной пропорции два вида сознания;

научное (теоретическое) и обыденное (здравый смысл),

которое в значительной мере подвержено влиянию

чувств, субъективных переживаний. Причем обыден­

ное сознание не только хронологически предшествует

научному, но также формируется и действует гораздо оперативнее научного сознания. Человек — прежде

всего живое существо, которое всегда что-то чувствует:

любит или ненавидит, восхищается или негодует, ра­ дуется или скорбит.


«...Без «человеческих эмоций» никогда не бывало,

нет и быть не может человеческого искания истины» 1.

Обыденное сознание, находящееся под влиянием

чувств, как бы опережает процесс упорядочения и ста­

новления научного сознания. Именно этим фактом

объясняется, с одной стороны, необъятный диапазон

интересов и симпатий людей, а с другой — возникнове­

ние предвзятых мнений, предрассудков и предубежде­ ний, часто самому человеку непонятных. Даже мор­

фологический состав слов, обозначающих перечислен­

ные явления, указывает на то, что эмоциональное отношение предваряет научное знание. Поэтому

руководитель не сможет правильно представить жиз­

ненные взгляды своих подчиненных и воздействовать

на их поведение, не учитывая роли обыденного созна­

ния в жизни отдельного человека. Недооценка этого

фактора снижает эффект идеологического и педагоги­

ческого воздействия на работника. В результате воспи­

тание подменяется элементарным просвещением. По­

знавательные процессы, несомненно, оказывают силь­ ное действие на чувства людей.

Опытные руководители знают, что работник, выпол­

няющий какие-либо мелкие и монотонные операции, будет гораздо лучше чувствовать себя и плодотворнее

трудиться, если ему разъяснить значение его труда

в общем процессе производства. Однако работнику не безразлично, кто и в какой форме даст эти разъясне­

ния. Если руководитель пользуется авторитетом у дан­

ного работника и пробуждает в нем чувство симпатин, то преподанный урок будет усвоен значительно глубже.

Следовательно, и чувства человека не менее активно

влияют на его разум, чем доводы рассудка на его са­

мочувствие. Пренебрегать этим фактором в практике

воспитательной работы не следует.

Большое значение для трудовой активности чело­

века имеют его чувства, направленные на самого себя, то есть отношение к своей личности. Поэтому особенно

важно воспитывать в людях чувство собственного до­

стоинства, рабочей гордости. Ведь если человек рас­ сматривает себя как достойного члена общества, он

приложит немало усилий для того, чтобы поддержать

■ В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 25, стр. 112.