Файл: Клюкин, Н. В. Экономико-географический анализ концентрации производства (исследования концентрации производства в производственно-территориальных комплексах).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

2

Структура затрат на

производство промышленной

 

 

продукции

по

отраслям на

1967 год37

 

 

 

процентах к итогу

 

всех затрат

на

производство)

 

 

 

 

 

 

 

 

В том числе

 

 

 

 

 

 

Всего затрат

 

сырье и основн. материалы

вспомог, мате­ риалы

топливо

энергия

амортизация

 

заработная пла­ та и отчисления на соцстрах

прочие затраты

 

 

 

 

 

;1

 

 

 

 

 

 

 

Вся промышленность

100

64,4

4,6 3,5 2,3 4Л

16,9

3,4

Электроэнергетика . .

100

5,0 54,2

0,1 21,3

14,3

5,0

Нефтедобывающая про­

100

_

6,9

2,1 11,2 46,3

17,3

16,2

мышленность

Газовая

 

промышлен­

100

34,4

7,3

2,0

7,1 26,0

15,2

8,0

ность . .

промышлен­

Угольная

100

25,8

12,2

0,8

3,2 11,3

39,0

7.7

ность .

. .

Торфяная

промышлен­

100

8.2

12,5

4,2

3,6 22,7

41,6

7,2

ность . . .

Черная

металлургия

100

55,0

5,9

10,8

3,4

7,5

14,1

3,3

Химическая и нефтехи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мическая промышлен­

100

58,3

6,9

1,5

8,1

7 (

15,0

3,2

ность . . .

Машиностроение и ме­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

таллообрабатываю­

100

56,1

4,0

1,4

2,1

4,0

27,6

4,2

щая промышленность

Ле ная,

деревообраба­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тывающая и целлюлоз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

но-бумажная промыш­

100

41,6

5,9

3.6

1,9

7,-'

31,5

8,2

ленность

. . . .

Промышленность стро­

100

40,2

5,7

7,4

4.4

8 7

25.2

8,4

ительных

материалов

в т. ч.

цементная

100

14,7

10,0 23,9

13,4 13.4

15,8

8,8

Легкая

промышлен- .

100

84,5

2,8

0,3

0,6

1,<

10,0

0,8

ность .

 

в т. ч. хлопчатобумаж­

100

80,0

3,5

0 4

1 6

1

8

12.0

0,7

ная .

 

 

швейная . . .

100

82.3

0,9

0,1

0,2

0

1

15,0

1,0

Пищевая

промышлен­

100

85,9

3,3

1,2

0.5

1.8

5,7

1.6

ность ...........................

в. т. ч мясная................

100

94,2

1,1

0.3

0 4

0,6

2 8

",6

рыбная . .

100

27,2

18,1

5,4

0,4 10,‘

25.7

13,0

Маслосыродельная . .

,00

89.2

2,2

0,9

0,5

1,5

4,6

1,1

37 Народное хозяйство СССР в 1967

г. Стат. ежегодник, М., 1968 г.

стр. 225, в действующих

ценах

1967 г.

 

 

 

 

 

60


ревозки до данного пункта из одной базы производства равна сумме тех же показателей для такой же продук­ ции, привозимой из другой базы производства 38. Имеет­ ся еще целый ряд факторов, которые вообще еще ждут своего исследования. Н. Н. Баранский писал, что «эконо­ мико-географическое положение мы должны учитывать достаточно широко, имея в виду не одну только эконо­ мику, но и политику, стратегию и культуру» 39.

Другой не менее важный принцип количественной стоимостной оценки различных сторон экономико-гео­ графического положения является метод суммарных затрат на производство и транспортировку сырья и про­ дукции до потребителя. Экономико-географическое поло­

ж ен ие пром ы ш лен ны х узлов, отдельны х промы ш ленны х

предприятий или целых районов оказывает влияние на размеры капитальных вложений. Например, по разме­

рам

капитальных вложений на

одного

жителя можно

выделить четыре группы районов (в руб.) 40.

1. Дальневосточный — 340,

Восточно-Сибирский —

369,

Казахстанский — 273,

Северо-Западный — 255, За­

падно-Сибирский — 222;

Южный — 203,

Уральский —

2. Поволжский — 204,

200,

Центральный— 196,

Донецко-Приднепровский —

183, Прибалтийский— 185;

 

Среднеазиатский — 196,

3.

Северо-Кавказский— 158,

Закавказский — 142;

 

 

Белорусский —

4. Центрально-Черноземный— 125,

123,

Волго-Вятский — 119,

Юго-Западный — 90.

В расчете на один кв. км больше капитальных вложе­

ний

приходится на районы Европейской

части СССР.

Разрывы в плотности капитальных вложений значитель­ ны, они колеблются от 0,3 рубля 1 кв. км на Дальнем

Востоке до

11

рублей 1 кв. км в Центральном районе.

38 См. Л.

3.

К а ц. Перевозки угля по железным дорогам. М.,

1959: Ю. И. Колдомасов. Экономические связи в народном хозяйстве

СССР. М.. 1963; Е. Д. Хануков. Транспорт и размещение производ­ ства. М., 1955; А. Е. Пробст. Размещение социалистической промыш­

ленности. М., 1962.

Экономическая география. Экономиче­

39 Н.

Н. Б а р а н с к и й .

ская картография. М., 1966,

стр.

117.

40 Ш.

П. Р о з е н ф е л ь д .

Методология выравнивания уровней

развития

экономических районов

СССР. М., «Экономика», 1968,

стр. 39.

 

 

 


Трудовые

затраты занимают также

значительный

удельный вес в себестоимости продукции

(расход зара­

ботной платы

на единицу продукции).

Региональные

уровни в заработной плате страны имеют значительную дифференциацию. О различиях в уровнях заработной платы по экономическим районам страны можно делать вывод из сравнения уровня среднемесячной заработной платы рабочего на Дальнем Востоке с уровнем средне­ месячной заработной платы в остальных экономических районах и республиках41.

Анализ среднемесячных уровней заработной платы по экономическим районам страны показывает повыше­ ние уровня заработной платы в отдаленных, редко насе­ ленных районах. Сравнение уровней между отдельными районами дает отклонения свыше 50 процентов. Зара­ ботная плата в восточных районах почти в 1,5 раза выше европейской.

К сожалению, надбавки к заработной плате, имею­ щие место в восточных районах страны, не ликвидируют имеющего места несоответствия между наличием рабо­ чей силы и потребностью в трудовых ресурсах. Одна из причин подобного несоответствия кроется в том, что по­ ток рабочей силы не поспевает за изменениями в скла­ дывающейся потребности в труде по отдельным районам страны. Помимо того существующая система поясных цен и различий в степени пользования колхозным рын­ ком приводит к тому, что расходы населения отдельных

районов (например, Севера)

на приобретение

продо­

вольственных и промышленных товаров также

различ­

ны 42. Эти различия столь

существенны, что

только

частично компенсируются районными надбавками. Нако­

нец, различия в обеспеченности

трудовыми ресурсами

41 Дальний Восток— 100 (з %);

Восточная Сибирь— 74,5; Ка­

рельская АССР — 72; Северо-Запад — 71,5; Урал — 69,7; Казахская ССР — 69,4; Эстонская ССР — 69,3; Север — 69,1; Украинская ССР— 67,7; Западная Сибирь — 66,2; Киргизская ССР — 65,7; Таджикская ССР — 65,2; Латвийская ССР — 64,3; Грузинская ССР — 63,8; Се­ верный Кавказ — 63,5; Туркменская ССР— 63,3; Центр — 61,7; Азер­

байджанская

ССР — 61,7;

Узбекская ССР — 60,7; Поволжье — 66,2;

Армянская ССР — 59,2: Литовская ССР — 56,3;

Белорусская

ССР —

50,7;

Молдавская ССР — 49,2.

 

в север­

42

Н. И.

Ши ш к и н .

О создании постоянных кадров

ных районах

страны. Проблемы Севера, вып.

6, М., 1962,

стр. 25.

62


между отдельными экономическими районами приводят к существенным различиям в производительности труда, вызванным использованием менее квалифицированной рабочей силы. Например, в машиностроении удельный вес трудовых затрат в себестоимости продукции на Дальнем Востоке в 1,4 раза выше чем в Центре.

Экономико-географическое положение оказывает влияние на транспортные затраты при перевозках на различные расстояния. С точки зрения народнохозяй­ ственной значимости решающее значение имеет потреби­ тельская себестоимость. Эта себестоимость складывается из полной себестоимости продукции предприятия (себе­ стоимость франко-предприятия) и транспортных издер­ жек по доставке готовой продукции потребителю. Для таких отраслей, как угольная, лесная и деревообрабаты­ вающая, металлургия, химическая, цементная, удельный вес транспортных издержек колеблется в пределах 20— 50 процентов. В связи с этим важное значение имеет вопрос правильного размещения вновь строящегося предприятия по отношению к потребителю. Средний про­ цент расходов на перевозку грузов по железным дорогам страны составляет 4—4,5 процента от общей суммы из­ держек народного хозяйства. По данным Е. Е. Лейзеровича, если транспортные издержки превышают 4—4,5 процента, то такие продукты производства можно от­ нести к среднезависящим от положения по отношению

кпотребителю производства 43; те же, у которых при перевозке на средние расстояния (от 200—800 км) тран­ спортные расходы превышают этот предел, следует от­ нести к средне зависящим от положения по отношению

кпотребителю производства; наконец, те же, у которых при перевозке на дальние расстояния (свыше 800 км) транспортные расходы не превышают 4—4,5 процента, можно отнести к слаббзависящим от положения по от­ ношению к потребителю.

Сразвитием прогресса уменьшается зависимость территориальной организации производства от неблаго­ приятных условий природной среды. Суровость климата

43 Е. Е. Л е й з е р о в и ч. К вопросу о количественной оценке экономико-географического положения промышленного предприя­ тия.— В кн.: Количественные методы исследования в экономической географии. М., Изд-во Всесоюзного института научной и технической информации.

63

оказывает влияние на жизнь людей, их быт, сезонность работы транспорта и вызывает дополнительные затраты при строительстве и эксплуатации промышленных объ­ ектов. Неблагоприятными для размещения производства

являются

засушливые области — пустыня и полупусты­

ня,— где

отсутствие воды затрудняет промышленное и

сельскохозяйственное производство.

По данным исследователей экономики Севера, коэф­ фициент удорожания строительства в районах Севера по сравнению с обжитыми европейскими районами до­ стигает 1,5—3 и более. Например, стоимость строитель­ ства 1 м2 жилой площади в среднем по городам страны составляет 140 рублей, при этом в центре 110—150 руб­ лей, в Белоруссии — 115—180 рублей, на Украине — 120— 135 рублей, в Нижнем Поволжье— 112—117 рублей, а в Магаданской области возрастает до 350 рублей, на Сахалине — до 560 рублей, то есть в 3—4 раза выше, чем в освоенных районах страны. Известно, что едино­ временные затраты, связанные с переселением в восточ­ ные районы, составляют 7800—7500 рублей на одного трудящегося. Суровость климата Севера определяет по­ вышенные физиологические нормы питания (на 400— 500 калорий) по сравнению с центральными районами Советского Союза.

В условиях нашей страны важнейшее значение при­ обретает дифференциация физиологических потребно­ стей в пищевых веществах по различным зонам, связан­ ная с климатическими условиями. Потребность в энерге­ тических ресурсах, например, для мужчин в возрасте от 8 до 40 лет в северных районах значительно выше, чем

в центральных

и южных.

В северной зоне эта

цифра

достигает 3450

калорий,

в центральной — 3000

и юж­

ной — 2850 калорий. В северных районах страны нормы потребности в жире надо повысить не только в абсолют­ ном, но и в относительном выражении за счет уменьше­ ния в рационе количества углеводов, некоторых витами­ нов (А и Д). Напротив, в южных районах в условиях жаркого климата целесообразно обеспечить большой процент калорийности рациона за счет легкопереваримых и усваиваемых углеводов.

Итак, экономико-географическое положение влияет на социально-экономические и культурно-бытовые фак­ торы, многие из которых еще слабо изучены.

64


Специализация и вопросы территориальной концентрации производства

К. Маркс при классификации общественного

разде­

ления труда писал: «Если

иметь в виду

лишь

самый

труд, то разделение труда

общественного

производства

на его крупные роды, каковы земледелие,

промышлен­

ность и т. д., можно назвать общим

(im

Allgemeinen)

разделением труда, распределение этих родов производ­ ства на виды и подвиды — частным (im Besonderen) разделением труда, а разделение труда внутри мастер­ ской — единичным (im Einzelnen) разделением труда» 44.

Возникновение крупного машинного производства ускоряет процесс частного разделения труда. В сравни­ тельно короткие сроки выделяются новые и новейшие отрасли обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения и химической промышленности. Одно­

временно с общим и частным разделением

труда разви­

вается и единичное, т. е. разделение труда

внутри пред­

приятия.

разделения

Содержание и характер общественного

труда определяются характером господствующих произ­ водственных отношений, следовательно, социально-эко­ номическими причинами. Развитие и совершенствование техники оказывает воздействие на разделение труда. За каждым крупным изобретением в области механики сле­ дует усиление разделения труда,— писал К. Маркс,— а всякое успешное разделение труда ведет, в свою оче­ редь, к новым изобретениям в механике.

Вот почему общественное разделение труда представ­ ляет собой исключительно трудную по решению и ана­ лизу социально-экономическую проблему, тесно связан­ ную с развитием способа производства в целом.

Втеоретическом отношении значительный интерес представляет изучение вопроса о соотношении категорий разделения труда и специализации труда.

Вэкономической литературе существуют различные точки зрения на эту проблему. Многие экономисты счи­

тают специализацию одной из форм разделения труда.

44 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 23, стр. 363.

5 П-408.

65