Файл: Клюкин, Н. В. Экономико-географический анализ концентрации производства (исследования концентрации производства в производственно-территориальных комплексах).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
2 |
|||
Структура затрат на |
производство промышленной |
|
||||||||||
(в |
|
продукции |
по |
отраслям на |
1967 год37 |
|
|
|
||||
процентах к итогу |
|
всех затрат |
на |
производство) |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
В том числе |
|
|
|
||
|
|
|
Всего затрат |
|
сырье и основн. материалы |
вспомог, мате риалы |
топливо |
энергия |
амортизация |
|
заработная пла та и отчисления на соцстрах |
прочие затраты |
|
|
|
|
|
;1 |
|
|
|
|
|
|
|
Вся промышленность |
100 |
64,4 |
4,6 3,5 2,3 4Л |
16,9 |
3,4 |
|||||||
Электроэнергетика . . |
100 |
— |
5,0 54,2 |
0,1 21,3 |
14,3 |
5,0 |
||||||
Нефтедобывающая про |
100 |
_ |
6,9 |
2,1 11,2 46,3 |
17,3 |
16,2 |
||||||
мышленность |
||||||||||||
Газовая |
|
промышлен |
100 |
34,4 |
7,3 |
2,0 |
7,1 26,0 |
15,2 |
8,0 |
|||
ность . . |
промышлен |
|||||||||||
Угольная |
100 |
25,8 |
12,2 |
0,8 |
3,2 11,3 |
39,0 |
7.7 |
|||||
ность . |
. . |
|||||||||||
Торфяная |
промышлен |
100 |
8.2 |
12,5 |
4,2 |
3,6 22,7 |
41,6 |
7,2 |
||||
ность . . . |
||||||||||||
Черная |
металлургия |
100 |
55,0 |
5,9 |
10,8 |
3,4 |
7,5 |
14,1 |
3,3 |
|||
Химическая и нефтехи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
мическая промышлен |
100 |
58,3 |
6,9 |
1,5 |
8,1 |
7 ( |
15,0 |
3,2 |
||||
ность . . . |
||||||||||||
Машиностроение и ме |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
таллообрабатываю |
100 |
56,1 |
4,0 |
1,4 |
2,1 |
4,0 |
27,6 |
4,2 |
||||
щая промышленность |
||||||||||||
Ле ная, |
деревообраба |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тывающая и целлюлоз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
но-бумажная промыш |
100 |
41,6 |
5,9 |
3.6 |
1,9 |
7,-' |
31,5 |
8,2 |
||||
ленность |
. . . . |
|||||||||||
Промышленность стро |
100 |
40,2 |
5,7 |
7,4 |
4.4 |
8 7 |
25.2 |
8,4 |
||||
ительных |
материалов |
|||||||||||
в т. ч. |
цементная |
100 |
14,7 |
10,0 23,9 |
13,4 13.4 |
15,8 |
8,8 |
|||||
Легкая |
промышлен- . |
100 |
84,5 |
2,8 |
0,3 |
0,6 |
1,< |
10,0 |
0,8 |
|||
ность . |
|
|||||||||||
в т. ч. хлопчатобумаж |
100 |
80,0 |
3,5 |
0 4 |
1 6 |
1 |
8 |
12.0 |
0,7 |
|||
ная . |
|
|
||||||||||
швейная . . . |
100 |
82.3 |
0,9 |
0,1 |
0,2 |
0 |
1 |
15,0 |
1,0 |
|||
Пищевая |
промышлен |
100 |
85,9 |
3,3 |
1,2 |
0.5 |
1.8 |
5,7 |
1.6 |
|||
ность ........................... |
||||||||||||
в. т. ч мясная................ |
100 |
94,2 |
1,1 |
0.3 |
0 4 |
0,6 |
2 8 |
",6 |
||||
рыбная . . |
100 |
27,2 |
18,1 |
5,4 |
0,4 10,‘ |
25.7 |
13,0 |
|||||
Маслосыродельная . . |
,00 |
89.2 |
2,2 |
0,9 |
0,5 |
1,5 |
4,6 |
1,1 |
||||
37 Народное хозяйство СССР в 1967 |
г. Стат. ежегодник, М., 1968 г. |
|||||||||||
стр. 225, в действующих |
ценах |
1967 г. |
|
|
|
|
|
60
ревозки до данного пункта из одной базы производства равна сумме тех же показателей для такой же продук ции, привозимой из другой базы производства 38. Имеет ся еще целый ряд факторов, которые вообще еще ждут своего исследования. Н. Н. Баранский писал, что «эконо мико-географическое положение мы должны учитывать достаточно широко, имея в виду не одну только эконо мику, но и политику, стратегию и культуру» 39.
Другой не менее важный принцип количественной стоимостной оценки различных сторон экономико-гео графического положения является метод суммарных затрат на производство и транспортировку сырья и про дукции до потребителя. Экономико-географическое поло
ж ен ие пром ы ш лен ны х узлов, отдельны х промы ш ленны х
предприятий или целых районов оказывает влияние на размеры капитальных вложений. Например, по разме
рам |
капитальных вложений на |
одного |
жителя можно |
|
выделить четыре группы районов (в руб.) 40. |
||||
1. Дальневосточный — 340, |
Восточно-Сибирский — |
|||
369, |
Казахстанский — 273, |
Северо-Западный — 255, За |
||
падно-Сибирский — 222; |
Южный — 203, |
Уральский — |
||
2. Поволжский — 204, |
||||
200, |
Центральный— 196, |
Донецко-Приднепровский — |
||
183, Прибалтийский— 185; |
|
Среднеазиатский — 196, |
||
3. |
Северо-Кавказский— 158, |
|||
Закавказский — 142; |
|
|
Белорусский — |
|
4. Центрально-Черноземный— 125, |
||||
123, |
Волго-Вятский — 119, |
Юго-Западный — 90. |
||
В расчете на один кв. км больше капитальных вложе |
||||
ний |
приходится на районы Европейской |
части СССР. |
Разрывы в плотности капитальных вложений значитель ны, они колеблются от 0,3 рубля 1 кв. км на Дальнем
Востоке до |
11 |
рублей 1 кв. км в Центральном районе. |
38 См. Л. |
3. |
К а ц. Перевозки угля по железным дорогам. М., |
1959: Ю. И. Колдомасов. Экономические связи в народном хозяйстве
СССР. М.. 1963; Е. Д. Хануков. Транспорт и размещение производ ства. М., 1955; А. Е. Пробст. Размещение социалистической промыш
ленности. М., 1962. |
Экономическая география. Экономиче |
||
39 Н. |
Н. Б а р а н с к и й . |
||
ская картография. М., 1966, |
стр. |
117. |
|
40 Ш. |
П. Р о з е н ф е л ь д . |
Методология выравнивания уровней |
|
развития |
экономических районов |
СССР. М., «Экономика», 1968, |
|
стр. 39. |
|
|
|
Трудовые |
затраты занимают также |
значительный |
удельный вес в себестоимости продукции |
(расход зара |
|
ботной платы |
на единицу продукции). |
Региональные |
уровни в заработной плате страны имеют значительную дифференциацию. О различиях в уровнях заработной платы по экономическим районам страны можно делать вывод из сравнения уровня среднемесячной заработной платы рабочего на Дальнем Востоке с уровнем средне месячной заработной платы в остальных экономических районах и республиках41.
Анализ среднемесячных уровней заработной платы по экономическим районам страны показывает повыше ние уровня заработной платы в отдаленных, редко насе ленных районах. Сравнение уровней между отдельными районами дает отклонения свыше 50 процентов. Зара ботная плата в восточных районах почти в 1,5 раза выше европейской.
К сожалению, надбавки к заработной плате, имею щие место в восточных районах страны, не ликвидируют имеющего места несоответствия между наличием рабо чей силы и потребностью в трудовых ресурсах. Одна из причин подобного несоответствия кроется в том, что по ток рабочей силы не поспевает за изменениями в скла дывающейся потребности в труде по отдельным районам страны. Помимо того существующая система поясных цен и различий в степени пользования колхозным рын ком приводит к тому, что расходы населения отдельных
районов (например, Севера) |
на приобретение |
продо |
вольственных и промышленных товаров также |
различ |
|
ны 42. Эти различия столь |
существенны, что |
только |
частично компенсируются районными надбавками. Нако
нец, различия в обеспеченности |
трудовыми ресурсами |
41 Дальний Восток— 100 (з %); |
Восточная Сибирь— 74,5; Ка |
рельская АССР — 72; Северо-Запад — 71,5; Урал — 69,7; Казахская ССР — 69,4; Эстонская ССР — 69,3; Север — 69,1; Украинская ССР— 67,7; Западная Сибирь — 66,2; Киргизская ССР — 65,7; Таджикская ССР — 65,2; Латвийская ССР — 64,3; Грузинская ССР — 63,8; Се верный Кавказ — 63,5; Туркменская ССР— 63,3; Центр — 61,7; Азер
байджанская |
ССР — 61,7; |
Узбекская ССР — 60,7; Поволжье — 66,2; |
|||
Армянская ССР — 59,2: Литовская ССР — 56,3; |
Белорусская |
ССР — |
|||
50,7; |
Молдавская ССР — 49,2. |
|
в север |
||
42 |
Н. И. |
Ши ш к и н . |
О создании постоянных кадров |
||
ных районах |
страны. Проблемы Севера, вып. |
6, М., 1962, |
стр. 25. |
62
между отдельными экономическими районами приводят к существенным различиям в производительности труда, вызванным использованием менее квалифицированной рабочей силы. Например, в машиностроении удельный вес трудовых затрат в себестоимости продукции на Дальнем Востоке в 1,4 раза выше чем в Центре.
Экономико-географическое положение оказывает влияние на транспортные затраты при перевозках на различные расстояния. С точки зрения народнохозяй ственной значимости решающее значение имеет потреби тельская себестоимость. Эта себестоимость складывается из полной себестоимости продукции предприятия (себе стоимость франко-предприятия) и транспортных издер жек по доставке готовой продукции потребителю. Для таких отраслей, как угольная, лесная и деревообрабаты вающая, металлургия, химическая, цементная, удельный вес транспортных издержек колеблется в пределах 20— 50 процентов. В связи с этим важное значение имеет вопрос правильного размещения вновь строящегося предприятия по отношению к потребителю. Средний про цент расходов на перевозку грузов по железным дорогам страны составляет 4—4,5 процента от общей суммы из держек народного хозяйства. По данным Е. Е. Лейзеровича, если транспортные издержки превышают 4—4,5 процента, то такие продукты производства можно от нести к среднезависящим от положения по отношению
кпотребителю производства 43; те же, у которых при перевозке на средние расстояния (от 200—800 км) тран спортные расходы превышают этот предел, следует от нести к средне зависящим от положения по отношению
кпотребителю производства; наконец, те же, у которых при перевозке на дальние расстояния (свыше 800 км) транспортные расходы не превышают 4—4,5 процента, можно отнести к слаббзависящим от положения по от ношению к потребителю.
Сразвитием прогресса уменьшается зависимость территориальной организации производства от неблаго приятных условий природной среды. Суровость климата
43 Е. Е. Л е й з е р о в и ч. К вопросу о количественной оценке экономико-географического положения промышленного предприя тия.— В кн.: Количественные методы исследования в экономической географии. М., Изд-во Всесоюзного института научной и технической информации.
63
оказывает влияние на жизнь людей, их быт, сезонность работы транспорта и вызывает дополнительные затраты при строительстве и эксплуатации промышленных объ ектов. Неблагоприятными для размещения производства
являются |
засушливые области — пустыня и полупусты |
ня,— где |
отсутствие воды затрудняет промышленное и |
сельскохозяйственное производство.
По данным исследователей экономики Севера, коэф фициент удорожания строительства в районах Севера по сравнению с обжитыми европейскими районами до стигает 1,5—3 и более. Например, стоимость строитель ства 1 м2 жилой площади в среднем по городам страны составляет 140 рублей, при этом в центре 110—150 руб лей, в Белоруссии — 115—180 рублей, на Украине — 120— 135 рублей, в Нижнем Поволжье— 112—117 рублей, а в Магаданской области возрастает до 350 рублей, на Сахалине — до 560 рублей, то есть в 3—4 раза выше, чем в освоенных районах страны. Известно, что едино временные затраты, связанные с переселением в восточ ные районы, составляют 7800—7500 рублей на одного трудящегося. Суровость климата Севера определяет по вышенные физиологические нормы питания (на 400— 500 калорий) по сравнению с центральными районами Советского Союза.
В условиях нашей страны важнейшее значение при обретает дифференциация физиологических потребно стей в пищевых веществах по различным зонам, связан ная с климатическими условиями. Потребность в энерге тических ресурсах, например, для мужчин в возрасте от 8 до 40 лет в северных районах значительно выше, чем
в центральных |
и южных. |
В северной зоне эта |
цифра |
достигает 3450 |
калорий, |
в центральной — 3000 |
и юж |
ной — 2850 калорий. В северных районах страны нормы потребности в жире надо повысить не только в абсолют ном, но и в относительном выражении за счет уменьше ния в рационе количества углеводов, некоторых витами нов (А и Д). Напротив, в южных районах в условиях жаркого климата целесообразно обеспечить большой процент калорийности рациона за счет легкопереваримых и усваиваемых углеводов.
Итак, экономико-географическое положение влияет на социально-экономические и культурно-бытовые фак торы, многие из которых еще слабо изучены.
64
Специализация и вопросы территориальной концентрации производства
К. Маркс при классификации общественного |
разде |
|||
ления труда писал: «Если |
иметь в виду |
лишь |
самый |
|
труд, то разделение труда |
общественного |
производства |
||
на его крупные роды, каковы земледелие, |
промышлен |
|||
ность и т. д., можно назвать общим |
(im |
Allgemeinen) |
разделением труда, распределение этих родов производ ства на виды и подвиды — частным (im Besonderen) разделением труда, а разделение труда внутри мастер ской — единичным (im Einzelnen) разделением труда» 44.
Возникновение крупного машинного производства ускоряет процесс частного разделения труда. В сравни тельно короткие сроки выделяются новые и новейшие отрасли обрабатывающей промышленности, особенно машиностроения и химической промышленности. Одно
временно с общим и частным разделением |
труда разви |
вается и единичное, т. е. разделение труда |
внутри пред |
приятия. |
разделения |
Содержание и характер общественного |
труда определяются характером господствующих произ водственных отношений, следовательно, социально-эко номическими причинами. Развитие и совершенствование техники оказывает воздействие на разделение труда. За каждым крупным изобретением в области механики сле дует усиление разделения труда,— писал К. Маркс,— а всякое успешное разделение труда ведет, в свою оче редь, к новым изобретениям в механике.
Вот почему общественное разделение труда представ ляет собой исключительно трудную по решению и ана лизу социально-экономическую проблему, тесно связан ную с развитием способа производства в целом.
Втеоретическом отношении значительный интерес представляет изучение вопроса о соотношении категорий разделения труда и специализации труда.
Вэкономической литературе существуют различные точки зрения на эту проблему. Многие экономисты счи
тают специализацию одной из форм разделения труда.
44 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 23, стр. 363.
5 П-408. |
65 |