Файл: Стражев, В. И. Оперативное управление предприятием, проблемы учета и анализа.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
нормативный метод учета затрат на производство про дукции.
В соответствии с многоструктурным содержанием процессов общественного производства как объекта управления учет в системе оперативного управления,, как уже отмечалось, также подразделяется на отдельные его виды для отражения этих процессов: технический,, экономический, социальный, психологический и правовой. Такое их выделение вызывается, с одной стороны, по требностью более полного отражения объективно проис ходящих изменений в содержании управляемых процес сов общественного производства, а с другой, необходи мостью совершенствования методики каждого из этих видов учета и организации рациональной их взаимосвязи с другими функциями управления с целью обеспечения эффективного функционирования системы управления в целом.
В настоящее время большее распространение получил оперативно-технический учет, отражающий результаты оперативно управляемых материально-вещественных процессов производства. Например, учет запуска в про изводство деталей (узлов, изделий), учет движения дета лей и полуфабрикатов в производстве, выпуск готовых изделий, их структура и т. д. Показатели этих процессов учитываются в натуральных или условно-натуральных измерителях. Встречающиеся в литературе названия оперативно-технический, оперативно-натуральный, опе ративно-технологический по существу относятся к опе ративно-техническому виду учета.
В связи с хозяйственной реформой (1965 г.) и возрос шей потребностью в повышении уровня оперативного эко номического управления производством быстро начал развиваться наряду с другими функциями и оперативноэкономический учет, отражающий результаты оператив но-управляемых экономических процеосов производства на р'азных его стадиях. Например, оперативный учет себестоимости, оперативный учет реализации продукции, прибыли и других экономических показателей, выра жаемых в денежном измерителе. Видимо, с целью отра зить в АСУП, в подсистеме «Оперативное управлениеосновным производством», результаты технических и экономических процессов, которые имеют наиболее тес ную связь в общем процессе производства, в общеотрас-
115-
.левых руководящих методических, материалах по созда нию АСУП введено названнеѵ«оператпвиын технико-эко номический учет и анализ» 22.
Меньшее развитие как в теории, так и на практике получили оперативно-психологический, оперативно-соци
альный и оперативно-правовой виды учета (так же, как и другие функции управления этими процессами), хотя потребность в них в связи с развитием комплексного ха рактера управления общественным производством все ■больше возрастает. В последние годы все чаще результа ты специальных научно-исследовательских лабораторий и лабораторий НОТ показывают, что'недоучет в управ-
.ленші, например, результатов психологических процессов в производстве приводит к снижению выработки рабо чих, увеличению текучести кадров. Несвоевременный учет и анализ отклонений от правовых (хозяйственных) норм также отрицательно сказывается на эффективности производства. Хотя результаты социальных процессов общественного производства меньше подвергаются опе ративному управлению, однако и здесь имеется не мало элементов, нуждающихся в оперативном учете и анализе. •Специальные исследования и разработка методик опера тивного планиров-ания, учета, анализа и регулирования этих процессов общественного производства на разных его уровнях имеют актуальное значение для повышения эффективности оперативного управления производством. I Состояние оперативного экономического учета в на- I стоящее время также не отвечает полностью современ- і ным требованиям оперативного управления производст1вом. Этим видом учета пока охвачены не все экономиче ские показатели, а методика оперативного учета
некоторых учитываемых показателей нуждается в серь езном улучшении. Например, на многих предприятиях 'сейчас оперативно определяется выполнение плана при были. Однако фактическая величина прибыли за истек шие сутки или неделю на большинстве из них рассчиты вается в учете как произведение фактической выручки от реализации за этот период на плановую текущего ме сяца или фактически сложившуюся в прошлом месяце рентабельность продукции, определяемую как отношение прибыли от реализации к сумме реализованной продук-
22 Общеотраслевые руководящие методические материалы по •созданию АСУП. Минск, 1972, стр. 260.
116
дни в оптовых ценах предприятия. Полученная таким об разом величина прибыли не отражает полностью реаль ных результатов фактического процесса ее образования, так как не все его элементы, в частности структура реа лизованной продукции и ее себестоимость, принимаются в расчет.
Применяемая методика оперативного экономического учета во многих случаях недостаточно увязывается с другими функциями оперативного экономического управ ления (планированием и анализом) для комплексного^ согласованного их действия в управляющем механизме. . Примером отрицательных последствий слабой их увязки
.является. нередко образование в нормативном методе учета затрат на некоторых предприятиях неучтенных п нерасшифрованных отклонений от норм, что. существенно снижает эффективность оперативного управления фор мированием себестоимости производимой продукции. Ме тодически не отработана еще увязка данного учета с другими видами учета, в частности с бухгалтерским, что нередко приводит к дублированию учетных операций.
Для решения этих и других задач, связанных с данной функцией управления, необходимо с учетом специфики содержания управляемых процессов в соответствующих подсистемах общественного производства на.разных его уровнях совершенствовать (а в ряде случаев-заново раз работать) методики отдельных видов оперативного учета во взаимосвязи с другими функциями управляющего ме- ’ ханнзма, а также с другими видами' учета смежных подсистем. При этом важное значение имеет совершенст вование системы показателей, которые бы наиболее пол но выражали содержание управляемых процессов в со ответствующих подсистемах управления.
С целью повышения производительности управленче ского труда целесообразно максимальное приспособле ние соответствующих документов для комплексного отражения результатов действия функций планирования, учета и анализа, принимая во внимание требования.ме ханизации и автоматизации процессов оперативного управления в АСУП. Этой же цели будет служить разра ботка дифференцированных нормальных повременил величине пределов отклонений по отдельным показате лям, определяющим оптимальный режим включения в. действие остальных функций управляющего механизма.
117-
Глава V
СОСТОЯНИЕ IT СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Анализ—неотъемлемый элемент человеческого позна ния явлений природы и общества. Он неразрывно связан с другим методом мышления—синтезом. «Мышление со стоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении связанных друг с другом элементов в некоторое единство. Без анализа нет синтеза» ‘. Без синтеза анализ теряет смысл в познава тельном процессе. Это неразрывное единство постоянно сохраняется при использовании анализа в научно-прак тической деятельности людей. В таком общепринятом смысле анализ позволяет изучить структуру целого
(систему), свойства отдельных его элементов, их |
связи |
и взаимодействие, изменение этого взаимодействия |
под |
влиянием внутренних и внешних причин (других систем), определить, какова закономерность этого изменения и си ла его воздействия на поведение совокупности в целом (системы), какие необходимы условия для обеспечения желаемого влияния взаимодействия элементов на систе му в целом и достижения еіо заранее поставленной цели.
В науке и на практике применяются разные виды ана лиза: физический, химический, математический, эконо мический, политический и другие виды, которые в свою очередь подразделяются еще па отдельные подвиды. В основе такого деления анализа лежит главным образом различие в объектах и целях исследования. На формиро
вание видов анализа |
оказывают также |
влияние и при |
меняемые приемы (методы) в его процедуре.1 |
||
1 К. М а р к с и Ф. |
Э н г е л ь с . Соч., т. 20, |
стр. 41. |
118
I. СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'
Экономический анализ в отличие от чувственного от носится к мыслительному абстрактно-логическому мето ду исследования экономических отношений (явлений), которые в жизни общества весьма многообразны. Глубо кое исследование, дальнейшее раскрытие сущности и содержания их в системе общественного воспроизводства невозможно с помощью какого-нибудь одного универ сального вида экономического анализа. Современный уровень развития производительных сил, требующий со ответствующей организации и управления общественным производством на всех его уровнях, высокие темпы науч но-технического прогресса н широкое дифференцирован ное развитие теоретических и прикладных наук о различных сторонах социалистического воспроизводства являются объективной основой дифференциации эконо мического анализа как более общей науки, разрабаты вающей общие и частные методы исследования экономи ческих явлений в многогранной общественно-производст венной деятельности людей.
Для решения различного рода экономических задач, вызываемых потребностями развития народного хозяйст ва, в науке и практике используется несколько видов экономического анализа. В зависимости от основных наиболее укрупненных целей и объектов исследования в настоящее время можно выделить следующие три основ ных вида экономического анализа: теоретический, орга низационный и управленческий.
Основной целью теоретического экономического ана лиза является дальнейшее развитие экономической тео рии социализма, выработка экономических задач для отдельных последовательных этапов строительства ком мунистического общества, а его объектом — вся совокуп ность производственных отношений развитого социали стического способа производства во взаимосвязи с его производительными силами.
Основной целью организационного экономического анализа является создание и совершенствование систем экономического управления иа разных стадиях и уровнях общественного воспроизводства, а его объектом — эконо мические процессы по взаимосвязи с другими процесса-
119
мн воспроизводства на этих фазах.-С его помощью опре- . делается наиболее экономичный вариант организации управляемой и управляющей систем. Он также выступа ет важным средством совершенствования экономических рычагов: хозяйственного расчета, ценообразования, фи нансирования, кредитования и других с цел-ыо повыше ния эффективности их действия.
Основная цель управленческого экономического ана лиза — обеспечение эффективного функционирования созданных систем экономического управления на разных уровнях социалистического воспроизводства, неотъемле мой функцией которых он является. Его конечная цель совпадает с целью соответствующих систем управления.
Давая количественную и качественную оценку про исходящих изменений в экономических процессах управ ляемого объекта относительно запланированного разви тия системы к поставленной цели, такой анализ позволя ет выявить коренные (первичные, существенные) причины возникающих положительных и отрицательных явлений в экономических процессах и тенденции их раз вития, определить их влияние на скорость и качество развития управляемой системы по достижению намечен ной цели, показать возможные варианты либо сохране ния намеченного программой развития системы, либо ускорения ее развития, либо перевода ее на более эффек тивный режим функционирования, если с помощью ана лиза были вскрыты дополнительные резервы оптимиза ции экономических процессов. Кроме этого, управленче ский экономический анализ служит важным средством повышения эффективности функции планирования. С его помощью глубоко изучается исходная база для планиро вания, осуществляется прогнозирование тенденций раз вития управляемого объекта. «Умелое использование анализа — это более высокий уровень управления...» 2
Объектом управленческого экономического анализа являются причинно-следственные связи и взаимоденст-
.вия, определяющие результаты экономических процессов в управляемых системах общественного производства, которые тесно взаимосвязаны с материально-веществен
ными |
(техническими), социальными, |
психологическими |
|
и правовыми процессами, являющимися |
непосредствен- |
||
2 |
О. В. К о з л о в а , С. А. Л е н с к а я . |
За |
дальнейшее соверш |
ствование систем управления экономикой, стр. |
48. |
|
120 |
' |
иым объектом других видов управленческого анализа, например технического, социального, -психологического и правового. Чем полнее увязка управленческого эконо мического анализа с результатами этих видов анализа, тем эффективнее он функционирует в управляющей системе по выработке оптимальных решении.
В соответствии с ранее рассмотренной классифика цией систем управления общественным производством управленческий экономический анализ как органическая составная их функция по уровням управления обществен ным производством подразделяется на следующие виды экономического анализа: народного хозяйства, отрасли, производственного объединения, предприятия и внутри заводской управленческий экономический анализ цехов, участков и рабочих мест. Каждый из этих видов анализа в зависимости от характера целей и циклов управления подразделяется на перспективный, текущий и оператив
ный. |
~~ |
Перспективный экономический анализ, |
например, на |
высших уровнях управления является одним из важных средств выявления экономических результатов развития науки и техники, прогнозирования их на долгосрочный период, на базе чего разрабатываются перспективные долгосрочные планы, обеспечивающие пропорциональ ное и наиболее эффективное развитие всех отраслей общественного производства. Такой анализ является так же важным средством объективной оценки хода выпол нения перспективных планов и выработки оптимальных решений, обеспечивающих достижение стратегических целей.
Текущий экономический анализ является необходи мым средством при разработке текущих планов развития управляемых экономических систем общественного про изводства (на год, квартал, месяц) и обеспечения их выполнения,, а оперативный экономический анализ со ответственно предназначен для выполнения своей роли как функции управления в оперативных экономических системах общественного производства.
Каждый из-этих видов анализа имеет свой конкрет ный предмет исследования в управляемом объекте со ответствующей системы управления, функцией .которой он является, а также особенности метода, базирующего ся на основных.законах развития материального мира и
мы шлен 11я мар ксистско-лем пиской материалист11 ческоп диалектики.
Из этой классификации набольшее развитие в теории и практике получил текущий управленческий экономиче ский анализ на уровне предприятия, относимый в специ альной литературе чаще к периодическому экономическо му анализу. Издан ряд специальных работ по исследова
нию теоретических основ этого |
анализа, |
разработке и |
|
совершенствованию его методики. |
|
||
2. ОПЕРАТИВНЫЙ э к о н о м и ч е с к и й |
АНАЛИЗ |
||
и КРАТКИЙ о ч е р к е го р а з в и т и я |
|||
Значительно меньшее развитие получили другие ви |
|||
ды анализа, и в частности |
оперативный экономический |
||
анализ, хотя практическая |
потребность в |
нем была и |
|
раньше. |
|
письме к управляющему |
|
Еще в 1921 г. В. И. Лепин в |
ЦСУ П. И. Попову указывал па необходимость вместе с Госпланом создать'определенное число показателей для оценки состояния всего народного хозяйства и «...обяза тельно вырабатывать его не реже раза в месяц с обяза тельным сопоставлением цифр...» «Надо уметь выделить практически важное и спешное, откладывая академиче ски ценное в долгий ящик» 3.
В обращении Госплана СССР и ВЦСПС ко всем про фессиональным организациям в связи с изданием по становления СНК СССР от 9 мая 1931 г. «Об организа ции учетно-статистических работ» говорилось: «Четкие суточные итоги работы предприятия, цеха, бригады — боевая задача...» и что нужно оказать помощь в налажи вании правильного и своевременного учета, который бы позволял «своевременно подводить итоги работы отдель
ных цехов,-участков, бригад, отдельных рабочих, |
сопо |
||||
ставлять эти итоги...»,4 |
|
|
|
|
|
В постановлении СНК. СССР от 27 апреля 1934 г. «О |
|||||
сокращении отчетности» |
наркоматам, |
центральным уп |
|||
равлениям Союза ССР и ЦУНХУ |
Госплана СССР |
при |
|||
сокращении и упрощении форм учета и отчетности |
ука |
||||
зывалось исходить из следующего: |
|
|
|||
3 В. И. Ле н и н . |
Поли. собр. соч., т. 53, стр. 122—123. |
|
|||
л «Экономическая |
жизнь», |
1932, № |
181, 6 |
августа. |
|
122