Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
I
+ |
pQ2 дгд |
<30дг о„ (R + г) dz -f- 2Qp (/п |
■cos а п+ |
|
|
|
_j_ |
62i>„ |
(5.29) |
|
|
/ ---------- П sin а 0) — О, |
||
|
|
^ |
е ozdt |
|
где щ, |
— перемещения соответственно в направлении осей £ и тр |
Связь изгибных, крутильных и продольных колебаний в дан ном случае имеет место только за счет влияния кориолисовых сил. В уравнениях эту связь отражают члены, содержащие первые про изводные по времени. Если при изгибных колебаниях перемеще ния изменяются во времени по
закону |
щ = н0 (г) |
sin юt\ vn = |
|
= |
(г) |
cos со t, то |
крутильные |
и продольные перемещения сог ласно уравнениям (5.26) — (5.29) должны изменяться по закону
0 = 0О(z) cos со t\w — w0(z) cos со t.
Таким образом, кориолисовы силы вызывают сдвиг фаз между изгибными, крутильными и про дольными колебаниями на п/2.
Если главная ось поперечного сечения £ параллельна оси вра щения (а0 = 0), то система урав нений (5.26) — (5.29) распадается на две независимые системы. Уравнения (5.26) — (5.27) описы вают изгибно-продольные коле бания, причем изгиб происходит
в плоскости, перпендикулярной оси вращения. Уравнения (5.28), (5.29) описывают изгибно-крутильные колебания с изгибом в плос кости, переходящей через ось вращения.
На частоты и формы свободных колебаний кориолисовы силы оказывают слабое влияние. На рис. 46 штриховыми линиями по казано изменение относительных собственных частот изгибных и продольных колебаний стержня при учете только центробежных сил, сплошными — изменение относительных частот изгибно-про- дольных колебаний при учете как центробежных, так и кориолисо вых сил. Частота колебаний и скорость вращения отнесены к соб ственной частоте изгибных колебаний невращающегося стержня в плоскости, перпендикулярной к оси вращения сои. Частота про дольных колебаний невращающегося стержня принята в 10 раз
больше cdu. |
Отношение |
R/1 — 0,875. |
Связь |
возникает |
между |
|
изгибными и продольными колебаниями одного |
и того |
же |
тона. |
|||
Расчеты |
показывают, |
что меньшая |
собственная частота |
изгиб- |
||
но-продольных колебаний |
снижается в результате |
влияния |
кориоли |
166
совых сил, так как они действуют в одной фазе с силами инерции при колебаниях. При большей частоте совместных колебаний корио лисовы силы действуют в противофазе с силами инерции при коле баниях и вызывают повышение частоты.
Г Кривые влияния кориолисовых сильна собственные частоты изгибно-крутильных колебаний представлены на рис. 47 и 48. Все частоты и угловая скорость вращения отнесены к собственной частоте изгибных колебаний в плоскости, проходящей через ось
Рис. 47. Рис. 48.
вращения, со*. В данном случае принято R/1 = 1,25. Штрих-пунк тирными линиями показано изменение частоты изгибных колебаний, а штриховыми — изменение частоты крутильных колебаний под влиянием только центробежных сил. Сплошными линиями показа но изменение частот изгибно-крутильных колебаний при учете центробежных и кориолисовых сил. Графики построены для раз
личных значений отношения главных моментов инерции р, = |
1Х11У |
и параметра у = кГу/l, где %— корни характеристического |
урав- |
j / ~ -у- — радиус инерции поперечного сечения. Для
большей наглядности значения параметров у и Q/co* на графиках взяты гораздо большими, чем это имеет место в реальных случаях.
Связь возникает между изгибными и крутильными колебания ми одного и того же тона. В случае, когда крутильные и изгибные колебания невращающегося стержня связаны вследствие несим-
метрии поперечного сечения, сдвиг фаз между ними |
равен нулю. |
|||
Если такой стержень вращается, то сдвиг |
фаз |
отличен от нуля, |
||
но |
меньше л /2. |
|
|
|
|
На рис. 49 показано изменение сдвига |
фаз |
между |
изгибными |
и |
крутильными колебаниями стержня по |
первому |
и второму |
<р2 тону в зависимости от изменения расстояния между центром масс и центром изгиба поперечного сечения В рассмотренном случае
167
частота парциальных крутильных колебаний в два раза превышает
частоту парциальных |
изгибных |
колебаний |
сои, |
угол |
установки |
|
стержня |
а 0 = я/З, отношение |
R/1 = 1,25, |
I^/h |
= 0, |
Q/g>„ = 1, |
|
rl = K /F |
— полярный |
радиус |
инерции |
поперечного |
сечения |
|
стержня. |
|
|
|
|
|
|
При свободных колебаниях сдвиг фаз между различными вида ми деформаций приводит к изменению суммарных напряжений. Если напряжения az определяются по формуле (5.25), то сдвиг фаз между изгибающими моментами Мс, М ц, крутящим моментом Ме и про дольной силой Р 2 приводит к измене нию напряжений в каждый момент
времени.
Наибольший интерес представляет учет сдвига фаз при колебаниях стержня в потоке, когда на него дейст вуют переменные аэродинамические силы (5.16), которые зависят от пере мещений, их скоростей и ускорений. Следует отметить, что угловое переме щение 0 определяет мгновенный угол атаки профиля в потоке. Сдвиг фаз между различными перемещениями из меняет значение переменных аэроди-
Рис. 49. намических сил и моментов в каж дый момент времени и, следователь
но, влияет на критическую скорость флаттера.
Для исследования влияния кориолисовых сил на динамическую устойчивость стержня в потоке силы аэродинамического демпфиро вания могут быть определены согласно классической теории изгиб- но-крутильного флаттера, которая используется, в частности, в задачах о флаттере воздушных винтов [32, 40, 50]. На основании гипотезы стационарности потока при безотрывном обтекании профи ля сжимаемым потоком коэффициенты в выражениях (5.16) для аэродинамических сил следует принять в виде
м< O' |
— |
|
PnVM |
||
|
II |
|
|
|
|
<?» = - |
|
|
|
|
|
а |
II |
- ^ P n V r f i , |
|||
: |
сч |
|
|
|
р|^СО |
л * |
= - |
аз |
вч |
||
|
|
1 |
|
|
|
d 2 = |
|
|
дСт |
о V Ь2 |
|
|
|
|
|
<ф |
Pnvau > |
0* |
- Q A , |
Qh=- - - Q 2Р,
Н4 = —■ w n,
~я 2р,
ДI = —■DtVп,
16 8
D* = - D , b { - 1— A .
16 SCm
Ds = D&,
Qi= Q3= Qe~ Q7= Q9~
Я1 = H3 = Я 6 я 7 = я 9 = о,
Di —D3 — De —D1 —: D9 — 0, 9/ = О, /I/ = 0, dy 0.
Здесь ]/п — скорость потока с учетом вращения стержня; р — угол атаки между направлениями скорости Vn и осью с; рп — плотность потока; b — величина хорды поперечного сечения; — проекция расстояния от входной кромки до центра изгиба профиля на ось- |; Су — коэффициент подъемной силы; Ст— коэффициент момента подъемной силы. Для потока идеальной несжимаемой жидкости дСу/д$ — л. На практике эта величина обычно определяется экспе риментально при продувке профиля и всегда меньше я:
дСт _ |
дСу |
дСт0 |
l„ |
1 |
ф |
ф L |
дСу |
b |
\ ’ |
где Ст0 — коэффициент |
момента |
подъемной |
силы относительно |
передней кромки; дСто/дСу определяется при продувке и колеблется
в пределах (—0,23) |
(— 0,27). |
Аэродинамические |
силы также вызывают связь изгибных и |
крутильных колебаний и сдвиг фаз между ними. При наличии других видов связи между колебаниями величина сдвига фаз изменяется. Поэтому критическая скорость флаттера оказывается чувствитель ной к изменению всех параметров, определяющих связь различных видов колебаний стержня.
Влияние различных факторов на критическую скорость флат тера рассмотрим на примере стержня с такими характеристиками
сечения: F |
= |
1 см2; Д = 0,01 |
сж4; /л = |
0,2395 сж4; /р = 0,252 см*; |
||
Id = 0,0394 |
сж4; 1Г = 0,0442 |
см6; b |
= 3,75 |
см; |
£0 = 1,7 см. |
|
Логарифмический декремент затухания в материале б = |
0,0025; аэро |
|||||
динамические |
коэффициенты |
профиля |
дСу/д$ = |
2,85, |
дСто/дСу = |
|
= —0,25. |
|
|
|
|
|
|
На рис. 50, а показано влияние на критическую скорость флат |
||||||
тера VK инерционной связи изгибных |
и крутильных |
колебаний в |
результате изменения расстояния между центром масс и центром из
гиба поперечного сечения, проекции которого |
равны £s, |
r)s. |
Вели |
||||||||||
чина |
VKi соответствует значению 6S = ts/gs] |
= |
ry'Tpi = 1, |
где £si == |
|||||||||
= |
0,15 |
см; |
r]sl = |
— 0,05 см. Полярно-осевые |
моменты инерции при |
||||||||
этом |
/|г = |
1ЦГ |
= |
0, угловая |
скорость |
вращения |
стержня |
И = |
|||||
= |
2,22 |
сои, где |
сов — первая |
собственная |
частота |
изгибных |
коле |
||||||
баний |
|
незакрученного стержня при б5 |
= |
0. |
Инерционная |
связь |
вызывает в данном случае некоторое повышение критической ско рости.
169
Влияние на критическую скорость деформационной связи меж ду изгибом и кручением в результате изменения величины полярно осевого момента hr при начальной закрутке стержня на угол а, =
= л /6 представлено на рис. |
50, |
б. |
Инерционная связь в данном слу |
|||
чае |
не учитывается |
= |
r|s |
= |
0. Значение VK\ |
соответствует |
5, = |
h r /h r .i = 1» h r .i ~ |
—0,0055 |
см5. Вследствие |
деформацион |
ной связи критическая скорость флаттера снижается.
|
В случае одновременного увеличения инерционной и деформа |
|||||
ционной связи |
различных видов колебаний, когда параметры 6S и |
|||||
6Г |
изменяются |
одинаково, |
критическая |
скорость |
снижается |
|
(рис. 50, е). При этом VKi |
соответствует |
значениям |
параметров |
|||
6S |
= |
= 1. |
показано изменение VK в зависимости |
|
||
|
На |
рис. 51 |
от скорости |
вращения при учете только центробежных сил (штриховые линии) и при учете центробежных и кориолисовых сил (сплошные линии). Критическая скорость флаттера невращающегося стержня обозна чена Vko- При отсутствии начальной закрутки a t = 0, Ss = 1 и, следовательно, деформационной связи колебаний кориолисовы силы несколько повышают критическую скорость VK(рис. 51, а). При начальной закрутке на угол щ = я /6, 6. = 1, 8, = 1 корио лисовы силы снижают критическую скорость флаттера (рис. 51, б).
Рис. |
51, |
в соответствует случаю, когда значение hr было увеличено |
в 5 |
раз |
(8, = 5). |
Если |
учесть нестационарность аэродинамических сил, дейст |
вующих на стержень в несжимаемом потоке [7, 58, 69], то выраже
но