ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
вых минут пребывания па нем иностранных гостей,
высоко нес честь своей страны, создавал на судне атмо сферу искреннего тепла и дружбы между пассажирами разных нации, показывал русскую культуру во всем, проявлял уважение и гостеприимство. Моряки делали это от души.
Несколько дней пути из Иокогамы в Находку оказы вались незабываемыми для пассажиров. В пути они чувствовали себя членами одной семьи, где нет старших
имладших, белых и цветных, где все равны, уважаемы
идороги для экипажа судна. Об этом хорошо повествует книга отзывов «Байкала», записи в которой передают
общее настроение путешествовавших.
«Все, решительно все на «Байкале» великолепно, но самое дорогое — очаровательные улыбки всех, от капи
тана Феликса до кормившей нас Нины Есиповой. Спа сибо ей за хорошие борщи. Я еду путешествовать по всему миру и не думаю, что где-нибудь меня будут так кормить и так со мной обращаться, как у Вас здесь. Запомню комфорт, чистоту и теплое отношение экипажа па всю жизнь. Мне кажется, что так должно быть между всеми народами. Во всяком случае мы, американцы, хо тим этого, хотим мира для всех. Моряки «Байкала» яв ляются прекрасными послами своей страны. Их концер
ты художественной самодеятельности, фильмы, интерна циональные вечера мира и дружбы говорили о высокой культуре экипажа, желании создать все условия для сближения пассажиров. И они достигли своего: мы — одна семья.
Очень большая заслуга в этом первого помощника
капитана Виктора Митрофановича Кирильцева и культ массовика Надежды Лукьяновны. Но хороши все вмес те, все вместе и каждый в отдельности. Нет слов, чтобы достаточно выразить чувство благодарности. Не хочется расставаться с милыми людьми. Какой-то невидимый
магнит тянет обратно, трудно уйти с теплохода. Русские очень добрые и милые люди. Но оставаться нельзя. Ухо жу со слезами умиления».
И еще многие записи в том же духе, и сотни подпи сей англичан, немцев, французов, японцев, финнов, бол гар, датчан, арабов, людей многих других националь ностей.
95
Особенно радостно принимал экипаж «Байкала» на ших космонавтов Андрияна Николаева и Валентину Ни колаеву-Терешкову. На память байкальцам остались искренние слова благодарности и восхищения судном,
работой его личного состава, а также большая группо вая фотография всего экипажа. В центре ее — супругикосмонавты, капитан Ф. А. Мушипский и первый помощ ник И. Я. Чехович.
Осенью 1966 года на борту «Байкала» состоялось спе циальное гашение марок на письмах в открытом море.
Это историческое для филателистов событие в том году
проводилось в третий раз. Первое было организовано на теплоходе «Александр Пушкин», открывшем новую трансатлантическую пассажирскую линию Ленинград — Монреаль (Канада). Затем па теплоходе «Вацлав Во ровский», совершавшем первый туристский рейс в морях Арктики. В ознаменование открытия линии на Гонконг
этой чести удостоился теперь и «Байкал». |
Он был изо |
|
бражен на почтовом штемпеле в центре. |
Сверху |
над |
пись: «Находка — Иокогама — Гонконг». |
Чуть |
выше: |
«СССР» и пятиконечная звезда с серпом и молотом. Под рисунком — название судна и дата: «11—28 ноября
1966 года».
Гашение началось па теплоходе, когда он стоял еще в порту Находка. Любители филателии могли гасить марки во время плавания до Гонконга и в обратном рей се, письма с уникальным штемпелем отправлялись из
портов захода.
Советские марки и конверты расходились в огром ном количестве, раскупались открытки с цветным изо бражением «Байкала». Гашение имело большой успех.
Оно продолжалось и во время стоянок судна в Иокога ме и Гонконге. Поэтому обладателями филателистиче ских сувениров стали не только пассажиры, ио и тысячи жителей приморских городов...
В 1968 году «Байкал», несколько изменив свой обыч ный зарубежный маршрут, зашел на остров Кюсю. Ка питану теплохода выпала честь исполнить ответственное и почетное задание: принять в дар советскому народу от жителей Японии реликвии с легендарного русского крей сера «Варяг». 9 февраля 1968 года члены японского част ного промышленного клуба «Ниси Ниппон Кото Клаб»
96
передали через посла СССР в Японии два бронзовых щита с «Варяга». Эти чеканные бортовые плиты были
сняты с крейсера после его подъема в бухте |
Чемульпо |
|
в 1905 году. |
|
|
Обе реликвии «Байкал» бережно доставил во Влади |
||
восток. Сейчас они хранятся |
в Центральном Военно- |
|
Морском музее в Ленинграде... |
«Байкал» на |
несколько |
А весной следующего года |
дней заходил в южносахалинский порт Холмск. Его спе цифика, размеренный и напряженный пульс жизни сра зу дали почувствовать, что это город моряков и рыбаков, бумажников и строителей. Второй по значению на Саха лине, он призван держать тесную связь с материком.
Здесь тогда готовилось строительство железнодорожной паромной переправы Ванино — Холмск, и морской торго
вый порт встречал гостей морем огней и круглосуточным
напряженным трудом. Байкальцы наблюдали вол
нующие моменты, когда в торжественной обстановке началась эта стройка. 27 июня 1973 года паромная пере права Ванино — Холмск была открыта. Это позволило значительно снизить затраты на доставку грузов на Са халин за счет перевалки в Ванино. Переправу обслужи вают специализированные паромы.
Возвратившись в Находку, «Байкал» продолжал рей сы в Гонконг. Теперь судно водил новый капитан даль него плавания Владимир Константинович Елисаветченко. Гостеприимство, интернационализм и радушие по-прежнему отличали работу экипажа. На смотре худо
жественной |
самодеятельности |
судовых |
коллективов, |
посвященном |
полувековому |
юбилею |
образования |
СССР, ансамбль «Байкал» был |
награжден почетной |
||
грамотой. |
Лев Кассиль, третий раз путешествовав |
||
Писатель |
ший на лайнере в Японию, отмечал, что байкальцы с че стью несут наш советский флаг.
А две русские девочки-подростки Олечка Малова и Мариша Стрелина из Канады писали так: «На пути до мой через Россию мы хотим посмотреть места, где роди лись наши бабушки и дедушки. Благодарим Вас за то,
что Вы нас так тепло привечали. Было очень радостно говорить с вами по-русски и побывать на веселом кон церте. Очень вкусны были кушанья. О поездке в Россию'
нам мечталось только во сне. Сейчас мы счастливы!»
4—3689 |
97 |
Известный музыкант Юлий Реентович благодарил байкальцев по поручению ансамбля скрипачей Государ ственного академического Большого театра Союза ССР,
а коллектив балета Ленинградского академического те атра оперы и балета имени С. Μ. Кирова приглашал их в гости, в свой город.
Английские туристы назвали «Байкал» «теплохо
дом дружбы». Японец Кавагути писал: «Я люблю
СССР, я люблю всех людей на земле». А его соотечест
венник Хираси Иосида был еще более краток: «Люблю русских! Большое спасибо».
Весьма кратко, но очень ясно и выразительно опре делил свое отношение к экипажу летом 1970 года из вестный советский артист Юрий Никулин:
А я всю дорогу сидел, напевал: «Японское море, священный «Байкал».
Используя слова песни, можно сказать, что именно священный, почетный, важный труд взял на себя экипаж «Байкала». И справляется с ним успешно.
Байкальцы — наши современники, плавающие курса ми, проложенными в дальневосточных морях целым по
колением «Байкалов», не роняют их чести, чести и ве
личия нашей Родины.
Глава III
ЗДРАВСТВУЙ, HETTE!
Я недаром вздрогнул.
Не загробный вздор.
В порт,
горящий, как расплавленное лето,
разворачивался и входил
товарищ «Теодор
Нетте».
Вл. Маяковский
1.ПАРОХОД ДОБРОВОЛЬНОГО ФЛОТА
Вскверах и парках алыми тяжелыми гроздьями ря
бины и шиповника разгорается пестрая камчатская
осень. Скоро колючие штормовые ветры унесут с рябин и берез последние багряные листья, зазвенят свежим ледком лужицы, утренним инеем оденутся сопки. На этих сопках раскинулся город. Он вскарабкался чуть не до самых вершин, подковой лег на берегу огромной Ава чинской губы. Вправо от центра новые кварталы распо ложились у подножия вулканов. Протянулись на десятки
километров влево, до самого океана. Амфитеатром рас положенные улицы сбегают к зеленоватым водам бухты.
По ним проходят вереницы тяжело груженных машин,
мягко катятся автобусы и такси, движутся пешеходы.
Город спешит к морю, в порт: это его душа, его ворота
вширокий мир.
Укромки причалов — десятки портальных кранов. Они принимают машины и строительные материалы, при боры, автомобили и тракторы Урала и Сибири, Москвы
иЛенинграда. Взамен осторожно опускают в трюмы
подарки материку: бочки с тихоокеанской сельдью, све жемороженой рыбой, несметное количество ящиков C консервами, икрой и другими дарами моря.
Здесь живут и трудятся рядом два океанских порта:
морской и рыбный. И справа, и слева — лес мачт и фла гов, обдутых ветрами обоих полушарий, романтика
4 |
99 |
дальних странствии. В порту находят приют суда, бороз дившие моря и океаны всего земного шара. Он своеоб разен, нисколько не похож на любой из южных, курорт ных, где чаще видишь белоснежный пассажирский лай
нер или прогулочный катер. Порт города Петропавлов
ска-Камчатского живет и работает днем и ночыо. Летом
изимой в нем кипит жизнь.
Итолько один корабль кажется равнодушным ко все му этому. Не волнует его ни залитый солнцем осенний день, ни красавица Авачинская губа, окаймленная цепью замороженных вулканов, сверкающая шершавой холод ной лазурью. Корабль стар. Собирая остатки сил, едва держась на плаву, он удаляется от бурь в тихую гавань. Покидает порт, с которым связан не один десяток су
ровых лет. Этот короткий поход судна — последний.
Трепещет на встречном ветру бело-голубой военно-
морской флаг, перенесенный, как в боевом походе, с кор мы на гафель. Свежевыкрашенный в защитный серый цвет, корабль блестит чистотой. Горит надраенная латунь
ибронза. Поблескивают детали вооружения, приборов.
От этого он кажется помолодевшим и сильным. Офицеры
иматросы в парадной форме. Судно сопровождает не
сколько других военных кораблей. Они выстроились в кильватер головному, тем самым отдавая дань уваже ния и одновременно оберегая его.
Это было 5 ноября 1953 года. Корабль прибыл к мес
ту назначения, стал у берега укромной бухточки рядом
сгородом.
—По местам стоять, на якорь становиться! — прозву
чал приказ командира корабля.
— Смирно!.. Военно-морской флаг спустить!
Через несколько часов судно коснется грунта, замрет на вечной стоянке. И многие годы на его бортах, сквозь
наслоения последующих окрасок будет пробиваться ед
ва различимая старая надпись — «Теодор Нетте»...
23 июля 1912 года на Невском судостроительном за
воде состоялся торжественный спуск на воду парохода
«Тверь». В его Мерительном свидетельстве было запи сано: длина корпуса 87,23 метра, ширина — 12,2 метра.
Пароход принадлежал Добровольному флоту — круп нейшему в России пароходству.
Добровольный флот был образован в 1878 году. Та
кое наименование получил оттого, что создавался на
IOO