Файл: Кабанков, В. И. Цена и качество продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормативы отчислений от • прибыли в стимулирующие фонды предприятий.

Как видим, в планировании изменений цен имеются значительные трудности, вытекающие из условий их обоснования: следует заранее определить основные по­ казатели, необходимые для их расчета (объем реализа­ ции продукции, производственные фонды, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность), номенклатуру продукции и точные сроки пересмотра цен, внести соот­ ветствующие изменения во взаимоотношения с бюдже­ том и т. п. Кроме того, в хозяйственной практике посто­ янно возникает необходимость срочного, заранее не пре­ дусмотренного изменения цен на отдельные виды и группы продукции. В результате практически текущие изменения цен в виде индексов цен заранее не предус­ матривались. Годовые народнохозяйственные планы раз­ рабатывались в ценах периода, предшествующего пла­ новому, т. е. без учета введения новых цен, и уже после их утверждения, в целях увязки изменений выручки у из­ готовителей с изменением затрат у потребителей продук­ ции путем их взаимного сбалансирования производил­ ся пересчет плановых показателей в новые цены и вно­ сились необходимые коррективы во взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом.

В целях создания условий для своевременного изме­ нения оптовых цен на промышленную продукцию, вклю­ чая и тарифы на электрическую и тепловую энергию, вызываемого потребностями производства и реализации продукции без изменений в течение года хозяйственных и финансовых планов предприятий, в распоряжении Го­ сударственного комитета цен Совета Министров СССР

создан фонд текущего регулирования оптовых цен. За счет этого фонда изменение оптовых цен производится в двух случаях: когда цены пересматриваются и вводят­ ся в действие в текущем году и когда они пересматри­

201

ваются в текущем году, вводятся с 1 января следующего года, но не могут быть учтены при составлении народнохозяйственного плана. Первоначально образо­ ванный из средств государственного бюджета фонд текущего регулирования в дальнейшем восполняется за счет взносов дополнительной прибыли, образующейся у предприятий-поставщиков в результате увеличения вы­ ручки от реализации продукции по повышенным ценам, и дополнительной экономии, образующейся у потреби­ телей от приобретения изделий по сниженным ценам.

Оценка выполнения планов предприятий при изме­ нении оптовых цен при помощи фонда текущего регули­ рования производится путем соответствующей корректи­ ровки фактической себестоимости продукции, прибыли и объема реализации: при снижении оптовых цен у пред­ приятий-поставщиков сумма выручки и прибыли от реа­ лизации товарной продукции увеличивается на сумму разницы в ценах, не учтенной в плане, за счет фонда те­ кущего регулирования; у предприятий-потребителей се­ бестоимость реализованной продукции увеличивается, а прибыль уменьшается на сумму разницы в ценах, допол­ нительная же прибыль вносится в фонд текущего регу­ лирования. При повышении оптовых цен у предприятийпоставщиков сумма выручки и прибыли от реализации товарной продукции уменьшается на сумму разницы в ценах, и дополнительная прибыль вносится в фонд регу­ лирования; у предприятий-потребителей себестоимость реализованной товарной продукции уменьшается, а при­ быль увеличивается на сумму разницы в ценах, вызван­ ных не учтенным в плане изменением цен, за счёт фонда текущего регулирования. Для возмещения разницы в це­ нах за счет фонда текущего регулирования министерст­ ва и ведомства представляют расчеты потерь или допол­ нительной прибыли (экономии) и возможного распреде­ ления их по основным потребителям.

202


Установленный механизм регулирования изменений цен через фонд текущего регулирования имеет сущест­ венные недостатки. Между выдачей средств предприяти­ ям на возмещение потерь и поступлением их на воспол­ нение фонда проходит, как правило, 4—5 месяцев, что приводит к постоянному циркулированию в народном хозяйстве свободных денежных средств. Весьма сложны и расчеты, связанные с использованием фонда регулиро­ вания, в результате чего осложняется контроль за свое­ временными взносами предприятиями средств на вос­ полнение фонда и ослабляется действенность новых оп­ товых цен. Исходя из этого практически фонд текущего регулирования перестал использоваться.

Не случайна поэтому и серьезная критика экономи­ стов в адрес текущего регулирования цен. Эти эконо­ мисты отмечают, что текущее изменение цен, направлен­ ное по своей идее на совершенствование цен и повыше­ ние их стимулирующей роли, вызывает множество по­ бочных и трудно разрешимых проблем, которые сводят на нет его предполагаемую эффективность. Вопросы со­ вершенствования ценообразования, и прежде всего при помощи текущего регулирования, нельзя рассматривать в отрыве от вопросов планирования, оценки производ­ ственно-хозяйственной деятельности предприятий, в от­ рыве от фондообразующих показателей, нормативов от­ числений от прибыли в фонды экономического стимули­ рования и многих других хозрасчетных стимулов. Только в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с имеющимися хозрасчетными инструментами совершен­ ствование ценообразования может иметь действитель­ ную эффективность и положительно влиять на ускорение темпов научно-технического прогресса.

Постоянное изменение оптовых цен в период между всеобщими пересмотрами, отмечают оппоненты, приво­ дит к крупным недостаткам в планировании основных

203

оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, таких, как реализация про­ дукции, прибыль и рентабельность, к серьезным неувяз­ кам между планом и фактическим его выполнением. С введением текущего регулирования цен возникла со­ вершенно новая проблема — проблема учета изменения цен в производственных планах предприятий и мини­ стерств в целом. Действенность же плана во многом зависит от соответствия плановых стоимостных показа­ телей реально действующим ценам. Когда же это соот­ ветствие вследствие изменения цен нарушается, выпол­ нение плана ставится под угрозу, предприятия теряют ясную перспективу своего развития.

Изменение цен отражается и на объемах реализации и прибыли, а также на рентабельности, которые, явля­ ясь фондообразующими показателями, непосредственно связаны с фондами экономического стимулирования, а значит, и с хозрасчетными интересами предприятий. Ис­ ходя из этого, всякое изменение цен должно сопровож­ даться и пересчетом нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования, поскольку иначе пред­ приятия будут либо терять, либо незаслуженно получать материальные блага. Однако такие пересчеты не всегда производятся, что снижает стимулы предприятий в по­ вышении эффективности производства. Этот вопрос при­ обретает особую значимость в предстоящий период, ког­ да наряду с действующими оценочными показателями в качестве фондообразующего стал применяться и показа­ тель роста производительности труда.

Снижение цен в отраслях-изготовителях означает в определенной степени передачу части экономического эффекта предприятиям-потребителям и потерю его для государственного бюджета. Как известно, при всеобщих пересмотрах изменение цен взаимно балансируется, при установлении цен на новую продукцию экономический

204


эффект распределяется между изготовителями и потре­ бителями в определенной и заранее установленной про­ порции, в текущем же регулировании он весьма часто «пропадает». Дело в том, что от министерств-изготовите- лей требуются расчеты изменения цен, подтвержденные потребителями. А это весьма трудно: во-первых, потому, что в настоящее время министерства сами почти не за­ нимаются распределением производимой продукции, это делают, как известно, Госснаб и Госплан СССР; во-вто­ рых, потому, что в связи с большой номенклатурой вы­ пускаемых изделий имеется и весьма большое количе­ ство предприятий-потребителей, что также затрудняет проведение указанных расчетов; и, наконец, министерст­ ва и предприятия-потребители зачастую отказываются от подтверждения полученных расчетов, и не только по­ тому, что они не располагают необходимыми данными для проверки представленных расчетов.

В этой связи нельзя не привести высказывание А. Н. Комина о том, что Государственный комитет цен располагает точными данными о поставщиках продук­ ции (а также потребителях), понесших потери в резуль­ тате изменения цен, и совершенно не располагает дан­ ными о предприятиях и организациях, получивших за счет этого дополнительную прибыль1. В качестве под­ тверждения этой мысли можно привести факт с электро­ технической промышленностью, которая в своем послед­ нем текущем регулировании цен из 35 млн. руб. сни­ женных цен имела подтверждение на полученную эко­ номию от предприятий-потребителей лишь на 30 млн. руб.; 5 млн. рублей в данном случае пропали, незаслу­ женно оказались у потребителей, которые также неза­

1 См.: Проблемы планового ценообразования. М., «Экономика», 1971, с. 190—191.

205

служенно получили соответствующие финансовые блага. Изменение цен вызывает и необходимость корректиров­ ки взаимоотношений предприятий с бюджетом в части свободного остатка прибыли, что также редко проходит безболезненно для предприятий.

Возможности и результаты текущего регулирования довольно ограничены из-за необходимости соблюде­ ния единства цен на однородные изделия и установле­ ния правильных ценностных соотношений на отдельные виды однотипной или взаимозаменяемой продукции. В этой связи нельзя не согласиться с мнением А. А. Кошута о том, что «один из главных недостатков частич­ ного изменения цен состоит в возможности нарушения правильных ценностных соотношений на отдельные модели однотипных (либо параметрического ряда) изделий. Чтобы этого избежать, следует при каждой корректировке цен на отдельные изделия, по существу, производить расчеты их уровня и соотношений на всю продукцию данного прейскуранта, что невозможно осу­ ществить в короткое время, отводимое для внесения частичных поправок»1.

Текущее регулирование # предполагает введение предельного уровня рентабельности, превышение кото­ рого дает основание для пересмотра цен. Однако научно обоснованный и экономически целесообразный предель­ ный уровень рентабельности определить очень трудно. Предлагаемый же предельный уровень, величина кото­ рого в 1,5 раза превышает нормативную рентабельность, вряд ли можно назвать экономически целесообразным, поскольку на такую же величину может увеличиваться и оптовая цена с надбавкой на вновь вводимые изде­ лия, имеющие повышенную народнохозяйственную эф­

1 «Вопросы экономики», 1971, № 5, с. 74.

206


фективность. Отсутствие экономически обоснованного предельного уровня рентабельности приводит (или мо­ жет привести) к произвольным решениям относительно возможности и необходимости текущего регулирования цен.

Как видно из вышеизложенного, перед текущим регу­ лированием оптовых цен стоят действительно сложные проблемы, успешное разрешение которых, бесспорно, положительно отразится на стимулирующей роли цен. Ближайшая же задача заключается в своевременном учете в народнохозяйственных планах изменений цен и в решительном отказе от не оправдавшей себя практики пересчета плановых показателей в новые цены после их утверждения.

В дальнейшем, видимо, не следует целиком отказы­ ваться от текущего изменения оптовых цен, но не следу­ ет и переоценивать его значение. Этот вопрос приобре­ тает особое звучание в предстоящий период, когда значительно увеличиваются роль и значение цен в повышении эффективности общественного производства и качества выпускаемой продукции. В этой связи нельзя не отметить, что массовые текущие изменения цен, осо­ бенно в машиностроении, были вызваны прежде всего полученными расхождениями в период реформы цен фактической рентабельности от нормативной.

Новизна проводимой реформы цен, неотработанность ее основных принципов, необходимость обеспечения каждому нормально работающему предприятию прибыли в размерах, достаточных для внесения платы за произ­ водственные фонды и образования соответствующих сти­ мулирующих фондов, предопределили и некоторые упу­ щения в ее осуществлении. Уже первые итоги показали, что при запланированном уровне нормативной рента­ бельности в среднем по тяжелой промышленности в 15% он оказался равным 16,7%, причем в 16 министерст­

207

вах

из 19

уровень

рентабельности

превышал средний,

а в

9 — в

основном

машиностроительных — был выше

20%.

(Например, в

Министерстве

электротехнической

промышленности — 28,5%, в Министерстве машинострое­ ния для легкой и пищевой промышленности — 26,3, в Министерстве строительного и дорожного машиностро­ ения— 28,8% и т. п.) Анализ причин, вызвавших превы­ шение нормативной рентабельности, показал, что это произошло за счет следующих факторов: неправильного применения прейскурантов оптовых цен (по ряду причин одновременно с новыми ценами продукция реализова­ лась по временным, а также старым ценам и надбавкам за различные исполнения); неполной реализации преду­ смотренных в ценах дополнительных затрат на повыше­ ние качества изготовляемой продукции при одновремен­ ных многочисленных отступлениях от требований черте­ жей и технологических процессов (замена дорогостоя­ щих материалов более дешевыми, невыполнение ряда технологических операций); изменения структуры про­

дукции, принятой при расчете новых

цен, в результа­

те чего вырос

удельный

вес

изделий

с относительно

повышенными

размерами

рентабельности; внедрения

ряда мероприятий по новой

технике

и специализации

продукции, а также перевыполнения плановых заданий по экономии затрат на производство, вызвавших неко­ торое снижение себестоимости; представления заводами некачественных калькуляционных материалов, в кото­ рых предусматривались всевозможные резервы, благо­ даря которым в ряде случаев расчетная себестоимость, принимаемая за базу цен, определялась выше факти­ чески достигнутого уровня; завышения по сравнению с фактически существующим уровнем трудовых и мате­ риальных затрат.

Пересмотр цен 1973 года уже не имел подобных рас­ хождений между фактической рентабельностью и нор­

208


мативной. Совпадение в год введения новых цен факти­ ческой рентабельности с нормативной снимет одну из важнейших причин, вызывающих частые и массовые из­ менения цен в период между пересмотрами. В результа­ те текущие изменения цен будут проводиться прежде всего не ради снижения завышенной рентабельности, а для действительного совершенствования цен, что при­ ведет к повышению эффективности текущего изменения цен и всего ценообразования в целом.

7.СТУПЕНЧАТЫЕ ЦЕНЫ

ИСКИДКИ-НАДБАВКИ

КЦЕНАМ— ЦЕНОВЫЕ СТИМУЛЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Во всей совокупности ценовых инструмен­ тов, наиболее активно влияющих на повышение эффек­ тивности общественного производства, особое место за­ нимают ступенчатые цены и скидки-надбавки к ценам. В настоящее время им придается столь большое значе­ ние, что они стали настоящими ценовыми стимулами по­ вышения качества продукции.

Ступенчатые, или, как их называют, скользящие, це­ ны— это последовательно снижающиеся по заранее утвержденным срокам цены. Введение ступенчатых цен предполагает наличие ряда необходимых условий, та­ ких, например, как серийность производства, предстоя­ щее значительное снижение издержек производства, предполагаемое моральное старение продукции вследст­ вие высоких темпов ее обновления, степени удовлетво­

8 З а к а з 194

209

рения данной продукцией потребностей народного хо­ зяйства.

Для предприятий-изготовителей ступенчатые цены со­ здают необходимые условия, побуждающие к своевре­ менной замене устаревших изделий новыми, более про­ грессивными и экономически эффективными. Они позво­ ляют гармонично сочетать процесс производства освоен­ ной техники, подготовки образцов новых изделий и замены старой продукции новой. Потребителям сту­ пенчатые цены создают ясную перспективу развития технического прогресса и возможность правильной ориентации в применении более эффективной техники в предстоящий период. Ступенчатые цены создают также необходимые условия для своевременного учета в на­ роднохозяйственных планах предстоящего изменения цен. Таким образом, ступенчатые цены активно воздей­ ствуют как на производителей, так и на потребителей, дают возможность видеть перспективу их взаимоотно­ шений, стимулируют ускорение темпов научно-техниче­ ского прогресса, что в наибольшей степени отвечает требованиям и задачам проводимой хозяйственной ре­ формы.

Ступенчатые цены устанавливаются с учетом мораль­ ного старения продукции и сроков снятия ее с произ­ водства, предусмотренных в плане, с учетом снижения затрат на производство продукции, т. е. перспективной себестоимости. Сроки морального старения и снятия с производства принимаются в соответствии с техниче­ ским проектом. Если же технический проект не ограни­ чивает период выпуска продукции, то ее моральное старение определяется на основе целого ряда исходных данных, и в том числе: фактических сроков морально­ го старения и снятия с производства аналогичной про­ дукции за предыдущие годы; перспективных планов освоения новой техники и пересмотра стандартов и тех­

210