ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
порты. Здесь базируются крупнейшие в стране пассажир ский, грузовой и ледокольный флоты, четыре китобойные
флотилии, а также флотилии больших плавучих крабо рыбоконсервных заводов, рефрижераторов и мелкий ка ботажный флот. Не случайно Владивосток называют
городом «семи флотов». Половина жителей связана с океаном. Одни выходят в море, другие работают в порту или на судоремонтных заводах, третьи готовят кадры в Институте рыбной промышленности. Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г. И. Невельского или Тихоокеанском высшем военно-
морском училище.
Владивосток — крупнейший на Дальнем Востоке го род-труженик. Это город-моряк, город-пограничник, го род-ученый. Кроме научных учреждений, десятков вузов и техникумов, здесь базируются экспедиционные суда,
такие, как «Витязь, — тоже институты-исследователи океана. Кораблями погоды называют суда Гидрометеоро
логического института — «Ю. Μ. Шокальский» и «А. И. Воейков».
Всего за время одного поколения наша далекая окра ина изменилась так, что отличается теперь от коренной России лишь тем, что соседями живут там русская береза и тропический бамбук, а корабли выходят в океан от са мого порога. Успехи, достигнутые людьми особого даль невосточного склада, удивляют приезжих. Для приморцев
же это — в порядке вещей, потому что требования, кото рые предъявляют к себе они сами, давно ничем не отли
чаются от тех задач, что ставят перед собой и москвичи,
и туляки или, скажем, волжане. Та же ориентация на
самую современную технику и науку, тот же экономиче ский размах, та же настойчивость в налаживании культу ры и быта.
Как и подобает старинному приморскому городу,
Владивосток имеет свои клубы капитанов — капитанов Дальневосточного ордена Ленина морского пароходства и управления «Дальрыба». Первое их заседание, сов местно с секцией океанологии и мореплавания Примор ского филиала Географического общества СССР, состоя лось в октябре 1972 года. Эти встречи с участием моло дых моряков, писателей и поэтов, архитекторов и бывалых капитанов, начальников морских экспедиций
88
и героев моря направлены на поддержание лучших мор ских традиций и воспитание молодежи.
Моряки с «Байкала» успели познакомиться со многи ми крупными портами Европы и Америки. Были в Гава не, Хельсинки и Стокгольме. И всюду находили что-то общее между ними в архитектуре и ритме жизни, в бес
конечной сутолоке у причалов и на улицах, даже в осо бенных запахах и звуках. А как хороши приморские города ночью! Их огням тесно на берегу, они сбегают в море, отражаясь в воде, и, кажется, увеличивают город вширь и вглубь. Моряки не переставали восхищаться этими портами, однако каждый байкалец готов был дер жать любое пари, что его Владивосток самый лучший, самый красивый...
Первые рейсы по дальневосточным морям «Байкал» совершал между Владивостоком и бухтой Провидения.
Это самая большая пассажирская линия протяженно стью 2727 миль. Она связывает Анадырь, Эгвекинот и другие районные центры Чукотского национального ок
руга с Владивостоком, Петропавловском-Камчатским и бухтой Провидения.
Одному из авторов посчастливилось побывать в таком
рейсе «Байкала» в июле... Закончена посадка пассажи ров. Отданы швартовы. Теплоход развернулся и медлен но двинулся на выход из бухты Золотой Рог. Мы стояли на палубе, прощались с многочисленными судами. Город постепенно скрывался в прозрачной дымке ясного сол нечного дня. А кругом голубой простор, бодрящий вете рок и чистый воздух с запахами моря. Что может быть благотворнее морского воздуха, прекраснее морской глади!
Проливом Босфор Восточный миновали Русский ост ров. Открылась бухта Диомид. А вот и мыс Басаргина,
белое здание маяка. Напротив — маяк острова Скрыплева. Через два часа — Аскольд и слева — остров Путя
тина. На нем — один из первых зверосовхозов Приморья.
В густом лесу разгуливали пятнистые олени — носители
драгоценных пантов, а в Гусином озере цвели редкост ные лотосы.
Мыс Поворотный — прощай, Приморье! Впереди тридцать часов бескрайнего моря, соленый ветер и но вый берег за горизонтом. «Байкал» шел курсом на Ca-
89
Теплоход «Байкал»
халии... Постепенно вырисовывались очертания гор Юж но-Камышового хребта и полуостров Крильон. На мысе видны дома и маяк, сохранилась береговая пушка, ус
тановленная русскими моряками в 1886 году.
В проливе Лаперуза — оживленное судоходство. Это основной морской путь в Охотское морс, к Курилам и Камчатке, к Чукотке и в Арктику. На скале «Камень опасности» давно установлен маяк, предупреждающий суда огнями и звуковыми сигналами...
Миновали Аиивский залив. «Байкал» шел уже вдоль
загадочных Курильских островов, мимо лежбищ морских животных, дымящих вулканов. Стаи диковинных птиц вились над головой, но чаще всего — чайки. Сколько пу тешественников любовалось этой красивой и гордой пти цей! Из девяноста двух видов чаек в наших краях встре чается тридцать два. «Байкал» сопровождали касатки и дельфины.
Встречным курсом то и дело двигались лесовозы, ры
боловецкие и пассажирские суда. Вот огромный «Совет ский Союз» — флагман пассажирского флота Дальневос
точного бассейна. Самое большое судно в нашей стране
обслуживает экспрессную линию Владивосток — Петро павловск-Камчатский... А однажды, будто из легенды, возник перед нами силуэт грозного «Варяга» — гвардей ского ракетоносного крейсера. Снова «Байкал» и «Варяг» повстречались в Тихом океане... Много воды утекло после первой встречи. Сегодня на новом «Варяге» служат на-
90
следники подвига отцов и дедов, зорко охраняя здешние морские границы. А «Байкалу» — нашему современнику однажды выпала честь прикоснуться к седой старине,
принять на борт подлинные реликвии героического ста
рого «Варяга», доставить их к родным берегам. Но об этом — несколько позже.
А пока судно продвигалось дальше. Солнечный зной сменялся умеренной погодой, дышалось удивительно легко. Многих утомило обилие новых впечатлений. Одни отправлялись в читальный зал, другие — в музыкальный или курительный салоны, третьи спешили в каюты. Вече ром собирались в кинозале на концерт.
Наконец лайнер вышел в океан. Слева по носу, в го
лубом мареве проступали конусы вулканов. Камчатка!
Далекая, |
знакомая |
многим с |
детства |
только по |
учебни |
кам. |
|
|
«Байкал» вошел в Авачин скую губу, замедлил ход и вскоре ошвартовался у нового морского вокзала. Именно здесь, на пустынном берегу од ной из красивейших гаваней
мира родился город.
Простившись с Петропав ловском, «Байкал» отправился к Чукотскому полуострову...
C борта хорошо было видно побережье Чукотки. Оно изре зано заливами, лиманами и
бухтами, удобными для стоян ки судов.
Минуя бухту Провидения,
в которую справа и слева обрываются сопки, укрытые кустарником, теплоход вошел
в бухту |
Комсомольскую. |
Ош |
вартовались к причалу боль |
||
шого |
поселка — районного |
|
центра и порта Провидения. |
||
Это место особенно дорого мо- |
||
рякам-полцрникам, Ңи |
один Памятник С. И. Дежневу |
91
корабль, бороздивший арктические моря, не прошел ми мо бухты Провидения.
Байкальцы видели самую восточную точку Азии, на
званную в 1898 году мысом Дежнева. Через двенадцать лет здесь был установлен памятник знаменитому перво открывателю— массивный деревянный крест с мемо риальной доской. Он стоит еще и теперь, почернел, по косился, а рядом поднялся четырехгранный конусооб разный маяк. На его стороне, обращенной к океану,
прикреплены бронзовый бюст Дежнева и металлическая плита, на которой мы прочли: «С. И. Дежнев в 1648 г. первым из мореплавателей открыл пролив между Азией и Америкой». Это — памятник труду и отваге русских
мореходов в освоении Северного морского пути и превра щении его в транспортную магистраль.
«Байкал» лег на обратный курс. Судно шло в Тихом океане у Курил, словно вдоль ожерелья, висящего между Камчаткой и островом Хоккайдо. Почти семьсот
миль.
Курилы называют архипелагом тысячи островов. Из них только крупных более тридцати. Здесь около ста
вулканов, половина из них дымит.
Богаты суша и особенно воды Курил. И есть у них неоценимое сокровище — красота природы, красота за хватывающая, не похожая на прелести Кавказа и Кры
ма. «Леса» из травинок, скрывающих всадника с лоша дью. Бамбуковые джунгли, не позволяющие шагнуть в сторону от тропы. А роскошь цветов: ирисов, лилий или
гортензий...
Такими представились нам острова Итуруп и Куна
шир. В Кунаширских лесах встречаются стройные де ревья с листьями, похожими на листья фикуса. Белые
звезды — цветы, величиной с тарелку, глядели с высоты пятнадцати метров. Это ароматный цветок — магнолия.
Только на этом кусочке обетованной русской земли она растет дикаркой.
А леса с лианами и диким виноградом, каскады водо падов, бухты-фиорды... Да разве перечислить все дико вины здешней природы.
Последним был остров Шикотан. Трудно придумать более привлекательный уголок. Недаром «Шикотан» —
по-айнски «Лучшее место». По-айнски... Но этих корен ных жителей Курильних островов зде<;ь бодьше нет.
92
За небольшой период господства японских милитарис
тов айны почти вымерли. Их оставалось несколько де сятков человек на Шикотане. Во время боевых действий на Курильских островах последние айны покинули остров
и о них теперь ничего неизвестно...
Возле острова крохотные островки Айвазовского, Грига и Девятый вал. Есть мыс Край Света, потому что за ним нашей земли уже нет. И ничьей земли нет — только океан. И ближайший город иа восток — Гонолулу,
примерно в четырех тысячах миль.
Обогнув остров Хоккайдо, Сангарским проливом
«Байкал» вышел в Японское море. Курс — на родной Владивосток...
Летом 1965 года теплоход принял на борт гостей — группу руководителей коммунистической партии Японии. Вместе с ними направлялась приглашенная в нашу стра-
Иссии Ханако беседует с капитаном «Байкала»
Е. В. Веденским
93
ну друг известного советского разведчика Героя Совет ского Союза Рихарда Зорге Иссии Ханако. Она интере
совалась жизнью на корабле, работой экипажа. Просила
показать ей судно, беседовала с капитаном Евгением Ва
лерьяновичем Веденским, многими моряками, фотогра фировалась с экипажем. На судовой пресс-конференции, которую организовал в кают-компании первый помощник капитана Игорь Ярославович Чехович, верный друг и помощник Р. Зорге поделилась воспоминаниями о нем.
В |
1949 году она |
отыскала |
прах |
дорогого |
человека |
и |
перезахоронила |
на одном |
из |
токийских |
кладбищ. |
На свои средства поставила памятник со словами: «Здесь спит боец, сражавшийся против войны, отдавший жизнь за мир во всем мире — Рихард Зорге. Родился в Баку в 1895 году. Приехал в Японию в 1933-м. Был арестован в
1941-м. Казнен 7 ноября 1944 года».
На сером граните памятника — черная мраморная плита с изображением звезды Героя, лавровой ветви и
надпись по-русски: «Герой Советского Союза Рихард Зорге».
В короткий срок экипаж «Байкала» вошел в число
лучших пассажирских судов Дальневосточного морско го пароходства. Теплоход был поставлен на заграничную линию. В октябре 1966 года «Байкал» вышел в первый рейс по новой международной линии Находка — Иокогама — Гонконг. Вел его бывалый дальневос точный капитан Феликс Альбертович Мушинский, рабо тали опытные моряки и квалифицированный обслужива ющий персонал.
Рейсы в Гонконг всегда проходили благополучно. «Байкал» успешно конкурировал с судами иностран ных морских компаний. Между Иокогамой и Гонконгом много лет ходили пассажирские суда крупной компании США «Америкэн президент лайн» и английской «Ормент лайн». Проезд одного пассажира на «Байкале в двухместной каюте стоил 130 рублей, на американском
судне—157.
Но дело не только в этом. На борт лайнера поднима лись деловые люди многих стран, путешествовали иност-
.ранные, туристы.,.Деятели культуры, искусства и науки отправлялись за рубеж на различные конкурсы, сим позиумы и конференции. Экипаж «Байкала», с пер-
94