Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
торами объективного характера, подтверждает ее целесообраз
ность.
Возникает вопрос: по какому показателю следует группиро вать автотранспортные предприятия для установления нормы платц за фонды? Чтобы нормы платы были стабильными и обеспе чивали необходимые соотношения в распределении прибыли, они должны устанавливаться по предприятиям, сгруппированным не по каким-то формальным признакам, а на основе научно обосно ванного анализа с учетом выявления влияния основных факторов (как объективных, так и субъективных) на рентабельность пред приятий.
Сложность установления групповых норм обусловлена тем, что в одной и той же отрасли автотранспортные предприятия нахо дятся в неодинаковых технико-экономических условиях и имеют разную рентабельность. Ее уровень определяется не только уси лиями самих предприятий, но и факторами, не зависящими от них: структурой подвижного состава, дорожно-климатическими условиями, структурой основных производственных фондов и т. д.
Те автотранспортные предприятия, которые работают в отно сительно лучших условиях, получают дополнительную прибыль, связанную с более высокой степенью технической оснащенности, и от того, как она будет распределена, в значительной степени за висит заинтересованность коллектива в повышении эффективно сти производства. Предприятия, работающие в средних для дан ной отрасли условиях, этой дополнительной прибыли не полу чают.
Следовательно, для каждой группы предприятий необходимо установить свои пропорции, определяющие распределение прибы ли через механизм платы за фонды и фиксированных платежей. В каждой группе должны оказаться предприятия с равными про изводственными возможностями, которым при равном уровне ра боты обеспечивается равный уровень рентабельности. В этих условиях различия предприятий по фактической рентабельности определяются факторами, зависящими от предприятия. Поэтому принципы группировки должны обеспечивать распределение пред приятий не по сложившемуся, а по объективно возможному уров ню рентабельности.
Наилучших результатов дает группировка автотранспортных предприятий по показателю выравненной рентабельности. Вырав нивать рентабельность следует при помощи многофакторной кор реляционной модели. При этом в модель нужно включать показа тели, характеризующие структуру и степень использования основ ных производственных фондов — среднюю грузоподъемность, удельный вес активной части основных фондов, технико-эксплуа тационные показатели использования подвижного состава.
Экономическое назначение фиксированных платежей состоит в том, чтобы при помощи прямого изъятия части прибыли, полу ченной предприятием по независящим от него причинам, прибли-
]«8
зить его расчетную рентабельность, по которой определяются фонды экономического стимулирования к ее среднеотраслево
му уровню.
Если установить для высокорентабельных предприятий повы шенную норму платы за фонды (с целью изъятия у них излишней прибыли), это будет тормозить технический прогресс, что приве дет к сдерживанию в создании новых производственных фондов, тогда как для народного хозяйства выгодно расширить производ ство именно на высокорентабельных предприятиях. Поэтому там, где рентабельность по независящим от автотранспортного пред приятия причинам превышает среднеотраслевой уровень, установ ление обоснованных пропорций в распределении прибыли и уси лении стимулирующей роли платы, за фонды может быть достиг нуто введением фиксированных платежей за счет соответствую щего сокращения свободного остатка прибыли.
Необходимым условием рациональной организации системы фиксированных платежей является выбор правильного метода определения их размеров. Этот метод должен отвечать экономи ческим функциям и назначению указанных платежей и учитывать особенности ценообразования, производства и реализации транс портной продукции. В то же время при выборе этого метода важ но обеспечить, чтобы определение размеров фиксированных пла тежей не приводило к снижению материальной заинтересованно сти автотранспортных предприятий в повышении технического уровня и улучшения их работы. Кроме того, порядок установ ления фиксированных платежей в бюджет должен предусмотреть простоту их начисления и удобство расчетов с финансовыми органами.
В промышленности действуют следующие методы установле ния фиксированных платежей в бюджет: в рублях и копейках с единицы измерения продукции, в процентах к оптовой стоимости реализованной продукции, а также в твердых суммах для пред приятия.
На автомобильном транспорте фиксированные платежи следу ет устанавливать в процентах к сумме доходов автотранспортных предприятий от перевозочной деятельности.
Размер фиксированных платежей для конкретных предприятий целесообразнее всего определять как процентное отношение ча сти свободного остатка прибыли, образованного автотранспорт ным предприятием по независящим от него причинам, к сумме доходов от перевозок и транспортно-экспедиционных услуг. Что бы определить необходимую часть свободного остатка прибыли, изымаемую в бюджет в виде фиксированного платежа, следует использовать показатель выравненной рентабельности. При этом сумма фиксированного платежа будет составлять разницу между прибылью, которую имело бы автотранспортное предприятие при выравненной рентабельности, и прибылью, которую оно имело бы,
если бы его рентабельность находилась на среднеотраслевом уровне.
103
Так, например, |
если среднеотраслевая рентабельность равна 28%, плано |
||||||||
вая рентабельность |
автотранспортного |
предприятия — 42%, |
выравненная |
рен |
|||||
табельность — 36%, |
среднегодовая |
сумма производственных |
фондов— 1000 тыс. |
||||||
руб., сумма доходов по плану— 1500 |
тыс. |
руб., |
балансовая |
прибыль |
при |
||||
среднеотраслевой |
рентабельности — 280 |
тыс. |
руб., |
то размер |
фиксированного |
||||
платежа составит |
„ |
/3 6 0 -2 S 0 1АЛ\ |
|
|
|
|
|
|
|
0,3 % I — |
100 1, |
|
|
|
|
|
|||
При этом необходимо иметь в виду, что фиксированные плате |
|||||||||
жи могут быть установлены |
только по автотранспортным пред |
||||||||
приятиям, которые имеют рентабельность выше, чем |
в среднем |
||||||||
по отрасли. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Широкое внедрение в практику системы фиксированных пла тежей в значительной степени повысит стимулирующую роль пла ты за фонды.
Г л а в а VI
СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА
Важнейшими рычагами экономического стимулирования' тех нического прогресса является фонд развития производства, пре мирование работников за создание и содействие внедрению меро приятий новой техники, материальное поощрение рационализатор ства, всемерное моральное поощрение технического совершенство вания производства.
Важное значение в стимулировании ускоренного технического прогресса на предприятиях имеет также существующий порядок распределения прибыли и методика образования фондов экономи ческого стимулирования, так как с возрастанием уровня рента бельности производства за счет внедрения эффективных меропри ятий по новой технике увеличиваются размеры этих фондов и сум ма прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий. Льготное кредитование затрат по новой технике призвано усилить заинтере сованность предприятий в выполнении таких работ.
Положительную роль в стимулировании обновления основных фондов сыграл установленный порядок, по которому средства, по лученные предприятием от реализации излишних и неиспользуе мых машин и других видов неиспользуемых основных фондов, направляются в фонд развития производства.
Положением о социалистическом государственном предприя тии расширены права предприятий в использовании амортизаци онных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт основных фондов. Из этих средств предприятия могут приобре тать новое оборудование для замены устаревшего, если его ре монт экономически не оправдывается. Это также содействует
ускорению технического совершенствования применяемого обору дования.
ПО
1.Роль фонда развития производства в укреплении производственно-технической базы
Для выполнения задач, поставленных XXIV съездом Комму нистической партии перед автомобильным транспортом, требуется постоянно расширять и совершенствовать производственно-техни ческую базу автотранспортных предприятий на основе эффектив ного использования всех источников капитальных вложений как централизованных, так и нецентрализованных.
В истекшей пятилетке централизованные капитальные вложе ния направлялись главным образом на создание ремонтно-профи лактической базы для пассажирского подвижного состава путем строительства новых автобусных и таксомоторных автотранспорт ных предприятий в областных центрах и крупных промышленных городах, автотранспортно-экспедиционных предприятий, а также на расширение авторемонтных предприятий.
Большой объем капитальных вложений выполнен за счет фон да развития производства и других централизованных источников финансирования. В результате за пятилетие обустроенность авто транспортных предприятий (наличие основных производственных фондов в расчете на один списочный автомобиль) возросла с 1218 до 2665 руб., т. е. почти в 2,2 раза. Степень обустроенности значи тельно приблизилась к нормативному уровню. Количество постов для ремонта и технического обслуживания в автотранспортных предприятиях увеличилось в 2 раза.
Автотранспортные предприятия большое внимание уделяют строительству теплых гаражей для хранения автомобилей и уст ройству открытых площадок для стоянок автомобилей с паро- и воздухоподогревом. С 1966 г. таких площадок в Казахстане обо рудовано на 30 712 автомобиле-мест и доведено до 41 480 автомо- биле-мест. Количество механизированных моечных постов увели чилось с 93 до 224.
В текущей пятилетке объем централизованных капитальных вложений не увеличивается. Поэтому все большая роль в созда нии основных производственных фондов отводится фонду разви
тия производства. В этих условиях |
весьма важно выяснить |
место фонда развития производства |
в системе капитальных |
вложений. |
|
Сложившаяся на автомобильном транспорте практика финан сирования капитальных вложений основана на следующем рас пределении сфер применения источников воспроизводства основ ных производственных фондов. Централизованныекапитальные вложения преимущественно направляются на строительство новых автотранспортных предприятий, пассажирских автовокзалов и автостанций, централизованных баз технического обслуживания автомобилей, а также приобретения нового подвижного со става.
За счет фонда развития производства осуществляются капи тальные затраты производственного характера, связанные с вне
111