ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
1. Для уменьшения величины асинхронных моментов, вы званных зубцовыми гармониками проводимости воздушного за зора, гармониками м. д. с. обмоток статора и ротора, добавоч ными потерями, а также учитывая условия работы, рекомен дуется:
а) при открытых пазах в статоре соблюдать отношение
0,82х < Z2< l,25Zi; |
(4-46) |
б) при закрытых и полузакрытых пазах пределы (4-46) могут быть несколько раздвинуты;
в) при тяжелых условиях пуска число пазов в роторе должно
быть меньше, чем в статоре, т. е. |
|
Z2 < Zi; |
(4-47) |
г) при нормальных и облегченных условиях работы |
число |
пазов в роторе в целях снижения шума должно быть больше, чем в статоре, т. е.
Z2 > Z x. |
(4-48) |
2.Для того чтобы подавить или ослабитьдействиесинхрон ных моментов, при выборе числа пазов короткозамкнутого ро тора необходимо руководствоваться табл. 4-4, где приведены пары высших гармонических, создающие синхронизирующий момент.
3.Соотношением чисел пазов статора и ротора определяется число пар высших гармоник ѵ и р, а тем самым — порядковое число силовых волн г. Самыми опасными в отношении возникно
вения шума являются числа г — 0,1, 2, 3, 4. При этом г = 0 у большинства машин малой и средней мощности менее опасно, чем г = 1, 2, 3 (см. табл. 3-1). Для выбора соотношения чисел пазов Zx и Z2 достаточно ограничиться рассмотрением первой пазовой гармоники статора и ротора, т. е. воспрепятствовать , тому, чтобы первая пазовая гармоника статора дала с первой пазовой гармоникой ротора силовую волну, имеющую порядко вое число г = 0, ±1, ±2, ±3, ±4. Амплитуда.колебаний порядка г = + 5 и выше для машин малой и средней мощности уже малы. Так как число пар полюсов первой пазовой гармоники ста
тора |
|
|
|
V = |
± Z x + |
р, |
(4-49) |
а число пар полюсов первой пазовой гармоники ротора |
|
||
Ц = |
± Z 2 + |
р, |
(4-50) |
то создаваемые ими силовые волны имеют порядок:
г — (± Z 2 + р) ± ( ± Z t + р), |
(4-51) |
60
Таблица 4-4
Число пар полюсов высших гармонических,
Z? вызывающих провал в кривой момента вращения
Р 2р Зр 4р 5р 6р Тр 8р 9р |
up Пр Up |
2, +Wp z, + 9p z, + 8p z, + 7p z, + Sp z, + 5p z, + 4p z,+3p z,+2p z ,* p
z, Z,~ p z i~2p z, -3p z ,- 4 p z,~5p z , - 6 p Zt - 7p z,~8p
z~9p
z,-Wp
О |
|
О |
О |
|
О |
0 |
|
0 |
|
о |
|
|
|
|
|
||||||
|
© |
|
© |
|
@ |
|
© |
|
|
о |
О |
|
О |
о |
0 |
0 |
0 |
|
О |
|
|
© |
|
|
|
© |
|
© |
© |
О |
© |
|
|
|
© |
|
|
|
|||||
|
|
|
© |
|
|
|
|
о |
||
|
о |
0 |
0 |
О |
О |
|
О |
О |
||
0 |
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
О |
|
|
о |
|
о |
||
о |
© |
|
о |
|
о |
|
о |
|||
® |
|
© |
© |
|
© |
© |
||||
О |
|
0 |
о |
о |
о |
|
|
о |
о |
о |
0 |
@ |
О © |
© |
о |
© |
о |
|
о |
||
|
|
|
0 |
00 |
о |
о |
|
|
о © |
|
© |
©9 |
© |
© |
|
© |
|||||
|
©о |
|
© |
0 |
©о |
о |
о |
|||
О |
|
о |
|
|
0 |
|
|
|
||
о |
|
|
о |
|
о |
0 |
|
0 |
|
о |
|
|
|
|
|
|
|
© - |
Провалы |
при н е п о д в и ж н о м |
р о т о р е |
|
О — п р о в а л ы в р е ж и м е д в и г а т е л я |
||||
О ~ п р о в а л ы в т о р м о з н о м р е ж и м е |
||||
@ , 0 , 0 - |
осодо |
си л ь н ы е п р о в а л ы с о о т в е т с т в е н н о |
||
’ |
п р и н е п о д в и ж н о м р о т о р е , р е ж и м е д в и іо - |
|||
|
т е л я и т о р м о з н о м р е ж и м е |
|
||
П р и м е ч а н и е . |
1. |
Число пазов ротора, |
при которых воз |
никают синхронные моменты при неподвижном роторе, соответствуют случаям отсутствия скоса пазов;
2. Величина провала уменьшается по мере возрастания числа пар полюсов высших гармонических.
Учитывая требование по ограничению числа г, условие умень шения шума может быть записано в виде:
I 0, + 1; + 2; ± 3 ; |
± 4 ; |
||
Z' - Z^ \ 2 p , |
2р± 1; |
2р ± 2; 2р ± 3, 2р ± 4. (4'52) |
|
Чтобы избежать нулевых колебаний г — О |
|||
|
z i ~ z * + { 2р |
(4-53) |
|
Колебания с г = ± 1 |
не возникают при |
|
|
ZX - Z2 + [ |
± 2 р ± 1. |
(4-54) |
|
Изгибные электрические колебания г = |
±2 не возникают при |
||
|
|
2: |
|
Zl |
+ \ 2р ± 2. |
(4~55) |
|
Изгибные колебания с тремя волнами деформаций по окруж |
|||
ности не возникают при |
|
|
|
|
|
|
< « 6 > |
И т. д.
Выполнение условий (4-54) и (4-56) -равносильно исключению нечетных чисел пазов ротора.
Приведенные соотношения являются достаточными для ис ключения того или иного вида колебаний. Однако при этом надо иметь в виду, что для ограничения шума не существует универ сального правила выбора числа пазов, одинаково пригодных для машин как малых, так и больших мощностей. Объясняется это тем, что резонансные свойства пакетов железа различны у ма лых и больших машин.
Хорошим примером сказанного является опыт, проведенный Иорданом. Был сконструирован целый ряд четырехполюсных асинхронных двигателей с пазами Z x = 36; Z2 = 30, с одинако вой индукцией в зазоре В6 и одинаковой линейной токовой за грузкой А на 5, 10, 15, 30, 100 и 200 кет.
Выяснилось, что, несмотря на совершенно одинаковые воз буждающие силы, электродвигатели на 5, 10, 100 и 200 кет ока зались малошумными, 15 кет — с повышенным шумом, 30 кет — особенно шумными.
На рис. 4-6 изображены зависимости основной частоты воз буждающих магнитных сил и собственной частоты статорного кольца для порядков колебаний г = 0, 2, 3, 4 от номинальной мощности четырехполюсного двигателя по данным Иордана [51 1,
52
Как видно из рис. 4-6, эллиптическая деформация (г = 2) опасна для машин мощностью около 50 кет, в то время как эта деформация почти совершенно не влияет на шум машины мощ
ностью |
порядка |
500 кет. |
Напротив, деформация |
с числом волн |
|||||||||
г — 4 очень опасна для машины мощностью более |
1500 кет, но |
||||||||||||
совершенно |
не |
влияет на |
|
|
|
|
|
|
|
||||
шум машин меньшей мощ |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ности. |
|
|
|
пример |
|
|
|
|
|
|
|
||
Приведенный |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
указывает на то, |
что |
пра |
|
|
|
|
|
|
|
||||
вильный |
выбор |
пазов не |
|
|
|
|
|
|
|
||||
дает еще гарантии мало |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
шумной |
работы |
электро |
|
|
|
|
|
|
|
||||
двигателя. Окончательный |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ответ может быть получен |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
только после тщательного |
Р и с . |
4-Ѳ. |
З а в и си м о ст и |
частоты |
в о зб у ж д а ю |
||||||||
виброакустического |
рас |
||||||||||||
щ и х |
си л |
и собств ен н ой |
частоты |
с т а т о р а -о т |
|||||||||
чета, |
учитывающего |
виб |
м ощ н ости |
д л я ч еты р ехп ол ю сн ы х |
д в и га те |
||||||||
рационные |
свойства |
ста |
|
|
л ей (по И о р д а н у ) |
|
|
||||||
тора |
как |
колебательной |
|
|
пазов ротора для бесшумной |
||||||||
системы. Поэтому при выборе числа |
|||||||||||||
работы |
необходимо |
рассматривать |
отдельно |
машины |
малых, |
средних и больших мощностей.
Допустимое число силовых волн г должно быть тем больше, чем крупнее машина.
4. Для машин больших мощностей, имеющих а параллельных ветвей в обмотке статора, рекомендуется выполнять следующие условия:
Z i - Z t + |
— ± р ± 1 |
— при |
нечетном а; |
|
Z i - Z t + |
% ± р ± \ |
при |
четном а. |
(4-57) |
5.Для двухслойной обмотки с укороченным шагом, имеющей
две параллельные ветви (а = 2), необходимо, чтобы
Z x — Z2 |
ф 3/7 ± |
1; |
|
Z* — Z2 |
Ф р ± |
1. |
(4-58) |
Ниже на примерах показано, как должен производиться выбор чисел пазов ротора для малошумного электродвигателя.
П рим ер 1. Н ео б х о д и м о в ы брать ч и сло |
п азов |
д л я |
р о т о р а ч еты р ехп ол ю сн ого |
|||||||||||
а си н х р о н н о го |
эл ек т р о д в и га т ел я , |
им ею щ его |
3 6 |
п а зо в |
в |
статор е |
и диам етр |
к о р |
||||||
п у с а 3 0 0 |
мм. |
У сл о в и я |
работы |
— н ор м альн ы е. |
|
|
|
|
|
|
||||
Р е ш е н и е , а. |
У читы вая |
у сл о в и я |
(4 -4 8 ), |
(4-54) |
и |
(4 -5 6 ), |
огран и ч и м |
к оли |
||||||
ч ество |
п а зо в |
р отор а |
ч ислам и 3 6 , 3 8 , 4 0 , |
4 2 , 4 4 , 46. |
вибр ац и и с чи слом волн г |
|||||||||
б . |
Ч тобы |
п ер вы е п азов ы е гар м он и к и |
не вы зы вали |
|||||||||||
равны м |
0 |
и 2 , |
с л ед у ет и з |
у к а за н н ы х ч исел |
д л я |
г = |
0 |
и скл ю ч и ть 3 6 , 40; д л я г = |
||||||
= 2 — 3 8 , |
42. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53
в. |
И з |
ост а в ш и х ся |
ч исел 4 4 |
и 4 6 с л е д у е т и ск л ю ч и ть ч и сл о 4 4 , |
так как |
|
п р и |
нем |
|||||||||||||||||||||||||||
в о зн и к а ет |
си льн ы й |
п р овал |
м ом ен та |
в р еж и м е |
д в и га тел я |
(табл . |
4 -4). |
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||
П рим ер |
2 . |
Н ео б х о д и м о |
вы брать |
ч и сл о п а зо в |
д л я |
р о то р а к р у п н о го |
|
в ы сок о |
|||||||||||||||||||||||||||
в ол ь тн ого |
а си н х р о н н о го эл ек т р о д в и га т ел я |
с 2 р |
= |
4 , |
и м ею щ его 6 0 |
п а зо в |
в статор е |
||||||||||||||||||||||||||||
и ди ам етр |
к о р п у са |
1000 |
мм. |
У сл о в и я п у ск а |
— |
т я ж ел ы е. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Р е ш е н и е , |
а. |
У ч иты вая |
у сл о в и я |
|
(4 -4 7 ), |
(4 -54) |
и |
|
(4 -5 6 ), |
рассм атр и ваем |
|||||||||||||||||||||||||
ч и сла |
4 8 , |
5 0 , |
5 2 , |
5 4 , |
5 6 , |
5 8 , |
6 0 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
б. |
Ч тобы |
п ер вы е |
|
п азов ы е гар м он и к и |
не |
|
вы зы вали |
|
в и бр ац и и |
с' |
чи слом |
г, |
|||||||||||||||||||||||
равны м |
|
0 , |
2 |
и 4 , с л е д у е т из у к а за н н ы х |
|
ч исел д л я г = |
0 |
искл ю ч и ть |
5 6 , 60; |
|
д л я г = |
||||||||||||||||||||||||
= 2 — 5 4 , 5 8 , а д л я г = 4 — 5 2 , 5 6 , 60 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||
в. |
И з |
о ст а в ш и х ся |
|
чисел |
4 8 |
и |
5 0 |
с л е д у е т |
и скл ю ч и ть |
|
ч и сл о |
4 8 |
и з-за |
|
п р о в а л а |
||||||||||||||||||||
м ом ен та |
п р и |
п у с к е |
(табл . |
4 -4 ). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 р |
|||||||||
П р ов ал ом |
м ом ен та |
д л я ч и сла |
п а зо в |
50 от |
г а р м о н и ч еск и х с |
|
ч и слом |
|
волн |
||||||||||||||||||||||||||
п р ен еб р ега ем . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
П рим ер |
3. |
Н ео б х о д и м о |
вы бр ать |
|
ч и сл о |
п а зо в |
д л я р о т о р а |
д в у х с к о р о с т н о г о |
|||||||||||||||||||||||||||
эл ек т р о д в и га т ел я |
(2р = |
8 и 2р = |
|
12), |
и м ею щ его |
7 2 |
п а за |
|
в |
статор е. |
У сл о в и я р а |
||||||||||||||||||||||||
боты |
— |
|
н ор м ал ьн ы е. |
Д и а м ет р |
к о р п у са |
8 0 0 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Р е ш е н и е , |
а. |
У читы вая |
у сл о в и я |
|
(4 -4 8 ), |
(4 -54) |
и |
|
(4 -5 6 ), |
р ассм атр и ваем |
|||||||||||||||||||||||||
четны е |
чи сла |
п а зо в |
от |
7 2 |
д о |
90 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
волн г , |
||||||||||
б . |
Ч тобы п ер вы е п азов ы е гар м о н и к и |
не вы зы вали |
в и бр ац и и |
с числом |
|||||||||||||||||||||||||||||||
равны м 0 , |
2 |
и 4 , с л е д у е т и з о ст а в ш и х ся |
ч и сел д л я г = |
0 |
п р и |
ч и сл е п о л ю со в 2 р |
= |
8 |
|||||||||||||||||||||||||||
и ск л ю ч и ть |
7 2 , |
80; |
п ри |
2 р = |
12— 7 2 , |
|
84; |
|
д л я |
|
г = |
2 |
при |
ч и сл е |
п о л ю со в |
2 р = |
8 |
||||||||||||||||||
искл ю ч и ть |
7 4 , |
8 2 , |
|
78; |
|
п р и |
2 р |
= |
|
12— 7 4 , |
|
8 6 , |
82; |
д л я |
г = |
4 п ри |
ч и сл е |
|
п о л ю со в |
||||||||||||||||
2 р = |
8 |
|
и скл ю ч и ть |
|
7 6 , |
|
84; |
п ри 2 р = |
|
12— 7 6 , |
8 8 , |
80 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
О стается |
о д н о |
ч и сл о |
9 0 , |
к о то р о е н еп р и ем л ем о |
и з-за |
|
п р о в а л а |
м ом ен та |
при |
||||||||||||||||||||||||||
2 р = |
12 |
при п у ск е . Т ак и м |
о б р а зо м , |
ни |
о д н о |
|
ч и сл о |
н е у д о в л ет в о р я ет |
вы ш епри |
||||||||||||||||||||||||||
веденны м |
у сл о в и я м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
В |
св я зи |
с |
этим |
вклю чаем |
в р а ссм о тр ен и е |
ещ е о д н о |
|
ч и сл о — 9 2 . |
У к а за н н о е |
||||||||||||||||||||||||||
ч и сл о |
п а зо в |
п ол н ость ю |
у д о в л ет в о р я ет |
у сл о в и я м м а л о ш у м н о ст и , |
а |
в о зн и к аю щ и й |
|||||||||||||||||||||||||||||
н езн ач и тел ьн ы й п р овал |
м ом ен та |
от г а р м о н и ч еск и х |
с |
чи слом |
п о л ю со в 5 р |
в т о р м о з |
|||||||||||||||||||||||||||||
ном р еж и м е |
(табл . |
4 -4) |
в п ол н е п р и ем лем . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
П рим ер |
4. |
Н ео б х о д и м о вы брать ч и сл о |
п а зо в д л я |
р о то р а к р у п н о го |
а си н х р о н |
||||||||||||||||||||||||||||||
н ого |
эл ек т р о д в и га т ел я |
с чи слом |
п о л ю со в |
2р = |
|
3 0 , и м ею щ его 180 |
п а зо в |
в статор е |
|||||||||||||||||||||||||||
и ди ам етр |
к о р п у с а |
2 5 0 0 |
мм. |
У сл о в и я |
п у ск а — |
т я ж ел ы е . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Р е ш е н и е , |
|
а. |
|
У читы вая |
|
у сл о в и я |
|
(4 -4 7 ), |
|
(4 -54) |
|
и |
(4 -5 6 ), |
р а с |
|||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
см атр и ваем |
-Четные |
|
числа |
|
п а зо в |
|
от |
|
144 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д о |
180. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
г |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б. |
Ч тобы |
ч и сл о |
|
си л ов ы х |
волн |
бы л о |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н аи бол ь ш и м , |
и з |
у к а за н н ы х |
|
ч исел |
|
вы бираем |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ч и сл о |
|
162 |
|
(г = |
18). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в. |
П р и |
ч и сл а х п а зо в Zx — 180 и Z 2 = |
|
162 |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
си н х р о н н ы е м ом ен ты н е в озн и к аю т . |
|
|
|
|
|
|
|
4-8. ВЛИЯНИЕ СКОСА ПАЗОВ НА |
|
Р и с . 4 -7 . |
Ф ор м а к о л еб а н и й |
ВИБРАЦИЮ |
И ШУМ |
ста |
|
||
|
4 |
Взаимодействие |
полей высших |
тор а |
п ри ск о се п а зо в |
||
|
|
гармоник статора и ротора при скосе |
пазов приводит к появлению нового вида колебаний (рис. 4-7). Как показывают многочисленные опыты и расчеты, вибрация, возбуждаемая 1-й пазовой гармоникой, при скосе пазов на пазо вое деление значительно ниже, чем при прямых пазах. Это осо бенно относится к двигателям, в которых соотношение чисел
Zx и Z2 является неблагоприятным.
Магнитное поле в зазоре при прямых пазах в статоре и скошен ных пазах в роторе можно представить в следующем виде: