Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

I

+

pQ2 дгд

<30дг о(R + г) dz -f- 2Qp (/п

cos а п+

 

 

_j_

62i>„

(5.29)

 

 

/ ---------- П sin а 0) — О,

 

 

^

е ozdt

 

где щ,

— перемещения соответственно в направлении осей £ и тр

Связь изгибных, крутильных и продольных колебаний в дан­ ном случае имеет место только за счет влияния кориолисовых сил. В уравнениях эту связь отражают члены, содержащие первые про­ изводные по времени. Если при изгибных колебаниях перемеще­ ния изменяются во времени по

закону

щ = н0 (г)

sin юt\ vn =

=

(г)

cos со t, то

крутильные

и продольные перемещения сог­ ласно уравнениям (5.26) — (5.29) должны изменяться по закону

0 = 0О(z) cos со t\w — w0(z) cos со t.

Таким образом, кориолисовы силы вызывают сдвиг фаз между изгибными, крутильными и про­ дольными колебаниями на п/2.

Если главная ось поперечного сечения £ параллельна оси вра­ щения (а0 = 0), то система урав­ нений (5.26) — (5.29) распадается на две независимые системы. Уравнения (5.26) — (5.27) описы­ вают изгибно-продольные коле­ бания, причем изгиб происходит

в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Уравнения (5.28), (5.29) описывают изгибно-крутильные колебания с изгибом в плос­ кости, переходящей через ось вращения.

На частоты и формы свободных колебаний кориолисовы силы оказывают слабое влияние. На рис. 46 штриховыми линиями по­ казано изменение относительных собственных частот изгибных и продольных колебаний стержня при учете только центробежных сил, сплошными — изменение относительных частот изгибно-про- дольных колебаний при учете как центробежных, так и кориолисо­ вых сил. Частота колебаний и скорость вращения отнесены к соб­ ственной частоте изгибных колебаний невращающегося стержня в плоскости, перпендикулярной к оси вращения сои. Частота про­ дольных колебаний невращающегося стержня принята в 10 раз

больше cdu.

Отношение

R/1 — 0,875.

Связь

возникает

между

изгибными и продольными колебаниями одного

и того

же

тона.

Расчеты

показывают,

что меньшая

собственная частота

изгиб-

но-продольных колебаний

снижается в результате

влияния

кориоли­

166


совых сил, так как они действуют в одной фазе с силами инерции при колебаниях. При большей частоте совместных колебаний корио­ лисовы силы действуют в противофазе с силами инерции при коле­ баниях и вызывают повышение частоты.

Г Кривые влияния кориолисовых сильна собственные частоты изгибно-крутильных колебаний представлены на рис. 47 и 48. Все частоты и угловая скорость вращения отнесены к собственной частоте изгибных колебаний в плоскости, проходящей через ось

Рис. 47. Рис. 48.

вращения, со*. В данном случае принято R/1 = 1,25. Штрих-пунк­ тирными линиями показано изменение частоты изгибных колебаний, а штриховыми — изменение частоты крутильных колебаний под влиянием только центробежных сил. Сплошными линиями показа­ но изменение частот изгибно-крутильных колебаний при учете центробежных и кориолисовых сил. Графики построены для раз­

личных значений отношения главных моментов инерции р, =

1Х11У

и параметра у = кГу/l, где %— корни характеристического

урав-

j / ~ -у- — радиус инерции поперечного сечения. Для

большей наглядности значения параметров у и Q/co* на графиках взяты гораздо большими, чем это имеет место в реальных случаях.

Связь возникает между изгибными и крутильными колебания­ ми одного и того же тона. В случае, когда крутильные и изгибные колебания невращающегося стержня связаны вследствие несим-

метрии поперечного сечения, сдвиг фаз между ними

равен нулю.

Если такой стержень вращается, то сдвиг

фаз

отличен от нуля,

но

меньше л /2.

 

 

 

 

На рис. 49 показано изменение сдвига

фаз

между

изгибными

и

крутильными колебаниями стержня по

первому

и второму

<р2 тону в зависимости от изменения расстояния между центром масс и центром изгиба поперечного сечения В рассмотренном случае

167


частота парциальных крутильных колебаний в два раза превышает

частоту парциальных

изгибных

колебаний

сои,

угол

установки

стержня

а 0 = я/З, отношение

R/1 = 1,25,

I^/h

= 0,

Q/g>„ = 1,

rl = K /F

— полярный

радиус

инерции

поперечного

сечения

стержня.

 

 

 

 

 

 

При свободных колебаниях сдвиг фаз между различными вида­ ми деформаций приводит к изменению суммарных напряжений. Если напряжения az определяются по формуле (5.25), то сдвиг фаз между изгибающими моментами Мс, М ц, крутящим моментом Ме и про­ дольной силой Р 2 приводит к измене­ нию напряжений в каждый момент

времени.

Наибольший интерес представляет учет сдвига фаз при колебаниях стержня в потоке, когда на него дейст­ вуют переменные аэродинамические силы (5.16), которые зависят от пере­ мещений, их скоростей и ускорений. Следует отметить, что угловое переме­ щение 0 определяет мгновенный угол атаки профиля в потоке. Сдвиг фаз между различными перемещениями из­ меняет значение переменных аэроди-

Рис. 49. намических сил и моментов в каж­ дый момент времени и, следователь­

но, влияет на критическую скорость флаттера.

Для исследования влияния кориолисовых сил на динамическую устойчивость стержня в потоке силы аэродинамического демпфиро­ вания могут быть определены согласно классической теории изгиб- но-крутильного флаттера, которая используется, в частности, в задачах о флаттере воздушных винтов [32, 40, 50]. На основании гипотезы стационарности потока при безотрывном обтекании профи­ ля сжимаемым потоком коэффициенты в выражениях (5.16) для аэродинамических сил следует принять в виде

м< O'

 

PnVM

 

II

 

 

 

 

<?» = -

 

 

 

 

а

II

- ^ P n V r f i ,

:

сч

 

 

 

р|^СО

л *

= -

аз

вч

 

 

1

 

 

 

d 2 =

 

 

дСт

о V Ь2

 

 

 

 

Pnvau >

0*

- Q A ,

Qh=- - - Q 2Р,

Н4 = ■ w n,

~я 2р,

ДI = ■DtVп,

16 8


D* = - D , b { - 1— A .

16 SCm

Ds = D&,

Qi= Q3= Qe~ Q7= Q9~

Я1 = H3 = Я 6 я 7 = я 9 = о,

Di —D3De D1 —: D9 — 0, 9/ = О, /I/ = 0, dy 0.

Здесь ]/п — скорость потока с учетом вращения стержня; р — угол атаки между направлениями скорости Vn и осью с; рп — плотность потока; b — величина хорды поперечного сечения; — проекция расстояния от входной кромки до центра изгиба профиля на ось- |; Су — коэффициент подъемной силы; Ст— коэффициент момента подъемной силы. Для потока идеальной несжимаемой жидкости дСу/д$ — л. На практике эта величина обычно определяется экспе­ риментально при продувке профиля и всегда меньше я:

дСт _

дСу

дСт0

l„

1

ф

ф L

дСу

b

\

где Ст0 — коэффициент

момента

подъемной

силы относительно

передней кромки; дСто/дСу определяется при продувке и колеблется

в пределах (—0,23)

(— 0,27).

Аэродинамические

силы также вызывают связь изгибных и

крутильных колебаний и сдвиг фаз между ними. При наличии других видов связи между колебаниями величина сдвига фаз изменяется. Поэтому критическая скорость флаттера оказывается чувствитель­ ной к изменению всех параметров, определяющих связь различных видов колебаний стержня.

Влияние различных факторов на критическую скорость флат­ тера рассмотрим на примере стержня с такими характеристиками

сечения: F

=

1 см2; Д = 0,01

сж4; /л =

0,2395 сж4; /р = 0,252 см*;

Id = 0,0394

сж4; = 0,0442

см6; b

= 3,75

см;

£0 = 1,7 см.

Логарифмический декремент затухания в материале б =

0,0025; аэро­

динамические

коэффициенты

профиля

дСу/д$ =

2,85,

дСто/дСу =

= —0,25.

 

 

 

 

 

 

На рис. 50, а показано влияние на критическую скорость флат­

тера VK инерционной связи изгибных

и крутильных

колебаний в

результате изменения расстояния между центром масс и центром из­

гиба поперечного сечения, проекции которого

равны £s,

r)s.

Вели­

чина

VKi соответствует значению 6S = ts/gs]

=

ry'Tpi = 1,

где £si ==

=

0,15

см;

r]sl =

— 0,05 см. Полярно-осевые

моменты инерции при

этом

/|г =

1ЦГ

=

0, угловая

скорость

вращения

стержня

И =

=

2,22

сои, где

сов — первая

собственная

частота

изгибных

коле­

баний

 

незакрученного стержня при б5

=

0.

Инерционная

связь

вызывает в данном случае некоторое повышение критической ско­ рости.

169


Влияние на критическую скорость деформационной связи меж­ ду изгибом и кручением в результате изменения величины полярно­ осевого момента hr при начальной закрутке стержня на угол а, =

= л /6 представлено на рис.

50,

б.

Инерционная связь в данном слу­

чае

не учитывается

=

r|s

=

0. Значение VK\

соответствует

5, =

h r /h r .i = 1» h r .i ~

—0,0055

см5. Вследствие

деформацион­

ной связи критическая скорость флаттера снижается.

 

В случае одновременного увеличения инерционной и деформа­

ционной связи

различных видов колебаний, когда параметры 6S и

изменяются

одинаково,

критическая

скорость

снижается

(рис. 50, е). При этом VKi

соответствует

значениям

параметров

6S

=

= 1.

показано изменение VK в зависимости

 

 

На

рис. 51

от скорости

вращения при учете только центробежных сил (штриховые линии) и при учете центробежных и кориолисовых сил (сплошные линии). Критическая скорость флаттера невращающегося стержня обозна­ чена Vko- При отсутствии начальной закрутки a t = 0, Ss = 1 и, следовательно, деформационной связи колебаний кориолисовы силы несколько повышают критическую скорость VK(рис. 51, а). При начальной закрутке на угол щ = я /6, 6. = 1, 8, = 1 корио­ лисовы силы снижают критическую скорость флаттера (рис. 51, б).

Рис.

51,

в соответствует случаю, когда значение hr было увеличено

в 5

раз

(8, = 5).

Если

учесть нестационарность аэродинамических сил, дейст­

вующих на стержень в несжимаемом потоке [7, 58, 69], то выраже­

но