Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

шения цен и образования ложной социальной стоимости. Наша экономика имеет достаточно возможностей для обеспечения расширенного воспроизводства в любых условиях. С этой целью на практике широко применяют­ ся так называемые зональные и поясные цены, где в ка­ честве общественно необходимых принимаются средние затраты по конкретной зоне, а также расчетные цены, в основе которых лежат средние групповые затраты. Практика ценообразования использует все имеющиеся возможности, в том числе и установление цен на основе затрат предприятий, находящихся в относительно худших условиях, но это не правило и не закон, а лишь исклю­ чение из него. Это положение приобретает особую актуальность в связи с фактическим построением таких цен в 1967 году'в ряде отраслей промышленности (газо­ вой, нефтяной).

Некоторые экономисты усмотрели в этом необходи­ мость более широкого внедрения этого принципа в другие отрасли народного хозяйства. Однако необходимо под­ черкнуть, что данный принцип выражает специфические условия, сложившиеся в топливном балансе, является исключением из общего правила и не может применяться повсеместно, поскольку он приведет к повышению уровня цен, что противоречит условиям реализации продукции и нарушит нормальные экономические связи между отраслями и сферами народного хозяйства, а при неиз­ менности уровня розничных цен и цен на средства про­ изводства для сельского хозяйства — перемещение убыт­ ков из одних отраслей в другие.

Более того, со временем, когда в топливном балансе, включая и котельное топливо, нефть и газ будут занимать преобладающее место, когда, следовательно, обществен­ но необходимые затраты перестанут предопределяться углем, цены в нефтяной и газовой промышленности так­ же будут строиться не по затратам предприятий, находя­

28

щихся в относительно худших условиях, а по средним за­ тратам.

Именно средние затраты, лежащие в основе -цен, отражают общественно необходимые условия и служат объективным критерием эффективности производства продукции. По своей сущности средние затраты содержат

истимулирующие возможности, поскольку они побужда­ ют предприятия, имеющие повышенные по сравнению со среднеотраслевыми издержки производства, снижать их

иулучшать тем самым свои технико-экономические по­ казатели.

Полные трудовые затраты используются в ценообра­ зовании для анализа уровней цен, для определения

отклонений ценностных пропорций от пропорций, выра­ женных в трудовых затратах. В перспективе они будут иметь все большее значение, поскольку «рабочее время, даже когда меновая стоимость будет устранена; всегда останется созидающей субстанцией богатства и мерой издержек, требующихся для его производства»1. В на­ стоящее время непосредственно строить цены на основе полных трудовых затрат нельзя, и дело заключается не только в том, что цена является денежной формой стои­ мости (полные трудовые затраты можно оценить), а прежде всего в том, что такие цены могут не отражать фактически существующих и реальных условий производ­ ства — прежде всего трудовых ресурсов и уровня обще­ ственной производительности труда. Поэтому практиче­ ски приближение цен к ОНЗТ заключается в более тесной увязке их с действительными затратами на производство продукции. Это достигается при помощи наиболее обосно­ ванного определения себестоимости продукции, как базы

цены, и чистого

дохода. Поскольку

качество

продукции

и общественная

потребительная

стоимость

величины

1 К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . Соч., т. 26, ч. III, с.

265.

29


взаимосвязанные, то более полный учет качества в цено­ образовании позволяет и более точно определить уровень общественно необходимых затрат.

В условиях социализма цена функционирует и взаи­ модействует с качеством на основе постоянно действую­ щих основополагающих положений (принципов), лежа­ щих в основе ее планирования, и с учетом основных задач (функций), решаемых ею. В качестве основного принципа выступает принцип демократического центра­

лизма, который позволяет

сочетать проведение единой

плановой государственной

политики

в

области цен

с предоставлением определенных прав

в

установлении

цен союзным республикам, министерствам и ведомствам, предприятиям и местным органам власти. Продукция, цены на которую устанавливаются в централизованном порядке, является более массовой, взаимосвязь ее цен и качества более надежная. Важное значение при этом приобретает постоянное совершенствование соотношения цен и качества продукции, утверждаемой в децентрали­ зованном порядке. Принцип демократического центра­ лизма предполагает оптимальное решение вопроса о соотношении централизации и децентрализации. Все основные вопросы политики цен, их методологии и изме­ нения решаются в централизованном порядке соответст­ вующими органами. Это позволяет осуществлять единую политику в области ценообразования, подчинить ее основ­ ным хозяйственным задачам, стоящим перед страной,

контролировать уровень и динамику

всей системы

цен

в целом. Однако централизация в

установлении

цен

должна иметь разумные пределы, ибо чрезмерная централизация вызывает определенные негативные сто­ роны: ведет к ослаблению необходимой четкости и оперативности в утверждении цен, к несвоевременному их изменению, к увеличению времени утверждения цен, что в конечном счете снижает их эффективность.

30


Децентрализация вытекает из самой сущности цено­ образования, поскольку цена зарождается прежде всего в низовых организациях. Однако и она также должна иметь свои разумные пределы и ограничиваться установ­ лением цен на продукцию, которая не имеет решающего значения в формировании общего уровня цен. Децентра­

лизация

ни в коем случае

не

означает

свободного

рыночного

ценообразования

и не

должна

приводить

к неразумному повышению

цен,

к

несоответствию цен

и качества продукции, к получению дополнительной при­ были антигосударственными путями.

Все предприятия и организации, на которые распро­ страняется Положение о социалистическом государствен­ ном производственном предприятии, а также опытные заводы и производственные мастерские имеют значи­ тельные права в области ценообразования и устанавли­ вают оптовые цены на многие виды продукции: на изготовляемые в порядке разовых заказов полуфабрика­ ты, детали и узлы, модели, штампы; на отдельные изде­ лия для культурно-просветительных, административных, коммунально-бытовых и других организаций; на продук­ цию, изготовляемую для собственного капитального строительства; на отдельные экземпляры оборудования, приборов, приспособлений для собственных нужд и т. п. Местные органы ценообразования в лице отделов цен Советов Министров автономных республик, областей, краев и городов республиканского подчинения утвержда­ ют тарифы на бытовые услуги, устанавливают цены на овощи, фрукты и отдельные виды продукции предприя­ тий местной промышленности. Перечисленные выше права предприятий и местных органов власти в области установления цен одновременно предопределяют и их обязанности, — а именно обязанность объективного отра­ жения в ценах качества продукции. В этом направлении предстоит еще многое сделать, особенно по товарам

31

народного потребления. Достаточно сказать, например, что розничные цены на щетку одежную из капроновой щетины одного и того же размера и качества установле­ ны от 48 коп. в Вологодской области до 1 руб. 10 коп. в Ленинградской области и Алтайском крае; приспособ­ лений для открывания консервных банок и бутылок на­

считывается

около

60 видов с разными

названиями

и ценами — консервооткрыватель,

нож консервный,

от­

купорка, открыватель

консервных

банок

и бутылок

и т. п.; на

обыкновенный трехстворчатый

шкаф

для

платья и белья существует свыше 500 цен, он имеет де­ сятки размеров по высоте и ширине.

Строгое соблюдение всеми предприятиями и органи­ зациями установленных правовых требований по подго­ товке, утверждению и применению цен представляет собой государственную дисциплину цен. Поскольку в на­ стоящее время стоимостные показатели, такие, как объем реализованной продукции и рентабельность, стали основными оценочными показателями производственно­ хозяйственной деятельности предприятий, в зависимости от которых образуются фонды экономического стимули­ рования, у некоторых руководящих работников появился соблазн их увеличения не только с помощью повышения эффективности производства, снижения себестоимости продукции и роста производительности труда, но и путем нарушения дисциплины цен. Прямое завышение их, уста­ новление цен, не соответствующих качеству изделий, на­ рушение стандартов, снижение качества продукции при не­ измененных ценах, неправильное утверждение и примене­ ние цен вплоть до злоупотребления ими в целях личной наживы—вот далеко не полный перечень нарушений го­ сударственной дисциплины цен. Нашему государству да­ леко не безразлично, «акими путями увеличивается при­ быль, поэтому строгое соблюдение государственной дис­ циплины цен является одним из основных принципов пла-

32


нового ценообразования, непременным условием соот­ ветствия цен и качества продукции. Всякое нарушение государственной дисциплины цен противоречит сущест­ вующим производственным отношениям, нашей плановой системе ведения народного хозяйства. Завышение цен, несоответствие их качеству продукции приводят к искус­ ственному завышению объемов выпускаемой продукции, к искажению действительных результатов хозяйствова­ ния, к нарушению объективных экономических связей в народном хозяйстве. Вот почему вся сумма незаконно полученной предприятиями и организациями прибыли в результате нарушения установленного порядка ценооб­ разования изымается в доход государственного бюджета и не включается в отчетные данные о выполнении плана по реализации продукции и прибыли. Одновременно с этим соответственно корректируются н отчисления 6 фонды экономического стимулирования. За обеспечение экономической обоснованности разрабатываемых цен, их правильное утверждение и применение, а также за осуществление необходимого контроля и принятие долж­ ных мер для пресечения незаконных действий в области ценообразования руководители предприятий и организа­ ций «есут строгую государственную ответственность.

Одним из важнейших в практике социалистического ценообразования принципов является принцип единства цен на однородную продукцию, продукцию одинакового качества. Он позволяет установить единую цену на про­ дукцию, удовлетворяющую одинаковую общественную потребность, независимо от индивидуальных условий ее производства на разных предприятиях. Единая цена— непременное условие планирования затрат на производ­ ство и соизмерение затрат с результатами производства. Множественность цен на одинаковую продукцию привела бы к тому, что себестоимость, а следовательно, и резуль­ таты производственно-хозяйственной деятельности пред-

2 Заказ 194

зз

 

приятии зависели бы не от качества работы, не от качест­ ва хозяйствования, а от цен на приобретаемые средства производства. В подобных условиях предприятия, плохо работающие, но получающие средства производства по более низкой цене, извлекали бы и большую прибыль, образовывали бы в больших размерах фонды экономиче­ ского стимулирования, и наоборот, предприятия, лучше работающие, но получающие средства производства по более высоким ценам, незаслуженно находились бы в худших условиях. Это нарушило бы принципы хозяй­ ственного расчета, привело к уменьшению заинтересован­ ности в выпуске более качественной продукции, в уско­ рении темпов научно-технического прогресса, в достиже­ нии народнохозяйственной экономии.

Единая цена устанавливается на продукцию опре­ деленного качества. Машиностроительные заводы реа­ лизуют свою продукцию, скажем электродвигатели, ге­ нераторы, по единым ценам, установленным в зависи­ мости от их конкретных технических характеристик — мощности, силы тока и т. п.; единая цена тонны желез­ ной руды устанавливается в зависимости от содержания в ней железа; молочные и сыродельные заводы приоб­ ретают молоко по единой цене, установленной в зависи­ мости от его жирности. Единые цены предполагают, та­ ким образом, продукцию одинакового качества, удовлет­ воряющую одинаковую общественную потребность. Раз­ ное качество продукции, несмотря на единую цену, рав­ носильно разным ценам на одну и ту же продукцию. Ме­ таллургическим заводам, например, нужна не просто цена физической тонны кокса или руды, а руда и кокс определенного качества, установленного соответствую­ щими стандартами. Доставка потребителям продукции худшего качества означает для них дополнительные за­ траты, ставит их в неравное положение с другими производителями.

34


Из всех присущих цене функций наибольшим обра­ зом с качеством продукции связана стимулирующая функция. Само название функции говорит о том, что она создает для предприятий заинтересованность в выпуске лучшей продукции, обеспечивает условия для постоян­ ного совершенствования качества уже выпускаемых изделий, того качества, которое превышает действующее в каждый данный момент, т. е. будущего качества. Формы проявления стимулирующей функции широки и много­ гранны. Наиболее известные из них — это обоснованный учет затрат на производство, >дифференциация норма­ тивного уровня рентабельности, установление системы скидок-надбавок к ценам, более объективное определе­ ние уровня цен, применение ступенчатых (скользящих) цен и т. п. Другими словами, стимулирующая функция цен проходит через все ценообразование и является главной.

Однако стимулирующая функция наиболее полно может выполнить свою роль лишь при взаимодействии и оптимальном сочетании с другими функциями, и преж­ де всего с планово-учетной. Планово-учетная функция цен определяется самой сущностью цены и показывает, во что обходится обществу производство продукции оп­ ределенного качества. Она служит средством исчисле­ ния всех стоимостных показателей экономики, дает воз­ можность наиболее обоснованно и полно отразить в це­ нах уже достигнутое качество производимых изделий. Только при этом условии дает желаемые результаты дальнейшее его совершенствование, ибо если цены не отражают действительного качества, то их стимулирую­ щая функция не сможет выполнить в полной мере свою роль, поскольку предполагаемое улучшение качества товаров будет направлено не на повышение уже достиг­

нутого уровня, а лишь на доведение его до норматив­ ных пределов.

2

35

В определенной степени с качеством продукции свя­ зана и распределительная функция цен, характеризую­ щая распределение и перераспределение чистого дохода, поскольку применяемое на практике отклонение цен от стоимости за более или менее качественную продукцию также является ее необходимым элементом.

Качество продукции представляет собой комплексное выражение. Мы говорим о качестве продукции промыш­ ленности, сельского хозяйства, общественного питания и т. п., т. е. продукции, произведенной в различных от­ раслях народного хозяйства. Имеется также продукция, изготавливаемая постоянно, впервые произведенная и сделанная в единичном порядке; продукция, отвечаю­ щая интересам производственных изготовителей и по­ требителей, а также населения. Соответственно многоплановы и цены, отражающие качество продукции, всю многогранность отдельных ее видов. Именно поэтому необходимо иметь четкое представление не только о цене вообще, но и обо всех ее видах, знать их назначе­ ние, методологию формирования и воздействия на ка­ чество продукции.

Виды цен отражают не только изделия, как таковые, но и их зарождение (имеются в виду цены на научные разработки), транспортировку, территориальное разме­ щение и т. п. В зависимости от обслуживания отраслей и сфер народного хозяйства цены подразделяются преж­ де всего на оптовые, по которым происходит реализация промышленной продукции государственными предприя­ тиями и организациями, закупочные, по которым реали­ зуется сельскохозяйственная продукция колхозов, совхо­ зов и населения, и розничные цены — цены, по которым население покупает продукцию в государственной и кол­ хозно-кооперативной торговле. Продукция строительства оценивается по сметной стоимости строительства и по так называемым прейскурантным ценам, по которым

36