Файл: Амитан, В. Н. Основы создания автоматизированных систем управления (учебное пособие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Подсистема перепек-

Подсистема текущего

Подсистема опера-’

тивного управления

управления

тивного управления

Рис. 10. Функциональные и линейные связи в условиях АСУ

/5

Автоматизация управления производством с- применением математических методов и ЭВМ приводит к дальнейшей пере­ группировке структуры аппарата управления и соответствую­ щих должностных функций. Безусловно, этот вопрос еще до­

статочно проблематичен, он должен решаться с участием юри­ стов, специалистов по учету, труду и др. Однако уже сейчас в основном звене аппарата управления предприятием необходи­

мо иметь такую структуру: службу перспективного управле­ ния; службу текущего управления; службу оперативного

управления; контрольно-ревизионное подразделение (на базе

отдела труда и зарплаты, бухгалтерии); финансово-сбытовую

службу.

Аналогичным образом необходимо изменять и структуру управления внутри производственных подразделений предпри­

ятия.

Одновременно с совершенствованием организационной структуры объектов управления необходимо вести тщатель­ ную подготовку кадров. В заключительной части X раздела Директив XXIV съезда КПСС указываются пути решения главной задачи, без выполнения которой автоматизированные системы управления вряд ли могут быть созданы: «Последо­

вательно расширять и неуклонно улучшать систему подготов­ ки и переподготовки кадров — организаторов производства на всех уровнях, включая высшие руководящие кадры, и, в пер­ вую очередь, в области марксистско-ленинской экономической теории, теории и практики управления, научной организации труда, новых методов планирования и экономического стиму­ лирования, применения экономико-математических методов и

современной вычислительной техники. Расширить подготовку квалифицированных кадров преподавателей — специалистов по управлению и планированию» 1.

Актуальность этого плана не исчерпывается с выполнением девятой пятилетки, поскольку он открывает перспективы авто­ матизации управления на длительный исторический период, и

еще многие годы Директивы XXIV съезда КПСС, как доку­ мент, выражающий волю партии, советского народа, будет служить образцом и источником деятельности, связанной с со­ зданием, внедрением и эксплуатацией АСУ.

Создание автоматизированных систем управления пред­ приятиями в девятой пятилетке не начиналось с нулевой от­ метки.

1 Материалы XXIV съезда КПСС. Μ., Политиздат, 1971, стр. 298.

48


Фундамент автоматизации управленческого труда был за­ ложен решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, положившего начало перехода к отраслевой струк­ туре управления народным хозяйством. В результате созда­ лись лучшие возможности для технического прогресса, в том

-числе и для^создания АСУ. К этому времени и относится из­

дание первых нормативных актов, непосредственнорегули­ рующих правоотношения, связанные с использованием счет­ но-вычислительной техники в управленческом труде. — У нас появилась некоторая диспропорция между возмож­ ностями промышленности по серийному выпуску счетно-вычис­

лительной техники и наличием специалистов, способных управлять. Это привело к тому, что загруженность многих счетных машин неполная, хотя счетной работы, требующей

механизации и автоматизации, более чем достаточно.

Назрела необходимость решения вопросов создания и внед­ рения АСУ в части издания нормативно-правовых актов, обес­ печивающих правовую регламентацию эксплуатации АСУ в качестве самостоятельного комплекса задач. Некоторым обра­ зом эту проблему решают «Общеотраслевые руководящие ме­ тодические материалы по созданию автоматизированных си­ стем управления предприятиями (АСУП)», утвержденные Государственным Комитетом Совета Министров СССР по на­ уке и технике.

В соответствии с этими материалами формализованные

функции правовой службы могут быть включены частями в подсистемы управления сбытом, материально-техническим снабжением, кадрами, качеством, финансами. Возможен так­ же вариант создания в АСУП единой подсистемы договорно-

правовой работы.

Создание правового обеспечения АСУ начинается с обоб­ щения и систематизации общественных и ведомственных нор­ мативных актов, регулирующих функционирование'АСУ. За­ тем на этой основе разрабатывается Положение об органе (отделе, лаборатории), ведающим АСУ. При этом следует иметь в виду, что какое бы официальное наименование этот

-орган не носил (лаборатория, центр, станция, отдел и т. п.),

он всегда остается функциональным. Меледу тем, обычно ла­ боратории, станции являются общими органами управления. Этот признак (функциональный) позволяет определить боль­ шинство прав и обязанностей органа, ведающего АСУ, разгра­ ничить его компетенцию с другими функциональными и общи­ ми органами управления. Однако нетрудно заметить, что ком­

4.

68

49



петенция этого управленческого органа должна быть значи­ тельно большей 'и по количественным, и по качественным по­ казателям, чем у «рядового» функционального органа. Поэто­ му представляется целесообразным, чтобы руководитель

структурного подразделения АСУ был наделен правами заме­ стителя руководителя предприятия. Ущемление прав этого органа 'Сведет его роль к вспомогательной службе, поставля­ ющей цифровой материал для других структурных подразде­ лений, и выводы, хотя її.научно обоснованные, никого и ни к чему не будут обязывать. В этом случае не произойдет ка­

чественных изменений в методах управления предприятием. Отрицательные последствия возможны, когда вычислитель­

ным подразделениям представляются излишние права, в ре­

зультате чего будет снята ответственность с других функцио­

нальных подразделений за правильность управления. В част­ ности, для эффективной работы АСУ необходимо теоретически

разработать и нормативно закрепить степень дисциплинарной и имущественной ответственности при работе управленческого комплекса «человек-машина». Относительно ясен вопрос при

уклонении работника от выполнения «разумного» расчета ма­

шины, чем причинится реальный ущерб предприятию. Слож­ нее установление вины в тех случаях, когда трудящийся выполнит абсурдное «решение» машины.

Разумеется, трудящийся не должен нести ответственность

за выполнение «решения» машины, если в дальнейшем выяс­ нится, что оно правильное, но не самое лучшее, и в результате на производстве возникли дополнительные затраты. Необходи­ ма также теоретическая разработка и нормативно-правовое закрепление критериев ответственности за качество разраба­

тываемых алгоритмов. Сложившееся сейчас положение, при котором практически за качество алгоритмов нет иной ответ­ ственности, кроме моральной, безусловно, нельзя признать нормальным.

Найти оптимальное соотношение прав, обязанностей и от­

ветственности подразделения вычислительной техники ■—• наи­ более сложная часть задачи по созданию правового обеспече­

ния функционирования АСУ.

Сложно н решение другой задачи — передать часть функ­ ций правовой службы АСУ. Для этого прежде всего необ­ ходимо выяснить, какая часть работы правовой службы яв­

ляется творческой и какая -— монотонной. Как и во всяком

ином управленческом труде, автоматизированной системе мо­ гут быть переданы только монотонные (формализованные)

50


функции правовой службы. В частности, монотонной функцией является кодификация нормативных актов. К разновидности монотонной работы относится информирование правовой

службой структурных подразделений предприятия об издании законодательных актов. Эту работу может взять на себя ЭВМ в сочетании с множительной техникой. Электронное кодифи­ цирование, кроме технических удобств, принесет со временем количественные и качественные изменения в нормотворческую

деятельность. Сейчас очень часто издаются акты, дублирую­ щие ранее принятые, иногда вновь изданные акты противоре­ чат ранее' изданным, хотя официально и не отменяют их. Свя­ зано это с тем, что подчас нет возможности оперативно све­ рить проект с действующим законодательством. C внедрением

электронного кодифицирования каждый проект закона будет

проверяться на новизну и законность. Если будет выяснено, что по этому вопросу правовой акт уже издан, но исполнялся неудовлетворительно, то новый акт будет направлен на вы­

полнение ранее изданного. Это повысит действенность право­ вой нормы и ее стабильность — важнейший залог реального исполнения закона. В тех случаях, когда выяснится, что про­ ект противоречит действующему законодательству (в течение нескольких минут машина выдает перечень законов, коллизи-

рующих с проектом), то он или не будет издан, либо новый закон сразу выйдет с перечнем актов, которые им отменяются или изменяются. Сейчас такие перечни издаются иногда через два-три года после выхода в свет нового закона, а это создает значительные трудности в исполнительской деятельности.

Изменится и стиль закона: он должен быть оптимально крат­

ким и содержать больше количественных и качественных по­ казателей, легко формализуемых машиной; к закону целе­ сообразно будет прилагать единые алгоритмы и цифровые

регистрационные шифіры для быстрого введения его в память машины.

Целесообразна формализация и передача АСУ еще ряда функций правовой службы, как-то: регистрация поступающих и высылаемых договоров, претензий, исков и т. п. с ука­ занием контрольных сроков исполнения этих документов, вы­ полнение сложных расчетов, контроль за исполнением догово­ ров. '

Положительный опыт формализации части этих функций

имеется на заводе «Азовсталь». Здесь машинам «Минск-22» и «Минск-32» поручен контроль за исполнением обязательств завода по договорам поставки металлопродукции. ЭВМ еже­

4*

51