ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
Рис. 40. Общий вид элек тронного индикатора си туаций
ходящимися на одинаковом расстоянии от судна, когда на экране отраженные сигналы от них еще видны раз
дельно.
В настоящее время радиолокаторами оборудованы все суда дальнего и почти все суда малого плавания.
Определить место судна по радиолокатору несложно. На это затрачивается мало времени. С помощью радио локатора определяют расстояние и пеленг до наблюдае мого объекта. Это позволяет использовать при радиоло кационных определениях места судна все способы, кото рыми пользуются при визуальных наблюдениях. Пред почтение отдают тем способам, которые основаны на из мерениях радиолокационных расстояний, так как они из меряются значительно точнее, чем радиолокационные пеленги.
С целью повышения точности радиолокационных определений места судна пеленг большей частью изме ряют с помощью компаса.
150
Особенно важное значение радиолокатор |
приобре |
|||
тает в условиях плохой видимости для |
обнаружения и |
|||
предупреждения столкновений судов в море. |
помогает |
|||
Решать эту важную |
задачу штурману |
|||
электронный индикатор |
ситуаций — ЭИС (рис. |
40). С |
||
помощью его определяют параметры |
(скорость, |
курс) |
движения встречных судов, степень опасности ситуации встречи с ними и выбирают необходимые маневры для безопасного расхождения с одним, двумя или тремя су дами одновременно. Электронным индикатором ситуаций пользуются на судах совместно с РЛС «Океан» или дру гими РЛС, в которых предусмотрена дистанционная вы дача на индикаторе видеосигналов, углов поворота ан тенны и запускающего импульса.
Кроме задачи предупреждения столкновений судов, с помощью ЭИС можно решать и некоторые навигаци онные задачи. Так, например, если сопровождать не подвижный точечный ориентир, можно определить ско рость и курс своего судна.
На работу радиолокаторов влияет |
много |
внешних |
|||
факторов, которые |
снижают |
точность |
его |
показаний. |
|
Неблагоприятные |
гидрометеорологические |
условия |
|||
(дождь, |
грозовые |
облака, |
сильное |
волнение моря |
|
и т. д.) |
ограничивают использование |
радиолокатора |
|||
для навигационных целей. |
Так, с помощью радиоло |
катора трудно измерять расстояние до береговой линии в тех местах, где она не возвышается над уровнем мо ря. Берега, покрытые ледниками с гладкой поверх ностью, очень плохо обнаруживаются на экране. Вол нение моря создает засветку экрана, особенно на шка лах малых расстояний. Засветка иногда бывает настолько яркой, что на ее фоне могут исчезнуть отра женные сигналы даже крупных судов и т. д. У радио локатора имеются теневые секторы, которые в основ ном создаются мачтами и реже другими судовыми над стройками. Они мешают круговому обзору горизонта.
151
Перечисленные особенности радиолокации должны предостерегать судоводителя от чрезмерного доверия к судовому радиолокатору и критически относится к об щей его информации.
Известны случаи, когда из-за излишнего доверия к
радиолокаторам нарушались |
Правила |
предупреждения |
столкновений судов в море |
(ППСС), |
что, в свою оче |
редь, вело к тяжелым авариям судов. |
Так, например, |
в Атлантическом океане вблизи берегов Северной Аме рики в ночь на 25 июля 1956 г. произошло столкнове ние двух современных трансатлантических пассажирс ких судов —• итальянского «Андреа Дориа» и шведско го «Стокгольм». В результате столкновения погиб лайнер «Андреа Дориа». Из находившихся на борту 1706 человек погибло 45, а теплоход «Стокгольм» по лучил большие повреждения в носовой части.
Для облегчения опознания низменной береговой
черты, повышения |
отражающей способности неболь |
|
ших навигационных |
объектов (буи, баканы, |
вехи) на |
них устанавливают пассивные отражатели, |
представ |
|
ляющие собой небольшую многогранную |
металличе |
скую конструкцию. К недостаткам пассивных отража телей следует отнести то, что их отражающая сила иногда недостаточна для того, чтобы выделить их на фоне других сильных сигналов. Кроме того, при на блюдении пассивных отражателей можно ошибиться в их опознании.
За последние годы начали широко внедряться ак тивные радиолокационные отражатели. Их также на зывают маяками-ответчиками. Они представляют собой излучающее устройство релейного действия. Маякответчик всегда готов к работе, но в обычном состоя нии не излучает сигналов. При включении радиолока тора на судне импульсы от него попадают на такой маяк и вводят его в рабочее состояние. Маяк-ответ чик начинает работать, посылая усиленные импульсы-
152
сигналы. Чтобы избежать ошибок в опознании маякаответчика, его сигналы кодируются и на экране инди катора изображаются в виде нескольких дуг и точек.
Неблагоприятные метеорологические условия неред ко вызывают серьезные затруднения в работе многих
портов |
мира. |
Особенно сложно судам |
входить в |
порт, |
|||
если подход |
к нему |
имеет |
значительную |
протяжен |
|||
ность. |
Имеющиеся |
на судах |
радиолокаторы |
не |
могут |
||
полностью гарантировать безопасный |
подход к |
порту |
|||||
и вход в него. |
чтобы |
в условиях плохой |
видимости ус |
||||
Для |
того |
пешно провести судно к порту и поставить его к при чалу, пользуются береговыми радиолокационными станциями. Их начали применять с 1948 г., и к насто ящему времени они установлены во многих портах ми ра (Ленинград, Одесса, Гавр, Роттердам и др.).
Портовые радиолокационные станции имеют более высокую разрешающую способность, чем судовые. На их экранах изображение местности получается с мель чайшими подробностями, в более крупном масштабе и также с круговым обзором.
Если подход к порту имеет большую протяжен ность, то на берегу устанавливают несколько радиоло кационных станций. Районы обзора частично пере крывают друг друга. Это обеспечивает беспрерывную проводку судна по всему пути следования.
Между береговыми радиолокационными станциями существует связь. Для передачи сведений проводимым судам применяется радиотелефонная связь.
Методы радиолокационного судовождения совер шенствуются из года в год. В настоящее время раз рабатываются и внедряются новые типы судовых и бе
реговых радиолокаторов.
Значительно улучшилось качество судовых радио локационных станций. В них увеличилась дальность обзора, снизилась минимальная дальность действия
153
(мертвая зона), повысились разрешающие способности по расстоянию и углу, увеличился масштаб изображе ния, введена индикация истинного движения, расширил ся диапазон частот и т. д. Применяются различные уст ройства для ослабления помех от морских волн и атмос ферных осадков. Новые РЛС имеют повышенную надеж
ность в работе, а их масса |
и габариты уменьшились. |
|
В настоящее время на судах широко применяются |
||
судовые |
РЛС «Океан», |
«Дон», «Донец», «Лоция», |
«Кивач» |
и «Наяда». |
|
«Океан» имеет ряд преимуществ перед другими ра
диолокационными станциями, |
поэтому ею |
снабжают |
|
все |
крупнотоннажные суда. В |
целом она работает бо |
|
лее |
надежно и дает лучшее |
изображение |
панорамы. |
РЛС «Океан» имеет наибольшую дальность обзора 64 мили и наименьшую 50 м. Предназначена для обе спечения безопасности плавания судов в открытом мо ре, вблизи берегов, в узкостях, в условиях плохой ви димости, а также для решения задач расхождения со встречными судами. Имеет два индикатора (один из них изображен на рис. 41), в которых предусмотрена ориентация изображения по курсу и норду. В этой станции изображения могут быть в режимах относи тельного и истинного движений.
В РЛС «Океан» впервые в мировой практике судо вождения осуществлено автоматическое сопровожде ние объекта и выдача линии относительного движения, применен вычислитель и система сигнализации о появ лении объекта в заданном секторе обзора. Вычисли тель рассчитывает расстояние кратчайшего сближения с сопровождаемым судном, время следования до точки кратчайшего сближения, курс и скорость сопровожда емого судна и рекомендуемые маневры, обеспечиваю щие расхождение с ним на заданном расстоянии.
С помощью сигнализатора цели штурман в желае мом направлении, например в направлении движения
154
Рис. 41. Внешний вид индикатора РЛС «Оке ан»
судна, может установить определенную величину угла сектора с необходимым расстоянием. При появлении объекта в этом секторе на установленном расстоянии радиолокатор подает сигнал о появлении объекта, на пример судна, айсберга, берега и т. д. Такие приспо
собления |
в значительной |
степени |
облегчают |
работу |
|||
штурмана. |
|
|
|
|
|
||
го |
«Дон» устанавливают в основном на судах средне |
||||||
тоннажа. |
Наибольшая |
дальность обзора |
50 миль. |
||||
На |
судах |
малого |
тоннажа |
устанавливают радиолока |
|||
ционную |
станцию |
« Д о н е ц - 2 » . Ее |
дальность |
обзора |
|||
2 4 |
мили. |
|
|
|
|
|
|
|
Судовая |
РЛС |
«Лоция» — малогабаритная |
станция. |
Ее устанавливают на малых судах, быстроходных су дах на подводных крыльях и на судах крупного и среднего тоннажа в качестве резервной станции. Она состоит из антенны, приемопередатчика, индикатора пульта управления и блока питания. Антенна устрое
155
на в виде |
секторного рупора прямоугольного сечения |
с волноводным щелевым излучателем. |
|
Станция |
работает с повышенной надежностью. Пре |
дусмотрена |
возможность быстрой замены блоков и |
смены панелей, находящихся внутри блоков. Время за
пуска 4 мин.
РЛС «Кивач» предназначена для малотоннажных морских и рыбопромысловых судов. Радиолокаторы этого типа образуют целую серию РЛС. Надежность эксплуатации радиолокационных станций серии «Кивач» значительно повысилась за счет широкого применения полупроводниковых и высококачественных электрова куумных приборов, а также за счет введения автома
тизированного контроля их работы. |
|
||
РЛС |
«Наяда» — одна |
из самых современных стан |
|
ций. В |
настоящее время |
ее вводят |
в эксплуатацию |
на транспортных судах. |
Отличается |
высокими техни |
|
ческими |
и эксплуатационными характеристиками. |
Сигнализация на море
Морские суда оборудованы средствами внутренней и внешней сигнализации в соответствии с требованиями Правил Регистра СССР и Табелем снабжения судов морского флота. Хорошо организованная сигнальная служба, исправная и надежная работа сигнальных средств, а также умение хорошо ими пользоваться является необходимым условием безаварийного пла вания.
Сигнализацию разделяют на внутрисудовую и внеш нюю.
Внутрисудовая сигнализация предназначена для обеспечения безопасности людей, судна и груза. К ней относятся: авральная (оповещает об аврале), пожар-