ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 0
При проектировании малошумных асинхронных двигателей всегда следует воздерживаться от применения обмоток с дроб
ным числом |
q. |
|
|
|
|
|
|
Положительным значениям q' соответствуют гармоники, |
|||||||
вращающиеся |
в направлении главного |
поля |
|
(ѵ = 7р, |
13р, |
||
19/7,. . .), а |
отрицательным — против |
вращения |
главного |
поля |
|||
|
(ѵ = — |
5/7, |
— 1 1/7, |
— |
17/7, |
. . .). |
|
|
Скорость вращения ѵ-й гар |
||||||
|
моники |
относительно |
обмотки |
||||
|
статора |
|
|
% |
|
|
|
|
|
юѵ |
|
|
|
(4-12) |
|
|
|
6 ? ' + |
l |
|
|||
|
|
|
|
|
|||
|
Число р. |
для |
короткозамкну |
||||
|
того ротора |
равно: |
|
|
|||
|
М- = <7 ^2 "К Р'< Я — ± 11 ± 2 ; |
||||||
|
|
± 3 . . ., |
|
|
(4-13) |
||
|
где Z 2— число |
пазов |
ротора. |
||||
|
Угловая |
скорость |
|
|
|||
|
®и = ®і [* + ? " - у |
О — s) |
(4-14) |
||||
|
где s — скольжение. |
|
|
4-3. МАГНИТНАЯ ПРОВОДИМОСТЬ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА
При двусторонней зубчатости эта проводимость может быть представлена в виде:
|
Л (Фх/) = |
Л„ -|- |
+ |
S \n2 + ***. |
(4-15) |
|
|
|
ml |
|
m2 |
х |
1 |
где |
Л 0— постоянная |
составляющая |
магнитной проводимости, |
|||
Я,т 1 — гармоника проводимости, |
обусловленная зубчатостью ста |
|||||
тора |
при гладком роторе; Кт 2 — гармоника проводимости, |
|
обу |
|||
словленная зубчатостью ротора при гладком статоре. |
|
|
Кроме указанных проводимостей, будут иметь место комби национные гармоники проводимости, обусловленные зубчатостью статора и ротора. Однако по своей величине они будут значительно меньше основных. Поэтому в практических расчетах обычно огра ничиваются рассмотрением основных гармоник.
В выражении (4-15) постоянная составляющая
где б — величина воздушного зазора, kc — коэффициент Кар тера, учитывающий зубчатость статора kcl и ротора kc2.
36
Гармоники, обусловленные зубчатостью статора, не изменя ются во времени:
(4-17)
( К = \ , 2, 3, . . .)•
Гармоники, обусловленные зубчатостью ротора при его вра щении, будут зависеть от вре мени:
^7п2 == A m2 COS k 2Z 2 [ О
— ^ ( 1 - s ) / ] |
(4-18) |
(*2= 1 , 2, 3, . . .)•
Амплитудные значения Аот1 и Лт2 по Иордану
Лті = — Л0 (—i)fc| (kcl —
• |
f ^cl ~ |
1 |
n |
Sin kx —~ ----- |
|
||
- 1 ) ------ |
------------- |
|
= A0?i; |
ki |
— ~ n |
|
« C I
Рис. 4-2. Функции |j и | 2
(4-19)
|
|
sin k„ |
— - |
п |
л т2 = |
— А0 (—1) ! (Ав — 1) |
2 |
kc2 |
= AJb, (4-20) |
|
|
kn |
----—Я |
|
где значения |
функций | х и і 2 в зависимости |
от коэффициентов |
kcl или kc2 и порядка гармоники k x или к г могут быть определены из графика 4-2,
4-4. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ В ВОЗДУШНОМ ЗАЗОРЕ
Подставив все составляющие разложения для м. д. с. и прово димостей в уравнение (4-1) и произведя соответствующие вычис ления, получим результирующее поле в воздушном зазоре машины.
Для дальнейшего |
анализа пренебрежем |
несущественными |
|
по своей величине полями, оставив следующие: |
|
||
а. Основное поле |
|
|
|
Ьг = |
В г cos (р$ — |
— ср0г) |
(4-21) |
с амплитудой |
|
|
|
|
Яі = ^ Л 0=,Дй, |
|
(4-22) |
|
«Н |
|
|
37
где kH— коэффициент насыщения магнитной цепи, равный от ношению общей м. д. с. обмоток к м. д. с. воздушного зазора для основного поля.
б. |
Гармоники |
обмотки |
статора. Эти |
гармоники |
имеют фаз |
||
рабочего тока статора, число |
пар |
полюсов |
и частоту |
гармоник |
|||
м. д. с. статора |
|
|
|
|
|
|
|
|
Ьѵ = ДД0 = Вѵcos (vö — (ajt — Фі), |
(4-23) |
|||||
где амплитуда |
|
|
|
|
|
|
|
|
Bv = FvAo = i ^ |
k |
ttJ l - B , |
(4-24) |
|||
Наиболее сильными из них являются гармоники Вѵг, |
имеющие |
||||||
порядок |
зубчатости |
статора, |
т. е. |
|
|
|
|
|
ѵг = |
$qq' + |
1) р = |
q'Z1 + |
р |
(4-25) |
(q' ~ ±1; ±2; ±3;. . .).
Для удобства пользования формулой (4-24) значения произ-
ведения D kr Для различных обмоток сведены в таблицу при
£ |
ложения 8. Ослабить поле Ьѵ |
|
можно путем подбора соот- |
||
' |
ветствующего |
сокращения |
У дѵ І/Ій ѵ |
шага обмотки |
ß, от которого |
ѵизависит величина указанного произведения.
в. Зубцовые гармоники статора
|
Ьг1 = |
Вг1 cos (ѵг$ — (Ojt — ф0г), |
|
1 |
где |
|
(4-26) |
|
|
|
|
|
|
ß a = ^ A ml = |
|
|
|
КН |
|
V<■О |
= £ |
^ = 5 ^ . |
(4-27) |
Рис. 4-3. Геометрическое суммирование |
Эти гармоники возникают |
||
гармоник порядка зубчатости |
из-за зубчатости статора. |
||
|
Результирующая |
величина |
гармоник порядка зубчатости статора может быть получена геометрическим сложением полей Ьѵг, обусловленных распреде
лением обмотки и зубчатостью Ьг1 |
(рис. 4-3). На векторной диаг |
|||
рамме гармоники обмотки статора |
находятся в фазе с током /х — |
|||
для полей прямого вращения и в противофазе — для полей |
обрат |
|||
ного |
вращения. |
|
|
Эти гарм |
г. |
Гармоники обмотки короткозамкнутого ротора. |
|||
ники |
имеют фазу, число |
пар |
полюсов и частоту гармоник |
|
м, д. с. ротора: |
|
|
|
|
|
ь и — /цЛо = |
Вцcos (ц# — о у — <р2), |
(4-28) |
38
где |
|
|
|
|
|
R — г А — JLJL 1l k R. |
(4-29) |
||||
-- ГД-'10 -- 1, |
А |
/ |
KnD6- |
||
Г |
KW\ |
11 |
|
|
|
Наиболее сильными из них являются гармоники, имеющие |
|||||
порядок зубчатости ротора, т. е. |
|
|
|
|
|
Pz = q"z * + р\ я" = |
± і; |
±2; |
± 3 ; . . . |
(4-30) |
|
д. Зубцовые гармоники ротора |
|
|
|
|
|
Ьг2 = Т~ К г = Bzz COS (|1г0 — V |
— Фог). |
(4-31) |
|||
где |
|
|
|
|
|
^z2 = ~Г~Лт2 — |
|
|
|
(4-32) |
|
«н |
|
|
|
|
|
Результирующая величина гармоник порядка зубчатости ро тора может быть получена геометрическим сложением полей bß2
и Ьл .
Надо иметь в виду, что э. д. с., индуцированные гармониками Ьѵ и вызывают демпферные токи, которые стремятся ослабить гармоники поля статора и ротора. Однако, как показали иссле дования, при практических расчетах без особой погрешности демпфирующим действием обмоток ротора и особенно статора можно пренебречь.
Важная группа гармоник поля ротора обусловлена высшими гармониками поля статора (ѵ = (х). Каждая такая пара гармоник ротора и статора аналогична системе основных полей обмоток ротора и статора асинхронной машины. В результате их взаимо действия возникает вращающий момент, который по своей при роде и свойствам аналогичен вращающему моменту основной волны (поэтому он называется асинхронным). Этот момент про тиводействует основному моменту и вызывает добавочные потери. Особенно опасны при пуске двигателя высшие гармоники, вра щающиеся в ту же сторону, что и ротор. При прохождении ро тора в этом случае через синхронную скорость ѵ-й гармоники ускоряющий момент меняет свой знак на противоположный, вслед ствие чего возникает тормозной асинхронный момент. Эти моменты возникают при любом соотношении чисел пазов статора и ротора и при определенных соотношениях могут достигнуть больших значений.
Синхронные моменты возникают лишь при некотором опре деленном соотношении чисел пазов статора и ротора. При взаимо действии полей с одинаковым числом полюсов в этом случае (при определенной скорости ротора) возникает синхронизирующий момент, который стремится затормозить ротор.
При выборе числа пазов ротора необходимо исключить числа, при которых возможно возникновение особенно сильных синхрон ных моментов.
39