Файл: Иванов, В. А. Интенсификация производства на горнорудных предприятиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
ях при этих системах ведут с применением скважин глубокого бурения и штанговых.
Улучшилась технология процесса погрузки руды из очист ных забоев в транспортные средства. Доля погрузки руды из люков сократилась с 73,2% в 1970 г. до 67% в 1972 г. Вместо обычных люков стали применять вибролюки, с помощью кото рых в 1972 г. было погружено 15,6% всей руды. Погрузка руды виброустановками увеличилась с 4% в 1970 г. до 8,7% в 1972 г. Например, применение виброустановок на рудниках им. Ленина и им. Коминтерна позволило в 1972 г. повысить сменную произ водительность труда рабочего на выпуске руды до 723 т по сравнению с 201 т при скреперной доставке.
В 1972 г. выработка одного подземного рабочего криворож ских шахт составила от 1137 до 2894' т руды или примерно (по числу отработанных дней в году) 15 т/смену. Если исключить из расчета рабочих по обслуживанию механизмов, ОТК и прочих, то и в этом случае выработка подземных рабочих будет нахо диться в пределах 20 т/смену. Для крупных криворожских под земных рудников такой показатель говорит о возможностях по вышения в 1,5—2 раза производительности труда прежде всего за счет интенсификации основных видов работ.
Рационализация работ на поверхности шахт позволила повы сить долю подземных рабочих в горном отделе рудников Криво
рожского бассейна в 1972 г. до 76%. |
рудниках Крнвбасса |
||
Распределение подземных рабочих на |
|||
по отдельным видам работ в 1972 г. характеризуется |
следую |
||
щими |
данными, %: |
|
|
|
Очистные работы..................................... |
26 |
|
|
Горно-подготовительные и разведочные |
|
|
|
работы .................................................... |
4,6 |
|
|
Взрывные работы..................................... |
8,5 |
|
|
Крепление выработок............................. |
16 |
|
|
Внутришахтиый транспорт......................... |
13,5 |
|
|
П одъ ем ........................................................ |
5,5 |
|
|
Обслуживание механизмов......................... |
19,8 |
|
|
Оі дел технического контроля . . . . |
1,5 |
|
|
Прочие подземные работы........................ |
4,6 |
|
В |
1972 г. на очистных работах шахт Крнвбасса |
состав ра |
бочих основных профессий характеризовался следующими дан ными, %:
бурильщики................................. |
48,2 |
мастера станков глубокого бу |
14,4 |
рения ......................................... |
|
скреперисты ................................. |
34,6 |
машинисты погрузочных машин |
2 |
При анализе эффективности очистных работ очень важно определить понятие очистного забоя. В общем случае очистным забоем можно назвать пункт, примыкающий к очистному про-
1 0 t
страиству, из которого ведут выпуск и доставку взорванной ру ды, т. е. скреперный штрек или орт с дучкамп, выработка для
выпуска руды через |
грохотные |
решетки, забой |
выемочный |
|||
(штрек пли орт) при торцовом выпуске |
руды, |
впбровыпускной |
||||
пункт для погрузки руды непосредственно |
из очистного прост |
|||||
ранства в транспортные средства п |
т. |
д. |
работ необходимо |
|||
Для повышения интенсивности |
очистных |
|||||
прежде всего поднять |
производительность |
бурового оборудова |
||||
ния II лучше дробить руду взрывом. Хотя интегральный коэффи |
||||||
циент использования |
буровых станков |
на |
шахтах |
Кривбасса |
увеличился с 12,1% в 1965 г. до 20% в 1972 г., а их производи тельность на 68%, все же эти показатели остаются низкими. Од ним списочным станком выбуривают за смену от 6 до 31 м сква жин, которыми отбивают не более 500—600 т руды. Если увели чить использование станков по календарному времени на основ ной работе в течение смены хотя бы до 45%, то даже при снижении
выхода отбитой руды на I м скважины до |
10—15 т вместо 20,2 |
и бурении скважин глубиной не более 20 м |
производительность |
тех же станков в пересчете на отбитую руду увеличится вдвое. В результате увеличения высоты отбиваемого слоя руды с 10 до 30 м на руднике им. XX партсъезда повысились затраты на бу рение и взрывание скважин на 32%, а также выросла трудоем кость заряжания на 10%. Таким образом, уменьшение средней длины скважин до 15—20 м приводит к увеличению скорости бурения. При этом может увеличиться доля высокопроизводи тельного штангового бурения, с помощью которого отбивают 24—25% руды. Опыт показывает, что штанговое бурение весьма эффективно; оно может в ряде случаев успешно заменять буре ние скважин станками НКР-Ю0М.
Улучшение качества отбойки руды позволит значительно уве
личить производительность труда на |
выпуске и доставке |
руды. |
Интегральный коэффициент использования скреперных |
лебе |
|
док (30 ЛС—2 с) на доставке руды |
из очистных забоев |
вырос |
с 5,9% в 1965 г. до 10,5% в 1972 г., а их годовая производитель ность с 19,1 тыс. т до 26,7 тыс. т. Все же сменная производи тельность скреперных лебедок остается низкой и находится в пределах 94—255 т (в среднем 186 т).
Имея в виду, что около 95% руды до настоящего времени до ставляется скреперными лебедками, лучшее их использование на ближайшие годы — одно из существенных условий интенси фикации очистных работ. Однако использование лебедок на ос новной работе в течение рабочей смены не превышает 40—60%. По расчетам Криворожского НИГРИ, улучшение дробления ру ды взрывом, сокращение расстояния доставки и объема вторично го скреперования (которое достигает 30%), улучшение вентиля ции в выработках доставки, создание емкостей для доставлен ной руды, более полное использованію лебедок в течение суток позволят увеличить их сменную производительность до 250—
102
300 т. Имеющиеся машины (ПДВ-2, ППН-2Г и некоторые дру гие) не полностью отвечают требованиям мощных отечественных железных рудников. Наилучшими погрузочными машинами пока являются машины ПНБ-2к и ПНБ-Зк, которые еще нуждаются в совершенствовании и применения на очистных работах пока еще не нашли. Создание сравнительно универсальной и высоко производительной погрузочной машины — одно из актуальных условий повышения интенсивности ведения работ в шахтах.
Большое число (16%) подземных рабочих, занятых на креп лении нарезных (в основном доставочных) выработок, может быть снижено за счет сокращения затрат труда (и материаль ных затрат) на поддержание и восстановление разрушенной или поврежденной массовыми взрывами крепи. Совершенствование способов заряжания скважин и ускорение в несколько раз про цессов заряжания позволяет отказаться от взрывов, вызыва ющих большие разрушения. Значительное расширение области применения штанговой крепи подэтажных выработок — один из путей сокращения трудоемкости крепления.
Сокращение длины доставочных выработок в результате от каза от выпуска руды через дучки и внедрение погрузки руды непосредственно в средства транспорта — наиболее эффектив ные пути снижения расходов на крепление. Так, исследования НИГРИ и КГРИ показали, что на рудниках им. Дзержинского и им. Кирова в блоке высотой 80 м с подэтажами по 40 м и запа сами руды 1,9 млн. т из общей стоимости первичного крепле ния выработок (192,2 тыс. руб.) на крепление сопряжений вы пускных дучек со штреками скреперования приходится более 27%, на штреки скреперования 38%, на крепление вентиляцион
ных выработок около 11%. Расходы на материалы |
составля |
|||||
ют 89% всех расходов на крепление, в том |
числе |
на |
металл |
|||
65%, |
на |
лес |
24%. |
различных |
сечений. |
|
В |
блоке |
проводят выработки пяти |
||||
Процесс |
крепления может быть рационализирован |
в результа |
те унификации сечений выработок и типов крепи. Целесообразно внедрять комбинированные штангово-рамные (в том числе пря моугольные) крепи. Внедрение комбинированных крепей позво лит снизить трудоемкость крепления и более полно извлекать металл и лес при погашении.выработок.
Сокращение срока службы выработок, особенно доставочных выработок в условиях шахт Кривбасса, значительно снижает расходы на крепление. По данным НИГРИ, дополнительные за траты на перекрепление доставочных выработок из-за длитель ного срока службы и воздействия взрывных работ достигают в среднем 30% первоначальных. В 1972 г. на шахтах бассейна бы ло перекреплено около 30—40% доставочных выработок при расходах на перекрепление 20 руб/м.
Сократить срок службы выработок можно путем концентра ции очистных работ, включая проведение нарезных выработок.
103
Особенно эффективно было бы широкое внедрение системы под этажного обрушения с торцовым выпуском. Для этого в бассейне есть все необходимые условия. Так, проведение нарезной выра ботки можно вести с помощью погрузочной машины (ПІТБ-Зк) и навесного к ней бурового оборудования. Сразу же после про ведения выработки на необходимую длину тем же, оборудова нием в обратном порядке можно вести отбойку руды штанговы ми скважинами и отгрузку ее из забоя под скрепер, которым хо рошо дробленная взрывом руда доставляется в рудоспуски. Имея в виду производительность машины ПІТБ-Зк и возможность в те чение смены выбуривать по мягким рудам до 150 м штанговых скважин, с одного забоя в сутки можно получать до 700—800 т руды и до минимума сократить срок службы нарезных вырабо ток.
Раздавливающие усилия, возникающие при массовых взрывах глубоких скважин во время отбойки руды в блоках на мощных залежах, настолько велики, что появился вариант системы под этажного обрушения, при котором выработки горизонта достав ки проводят после отбойки (обрушения) руды вертикальными слоями на компенсационную щель. При этом потребовалось уве личить расстояние между выработками выпуска и доставки, по высить сечение и уменьшить число дучек. На шахте «Саксагань» достигнуты показатели, приведенные в табл. 21.
Таблица 21
Выработки доставки,
|
|
|
|
проведенные |
|
|
|
П оказатели |
|
после об |
до обру |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
рушения |
шения |
|
|
|
|
руды |
руды |
Подготовительно-нарезные выработки, м/І000т |
|
|
|||
запасов |
.............................................................. |
|
|
4,1 |
5,7 |
Площадь выпуска руды, тыс. м2 ..................... |
|
6 |
14 |
||
Число действующих забоев на шахте |
. . . |
18 |
38 |
||
Месячная нагрузка на забой, тыс. т . |
. . . |
19 |
9 |
||
Интенсивность выпуска руды в сутки, |
т/м2 |
1,88 |
0,85 |
||
Суточная |
производительность скреперной |
|
|
||
лебедки, |
т .......................................................... |
|
руде |
250 |
214 |
Производительность труда рабочего по |
51,7 |
39,2 . |
|||
(фраико-люк), |
т /с м е н ѵ ................................. |
руб. |
|||
Себестоимость 1 |
т руды (франко-люк), |
0,66 |
0,79 |
Внедрение механизированного заряжания скважин гранули рованными ВВ при отбойке руды на шахтах Кривбасса яви лось крупным шагом в совершенствовании и интенсификации производства взрывных работ. В результате увеличения примене ния гранулированных ВВ в 1972 г. доля аммонита № 6 ЖВ сни-
104
зилась до 10%, аммонита порошкообразного до 0%; а доля ам
миачной селитры возросла до 12% и гранулированных ВВ до>
78%.
Освоена технология заряжания восстающих (под углом 70—90°) скважин увлажненными гранулированными ВВ с по мощью пневмозарядчиков УЗДМ-1 и УЗС-1500. Один зарядчик УЗДМ-1 в течение смены размещает в скважинах 6,8 т ВВ; за траты труда на заряжание скважин 0,7—1,4 чел-смены на 1 т ВВ, стоимость заряжания 1 т ВВ значительно снижается. Осо бенно эффективно взрывание с помощью игданпта, стоимость которого в 2,5—3 раза ниже зерногранулитов и аммонитов.
На внутришахтном транспорте работает 13,8% рабочих, в том числе машинистов электровозов 50%, люковых провожатых 24%г канавщпков и ремонтников пути 3,2% и прочих рабочих 15%.
Численность рабочих, занятых на внутришахтном |
транспор |
те, может быть снижена в результате концентрации |
очистных |
работ и сокращения числа пунктов выпуска руды. На |
новых го |
ризонтах целесообразно внедрять вагонетки грузоподъемностью' до 50 т и поезда полезной массой до 350 т. Постепенная замена глухих 10- и 5-тонных шахтных вагонеток вагонетками большой грузоподъемности — одна из реальных возможностей повыше ния интенсивности работы шахтного транспорта. Резервы улуч шения работы подземного транспорта весьма значительны. Так,, по данным Криворожского НИГРТІ, один электровозный локоыотивосостав в среднем по бассейну перевозит в смену 250— 350 т руды, а на отдельных шахтах («Гигант», № 1 им. Артема) 600 и даже 1000 т. Интегральный коэффициент использования электровозов (в основном типа 14КР) 16% также говорит о больших резервах интенсификации шахтного транспорта. Невы сокая производительность локомотивосоставов в основном явля ется результатом разбросанности пунктов погрузки, низкой ско рости погрузки составов, недостатков в организации разгрузки составов( разделение руды на потоки, очистка вагонеток и др.)„ устранение которых может увеличить производительность локомотнвосоставов на 12—15%.
Численность рабочих по обслуживанию механизмов (19,8%) может быть уменьшена за счет улучшения организации ремонта оборудования и ухода за ним. При наличии на всех рудниках механических мастерских целесообразно сократить объем ре монта в подземных условиях. Следовало бы внедрить практику выдачи в аренду (а не в собственность) шахтам исправного оборудования с определенным сроком его службы и установ
ленной оплатой.
Повышению интенсивности очистных работ способствует уве личение извлечения металла с рудой из недр. На шахтах Мини стерства черной металлургии СССР в 1972 г. при норме 19% фактические потерн составили 18,4%, а разубожпванпе руды: 13.2%.
105'