Файл: Черниев, Л. Ф. Азбука судовождения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 40. Общий вид элек­ тронного индикатора си­ туаций

ходящимися на одинаковом расстоянии от судна, когда на экране отраженные сигналы от них еще видны раз­

дельно.

В настоящее время радиолокаторами оборудованы все суда дальнего и почти все суда малого плавания.

Определить место судна по радиолокатору несложно. На это затрачивается мало времени. С помощью радио­ локатора определяют расстояние и пеленг до наблюдае­ мого объекта. Это позволяет использовать при радиоло­ кационных определениях места судна все способы, кото­ рыми пользуются при визуальных наблюдениях. Пред­ почтение отдают тем способам, которые основаны на из­ мерениях радиолокационных расстояний, так как они из­ меряются значительно точнее, чем радиолокационные пеленги.

С целью повышения точности радиолокационных определений места судна пеленг большей частью изме­ ряют с помощью компаса.

150

Особенно важное значение радиолокатор

приобре­

тает в условиях плохой видимости для

обнаружения и

предупреждения столкновений судов в море.

помогает

Решать эту важную

задачу штурману

электронный индикатор

ситуаций — ЭИС (рис.

40). С

помощью его определяют параметры

(скорость,

курс)

движения встречных судов, степень опасности ситуации встречи с ними и выбирают необходимые маневры для безопасного расхождения с одним, двумя или тремя су­ дами одновременно. Электронным индикатором ситуаций пользуются на судах совместно с РЛС «Океан» или дру­ гими РЛС, в которых предусмотрена дистанционная вы­ дача на индикаторе видеосигналов, углов поворота ан­ тенны и запускающего импульса.

Кроме задачи предупреждения столкновений судов, с помощью ЭИС можно решать и некоторые навигаци­ онные задачи. Так, например, если сопровождать не­ подвижный точечный ориентир, можно определить ско­ рость и курс своего судна.

На работу радиолокаторов влияет

много

внешних

факторов, которые

снижают

точность

его

показаний.

Неблагоприятные

гидрометеорологические

условия

(дождь,

грозовые

облака,

сильное

волнение моря

и т. д.)

ограничивают использование

радиолокатора

для навигационных целей.

Так, с помощью радиоло­

катора трудно измерять расстояние до береговой линии в тех местах, где она не возвышается над уровнем мо­ ря. Берега, покрытые ледниками с гладкой поверх­ ностью, очень плохо обнаруживаются на экране. Вол­ нение моря создает засветку экрана, особенно на шка­ лах малых расстояний. Засветка иногда бывает настолько яркой, что на ее фоне могут исчезнуть отра­ женные сигналы даже крупных судов и т. д. У радио­ локатора имеются теневые секторы, которые в основ­ ном создаются мачтами и реже другими судовыми над­ стройками. Они мешают круговому обзору горизонта.

151


Перечисленные особенности радиолокации должны предостерегать судоводителя от чрезмерного доверия к судовому радиолокатору и критически относится к об­ щей его информации.

Известны случаи, когда из-за излишнего доверия к

радиолокаторам нарушались

Правила

предупреждения

столкновений судов в море

(ППСС),

что, в свою оче­

редь, вело к тяжелым авариям судов.

Так, например,

в Атлантическом океане вблизи берегов Северной Аме­ рики в ночь на 25 июля 1956 г. произошло столкнове­ ние двух современных трансатлантических пассажирс­ ких судов —• итальянского «Андреа Дориа» и шведско­ го «Стокгольм». В результате столкновения погиб лайнер «Андреа Дориа». Из находившихся на борту 1706 человек погибло 45, а теплоход «Стокгольм» по­ лучил большие повреждения в носовой части.

Для облегчения опознания низменной береговой

черты, повышения

отражающей способности неболь­

ших навигационных

объектов (буи, баканы,

вехи) на

них устанавливают пассивные отражатели,

представ­

ляющие собой небольшую многогранную

металличе­

скую конструкцию. К недостаткам пассивных отража­ телей следует отнести то, что их отражающая сила иногда недостаточна для того, чтобы выделить их на фоне других сильных сигналов. Кроме того, при на­ блюдении пассивных отражателей можно ошибиться в их опознании.

За последние годы начали широко внедряться ак­ тивные радиолокационные отражатели. Их также на­ зывают маяками-ответчиками. Они представляют собой излучающее устройство релейного действия. Маякответчик всегда готов к работе, но в обычном состоя­ нии не излучает сигналов. При включении радиолока­ тора на судне импульсы от него попадают на такой маяк и вводят его в рабочее состояние. Маяк-ответ­ чик начинает работать, посылая усиленные импульсы-

152


сигналы. Чтобы избежать ошибок в опознании маякаответчика, его сигналы кодируются и на экране инди­ катора изображаются в виде нескольких дуг и точек.

Неблагоприятные метеорологические условия неред­ ко вызывают серьезные затруднения в работе многих

портов

мира.

Особенно сложно судам

входить в

порт,

если подход

к нему

имеет

значительную

протяжен­

ность.

Имеющиеся

на судах

радиолокаторы

не

могут

полностью гарантировать безопасный

подход к

порту

и вход в него.

чтобы

в условиях плохой

видимости ус­

Для

того

пешно провести судно к порту и поставить его к при­ чалу, пользуются береговыми радиолокационными станциями. Их начали применять с 1948 г., и к насто­ ящему времени они установлены во многих портах ми­ ра (Ленинград, Одесса, Гавр, Роттердам и др.).

Портовые радиолокационные станции имеют более высокую разрешающую способность, чем судовые. На их экранах изображение местности получается с мель­ чайшими подробностями, в более крупном масштабе и также с круговым обзором.

Если подход к порту имеет большую протяжен­ ность, то на берегу устанавливают несколько радиоло­ кационных станций. Районы обзора частично пере­ крывают друг друга. Это обеспечивает беспрерывную проводку судна по всему пути следования.

Между береговыми радиолокационными станциями существует связь. Для передачи сведений проводимым судам применяется радиотелефонная связь.

Методы радиолокационного судовождения совер­ шенствуются из года в год. В настоящее время раз­ рабатываются и внедряются новые типы судовых и бе­

реговых радиолокаторов.

Значительно улучшилось качество судовых радио­ локационных станций. В них увеличилась дальность обзора, снизилась минимальная дальность действия

153


(мертвая зона), повысились разрешающие способности по расстоянию и углу, увеличился масштаб изображе­ ния, введена индикация истинного движения, расширил­ ся диапазон частот и т. д. Применяются различные уст­ ройства для ослабления помех от морских волн и атмос­ ферных осадков. Новые РЛС имеют повышенную надеж­

ность в работе, а их масса

и габариты уменьшились.

В настоящее время на судах широко применяются

судовые

РЛС «Океан»,

«Дон», «Донец», «Лоция»,

«Кивач»

и «Наяда».

 

«Океан» имеет ряд преимуществ перед другими ра­

диолокационными станциями,

поэтому ею

снабжают

все

крупнотоннажные суда. В

целом она работает бо­

лее

надежно и дает лучшее

изображение

панорамы.

РЛС «Океан» имеет наибольшую дальность обзора 64 мили и наименьшую 50 м. Предназначена для обе­ спечения безопасности плавания судов в открытом мо­ ре, вблизи берегов, в узкостях, в условиях плохой ви­ димости, а также для решения задач расхождения со встречными судами. Имеет два индикатора (один из них изображен на рис. 41), в которых предусмотрена ориентация изображения по курсу и норду. В этой станции изображения могут быть в режимах относи­ тельного и истинного движений.

В РЛС «Океан» впервые в мировой практике судо­ вождения осуществлено автоматическое сопровожде­ ние объекта и выдача линии относительного движения, применен вычислитель и система сигнализации о появ­ лении объекта в заданном секторе обзора. Вычисли­ тель рассчитывает расстояние кратчайшего сближения с сопровождаемым судном, время следования до точки кратчайшего сближения, курс и скорость сопровожда­ емого судна и рекомендуемые маневры, обеспечиваю­ щие расхождение с ним на заданном расстоянии.

С помощью сигнализатора цели штурман в желае­ мом направлении, например в направлении движения

154


Рис. 41. Внешний вид индикатора РЛС «Оке­ ан»

судна, может установить определенную величину угла сектора с необходимым расстоянием. При появлении объекта в этом секторе на установленном расстоянии радиолокатор подает сигнал о появлении объекта, на­ пример судна, айсберга, берега и т. д. Такие приспо­

собления

в значительной

степени

облегчают

работу

штурмана.

 

 

 

 

 

го

«Дон» устанавливают в основном на судах средне­

тоннажа.

Наибольшая

дальность обзора

50 миль.

На

судах

малого

тоннажа

устанавливают радиолока­

ционную

станцию

« Д о н е ц - 2 » . Ее

дальность

обзора

2 4

мили.

 

 

 

 

 

 

 

Судовая

РЛС

«Лоция» — малогабаритная

станция.

Ее устанавливают на малых судах, быстроходных су­ дах на подводных крыльях и на судах крупного и среднего тоннажа в качестве резервной станции. Она состоит из антенны, приемопередатчика, индикатора пульта управления и блока питания. Антенна устрое­

155

на в виде

секторного рупора прямоугольного сечения

с волноводным щелевым излучателем.

Станция

работает с повышенной надежностью. Пре­

дусмотрена

возможность быстрой замены блоков и

смены панелей, находящихся внутри блоков. Время за­

пуска 4 мин.

РЛС «Кивач» предназначена для малотоннажных морских и рыбопромысловых судов. Радиолокаторы этого типа образуют целую серию РЛС. Надежность эксплуатации радиолокационных станций серии «Кивач» значительно повысилась за счет широкого применения полупроводниковых и высококачественных электрова­ куумных приборов, а также за счет введения автома­

тизированного контроля их работы.

 

РЛС

«Наяда» — одна

из самых современных стан­

ций. В

настоящее время

ее вводят

в эксплуатацию

на транспортных судах.

Отличается

высокими техни­

ческими

и эксплуатационными характеристиками.

Сигнализация на море

Морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Хорошо организованная сигнальная служба, исправная и надежная работа сигнальных средств, а также умение хорошо ими пользоваться является необходимым условием безаварийного пла­ вания.

Сигнализацию разделяют на внутрисудовую и внеш­ нюю.

Внутрисудовая сигнализация предназначена для обеспечения безопасности людей, судна и груза. К ней относятся: авральная (оповещает об аврале), пожар-