Файл: Амитан, В. Н. Основы создания автоматизированных систем управления (учебное пособие).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
Подсистема перепек- |
Подсистема текущего |
Подсистема опера-’ |
тивного управления |
управления |
тивного управления |
Рис. 10. Функциональные и линейные связи в условиях АСУ
/5
Автоматизация управления производством с- применением математических методов и ЭВМ приводит к дальнейшей пере группировке структуры аппарата управления и соответствую щих должностных функций. Безусловно, этот вопрос еще до
статочно проблематичен, он должен решаться с участием юри стов, специалистов по учету, труду и др. Однако уже сейчас в основном звене аппарата управления предприятием необходи
мо иметь такую структуру: службу перспективного управле ния; службу текущего управления; службу оперативного
управления; контрольно-ревизионное подразделение (на базе
отдела труда и зарплаты, бухгалтерии); финансово-сбытовую
службу.
Аналогичным образом необходимо изменять и структуру управления внутри производственных подразделений предпри
ятия.
Одновременно с совершенствованием организационной структуры объектов управления необходимо вести тщатель ную подготовку кадров. В заключительной части X раздела Директив XXIV съезда КПСС указываются пути решения главной задачи, без выполнения которой автоматизированные системы управления вряд ли могут быть созданы: «Последо
вательно расширять и неуклонно улучшать систему подготов ки и переподготовки кадров — организаторов производства на всех уровнях, включая высшие руководящие кадры, и, в пер вую очередь, в области марксистско-ленинской экономической теории, теории и практики управления, научной организации труда, новых методов планирования и экономического стиму лирования, применения экономико-математических методов и
современной вычислительной техники. Расширить подготовку квалифицированных кадров преподавателей — специалистов по управлению и планированию» 1.
Актуальность этого плана не исчерпывается с выполнением девятой пятилетки, поскольку он открывает перспективы авто матизации управления на длительный исторический период, и
еще многие годы Директивы XXIV съезда КПСС, как доку мент, выражающий волю партии, советского народа, будет служить образцом и источником деятельности, связанной с со зданием, внедрением и эксплуатацией АСУ.
Создание автоматизированных систем управления пред приятиями в девятой пятилетке не начиналось с нулевой от метки.
1 Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат, 1971, стр. 298.
48
Фундамент автоматизации управленческого труда был за ложен решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, положившего начало перехода к отраслевой струк туре управления народным хозяйством. В результате созда лись лучшие возможности для технического прогресса, в том
-числе и для^создания АСУ. К этому времени и относится из
дание первых нормативных актов, непосредственнорегули рующих правоотношения, связанные с использованием счет но-вычислительной техники в управленческом труде. — У нас появилась некоторая диспропорция между возмож ностями промышленности по серийному выпуску счетно-вычис
лительной техники и наличием специалистов, способных управлять. Это привело к тому, что загруженность многих счетных машин неполная, хотя счетной работы, требующей
механизации и автоматизации, более чем достаточно.
Назрела необходимость решения вопросов создания и внед рения АСУ в части издания нормативно-правовых актов, обес печивающих правовую регламентацию эксплуатации АСУ в качестве самостоятельного комплекса задач. Некоторым обра зом эту проблему решают «Общеотраслевые руководящие ме тодические материалы по созданию автоматизированных си стем управления предприятиями (АСУП)», утвержденные Государственным Комитетом Совета Министров СССР по на уке и технике.
В соответствии с этими материалами формализованные
функции правовой службы могут быть включены частями в подсистемы управления сбытом, материально-техническим снабжением, кадрами, качеством, финансами. Возможен так же вариант создания в АСУП единой подсистемы договорно-
правовой работы.
Создание правового обеспечения АСУ начинается с обоб щения и систематизации общественных и ведомственных нор мативных актов, регулирующих функционирование'АСУ. За тем на этой основе разрабатывается Положение об органе (отделе, лаборатории), ведающим АСУ. При этом следует иметь в виду, что какое бы официальное наименование этот
-орган не носил (лаборатория, центр, станция, отдел и т. п.),
он всегда остается функциональным. Меледу тем, обычно ла боратории, станции являются общими органами управления. Этот признак (функциональный) позволяет определить боль шинство прав и обязанностей органа, ведающего АСУ, разгра ничить его компетенцию с другими функциональными и общи ми органами управления. Однако нетрудно заметить, что ком
4. |
68 |
49 |
петенция этого управленческого органа должна быть значи тельно большей 'и по количественным, и по качественным по казателям, чем у «рядового» функционального органа. Поэто му представляется целесообразным, чтобы руководитель
структурного подразделения АСУ был наделен правами заме стителя руководителя предприятия. Ущемление прав этого органа 'Сведет его роль к вспомогательной службе, поставля ющей цифровой материал для других структурных подразде лений, и выводы, хотя її.научно обоснованные, никого и ни к чему не будут обязывать. В этом случае не произойдет ка
чественных изменений в методах управления предприятием. Отрицательные последствия возможны, когда вычислитель
ным подразделениям представляются излишние права, в ре
зультате чего будет снята ответственность с других функцио
нальных подразделений за правильность управления. В част ности, для эффективной работы АСУ необходимо теоретически
разработать и нормативно закрепить степень дисциплинарной и имущественной ответственности при работе управленческого комплекса «человек-машина». Относительно ясен вопрос при
уклонении работника от выполнения «разумного» расчета ма
шины, чем причинится реальный ущерб предприятию. Слож нее установление вины в тех случаях, когда трудящийся выполнит абсурдное «решение» машины.
Разумеется, трудящийся не должен нести ответственность
за выполнение «решения» машины, если в дальнейшем выяс нится, что оно правильное, но не самое лучшее, и в результате на производстве возникли дополнительные затраты. Необходи ма также теоретическая разработка и нормативно-правовое закрепление критериев ответственности за качество разраба
тываемых алгоритмов. Сложившееся сейчас положение, при котором практически за качество алгоритмов нет иной ответ ственности, кроме моральной, безусловно, нельзя признать нормальным.
Найти оптимальное соотношение прав, обязанностей и от
ветственности подразделения вычислительной техники ■—• наи более сложная часть задачи по созданию правового обеспече
ния функционирования АСУ.
Сложно н решение другой задачи — передать часть функ ций правовой службы АСУ. Для этого прежде всего необ ходимо выяснить, какая часть работы правовой службы яв
ляется творческой и какая -— монотонной. Как и во всяком
ином управленческом труде, автоматизированной системе мо гут быть переданы только монотонные (формализованные)
50
функции правовой службы. В частности, монотонной функцией является кодификация нормативных актов. К разновидности монотонной работы относится информирование правовой
службой структурных подразделений предприятия об издании законодательных актов. Эту работу может взять на себя ЭВМ в сочетании с множительной техникой. Электронное кодифи цирование, кроме технических удобств, принесет со временем количественные и качественные изменения в нормотворческую
деятельность. Сейчас очень часто издаются акты, дублирую щие ранее принятые, иногда вновь изданные акты противоре чат ранее' изданным, хотя официально и не отменяют их. Свя зано это с тем, что подчас нет возможности оперативно све рить проект с действующим законодательством. C внедрением
электронного кодифицирования каждый проект закона будет
проверяться на новизну и законность. Если будет выяснено, что по этому вопросу правовой акт уже издан, но исполнялся неудовлетворительно, то новый акт будет направлен на вы
полнение ранее изданного. Это повысит действенность право вой нормы и ее стабильность — важнейший залог реального исполнения закона. В тех случаях, когда выяснится, что про ект противоречит действующему законодательству (в течение нескольких минут машина выдает перечень законов, коллизи-
рующих с проектом), то он или не будет издан, либо новый закон сразу выйдет с перечнем актов, которые им отменяются или изменяются. Сейчас такие перечни издаются иногда через два-три года после выхода в свет нового закона, а это создает значительные трудности в исполнительской деятельности.
Изменится и стиль закона: он должен быть оптимально крат
ким и содержать больше количественных и качественных по казателей, легко формализуемых машиной; к закону целе сообразно будет прилагать единые алгоритмы и цифровые
регистрационные шифіры для быстрого введения его в память машины.
Целесообразна формализация и передача АСУ еще ряда функций правовой службы, как-то: регистрация поступающих и высылаемых договоров, претензий, исков и т. п. с ука занием контрольных сроков исполнения этих документов, вы полнение сложных расчетов, контроль за исполнением догово ров. '
Положительный опыт формализации части этих функций
имеется на заводе «Азовсталь». Здесь машинам «Минск-22» и «Минск-32» поручен контроль за исполнением обязательств завода по договорам поставки металлопродукции. ЭВМ еже
4* |
51 |