Файл: Шубов, И. Г. Шум и вибрация электрических машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При проектировании малошумных асинхронных двигателей всегда следует воздерживаться от применения обмоток с дроб­

ным числом

q.

 

 

 

 

 

 

Положительным значениям q' соответствуют гармоники,

вращающиеся

в направлении главного

поля

 

(ѵ = 7р,

13р,

19/7,. . .), а

отрицательным — против

вращения

главного

поля

 

(ѵ = —

5/7,

— 1 1/7,

17/7,

. . .).

 

Скорость вращения ѵ-й гар­

 

моники

относительно

обмотки

 

статора

 

 

%

 

 

 

 

 

юѵ

 

 

 

(4-12)

 

 

6 ? ' +

l

 

 

 

 

 

 

 

Число р.

для

короткозамкну­

 

того ротора

равно:

 

 

 

М- = <7 ^2 "К Р'< Я — ± 11 ± 2 ;

 

 

± 3 . . .,

 

 

(4-13)

 

где Z 2— число

пазов

ротора.

 

Угловая

скорость

 

 

 

®и = ®і [* + ? " - у

О — s)

(4-14)

 

где s — скольжение.

 

 

4-3. МАГНИТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА

При двусторонней зубчатости эта проводимость может быть представлена в виде:

 

Л (Фх/) =

Л„ -|-

+

S \n2 + ***.

(4-15)

 

 

ml

 

m2

х

1

где

Л 0— постоянная

составляющая

магнитной проводимости,

Я,т 1 — гармоника проводимости,

обусловленная зубчатостью ста­

тора

при гладком роторе; Кт 2 — гармоника проводимости,

 

обу­

словленная зубчатостью ротора при гладком статоре.

 

 

Кроме указанных проводимостей, будут иметь место комби­ национные гармоники проводимости, обусловленные зубчатостью статора и ротора. Однако по своей величине они будут значительно меньше основных. Поэтому в практических расчетах обычно огра­ ничиваются рассмотрением основных гармоник.

В выражении (4-15) постоянная составляющая

где б — величина воздушного зазора, kc — коэффициент Кар­ тера, учитывающий зубчатость статора kcl и ротора kc2.

36


Гармоники, обусловленные зубчатостью статора, не изменя­ ются во времени:

(4-17)

( К = \ , 2, 3, . . .)•

Гармоники, обусловленные зубчатостью ротора при его вра­ щении, будут зависеть от вре­ мени:

^7п2 == A m2 COS k 2Z 2 [ О

— ^ ( 1 - s ) / ]

(4-18)

(*2= 1 , 2, 3, . . .)•

Амплитудные значения Аот1 и Лт2 по Иордану

Лті = — Л0 (—i)fc| (kcl

f ^cl ~

1

n

Sin kx —~ -----

 

- 1 ) ------

-------------

 

= A0?i;

ki

— ~ n

 

« C I

Рис. 4-2. Функции |j и | 2

(4-19)

 

 

sin k„

— -

п

л т2 =

— А0 (—1) ! (Ав — 1)

2

kc2

= AJb, (4-20)

 

 

kn

----—Я

 

где значения

функций | х и і 2 в зависимости

от коэффициентов

kcl или kc2 и порядка гармоники k x или к г могут быть определены из графика 4-2,

4-4. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ВОЗДУШНОМ ЗАЗОРЕ

Подставив все составляющие разложения для м. д. с. и прово­ димостей в уравнение (4-1) и произведя соответствующие вычис­ ления, получим результирующее поле в воздушном зазоре машины.

Для дальнейшего

анализа пренебрежем

несущественными

по своей величине полями, оставив следующие:

 

а. Основное поле

 

 

 

Ьг =

В г cos (р$

— ср0г)

(4-21)

с амплитудой

 

 

 

 

Яі = ^ Л 0=,Дй,

 

(4-22)

 

«Н

 

 

37


где kH— коэффициент насыщения магнитной цепи, равный от­ ношению общей м. д. с. обмоток к м. д. с. воздушного зазора для основного поля.

б.

Гармоники

обмотки

статора. Эти

гармоники

имеют фаз

рабочего тока статора, число

пар

полюсов

и частоту

гармоник

м. д. с. статора

 

 

 

 

 

 

 

Ьѵ = ДД0 = Вѵcos (vö — (ajt — Фі),

(4-23)

где амплитуда

 

 

 

 

 

 

 

Bv = FvAo = i ^

k

ttJ l - B ,

(4-24)

Наиболее сильными из них являются гармоники Вѵг,

имеющие

порядок

зубчатости

статора,

т. е.

 

 

 

 

 

ѵг =

$qq' +

1) р =

q'Z1 +

р

(4-25)

(q' ~ ±1; ±2; ±3;. . .).

Для удобства пользования формулой (4-24) значения произ-

ведения D kr Для различных обмоток сведены в таблицу при­

£

ложения 8. Ослабить поле Ьѵ

можно путем подбора соот-

'

ветствующего

сокращения

У дѵ І/Ій ѵ

шага обмотки

ß, от которого

ѵизависит величина указанного произведения.

в. Зубцовые гармоники статора

 

Ьг1 =

Вг1 cos (ѵг$ — (Ojt — ф0г),

1

где

 

(4-26)

 

 

 

 

 

ß a = ^ A ml =

 

 

КН

 

V<■О

= £

^ = 5 ^ .

(4-27)

Рис. 4-3. Геометрическое суммирование

Эти гармоники возникают

гармоник порядка зубчатости

из-за зубчатости статора.

 

Результирующая

величина

гармоник порядка зубчатости статора может быть получена геометрическим сложением полей Ьѵг, обусловленных распреде­

лением обмотки и зубчатостью Ьг1

(рис. 4-3). На векторной диаг­

рамме гармоники обмотки статора

находятся в фазе с током /х —

для полей прямого вращения и в противофазе — для полей

обрат­

ного

вращения.

 

 

Эти гарм

г.

Гармоники обмотки короткозамкнутого ротора.

ники

имеют фазу, число

пар

полюсов и частоту гармоник

м, д. с. ротора:

 

 

 

 

ь и — /цЛо =

Вцcos (ц# — о у — <р2),

(4-28)

38


где

 

 

 

 

 

R — г А JLJL 1l k R.

(4-29)

-- ГД-'10 -- 1,

А

/

KnD6-

Г

KW\

11

 

 

 

Наиболее сильными из них являются гармоники, имеющие

порядок зубчатости ротора, т. е.

 

 

 

 

 

Pz = q"z * + р\ я" =

± і;

±2;

± 3 ; . . .

(4-30)

д. Зубцовые гармоники ротора

 

 

 

 

Ьг2 = Т~ К г = Bzz COS (|1г0 — V

— Фог).

(4-31)

где

 

 

 

 

 

^z2 = ~Г~Лт2 —

 

 

 

(4-32)

«н

 

 

 

 

 

Результирующая величина гармоник порядка зубчатости ро­ тора может быть получена геометрическим сложением полей bß2

и Ьл .

Надо иметь в виду, что э. д. с., индуцированные гармониками Ьѵ и вызывают демпферные токи, которые стремятся ослабить гармоники поля статора и ротора. Однако, как показали иссле­ дования, при практических расчетах без особой погрешности демпфирующим действием обмоток ротора и особенно статора можно пренебречь.

Важная группа гармоник поля ротора обусловлена высшими гармониками поля статора (ѵ = (х). Каждая такая пара гармоник ротора и статора аналогична системе основных полей обмоток ротора и статора асинхронной машины. В результате их взаимо­ действия возникает вращающий момент, который по своей при­ роде и свойствам аналогичен вращающему моменту основной волны (поэтому он называется асинхронным). Этот момент про­ тиводействует основному моменту и вызывает добавочные потери. Особенно опасны при пуске двигателя высшие гармоники, вра­ щающиеся в ту же сторону, что и ротор. При прохождении ро­ тора в этом случае через синхронную скорость ѵ-й гармоники ускоряющий момент меняет свой знак на противоположный, вслед­ ствие чего возникает тормозной асинхронный момент. Эти моменты возникают при любом соотношении чисел пазов статора и ротора и при определенных соотношениях могут достигнуть больших значений.

Синхронные моменты возникают лишь при некотором опре­ деленном соотношении чисел пазов статора и ротора. При взаимо­ действии полей с одинаковым числом полюсов в этом случае (при определенной скорости ротора) возникает синхронизирующий момент, который стремится затормозить ротор.

При выборе числа пазов ротора необходимо исключить числа, при которых возможно возникновение особенно сильных синхрон­ ных моментов.

39