ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Многообразие горно-геологических условий,, присущее Риддер-Сокольному месторождению, предполагает с целью совершенствования технологии выпуска и доставки руды на основе применения вибрационной техники возможное ис пользование следующих схем:
А. Торцовый выпуск: 1) вариант со структурой «вибро питатель — виброконвейер — транспорт» (рис. 9); 2) вари ант со структурой «вибропитатель — виброконвейер — виб рогрохот — рудоспуск — вибропитатель — транспорт»
(рис. 10).
Б. Площадной выпуск: 1) вариант со структурой «виб ропитатель— транспорт» (рис. 11); 2) вариант со структу рой «вибропитатель — конвейер — виброгрохот — рудо спуск— вибропитатель — транспорт» (рис. 12); 3) вариант
5
Рнс. 12. Технологическая схема площадного вы пуска и доставки руды со структурой «вибропнтатель (1) — конвейер (2) — виброгрохот (3) —
рудоспуск (4) — вибропитатель (5) — транспорт
(б)».
со структурой «вибропитатель — самоходный вагон — виб рогрохот — рудоспуск — вибропитатель — транспорт»
(рис. 13).
В схемах с торцовым выпуском руды в качестве вибро питателей используются механизмы ВП-П конструкции ВНИИЦветмета или ВПН-2 (конструкции НИПИГОРМАШа),
а на доставке руды — вибрационные |
конвейеры |
ВР-100, |
ВУР-80 (конструкции ВНИИЦветмета) |
или ВКВ-2, |
ВКВ-3 |
(конструкции НИПИГОРМАШа). |
руды применяются |
|
В схемах с площадным выпуском |
||
вибрационные установки ВДПУ-4ТМ |
(конструкции ИГД |
СО АН СССР), а на доставке — безрамный ленточный кон вейер (конструкции ИГД АН КазССР и ЛПК) или пластин чатые конвейеры, а также самоходные вагоны.
А — 1. Вариант схемы с торцовым выпуском руды со структурой «вибропитатель — виброконвейер — транспорт
30
(бункер — поезд)» может употребляться для отработки кру топадающих рудных тел (а=70—90°) со средней мощностью 5— 10 м, выклинивающихся на уровне откаточного гори зонта и расположенных между откаточными выработками..
Рис. 13. Технологическая схема выпуска и дос тавки руды со структурой «вибропитатель (1)— самоходный вагон (2)— виброгрохот (3) — ру доспуск (4)— вибропитатель (5)— транспорт (6)».
А — 2. Вариант схемы торцового выпуска со структурой: «вибропитатель — виброконвейер — виброгрохот — рудо спуск— вибропитатель — транспорт» рекомендуется при: разработке крутопадающих рудных тел со средней мощно стью 5— 10 м, расположенных выше выработок откаточных горизонтов.
Достоинствами этих вариантов являются малый объем подготовительно-нарезных работ, высокая производитель ность труда на выпуске и доставке, возможность создания циклично-поточной технологии выпуска и доставки.
К недостаткам относятся чередование отбойки руды с выпуском и доставкой, необходимость применения в ком плексе с вибропитателем только секционного конвейера, нестационарное положение оборудования и необходимость . наличия специальных механизмов для передвижения виб ропитателя из-под завала, высокая трудоемкость монтажа оборудования вследствие большого веса применяемых меха низмов, трудность проветривания тупиковой доставочной
выработки. |
руды, |
|
Б — 1. |
Вариант схемы с площадным выпуском |
|
имеющий |
структуру «вибропитатель — транспорт», |
при |
меняется при разработке горизонтальных и крутопадающих рудных тел мощностью 10 ж и более при их расположении на уровне откаточного горизонта.
Достоинствами этого варианта являются низкий объем подготовительно-нарезных выработок, высокая производи тельность труда рабочего на выпуске, удовлетворительное проветривание рабочих мест, отсутствие промежуточного
31’
средства механизации между вибропитателем и транспор том.
Этот вариант, по предложению ИГД АН КазССР, в 1965 г. прошел испытания на шахте «Скиповая» (ныне руд ник Риддерский). Подготовка опытной панели осуществле на откаточным ортом и тремя выпускными окнами, в ко торых были уложены виброустановки типа ВДПУ-5Т [30].
Б — 2. Вариант схемы со структурой «вибропитатель ■—• конвейер — виброгрохот — рудоспуск — вибропитатель — транспорт» рекомендуется к применению при разработке мощных рудных тел с углом падения 0°— (25— 30°), а также больше 60°, имеющих длину по простиранию 50 ж и более.
В последние годы на рудниках Советского Союза как средство забойной доставки руды при системах разработки с выпуском через днища испытывались конвейеры различ ной конструкции — цепные, пластинчатые, вибрационные. Применение ленточных конвейеров для забойной доставки ограничено рядом трудностей. При транспортировании тя желых абразивных руд лента и линейные роликоопоры ленточных конвейеров испытывают динамические (ударные) нагрузки, в особенности на погрузочных пунктах. В резуль тате срок службы ленты и роликоопор резко сокращается [41]. Другой причиной, сдерживающей использование ленточных конвейеров, является сложность получения при массовой отбойке оптимальной кусковатости руды.
При массовой отбойке руды на рудниках Риддер-Соколь- ного месторождения во взорванной массе имеется 75—80% материала крупностью менее 400 мм. Исследованиями, про веденными ИГД МЧМ СССР, установлено, что такой мате риал пригоден для транспортирования ленточными конвей ерами без дополнительного механического дробления [42]- Опыт эксплуатации ленточных конвейеров на отечествен ных и зарубежных рудниках показывает, что при транспор тировании горной массы, содержащей крупные куски, лента быстро выходит из строя из-за действия на нее значитель ных динамических нагрузок. Наиболее опасным местом у конвейера, с этой точки зрения, является пункт загрузки.
Для успешной работы конвейера необходимо обеспе чить оптимальные условия погрузки руды на конвейерную ленту. Руда на конвейер должна подаваться с равномерной’ скоростью, по величине равной или меньшей скорости дви жения ленты. Чтобы устранить перемещение руды в направ лении, поперечном движению ленты, нужно максимально приближать разгрузочный конец питателя к поверхности грузонесущего органа конвейера. Кроме этого, требуется разде
32
лить слой груза так, чтобы крупные «уски поступали не посредственно не на ленту, а на подстилающую подушку из мелких частиц. В этом случае энергия удара падающего куска частично гасится за счет упругих свойств мелкой фракции материала и способности частиц подсыпки к вза имному перемещению, а также расходуется на разруше ние их хрупких граней. С увеличением слоя подсыпки наблюдается снижение ударной нагрузки падающего куска в результате уменьшения пути его падения до поверхности подсыпки [43].
Одним из методов разделения потока по фракциям явля ется использование вибрационных питателей. Практика применения виброустановок и лабораторные исследования вибровыпуска показывают, что непосредственно по вибро площадке перемещаются мелкие куски, а на них крупные. Подбором частоты колебаний виброплощадки устанавлива
ется скорость движения материала, по величине |
меньшая |
скорости движения ленты. |
ленточный |
В ИГД АН КазССР разработан безрамный |
|
конвейер — аналог конвейера на канатном ставе |
[44]. Кон |
вейер состоит из приводной и натяжной станций, двух ка натов, натянутых через козлы и подвешенных к кровле вы работки. Они образуют несущую конструкцию для роликоопор конвейера (рис. 14). Необходимое натяжение канатов обеспечивается с помощью стяжных муфт, которые одним концом крепятся к анкерным болтам, а другим — к канату. Чтобы предотвратить провисание канатов при большой дли не конвейера, их через 4-—-5 м подвешивают цепями к анкерным болтам, закрепленным в кровле выработки. Роликоопоры рабочей ветви собирают в гирлянды, которые подвешивают через 0,6 м крючьями к несущим канатам. Поддерживающими роликоопорами служат ролики ДРП, подвешиваемые на цепях на расстоянии 3 м друг от друга.
В местах погрузки руды на конвейер для смягчения ударных нагрузок предусматривается также подвеска роликоопор рабочей ветви через 0,3 м, а ролики футеруются ре зиновыми кольцами. Чтобы устранить значительный прогиб
ленты и придать ей необходимую желобчатую |
форму, |
к |
несущим канатам подвешивают рессоры. |
|
|
Основные технические данные конвейера: |
длина — |
|
40—60 м, высота — 1 м, ширина ленты — 900— 1000 мм, |
ма |
|
териал ленты — бельтинг 820, количество прокладок — 8, |
скорость ленты — 1 м/сек, мощность электродвигателя — 10 кет, производительность — 400— 600 т/час.
Основными достоинствами конвейера я е л я ю т с я значи тельное снижение металлоемкости конструкции (на 30—
3—160 |
33 |
N И
Загрузочное устройство
40% по сравнению с ленточными конвейерами на жестком ставе), уменьшение динамических нагрузок на ролики и ленту как в местах погрузки, так и на линейных секциях, возможность замены подвесной роликоопоры без остановки конвейера. Кроме этого, конвейер почти не требует нивели рования почвы выработки.
Недостатки конструкции следующие: при переходе гру за через роликоопоры увеличивается коэффициент сопро тивления движению вследствие дополнительного деформи рования ленты; в случае неравномерной продольной загруз ки ленты может быть нарушена плавность ее движения.
Первый из недостатков может быть устранен соответст вующим выбором конструктивных параметров конвейера, а второй — обеспечением благоприятных условий погрузки руды на ленту в результате применения вибрационных пи тателей.
Достоинствами рассматриваемой схемы выпуска и до ставки руды являются повышение производительности тру да на выпуске и доставке до 1000 т/смену и более; наличие аккумулирующей емкости, что способствует повышению коэффициента использования оборудования; простота конструкций и стационарное положение оборудования в течение всего периода выпуска руды; возможность создания
поточной технологии выпуска |
и доставки руды; удовле |
творительное проветривание рабочих мест. |
|
Б — 3. Вариант схемы со структурой «вибропитатель — |
|
самоходный вагон — виброгрохОт — рудоспуск — вибропи |
|
татель — транспорт» может |
применяться при отработке |
мощных рудных тел с любым углом падения и небольшой длиной по простиранию (менее 50 м).
Организация работ по этой схеме такова, что один са моходный вагон работает в одной доставочной выработке по принципу челнока и обслуживает все вибропитатели.
Достоинствами схемы являются высокая производитель ность труда на выпуске и доставке, превышающая произво дительность скреперной доставки в 3— 4 раза, наличие аккумулирующей емкости, способствующей повышению ко эффициента использования оборудования, а также возмож ность использования самоходных вагонов как средства до ставки породы при проведении горных выработок.
К недостаткам схемы относятся несколько повышенный объем подготовительных работ, обусловленный необходимо стью проведения дополнительных выработок для переме щения самоходного вагона в выработки доставки, а также увеличение сечения доставочных выработок и ухудшение условий проветривания в случае использования оборудова ния с дизельным приводом.
35