Файл: Хартович, Ю. И. Вибрационный выпуск руды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перспективы применения данной схемы выпуска и до­ ставки руды в условиях действующих рудников весьма ограничены, так как широкое внедрение самоходного обору­ дования в подземных условиях при наиболее полном исполь­ зовании всех его возможностей повлечет за собой разработ­ ку новых технологических схем ведения горных работ. Для эффективной работы комплекса «вибропитатель — самоход­ ный вагон» необходимо также выполнение ряда техниче­ ских и организационных условий: 1) широкого фронта ра­ бот по выпуску руды, позволяющего полнее использовать технические возможности самоходных вагонов; 2) наличия специальных дорог, способствующих уменьшению износа шин, стоимость которых составляет до 25% общих затрат на откатку; 3) хорошей организации ремонта самоходного оборудования; 4) квалифицированного обслуживания и управления машинами *.

Более широкое применение в подземных условиях само­ ходных машин с дизельным приводом требует создания эф­ фективных методов и средств борьбы с ядовитыми продук­ тами выхлопных газов двигателей.

Каждая схема обладает своими достоинствами и недо­ статками, различными технико-экономическими показате­ лями и, безусловно, должна иметь строго обоснованную и экономически целесообразную область применения.

* Г. П. А н а н ь и н , В. А. Г о л у т в и н и др. Автомобильный транспорт при подземной разработке полезных ископаемых. М., «Недра», 1973.

Г л а в а 3

МЕТОДИКА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ВЫПУСКА И ДОСТАВКИ РУДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИБРАЦИОННЫХ МАШИН И КОНВЕЙЕРОВ

Технический прогресс неизбежно влечет за собой широ­ кое распространение сложных агрегатов и машин, интенси­ фикацию всех производственных процессов. Технический уровень сегодняшнего дня обеспечивает возможность созда­ ния поточного комплексного механизированного процесса на выпуске и доставке руды [5, 16, 23, 25, 26, 27, 45 и др.].

При комплексной механизации процесса (производства) необходимо, с одной стороны, увязать отдельные звенья (цепочки) по производительности, с другой — обеспечить вы­ сокую надежность как отдельных механизмов, так и всей механизированной системы в целом. Это означает, что горное оборудование должно работать бесперебойно в тече­ ние заранее установленного срока. Кроме этого, следует исключить возможность преждевременного выхода из строя отдельных звеньев (цепочек) механизированной линии (си­ стемы).

В общем случае под надежностью [46] понимается свой­ ство технического устройства выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой наработки.

Из-за недостаточной надежности и малого срока службы многих горных машин и оборудования расходуются боль­ шие материальные средства на изготовление повышенного количества запчастей и проведение частых ремонтов. На­ пример, затраты только на капитальный ремонт основного горно-шахтного оборудования превышают 400 млн. руб. в год по стране, что составляет 50% первоначальной стоимо­ сти этого оборудования [47].

37


Кроме того, высокая конструктивная надежность гор­ ных машин снижается при неправильной эксплуатации, т. е. при недоучете ряда эксплуатационных параметров, что приводит также к снижению технико-экономических пока­ зателей, зависящих от них.

Простои в технологической схеме выпуска и доставки руды обусловливаются авариями машин и механизмов и технологическими причинами — отбойкой руды, вторичным дроблением, монтажом секционных виброконвейеров и т. п.

Зная показатели надежности технологической схемы вы­ пуска и доставки в зависимости от технологических условий, а также надежность самих машин и механизмов, можно будет оценить надежность схемы в целом.

Под надежностью технологической схемы выпуска и доставки следует понимать способность схемы выполнять функции выпуска, доставки и погрузки с сохранением сво­ их эксплуатационных показателей в заданных пределах в течение требуемого промежутка времени или требуемой на­ работки.

Разделяя процесс выпуска и доставки руды, можно выде­ лить следующие звенья: выпуска (ЗВ), доставки (ЗД), по­ грузки (ЗП), выпуска и погрузки (ЗВП), доставки и погруз­ ки (ЗДП), переработки и разделения (ЗПР), транспорта (ЗТ). Эти звенья состоят из одной или нескольких взаимодейству­ ющих машин.

По аналогии со способами взаимодействия между от­ дельными звеньями технологических комплексов на карь­ ерах [48] способы взаимодействия между звеньями схемы выпуска и доставки могут быть следующие:

1.Непосредственный, когда существует жесткая зависи­ мость между смежными звеньями схемы, например, взаи­ модействие вибропитателя (ЗВ) с конвейером (ЗД).

2.Взаимодействие через промежуточный склад. При этом способе отсутствует непосредственная зависимость меж­ ду смежными звеньями схемы, вследствие чего они могут работать определенное время самостоятельно без сниже­ ния производительности. Такое взаимодействие наблю­

дается при разгрузке конвейера (ЗД) в рудоспуск и ра­ боте питателя на погрузке руды в вагоны (ЗП) из рудо­ спуска.

3. Взаимодействие как процесс обслуживания. Этот спо­ соб аналогичен непосредственному способу взаимодействия, однако принципиально отличается от него тем, что процесс взаимодействия прерывен и имеет характер обслуживания требований, поступающих через некоторые промежутки времени. Примером может служить взаимодействие звень-

38


■ев погрузки и звена транспорта, а также звена доставки и погрузки и звена транспорта.

Анализ различных способов взаимодействия звеньев имеет первостепенное значение при оценке эффективности технологической схемы. Поэтому структуру схемы необхо­ димо рассматривать как сочетание различных способов взаимодействия звеньев. Надежность технологической схе­ мы выпуска и доставки руды следует оценивать рядом ос­ новных критериев: Т — наработка на отказ; Т в— время вос­

становления; К г— коэффициент

готовности; P(t)— веро­

ятность безотказной работы в

течение требуемого време­

ни t [49].

Рассмотрим эти критерии для каждой технологической схемы, соблюдая следующие условия: площади панелей для каждой схемы равны, длина их 50 м и ширина 10 м, отказы по причине звена транспорта отсутствуют, выход негабарита при сравниваемых схемах одинаков.

Поскольку в технологических схемах с торцовым и пло­ щадным выпуском руды на одну и ту же площадь прихо­ дится различное количество цепочек, то для сравнительной оценки их функционирования можно использовать коэффи­ циент технической эффективности [48] :

W(t)

Е =

где Wmax(£)=Qmax't— максимальный объем производства за

время t;

производительность

Qmax— максимальная

схемы;

W(t)— размерная совокупность объема про­ изводства за время t

Зная математическое ожидание коэффициента техниче­

ской эффективности Е, можно определить среднюю ожидае­ мую производительность схемы

Q = Q m ax- Е .

( ! )

Надежность технологических схем выпуска и доставки руды без взаимодействия звеньев через промежуточный склад

Схема с торцовым выпуском руды (см. рис. 9) имеет та­ кую структуру: звено выпуска — звено доставки и погруз­ ки — звено транспорта. Способ взаимодействия ЗВ и ЗДП—

39



непосредственный, а ЗДП и ЗТ — как процесс обслужива­ ния. ЗВ и ЗДП обслуживаются соответственно вибропитате­ лем ВП-2 и вибрационным секционным конвейером ВР-80 конструкции ВНИИЦветмета. Массив руды обрушается слоями. После отбойки и выпуска руды из слоя секция конвейера демонтируется и вибропитатель передвигается.

Отказом технологической схемы выпуска и доставки руды следует считать любой отказ в схеме, вызывающий остановку вибропитателя, т. е. перерыв в работах по погруз­ ке руды. В пределах одной выемочной панели за время ее отработки число отказов, которое может иметь схема, равно

 

L—1л

у

(2)

 

Ял»у----

 

 

i=i

 

L—l„

= К 1— количество

отказов,

связанных с де­

где — —

*сек

монтажом

конвейера и передвижкой

 

 

питателя;

 

 

 

L— длина панели;

 

 

ZceK— длина секции конвейера;

 

ит— длина вибропитателя;

 

К

 

 

 

Яг = Язв +

Я3дп,

 

 

i = l

 

 

Язв,

я3дп— количество

отказов

звена, не завися­

 

щих от причин, названных выше;

 

К — количество звеньев.

 

Среднее время работы схемы между двумя отказами (на­ работка на отказ)составляет

где V — скорость подвигания забоя

выпуска, м/сменуг

м/сутки.

связано с показате­

Время восстановления схемы Т в сх

лями восстановления отдельных звеньев T Bi и временем перемонтажа оборудования Г мон

40