Файл: Амитан, В. Н. Основы создания автоматизированных систем управления (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
дении системы. На графике показано, как резко возрастают отставания в изготовлении деталей. Это объясняется тем, что номенклатура производства в каждом планируемом периоде отличается одна от другой, требует большого объема работ по пересчету обеспеченности и тем самым неизбежно вызывает нарушение производственного ритма.
Представляют также интерес результаты организаций опе
ративного планирования на Горловском машиностроительном заводе им. С. Μ. Кирова. Горловский завод —это предприя тие с серийным характером производства, однако с неста бильной номенклатурой производственного плана.
Все же на этом заводе в течение нескольких кварталов искусственно удалось сохранить производственный план неиз менным. Однако при переходе из квартала в квартал вновь наблюдался рост отставаний (см. рис. 7 г). Не показала поло жительного результата и попытка применить Новочеркасский метод к условиям мелкосерийного производства. Практически производство велось с постоянными большими размерами от ставаний изготовления деталей, постоянными отклонениями от заданного ритма.
Не решают также многие задачи системного порядка и другие методы планирования.
В то же время в комплексе Управления индивидуальным и
мелкосерийным машиностроением должны выполняться рас четы «подетальных месячных программ, загрузки и пропуск ной способности оборудования, потребности в рабочей силе, фондах заработной платы, потребности в материалах, а так же планов-графиков (оперативных заданий) запуска и выпу ска деталей и сборочных узлов» 1.
В процессе поиска оптимальных форм планирования и ре гулирования производства был найден метод, являющийся
принципиальной, ключевой базой для решения всех основных
задач управления — метод скользящего непрерывного плани рования. Смысл этого метода заключается в том, что при раз работке производственного плана рассматривается определен ное количество предстоящих календарных плановых периодов,
но утверждается к исполнению только ближайший пер вый.
1 В. И. Исаков, В. Б. Либерман. Механизация оперативного планиро вания производства и управления им на машиностроительном заводе. Μ., «Машиностроение», 1968, стр. 5.
40
В качестве иллюстрации приведем график «скользящего» квартала, принятого в качестве периода «скольжения» на ряде машиностроительных предприятий. Период «скольжения» мо жет быть в принципе любым и определяется величиной сред ней длительности цикла производства изделий на конкретном предприятии.
На рис. 8 изображен период с декабря текущего года по июль следующего года. Выделены изделия «1», имеющие цикл производства около двух месяцев, изделие «2», имеющее цикл производства около 3-х месяцев и изделие «3» — с производ
ственным циклом более 3-х месяцев. В план декабря попада-
Рис. 8. Принцип метода скользящего планирования
ют, таким образом, детали изделий, подлежащих выпуску в декабре, а также детали изделий выпуска января и февраля с длительностью цикла более месяца. При рассмотрении плана января уточняется выпуск февраля и уже участвует март и т. д. Этот метод за счет «скольжения» обеспечивает непре рывность планирования и позволяет планомерно учесть воз мущения, неизбежные в мелкосерийном производстве с боль
шой номенклатурой изделий и различной длительностью цик
ла их изготовления, когда очень важным и трудоемким являет ся определение сроков запуска изделий в производство.
В описываемом случае выбран квартал, как наиболее ти пичный цикл для изделий конкретного завода. В случаях из готовления изделий с более длительным циклом производства
41
эти изделия разделяются на «товарные» узлы, каждый из ко
торых «вписывается» в квартальный период Метод скользящего планирования характерен своей уни
версальностью и мобильностью, причем он чрезвычайно эф фективен на всех этапах хозяйственной деятельности и, есте ственно, увязывает в единую систему все подсистемы управле ния производством. В частности, на Донецком машинострои тельном заводе имени Ленинского комсомола Украины этот
метод в течение пяти лет применяется для планирования заго товительных цехов, а в настоящее время распространяется на планирование производственной деятельности всех подразде лений завода.
Являясь непосредственно организующим началом, метод
скользящего планирования наиболее эффективен с применени ем вычислительной техники, но, несомненно, весьма полезен и
при ее отсутствии.
Основными преимуществами метода скользящего планиро вания являются: большая маневренность плана, позволяющая оперативно учитывать потребности потребителей; большая комплектность плана, обеспечивающая экономически обосно ванное определение показателей производства вплоть до себе
стоимости, прибыли, рентабельности; при скользящем плани ровании улучшается равномерность конструкторско-техноло
гической и материально-технической подготовки производства и т. д.
Скользящий план в первую очередь является рабочим
средством для изучения новых проблем, направлений разви тия, он обеспечивает необходимое опережение для освоения нового производства. Он может служить для планирования
загрузки и предварительного составления баланса между за данием и имеющимися в наличии фондами для реализации
предусмотренной программы производства. Скользящий план удачно вписывается в систему обработки данных с примене нием ЭВМ, со значительным увеличением эффективности этих работ. Метод скользящего непрерывного планирования может
стать единым инструментом, обеспечивающим сквозное управ ление—от отрасли до элементарной производственной ячей ки. Метод скользящего планирования может также служить для непосредственного управления во всех областях производ-
1 Хотя в приведенных примерах речь идет о планировании машиностро ительного предприятия, рассуждеңия справедливы для любого дискретного производства.
42
ства, в том числе в материальном обеспечении 1. Он является инструментом для постоянной координации производственного задания с возможностями регулирования объемов производ ства, его совершенствования и технического перевооружения.
Принцип метода скользящего планирования особенно на гляден на принятой к внедрению форме оперативного плани рования в виде скользящей декады (рис. 9).
I нѳделі 2-я неделя
Рис. 9, Форма оперативного планирования в виде скользящей декады.
’ Ф. Каст, Д. Розенцвейг. Наука, техника, управление. Μ., «Советское радио», 1966, стр. 9.
•43
На основе разработанных алгоритмов комплекса оператив
ного внутрицехового планирования ЭВМ выдает оперативный план участку (цеху) на декаду (вернее, две недели). В. тече ние первых рабочих дней план на участке не корректируется.
В то же время на вычислительном центре накапливается до полнительная информация:
«а» — об изготовленных деталях из заданного плана; «б» — о поступивших на участки заготовках;
«в» — о состоянии оборудования (ремонт, установлен но вый станок);
«г» — о состоянии кадров (болезни, отпуски, перемещения рабочих, расчет, поступления новых рабочих);
«д» — о состоянии производства; об изменении производ ственной стратегии, т. е. изменении комплектации из делий и др.
После окончания рабочей недели, когда цехи отдыхают, вы числительный центр производит пересчет плана с учетом со стояния незавершенного производства и указанных выше до
полнительных сведений. В результате пересчета ЭВМ выдает план на следующий двухнедельный срок, и процедуры повто ряются вновь. Скользящая декада, как и скользящий квартал, особенно эффективна при переходе из одного планового перио да в другой, в данном случае — из месяца в месяц.
Как правило, большая часть машиностроительных пред приятий с индивидуальным и мелкосерийным характером про изводства завершает календарный период (в оперативном
планировании — месяц) с несколько большим напряжением,
требующим повышенного внимания и больших затрат управ ленческого труда. В такой обстановке задачи первой кален
дарной декады следующего месяца оказываются второстепен ными, контролируются значительно слабее, что в конечном счете приводит к аритмии производственного процесса.
Скользящая декада ликвидирует этот организационный не достаток, обеспечивая плавный, непрерывный пёреход из одно
го планового периода в другой.
Как видно из приведенного распределения, скользящее планирование эффективно в отраслевом, текущем и оператив ном планировании внутри производства.
Такая однотипная идеология форм планирования для раз личных плановых периодов и объектов управления делает вышеописанный метод универсальным инструментом, способ ным обеспечить в конечном итоге оптимальность управления.
Безусловно, осуществление рассмотренного организацион-
44
ного метода управления предприятием связано с чрезвычайно сложной перестройкой отраслевого и межотраслевого управ ления в стране, однако, при разработке АСУ необходимо исхо дить именно из посылок скользящего планирования.
Второй, не менее важной, стороной организационного обес
печения является создание «продуманной организации систе мы и процесса ее эксплуатации, организации управления в са мой управляющей системе» 1.
При разработке систем управления наибольшее внимание
уделяют ее техническому оснащению, проектированию, изго товлению новой аппаратуры с наилучшими характеристиками.
Меньше внимания уделяется обслуживанию, организации вза имодействия всех подсистем, включающих подготовку кадров,
обучение персонала, подготовку объекта внедрения, снабже
ние, руководство внедрением, эксплуатацией и т. д. В то же время практика внедрения сложных систем управления с при менением вычислительной техники показывает, что часто вве дение рационального материального поощрения, удачный под бор и квалификация кадров, умелое использование имеющей ся техники, учет психологических факторов дают больший эффект, чем разработка технических средств.
Организационное обеспечение, или «функция организовы
вания» (В. Т. Кулик), состоит в формировании органов и си стем руководства, в создании сети организационных отноше
ний, обеспечивающих наиболее эффективное взаимодействие
ее компонентов, целесообразную субординацию и координа
цию между ними. В процессе изменения внешних факторов приходится изменять систему, приспосабливать ее к новым условиям. Поэтому процесс организации, ее адаптации (при
спосабливания) протекает непрерывно и тесно переплетается с собственно функционированием системы управления.
Так, на ряде машиностроительных заводов уже на этапе создания пускового комплекса АСУ произошли структурные изменения в управлении производством. Из техических служб предприятия выделяются специальные подразделения для подготовки, хранения и размножения технической документа ции. Централизуется техническое нормирование основного производства, для чего организуются специальные подразде ления в службах главных специалистов и др. Создается так же необходимая техническая база автоматизированной спсте-
’ В. Т. Кулик. Алгоритмизация объектов управления. Киев. «Наукова Думка», 1968, стр, 300.
45
мы управления, включающая вычислительный центр с универ сальными электронно-вычислительными и перфорационно-вы числительными машинами, средствами диспетчеризации, сбо ра информации и т. д.
В данных условиях обращает на себя внимание некоторая переоценка общепринятых функциональных связей между службами управления. В частности, рассмотрим взаимоотно
шения подразделений, обеспечивающих в настоящее время
решение производственных и коммерческих задач. Из произ водственной службы выделен отдел, решающий вопросы пер спективного планирования, и теперь в службе производства можно четко выделить три подразделения, соответствующие функциональной структуре управления (см. рис. 10): отдел
изучения развития производства, соответствующий подсистеме перспективного управления; производственный отдел, соответ
ствующий подсистеме текущего управления; диспетчерская служба, соответствующая подсистеме оперативного управле
ния.
Аналогично можно построить структуру коммерческой
службы и выделить подразделения, соответствующие функци ональной структуре управления промышленным предприяти ем. Не столь явно, но все-таки можно выделить такую же зависимость и в чисто экономической работе. Действительно,
функционирующий планово-экономический отдел, по существу, не решает оперативных задач. Но, если объединить всю эко
номическую деятельность предприятия от перспективных за
дач до организации работы конкретного станка, можно все-
таки выделить логическую цепь: при формировании перспек тивного плана пропускная способность производства прове ряется технико-экономическими расчетами; составной частью
текущего управления является техпромфинплан, при распре делении годового плана по кварталам учитываются прежде
всего объемные показатели; при расчете оперативного графика запуска-выпуска деталей в качестве контрольной цифры при нимается суточный объемный показатель пропускной способ ности того или иного станка.
Рассмотрев перечисленные группы связей в комплексе,
можно сделать вывод, что связи между соответствующими функциями трех подсистем управления (эти связи показаны
на рис. 10 двумя линиями), благодаря централизации норма
тивного хозяйства и обработки информации, значительно тес нее, нежели связи между подсистемами в существующей структуре служб управления.
46