Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

3.33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«О Способ

D при определении

места по трем равновесный линиям положения: значения коэффициента X,

 

 

 

 

 

 

 

 

отношений М0:псл

и и~:<з>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е..

град

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

 

 

60

 

 

90

 

 

120

 

 

1.50

 

 

180

 

<=*

 

 

 

°7,

 

 

 

 

Мо

 

 

 

'Z

 

м о

-!£.

 

Мо

"Z

си

 

А

 

 

 

 

X

3

А

3

А

А

а,

 

 

'сл

а

 

сл

°г

 

а

 

а

 

а

а

 

а

t-

 

 

Г

 

 

СЛ

Г

 

сл

Г

 

сл

г

 

сл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,25

0,00

1,64

1,00

0,02

1.47

0,99

0.05

1.43

0.98

0,13

1.82

0,93

0.33 2.58 0,82

0,33

2,58

0,82

 

0,50

0.01

1,73

0,99

0,03

1,68

0,99

0,09

1,61

0,96

0,23

2.00

0,88

0,50

2,64

0,71

0.50

2,64

0,71

30

1.00

0.01

1,89

0,99

0,06

1,71

0,97

0,17

1,86

0.91

0,37

2,24

0,79

0,67

2,71

0,58

0,67

2,71

0,58

 

2,00

0,03

2,17

0,99

0,12

2.05

0,94

0,29

2,20

0,84

0.55

2,28 0,67

0,80

2,76

0,45

0,80

2,76

0,45

 

4,00

0,05

2.63

0,97

0,21

2,52

0,89

0,45

2,58

0,74

0.71

2,70

0,54

0,89

2,79

0,33

0,89

2.79

0,33

 

0.25

0,02

1.47

0.99

0,08

1.35

0,96

0.19

1,38

0,90

0.33

1.49

0,82

0,41

1.55

0,77

0.33

1,49

0.82

 

0,50

0,03

1.68

0,99

0,14

1,45

0,93

0,32

1.47

0,83

0.50

1.53

0.71

0,58

1.55

0,65

0,50

1,53

0.71

60

1.00

0,06

1.71

0,97

0,25

1,63

0,87

0,48

1,58

0.72

0,67

1,56

0.58

0,74

1,56

0.51

0.67

1,56

0,58

 

2,00

0,12

2.05

0,94

0,40

1,68

0.77

0,65

1,70

0,59

0.80

1.59

0,45

0,85

1,56

0.39

0.80

1.59

0,45

 

4.00

0,21

2.52

0,89

0.57

2.09

0,65

0,79

1,78

0,46

0.89

1,61

0,33

0,92

1.56

0,29

0.89

1.61

0,33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

0.25

0.05

1.43

0.98

0,19

1,38

0,90

0,33

1.29|

0.82 | 0,41

1,23

0.77

0,41

1.23

0,77

0,33

1,29

0,82

 

0.50

0,09

1,6.1

0.96

0,32

1.47

0,83

0.50

1,32

0,71

0.58|

1,24

0,65

| 0,58

1,24

0,65

0.50

1.32

0,71

90

1.00

0,17

1.86

0,91

0,48

1,58

0,72

0,67

1,35

0.58

0,74

1,24

0,51

0.74

1,24

0,51

0,67

1,35

0,58

 

[2.00

0,29

2.20

0,841

0,65

1,70

0,59

0,80

1,38

0,45

0,85

1,25

0,39

0,85

1,25

0.39

0,80

1.38

0,45

 

4,00

0,45

2,58

0,74

0.79

1,78

0.46

0,89

1,39

0.33

0,92

1,25

0,29

0.92

1,25

0,29

0.89

1.39

о,аз

 

0.25

0,13

1.82

0,93

0,33

1.49

0.82|

0,41

1.23

0.77

0,42

1.15

0,76

0,41

1,23

0.77

0.33|

1,49

0.82

 

0.50

0,23

2.00

0,88

0,50

1.53

0.71

0.58

| 1.24

0,65|

0,60

1,15

0,63

0,58

1,24

0,65

0,50 | 1.53

0,71

120

1,00

0,37

2.24

0,79

0,67

1,56

0.58

0.74

1,24

10,51

0,75

1,15

0,50

0.74

1,24

0.51

0.67

3,56

0.58

 

12.00

0.55

2,28

0.67

0.80

1,59

0,45

0,85

1.25

0.39

0,86

1,15

0,38

0.85

1,24

0,39

0,80

1,59

0,45

 

4,00

0,71

2,70

0,54

0,89

1.61

0,33

0.92

1.25

0,29

0,92

1.15

0,28

0.92 1.25 0,29

0,89

1,61

0,33

 

0,25

0,33

2,58|

0.82

0,41I

1,55

0,77

0,41

1,23

0,77

0,41

1,23 | 0,77

0,41

1,55

0,77

0,33

2,58

0,82

 

0,50

0,50

2.64

0,71

0,58

| 1,55

0,65

0,58

1.24

0,65

0,58

1,24

0,65

0,58

1,55

0,65

0,50

2,64

0,71

150

1,00

0.67

2.71

0,58

0,74

1.56

0.51

0,74

1,24

0,51

0,74

1.24

0,51

0,74

1,56

0,51

0,67

2,71

0,58

 

12,00

0,80

2,76

0,45

0,85

1,56

0.39

0.85

1.25

0.39

0,85

1.24

0,39

0.85

1,56

0,39

0,80

2.76

0,45

 

4,00

0,89

2,79

0.33

0.92

1.56

0,29

0,92

1,25

0,29

0,92

1.25

0,29

0,92

1,56

0,29

0,89

2.79

0,33

ID СО


Предпочтение слеДует отдать способу А. Однако наиболее предпо­ чтителен способ D. Из табл. 3.6 по сг": а2 л = 0,25 : 0,09 = 2,8 выбираем:

Х=0,47;/Ио

: с с л = 1.82;

: сг = 0,72.

Следовательно,

если

мы примем

за

обсервованное

место точку D, то Л4о = 0,55 мили;

=0,4'.

 

 

Пример 3.4. Место корабля определяется по пеленгам трех ориен­

тиров, расположенных

на

примерно

одинаковых

расстояниях

от ко­

рабля; углы между направлениями на

ориентиры

6i = 02 =12O°;

поправ­

ка

системы

курсоуказання

известна

со

средней

квадратической

ошиб­

кой

о г = 0 , 7 ° ; средняя

квадратическая

величина

случайных

ошибок из­

мерений пеленгов

о с

л = 1,0°.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсервованные точки, найденные способами А и В, совпадают.

Применяя

способ

А, мы считаем причиной образования

треугольника

погрешностей случайные ошибки пеленгования. Поправка системы кур­ соуказання корректировке не подлежит. Ее средняя квадратическая ошибка останется прежней (<?£• = 0,7°) .

Пусть найденная способом В дополнительная поправка к тому зна­ чению поправки компаса, которое учитывалось ранее, оказалась равна Д;/<(В ). Из табл. 3.32 выбираем ^ : ч с л =0,58. Следовательно, сред­ няя квадратическая ошибка поправки компаса, найденной способом В,

будет

равна

0 , 5 8 - 1 , 0 - 0 , 6 ° .

 

Из

табл.

3.33 по G~

—0,5 находим Х=-0,6; ^:аг =0,63.

Поправку компаса, которая учитывалась ранее, надо изменить на ве­ личину &*KD = ^tKifi) Средняя квадратическая величина ошиб­

ки поправки компаса, найденной этим способом, будет равна 0,63 -0,7 = « 0 , 4 ° .


 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У РА

 

 

1.

А в е р б а х

Н. В.,

Б а р а н о в

Ю. К. Определение

маневренных

элементов

морского

судна

и поправки

лага. Изд. 3-е. М.,

«Транспорт»,

1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

А н д р е е в

Н. Д. Полуэмпирическая

теория потери скорости хода

морскими

судами

на волнении'. Инф. сборник ЦНИИМФ, вып. 146 (38),

1966,

стр.

13—16.

 

 

 

 

 

3.

А и и с п м о в а

Н.

И. Позиционные

гидродинамические харак­

теристики судов при произвольных углах дрейфа. М., «Судостроение»,

1968, № 5, стр. 4—8.

 

 

 

 

 

4.

Б а с и н А. М. Теория устойчивости на курсе и поворотливости

судна.

М . — Л.,

Гостехтеориздат,

1949.

 

 

5.

Б а с н и

А. М ,

А н ф и м о в ' В. М. Гидродинамика

судна. Л.,

«Речной транспорт»,

1961.

 

 

 

6. Б а ем н

А. М. Ходкость

и управляемость судна.

М., «Транс­

порт»,

1964.

 

 

 

 

 

 

7.

Б е л я е в

Б. Н.,

Б о л д ы р е в

В. С. Применение теории слу­

чайных функций к изучению морских

течений. «Океанология». Т. I I I .

Вып. 6. 1963, стр. 953—961.

 

 

 

8.

Б о л д ы р е в

В. С , Б е л я е в

Б. Н. Влияние изменчивости те­

чения на точность определения скорости корабля. «Морской сборник», 1367, № 1, стр. 58—60.

9. Б р о и ш т е й н И. Н., С с м е н д я е в К. А. Справочник

по ма­

тематике. Изд.

10-е. М., «Наука», 1964.

 

 

10. В е й х м а н

В. В. Нахождение вероятного места при

опреде­

лении

места

по

трем звездам. «Морской флот»,

1966,

№ 8,

стр. 19—21.

 

 

 

 

11. В е н т ц е л ь

Е. С. Теория вероятностей. Изд. 4-е. М., «Наука»,

1969.

 

 

 

 

 

12.

В л а с о в В. Д . Интерпретация систематических

ошибок

геоде­

зических измерений как элементарных случайных функций. Известия

ВУЗ. Геодезия

и аэрофотосъемка.

1969, вып. 5,

стр.

63—70.

 

 

 

13. В о й т к у н с к и й

Я. И. и др. Справочник по

теории

корабля.

Л., Судпромгиз,

1960.

 

 

 

 

 

 

 

 

14. В о й т к у н с к и й

Я. И. Сопротивление

воды

движению

судов.

М.,

«Судостроение»,

1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Г а у с с

К-

Ф. Избранные

геодезические

сочинения. Т. I. М.,

Геодезиздат, 1957.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Г е . т ь в и х

П. А. Стрельба. Ч. I. Вып. 2.

Приложение 1.

Объ­

единение и исключение распределений. Изд. Военно-технической

акаде­

мии

РККА им. Дзержинского. Л., 1928.

 

 

 

 

 

 

17. Г е л ь м е р т

Ф. Р. Уравновешивание

по

способу наименьших

квадратов и приложение его в геодезии, физике

и теории

меритель­

ных

.приборов.

М.,

1914.

 

 

 

 

 

 

 

195


 

18. Г и р е

И. В. и др. Испытание

мореходных качеств

судов. Л.,

«Судостроение»,

1965.

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Г о р д е е в Ю. А. О приложении способа

наименьших

квадра­

тов

при уравновешивании зависимых

результатов

измерений.

Известия

ВУЗ. Геодезия

и аэрофотосъемка.

1960. Вып. 2,

стр. 19—40.

 

 

20. Д е м и н

 

С. И. Предвычисленне угла дрейфа

судна. Инф, сбор­

ник ЦНИИМФ. Вып. 155 (34),

1966, стр. 16-43.

 

 

 

 

 

21. Д е м и н

 

С. И. Результаты продувка подводной части модели

т/х

«Ленинский

комсомол»

в

аэродинамической

трубе.

Труды

ЦНИИМФ. Вып. 91.

1968, стр. 64—76.

 

 

 

 

 

 

22. Д р а л о в Г.

Раднодсвиацня н причины, изменяющие ее. «Мор­

ской

флот», 1958,

12, стр. 5—8.

 

 

 

 

 

 

 

23. Д р е м л ю г

В. В., М а р к о в

М. Ф. Определение

ветроволно-

пых потерь скорости хода по данным натурных наблюдений. «Судо--

вождение».

Вып. 8.

1968, стр. 61—70.

 

 

24. Д р е м л ю г

В.

В.,

Р у д я е в Ф. И. Сравнительный

анализ

энергетического

метода

предвычислення

ветроволновых потерь

скоро­

сти хода

судов

с

данными

натурных

наблюдений, «Судовождение».

Вып. 10. 1969, стр. 23—31.

 

 

 

25. Д ь я к о н о в

В. Ф. Применение

косвенного аналитического ме­

тода определения широты н долготы места судна при машинном ре­ шении задач мореходной астрономии. «Судовождение». Вып. 10. 1969,

стр. 71—84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26. 3 и м о в н о в

В. Н.

Способ

наименьших

квадратов

в

прило­

жении

 

к измерениям, сопровождающимся постоянными погрешностями.

М.,

Геодезиздат,

1950.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.

И д е л ь с о и

Н. И. Способ

наименьших

квадратов

и

теория

математической

обработки

результатов

измерений.

М.,

Геодезиздат,

1947.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.

К а а р а п с к и й

В.

В.

Избранные

труды. Т.

1.

Изд.

УНГС

ВМФ,

 

1956.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29.

К а з а к е в и ч

Д. И. Основы

теории случайных

функций

и ее

применение в гидрометеорологии. Л., Гидрометеоиздат,

1971.

 

 

 

 

30.

К а ц м а н

Ф. М. и др. Эксплуатационные

испытания

морских

судов.

 

М., «Транспорт»,

1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

К а я н д е р А. Н.

Оптимальные

методы

обработки

наблюде­

ний. Труды ЦНИИМФ. Вып. 157.

1972, стр. 3—7.

 

 

 

 

 

 

 

 

32.

К е м н и ц Ю. В. Математическая

обработка

зависимых

резуль­

татов

измерений. М., «Недра»,

1970.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

33.

К е м н и ц Ю. В. Математическая

обработка

результатов

 

геоде­

зических измерений. Итоги науки. Геодезия

и

аэрофотосъемка. Т. V I I . '

М.,

ВИНИТИ,

1971.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34.

К о з л о в

А. Д.

Оценка точности

определения

места

корабля.

Л., изд. ГУ ВМФ,

1954.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35.

К о л м о г о р о в

А. Н. Локальная

структура

турбулентности в

несжимаемой вязкой

жидкости. Доклады

АН СССР. Т. 30. 1941,

№ 4,

стр.

299—303.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. К о л м о г о р о в

А.

Н.

К

обоснованию

метода

наименьших

квадратов. Успехи математических наук. Т. 1. Вып. 1

(11),

 

1946,

стр.

57 - 70 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.

К о н д р а ш и х и н

В. Т. Уравнивание

косвенных

взаимозави­

симых

измерений

способом наименьшей

квадратичной

формы.

Тру­

ды

ЦНИИМФ. Вып. 69.

1966, стр. 19—38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38.

К о н д р а ш и х и н

В.

Т.

Оценка

точности

обсерваций

при

196


уравнивании способом наименьшей квадратичной формы. Труды

ЦНИИМФ. Вып. 91. 1968,

стр.

19-20.

 

 

 

 

 

 

 

39.

К о н д р а ш и ,х и н В. Т. Теория ошибок

и ее применение к за­

дачам

судовождения.

М.,

«Транспорт»,

1969.

 

 

 

 

 

40.

К о с т ю к о в

А. А. Сопротивление

воды движению судов, Л.,

«Судостроение»,

" 1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41.

К о у г н я

 

В. А. Уравнивание зависимых результатов измере­

ний. Известия ВУЗ. Геодезия

н

аэрофотосъемка.

 

1968.

Вып. 3,

стр.

20—25.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42.

К р ы л о в

А. Н. О

прогрессивных

 

испытаниях

кораблей. Со­

брание

трудов. Т.

IX. Ч. 2. М . — Л., изд. АН СССР,

1949, стр. 110—118.

 

43.

К р ы л о в

А. Н. Некоторые замечания об обработке

прогрес­

сивных

испытаний судов. Собрание трудов. Т. IX.

Ч. 2.

М . — Л.,

изд.

АН СССР,

 

1949, стр. 132—143.

 

 

 

 

 

 

 

44.

К р ы л о в

А. Н. Лекции о приближенных

вычислениях. М.,

Гостехтеорнздат,

 

1954.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45.

К р ы л о в

Ю. М. Определение угла

ветрового дрейфа, самоход­

ного

корабля.

«Морской

сборник»,

1948, №

1,

стр. 115—122.

 

 

46.

К у р о ш А. Г. Курс

высшей

алгебры. М., Фнзматгиз,

1963.

 

47.

Л е с к о в

 

М. М.,

Г а в р

ю к

М. И.

Ошибки

навигационных

определений.

М.,

«Морской

транспорт»,

1961.

 

 

 

 

 

48.

Л и н н и к Ю. В. Метод

наименьших

квадратов

и основы тео­

рии

обработки

наблюдений.

М., Фнзматгиз,

1962.

 

 

 

 

49.

Л у к ь я н о в

В. Ф. К

вопросу определения

н

предвычисления

оценок коэффициента корреляции. Известия ВУЗ. Геодезия и аэрофо­ тосъемка. 1969. Вып. 5, стр. 41—44.

50.

М а з м и ш в и л и А. И. Способ

наименьших

квадратов. М.,

«Недра», 1968.

 

 

 

 

 

 

51.

М а л и к о в

М. Ф. Основы метрологии. Ч. 1. Учение

об

изме­

рении. М., изд. Комитета по делам

мер и измерительных

приборов,

1949.

 

 

 

 

 

 

 

52.

М а л и к о в

С. Ф., Т ю р и н Н. И. Введение в метрологию. М.,

Стандартгнз, 1966.

 

 

 

 

 

 

53.

М а р к о в А. А. Исчисление

вероятностей. М.,

Госиздат,

1921.

54.

М а т у с е в н ч Н. Н. Методы

определения угла

ветрового дрей­

фа малых кораблей.— В сб.: Материалы

по дрейфу и рыскливости ко­

раблей

при дрейфе

и волне. М . — Л.,

Гидрометеоиздат,

1946.

 

 

55.

М а т у с е в и ч Н. Н. О некоторых

систематических ошибках из­

мерений и методы исключения их влияния. Записки по гидрографии. 1946, № 3, стр. 87—102.

56.

М о н и и А. С , Я г л о м А. М. Статистическая

гидромеханика.

Части I и II . М., «Наука»,

1965,

1967.

 

 

 

 

57.

О з и м и д о в

Р. В.

Горизонтальная

турбулентность

и

турбу­

лентный

обмен в океане.

Труды

института

океанологии АН

СССР.

Т. 52,

1961.

 

 

 

 

 

 

 

58.

П о л я н с к и й

В. М. Бейессовский подход к

задаче

определе­

ния параметров движения судна. Труды ЦНИИМФ. Вып. 92. 1968,

стр.

83—94.

 

 

 

 

 

 

 

59.

П о п е к о

Г. П.,

С о л о м а т и н

Е. П.

Навигация.

Курс

ко­

раблевождения. .Т.

1. Л., изд. УГС ВМФ, 1961.

 

 

 

 

60.

П р а в д ю к В. В., С о к о л о в

А. В. Потерн скорости

хода

судов

под воздействием

гидрометеорологических

условий.

Инф, сбор­

ник

ЦНИИМФ. Вып. 120 (27). 1964, стр. 42—47.

 

 

 

197