Файл: Амитан, В. Н. Основы создания автоматизированных систем управления (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 0
— укрупненный сетевой график на проектирование и внед
рение АСУ;
справку об обеспечении финансированием Проектных
работ;
—технико-экономические показатели АСУ;
—пояснительную записку к заданию.
Справка об обеспечении финансированием проектных ра бот составляется на основании средств, выделенных объекту вышестоящей организацией для этой цели.
При составлении технико-экономических показателей ис пользуются данные расчета экономического эффекта от внед рения АСУ.
Пояснительная записка к заданию на разработку проекта АСУ должна предусматривать:
—обоснование выбора задач (первой очереди) по каж дой подсистеме;
—обоснование выбора технических средств;
—состояние нормативного хозяйства;
—обоснование для создания службы проектирования, внедрения и эксплуатации;
—потребность в кадрах и ее обоснование;
—обоснование потребности в необходимой площади, воз можность использования имеющегося и строительства допол нительного помещения.
Задание оформляется подписями руководителя объекта, ведущей проектной организации и утверждается вышестоя
щей организацией.
5.2. РАЗРАБОТКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОЕКТА АСУ
Технический проект предусматривает разработку основных организационных решений по автоматизированной системе
управления объектом, уточнение затрат по созданию АСУ и корректировке основных технико-экономических показателей системы.
Технический проект разрабатывается h¿ основании техни ческого задания, и на выполнение его составляется рабочий
план.
Технический проект предусматривает следующие раз делы:
120
А. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Оснввание на рїзработку проекта АСУ. Приводятся выпи ски из документов, регламентирующих состав работ по проек тированию АСУ, источники и объем финансирования.
Обоснование структуры АСУ и комплекса задач, решаемых в каждой подсистеме, и обоснование их выбора.
Сметно-финансовый расчет составляется в соответствии с
временной инструкцией Госстроя СССР по разработке проек тов и смет для промышленных предприятий.
Расчет экономической эффективности выполняется в соот ветствии с методикой расчета годового экономического эффек та, получаемого в результате внедрения АСУ на стадии раз работки.
Б. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Принципы организации и автоматизации работ по управле нию производством. По каждой подсистеме излагаются содер
жание и последовательность выполнения следующих проект
ных работ:
—обоснование принципов проектируемой организации и автоматизации работ по управлению производством;
—объем нормативной информации, необходимой для
функционирования АСУ;
—выбор средств механизации и автоматизации инженер
ных и управленческих работ;
—разработка перечня основных исходных и выходных
документов с определением главных реквизитов;
—определение степени централизации функций управле
ния;
— определение основных массивов информации на ма шинных носителях с установлением главных показателей.
В техническом проекте по подсистемам не предусматри вается детальная разработка форм документов, алгоритмов и схем связи.
При проектировании необходимо предусмотреть взаимо увязку и максимальное использование информации для реше
ния различных задач.
Разрабатываются схемы организационной структуры под разделений и объекта в целом, обеспечивающих функциониро вание АСУ.
121
При этом уточняются функции управления в отдельных структурных подразделениях в связи с созданием АСУ, опре деляется состав подразделения, указываются подразделения и определяются их подчиненность, а также состав вновь создан ных структурных подразделений.
К схеме составляется пояснительная записка, содержащая
обоснование предлагаемых изменений в организационной структуре и описание основных функций вновь созданных
подразделений.
Информационная модель оформляется схемой, определяю щей информационные взаимосвязи между подразделениями, движение основных документов, нормативные массивы инфор
мации на машинных носителях, а также результаты работ,
выполненных на ЭВМ.
Принципиальные решения по организации нормативного хозяйства в И ВЦ. В этой работе указываются:
—документы, необходимые для формирования норматив но-справочной информации (НСИ);
—состав нормативных массивов на машинных носите
лях;
—перечень задач, решаемых с использованием норматив ных массивов;
—сроки хранения некоторых видов нормативно-справоч ной информации;
—принципы внесения изменений в массивы НСИ.
Система классификации и шифровки экономической ин
формации. В этой работе определяют основные параметры АСУ, требующие шифровки и кодирования, принципы систе
мы шифровки каждого из параметров, а также схемы индек сации документов и система шифровки материалов, относя щихся к проектной документации АСУ.
Система шифровки и кодирования должна предусматри вать все виды экономической информации и состоять из ми
нимального количества знаков.
Основные принципы организации математического обеспе чения АСУ. При выполнении этой работы необходимо опреде лить:
систему автоматизации программирования;
—комплекс типовых и стандартных алгоритмов и про грамм, разработанных другими организациями и пригодных к
использованию в условиях данного объекта;
—комплекс алгоритмов и программ, подлежащих разра ботке при рабочем проектировании;
■122
—комплекс алгоритмов и программ для организации по иска необходимой информации;
—систему и комплекс алгоритмов и программ автомати ческого решения задач на ЭВМ по определенному регла менту;
—■ комплекс алгоритмов и программ сопряжения вводных
ивыводных устройств с системой обработки информации на ЭВМ;
—основные положения по разработке систем хранения,
обновления, восстановления, контроля правильности и со
хранности информации.
Комплекс технических средств АСУ. Цель этой работы — обоснование выбора комплекса технических средств АСУ, ориентировочный расчет их количества и загрузки для первой
ипоследующих очередей проектирования АСУ.
Втехнических заданиях на проектирование И ВЦ и других
звеньев автоматизированной обработки информации должны
быть определены:
— место расположения ИВЦ и указание, будет ли строить
ся специальное или использоваться имеющееся помещение;
—состав и объемы работы ИВЦ;
—состав, количество и основные параметры оборудова
ния, которое должно быть установлено в ИВЦ;
—структура ИВЦ, состав и количество персонала;
—площади, необходимые для размещения оборудования и
структурных подразделений ИВЦ;
—требования, предъявляемые к помещению;
—планировка размещения оборудования и структурных
подразделений ИВЦ;
— необходимость в санитарно-гигиенических устройствах.
В задании, кроме названного, должны быть оговорены основные требования или принципы решения вопросов:
архитектурно-строительных (нагрузка на полы, звукоизо ляция, вибрация, отделка потолков, стен и полов) ;
сантехнических (отопление, вентиляция, кондиционирова
ние воздуха, водопровод, канализация) ;
электротехнических (электроснабжение, освещение, теле фонизация, диспетчерская связь, радиофикация и т. п.);
внутреннего транспорта (пассажирские лифты, грузовые лифты, горизонтальные транспортирующие устройства);
пожарной профилактики и гражданской обороны. Одновременно с разработкой задания на проектирование
123
необходимо определить ориентировочный размер единовре менных затрат на создание ИВЦ.
Техническое задание на проектирование копировально-мно жительного центра включает задачи и требования, аналогич
ные указанным выше.
Технические задания на проектирование отдельных и комп
лексных нестандартных средств приема, передачи и хранения производственной информации, а также различных устройств
механизации управления предприятием. При составлении за дания определяется:
—на каких участках, в составе какого комплекса техниче ских средств намечается использование устройства;
—перечень функций и операций, выполняемых устрой
ством;
—техническая характеристика;
—требования по компоновке устройства с учетом удоб ства его эксплуатации и обслуживания;
—требования по комплектованию и другие специальные условия;
—технико-экономическое обоснование.
В. СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ПЛАНА ПУСКОВОГО КОМПЛЕКСА
Завершающим этапом разработки технического проекта является составление рабочего плана пускового комплекса
АСУ. При этом уточняется ранее установленный в задании на проектирование АСУ перечень задач.
План предусматривает разработку и внедрение задач пус кового комплекса, а также отдельных работ, связанных с под
готовкой объекта к функционированию АСУ. К этим работам относятся:
—строительство новых помещений или перепланировка
существующих;
— приобретение, установка, монтаж и наладка нового об орудования;
—проектирование нестандартных средств приема, пере дачи и хранения производственной информации;
—составление справочников шифров элементов изделий, материалов, оборудования и др.;
—переработка технической документации с внесением шифров экономической информации;
124
—организация нормативно-справочного хозяйства масси
вов информации;
—обучение кадров;
—размножение вновь созданных форм документации;
—организация служб функционирования АСУ и комплек тование штата.
Штаты комплектуются в соответствии со сроками выполне ния работ, предусмотренных рабочим планом создания пуско
вого комплекса АСУ. При этом в первую очередь комплек
туются штаты подразделений, принимающих непосредствен ное участие в проектировании АСУ.
В рабочем плане указываются: наименование работ;
вграфе «Ответственный исполнитель» записываются орга низация и фамилия ответственных за решение задачи, а по каждой работе, выполняемой при решении задачи, фамилии непосредственных исполнителей;
вграфе «Трудоемкость в чел.-месяцах» проставляется об щая трудоемкость по задаче и по отдельным работам;
вграфе «Количество исполнителей» записывается число лиц, выполняющих эту работу. В случае, когда одни и те же исполнители выполняют несколько работ по данной задаче, то их численность указывается не по отдельным работам, а по задаче в целом;
вграфе «Длительность в месяцах» проставляется частное,
полученное от деления данных графы «Трудоемкость работы
вчел.-час» на данные графы «Число исполнителей»;
вграфах «Сроки выполнения» проставляются даты начала
иконца работы, устанавливаемые ответственным за решение задачи.
Составленный рабочий план проектирования и внедрения
АСУ оформляется подписью руководителя объекта, согласо вывается с отраслевой организаций и утверждается выше стоящей организацией.
Г. СОГЛАСОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ПРОЕКТА
В процессе создания технического проекта разработчик со гласовывает отдельные его части с соответствующими служ бами объекта.
125
5.3. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПРОЕКТА АСУ
Задачей рабочего проектирования является создание мате риалов, предназначенных для использования при внедрении и дальнейшем функционировании АСУ. Разработка рабочих проектов АСУ предусматривает два этапа:
первый — выполнение проекта пускового комплекса, обус
ловленного рабочим планом (первая очередь АСУ);
второй — разработка рабочих проектов дальнейшего раз вития АСУ. На каждый из этапов дальнейшего развития АСУ
составляется рабочий план.
Рабочий проект пускового комплекса (первая очередь) пли дальнейшего развития АСУ (вторая очередь и т. д.) со стоит пз следующих разделов:
I. Проект функциональных подсистем, предусмотренных
рабочим планом.
II. Организационно-техническое обеспечение АСУ. III. Общее математическое обеспечение АСУ.
IV. Система работ подразделений завода в условиях функ ционирования АСУ.
V. Расчет экономической эффективности от внедрения АСУ.
А. РАБОЧИЙ ПРОЕКТ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПОДСИСТЕМ
Рабочий проект разрабатывается в соответствии с утвер
жденным техническим проектом АСУ для каждой самостоя тельной задачи и является основным документом, по которо му математики и программисты составляют алгоритм, блок-
схемы и рабочие программы.
Организационный проект содержит:
— систему работ, в которой излагаются организационно экономическая сущность задачи (описание), наименование задачи, ее шифр, область применения, порядок и периодич ность решения, наименования задач, с которыми связана дан ная задача, перечень входных и выходных документов, способ получения исходных данных и передачи результатов решения в подразделении объекта (в том числе предполагаемые тех
нические средства и носители информации), ограничения на время и срок выдачи решения, критерии оптимизации реше ния задачи;
126
—описание системы шифровки реквизитов, имеющихся во
входной информации;
—перечень нормативно-справочной информации, необхо димой для решения задачи, и источники ее получения (доку мент, массивы перфокарт и т. п.), срок хранения нормативно
справочной информации;
—требования к оформлению входных документов (напри мер, необходимость ограничения документа по страницам, по
строкам в странице, подписей должностных лиц, подчеркива ния отдельных строк и т. д.);
—специфические особенности задачи;
—последовательность решения задачи, где излагается
описание всех этапов счета и расчетных формул. При этом указываются все возможные логические и арифметические контрольные моменты. Если задача допускает различные ре шения (например, в случае отсутствия тех или иных форм документов, неполной информации и т. п.), то для каждого из вариантов решения должна быть приведена соответствующая (обходная) последовательность этацов;
—схему получения выходных данных, где графически изображаются документы и другие носители информации, участвующие в расчете, и их логическая взаимосвязь.
Приводится сравнение существующей системы решения задачи с предлагаемым методом, изложенным в организаци онном проекте. При этом отмечается возможность получения
результатов с более высокой точностью и оперативностью
■и т. д.
К организационному проекту прилагаются образцы форм входных и выходных документов и имеющиеся макеты на ма шинных носителях информации. Кроме этого, сюда входят рабочие инструкции по данной задаче, которые составляются
для исполнителей, участвующих в подготовке входной инфор мации и ее обработки на ЭВМ, и для исполнителей, исполь зующих выходные документы.
Математическая часть содержит:
— алгоритм решения задачи и его описание. При разра ботке алгоритма учитываются необходимость получения про
межуточных итогов, требующихся для решения на ЭВМ смеж ных задач;
— блок-схему программы решения задачи на ЭВМ и ее описание. Блок-схема программы должна иметь текстовые по яснения и перечень принятых условных обозначений. В до-
127