Файл: Басевич, В. В. Корабли не умирают.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

листу, а скромному дипкурьеру, рядовому революции Теодору Нетте...

Нетте посмертно был награжден орденом Красного

Знамени. Такую же награду и именной маузер вручили Иоганну Махмасталю. После ранения он перенес три

сложные операции, выжил. До выхода на пенсию в

1933 году работал дипкурьером. Умер в 1942 году от сердечного приступа.

Сразу после гибели Нетте люди пожелали увекове­ чить память героя. Его именем была названа одна из школ Сокольнического района Москвы, а в деревне Ще­ кино Московской области — Дом крестьянина, построен­ ный сельскими тружениками на собственные деньги. По

инициативе советских дипломатов на средства, собран­ ные трудящимися, был построен самолет «P-І» имени Нетте.

В феврале 1926 года в Москве проходило заседание центрального правления Совторгфлота. Председатель­

ствовал Я. Д. Ленцман, один из основателей латышской большевистской организации, опытный подпольщик, ру­ ководивший многими бойцами латышской революцион­ ной гвардии, сыном которой был и Теодор Нетте. Ленц­ ман предложил присвоить одному из судов торгового флота имя героя.

Но какому именно судну?..

4. ВОЗВРАЩЕНИЕ

Молодому Советскому государству необходим был длительный отдых. Люди и русская земля устали от ляз­ га железа, топота копыт и свиста пуль. Мирную передыш­ ку нужно было превратить в долгий и прочный мир. В 1921 году уже имелись дипломатические отношения со странами Прибалтики, с Финляндией и Польшей. А в марте того же года был заключен договор о дружбе с Турцией. К следующему году появились торговые согла­

шения с Англией, Германией, Италией. Оказывалась по­ мощь Ирану и Афганистану.

В 1924 году постановлением Советского правительства было образовано государственное акционерное общест­ во Совторгфлот, объединившее Добровольный флот C Госторгфлотом. Это позволило, сосредоточив торговый

126

флот в одних руках, принять более действенные меры для дальнейшего его развития. Они включали в себя

подъем затопленных кораблей, постройку новых и воз­ вращение остававшихся еще за границей.

Из стран, признавших Советский Союз, стали возвра­

щаться суда Добровольного флота и других русских па­

роходных компаний. Большинство их приходило в Черное

море, и на пути ни одно не миновало

шумного, много­

цветного, разноязыкого Стамбула и пролива Босфор.

Босфор — это тесный и бойкий путь «из варяг в гре­

ки», край двух частей света.

 

Здесь

Более оживлен европейский берег

Стамбула.

раскинулась основная часть крупнейшего города,

пор­

та и промышленно-торгового' центра

Турции,

почти

с миллионным населением, древней столицы государ­ ства.

Бухта Золотой Рог десятикилометровым зеркальным клином разрезает европейскую часть Стамбула на Ста­

рый и Новый город.

Новая часть — главная.

Здесь

Пера — деловой центр, здесь Галата.

район

Галата — главный

финансовый

и портовый

Стамбула. Здесь берега Босфора

расходятся широко,

образуя как бы озеро, в котором сталкиваются воды самого Босфора, бухты Золотой Рог и Мраморного моря.

Галата — квартал притонов, меняльных лавок, кар­ тежных домов. Но это в кривых улочках, сзади побе­ режья. А на море глядела Галата купеческая. В Галате банки, в Галате транспортные конторы. Отсюда грузили

товары на Индию, здесь получали грузы из Аргентины. Деньги всех времен и народов, языки всех стран.

Галата обстраивала берега корпусами складов, от­ правляла и принимала пароходы, кормила многие тыся­ чи людей, чинила рыбачьи лодки, торговала, меняла, наживала и разорялась.

В один прекрасный солнечный день особенно сильно оживилась галатская пристань. Сюда прибыл губернатор

Стамбула, представители пароходной компании «Ллойд Триестино» и других пароходных обществ, а также ди­ рекция порта. Здесь находился генеральный консул СССР

127


в Турции Потемкин, ответственные работники совет­ ского консульства и торгпредства, сотрудники Совторгфлота.

Внимание всех присутствовавших обращено на ошвар­ товавшийся накануне итальянский пароход «Соррио».

Это из-за него так празднично выглядел порт. Судно под­ готовили для торжественной передачи Советской России. Была среда 17 февраля 1926 года.

Вчас дня собравшихся пригласили на борт парохо­

да. Оркестр возвестил о начале торжественного момента. Под звуки итальянского национального гимна чужой флаг медленно пополз вниз. А когда зазвучал «Интер­ национал», на мачте затрепетал флаг Страны Советов.

Церемония привлекла внимание огромного количества жителей города и трудящихся порта. Они приветствова­ ли наших моряков.

Вкают-компании состоялся банкет, на котором при­

сутствовали все официальные участники поднятия фла­ га. C речами выступали генеральный консул и главный представитель Совторгфлота Лазаренко. Турецкий губер­ натор в ответной речи подчеркнул значение дружбы меж­ ду СССР и Турцией и закончил выступление словами: «Я рад приветствовать в лице собравшихся здесь Совет­

скую Россию, которая всегда поддерживала нас в тяже­ лую минуту».

Взнак уважения к турецкому народу был исполнен турецкий гимн, и на грот-матче затрепетал турецкий флаг.

Тем временем у бортов в подвесных люльках труди­ лись матросы, и скоро на месте старого названия судна появилось новое.

Член приемной комиссии инженер Зуль сообщил, что машины и котлы парохода в хорошем состоянии.

Через два дня представитель Совторгфлота Лазарен­ ко отдал приказ поднять якорь.

Снимались из Стамбула с ураганным ветром. Он на­ летел внезапно, и Босфор стал белым, словно запорошен­ ный снегом, а город почернел и зажег огни. Пароход взял курс на Одессу.

На мостике стоял, спокойно вглядываясь в туманную мглу Босфора, новый капитан Федосий Иванович Бог-

128

ненко, принявший судно в Стамбуле. Капитану было да­

леко за пятьдесят. Однако его не старили ни пышные седеющие усы на полноватом лице, ни седые, редкие, уложенные на пробор волосы. Среднего роста, всегда

подтянутый, аккуратный и энергичный, он выглядел мо­ ложе.

Потомственный моряк-черноморец, окончив еще в прошлом веке Херсонское мореходное училище, многие годы водил он суда «Русского общества пароходства и торговли», посещая самые отдаленные уголки нашей планеты. Но лучше всего знал и любил родное Черное море. Здесь Богненко действительно был как дома. Это помогало ему в период гражданской войны не раз уве­ ренно проводить советские торговые и военные суда сквозь минные поля, оставленные интервентами и мор­ скими пиратами Врангеля.

До назначения на это судно Богненко командовал большим пароходом Совторгфлота «Ильич», первым хо­ дил в 1924 году в Италию.

А теперь он ведет в Одессу новое судно.

По прибытии в порт пароход сразу поставили на Крымско-Кавказскую линию. И вот однажды, в разгар лета, в Одессе произошла неожиданная замечательная встреча.

Курортный пароход «Ястреб» готовился к от­ правке в свой обычный рейс в Ялту. На его палубе среди друзей стоял рослый мужчина. Он курил, разговаривал, вглядывался в суматоху окружающей жизни. Он любил Одесский порт, его работу, его людей, поэтому расставал­ ся с ним всегда с грустью. Вдруг внимание его привлек двухпалубный пароход, постепенно выраставший у входа

впорт.

Это штука серьезная, — сказал человек, присталь­ но вглядываясь в судно. — Нужно узнать, как зовут.

Когда поравнялись, человек вздрогнул, насупился и замер. Бросил за борт папиросу, торчавшую из угла энергичного рта, и широко зашагал, почти побежал вдоль поручней, не отрывая взгляда от золота букв на проходящем судне.

Человека провожали одесские литераторы, что-то го­ ворили, а он, уже не слушая, забыв обо всем вокруг, только глядел на пароход. То, что он увидел, подсказало

129



ему удивительные строчки, написанные две недели спус­ тя в Ялте:

...В наших жилах — кровь, а не водица.

Мы идем сквозь револьверный лай,

чтобы, умирая,

воплотиться

впароходы,

встрочки

ив другие долгие дела.

Пароход, так поразивший поэта своим названием, был старая «Тверь», которую итальянцы именовали

«Соррио» и которая теперь гордо несла на своем борту имя дипкурьера — большого друга Маяковского. Эки­ паж его героически отстаивал свое судно в двадцатые годы. Поэтому, осуществляя предложение старого ла­ тышского большевика Ленцмана, «Теодором Нетте» на­ звали именно этот заслуженный пароход.

Тяжелую весть о гибели Нетте великий поэт узнал в Ростове, накануне своего первого послереволюционного посещения столицы Дона. Выступая здесь уже в сле­ дующий свой приезд, он говорил:

«Сейчас я вам прочту новое стихотворение «Товари­

щу Нетте — пароходу и человеку»... Я хорошо знал това­ рища Нетте. Это был коренастый латыш с приятной улыбкой, в больших роговых очках. Я встречался с ним много раз, приходилось ездить за границу в одном купе. Скромный, умница. Не расставался с томйком Гейне, с

револьвером и дорогами... В Ростове на улицах я услы­ шал— газетчики кричат: «Покушение на наших дип­ курьеров Нетте и Махмасталя». Остолбенел. Вскоре я попадаю в Одессу, оттуда направляюсь в Ялту. У входа

в гавань вижу пароход и на нем золотьіми буквами, освещенными солнцем, два слова: «Теодор Нетте».

Так, прощаясь с Одессой в летний дейь 1926 года, поэт встретился с новой темой для одногд из лучших своих стихотворений.

22 августа оно прозвучало со страниц «Известий». Вся страна узнала, что на Черном море произошло заме-

130

ча^ельНое Событие: Появилось новое судно «Теодор HeTте». Его приняли восторженно. Ведь смерть героя глубо­ ко взволновала сердца советских людей, а гордое имя на борту парохода как бы продолжало славную жизнь Те­ одора Нетте. И не случайно его несло на себе именно это судно, прославленное своим экипажем в двадцатые

годы.

Теперь экипаж «Теодора Нетте» трудился на виду у всех, это вселяло чувство долга, моряки старались не уронить гордого имени парохода. И капитан способство­ вал этому.

Богненко обладал не только исключительным судово­ дительским талантом, но и другой, не менее важной осо­ бенностью — умением найти ключ к сердцу каждого мо­ ряка. Хороший организатор, требовательный, но справед­ ливый, он всегда добивался порядка на судне. Пароход славился дисциплиной команды.

Первым председателем судового комитета был из­ бран Михаил Паладьевич Воронин, комсомолец, которо­ му шел еще только 22-й год. Здесь же, на «Нетте», в 1927 году моряка приняли в партию. Вместе с капита­

ном проводили они работу с командой в духе советского патриотизма, воспитывая в моряках любовь к Родине и гордость за свое судно. Знакомили с жизнью дипкурье­ ра. В кают-компании в траурной рамке висел неболь­ шой портрет Нетте, вырезанный из газеты.

Федосий Иванович поддержал инициативу комсо­ мольцев в том, чтобы каждый член команды знал био­ графию героя. Вскоре это стало.традицией, и раз зало­ женное, сохранялось на всю жизнь судна...

Интересно строилась на судне культурно-массовая работа, увлекшая весь экипаж, за что коллектив «Теодо­ ра Нетте» был награжден переходящим красным вымпе­ лом Центрального Комитета профсоюза водников и Уп­ равления Черноморского пароходства.

Скоро «Теодор Нетте» вышел в первый заграничный

рейс. Он вез в Стамбул 50 вагонов сельскохозяйственных

машин — жаток и веялок.

Ходил в Смирну, Пирей, Яф­

фу. На борту пассажиры,

грузы,

а в недавно оборудо­

ванном рефрижераторе — мясо и

рыба. Обратно — горы

фруктов для молодых здравниц Черноморья.

Затем, после ремонта

в октябре, снова доставлял в

Александрию и Порт-Саид сотни тонн цемента и карто-

131


феля. Обратными рейсами принимал полные трюмы джута, возил и богомольцев-паломников.

Всю навигацию 1927 года, за исключением несколь­ ких летних месяцев, «Теодор Нетте» стоял на ближне­

восточных линиях.

Часто летом на пароходе наблюдалась довольно

странная картина: вдоль палуб толпами стояли колено­ преклоненные люди, слышалось заунывное религиозное

песнопение. Это паломники — «дети Магомета», мусуль­ мане. Нескончаемым потоком двигались они из Европы в знаменитую Мекку, укрывшуюся на Аравийском полу­ острове, близ порта Джидда. Теодоровны мирились с по­

добными перевозками — ведь они давали нашему госу­ дарству хорошую валюту, столь необходимую для нала­ живания разрушенного хозяйства страны, новой жизни.

Но были и более приятные, дорогие всему экипажу гости.

В середине лета 1927 года пароход некоторое вре­

мя стоял на Кавказской линии. Однажды, в августе, мо­ ряки неожиданно обнаружили у себя Владимира Мая­ ковского. Он прибыл в Севастополь как простой пасса­ жир, держался скромно, незаметно, жил в двадцать второй каюте. Позже каюта была отмечена, ее показыва­ ли всем молодым матросам. А на расспросы, читал ли поэт стихи, приходилость отвечать: нет, не читал. Был

молчалив и задумчив. Однажды долго беседовал на мос­ тике с капитаном Федосием Ивановичем Богненко.

Тем же летом на судне плавал еще один уважаемый

пассажир, писатель Новиков-Прибой. Все знали, что он работает над романом «Цусима». Автор повестей из жиз­ ни моряков им хорошо запомнился. Седой старик с уса­ ми, он был похож на корабельного боцмана. В паруси­ новой рубахе, подпоясанной узким ремешком. Серые брюки, сандалии, а на голове пикейная дачная шляпа.

Разговаривал негромко, держался с подкупающей прос­ тотой и чем-то располагал к себе, как будто был старым знакомым.

Однажды, спустившись в матросский кубрик, он сказал:

— Будем знакомы, товарищи, меня зовут Алексей Силыч.

Писатель неторопливо рассказывал о своей службе в царском флоте, участии в революционном движении и

132

походе на броненосце «Орел» на Дальний Восток в со­ ставе русской эскадры. C особым увлечением вспоминал

осражении в Цусимском проливе в 1905 году.

Все материалы, написанные мною о походе эскад­ ры и о Цусимском бое, погибли, когда вместе с коман­

дой «Орла» я попал в японский плен. Пришлось снова собирать письма и записки участников боя для книги, которую решил обязательно написать. Преследования полиции заставили меня скрываться, около шести лет плавал на иностранных судах. Собранные записи оста­ вил дома. Брат спрятал их от полиции, да так, что не смог отыскать. После его смерти мой племянник слу­ чайно обнаружил связку документов в одном из ульев

на пасеке. Обрадованный находкой, я принялся за работу над книгой о Цусиме.

Алексей Силыч отвечал на вопросы, а потом слушал старых моряков: он собирал рассказы о плаваниях, мор­ ские истории и приключения.

В следующем году и в начале 1929-го пароход стоял

только на Крымско-Кавказской линии, обслуживая го­ рода и курорты Черноморского побережья.

Но «Теодору Нетте» предстояло навсегда проститься

сласковыми вадами теплого моря, расстаться со своим капитаном, хранившим верность Черному морю, и отпра­ виться в дальний рейс, туда, где его с нетерпением ждали.

5.СНОВА В ТИХОМ ОКЕАНЕ

Вдалеком порту уже знали, что 2 мая из Черного мо­ ря к ним вышел пароход «Теодор Нетте», который везет около 850 тонн сахара и 350 тонн другого груза и по пути зайдет в Стамбул и Порт-Саид, Джидду, Коломбо и Сингапур.

Пересекая моря и океаны, останавливаясь ненадолго

взнакомых портах, пароход шел на свидание со своей юностью, в далекий Тихий океан.

26 июня 1929 года «Нетте» отдал якорь в торговом порту бухты Золотой Рог. Почти двухмесячный рейс за­ вершился благополучно, пароход снова был дома.

Вэти годы на берегу океана закладывались новые

порты — основы будущих городов. Акционерное Камчат­ ское общество развернуло строительство факторий на

133