ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
нормативы отчислений от • прибыли в стимулирующие фонды предприятий.
Как видим, в планировании изменений цен имеются значительные трудности, вытекающие из условий их обоснования: следует заранее определить основные по казатели, необходимые для их расчета (объем реализа ции продукции, производственные фонды, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность), номенклатуру продукции и точные сроки пересмотра цен, внести соот ветствующие изменения во взаимоотношения с бюдже том и т. п. Кроме того, в хозяйственной практике посто янно возникает необходимость срочного, заранее не пре дусмотренного изменения цен на отдельные виды и группы продукции. В результате практически текущие изменения цен в виде индексов цен заранее не предус матривались. Годовые народнохозяйственные планы раз рабатывались в ценах периода, предшествующего пла новому, т. е. без учета введения новых цен, и уже после их утверждения, в целях увязки изменений выручки у из готовителей с изменением затрат у потребителей продук ции путем их взаимного сбалансирования производил ся пересчет плановых показателей в новые цены и вно сились необходимые коррективы во взаимоотношения предприятий с государственным бюджетом.
В целях создания условий для своевременного изме нения оптовых цен на промышленную продукцию, вклю чая и тарифы на электрическую и тепловую энергию, вызываемого потребностями производства и реализации продукции без изменений в течение года хозяйственных и финансовых планов предприятий, в распоряжении Го сударственного комитета цен Совета Министров СССР
создан фонд текущего регулирования оптовых цен. За счет этого фонда изменение оптовых цен производится в двух случаях: когда цены пересматриваются и вводят ся в действие в текущем году и когда они пересматри
201
ваются в текущем году, вводятся с 1 января следующего года, но не могут быть учтены при составлении народнохозяйственного плана. Первоначально образо ванный из средств государственного бюджета фонд текущего регулирования в дальнейшем восполняется за счет взносов дополнительной прибыли, образующейся у предприятий-поставщиков в результате увеличения вы ручки от реализации продукции по повышенным ценам, и дополнительной экономии, образующейся у потреби телей от приобретения изделий по сниженным ценам.
Оценка выполнения планов предприятий при изме нении оптовых цен при помощи фонда текущего регули рования производится путем соответствующей корректи ровки фактической себестоимости продукции, прибыли и объема реализации: при снижении оптовых цен у пред приятий-поставщиков сумма выручки и прибыли от реа лизации товарной продукции увеличивается на сумму разницы в ценах, не учтенной в плане, за счет фонда те кущего регулирования; у предприятий-потребителей се бестоимость реализованной продукции увеличивается, а прибыль уменьшается на сумму разницы в ценах, допол нительная же прибыль вносится в фонд текущего регу лирования. При повышении оптовых цен у предприятийпоставщиков сумма выручки и прибыли от реализации товарной продукции уменьшается на сумму разницы в ценах, и дополнительная прибыль вносится в фонд регу лирования; у предприятий-потребителей себестоимость реализованной товарной продукции уменьшается, а при быль увеличивается на сумму разницы в ценах, вызван ных не учтенным в плане изменением цен, за счёт фонда текущего регулирования. Для возмещения разницы в це нах за счет фонда текущего регулирования министерст ва и ведомства представляют расчеты потерь или допол нительной прибыли (экономии) и возможного распреде ления их по основным потребителям.
202
Установленный механизм регулирования изменений цен через фонд текущего регулирования имеет сущест венные недостатки. Между выдачей средств предприяти ям на возмещение потерь и поступлением их на воспол нение фонда проходит, как правило, 4—5 месяцев, что приводит к постоянному циркулированию в народном хозяйстве свободных денежных средств. Весьма сложны и расчеты, связанные с использованием фонда регулиро вания, в результате чего осложняется контроль за свое временными взносами предприятиями средств на вос полнение фонда и ослабляется действенность новых оп товых цен. Исходя из этого практически фонд текущего регулирования перестал использоваться.
Не случайна поэтому и серьезная критика экономи стов в адрес текущего регулирования цен. Эти эконо мисты отмечают, что текущее изменение цен, направлен ное по своей идее на совершенствование цен и повыше ние их стимулирующей роли, вызывает множество по бочных и трудно разрешимых проблем, которые сводят на нет его предполагаемую эффективность. Вопросы со вершенствования ценообразования, и прежде всего при помощи текущего регулирования, нельзя рассматривать в отрыве от вопросов планирования, оценки производ ственно-хозяйственной деятельности предприятий, в от рыве от фондообразующих показателей, нормативов от числений от прибыли в фонды экономического стимули рования и многих других хозрасчетных стимулов. Только в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с имеющимися хозрасчетными инструментами совершен ствование ценообразования может иметь действитель ную эффективность и положительно влиять на ускорение темпов научно-технического прогресса.
Постоянное изменение оптовых цен в период между всеобщими пересмотрами, отмечают оппоненты, приво дит к крупным недостаткам в планировании основных
203
оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, таких, как реализация про дукции, прибыль и рентабельность, к серьезным неувяз кам между планом и фактическим его выполнением. С введением текущего регулирования цен возникла со вершенно новая проблема — проблема учета изменения цен в производственных планах предприятий и мини стерств в целом. Действенность же плана во многом зависит от соответствия плановых стоимостных показа телей реально действующим ценам. Когда же это соот ветствие вследствие изменения цен нарушается, выпол нение плана ставится под угрозу, предприятия теряют ясную перспективу своего развития.
Изменение цен отражается и на объемах реализации и прибыли, а также на рентабельности, которые, явля ясь фондообразующими показателями, непосредственно связаны с фондами экономического стимулирования, а значит, и с хозрасчетными интересами предприятий. Ис ходя из этого, всякое изменение цен должно сопровож даться и пересчетом нормативов отчислений в фонды экономического стимулирования, поскольку иначе пред приятия будут либо терять, либо незаслуженно получать материальные блага. Однако такие пересчеты не всегда производятся, что снижает стимулы предприятий в по вышении эффективности производства. Этот вопрос при обретает особую значимость в предстоящий период, ког да наряду с действующими оценочными показателями в качестве фондообразующего стал применяться и показа тель роста производительности труда.
Снижение цен в отраслях-изготовителях означает в определенной степени передачу части экономического эффекта предприятиям-потребителям и потерю его для государственного бюджета. Как известно, при всеобщих пересмотрах изменение цен взаимно балансируется, при установлении цен на новую продукцию экономический
204
эффект распределяется между изготовителями и потре бителями в определенной и заранее установленной про порции, в текущем же регулировании он весьма часто «пропадает». Дело в том, что от министерств-изготовите- лей требуются расчеты изменения цен, подтвержденные потребителями. А это весьма трудно: во-первых, потому, что в настоящее время министерства сами почти не за нимаются распределением производимой продукции, это делают, как известно, Госснаб и Госплан СССР; во-вто рых, потому, что в связи с большой номенклатурой вы пускаемых изделий имеется и весьма большое количе ство предприятий-потребителей, что также затрудняет проведение указанных расчетов; и, наконец, министерст ва и предприятия-потребители зачастую отказываются от подтверждения полученных расчетов, и не только по тому, что они не располагают необходимыми данными для проверки представленных расчетов.
В этой связи нельзя не привести высказывание А. Н. Комина о том, что Государственный комитет цен располагает точными данными о поставщиках продук ции (а также потребителях), понесших потери в резуль тате изменения цен, и совершенно не располагает дан ными о предприятиях и организациях, получивших за счет этого дополнительную прибыль1. В качестве под тверждения этой мысли можно привести факт с электро технической промышленностью, которая в своем послед нем текущем регулировании цен из 35 млн. руб. сни женных цен имела подтверждение на полученную эко номию от предприятий-потребителей лишь на 30 млн. руб.; 5 млн. рублей в данном случае пропали, незаслу женно оказались у потребителей, которые также неза
1 См.: Проблемы планового ценообразования. М., «Экономика», 1971, с. 190—191.
205
служенно получили соответствующие финансовые блага. Изменение цен вызывает и необходимость корректиров ки взаимоотношений предприятий с бюджетом в части свободного остатка прибыли, что также редко проходит безболезненно для предприятий.
Возможности и результаты текущего регулирования довольно ограничены из-за необходимости соблюде ния единства цен на однородные изделия и установле ния правильных ценностных соотношений на отдельные виды однотипной или взаимозаменяемой продукции. В этой связи нельзя не согласиться с мнением А. А. Кошута о том, что «один из главных недостатков частич ного изменения цен состоит в возможности нарушения правильных ценностных соотношений на отдельные модели однотипных (либо параметрического ряда) изделий. Чтобы этого избежать, следует при каждой корректировке цен на отдельные изделия, по существу, производить расчеты их уровня и соотношений на всю продукцию данного прейскуранта, что невозможно осу ществить в короткое время, отводимое для внесения частичных поправок»1.
Текущее регулирование # предполагает введение предельного уровня рентабельности, превышение кото рого дает основание для пересмотра цен. Однако научно обоснованный и экономически целесообразный предель ный уровень рентабельности определить очень трудно. Предлагаемый же предельный уровень, величина кото рого в 1,5 раза превышает нормативную рентабельность, вряд ли можно назвать экономически целесообразным, поскольку на такую же величину может увеличиваться и оптовая цена с надбавкой на вновь вводимые изде лия, имеющие повышенную народнохозяйственную эф
1 «Вопросы экономики», 1971, № 5, с. 74.
206
фективность. Отсутствие экономически обоснованного предельного уровня рентабельности приводит (или мо жет привести) к произвольным решениям относительно возможности и необходимости текущего регулирования цен.
Как видно из вышеизложенного, перед текущим регу лированием оптовых цен стоят действительно сложные проблемы, успешное разрешение которых, бесспорно, положительно отразится на стимулирующей роли цен. Ближайшая же задача заключается в своевременном учете в народнохозяйственных планах изменений цен и в решительном отказе от не оправдавшей себя практики пересчета плановых показателей в новые цены после их утверждения.
В дальнейшем, видимо, не следует целиком отказы ваться от текущего изменения оптовых цен, но не следу ет и переоценивать его значение. Этот вопрос приобре тает особое звучание в предстоящий период, когда значительно увеличиваются роль и значение цен в повышении эффективности общественного производства и качества выпускаемой продукции. В этой связи нельзя не отметить, что массовые текущие изменения цен, осо бенно в машиностроении, были вызваны прежде всего полученными расхождениями в период реформы цен фактической рентабельности от нормативной.
Новизна проводимой реформы цен, неотработанность ее основных принципов, необходимость обеспечения каждому нормально работающему предприятию прибыли в размерах, достаточных для внесения платы за произ водственные фонды и образования соответствующих сти мулирующих фондов, предопределили и некоторые упу щения в ее осуществлении. Уже первые итоги показали, что при запланированном уровне нормативной рента бельности в среднем по тяжелой промышленности в 15% он оказался равным 16,7%, причем в 16 министерст
207
вах |
из 19 |
уровень |
рентабельности |
превышал средний, |
а в |
9 — в |
основном |
машиностроительных — был выше |
|
20%. |
(Например, в |
Министерстве |
электротехнической |
промышленности — 28,5%, в Министерстве машинострое ния для легкой и пищевой промышленности — 26,3, в Министерстве строительного и дорожного машиностро ения— 28,8% и т. п.) Анализ причин, вызвавших превы шение нормативной рентабельности, показал, что это произошло за счет следующих факторов: неправильного применения прейскурантов оптовых цен (по ряду причин одновременно с новыми ценами продукция реализова лась по временным, а также старым ценам и надбавкам за различные исполнения); неполной реализации преду смотренных в ценах дополнительных затрат на повыше ние качества изготовляемой продукции при одновремен ных многочисленных отступлениях от требований черте жей и технологических процессов (замена дорогостоя щих материалов более дешевыми, невыполнение ряда технологических операций); изменения структуры про
дукции, принятой при расчете новых |
цен, в результа |
|||
те чего вырос |
удельный |
вес |
изделий |
с относительно |
повышенными |
размерами |
рентабельности; внедрения |
||
ряда мероприятий по новой |
технике |
и специализации |
продукции, а также перевыполнения плановых заданий по экономии затрат на производство, вызвавших неко торое снижение себестоимости; представления заводами некачественных калькуляционных материалов, в кото рых предусматривались всевозможные резервы, благо даря которым в ряде случаев расчетная себестоимость, принимаемая за базу цен, определялась выше факти чески достигнутого уровня; завышения по сравнению с фактически существующим уровнем трудовых и мате риальных затрат.
Пересмотр цен 1973 года уже не имел подобных рас хождений между фактической рентабельностью и нор
208
мативной. Совпадение в год введения новых цен факти ческой рентабельности с нормативной снимет одну из важнейших причин, вызывающих частые и массовые из менения цен в период между пересмотрами. В результа те текущие изменения цен будут проводиться прежде всего не ради снижения завышенной рентабельности, а для действительного совершенствования цен, что при ведет к повышению эффективности текущего изменения цен и всего ценообразования в целом.
7.СТУПЕНЧАТЫЕ ЦЕНЫ
ИСКИДКИ-НАДБАВКИ
КЦЕНАМ— ЦЕНОВЫЕ СТИМУЛЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Во всей совокупности ценовых инструмен тов, наиболее активно влияющих на повышение эффек тивности общественного производства, особое место за нимают ступенчатые цены и скидки-надбавки к ценам. В настоящее время им придается столь большое значе ние, что они стали настоящими ценовыми стимулами по вышения качества продукции.
Ступенчатые, или, как их называют, скользящие, це ны— это последовательно снижающиеся по заранее утвержденным срокам цены. Введение ступенчатых цен предполагает наличие ряда необходимых условий, та ких, например, как серийность производства, предстоя щее значительное снижение издержек производства, предполагаемое моральное старение продукции вследст вие высоких темпов ее обновления, степени удовлетво
8 З а к а з 194 |
209 |
рения данной продукцией потребностей народного хо зяйства.
Для предприятий-изготовителей ступенчатые цены со здают необходимые условия, побуждающие к своевре менной замене устаревших изделий новыми, более про грессивными и экономически эффективными. Они позво ляют гармонично сочетать процесс производства освоен ной техники, подготовки образцов новых изделий и замены старой продукции новой. Потребителям сту пенчатые цены создают ясную перспективу развития технического прогресса и возможность правильной ориентации в применении более эффективной техники в предстоящий период. Ступенчатые цены создают также необходимые условия для своевременного учета в на роднохозяйственных планах предстоящего изменения цен. Таким образом, ступенчатые цены активно воздей ствуют как на производителей, так и на потребителей, дают возможность видеть перспективу их взаимоотно шений, стимулируют ускорение темпов научно-техниче ского прогресса, что в наибольшей степени отвечает требованиям и задачам проводимой хозяйственной ре формы.
Ступенчатые цены устанавливаются с учетом мораль ного старения продукции и сроков снятия ее с произ водства, предусмотренных в плане, с учетом снижения затрат на производство продукции, т. е. перспективной себестоимости. Сроки морального старения и снятия с производства принимаются в соответствии с техниче ским проектом. Если же технический проект не ограни чивает период выпуска продукции, то ее моральное старение определяется на основе целого ряда исходных данных, и в том числе: фактических сроков морально го старения и снятия с производства аналогичной про дукции за предыдущие годы; перспективных планов освоения новой техники и пересмотра стандартов и тех
210