Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

торами объективного характера, подтверждает ее целесообраз­

ность.

Возникает вопрос: по какому показателю следует группиро­ вать автотранспортные предприятия для установления нормы платц за фонды? Чтобы нормы платы были стабильными и обеспе­ чивали необходимые соотношения в распределении прибыли, они должны устанавливаться по предприятиям, сгруппированным не по каким-то формальным признакам, а на основе научно обосно­ ванного анализа с учетом выявления влияния основных факторов (как объективных, так и субъективных) на рентабельность пред­ приятий.

Сложность установления групповых норм обусловлена тем, что в одной и той же отрасли автотранспортные предприятия нахо­ дятся в неодинаковых технико-экономических условиях и имеют разную рентабельность. Ее уровень определяется не только уси­ лиями самих предприятий, но и факторами, не зависящими от них: структурой подвижного состава, дорожно-климатическими условиями, структурой основных производственных фондов и т. д.

Те автотранспортные предприятия, которые работают в отно­ сительно лучших условиях, получают дополнительную прибыль, связанную с более высокой степенью технической оснащенности, и от того, как она будет распределена, в значительной степени за­ висит заинтересованность коллектива в повышении эффективно­ сти производства. Предприятия, работающие в средних для дан­ ной отрасли условиях, этой дополнительной прибыли не полу­ чают.

Следовательно, для каждой группы предприятий необходимо установить свои пропорции, определяющие распределение прибы­ ли через механизм платы за фонды и фиксированных платежей. В каждой группе должны оказаться предприятия с равными про­ изводственными возможностями, которым при равном уровне ра­ боты обеспечивается равный уровень рентабельности. В этих условиях различия предприятий по фактической рентабельности определяются факторами, зависящими от предприятия. Поэтому принципы группировки должны обеспечивать распределение пред­ приятий не по сложившемуся, а по объективно возможному уров­ ню рентабельности.

Наилучших результатов дает группировка автотранспортных предприятий по показателю выравненной рентабельности. Вырав­ нивать рентабельность следует при помощи многофакторной кор­ реляционной модели. При этом в модель нужно включать показа­ тели, характеризующие структуру и степень использования основ­ ных производственных фондов — среднюю грузоподъемность, удельный вес активной части основных фондов, технико-эксплуа­ тационные показатели использования подвижного состава.

Экономическое назначение фиксированных платежей состоит в том, чтобы при помощи прямого изъятия части прибыли, полу­ ченной предприятием по независящим от него причинам, прибли-

]«8


зить его расчетную рентабельность, по которой определяются фонды экономического стимулирования к ее среднеотраслево­

му уровню.

Если установить для высокорентабельных предприятий повы­ шенную норму платы за фонды (с целью изъятия у них излишней прибыли), это будет тормозить технический прогресс, что приве­ дет к сдерживанию в создании новых производственных фондов, тогда как для народного хозяйства выгодно расширить производ­ ство именно на высокорентабельных предприятиях. Поэтому там, где рентабельность по независящим от автотранспортного пред­ приятия причинам превышает среднеотраслевой уровень, установ­ ление обоснованных пропорций в распределении прибыли и уси­ лении стимулирующей роли платы, за фонды может быть достиг­ нуто введением фиксированных платежей за счет соответствую­ щего сокращения свободного остатка прибыли.

Необходимым условием рациональной организации системы фиксированных платежей является выбор правильного метода определения их размеров. Этот метод должен отвечать экономи­ ческим функциям и назначению указанных платежей и учитывать особенности ценообразования, производства и реализации транс­ портной продукции. В то же время при выборе этого метода важ­ но обеспечить, чтобы определение размеров фиксированных пла­ тежей не приводило к снижению материальной заинтересованно­ сти автотранспортных предприятий в повышении технического уровня и улучшения их работы. Кроме того, порядок установ­ ления фиксированных платежей в бюджет должен предусмотреть простоту их начисления и удобство расчетов с финансовыми органами.

В промышленности действуют следующие методы установле­ ния фиксированных платежей в бюджет: в рублях и копейках с единицы измерения продукции, в процентах к оптовой стоимости реализованной продукции, а также в твердых суммах для пред­ приятия.

На автомобильном транспорте фиксированные платежи следу­ ет устанавливать в процентах к сумме доходов автотранспортных предприятий от перевозочной деятельности.

Размер фиксированных платежей для конкретных предприятий целесообразнее всего определять как процентное отношение ча­ сти свободного остатка прибыли, образованного автотранспорт­ ным предприятием по независящим от него причинам, к сумме доходов от перевозок и транспортно-экспедиционных услуг. Что­ бы определить необходимую часть свободного остатка прибыли, изымаемую в бюджет в виде фиксированного платежа, следует использовать показатель выравненной рентабельности. При этом сумма фиксированного платежа будет составлять разницу между прибылью, которую имело бы автотранспортное предприятие при выравненной рентабельности, и прибылью, которую оно имело бы,

если бы его рентабельность находилась на среднеотраслевом уровне.

103



Так, например,

если среднеотраслевая рентабельность равна 28%, плано­

вая рентабельность

автотранспортного

предприятия — 42%,

выравненная

рен­

табельность — 36%,

среднегодовая

сумма производственных

фондов— 1000 тыс.

руб., сумма доходов по плану— 1500

тыс.

руб.,

балансовая

прибыль

при

среднеотраслевой

рентабельности — 280

тыс.

руб.,

то размер

фиксированного

платежа составит

/3 6 0 -2 S 0 1АЛ\

 

 

 

 

 

 

0,3 % I —

100 1,

 

 

 

 

 

При этом необходимо иметь в виду, что фиксированные плате­

жи могут быть установлены

только по автотранспортным пред­

приятиям, которые имеют рентабельность выше, чем

в среднем

по отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Широкое внедрение в практику системы фиксированных пла­ тежей в значительной степени повысит стимулирующую роль пла­ ты за фонды.

Г л а в а VI

СТИМУЛИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Важнейшими рычагами экономического стимулирования' тех­ нического прогресса является фонд развития производства, пре­ мирование работников за создание и содействие внедрению меро­ приятий новой техники, материальное поощрение рационализатор­ ства, всемерное моральное поощрение технического совершенство­ вания производства.

Важное значение в стимулировании ускоренного технического прогресса на предприятиях имеет также существующий порядок распределения прибыли и методика образования фондов экономи­ ческого стимулирования, так как с возрастанием уровня рента­ бельности производства за счет внедрения эффективных меропри­ ятий по новой технике увеличиваются размеры этих фондов и сум­ ма прибыли, оставляемой в распоряжении предприятий. Льготное кредитование затрат по новой технике призвано усилить заинтере­ сованность предприятий в выполнении таких работ.

Положительную роль в стимулировании обновления основных фондов сыграл установленный порядок, по которому средства, по­ лученные предприятием от реализации излишних и неиспользуе­ мых машин и других видов неиспользуемых основных фондов, направляются в фонд развития производства.

Положением о социалистическом государственном предприя­ тии расширены права предприятий в использовании амортизаци­ онных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт основных фондов. Из этих средств предприятия могут приобре­ тать новое оборудование для замены устаревшего, если его ре­ монт экономически не оправдывается. Это также содействует

ускорению технического совершенствования применяемого обору­ дования.

ПО


1.Роль фонда развития производства в укреплении производственно-технической базы

Для выполнения задач, поставленных XXIV съездом Комму­ нистической партии перед автомобильным транспортом, требуется постоянно расширять и совершенствовать производственно-техни­ ческую базу автотранспортных предприятий на основе эффектив­ ного использования всех источников капитальных вложений как централизованных, так и нецентрализованных.

В истекшей пятилетке централизованные капитальные вложе­ ния направлялись главным образом на создание ремонтно-профи­ лактической базы для пассажирского подвижного состава путем строительства новых автобусных и таксомоторных автотранспорт­ ных предприятий в областных центрах и крупных промышленных городах, автотранспортно-экспедиционных предприятий, а также на расширение авторемонтных предприятий.

Большой объем капитальных вложений выполнен за счет фон­ да развития производства и других централизованных источников финансирования. В результате за пятилетие обустроенность авто­ транспортных предприятий (наличие основных производственных фондов в расчете на один списочный автомобиль) возросла с 1218 до 2665 руб., т. е. почти в 2,2 раза. Степень обустроенности значи­ тельно приблизилась к нормативному уровню. Количество постов для ремонта и технического обслуживания в автотранспортных предприятиях увеличилось в 2 раза.

Автотранспортные предприятия большое внимание уделяют строительству теплых гаражей для хранения автомобилей и уст­ ройству открытых площадок для стоянок автомобилей с паро- и воздухоподогревом. С 1966 г. таких площадок в Казахстане обо­ рудовано на 30 712 автомобиле-мест и доведено до 41 480 автомо- биле-мест. Количество механизированных моечных постов увели­ чилось с 93 до 224.

В текущей пятилетке объем централизованных капитальных вложений не увеличивается. Поэтому все большая роль в созда­ нии основных производственных фондов отводится фонду разви­

тия производства. В этих условиях

весьма важно выяснить

место фонда развития производства

в системе капитальных

вложений.

 

Сложившаяся на автомобильном транспорте практика финан­ сирования капитальных вложений основана на следующем рас­ пределении сфер применения источников воспроизводства основ­ ных производственных фондов. Централизованныекапитальные вложения преимущественно направляются на строительство новых автотранспортных предприятий, пассажирских автовокзалов и автостанций, централизованных баз технического обслуживания автомобилей, а также приобретения нового подвижного со­ става.

За счет фонда развития производства осуществляются капи­ тальные затраты производственного характера, связанные с вне­

111