ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
нических условий; степени удовлетворения новой продук цией народнохозяйственной потребности по годам ее выпуска; ее качественной аттестации с учетом аналогич ных зарубежных образцов и, наконец, совокупности на мечаемых мероприятий в области технического прогрес са, влияющих на обновление продукции.
Эффективность ступенчатых цен во многом предопре деляется правильностью исчисления перспективной се бестоимости. Плановая себестоимость продукции перво го года серийного выпуска определяется в соответствии
сдействующим порядком и без учета затрат, связанных
сее освоением, а также с повышением качества, долго вечности и надежности. Плановая себестоимость продук ции последующих годов серийного выпуска определяется
либо на основе прямого расчета изменения затрат на производство по основным технико-экономическим фак торам, либо при помощи математико-статистических ме тодов, когда выявленная по однотипным изделиям зависимость изменения себестоимости распространяется на новую продукцию. Расчет себестоимости по основ ным (оказывающим на нее наибольшее влияние) техни ко-экономическим факторам проводится в соответствии с основными положениями и отраслевыми инструкция ми по планированию, учету и калькулированию себе стоимости; он основан на выявлении влияния на произ водственные затраты изменений объема производства, изменений в его технике, технологии и организации и со ставляется в полном соответствии с другими раздела ми плана. Расчет себестоимости на основе математико статистических методов целесообразно применять в многономенклатурных производствах, когда затруднено применение других методов.
Ступенчатые цены должны иметь как минимум три ступени: первая — когда продукция является наиболее прогрессивной и должна производиться с повышенной
8* |
211 |
рентабельностью; вторая — когда изделие полностью освоено, стало массовым, и ему достаточно нормативной рентабельности; третья и последующие ступени уста навливаются на период, когда изделие морально уста ревает и подлежит снятию с производства и когда в целях его постепенной замены рентабельность должна быть минимальной.
Первая ступень называется поощрительной, она устанавливается на новую продукцию, имеющую народ нохозяйственный экономический эффект. Часть распре деляемого экономического эффекта, равная доле произ
водителя, включается в |
цену новой |
продукции в |
виде |
надбавки — повышенной |
прибыли, |
что создает |
ей |
более высокую рентабельность по сравнению с норма тивной. Уровень первой ступени устанавливается в пол ном соответствии с рассмотренным выше порядком определения оптовых цен на новую продукцию, предна
значенную к замене |
ранее |
освоенной. Формула це |
ны первой поощрительной |
ступени имеет следующий |
|
вид: |
|
|
H i = |
Ц „ п4* Ни. |
Такая ступень создает благоприятные условия для освоения и расширения производства новой высокоэф фективной продукции в первый период ее производства.
Вторая ступень соответствует периоду стабилизации объемов выпуска новой продукции в условиях пол ностью освоенного серийного производства, когда уже не действует поощрительная надбавка или повышенная прибыль, и, по существу, представляет из себя нижний предел цены с нормативной рентабельностью:
U2 = S- (1 + Рш)-
Третья и последующие ступени называются штраф ными, они устанавливаются на более низком по сравне*
212
нию с нормативной рентабельностью уровне, чтобы по буждать предприятия снимать с производства мораль но устаревшую, подлежащую снятию продукцию и осваивать новые, технически более совершенные и высокоэффективные изделия. Уровень цены третьей ступени устанавливается, как правило, исходя из поло вины норматива рентабельности, а в отдельных слу чаях — особенно когда планируется начало серийного производства нового, более эффективного изделия — с нулевой и даже отрицательной рентабельностью, т. е.:
Цз = 5-(1 + 0,5<PHS).
Таким образом, общую схему ступенчатой цены мож
но представить следующим |
образом |
(см. график |
на |
стр. 214). |
|
|
|
Если снижение цен на |
морально |
устаревшую |
про |
дукцию вызовет нежелательный повышенный спрос на нее, то оптовая цена для потребителей не снижается, а для изготовителей вводятся фиксированные платежи. Среди экономистов имеются сторонники установления ступенчатых цен только для производителей, при неиз менности их для потребителей. Действительно, такие ступенчатые цены облегчают учет изменения цен в на роднохозяйственных планах и влияют на экономические стимулы изготовителей, что делает более гибким весь механизм цен. Однако в таких условиях умаляется зна чение цены как меры общественно необходимых затрат. Нельзя сводить роль цены только к созданию необходи мых хозрасчетных условий для производителей, необхо димо доводить образующуюся общественную экономию и до потребителей, что позволит превратить цены в дей ствительно надежный инструмент всех экономических мероприятий и расчетов.
213
С Х Е М А С Т У П Е Н Ч А Т О Й Ц Е Н Ы
1ступень
Уровень нормативной
рентабельности
Уровень ступенчатой
цени
Уровень
себестоимости
2с<рх
Сроки введения и действия каждой ступени опре деляются конкретными условиями производства и реа лизации выпускаемой продукции. Срок действия поощ рительных ступеней не должен превышать, как правило, одной трети планового срока выпуска продукции. Срок действия первой ступени ограничивается в основ ном временем действия поощрительной надбавки, т. е. двумя-тремя годами. Однако если новая продукция по истечении срока действия поощрительной ступени про должает оставаться высокоэффективной или остродефи цитной, технический уровень и качество которой соот ветствуют высшим отечественным и зарубежным дости жениям или превышают их, срок действия первой сту пени продлевается. Срок действия второй ступени находится в пределах от начала полного освоения про ектной мощности выпуска нового изделия до наступле-
214
ния года его морального старения или наступления спада объема производства вследствие удовлетворения этими товарами народнохозяйственной потребности. Срок действия третьей штрафной ступени определяется периодом от начала наступления морального старения до полного, предусмотренного планом снятия продукции с производства. Каждая ступень оптовой цены утверж дается с указанием срока начала ее действия и вводит-- ся, как правило, с 1 января.
Ступенчатые цены не устанавливаются на изделия разового исполнения и на сельскохозяйственную техни ку. В настоящее время они применяются в основном на продукцию машиностроения. В качестве примера мож но привести металлорежущие станки, где ступенчатые цены установлены на 47 моделей станков. Предусмот рены они и по некоторым другим изделиям.
Имеющиеся по отдельным изделиям две цены с раз личными сроками их введения не следует принимать за ступенчатые цены, поскольку это не что иное, как ви доизмененная надбавка. Первая, более высокая цена — это цена, учитывающая повышенную прибыль за счет доли народнохозяйственного экономического эффекта, вторая, более низкая, вводится с истечением срока дей ствия поощрительной рентабельности. Следует еще раз подчеркнуть, что ступенчатые цены 'должны иметь как минимум три ступени, поскольку только при этом усло вии может в полной мере раскрыться их стимулирую щая целенаправленность, заинтересовывающая изгото вителей в производстве новой, более эффективной техни ки, а потребителей — в ее внедрении. Практику приме нения ступенчатых цен в предстоящий период следует всячески расширять, поскольку в этом заложен важный резерв повышения эффективности общественного про изводства.
Однако в применении ступенчатых цен имеются опре
215
деленные трудности, вытекающие из условий их уста новления. Для того чтобы установить такие цены, необ ходимо заранее определить сроки серийного производ ства и морального старения предполагаемого к выпуску изделия; факторы, которые будут в предстоящий период влиять на снижение его себестоимости, зависимость между издержками производства и выпуском, темпы снижения себестоимости; наконец, надо заранее учесть предполагаемый спрос. Все это вместе с заранее уста новленными сроками введения новых сниженных цен — очередных ступеней ставит предприятия в довольно жесткие рамки, которые в силу сложности и многооб разия производственно-хозяйственной деятельности не всегда можно соблюсти, заставляет изготовителей под ходить к применению ступенчатых цен весьма осторож но, что и сдерживает их распространение.
По сравнению со ступенчатыми ценами скидки-над бавки к ценам для предприятий и организаций более предпочтительны, они открывают больший простор для развития научно-технического прогресса и для улучше ния качества выпускаемой продукции. Практика выра ботала весьма широкий круг всевозможных скидок-над бавок к ценам. Существующие разновидности их явля ются закономерным следствием совершенствования це нообразования, продуктом длительных поисков усиления роли и значения цен в ускорении темпов научно-техни ческого прогресса. В настоящее время практически они используются почти во всех отраслях и сферах народно го хозяйства применительно к действующим специфиче ским условиям в каждой из них. Разнонаправленность действия скидок-надбавок предопределяет и их разное экономическое содержание и построение.
Все многообразие видов скидок-надбавок можно ус ловно разделить на две группы: первая — направленная на рационализацию построения цен и вторая — непо
216
средственно стимулирующая выпуск продукции лучшего качества и ассортимента, производство новых, более прогрессивных изделий. В первой группе следует выде лить, прежде всего, скидки-надбавки за различное ис полнение продукции. По своему экономическому содер жанию они представляют собой видоизмененные цены. Трансформация цен в скидки-надбавки предопределена необходимостью рационализации построения цен, в частности сокращением количества цен в прейскуран тах и более целесообразным определением новых цен. Эти скидки-надбавки действуют на протяжении всего срока существования базовых цен, аналогично им и об разуются. В машиностроении, например в прейскуран тах на электрические машины, отдельные виды подшип ников и т. п., установлены надбавки (скидки) за откло нения от общепромышленного исполнения, оптовые цены на которые приняты за базовые и зафиксированы в прейскурантах в соответствии с действующей норматив но-технической документацией. Эти надбавки (скидки) состоят из дополнительных (или более низких) затрат на изготовление изделий с отклонениями от общепро мышленного исполнения и чистого дохода, исчисленного при помощи нормативной рентабельности.
Надбавки за экспортное исполнение продукции также имеют своей целью возмещение экономически обоснован ных затрат, возникающих у производителей в связи с требованиями иностранных заказчиков, не предусмот ренных действующими на внутреннем рынке стандарта ми и техническими условиями (особая окраска, примене ние специальных смазок, комплектация специальным электрооборудованием или увеличенным набором запас ных частей, подготовка технической документации на иностранных языках и т. п.). Они исчисляются на осно ве установленных для соответствующих разделов (час тей) прейскурантов максимально предельных размеров
217
надбавок. Министерства и ведомства СССР определяют дифференцированные размеры надбавок к действующим оптовым ценам по каждому изделию, поставляемому на экспорт, исходя из конкретных условий производства и уровня себестоимости, но не превышая установленные предельные размеры надбавок. Если поставляемая на экспорт продукция изготовляется по действующим в
СССР стандартам, то надбавка не применяется. Скидки-надбавки за различное исполнение применя
ются и в производстве товаров народного потребления. При определении цен на новую хлопчатобумажную про дукцию, новые чулочно-носочные изделия, бельевые, верхние трикотажные изделия и т. п. к оптовым и розничным ценам применяются надбавки за отделку. Эти надбавки определяются в том же порядке, что и ба зовые цены: к оптовым ценам — исходя из среднеотрас левых затрат сырья, обработки и утвержденных разме ров рентабельности, к розничным ценам — или в том же размере (если в затратах на дополнительную отделку преобладают затраты по обработке), или в большем (если в затратах на дополнительную отделку преобла дают затраты на сырье и материалы).
Надбавки к ценам за дополнительные виды отделок применяются в производстве тканей — за мерсеризацию, несмываемый апрет, стойкое тиснение; в швейных из делиях— за вышивку, разрисовку, ленты, пряжки, встав ки, галстуки; в трикотажной — за кружева, аппликации, разрисовки цветов, застежки «молния» н т. п. Если над бавки применяются одновременно к оптовым и рознич ным ценам, то они весьма часто выносятся для сопо ставления в специальные таблицы (табл. 17).
В мебельной промышленности розничные цены на мебель утверждаются без учета стоимости конструктив ных элементов, видов фурнитуры, отличий по облицовке и т. п., которые также вынесены в надбавки или скидки.
218