Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
увеличивается доля прибыли, оставляемая в распоряжении пред приятий на финансирование различных плановых затрат.
Положительным в структуре распределения прибыли следует отметить значительное сокращение платежей в бюджет в виде свободного остатка прибыли при одновременном усилении роли платы за фонды во взаимоотношениях предприятий с государ ством.
В условиях реформы произошли изменения в использовании прибыли автомобильного транспорта. Во-первых, появились новые формы платежей в бюджет— плата за основные производствен ные фонды и оборотные средства. Во-вторых, значительно повы сился удельный вес прибыли, направляемой на покрытие плано вых затрат самих предприятий. Особенно значительно возросла та часть прибыли, которая используется для образования фондов экономического стимулирования. Такой большой рост фондов сти мулирования обусловлен, с одной стороны, тем, что при переводе предприятий на новые условия работы до 90% прибыли, полу ченной за счет дополнительно принятых обязательств, направля лось на образование этих фондов, и, с другой — успешным выпол нением и перевыполнением планов по объемам перевозок, прибы
ли и рентабельности. |
Несколько возросла также роль прибыли |
|
в финансировании централизованных капитальных |
вложений, |
|
прироста норматива |
собственных оборотных средств |
и других |
плановых затрат. |
|
|
Постоянный рост прибыльности предприятий является глав ным условием увеличения национального дохода и повышения, следовательно, благосостояния народа. Поэтому сочетание мате риальных интересов каждого работника и коллектива в целом с конечными результатами деятельности всего предприятия осуще ствляется прежде всего через прибыль путем распределения и ис пользования определенной ее доли на поощрение и удовлетворе ние социально-культурных и бытовых нужд работников. Таким образом, прибыль является связующим звеном экономических ин тересов общества в целом, коллективов предприятий и отдельных работников. Из этого объективно вытекает место и роль прибыли как рычага и источника экономического стимулирования эффек тивного развития производства. С превращением в источник и ме ру материального поощрения прибыль приобрела огромную сти мулирующую роль.
Выполнение плана прибыли является обязательным условием премирования руководящих, инженерно-технических работников и служащих. Для грузовых автотранспортных предприятий рост прибыли определен в качестве одного из фондообразующих пока зателей. Но и для пассажирских автотранспортных предприятий прибыль имеет известную связь с фондообразующим показате лем — ростом доходов от перевозок, так как с увеличением сум мы доходов при прочих равных условиях возрастает также и мас са прибыли.
21
Однако стимулирующее значение прибыли этим не ограничи вается. Она представляет собой определяющую составную часть фондообразующего показателя — рентабельность. По уровню рен табельности в автотранспортных предприятиях формируется бо лее 60% общей суммы фондов поощрения. Таким образом, при быль участвует и в качестве непосредственного фондообразующе го показателя в предприятиях, для которых первый норматив установлен за темп роста прибыли, и в качестве определяющей составной другого фондообразующего показателя — рентабель
ности.
При определении места и роли прибыли в экономическом сти мулировании следует иметь в виду, что она служит единственным источником образования фондов поощрения. Система, при которой эти фонды создаются за счет собственной прибыли, ставит дея тельность предприятий на совершенно конкретную хозрасчетную основу. Но следует отметить, что механизм распределения при были еще недостаточно совершенен. Необоснованно большим остается свободный остаток, особенно у высокоренбательных пред приятий, что снижает стимулирующую роль других экономиче ских рычагов, в том числе и системы распределения прибыли.
Хотя относительный размер свободного остатка прибыли име ет тенденцию к снижению, на ее долю приходится половина всей суммы платежей в бюджет. Следует подчеркнуть, что полностью избежать эту форму платежей нельзя. Наличие определенной суммы свободной прибыли на автомобильном транспорте вызыва ется объективной необходимостью, так как в работе автотранс портных предприятий наблюдается выраженная сезонность, себе стоимость перевозок в зимний период по ряду причин значительно выше, чем в остальное время года.
В результате более 60% годовой суммы прибыли автотранс портные предприятия получают во II и III кварталах. Прибыль ность I квартала в 2,5 раза ниже III квартала. Для обеспечения нормальной работы автотранспортных предприятий они должны получать прибыль, обеспечивающую по крайней мере покрытие их минимальных нужд в I квартале.
Если даже повысить плату за фонды до уровня, исключаю щего наличие свободной прибыли в I квартале, она останется в других наиболее рентабельных кварталах. В табл. 3 приведены
данные о сложившемся |
распределении по |
отдельным периодам |
||||||||
года свободного |
остатка |
прибыли, |
вносимого автотранспортными |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3 |
|
|
|
Кварталы |
|
|
|
|
Кварталы |
|
||
Годы |
I |
п |
ill |
IV |
Годы |
I |
п |
III |
IV |
|
|
|
|||||||||
1С68 |
11,5 |
25,6 |
42,1 |
20,8 |
1971' |
6,3 |
31,6 |
40,7 |
21,4 |
|
1969 |
16,6 |
27,9 |
48,2 |
7,3 |
1972 |
7,9 |
зз;2 |
38,1 |
2 0 ,8 |
|
1970 |
10,4 |
36,7 |
36,4 |
16,5 |
|
|
|
|
|
22
предприятиями в бюджет (в процентах к годовой сумме пла
тежей).
/В I и IV кварталах свободный остаток прибыли имеет огра
ниченное число предприятий — одна треть их общего |
количества. |
А по значительному кругу предприятий собственная |
прибыль в |
этих кварталах даже не обеспечивает покрытие своих плановых нужд. Такие предприятия получают дотацию за счет перераспре деления прибыли высокорентабельных хозяйств. Это снижает сти мулирующую роль категории прибыли, в известной мере наруша ет принципы полного хозяйственного расчета.
Для сокращения размеров дотации необходимо проводить ра боту по обеспечению систематического роста прибыльности низ-' ■нерентабельных предприятий и ограничивать по ним плановые затраты на те периоды, в которых не хватает собственной ирибыли. При этом основными регулирующими статьями расходов являются отчисления в фонды экономического стимулирования, затраты из прибыли на плановые капитальные вложения, прирост норматива собственных оборотных средств и т. п. Ограничение отчислений в фонды экономического стимулирования при недоста точности в соответствующем периоде собственных источников (без сокращения общего годового размера полагающихся фондов по утвержденным нормативам) не ущемляет интересы предприя тий, так как выплата премий и другие расходы в этом случае производятся путем разномерного в течение года использования созданных фондов в наиболее рентабельных кварталах.
В свою очередь, планирование образования фондов и прове дение других затрат по кварталам в зависимости от наличия ис точников принуждает предприятия изыскивать резервы повыше ния рентабельности работы транспорта в I и IV кварталах. На ряду с этим требуется постоянно совершенствовать тарифы на автомобильные перевозки с тем, чтобы наиболее правильно учесть в них объективные условия работы автотранспортных пред приятий.
Прибыль нельзя рассматривать как всеобъемлющий и един ственный фактор стимулирования. Ее стимулирующая роль в ко нечном счете проявляется не изолированно, а в тесной взаимо связи со всем комплексом инструментов экономического воздей ствия. Так, мера стимулирующего влияния прибыли на автомо бильном транспорте зависит от уровня и совершенства системы цен на потребляемые материалы и тарифов на перевозки, значе ния доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия (на образование фондов экономического стимулирования и фи нансирование других плановых расходов), уровня ставок платы за производственные фонды и фиксированных платежей, соотно шения размера премиальных выплат из прибыли и заработной платы, правильной увязки материального поощрения с показате лями прибыли и ряда других факторов.
Рель прибыли, как синтетического показателя и мерила ко нечное результата деятельности автотранспортного предприятия,
23
фондообразующего показателя и источника средств фондов эко номического стимулирования, как важнейшей основы хозяйствен ного расчета и экономических отношений предприятий с государ ством должна повышаться по мере того, как методология плани рования и ценообразования, принципа определения эффективно сти производства и новой техники позволит все в большей степе ни овладеть рычагами централизованного регулирования движе нием прибыли в тесном ее взаимодействии со всеми другими стоимостными категориями.
2.Совершенствование образования и использования фондов стимулирования
Врешениях XXIV съезда КПСС поставлена задача обеспечить дальнейшее совершенствование системы планирования и экономи ческого стимулирования производства, усиление воздействия хо зяйственной реформы на ускорение научно-технического прогрес са, роста производительности труда и повышение заинтересован ности предприятий в более высоких плановых заданиях. С этой целью по мере развития и углубления принципов реформы необ ходимо систематически совершенствовать формирование, распре деление и использование фондов поощрения.
Система образования поощрительных фондов занимает важ нейшее место в практическом осуществлении хозяйственной ре формы и во всем экономическом стимулировании. В основу фор
мирования фондов экономического стимулирования положен прин цип: увеличение этих фондов должно непосредственно опреде ляться ростом производства и повышением его эффективности. Чем лучше потрудится коллектив на пользу общества, тем боль ше благ он получит. Это ориентирует предприятия на достижение более высоких результатов, способствует развитию социалистиче ского соревнования, быстрейшему заимствованию передового опы та и тем самым ускорению темпов роста всего общественного производства.
Работа автотранспортных предприятий по новой системе подтвердила ее положительное влияние на экономическое разви тие автомобильного транспорта. Наряду с этим выявился ряд не достатков ка|К в самой системе, так и в практике, ее осуществле ния. Отсутствие на предприятиях перспективных планов с их раз бивкой по годам препятствовало созданию стабильных норма тивов длительного действия и приводило к тому, что фонды
предприятий формировались без учета долголетних резуль татов.
Нормативы фондообразования рассчитывались на основе сло жившихся темпов роста прибыли или доходов за предыдущие два года и фактически достигнутого уровня расчетной рентабельности. Поэтому фонды стимулирования в плане формировались без уче та возможностей предприятий. Такие нормативы ориентировали их лишь на удержание достигнутых ранее темповых показателей,
24
что не соответствует задачам ускоренного развития автомобиль ного транспорта в текущем пятилетии.
Автотранспортные предприятия начали работать по-новому с разными размерами средств фондов в зависимости от имевших ся у них ресурсов, причем дифференциация уровня обеспеченно сти фондами из года в год усиливалась.
Те предприятия, которые за счет получения значительного количества новых автомобилей обеспечивали ускоренные темпы прироста доходов, прибыли и рентабельности, получали незаслу женно большие суммы фондов поощрения, в то же время по пред приятиям, работающим с имеющимся парком автомобилей, отно сительный размер этих фондов снижался.
Особенно в неблагоприятных условиях при таком порядке фондообразования оказались предприятия пассажирского транс порта, в первую очередь, автобусные парки, обслуживающие го родские маршруты, по которым показатель рентабельности по стоянно снижается. Дело в том, что тариф за проезд на городских маршрутах установлен в размере.5 коп., а расходы в расчете на каждого перевезенного пассажира имеют тенденцию к росту. Это объясняется увеличением среднего расстояния поездки пассажи ров по мере расширения границ городов, снижением коэффициен та наполняемости автобусов ввиду увеличения их количества и повышения культуры обслуживания, а также обновлением парка более комфортабельными и, следовательно, более дорогими авто бусами.
В результате всего этого к началу девятой пятилетки сложи лись необоснованные различия в размерах фондов поощрения по отдельным предприятиям.
Ниже приведен фонд материального поощрения в процентах к фонду заработной платы по некоторым управлениям и автотре стам Казахстана за 1970 г.:
Алма-Атинский |
|
облавтотрест...................................................................... |
11,6 |
||
Алма-Атинский пассажирский автотрест................................................... |
8,2 |
||||
Алма-Атинское |
|
автоуправление......................................................................... |
10,4 |
||
Актюбинский а в т о т р е с т ...................................................................................... |
|
7 , 8 |
|||
Восточно-Казахстанский грузовой автотрест........................................... |
8,0 |
||||
Восточно-Казахстанский |
пассажирский а в тотр ест ............................. |
7,1 |
|||
Джамбулскчй |
грузовой |
а в т о т р е с т .......................................................... |
10,7 |
||
Джамбулскнй |
пассажирский |
а в т о т р е с т ............................................. |
7,9 |
||
Кустанайский |
автотрест |
№ |
1 ................................................................................ |
11,9 |
|
Кустанайский |
пассажирский |
ав тотр ест .................................................. |
7,3 |
||
Целиноградский |
грузовой автотрест......................................................... |
9,9 |
|||
/ Целиноградский |
пассажирский ав тотр ест ........................................... |
6,2 |
Как видно из приведенных данных, размер фонда материаль ного поощрения колебался от 6,2 до 11,9% к фонду заработной платы работающих.
В отдельных автотранспортных предприятиях различия в раз мерах данного фонда еще более значительны.
Практика показала, что прежний порядок фондообразования не обеспечивал соблюдения главного принципа стимулирования
25