ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
шения цен и образования ложной социальной стоимости. Наша экономика имеет достаточно возможностей для обеспечения расширенного воспроизводства в любых условиях. С этой целью на практике широко применяют ся так называемые зональные и поясные цены, где в ка честве общественно необходимых принимаются средние затраты по конкретной зоне, а также расчетные цены, в основе которых лежат средние групповые затраты. Практика ценообразования использует все имеющиеся возможности, в том числе и установление цен на основе затрат предприятий, находящихся в относительно худших условиях, но это не правило и не закон, а лишь исклю чение из него. Это положение приобретает особую актуальность в связи с фактическим построением таких цен в 1967 году'в ряде отраслей промышленности (газо вой, нефтяной).
Некоторые экономисты усмотрели в этом необходи мость более широкого внедрения этого принципа в другие отрасли народного хозяйства. Однако необходимо под черкнуть, что данный принцип выражает специфические условия, сложившиеся в топливном балансе, является исключением из общего правила и не может применяться повсеместно, поскольку он приведет к повышению уровня цен, что противоречит условиям реализации продукции и нарушит нормальные экономические связи между отраслями и сферами народного хозяйства, а при неиз менности уровня розничных цен и цен на средства про изводства для сельского хозяйства — перемещение убыт ков из одних отраслей в другие.
Более того, со временем, когда в топливном балансе, включая и котельное топливо, нефть и газ будут занимать преобладающее место, когда, следовательно, обществен но необходимые затраты перестанут предопределяться углем, цены в нефтяной и газовой промышленности так же будут строиться не по затратам предприятий, находя
28
щихся в относительно худших условиях, а по средним за тратам.
Именно средние затраты, лежащие в основе -цен, отражают общественно необходимые условия и служат объективным критерием эффективности производства продукции. По своей сущности средние затраты содержат
истимулирующие возможности, поскольку они побужда ют предприятия, имеющие повышенные по сравнению со среднеотраслевыми издержки производства, снижать их
иулучшать тем самым свои технико-экономические по казатели.
Полные трудовые затраты используются в ценообра зовании для анализа уровней цен, для определения
отклонений ценностных пропорций от пропорций, выра женных в трудовых затратах. В перспективе они будут иметь все большее значение, поскольку «рабочее время, даже когда меновая стоимость будет устранена; всегда останется созидающей субстанцией богатства и мерой издержек, требующихся для его производства»1. В на стоящее время непосредственно строить цены на основе полных трудовых затрат нельзя, и дело заключается не только в том, что цена является денежной формой стои мости (полные трудовые затраты можно оценить), а прежде всего в том, что такие цены могут не отражать фактически существующих и реальных условий производ ства — прежде всего трудовых ресурсов и уровня обще ственной производительности труда. Поэтому практиче ски приближение цен к ОНЗТ заключается в более тесной увязке их с действительными затратами на производство продукции. Это достигается при помощи наиболее обосно ванного определения себестоимости продукции, как базы
цены, и чистого |
дохода. Поскольку |
качество |
продукции |
и общественная |
потребительная |
стоимость |
величины |
1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 26, ч. III, с. |
265. |
29
взаимосвязанные, то более полный учет качества в цено образовании позволяет и более точно определить уровень общественно необходимых затрат.
В условиях социализма цена функционирует и взаи модействует с качеством на основе постоянно действую щих основополагающих положений (принципов), лежа щих в основе ее планирования, и с учетом основных задач (функций), решаемых ею. В качестве основного принципа выступает принцип демократического центра
лизма, который позволяет |
сочетать проведение единой |
||
плановой государственной |
политики |
в |
области цен |
с предоставлением определенных прав |
в |
установлении |
цен союзным республикам, министерствам и ведомствам, предприятиям и местным органам власти. Продукция, цены на которую устанавливаются в централизованном порядке, является более массовой, взаимосвязь ее цен и качества более надежная. Важное значение при этом приобретает постоянное совершенствование соотношения цен и качества продукции, утверждаемой в децентрали зованном порядке. Принцип демократического центра лизма предполагает оптимальное решение вопроса о соотношении централизации и децентрализации. Все основные вопросы политики цен, их методологии и изме нения решаются в централизованном порядке соответст вующими органами. Это позволяет осуществлять единую политику в области ценообразования, подчинить ее основ ным хозяйственным задачам, стоящим перед страной,
контролировать уровень и динамику |
всей системы |
цен |
в целом. Однако централизация в |
установлении |
цен |
должна иметь разумные пределы, ибо чрезмерная централизация вызывает определенные негативные сто роны: ведет к ослаблению необходимой четкости и оперативности в утверждении цен, к несвоевременному их изменению, к увеличению времени утверждения цен, что в конечном счете снижает их эффективность.
30
Децентрализация вытекает из самой сущности цено образования, поскольку цена зарождается прежде всего в низовых организациях. Однако и она также должна иметь свои разумные пределы и ограничиваться установ лением цен на продукцию, которая не имеет решающего значения в формировании общего уровня цен. Децентра
лизация |
ни в коем случае |
не |
означает |
свободного |
|
рыночного |
ценообразования |
и не |
должна |
приводить |
|
к неразумному повышению |
цен, |
к |
несоответствию цен |
и качества продукции, к получению дополнительной при были антигосударственными путями.
Все предприятия и организации, на которые распро страняется Положение о социалистическом государствен ном производственном предприятии, а также опытные заводы и производственные мастерские имеют значи тельные права в области ценообразования и устанавли вают оптовые цены на многие виды продукции: на изготовляемые в порядке разовых заказов полуфабрика ты, детали и узлы, модели, штампы; на отдельные изде лия для культурно-просветительных, административных, коммунально-бытовых и других организаций; на продук цию, изготовляемую для собственного капитального строительства; на отдельные экземпляры оборудования, приборов, приспособлений для собственных нужд и т. п. Местные органы ценообразования в лице отделов цен Советов Министров автономных республик, областей, краев и городов республиканского подчинения утвержда ют тарифы на бытовые услуги, устанавливают цены на овощи, фрукты и отдельные виды продукции предприя тий местной промышленности. Перечисленные выше права предприятий и местных органов власти в области установления цен одновременно предопределяют и их обязанности, — а именно обязанность объективного отра жения в ценах качества продукции. В этом направлении предстоит еще многое сделать, особенно по товарам
31
народного потребления. Достаточно сказать, например, что розничные цены на щетку одежную из капроновой щетины одного и того же размера и качества установле ны от 48 коп. в Вологодской области до 1 руб. 10 коп. в Ленинградской области и Алтайском крае; приспособ лений для открывания консервных банок и бутылок на
считывается |
около |
60 видов с разными |
названиями |
||
и ценами — консервооткрыватель, |
нож консервный, |
от |
|||
купорка, открыватель |
консервных |
банок |
и бутылок |
||
и т. п.; на |
обыкновенный трехстворчатый |
шкаф |
для |
платья и белья существует свыше 500 цен, он имеет де сятки размеров по высоте и ширине.
Строгое соблюдение всеми предприятиями и органи зациями установленных правовых требований по подго товке, утверждению и применению цен представляет собой государственную дисциплину цен. Поскольку в на стоящее время стоимостные показатели, такие, как объем реализованной продукции и рентабельность, стали основными оценочными показателями производственно хозяйственной деятельности предприятий, в зависимости от которых образуются фонды экономического стимули рования, у некоторых руководящих работников появился соблазн их увеличения не только с помощью повышения эффективности производства, снижения себестоимости продукции и роста производительности труда, но и путем нарушения дисциплины цен. Прямое завышение их, уста новление цен, не соответствующих качеству изделий, на рушение стандартов, снижение качества продукции при не измененных ценах, неправильное утверждение и примене ние цен вплоть до злоупотребления ими в целях личной наживы—вот далеко не полный перечень нарушений го сударственной дисциплины цен. Нашему государству да леко не безразлично, «акими путями увеличивается при быль, поэтому строгое соблюдение государственной дис циплины цен является одним из основных принципов пла-
32
нового ценообразования, непременным условием соот ветствия цен и качества продукции. Всякое нарушение государственной дисциплины цен противоречит сущест вующим производственным отношениям, нашей плановой системе ведения народного хозяйства. Завышение цен, несоответствие их качеству продукции приводят к искус ственному завышению объемов выпускаемой продукции, к искажению действительных результатов хозяйствова ния, к нарушению объективных экономических связей в народном хозяйстве. Вот почему вся сумма незаконно полученной предприятиями и организациями прибыли в результате нарушения установленного порядка ценооб разования изымается в доход государственного бюджета и не включается в отчетные данные о выполнении плана по реализации продукции и прибыли. Одновременно с этим соответственно корректируются н отчисления 6 фонды экономического стимулирования. За обеспечение экономической обоснованности разрабатываемых цен, их правильное утверждение и применение, а также за осуществление необходимого контроля и принятие долж ных мер для пресечения незаконных действий в области ценообразования руководители предприятий и организа ций «есут строгую государственную ответственность.
Одним из важнейших в практике социалистического ценообразования принципов является принцип единства цен на однородную продукцию, продукцию одинакового качества. Он позволяет установить единую цену на про дукцию, удовлетворяющую одинаковую общественную потребность, независимо от индивидуальных условий ее производства на разных предприятиях. Единая цена— непременное условие планирования затрат на производ ство и соизмерение затрат с результатами производства. Множественность цен на одинаковую продукцию привела бы к тому, что себестоимость, а следовательно, и резуль таты производственно-хозяйственной деятельности пред-
2 Заказ 194 |
зз |
|
приятии зависели бы не от качества работы, не от качест ва хозяйствования, а от цен на приобретаемые средства производства. В подобных условиях предприятия, плохо работающие, но получающие средства производства по более низкой цене, извлекали бы и большую прибыль, образовывали бы в больших размерах фонды экономиче ского стимулирования, и наоборот, предприятия, лучше работающие, но получающие средства производства по более высоким ценам, незаслуженно находились бы в худших условиях. Это нарушило бы принципы хозяй ственного расчета, привело к уменьшению заинтересован ности в выпуске более качественной продукции, в уско рении темпов научно-технического прогресса, в достиже нии народнохозяйственной экономии.
Единая цена устанавливается на продукцию опре деленного качества. Машиностроительные заводы реа лизуют свою продукцию, скажем электродвигатели, ге нераторы, по единым ценам, установленным в зависи мости от их конкретных технических характеристик — мощности, силы тока и т. п.; единая цена тонны желез ной руды устанавливается в зависимости от содержания в ней железа; молочные и сыродельные заводы приоб ретают молоко по единой цене, установленной в зависи мости от его жирности. Единые цены предполагают, та ким образом, продукцию одинакового качества, удовлет воряющую одинаковую общественную потребность. Раз ное качество продукции, несмотря на единую цену, рав носильно разным ценам на одну и ту же продукцию. Ме таллургическим заводам, например, нужна не просто цена физической тонны кокса или руды, а руда и кокс определенного качества, установленного соответствую щими стандартами. Доставка потребителям продукции худшего качества означает для них дополнительные за траты, ставит их в неравное положение с другими производителями.
34
Из всех присущих цене функций наибольшим обра зом с качеством продукции связана стимулирующая функция. Само название функции говорит о том, что она создает для предприятий заинтересованность в выпуске лучшей продукции, обеспечивает условия для постоян ного совершенствования качества уже выпускаемых изделий, того качества, которое превышает действующее в каждый данный момент, т. е. будущего качества. Формы проявления стимулирующей функции широки и много гранны. Наиболее известные из них — это обоснованный учет затрат на производство, >дифференциация норма тивного уровня рентабельности, установление системы скидок-надбавок к ценам, более объективное определе ние уровня цен, применение ступенчатых (скользящих) цен и т. п. Другими словами, стимулирующая функция цен проходит через все ценообразование и является главной.
Однако стимулирующая функция наиболее полно может выполнить свою роль лишь при взаимодействии и оптимальном сочетании с другими функциями, и преж де всего с планово-учетной. Планово-учетная функция цен определяется самой сущностью цены и показывает, во что обходится обществу производство продукции оп ределенного качества. Она служит средством исчисле ния всех стоимостных показателей экономики, дает воз можность наиболее обоснованно и полно отразить в це нах уже достигнутое качество производимых изделий. Только при этом условии дает желаемые результаты дальнейшее его совершенствование, ибо если цены не отражают действительного качества, то их стимулирую щая функция не сможет выполнить в полной мере свою роль, поскольку предполагаемое улучшение качества товаров будет направлено не на повышение уже достиг
нутого уровня, а лишь на доведение его до норматив ных пределов.
2
35
В определенной степени с качеством продукции свя зана и распределительная функция цен, характеризую щая распределение и перераспределение чистого дохода, поскольку применяемое на практике отклонение цен от стоимости за более или менее качественную продукцию также является ее необходимым элементом.
Качество продукции представляет собой комплексное выражение. Мы говорим о качестве продукции промыш ленности, сельского хозяйства, общественного питания и т. п., т. е. продукции, произведенной в различных от раслях народного хозяйства. Имеется также продукция, изготавливаемая постоянно, впервые произведенная и сделанная в единичном порядке; продукция, отвечаю щая интересам производственных изготовителей и по требителей, а также населения. Соответственно многоплановы и цены, отражающие качество продукции, всю многогранность отдельных ее видов. Именно поэтому необходимо иметь четкое представление не только о цене вообще, но и обо всех ее видах, знать их назначе ние, методологию формирования и воздействия на ка чество продукции.
Виды цен отражают не только изделия, как таковые, но и их зарождение (имеются в виду цены на научные разработки), транспортировку, территориальное разме щение и т. п. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер народного хозяйства цены подразделяются преж де всего на оптовые, по которым происходит реализация промышленной продукции государственными предприя тиями и организациями, закупочные, по которым реали зуется сельскохозяйственная продукция колхозов, совхо зов и населения, и розничные цены — цены, по которым население покупает продукцию в государственной и кол хозно-кооперативной торговле. Продукция строительства оценивается по сметной стоимости строительства и по так называемым прейскурантным ценам, по которым
36