Файл: Амитан, В. Н. Основы создания автоматизированных систем управления (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
1. |
Шифр узла |
2. |
Вид узла |
3. |
Шифр исполнения |
4. |
Длина БИ |
5. |
Шифр детали (сборка) |
6. |
Вид детали |
7. |
Количество на узел |
|
|
~8. |
ДКС . |
|
|
Рис. 20. Базовый массив информации БЛАИ-И
1. Шифр изделия
2. Шифр исполнения |
3. Длина БИ |
4. Шифр узла (сборки) | 5. Вид узла | 6. Шифр исполнения
7.Количество на изделие
8.ДКС
Рис. 21. Блок информации о составе изделия BMH-I2
В качестве регистров бухгалтерского учета на машинных
носителях предусматривается массив информации о денежных оценках БМИ-6. Массивы информации БМИ-6 имеют по стоянную длину. Наряду с обычно принятыми учетными дан ными в БМИ-6 предусмотрены плановые значения учитывае мых величин (рис. 22).
К числу основных массивов информационного базиса от носится также массив информации о показателях — БМИ-7 (рис. 23). Эти массивы информации имеют постоянную длину и содержат данные о характере показателя, отношении его к конкретному периоду и подразделению предприятия, плано
вом и фактическом значениях показателя.
Наличие массивов показателей, отражающих план и фак тическое состояние экономического показателя на данный ка лендарный период, обеспечит возможность выдачи машинно
грамм по периодической отчетности.
Если работа ведется с ограниченным количеством элемен тов, составляются более экономичные по объему занимаемой
памяти и быстродействию устройства поиска конкретных эле ментов БМИ.
Рассмотренные массивы информации составляют так на зываемый единый информационный базис АСУ объектом, ко-
108
1. Шифр завода |
| 2. Шифр цеха, | 3. Шифр уч-ка |
4.Счет I 5. Субсчет
6.Аналитический счет_______ | 7. Ответственный исполнитель 8.I 9. Переходящее сальдо на начало года (план)
8,110, Переходящее сальдо на начало года (факт,).
11.Оборот с начала года но дебету (факт.)
12.Оборот с начала года по дебету (план)
13.Оборот с начала года по кредиту (факт.)
14.Оборот с начала года по кредиту (план)
8.115. Переходящее сальдо на начало месяца (план) 8,[16. Переходящее сальдо на начало месяца (факт.)
17.Оборот с начала месяца по дебету (план)
18.Оборот с начала месяца по дебету (факт.)
19.Оборот с начала месяца по кредиту (план)
20.Оборот с начала месяца по кредиту (факт.)
21.ДКС
Рис. 22. Базовый, массив информации БМИ-6
1.Шифр показателя
2.Шифр завода
3.Шифр подразделения
4.Вид периода
5.Значение периода
6.Значение показателя по плану
7.Фактическое значение показателя
8.ДКС
Рис. 23. Базовый массив информации БМИ-7
торый необходим для моделирования процессов производ ственно-хозяйственной деятельности промышленного пред приятия с целью эффективного управления ими.
Рассмотренный единый информационный базис, являю щийся основой автоматизированного банка данных, дополня ется в результате решения комплекса задач по управлению информацией об изменениях в управляемой системе и позво ляет выдавать подробную информацию о состоянии того или
иного элемента сложного механизма производственно-хозяй ственной деятельности промышленного предприятия.
109
V. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ СОЗДАНИЯ АСУ
Создание АСУ — процесс длительный и трудоемкий. Так как одновременно не могут быть решены все задачи автома тизации управления, разработка и внедрение АСУ ведется в
последовательности, определяемой экономической и логиче
ской целесообразностью.
При этом последовательно ЭВМ передают все более слож ные н ответственные операции по управлению объектом. Кон кретным выражением такого процесса является деление всех функций (задач) системы управления объектом на две группы:
функции, автоматизация которых должна быть осуществле на в первую очередь (пусковой комплекс) ;
функции, автоматизация которых может быть осуществле на в более поздние сроки на этапе усовершенствования АСУ
(освоение проектной мощности).
Система должна постоянно развиваться по двум направле ниям: первое — в совершенствовании методов системы, вто
рое — в постоянном обновлении технических средств управ ления.
В зависимости от конкретных условий, возникающих в про
цессе функционирования системы, отдельные ее части могут
быть ликвидированы совсем, а новые введены.
Создание и внедрение автоматизированной системы управ ления осуществляется объектом, который при необходимости
привлекает специализированные организации-соисполнители.
Руководство работами по созданию АСУ возглавляет пер вый руководитель объекта.
К началу работ объект обязан создать подразделение из экономистов, инженеров-организаторов производства, матема тиков-программистов, специалистов по средствам передачи информации, механизации копировально-множительных работ.
В функции этого подразделения входят изучение сущест
вующей системы организации управления объектом, сбор и
систематизация материалов обследования, проектирование,
внедрение, контроль за функционированием и дальнейшим развитием АСУ.
Создание автоматизированной системы управления преду сматривает следующие стадии:
— предпроектную, включающую разработку з'адания на
проектирование АСУ;
IlO
—разработку технического проекта;
—разработку рабочего проекта;
—внедрение.
В случае создания АСУ на объектах одной отрасли допу скается совмещение работ по техническому и рабочему проек тированию, то есть разработка технорабочего проекта. Завер шающей стадией является внедрение, начало которого не со впадает с окончанием рабочего проекта, так как эти две ста дии осуществляются параллельно-последовательно.
Рекомендуется следующий перечень задач по функцио нальным обеспечивающим подсистемам (см. Приложение).
5.1. ОРГАН ИЗАЦИЯ РАБОТ НА ПРЕД ПРОЕКТНОЙ СТАДИИ
Разработке проекта автоматизированной системы управле ния предшествует обследование, сбор и систематизация мате риалов, характеризующих действующую систему организации
іг управления объектом. Проведение обследования заключает ся в тщательном и всестороннем изучении и анализе действу ющей системы с целью разработки задания на проектирова
ние АСУ.
Обследование проводится объектом в соответствии с дей ствующими методическими материалами. До его начала вы полняются следующие подготовительные работы:
ознакомление руководящего состава с сущностью и значе нием автоматизированной системы управления объектом;
определение масштабов и сроков обследования существую щей системы организации и управления;
размножение форм документов, предусмотренных для об
следования, и рабочих инструкций о порядке их заполнения; составление проекта приказа о проведении работ по об
следованию действующей системы организации и управ
ления.
Для ознакомления с характеристикой объекта, качествен ной и количественной оценки параметров системы управления должны быть собраны следующие материалы:
1.Схема организационной структуры управления объек том, используется при анализе действующей структуры в це лях определения рекомендаций по ее совершенствованию,
2.Производственные показатели объекта, характеризую щие результаты деятельности, их количество, используются
Ill
при разработке задания на проектирование АСУ и определе нии годового экономического эффекта от внедрения АСУ.
3.Характеристика объема продукции. Эти данные харак теризуют номенклатуру продукции, количество входящих в изделие элементов и используются для определения количе ства нормативных массивов на машинных носителях, необхо димых при механизированном решении задач по подсистемам АСУ: технической подготовке, технико-экономическому плани рованию и др.
4.Штатное расписание объекта по подразделениям. Эти данные определяют состав, численность работающих и фонд заработной платы и используются при разработке задания на проектирование АСУ, определении годового экономического эффекта от ее внедрения, а также при составлении справоч ника по шифровке состава работающих.
5.Сводная ведомость имеющихся технических средств ме ханизации инженерного и управленческого труда. Эти дан ные характеризуют состав и количество технических средств, определяющих уровень оснащенности ИТР и служащих сред ствами механизации. Используются при разработке задания на проектирование АСУ и составлении предварительного пе
речня технических средств для ее создания.
6.Номенклатура применяемых материалов в год исполь зуется для определения количества нормативных массивов на
машинных носителях и необходима при механизированном решении задач по подсистемам : технической подготовки про
изводства и материально-технического снабжения и складско го хозяйства.
7.Ведомость технической и производственной документа ции, разработанной за год. Эти данные характеризуют состав
иобъем разработанной объектом документации и использу ются при определении методов копирования и размножения,
номенклатуры необходимых средств, количества и их стои
мости.
8.Сведения о подразделениях объекта, осуществляющих проектирование и внедрение организации управления произ
водством, характеризуют состав подразделений и численность по профессиям и используются при определении необходимых штатов для проектирования и внедрения АСУ.
9.Характеристика подразделений объекта используется при решении внутренних задач по оперативно-календарному
планированию.
112
10. Карта обследования работы, являющаяся основным до кументом обследования и содержащая сведения о порядке составления и движения документов, оценки трудоемкости со
здания информации по видам работ и др. Используется при
составлении схемы информационных потоков, разработке ор
ганизационного проекта решения задачи и определении эко
номии трудозатрат после внедрения АСУ.
П.о окончании составления карт обследования на работы
подразделения составляется «Сводная таблица объемов ин формации по управлению объектом», данные которой позво ляют произвести оценку трудоемкости инженерно-технических н управленческих работ, выполняемых в данном подразделе нии, в разрезе подсистем АСУ.
Выявленные объемы информаций по управлению объек том являются основанием для выбора работ (задач), подле жащих автоматизации, а также для определения необходимо го оборудования информационно-вычислительного центра.
На основании данных, характеризующих отдельные под
разделения, составляется сводная ведомость, которая исполь зуется при проектировании АСУ.
На основании собранной документации и карт обследова ния работ составляется схема информационных потоков по подразделению. В заголовке схемы указывается наименова ние подразделения, в первую и вторую строки вписываются
документы и их шифры:
поступающие и используемые в данном структурном под разделении;
возникающие в данном подразделении;
поступающие из других подразделений, частично запол няемые и используемые в данном подразделении, а затем пе редаваемые в другие подразделения.
В следующей строке указывается наименование исходных документов, на основании которых составляется вновь созда ваемый.
При построении схемы информационных потоков следует пользоваться обозначениями, приведенными в рис. 24.
Схема вычерчивается на листе формата по ГОСТ с обяза тельным указанием условных обозначений.
Ксхеме информационных потоков прилагается положение
оподразделении с описанием задач, функций и взаимоотно
шений с другими подразделениями.
Материалы обследования служат основанием для анализа существующей системы работ и установления перечня задач,
8. |
68 |
113 |