Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

порты. Здесь базируются крупнейшие в стране пассажир­ ский, грузовой и ледокольный флоты, четыре китобойные

флотилии, а также флотилии больших плавучих крабо­ рыбоконсервных заводов, рефрижераторов и мелкий ка­ ботажный флот. Не случайно Владивосток называют

городом «семи флотов». Половина жителей связана с океаном. Одни выходят в море, другие работают в порту или на судоремонтных заводах, третьи готовят кадры в Институте рыбной промышленности. Дальневосточном высшем инженерном морском училище имени адмирала Г. И. Невельского или Тихоокеанском высшем военно-

морском училище.

Владивосток — крупнейший на Дальнем Востоке го­ род-труженик. Это город-моряк, город-пограничник, го­ род-ученый. Кроме научных учреждений, десятков вузов и техникумов, здесь базируются экспедиционные суда,

такие, как «Витязь, — тоже институты-исследователи океана. Кораблями погоды называют суда Гидрометеоро­

логического института — «Ю. Μ. Шокальский» и «А. И. Воейков».

Всего за время одного поколения наша далекая окра­ ина изменилась так, что отличается теперь от коренной России лишь тем, что соседями живут там русская береза и тропический бамбук, а корабли выходят в океан от са­ мого порога. Успехи, достигнутые людьми особого даль­ невосточного склада, удивляют приезжих. Для приморцев

же это — в порядке вещей, потому что требования, кото­ рые предъявляют к себе они сами, давно ничем не отли­

чаются от тех задач, что ставят перед собой и москвичи,

и туляки или, скажем, волжане. Та же ориентация на

самую современную технику и науку, тот же экономиче­ ский размах, та же настойчивость в налаживании культу­ ры и быта.

Как и подобает старинному приморскому городу,

Владивосток имеет свои клубы капитанов — капитанов Дальневосточного ордена Ленина морского пароходства и управления «Дальрыба». Первое их заседание, сов­ местно с секцией океанологии и мореплавания Примор­ ского филиала Географического общества СССР, состоя­ лось в октябре 1972 года. Эти встречи с участием моло­ дых моряков, писателей и поэтов, архитекторов и бывалых капитанов, начальников морских экспедиций

88

и героев моря направлены на поддержание лучших мор­ ских традиций и воспитание молодежи.

Моряки с «Байкала» успели познакомиться со многи­ ми крупными портами Европы и Америки. Были в Гава­ не, Хельсинки и Стокгольме. И всюду находили что-то общее между ними в архитектуре и ритме жизни, в бес­

конечной сутолоке у причалов и на улицах, даже в осо­ бенных запахах и звуках. А как хороши приморские города ночью! Их огням тесно на берегу, они сбегают в море, отражаясь в воде, и, кажется, увеличивают город вширь и вглубь. Моряки не переставали восхищаться этими портами, однако каждый байкалец готов был дер­ жать любое пари, что его Владивосток самый лучший, самый красивый...

Первые рейсы по дальневосточным морям «Байкал» совершал между Владивостоком и бухтой Провидения.

Это самая большая пассажирская линия протяженно­ стью 2727 миль. Она связывает Анадырь, Эгвекинот и другие районные центры Чукотского национального ок­

руга с Владивостоком, Петропавловском-Камчатским и бухтой Провидения.

Одному из авторов посчастливилось побывать в таком

рейсе «Байкала» в июле... Закончена посадка пассажи­ ров. Отданы швартовы. Теплоход развернулся и медлен­ но двинулся на выход из бухты Золотой Рог. Мы стояли на палубе, прощались с многочисленными судами. Город постепенно скрывался в прозрачной дымке ясного сол­ нечного дня. А кругом голубой простор, бодрящий вете­ рок и чистый воздух с запахами моря. Что может быть благотворнее морского воздуха, прекраснее морской глади!

Проливом Босфор Восточный миновали Русский ост­ ров. Открылась бухта Диомид. А вот и мыс Басаргина,

белое здание маяка. Напротив — маяк острова Скрыплева. Через два часа — Аскольд и слева — остров Путя­

тина. На нем — один из первых зверосовхозов Приморья.

В густом лесу разгуливали пятнистые олени — носители

драгоценных пантов, а в Гусином озере цвели редкост­ ные лотосы.

Мыс Поворотный — прощай, Приморье! Впереди тридцать часов бескрайнего моря, соленый ветер и но­ вый берег за горизонтом. «Байкал» шел курсом на Ca-

89



Теплоход «Байкал»

халии... Постепенно вырисовывались очертания гор Юж­ но-Камышового хребта и полуостров Крильон. На мысе видны дома и маяк, сохранилась береговая пушка, ус­

тановленная русскими моряками в 1886 году.

В проливе Лаперуза — оживленное судоходство. Это основной морской путь в Охотское морс, к Курилам и Камчатке, к Чукотке и в Арктику. На скале «Камень опасности» давно установлен маяк, предупреждающий суда огнями и звуковыми сигналами...

Миновали Аиивский залив. «Байкал» шел уже вдоль

загадочных Курильских островов, мимо лежбищ морских животных, дымящих вулканов. Стаи диковинных птиц вились над головой, но чаще всего — чайки. Сколько пу­ тешественников любовалось этой красивой и гордой пти­ цей! Из девяноста двух видов чаек в наших краях встре­ чается тридцать два. «Байкал» сопровождали касатки и дельфины.

Встречным курсом то и дело двигались лесовозы, ры­

боловецкие и пассажирские суда. Вот огромный «Совет­ ский Союз» — флагман пассажирского флота Дальневос­

точного бассейна. Самое большое судно в нашей стране

обслуживает экспрессную линию Владивосток — Петро­ павловск-Камчатский... А однажды, будто из легенды, возник перед нами силуэт грозного «Варяга» — гвардей­ ского ракетоносного крейсера. Снова «Байкал» и «Варяг» повстречались в Тихом океане... Много воды утекло после первой встречи. Сегодня на новом «Варяге» служат на-

90

следники подвига отцов и дедов, зорко охраняя здешние морские границы. А «Байкалу» — нашему современнику однажды выпала честь прикоснуться к седой старине,

принять на борт подлинные реликвии героического ста­

рого «Варяга», доставить их к родным берегам. Но об этом — несколько позже.

А пока судно продвигалось дальше. Солнечный зной сменялся умеренной погодой, дышалось удивительно легко. Многих утомило обилие новых впечатлений. Одни отправлялись в читальный зал, другие — в музыкальный или курительный салоны, третьи спешили в каюты. Вече­ ром собирались в кинозале на концерт.

Наконец лайнер вышел в океан. Слева по носу, в го­

лубом мареве проступали конусы вулканов. Камчатка!

Далекая,

знакомая

многим с

детства

только по

учебни­

кам.

 

 

«Байкал» вошел в Авачин­ скую губу, замедлил ход и вскоре ошвартовался у нового морского вокзала. Именно здесь, на пустынном берегу од­ ной из красивейших гаваней

мира родился город.

Простившись с Петропав­ ловском, «Байкал» отправился к Чукотскому полуострову...

C борта хорошо было видно побережье Чукотки. Оно изре­ зано заливами, лиманами и

бухтами, удобными для стоян­ ки судов.

Минуя бухту Провидения,

в которую справа и слева обрываются сопки, укрытые кустарником, теплоход вошел

в бухту

Комсомольскую.

Ош­

вартовались к причалу боль­

шого

поселка — районного

центра и порта Провидения.

Это место особенно дорого мо-

рякам-полцрникам, Ңи

один Памятник С. И. Дежневу

91


корабль, бороздивший арктические моря, не прошел ми­ мо бухты Провидения.

Байкальцы видели самую восточную точку Азии, на­

званную в 1898 году мысом Дежнева. Через двенадцать лет здесь был установлен памятник знаменитому перво­ открывателю— массивный деревянный крест с мемо­ риальной доской. Он стоит еще и теперь, почернел, по­ косился, а рядом поднялся четырехгранный конусооб­ разный маяк. На его стороне, обращенной к океану,

прикреплены бронзовый бюст Дежнева и металлическая плита, на которой мы прочли: «С. И. Дежнев в 1648 г. первым из мореплавателей открыл пролив между Азией и Америкой». Это — памятник труду и отваге русских

мореходов в освоении Северного морского пути и превра­ щении его в транспортную магистраль.

«Байкал» лег на обратный курс. Судно шло в Тихом океане у Курил, словно вдоль ожерелья, висящего между Камчаткой и островом Хоккайдо. Почти семьсот

миль.

Курилы называют архипелагом тысячи островов. Из них только крупных более тридцати. Здесь около ста

вулканов, половина из них дымит.

Богаты суша и особенно воды Курил. И есть у них неоценимое сокровище — красота природы, красота за­ хватывающая, не похожая на прелести Кавказа и Кры­

ма. «Леса» из травинок, скрывающих всадника с лоша­ дью. Бамбуковые джунгли, не позволяющие шагнуть в сторону от тропы. А роскошь цветов: ирисов, лилий или

гортензий...

Такими представились нам острова Итуруп и Куна­

шир. В Кунаширских лесах встречаются стройные де­ ревья с листьями, похожими на листья фикуса. Белые

звезды — цветы, величиной с тарелку, глядели с высоты пятнадцати метров. Это ароматный цветок — магнолия.

Только на этом кусочке обетованной русской земли она растет дикаркой.

А леса с лианами и диким виноградом, каскады водо­ падов, бухты-фиорды... Да разве перечислить все дико­ вины здешней природы.

Последним был остров Шикотан. Трудно придумать более привлекательный уголок. Недаром «Шикотан» —

по-айнски «Лучшее место». По-айнски... Но этих корен­ ных жителей Курильних островов зде<;ь бодьше нет.

92

За небольшой период господства японских милитарис­

тов айны почти вымерли. Их оставалось несколько де­ сятков человек на Шикотане. Во время боевых действий на Курильских островах последние айны покинули остров

и о них теперь ничего неизвестно...

Возле острова крохотные островки Айвазовского, Грига и Девятый вал. Есть мыс Край Света, потому что за ним нашей земли уже нет. И ничьей земли нет — только океан. И ближайший город иа восток — Гонолулу,

примерно в четырех тысячах миль.

Обогнув остров Хоккайдо, Сангарским проливом

«Байкал» вышел в Японское море. Курс — на родной Владивосток...

Летом 1965 года теплоход принял на борт гостей — группу руководителей коммунистической партии Японии. Вместе с ними направлялась приглашенная в нашу стра-

Иссии Ханако беседует с капитаном «Байкала»

Е. В. Веденским

93


ну друг известного советского разведчика Героя Совет­ ского Союза Рихарда Зорге Иссии Ханако. Она интере­

совалась жизнью на корабле, работой экипажа. Просила

показать ей судно, беседовала с капитаном Евгением Ва­

лерьяновичем Веденским, многими моряками, фотогра­ фировалась с экипажем. На судовой пресс-конференции, которую организовал в кают-компании первый помощник капитана Игорь Ярославович Чехович, верный друг и помощник Р. Зорге поделилась воспоминаниями о нем.

В

1949 году она

отыскала

прах

дорогого

человека

и

перезахоронила

на одном

из

токийских

кладбищ.

На свои средства поставила памятник со словами: «Здесь спит боец, сражавшийся против войны, отдавший жизнь за мир во всем мире — Рихард Зорге. Родился в Баку в 1895 году. Приехал в Японию в 1933-м. Был арестован в

1941-м. Казнен 7 ноября 1944 года».

На сером граните памятника — черная мраморная плита с изображением звезды Героя, лавровой ветви и

надпись по-русски: «Герой Советского Союза Рихард Зорге».

В короткий срок экипаж «Байкала» вошел в число

лучших пассажирских судов Дальневосточного морско­ го пароходства. Теплоход был поставлен на заграничную линию. В октябре 1966 года «Байкал» вышел в первый рейс по новой международной линии Находка — Иокогама — Гонконг. Вел его бывалый дальневос­ точный капитан Феликс Альбертович Мушинский, рабо­ тали опытные моряки и квалифицированный обслужива­ ющий персонал.

Рейсы в Гонконг всегда проходили благополучно. «Байкал» успешно конкурировал с судами иностран­ ных морских компаний. Между Иокогамой и Гонконгом много лет ходили пассажирские суда крупной компании США «Америкэн президент лайн» и английской «Ормент лайн». Проезд одного пассажира на «Байкале в двухместной каюте стоил 130 рублей, на американском

судне—157.

Но дело не только в этом. На борт лайнера поднима­ лись деловые люди многих стран, путешествовали иност-

.ранные, туристы.,.Деятели культуры, искусства и науки отправлялись за рубеж на различные конкурсы, сим­ позиумы и конференции. Экипаж «Байкала», с пер-

94