Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

бкр.йых

с учетом затуханий токов к. з. штриховыми линиями, с учетом зату­ ханий токов к. з. и демпфирования в механической системе — штрих-пунктирными линиями. Логарифмический декремент коле­ баний системы принят равным 0,3. Эта величина приближенно получена в результате эксперимента, поставленного на натурном турбоагрегате. Графики наглядно иллюстрируют влияние различ­ ных видов затуханий на величину максимальных напряжений в лопатках. Приведенные расчеты соответствуют наиболее тяжелому, с точки зрения воздействия на механическую си.тему, режиму трех­ фазного к. з. на шинах генератора.

Г л а в а п я т а я

ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОТОКА НА КОЛЕБАНИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ СТЕРЖНЕЙ

Метод расчета динамической устойчивости вращающихся стержней в потоке

Поток, обтекающий стержень с определенной скоростью, может вызвать динамическую потерю устойчивости. На критическую ско­ рость потока при этом существенно влияет закрутка стержня и гео­ метрическая форма его сечения, а также эффект вращения стержня. Вращающийся закрученный стержень может служить математи­ ческой моделью воздушного вин­ та и рабочей лопатки осевых турбомашин и компрессоров. В последнем случае аэродинамичес­ кие силы определяются для ре­ шетки рабочих лопаток [18, 41].

Рассмотрим единичный зак­ рученный стержень несимметрич­ ного переменного поперечного сечения. На рис. 44 показаны системы координат, в которых рассматривается стержень, и тре­ угольники скоростей набегающе­ го потока. Через xyz обозначена прямоугольная правая система координат, вращающаяся вместе со стержнем, с началом в центре масс корневого сечения О. Ось х параллельна оси вращения, ось z направлена по радиусу от оси вращения. Кроме того, исполь­ зуется подвижная система коор­ динат £ Т] Z , ОСИ ^ ИГ] которой являются главными центральны­ ми осями в любом поперечном се­ чении стержня. Угол а (z) меж­ ду осями х и В является углом закрутки стержня в данном се­ чении.

Деформация такого стержня исследована в работах [15, 48, 55]. Так как динамическая поте •я устойчивости при воздействии

155

потока представляет реальную опасность для достаточно гибких стержней, то сдвигом и инерцией поворота в дальнейшем можно пре­ небречь. В этом случае предполагается, что при изгибе стержень деформируется согласно гипотезе плоских сечений, а при круче­ нии происходит поворот поперечного сечения относительно центра изгиба и депланация сечения, пропорциональная относительному

углу поворота сечения.

Перемещения U (х, у, z, t), V (х, у, г, t),

W (х, у, z, t) в направлениях х, у я г записываются в виде

 

U = u — Q(y — ys),

 

 

 

V = v +

Q ( x - x s),

 

 

 

W = w

ди

dv

66

(5.1)

~дГ х

д Г у +

-аг<р =

 

 

= w — v il — Yrni +

-& - ф.

 

 

где и (z, t), v (z, f), w (z, t) — поступательные перемещения попе­ речного сечения в направлениях х, у, z\ 0 (z, t) — угловое переме­ щение вокруг центра изгиба; ф(£, г], г) — функция кручения, зависящая от формы поперечного сечения [55]. Углы поворота сечений в системе координат lr\z определяются выражениями

 

71 =

 

ди

 

,

dv

 

 

 

 

cosa +

sm а,

 

 

Vn =

 

dv

 

 

ди

 

 

 

 

cos а ------ sin а.

 

Деформации соответственно представляются в виде

 

е, =

дш

 

 

 

 

 

6а0

 

OZ

— KriS — и&л+ -ЗЯ -Ф +

 

_Й0_

/ _ 9 ф _____5ф_?

 

 

д г 0 \

6|

^

ОТ]

*

 

(5.2)

 

69

 

дер

 

 

 

 

 

(

 

]

>

 

 

71г — - дт-

%

 

 

 

 

6г

 

 

 

 

 

 

 

 

56

/ 6ф

 

\

 

 

 

=

~бГ 1"АГ +

Ч

'

 

 

Здесь % = ys) cos сс — х,) sin а;

Si =

(У— У,) sin a -f*

+ (* — xs) coscc;

т0 =

 

da.

■закрутка

стержня.

Компоненты

 

dz

 

 

 

 

 

 

 

 

кривизны в системе tr\z

 

 

 

 

 

 

 

 

--

 

дги

 

.

6

 

 

 

^ 2- co sa -b - 5- sm а,

 

 

хе =

-

d2v

 

 

д2и

sin а.

 

 

.,

cos а —■—, ..

 

 

6

 

oz2

 

 

dz2

 

 

156


Для стержней удлиненного профиля [55]

Вариация работы внутренних сил при деформации стержня опре­ деляется выражением

SL = j j j {аг 6ez + тб2бу|2 - f тп28уП2) dFdz,

(5,3)

0 F

где F — площадь поперечного сечения; I — длина стержня; на­ пряжения аг, Т|г, тП2 соответствуют напряжениям для упруго-вяз- кого материала

(5.4)

Приведенные коэффициенты вязкости материала kE, ka счи­ таются пропорциональными логарифмическим декрементам зату­

хания при растяжении

6 £

и сдвиге 6 G : kE — 6 £ / л й ,

kG= б 0 / я с о ,

со — частота колебаний;

Е

и G — модули упругости

при растяже­

нии и сдвиге.

 

 

 

Методика расчета допускает учет демпфирования в материале по Сорокину, а также по более сложным зависимостям [50]. Подставляя (5.4) в (5.3), можно получить выражения для потенци­ альной энергии и вариации работы сил внутреннего демпфирова­ ния. Для улучшения сходимости метода [48] и для возможности в процессе расчетов вести численное интегрирование, а не дифферен­ цирование, удобно представить выражение потенциальной энергии и работы сил внутреннего трения в виде зависимостей от сил и моментов:

(5.5)

6LB

157

 

 

 

М,е

 

v r 2

J

 

т %

 

 

бм.

 

 

 

 

 

 

+ Т,n Gld

 

р

*р~

 

 

 

hr

 

 

71

Лу +

 

 

 

 

 

 

 

6МВ

EL4>г

+

то

6Ме

 

р

 

 

 

 

 

 

+

^ Г

 

01л

GId

 

* - h

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~Т~1р

 

 

 

 

 

М

h r -

м 1

7

 

I

д

I

м

 

f E I,fr

+

 

 

 

 

 

 

/

J W

г

dz

 

Gld

 

 

 

 

 

 

м

 

6Рг с

 

 

б

 

 

 

бМ„

 

 

 

 

+

dt

у

Gld

 

~р~ ° :Р'

 

1% 1цч>----- т —

h<i> +

 

 

 

 

 

д

i

6Ме

 

 

+

 

 

бм0

 

* Z

о

 

 

 

 

2

dz

 

Gld

1£ / ф

dz

 

GId

- p —

О ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Щ

I

.

MT\ г

 

 

I

1

д

 

м

E L

+

 

 

 

____ L .

 

т

 

 

 

 

 

 

I

im

 

}

Ч Ф

 

о

oz у

GId

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ,

Е

 

МвбМв

 

(5.6)

 

+

7 d

L

 

 

+ ke (h — тоh

q

 

GId

dz.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь точки над функциями означают производные по

времени;

/|, 1Ц— главные центральные

моменты

инерции;

/р — полярный

момент

инерции;

GId =

Glad +

%\EIr — крутильная жесткость за­

крученного

стержня;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ ■

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Gfd

 

Эф

 

% )

+

Зф

+

i]

 

dF

 

 

 

 

 

.([(•

 

 

Эг|

 

 

 

 

 

 

 

 

F

L\ W

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— крутильная жесткость незакрученного стержня;

 

 

 

 

h

=

\ ff\dF\

V

 

=

|IndF;

I r =

\r\dF

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

 

 

F

 

 

 

 

 

F

 

 

 

— полярно-осевые моменты инерции;

 

 

 

 

 

 

 

 

/ф =

^ Ф4 F ,

/лф =

[,т)фdF,

 

Iiф=

f

 

dF,

5 Ф=

f фdF,

 

F

 

 

 

 

 

F

 

 

Jф r \ d F

F

 

 

 

 

F

 

 

 

 

 

 

 

 

h r

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— геометрические характеристики, связанные с депланацией по­ перечного сечения при кручении;

M g = Е11Ч ,

M e = G I d - § - ,

 

 

dz

(5.7)

МЦ= Е 1^ ,

Pz = E F ^ ~ .

 

Если переносным движением колеблющегося стержня является вращение с угловой скоростью Q вокруг оси параллельно оси х, то каждый элемент стержня получает центростремительное и ко-

158


риолисово ускорения. Согласно принципу Даламбера это равно­ сильно действию на неподвижный стержень центробежных и корио­ лисовых сил. Проекции кориолисового ускорения в данном случае

0;

dWtit

2Q

otitV

Центробежные и

кориолисовые силы

могут быть

также учтены

при рассмотрении перемещений стержня относительно неподвижной системы координат XYZ (рис. 45):

Uo =

U,

 

W — Q cos Qt + (У +

у) sin a t ,

К0 =

(R +

2 +

W0 =

(R +

z +

W — 0 sinQf — {V +

y) cosQt.

Здесь R — расстояние от оси вращения до корневого сечения стержня;

— величина изменения проекции продоль­ ного волокна на ось г при деформации стержня.

С точностью до бесконечно малых второго порядка

Z

U

+ 2

<эе

ди

,

дв

tiv

(x — xs) dz.

tiz

tiz

(У- ■ys) ~

2 tiz

tiz

Кинетическая энергия вращающегося стержня

(5.8)

(5.9)

7. --ИЫ (^)’+№)■+№)>*■ <5Л0'-

0 F

где р — плотность материала. Подставляя в (5.10) зависимости для перемещений (5.8) и интегрируя затем по площади поперечного сечения, можно получить выражения кинетической энергии коле­ баний невращающегося стержня и работы центробежных и кориоли­ совых сил. Если пренебречь величинами выше второго порядке малости, а также инерцией поворота и инерцией депланации попе­ речного сечения, эти выражения запишутся в виде

о

155


о

<30 du

,

п 50

dv

F +

[ ^ - } Ip\dz,

(5.11)

2 ~дГ ~дГ ^

+

2 ~dt

dt~ хs'

 

I

 

 

 

 

 

 

Aq =

- y - ] p | [v2 - f w2 +

2Qvxs] F +

62 (Iy - f x\F

 

- ,-)-[(т)! + (тГ]1(я+ г)И2-

z

 

 

 

J' <r

+ 2>V 2 +

2 t

t

 

J ( * + 2)

-

 

 

 

 

2

 

 

l

 

 

 

Z

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

2 S

r

5& +

z) F+ dz) dz’

 

 

(5Л2)

 

 

 

Й+<" +

0 4

,

dv .

00

s

F —

 

 

L k — Q

w |

dt

+

dt

 

 

 

 

 

 

 

~

 

X,

 

/

<3«

дв

 

 

0 4

+

dv

00

 

 

e

idz,x y(5.13)

\

dz

dt

 

dzdt

dz

dt

 

dzdt

где I x, I y,

I Xy — центральные

 

осевые

моменты

инерции.

Если

стержень

в

корневом сечении

упруго

закреплен

так, что

при

Z =5 О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ецМч (О,

t) cos а (0) — egMg (0,

t) sin а (0),

 

 

-fa- = Ч Щ (0,

t, cos ос (0) +

еАМц (0,

t) sin а

(0),

 

0 (0) = евМв (0, t),

то работу упругих моментов в корневом сечении можно представить в виде

L 0 = ~2~ [e^M\ (0, 0

е^Л1| (0, t) + ееЛ1в(0, ^)],

(5.14)

где eg, еп, ев — коэффициенты податливости заделки [55]. Аэродинамические силы обычно задаются в направлениях,

перпендикулярном и параллельном хорде профиля поперечного сечения, которые практически совпадают с направлениями осей £, т]. Выражение вариации работы аэродинамических сил при этом имеет вид

 

 

/

 

 

 

 

8La = \ {Рфщ +

+ М а69) dz,

(5.15)

 

 

о

 

 

где

«g, ип — перемещения в направлениях Е и ц,

щ — и cos а +

+

v sin а ;

= и cos а — и sin а.

 

 

160


Аэродинамические силы в общем случае представляются в виде

 

— (Qi + 4 i ) ип + (Q2 + Ч^>

+

 

+ (Q3 + Чз) v4 + (Q4 + Ч *) 0 +

 

 

+

(Qb ~f Ць) 9 +

(Qe + Чв) 0 +

(Ql + Ч?) US +

 

+ (Qs + 4 s) ul + (Q9 + 4 a ) uh

 

 

P г] = (Hi ihj) vn + (H2 -)- ih2) Or) -f- (H3 -f- iha)

-f-

4- (Hi 4~ iTi4) 0 +

(Нь 4~ ih$) 9 "t (He 4- ihe) 0 4-

(5.16)

+

(^ 7 Ч- ih7)Щ 4~ (Hs -)- ihg) ui

+ (H9 4- ih9) wj,

 

Ma = (D1 4 - idj) On 4- (D2 + id2) ол 4-

 

+

(D3 +

id3) on +

(Д, + id^j 0 +

 

 

+

(Db +

idg) 0 +

(D6 -j- ide) 0 +

 

 

+

(D7 +

id7) щ +

(Dg -j- ids) щ 4 -

 

+

(Н» +

ids) Щ•

 

 

)

Коэффициенты

Qjt Hj, Djt q7, hj, dj зависят от параметров потока

и формы поперечного сечения стержня.

При определении величины и направления скорости набегающего

на

стержень

потока Vn учитывается как

осевая скорость потока

Vх, так и окружная скорость вследствие

вращения стержня

Vq =

=

(R + z) Q

(см. рис.

44):

 

 

 

 

Кп

= ] / v l + Q2(R +

гГ .

(5.17)

Скорость Vn может задаваться в виде произвольной функции коор­ динаты z.

Задача о колебаниях вращающегося стержня в потоке решается

вариационным

методом. На

основании

обобщенного

принципа

Остроградского — Гамильтона

 

 

 

t2

 

 

 

 

 

 

j

(6Пг +

бL b — бТ — бLk — 6 L J dt =

0,

(5.18)

1.

 

 

 

 

 

 

где бПх = 6П +

6L0 +

6Lq . В то время как производные перемеще­

ний закрученного стержня

переменного

сечения

могут претер­

певать резкие изменения при монотонном изменении самих пере­ мещений, моменты и усилия изменяются по длине стержня более плавно. Поэтому в качестве аппроксимирующих величин выбраны именно моменты и усилия:

щ = i M l k (Z) f k (t),

*=1

м= 2 Мцк (z) fp+k (t), fc=i

П 3 -2 9 2 5

161