Файл: Филиппов, А. П. Воздействие динамических нагрузок на элементы конструкций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
бкр.йых
с учетом затуханий токов к. з. штриховыми линиями, с учетом зату ханий токов к. з. и демпфирования в механической системе — штрих-пунктирными линиями. Логарифмический декремент коле баний системы принят равным 0,3. Эта величина приближенно получена в результате эксперимента, поставленного на натурном турбоагрегате. Графики наглядно иллюстрируют влияние различ ных видов затуханий на величину максимальных напряжений в лопатках. Приведенные расчеты соответствуют наиболее тяжелому, с точки зрения воздействия на механическую си.тему, режиму трех фазного к. з. на шинах генератора.
Г л а в а п я т а я
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОТОКА НА КОЛЕБАНИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ СТЕРЖНЕЙ
Метод расчета динамической устойчивости вращающихся стержней в потоке
Поток, обтекающий стержень с определенной скоростью, может вызвать динамическую потерю устойчивости. На критическую ско рость потока при этом существенно влияет закрутка стержня и гео метрическая форма его сечения, а также эффект вращения стержня. Вращающийся закрученный стержень может служить математи ческой моделью воздушного вин та и рабочей лопатки осевых турбомашин и компрессоров. В последнем случае аэродинамичес кие силы определяются для ре шетки рабочих лопаток [18, 41].
Рассмотрим единичный зак рученный стержень несимметрич ного переменного поперечного сечения. На рис. 44 показаны системы координат, в которых рассматривается стержень, и тре угольники скоростей набегающе го потока. Через xyz обозначена прямоугольная правая система координат, вращающаяся вместе со стержнем, с началом в центре масс корневого сечения О. Ось х параллельна оси вращения, ось z направлена по радиусу от оси вращения. Кроме того, исполь зуется подвижная система коор динат £ Т] Z , ОСИ ^ ИГ] которой являются главными центральны ми осями в любом поперечном се чении стержня. Угол а (z) меж ду осями х и В является углом закрутки стержня в данном се чении.
Деформация такого стержня исследована в работах [15, 48, 55]. Так как динамическая поте •я устойчивости при воздействии
155
потока представляет реальную опасность для достаточно гибких стержней, то сдвигом и инерцией поворота в дальнейшем можно пре небречь. В этом случае предполагается, что при изгибе стержень деформируется согласно гипотезе плоских сечений, а при круче нии происходит поворот поперечного сечения относительно центра изгиба и депланация сечения, пропорциональная относительному
углу поворота сечения. |
Перемещения U (х, у, z, t), V (х, у, г, t), |
||||
W (х, у, z, t) в направлениях х, у я г записываются в виде |
|
||||
U = u — Q(y — ys), |
|
|
|
||
V = v + |
Q ( x - x s), |
|
|
|
|
W = w |
ди |
dv |
66 |
(5.1) |
|
~дГ х |
д Г у + |
-аг<р = |
|||
|
|
||||
= w — v il — Yrni + |
-& - ф. |
|
|
где и (z, t), v (z, f), w (z, t) — поступательные перемещения попе речного сечения в направлениях х, у, z\ 0 (z, t) — угловое переме щение вокруг центра изгиба; ф(£, г], г) — функция кручения, зависящая от формы поперечного сечения [55]. Углы поворота сечений в системе координат lr\z определяются выражениями
|
71 = |
|
ди |
|
, |
dv |
|
|
|
|
cosa + |
sm а, |
|
||||
|
Vn = |
|
dv |
|
|
ди |
|
|
|
|
cos а ------ sin а. |
|
|||||
Деформации соответственно представляются в виде |
|
|||||||
е, = |
дш |
|
|
|
|
|
6а0 |
|
OZ |
— KriS — и&л+ -ЗЯ -Ф + |
|
||||||
_Й0_ |
/ _ 9 ф _____5ф_? |
|
|
|||||
д г 0 \ |
6| |
^ |
ОТ] |
* |
|
(5.2) |
||
|
69 |
|
дер |
|
|
|
|
|
|
( |
|
] |
> |
|
|
||
71г — - дт- |
% |
|
|
|
||||
|
6г |
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
/ 6ф |
|
\ |
|
|
|
|
= |
~бГ 1"АГ + |
Ч |
' |
|
|
|||
Здесь % = (у — ys) cos сс — (х — х,) sin а; |
Si = |
(У— У,) sin a -f* |
||||||
+ (* — xs) coscc; |
т0 = |
|
da. |
■закрутка |
стержня. |
Компоненты |
||
|
dz |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кривизны в системе tr\z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-- |
|
дги |
|
. |
62у |
|
|
|
^ 2- co sa -b - 5- sm а, |
|
||||||
|
хе = |
- |
d2v |
|
|
д2и |
sin а. |
|
|
., |
cos а —■—, .. |
|
|||||
|
6 |
|
oz2 |
|
|
dz2 |
|
|
156
Для стержней удлиненного профиля [55]
Вариация работы внутренних сил при деформации стержня опре деляется выражением
SL = j j j {аг 6ez + тб2бу|2 - f тп28уП2) dFdz, |
(5,3) |
0 F
где F — площадь поперечного сечения; I — длина стержня; на пряжения аг, Т|г, тП2 соответствуют напряжениям для упруго-вяз- кого материала
(5.4)
Приведенные коэффициенты вязкости материала kE, ka счи таются пропорциональными логарифмическим декрементам зату
хания при растяжении |
6 £ |
и сдвиге 6 G : kE — 6 £ / л й , |
kG= б 0 / я с о , |
со — частота колебаний; |
Е |
и G — модули упругости |
при растяже |
нии и сдвиге. |
|
|
|
Методика расчета допускает учет демпфирования в материале по Сорокину, а также по более сложным зависимостям [50]. Подставляя (5.4) в (5.3), можно получить выражения для потенци альной энергии и вариации работы сил внутреннего демпфирова ния. Для улучшения сходимости метода [48] и для возможности в процессе расчетов вести численное интегрирование, а не дифферен цирование, удобно представить выражение потенциальной энергии и работы сил внутреннего трения в виде зависимостей от сил и моментов:
(5.5)
6LB
157
|
|
|
М,е |
|
v r 2 |
J |
|
т % |
|
|
бм. |
|
|
|
|
||||
|
|
+ Т,n Gld |
|
р |
*р~ |
|
|
|
hr |
|
|
71 |
Лу + |
|
|
||||
|
|
|
|
|
6МВ |
EL4>г |
+ |
то |
6Ме |
|
р |
|
|
|
|
||||
|
|
+ |
^ Г |
|
01л |
GId |
|
* - h |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
~Т~1р |
|
|
||||||||
|
|
|
М |
h r - |
м 1 |
7 |
|
I |
д |
I |
м |
|
f E I,fr |
+ |
|
|
|||
|
|
|
|
/ |
J W |
г |
dz |
|
Gld |
|
|
||||||||
|
|
|
|
м |
|
6Рг с |
|
|
б |
|
|
|
бМ„ |
|
|
|
|||
|
+ |
dt |
у |
Gld |
|
~р~ ° :Р' |
|
1% 1цч>----- т — |
h<i> + |
|
|
||||||||
|
|
|
д |
i |
6Ме |
|
|
+ |
|
|
бм0 |
|
* Z |
о |
|
|
|||
|
|
2 |
dz |
|
Gld |
1£ / ф |
dz |
|
GId |
- p — |
О ф |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
Щ |
I |
. |
MT\ г |
|
|
I |
1 |
д |
|
м |
E L |
+ |
|
||||
|
|
____ L . |
|
т |
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
I |
im |
|
} |
Ч Ф |
|
о |
oz у |
GId |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
— |
|
|
|
|
2 , |
Е |
|
МвбМв |
|
(5.6) |
|||
|
+ |
7 d |
L |
|
|
+ ke (h — тоh |
q |
|
GId |
dz. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Здесь точки над функциями означают производные по |
времени; |
||||||||||||||||||
/|, 1Ц— главные центральные |
моменты |
инерции; |
/р — полярный |
||||||||||||||||
момент |
инерции; |
GId = |
Glad + |
%\EIr — крутильная жесткость за |
|||||||||||||||
крученного |
стержня; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
+ ■ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Gfd |
|
Эф |
|
% ) |
+ |
Зф |
+ |
i] |
|
dF |
|
|
||||
|
|
|
.([(• |
|
|
Эг| |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
F |
L\ W |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
— крутильная жесткость незакрученного стержня; |
|
|
|||||||||||||||||
|
|
h |
= |
\ ff\dF\ |
V |
|
= |
|IndF; |
I r = |
\r\dF |
|
|
|||||||
|
|
|
|
F |
|
|
|
|
|
F |
|
|
|
|
|
F |
|
|
|
— полярно-осевые моменты инерции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
/ф = |
^ Ф4 F , |
/лф = |
[,т)фdF, |
|
Iiф= |
f |
|
dF, |
5 Ф= |
f фdF, |
|||||||||
|
F |
|
|
|
|
|
F |
|
|
Jф r \ d F |
F |
|
|
|
|
F |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
h r |
= |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
F |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
— геометрические характеристики, связанные с депланацией по перечного сечения при кручении;
M g = Е11Ч , |
M e = G I d - § - , |
|
|
dz |
(5.7) |
МЦ= Е 1^ , |
Pz = E F ^ ~ . |
|
Если переносным движением колеблющегося стержня является вращение с угловой скоростью Q вокруг оси параллельно оси х, то каждый элемент стержня получает центростремительное и ко-
158
риолисово ускорения. Согласно принципу Даламбера это равно сильно действию на неподвижный стержень центробежных и корио лисовых сил. Проекции кориолисового ускорения в данном случае
0; |
2Й dWtit |
2Q |
otitV |
Центробежные и |
кориолисовые силы |
могут быть |
также учтены |
при рассмотрении перемещений стержня относительно неподвижной системы координат XYZ (рис. 45):
Uo = |
U, |
|
W — Q cos Qt + (У + |
у) sin a t , |
К0 = |
(R + |
2 + |
||
W0 = |
(R + |
z + |
W — 0 sinQf — {V + |
y) cosQt. |
Здесь R — расстояние от оси вращения до корневого сечения стержня;
— величина изменения проекции продоль ного волокна на ось г при деформации стержня.
С точностью до бесконечно малых второго порядка
Z
U
+ 2 |
<эе |
ди |
, |
дв |
tiv |
(x — xs) dz. |
tiz |
tiz |
(У- ■ys) ~ |
2 tiz |
tiz |
Кинетическая энергия вращающегося стержня
(5.8)
(5.9)
7. --ИЫ (^)’+№)■+№)>*■ <5Л0'-
0 F
где р — плотность материала. Подставляя в (5.10) зависимости для перемещений (5.8) и интегрируя затем по площади поперечного сечения, можно получить выражения кинетической энергии коле баний невращающегося стержня и работы центробежных и кориоли совых сил. Если пренебречь величинами выше второго порядке малости, а также инерцией поворота и инерцией депланации попе речного сечения, эти выражения запишутся в виде
о
155
о |
<30 du |
, |
п 50 |
dv |
F + |
[ ^ - } Ip\dz, |
(5.11) |
2 ~дГ ~дГ ^ |
+ |
2 ~dt |
dt~ хs' |
||||
|
I |
|
|
|
|
|
|
Aq = |
- y - ] p | [v2 - f w2 + |
2Qvxs] F + |
62 (Iy - f x\F — |
|
- ,-)-[(т)! + (тГ]1(я+ г)И2-
z
|
|
|
J' <r |
+ 2>V 2 + |
2 t |
t |
|
J ( * + 2) |
- |
|
||||
|
|
|
2 |
|
|
l |
|
|
|
Z |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
2 S |
r |
5& + |
z) F+ dz) dz’ |
|
|
(5Л2) |
||||
|
|
|
Й+<" + |
0 4 |
, |
dv . |
00 |
s |
F — |
|
||||
|
L k — Q |
w | |
dt |
+ |
dt |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
~ |
|
X, |
|
|||||
/ |
<3« |
дв |
|
|
0 4 |
+ |
dv |
00 |
|
|
e |
idz,x y(5.13) |
||
\ |
dz |
dt |
|
dzdt |
dz |
dt |
|
dzdt |
||||||
где I x, I y, |
I Xy — центральные |
|
осевые |
моменты |
инерции. |
Если |
||||||||
стержень |
в |
корневом сечении |
упруго |
закреплен |
так, что |
при |
||||||||
Z =5 О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
= ецМч (О, |
t) cos а (0) — egMg (0, |
t) sin а (0), |
|
|||||||||
|
-fa- = Ч Щ (0, |
t, cos ос (0) + |
еАМц (0, |
t) sin а |
(0), |
|
0 (0) = евМв (0, t),
то работу упругих моментов в корневом сечении можно представить в виде
L 0 = ~2~ [e^M\ (0, 0 |
е^Л1| (0, t) + ееЛ1в(0, ^)], |
(5.14) |
где eg, еп, ев — коэффициенты податливости заделки [55]. Аэродинамические силы обычно задаются в направлениях,
перпендикулярном и параллельном хорде профиля поперечного сечения, которые практически совпадают с направлениями осей £, т]. Выражение вариации работы аэродинамических сил при этом имеет вид
|
|
/ |
|
|
|
|
8La = \ {Рфщ + |
+ М а69) dz, |
(5.15) |
|
|
о |
|
|
где |
«g, ип — перемещения в направлениях Е и ц, |
щ — и cos а + |
||
+ |
v sin а ; |
= и cos а — и sin а. |
|
|
160
Аэродинамические силы в общем случае представляются в виде
|
— (Qi + 4 i ) ип + (Q2 + Ч^> |
+ |
|
||
+ (Q3 + Чз) v4 + (Q4 + Ч *) 0 + |
|
|
|||
+ |
(Qb ~f Ць) 9 + |
(Qe + Чв) 0 + |
(Ql + Ч?) US + |
|
|
+ (Qs + 4 s) ul + (Q9 + 4 a ) uh |
|
|
|||
P г] = (Hi -Г ihj) vn + (H2 -)- ih2) Or) -f- (H3 -f- iha) |
-f- |
||||
4- (Hi 4~ iTi4) 0 + |
(Нь 4~ ih$) 9 "t (He 4- ihe) 0 4- |
(5.16) |
|||
+ |
(^ 7 Ч- ih7)Щ 4~ (Hs -)- ihg) ui |
+ (H9 4- ih9) wj, |
|
||
Ma = (D1 4 - idj) On 4- (D2 + id2) ол 4- |
|
||||
+ |
(D3 + |
id3) on + |
(Д, + id^j 0 + |
|
|
+ |
(Db + |
idg) 0 + |
(D6 -j- ide) 0 + |
|
|
+ |
(D7 + |
id7) щ + |
(Dg -j- ids) щ 4 - |
|
|
+ |
(Н» + |
ids) Щ• |
|
|
) |
Коэффициенты |
Qjt Hj, Djt q7, hj, dj зависят от параметров потока |
и формы поперечного сечения стержня.
При определении величины и направления скорости набегающего
на |
стержень |
потока Vn учитывается как |
осевая скорость потока |
||
Vх, так и окружная скорость вследствие |
вращения стержня |
Vq = |
|||
= |
(R + z) Q |
(см. рис. |
44): |
|
|
|
|
Кп |
= ] / v l + Q2(R + |
гГ . |
(5.17) |
Скорость Vn может задаваться в виде произвольной функции коор динаты z.
Задача о колебаниях вращающегося стержня в потоке решается
вариационным |
методом. На |
основании |
обобщенного |
принципа |
||
Остроградского — Гамильтона |
|
|
|
|||
t2 |
|
|
|
|
|
|
j |
(6Пг + |
бL b — бТ — бLk — 6 L J dt = |
0, |
(5.18) |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
где бПх = 6П + |
6L0 + |
6Lq . В то время как производные перемеще |
||||
ний закрученного стержня |
переменного |
сечения |
могут претер |
певать резкие изменения при монотонном изменении самих пере мещений, моменты и усилия изменяются по длине стержня более плавно. Поэтому в качестве аппроксимирующих величин выбраны именно моменты и усилия:
щ = i M l k (Z) f k (t),
*=1
м= 2 Мцк (z) fp+k (t), fc=i
П 3 -2 9 2 5 |
161 |