Файл: Иванов, В. А. Интенсификация производства на горнорудных предприятиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ях при этих системах ведут с применением скважин глубокого бурения и штанговых.

Улучшилась технология процесса погрузки руды из очист­ ных забоев в транспортные средства. Доля погрузки руды из люков сократилась с 73,2% в 1970 г. до 67% в 1972 г. Вместо обычных люков стали применять вибролюки, с помощью кото­ рых в 1972 г. было погружено 15,6% всей руды. Погрузка руды виброустановками увеличилась с 4% в 1970 г. до 8,7% в 1972 г. Например, применение виброустановок на рудниках им. Ленина и им. Коминтерна позволило в 1972 г. повысить сменную произ­ водительность труда рабочего на выпуске руды до 723 т по сравнению с 201 т при скреперной доставке.

В 1972 г. выработка одного подземного рабочего криворож­ ских шахт составила от 1137 до 2894' т руды или примерно (по числу отработанных дней в году) 15 т/смену. Если исключить из расчета рабочих по обслуживанию механизмов, ОТК и прочих, то и в этом случае выработка подземных рабочих будет нахо­ диться в пределах 20 т/смену. Для крупных криворожских под­ земных рудников такой показатель говорит о возможностях по­ вышения в 1,5—2 раза производительности труда прежде всего за счет интенсификации основных видов работ.

Рационализация работ на поверхности шахт позволила повы­ сить долю подземных рабочих в горном отделе рудников Криво­

рожского бассейна в 1972 г. до 76%.

рудниках Крнвбасса

Распределение подземных рабочих на

по отдельным видам работ в 1972 г. характеризуется

следую­

щими

данными, %:

 

 

 

Очистные работы.....................................

26

 

 

Горно-подготовительные и разведочные

 

 

работы ....................................................

4,6

 

 

Взрывные работы.....................................

8,5

 

 

Крепление выработок.............................

16

 

 

Внутришахтиый транспорт.........................

13,5

 

 

П одъ ем ........................................................

5,5

 

 

Обслуживание механизмов.........................

19,8

 

 

Оі дел технического контроля . . . .

1,5

 

 

Прочие подземные работы........................

4,6

 

В

1972 г. на очистных работах шахт Крнвбасса

состав ра­

бочих основных профессий характеризовался следующими дан­ ными, %:

бурильщики.................................

48,2

мастера станков глубокого бу­

14,4

рения .........................................

скреперисты .................................

34,6

машинисты погрузочных машин

2

При анализе эффективности очистных работ очень важно определить понятие очистного забоя. В общем случае очистным забоем можно назвать пункт, примыкающий к очистному про-

1 0 t


страиству, из которого ведут выпуск и доставку взорванной ру­ ды, т. е. скреперный штрек или орт с дучкамп, выработка для

выпуска руды через

грохотные

решетки, забой

выемочный

(штрек пли орт) при торцовом выпуске

руды,

впбровыпускной

пункт для погрузки руды непосредственно

из очистного прост­

ранства в транспортные средства п

т.

д.

работ необходимо

Для повышения интенсивности

очистных

прежде всего поднять

производительность

бурового оборудова­

ния II лучше дробить руду взрывом. Хотя интегральный коэффи­

циент использования

буровых станков

на

шахтах

Кривбасса

увеличился с 12,1% в 1965 г. до 20% в 1972 г., а их производи­ тельность на 68%, все же эти показатели остаются низкими. Од­ ним списочным станком выбуривают за смену от 6 до 31 м сква­ жин, которыми отбивают не более 500—600 т руды. Если увели­ чить использование станков по календарному времени на основ­ ной работе в течение смены хотя бы до 45%, то даже при снижении

выхода отбитой руды на I м скважины до

10—15 т вместо 20,2

и бурении скважин глубиной не более 20 м

производительность

тех же станков в пересчете на отбитую руду увеличится вдвое. В результате увеличения высоты отбиваемого слоя руды с 10 до 30 м на руднике им. XX партсъезда повысились затраты на бу­ рение и взрывание скважин на 32%, а также выросла трудоем­ кость заряжания на 10%. Таким образом, уменьшение средней длины скважин до 15—20 м приводит к увеличению скорости бурения. При этом может увеличиться доля высокопроизводи­ тельного штангового бурения, с помощью которого отбивают 24—25% руды. Опыт показывает, что штанговое бурение весьма эффективно; оно может в ряде случаев успешно заменять буре­ ние скважин станками НКР-Ю0М.

Улучшение качества отбойки руды позволит значительно уве­

личить производительность труда на

выпуске и доставке

руды.

Интегральный коэффициент использования скреперных

лебе­

док (30 ЛС—2 с) на доставке руды

из очистных забоев

вырос

с 5,9% в 1965 г. до 10,5% в 1972 г., а их годовая производитель­ ность с 19,1 тыс. т до 26,7 тыс. т. Все же сменная производи­ тельность скреперных лебедок остается низкой и находится в пределах 94—255 т (в среднем 186 т).

Имея в виду, что около 95% руды до настоящего времени до­ ставляется скреперными лебедками, лучшее их использование на ближайшие годы — одно из существенных условий интенси­ фикации очистных работ. Однако использование лебедок на ос­ новной работе в течение рабочей смены не превышает 40—60%. По расчетам Криворожского НИГРИ, улучшение дробления ру­ ды взрывом, сокращение расстояния доставки и объема вторично­ го скреперования (которое достигает 30%), улучшение вентиля­ ции в выработках доставки, создание емкостей для доставлен­ ной руды, более полное использованію лебедок в течение суток позволят увеличить их сменную производительность до 250—

102


300 т. Имеющиеся машины (ПДВ-2, ППН-2Г и некоторые дру­ гие) не полностью отвечают требованиям мощных отечественных железных рудников. Наилучшими погрузочными машинами пока являются машины ПНБ-2к и ПНБ-Зк, которые еще нуждаются в совершенствовании и применения на очистных работах пока еще не нашли. Создание сравнительно универсальной и высоко­ производительной погрузочной машины — одно из актуальных условий повышения интенсивности ведения работ в шахтах.

Большое число (16%) подземных рабочих, занятых на креп­ лении нарезных (в основном доставочных) выработок, может быть снижено за счет сокращения затрат труда (и материаль­ ных затрат) на поддержание и восстановление разрушенной или поврежденной массовыми взрывами крепи. Совершенствование способов заряжания скважин и ускорение в несколько раз про­ цессов заряжания позволяет отказаться от взрывов, вызыва­ ющих большие разрушения. Значительное расширение области применения штанговой крепи подэтажных выработок — один из путей сокращения трудоемкости крепления.

Сокращение длины доставочных выработок в результате от­ каза от выпуска руды через дучки и внедрение погрузки руды непосредственно в средства транспорта — наиболее эффектив­ ные пути снижения расходов на крепление. Так, исследования НИГРИ и КГРИ показали, что на рудниках им. Дзержинского и им. Кирова в блоке высотой 80 м с подэтажами по 40 м и запа­ сами руды 1,9 млн. т из общей стоимости первичного крепле­ ния выработок (192,2 тыс. руб.) на крепление сопряжений вы­ пускных дучек со штреками скреперования приходится более 27%, на штреки скреперования 38%, на крепление вентиляцион­

ных выработок около 11%. Расходы на материалы

составля­

ют 89% всех расходов на крепление, в том

числе

на

металл

65%,

на

лес

24%.

различных

сечений.

В

блоке

проводят выработки пяти

Процесс

крепления может быть рационализирован

в результа­

те унификации сечений выработок и типов крепи. Целесообразно внедрять комбинированные штангово-рамные (в том числе пря­ моугольные) крепи. Внедрение комбинированных крепей позво­ лит снизить трудоемкость крепления и более полно извлекать металл и лес при погашении.выработок.

Сокращение срока службы выработок, особенно доставочных выработок в условиях шахт Кривбасса, значительно снижает расходы на крепление. По данным НИГРИ, дополнительные за­ траты на перекрепление доставочных выработок из-за длитель­ ного срока службы и воздействия взрывных работ достигают в среднем 30% первоначальных. В 1972 г. на шахтах бассейна бы­ ло перекреплено около 30—40% доставочных выработок при расходах на перекрепление 20 руб/м.

Сократить срок службы выработок можно путем концентра­ ции очистных работ, включая проведение нарезных выработок.

103


Особенно эффективно было бы широкое внедрение системы под­ этажного обрушения с торцовым выпуском. Для этого в бассейне есть все необходимые условия. Так, проведение нарезной выра­ ботки можно вести с помощью погрузочной машины (ПІТБ-Зк) и навесного к ней бурового оборудования. Сразу же после про­ ведения выработки на необходимую длину тем же, оборудова­ нием в обратном порядке можно вести отбойку руды штанговы­ ми скважинами и отгрузку ее из забоя под скрепер, которым хо­ рошо дробленная взрывом руда доставляется в рудоспуски. Имея в виду производительность машины ПІТБ-Зк и возможность в те­ чение смены выбуривать по мягким рудам до 150 м штанговых скважин, с одного забоя в сутки можно получать до 700—800 т руды и до минимума сократить срок службы нарезных вырабо­ ток.

Раздавливающие усилия, возникающие при массовых взрывах глубоких скважин во время отбойки руды в блоках на мощных залежах, настолько велики, что появился вариант системы под­ этажного обрушения, при котором выработки горизонта достав­ ки проводят после отбойки (обрушения) руды вертикальными слоями на компенсационную щель. При этом потребовалось уве­ личить расстояние между выработками выпуска и доставки, по­ высить сечение и уменьшить число дучек. На шахте «Саксагань» достигнуты показатели, приведенные в табл. 21.

Таблица 21

Выработки доставки,

 

 

 

 

проведенные

 

 

П оказатели

 

после об­

до обру­

 

 

 

 

 

 

 

 

рушения

шения

 

 

 

 

руды

руды

Подготовительно-нарезные выработки, м/І000т

 

 

запасов

..............................................................

 

 

4,1

5,7

Площадь выпуска руды, тыс. м2 .....................

 

6

14

Число действующих забоев на шахте

. . .

18

38

Месячная нагрузка на забой, тыс. т .

. . .

19

9

Интенсивность выпуска руды в сутки,

т/м2

1,88

0,85

Суточная

производительность скреперной

 

 

лебедки,

т ..........................................................

 

руде

250

214

Производительность труда рабочего по

51,7

39,2 .

(фраико-люк),

т /с м е н ѵ .................................

руб.

Себестоимость 1

т руды (франко-люк),

0,66

0,79

Внедрение механизированного заряжания скважин гранули­ рованными ВВ при отбойке руды на шахтах Кривбасса яви­ лось крупным шагом в совершенствовании и интенсификации производства взрывных работ. В результате увеличения примене­ ния гранулированных ВВ в 1972 г. доля аммонита № 6 ЖВ сни-

104


зилась до 10%, аммонита порошкообразного до 0%; а доля ам­

миачной селитры возросла до 12% и гранулированных ВВ до>

78%.

Освоена технология заряжания восстающих (под углом 70—90°) скважин увлажненными гранулированными ВВ с по­ мощью пневмозарядчиков УЗДМ-1 и УЗС-1500. Один зарядчик УЗДМ-1 в течение смены размещает в скважинах 6,8 т ВВ; за­ траты труда на заряжание скважин 0,7—1,4 чел-смены на 1 т ВВ, стоимость заряжания 1 т ВВ значительно снижается. Осо­ бенно эффективно взрывание с помощью игданпта, стоимость которого в 2,5—3 раза ниже зерногранулитов и аммонитов.

На внутришахтном транспорте работает 13,8% рабочих, в том числе машинистов электровозов 50%, люковых провожатых 24%г канавщпков и ремонтников пути 3,2% и прочих рабочих 15%.

Численность рабочих, занятых на внутришахтном

транспор­

те, может быть снижена в результате концентрации

очистных

работ и сокращения числа пунктов выпуска руды. На

новых го­

ризонтах целесообразно внедрять вагонетки грузоподъемностью' до 50 т и поезда полезной массой до 350 т. Постепенная замена глухих 10- и 5-тонных шахтных вагонеток вагонетками большой грузоподъемности — одна из реальных возможностей повыше­ ния интенсивности работы шахтного транспорта. Резервы улуч­ шения работы подземного транспорта весьма значительны. Так,, по данным Криворожского НИГРТІ, один электровозный локоыотивосостав в среднем по бассейну перевозит в смену 250— 350 т руды, а на отдельных шахтах («Гигант», № 1 им. Артема) 600 и даже 1000 т. Интегральный коэффициент использования электровозов (в основном типа 14КР) 16% также говорит о больших резервах интенсификации шахтного транспорта. Невы­ сокая производительность локомотивосоставов в основном явля­ ется результатом разбросанности пунктов погрузки, низкой ско­ рости погрузки составов, недостатков в организации разгрузки составов( разделение руды на потоки, очистка вагонеток и др.)„ устранение которых может увеличить производительность локомотнвосоставов на 12—15%.

Численность рабочих по обслуживанию механизмов (19,8%) может быть уменьшена за счет улучшения организации ремонта оборудования и ухода за ним. При наличии на всех рудниках механических мастерских целесообразно сократить объем ре­ монта в подземных условиях. Следовало бы внедрить практику выдачи в аренду (а не в собственность) шахтам исправного оборудования с определенным сроком его службы и установ­

ленной оплатой.

Повышению интенсивности очистных работ способствует уве­ личение извлечения металла с рудой из недр. На шахтах Мини­ стерства черной металлургии СССР в 1972 г. при норме 19% фактические потерн составили 18,4%, а разубожпванпе руды: 13.2%.

105'