Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вых минут пребывания па нем иностранных гостей,

высоко нес честь своей страны, создавал на судне атмо­ сферу искреннего тепла и дружбы между пассажирами разных нации, показывал русскую культуру во всем, проявлял уважение и гостеприимство. Моряки делали это от души.

Несколько дней пути из Иокогамы в Находку оказы­ вались незабываемыми для пассажиров. В пути они чувствовали себя членами одной семьи, где нет старших

имладших, белых и цветных, где все равны, уважаемы

идороги для экипажа судна. Об этом хорошо повествует книга отзывов «Байкала», записи в которой передают

общее настроение путешествовавших.

«Все, решительно все на «Байкале» великолепно, но самое дорогое — очаровательные улыбки всех, от капи­

тана Феликса до кормившей нас Нины Есиповой. Спа­ сибо ей за хорошие борщи. Я еду путешествовать по всему миру и не думаю, что где-нибудь меня будут так кормить и так со мной обращаться, как у Вас здесь. Запомню комфорт, чистоту и теплое отношение экипажа па всю жизнь. Мне кажется, что так должно быть между всеми народами. Во всяком случае мы, американцы, хо­ тим этого, хотим мира для всех. Моряки «Байкала» яв­ ляются прекрасными послами своей страны. Их концер­

ты художественной самодеятельности, фильмы, интерна­ циональные вечера мира и дружбы говорили о высокой культуре экипажа, желании создать все условия для сближения пассажиров. И они достигли своего: мы — одна семья.

Очень большая заслуга в этом первого помощника

капитана Виктора Митрофановича Кирильцева и культ­ массовика Надежды Лукьяновны. Но хороши все вмес­ те, все вместе и каждый в отдельности. Нет слов, чтобы достаточно выразить чувство благодарности. Не хочется расставаться с милыми людьми. Какой-то невидимый

магнит тянет обратно, трудно уйти с теплохода. Русские очень добрые и милые люди. Но оставаться нельзя. Ухо­ жу со слезами умиления».

И еще многие записи в том же духе, и сотни подпи­ сей англичан, немцев, французов, японцев, финнов, бол­ гар, датчан, арабов, людей многих других националь­ ностей.

95

Особенно радостно принимал экипаж «Байкала» на­ ших космонавтов Андрияна Николаева и Валентину Ни­ колаеву-Терешкову. На память байкальцам остались искренние слова благодарности и восхищения судном,

работой его личного состава, а также большая группо­ вая фотография всего экипажа. В центре ее — супругикосмонавты, капитан Ф. А. Мушипский и первый помощ­ ник И. Я. Чехович.

Осенью 1966 года на борту «Байкала» состоялось спе­ циальное гашение марок на письмах в открытом море.

Это историческое для филателистов событие в том году

проводилось в третий раз. Первое было организовано на теплоходе «Александр Пушкин», открывшем новую трансатлантическую пассажирскую линию Ленинград — Монреаль (Канада). Затем па теплоходе «Вацлав Во­ ровский», совершавшем первый туристский рейс в морях Арктики. В ознаменование открытия линии на Гонконг

этой чести удостоился теперь и «Байкал».

Он был изо­

бражен на почтовом штемпеле в центре.

Сверху

над­

пись: «Находка — Иокогама — Гонконг».

Чуть

выше:

«СССР» и пятиконечная звезда с серпом и молотом. Под рисунком — название судна и дата: «11—28 ноября

1966 года».

Гашение началось па теплоходе, когда он стоял еще в порту Находка. Любители филателии могли гасить марки во время плавания до Гонконга и в обратном рей­ се, письма с уникальным штемпелем отправлялись из

портов захода.

Советские марки и конверты расходились в огром­ ном количестве, раскупались открытки с цветным изо­ бражением «Байкала». Гашение имело большой успех.

Оно продолжалось и во время стоянок судна в Иокога­ ме и Гонконге. Поэтому обладателями филателистиче­ ских сувениров стали не только пассажиры, ио и тысячи жителей приморских городов...

В 1968 году «Байкал», несколько изменив свой обыч­ ный зарубежный маршрут, зашел на остров Кюсю. Ка­ питану теплохода выпала честь исполнить ответственное и почетное задание: принять в дар советскому народу от жителей Японии реликвии с легендарного русского крей­ сера «Варяг». 9 февраля 1968 года члены японского част­ ного промышленного клуба «Ниси Ниппон Кото Клаб»

96


передали через посла СССР в Японии два бронзовых щита с «Варяга». Эти чеканные бортовые плиты были

сняты с крейсера после его подъема в бухте

Чемульпо

в 1905 году.

 

 

Обе реликвии «Байкал» бережно доставил во Влади­

восток. Сейчас они хранятся

в Центральном Военно-

Морском музее в Ленинграде...

«Байкал» на

несколько

А весной следующего года

дней заходил в южносахалинский порт Холмск. Его спе­ цифика, размеренный и напряженный пульс жизни сра­ зу дали почувствовать, что это город моряков и рыбаков, бумажников и строителей. Второй по значению на Саха­ лине, он призван держать тесную связь с материком.

Здесь тогда готовилось строительство железнодорожной паромной переправы Ванино — Холмск, и морской торго­

вый порт встречал гостей морем огней и круглосуточным

напряженным трудом. Байкальцы наблюдали вол­

нующие моменты, когда в торжественной обстановке началась эта стройка. 27 июня 1973 года паромная пере­ права Ванино — Холмск была открыта. Это позволило значительно снизить затраты на доставку грузов на Са­ халин за счет перевалки в Ванино. Переправу обслужи­ вают специализированные паромы.

Возвратившись в Находку, «Байкал» продолжал рей­ сы в Гонконг. Теперь судно водил новый капитан даль­ него плавания Владимир Константинович Елисаветченко. Гостеприимство, интернационализм и радушие по-прежнему отличали работу экипажа. На смотре худо­

жественной

самодеятельности

судовых

коллективов,

посвященном

полувековому

юбилею

образования

СССР, ансамбль «Байкал» был

награжден почетной

грамотой.

Лев Кассиль, третий раз путешествовав­

Писатель

ший на лайнере в Японию, отмечал, что байкальцы с че­ стью несут наш советский флаг.

А две русские девочки-подростки Олечка Малова и Мариша Стрелина из Канады писали так: «На пути до­ мой через Россию мы хотим посмотреть места, где роди­ лись наши бабушки и дедушки. Благодарим Вас за то,

что Вы нас так тепло привечали. Было очень радостно говорить с вами по-русски и побывать на веселом кон­ церте. Очень вкусны были кушанья. О поездке в Россию'

нам мечталось только во сне. Сейчас мы счастливы!»

4—3689

97


Известный музыкант Юлий Реентович благодарил байкальцев по поручению ансамбля скрипачей Государ­ ственного академического Большого театра Союза ССР,

а коллектив балета Ленинградского академического те­ атра оперы и балета имени С. Μ. Кирова приглашал их в гости, в свой город.

Английские туристы назвали «Байкал» «теплохо­

дом дружбы». Японец Кавагути писал: «Я люблю

СССР, я люблю всех людей на земле». А его соотечест­

венник Хираси Иосида был еще более краток: «Люблю русских! Большое спасибо».

Весьма кратко, но очень ясно и выразительно опре­ делил свое отношение к экипажу летом 1970 года из­ вестный советский артист Юрий Никулин:

А я всю дорогу сидел, напевал: «Японское море, священный «Байкал».

Используя слова песни, можно сказать, что именно священный, почетный, важный труд взял на себя экипаж «Байкала». И справляется с ним успешно.

Байкальцы — наши современники, плавающие курса­ ми, проложенными в дальневосточных морях целым по­

колением «Байкалов», не роняют их чести, чести и ве­

личия нашей Родины.

Глава III

ЗДРАВСТВУЙ, HETTE!

Я недаром вздрогнул.

Не загробный вздор.

В порт,

горящий, как расплавленное лето,

разворачивался и входил

товарищ «Теодор

Нетте».

Вл. Маяковский

1.ПАРОХОД ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА

Вскверах и парках алыми тяжелыми гроздьями ря­

бины и шиповника разгорается пестрая камчатская

осень. Скоро колючие штормовые ветры унесут с рябин и берез последние багряные листья, зазвенят свежим ледком лужицы, утренним инеем оденутся сопки. На этих сопках раскинулся город. Он вскарабкался чуть не до самых вершин, подковой лег на берегу огромной Ава­ чинской губы. Вправо от центра новые кварталы распо­ ложились у подножия вулканов. Протянулись на десятки

километров влево, до самого океана. Амфитеатром рас­ положенные улицы сбегают к зеленоватым водам бухты.

По ним проходят вереницы тяжело груженных машин,

мягко катятся автобусы и такси, движутся пешеходы.

Город спешит к морю, в порт: это его душа, его ворота

вширокий мир.

Укромки причалов — десятки портальных кранов. Они принимают машины и строительные материалы, при­ боры, автомобили и тракторы Урала и Сибири, Москвы

иЛенинграда. Взамен осторожно опускают в трюмы

подарки материку: бочки с тихоокеанской сельдью, све­ жемороженой рыбой, несметное количество ящиков C консервами, икрой и другими дарами моря.

Здесь живут и трудятся рядом два океанских порта:

морской и рыбный. И справа, и слева — лес мачт и фла­ гов, обдутых ветрами обоих полушарий, романтика

4

99



дальних странствии. В порту находят приют суда, бороз­ дившие моря и океаны всего земного шара. Он своеоб­ разен, нисколько не похож на любой из южных, курорт­ ных, где чаще видишь белоснежный пассажирский лай­

нер или прогулочный катер. Порт города Петропавлов­

ска-Камчатского живет и работает днем и ночыо. Летом

изимой в нем кипит жизнь.

Итолько один корабль кажется равнодушным ко все­ му этому. Не волнует его ни залитый солнцем осенний день, ни красавица Авачинская губа, окаймленная цепью замороженных вулканов, сверкающая шершавой холод­ ной лазурью. Корабль стар. Собирая остатки сил, едва держась на плаву, он удаляется от бурь в тихую гавань. Покидает порт, с которым связан не один десяток су­

ровых лет. Этот короткий поход судна — последний.

Трепещет на встречном ветру бело-голубой военно-

морской флаг, перенесенный, как в боевом походе, с кор­ мы на гафель. Свежевыкрашенный в защитный серый цвет, корабль блестит чистотой. Горит надраенная латунь

ибронза. Поблескивают детали вооружения, приборов.

От этого он кажется помолодевшим и сильным. Офицеры

иматросы в парадной форме. Судно сопровождает не­

сколько других военных кораблей. Они выстроились в кильватер головному, тем самым отдавая дань уваже­ ния и одновременно оберегая его.

Это было 5 ноября 1953 года. Корабль прибыл к мес­

ту назначения, стал у берега укромной бухточки рядом

сгородом.

По местам стоять, на якорь становиться! — прозву­

чал приказ командира корабля.

— Смирно!.. Военно-морской флаг спустить!

Через несколько часов судно коснется грунта, замрет на вечной стоянке. И многие годы на его бортах, сквозь

наслоения последующих окрасок будет пробиваться ед­

ва различимая старая надпись — «Теодор Нетте»...

23 июля 1912 года на Невском судостроительном за­

воде состоялся торжественный спуск на воду парохода

«Тверь». В его Мерительном свидетельстве было запи­ сано: длина корпуса 87,23 метра, ширина — 12,2 метра.

Пароход принадлежал Добровольному флоту — круп­ нейшему в России пароходству.

Добровольный флот был образован в 1878 году. Та­

кое наименование получил оттого, что создавался на

IOO