ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
листу, а скромному дипкурьеру, рядовому революции Теодору Нетте...
Нетте посмертно был награжден орденом Красного
Знамени. Такую же награду и именной маузер вручили Иоганну Махмасталю. После ранения он перенес три
сложные операции, выжил. До выхода на пенсию в
1933 году работал дипкурьером. Умер в 1942 году от сердечного приступа.
Сразу после гибели Нетте люди пожелали увекове чить память героя. Его именем была названа одна из школ Сокольнического района Москвы, а в деревне Ще кино Московской области — Дом крестьянина, построен ный сельскими тружениками на собственные деньги. По
инициативе советских дипломатов на средства, собран ные трудящимися, был построен самолет «P-І» имени Нетте.
В феврале 1926 года в Москве проходило заседание центрального правления Совторгфлота. Председатель
ствовал Я. Д. Ленцман, один из основателей латышской большевистской организации, опытный подпольщик, ру ководивший многими бойцами латышской революцион ной гвардии, сыном которой был и Теодор Нетте. Ленц ман предложил присвоить одному из судов торгового флота имя героя.
Но какому именно судну?..
4. ВОЗВРАЩЕНИЕ
Молодому Советскому государству необходим был длительный отдых. Люди и русская земля устали от ляз га железа, топота копыт и свиста пуль. Мирную передыш ку нужно было превратить в долгий и прочный мир. В 1921 году уже имелись дипломатические отношения со странами Прибалтики, с Финляндией и Польшей. А в марте того же года был заключен договор о дружбе с Турцией. К следующему году появились торговые согла
шения с Англией, Германией, Италией. Оказывалась по мощь Ирану и Афганистану.
В 1924 году постановлением Советского правительства было образовано государственное акционерное общест во Совторгфлот, объединившее Добровольный флот C Госторгфлотом. Это позволило, сосредоточив торговый
126
флот в одних руках, принять более действенные меры для дальнейшего его развития. Они включали в себя
подъем затопленных кораблей, постройку новых и воз вращение остававшихся еще за границей.
Из стран, признавших Советский Союз, стали возвра
щаться суда Добровольного флота и других русских па
роходных компаний. Большинство их приходило в Черное
море, и на пути ни одно не миновало |
шумного, много |
|
цветного, разноязыкого Стамбула и пролива Босфор. |
||
Босфор — это тесный и бойкий путь «из варяг в гре |
||
ки», край двух частей света. |
|
Здесь |
Более оживлен европейский берег |
Стамбула. |
|
раскинулась основная часть крупнейшего города, |
пор |
|
та и промышленно-торгового' центра |
Турции, |
почти |
с миллионным населением, древней столицы государ ства.
Бухта Золотой Рог десятикилометровым зеркальным клином разрезает европейскую часть Стамбула на Ста
рый и Новый город. |
Новая часть — главная. |
Здесь |
|
Пера — деловой центр, здесь Галата. |
район |
||
Галата — главный |
финансовый |
и портовый |
|
Стамбула. Здесь берега Босфора |
расходятся широко, |
образуя как бы озеро, в котором сталкиваются воды самого Босфора, бухты Золотой Рог и Мраморного моря.
Галата — квартал притонов, меняльных лавок, кар тежных домов. Но это в кривых улочках, сзади побе режья. А на море глядела Галата купеческая. В Галате банки, в Галате транспортные конторы. Отсюда грузили
товары на Индию, здесь получали грузы из Аргентины. Деньги всех времен и народов, языки всех стран.
Галата обстраивала берега корпусами складов, от правляла и принимала пароходы, кормила многие тыся чи людей, чинила рыбачьи лодки, торговала, меняла, наживала и разорялась.
В один прекрасный солнечный день особенно сильно оживилась галатская пристань. Сюда прибыл губернатор
Стамбула, представители пароходной компании «Ллойд Триестино» и других пароходных обществ, а также ди рекция порта. Здесь находился генеральный консул СССР
127
в Турции Потемкин, ответственные работники совет ского консульства и торгпредства, сотрудники Совторгфлота.
Внимание всех присутствовавших обращено на ошвар товавшийся накануне итальянский пароход «Соррио».
Это из-за него так празднично выглядел порт. Судно под готовили для торжественной передачи Советской России. Была среда 17 февраля 1926 года.
Вчас дня собравшихся пригласили на борт парохо
да. Оркестр возвестил о начале торжественного момента. Под звуки итальянского национального гимна чужой флаг медленно пополз вниз. А когда зазвучал «Интер национал», на мачте затрепетал флаг Страны Советов.
Церемония привлекла внимание огромного количества жителей города и трудящихся порта. Они приветствова ли наших моряков.
Вкают-компании состоялся банкет, на котором при
сутствовали все официальные участники поднятия фла га. C речами выступали генеральный консул и главный представитель Совторгфлота Лазаренко. Турецкий губер натор в ответной речи подчеркнул значение дружбы меж ду СССР и Турцией и закончил выступление словами: «Я рад приветствовать в лице собравшихся здесь Совет
скую Россию, которая всегда поддерживала нас в тяже лую минуту».
Взнак уважения к турецкому народу был исполнен турецкий гимн, и на грот-матче затрепетал турецкий флаг.
Тем временем у бортов в подвесных люльках труди лись матросы, и скоро на месте старого названия судна появилось новое.
Член приемной комиссии инженер Зуль сообщил, что машины и котлы парохода в хорошем состоянии.
Через два дня представитель Совторгфлота Лазарен ко отдал приказ поднять якорь.
Снимались из Стамбула с ураганным ветром. Он на летел внезапно, и Босфор стал белым, словно запорошен ный снегом, а город почернел и зажег огни. Пароход взял курс на Одессу.
На мостике стоял, спокойно вглядываясь в туманную мглу Босфора, новый капитан Федосий Иванович Бог-
128
ненко, принявший судно в Стамбуле. Капитану было да
леко за пятьдесят. Однако его не старили ни пышные седеющие усы на полноватом лице, ни седые, редкие, уложенные на пробор волосы. Среднего роста, всегда
подтянутый, аккуратный и энергичный, он выглядел мо ложе.
Потомственный моряк-черноморец, окончив еще в прошлом веке Херсонское мореходное училище, многие годы водил он суда «Русского общества пароходства и торговли», посещая самые отдаленные уголки нашей планеты. Но лучше всего знал и любил родное Черное море. Здесь Богненко действительно был как дома. Это помогало ему в период гражданской войны не раз уве ренно проводить советские торговые и военные суда сквозь минные поля, оставленные интервентами и мор скими пиратами Врангеля.
До назначения на это судно Богненко командовал большим пароходом Совторгфлота «Ильич», первым хо дил в 1924 году в Италию.
А теперь он ведет в Одессу новое судно.
По прибытии в порт пароход сразу поставили на Крымско-Кавказскую линию. И вот однажды, в разгар лета, в Одессе произошла неожиданная замечательная встреча.
Курортный пароход «Ястреб» готовился к от правке в свой обычный рейс в Ялту. На его палубе среди друзей стоял рослый мужчина. Он курил, разговаривал, вглядывался в суматоху окружающей жизни. Он любил Одесский порт, его работу, его людей, поэтому расставал ся с ним всегда с грустью. Вдруг внимание его привлек двухпалубный пароход, постепенно выраставший у входа
впорт.
—Это штука серьезная, — сказал человек, присталь но вглядываясь в судно. — Нужно узнать, как зовут.
Когда поравнялись, человек вздрогнул, насупился и замер. Бросил за борт папиросу, торчавшую из угла энергичного рта, и широко зашагал, почти побежал вдоль поручней, не отрывая взгляда от золота букв на проходящем судне.
Человека провожали одесские литераторы, что-то го ворили, а он, уже не слушая, забыв обо всем вокруг, только глядел на пароход. То, что он увидел, подсказало
129
ему удивительные строчки, написанные две недели спус тя в Ялте:
...В наших жилах — кровь, а не водица.
Мы идем сквозь револьверный лай,
чтобы, умирая,
воплотиться
впароходы,
встрочки
ив другие долгие дела.
Пароход, так поразивший поэта своим названием, был старая «Тверь», которую итальянцы именовали
«Соррио» и которая теперь гордо несла на своем борту имя дипкурьера — большого друга Маяковского. Эки паж его героически отстаивал свое судно в двадцатые годы. Поэтому, осуществляя предложение старого ла тышского большевика Ленцмана, «Теодором Нетте» на звали именно этот заслуженный пароход.
Тяжелую весть о гибели Нетте великий поэт узнал в Ростове, накануне своего первого послереволюционного посещения столицы Дона. Выступая здесь уже в сле дующий свой приезд, он говорил:
«Сейчас я вам прочту новое стихотворение «Товари
щу Нетте — пароходу и человеку»... Я хорошо знал това рища Нетте. Это был коренастый латыш с приятной улыбкой, в больших роговых очках. Я встречался с ним много раз, приходилось ездить за границу в одном купе. Скромный, умница. Не расставался с томйком Гейне, с
револьвером и дорогами... В Ростове на улицах я услы шал— газетчики кричат: «Покушение на наших дип курьеров Нетте и Махмасталя». Остолбенел. Вскоре я попадаю в Одессу, оттуда направляюсь в Ялту. У входа
в гавань вижу пароход и на нем золотьіми буквами, освещенными солнцем, два слова: «Теодор Нетте».
Так, прощаясь с Одессой в летний дейь 1926 года, поэт встретился с новой темой для одногд из лучших своих стихотворений.
22 августа оно прозвучало со страниц «Известий». Вся страна узнала, что на Черном море произошло заме-
130
ча^ельНое Событие: Появилось новое судно «Теодор HeTте». Его приняли восторженно. Ведь смерть героя глубо ко взволновала сердца советских людей, а гордое имя на борту парохода как бы продолжало славную жизнь Те одора Нетте. И не случайно его несло на себе именно это судно, прославленное своим экипажем в двадцатые
годы.
Теперь экипаж «Теодора Нетте» трудился на виду у всех, это вселяло чувство долга, моряки старались не уронить гордого имени парохода. И капитан способство вал этому.
Богненко обладал не только исключительным судово дительским талантом, но и другой, не менее важной осо бенностью — умением найти ключ к сердцу каждого мо ряка. Хороший организатор, требовательный, но справед ливый, он всегда добивался порядка на судне. Пароход славился дисциплиной команды.
Первым председателем судового комитета был из бран Михаил Паладьевич Воронин, комсомолец, которо му шел еще только 22-й год. Здесь же, на «Нетте», в 1927 году моряка приняли в партию. Вместе с капита
ном проводили они работу с командой в духе советского патриотизма, воспитывая в моряках любовь к Родине и гордость за свое судно. Знакомили с жизнью дипкурье ра. В кают-компании в траурной рамке висел неболь шой портрет Нетте, вырезанный из газеты.
Федосий Иванович поддержал инициативу комсо мольцев в том, чтобы каждый член команды знал био графию героя. Вскоре это стало.традицией, и раз зало женное, сохранялось на всю жизнь судна...
Интересно строилась на судне культурно-массовая работа, увлекшая весь экипаж, за что коллектив «Теодо ра Нетте» был награжден переходящим красным вымпе лом Центрального Комитета профсоюза водников и Уп равления Черноморского пароходства.
Скоро «Теодор Нетте» вышел в первый заграничный
рейс. Он вез в Стамбул 50 вагонов сельскохозяйственных
машин — жаток и веялок. |
Ходил в Смирну, Пирей, Яф |
|
фу. На борту пассажиры, |
грузы, |
а в недавно оборудо |
ванном рефрижераторе — мясо и |
рыба. Обратно — горы |
|
фруктов для молодых здравниц Черноморья. |
||
Затем, после ремонта |
в октябре, снова доставлял в |
Александрию и Порт-Саид сотни тонн цемента и карто-
131
феля. Обратными рейсами принимал полные трюмы джута, возил и богомольцев-паломников.
Всю навигацию 1927 года, за исключением несколь ких летних месяцев, «Теодор Нетте» стоял на ближне
восточных линиях.
Часто летом на пароходе наблюдалась довольно
странная картина: вдоль палуб толпами стояли колено преклоненные люди, слышалось заунывное религиозное
песнопение. Это паломники — «дети Магомета», мусуль мане. Нескончаемым потоком двигались они из Европы в знаменитую Мекку, укрывшуюся на Аравийском полу острове, близ порта Джидда. Теодоровны мирились с по
добными перевозками — ведь они давали нашему госу дарству хорошую валюту, столь необходимую для нала живания разрушенного хозяйства страны, новой жизни.
Но были и более приятные, дорогие всему экипажу гости.
В середине лета 1927 года пароход некоторое вре
мя стоял на Кавказской линии. Однажды, в августе, мо ряки неожиданно обнаружили у себя Владимира Мая ковского. Он прибыл в Севастополь как простой пасса жир, держался скромно, незаметно, жил в двадцать второй каюте. Позже каюта была отмечена, ее показыва ли всем молодым матросам. А на расспросы, читал ли поэт стихи, приходилость отвечать: нет, не читал. Был
молчалив и задумчив. Однажды долго беседовал на мос тике с капитаном Федосием Ивановичем Богненко.
Тем же летом на судне плавал еще один уважаемый
пассажир, писатель Новиков-Прибой. Все знали, что он работает над романом «Цусима». Автор повестей из жиз ни моряков им хорошо запомнился. Седой старик с уса ми, он был похож на корабельного боцмана. В паруси новой рубахе, подпоясанной узким ремешком. Серые брюки, сандалии, а на голове пикейная дачная шляпа.
Разговаривал негромко, держался с подкупающей прос тотой и чем-то располагал к себе, как будто был старым знакомым.
Однажды, спустившись в матросский кубрик, он сказал:
— Будем знакомы, товарищи, меня зовут Алексей Силыч.
Писатель неторопливо рассказывал о своей службе в царском флоте, участии в революционном движении и
132
походе на броненосце «Орел» на Дальний Восток в со ставе русской эскадры. C особым увлечением вспоминал
осражении в Цусимском проливе в 1905 году.
—Все материалы, написанные мною о походе эскад ры и о Цусимском бое, погибли, когда вместе с коман
дой «Орла» я попал в японский плен. Пришлось снова собирать письма и записки участников боя для книги, которую решил обязательно написать. Преследования полиции заставили меня скрываться, около шести лет плавал на иностранных судах. Собранные записи оста вил дома. Брат спрятал их от полиции, да так, что не смог отыскать. После его смерти мой племянник слу чайно обнаружил связку документов в одном из ульев
на пасеке. Обрадованный находкой, я принялся за работу над книгой о Цусиме.
Алексей Силыч отвечал на вопросы, а потом слушал старых моряков: он собирал рассказы о плаваниях, мор ские истории и приключения.
В следующем году и в начале 1929-го пароход стоял
только на Крымско-Кавказской линии, обслуживая го рода и курорты Черноморского побережья.
Но «Теодору Нетте» предстояло навсегда проститься
сласковыми вадами теплого моря, расстаться со своим капитаном, хранившим верность Черному морю, и отпра виться в дальний рейс, туда, где его с нетерпением ждали.
5.СНОВА В ТИХОМ ОКЕАНЕ
Вдалеком порту уже знали, что 2 мая из Черного мо ря к ним вышел пароход «Теодор Нетте», который везет около 850 тонн сахара и 350 тонн другого груза и по пути зайдет в Стамбул и Порт-Саид, Джидду, Коломбо и Сингапур.
Пересекая моря и океаны, останавливаясь ненадолго
взнакомых портах, пароход шел на свидание со своей юностью, в далекий Тихий океан.
26 июня 1929 года «Нетте» отдал якорь в торговом порту бухты Золотой Рог. Почти двухмесячный рейс за вершился благополучно, пароход снова был дома.
Вэти годы на берегу океана закладывались новые
порты — основы будущих городов. Акционерное Камчат ское общество развернуло строительство факторий на
133