Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
3.30 |
|
|
Уточнение оценок скорости хода при штиле и оценивание точности |
результатов |
|
|
||||||||||
1 |
*0о> |
V (Ю |
|
1/2 |
•Qi (к) |
d l |
(к) |
|
( - 1 )/+Ч,- |
li |
(К) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
) |
0,0965 |
—0,106 |
65 |
+ 137 |
+ |
17,0 |
+0.117 |
—0,418 |
- 0 , 0 2 3 |
—0,010 |
- 1 . 3 |
1,7 |
|
12 |
8,04 |
+0,096 |
65 |
—572 |
—71.2 |
—0,492 |
+0,403 |
+0,003 |
[8,03] |
+ 1,3 |
1,7 |
|||
|
|
|||||||||||||
21 |
5.08 |
0.1016 |
+0,102 |
26 |
+ 162 |
+31,9 |
+0.220 |
—0,366 |
—0,016 —0,008 |
—0,8 0.6 |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[5,07] |
|
|
32 |
1 |
|
+0,184 |
151 |
—671 |
—54,6 |
—0,377 |
+0,292 |
—0.029 |
—0,020 |
—0,9 |
0,8 |
||
|
12,29 |
0,0921 |
|
|
+ 158 |
+ |
12,8 |
|
|
—0,010 |
112.27] |
+ 1.0 |
1.0 |
|
33 |
1 |
|
—0,083 |
151 |
+0,088 |
—0,185 |
||||||||
41 |
) |
0.0887 |
+0,177 |
280 |
+219 |
+ |
13,1 |
+0.090 |
—0,026 |
+0,049 |
[+0,051] |
—0,2 |
0 |
|
|
16,74 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
42 |
1 |
|
+0,089 |
280 |
—890 |
—53,1 |
—0,366 |
—0,096 |
+0,053 |
|16,791 |
+0, 2 |
|||
|
|
/ . |
. |
10'\v v = 5,8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3.31 |
|
|
|
Уточнение оценок поправки лага и оценивание точности результатов |
|
|
|||||||
г |
Л1 |
(-1)/ + Ч/ |
•Я/ + ( - 1 ) , + , » т / |
li (к) |
S |
h (к) |
2 > i |
|
|
102щ('- |
ю* (*;)"" |
11 |
7,78 |
—0,418 |
7,362 |
+0,248 |
+0,425 |
+0.153 |
+ 2 . 8 о / 0 |
+0,217 |
+3,1 |
9,6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
12 |
7,47 |
+0,403 |
7,873 |
+0,177 |
I |
|
|
|
+0,208 |
—3,1 |
9.6 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
21 |
5,18 |
—0,366 |
4,814 |
+0,206 |
+0,206 |
+0,052 |
+ 4 . 0 о / 0 |
— |
— |
— |
|
" 32 |
11.87 |
+0,292 |
• 12,162 |
+0,198 |
1 |
|
+0.239 |
|
+0,215 |
—1.7 |
2,9 |
33 |
12.05 |
|
|
|
+0,433 |
+ 1 . 8% |
|
|
|
||
—0,185 |
11,865 |
+0,235 |
1 |
|
|
|
+0,218 |
+ 1,7 |
2,9 |
||
41 |
16,96 |
—0,026 |
' 16,934 |
+0,096 |
+0,182 |
+0,334 |
|
+0,092 |
+0, 4 |
0 |
|
42 |
16.43 |
—0,096 |
16,334 |
+0,086 |
+ 0 , 5 % |
+0,090 |
- 0 , 4 |
0 |
|||
I |
• ' |
|
|
10"\v' v'\ = 2 5 , 0
А— в точке пересечения противомеДиан треугольника погрешностей;
В— в точке пересечения биссектрис треугольника по грешностей;
D—на |
прямой АВ, в расстоянии |
от точки А, |
рав |
||
ном |
Ы, |
где |
X — коэффициент, |
выбираемый |
из |
табд. 3.33, |
d— |
длина отрезка АВ. |
|
Л
Рис. 3.4. Отыскание обсервованного места по тре угольнику погрешностей способами А, В, D
Способы В и D позволяют оценить величину дополни тельной поправки А^и, которая должна вводиться в ре зультаты измерений навигационных параметров для ком пенсации постоянной (повторяющейся) систематической ошибки дополнительно к той поправке, которой измерения исправлялись ранее. Если обсервованноё место отыски
вается способом В, |
эта |
поправка |
|
|
|
|
(3.115) |
где g—модуль |
градиента |
навигационного параметра; |
|
b — отстояние |
точки |
В от первоначально проведен |
|
ных |
линий |
положения |
188
i
Как следует из выражения (1.130), значение дополни тельной поправки A2U,{D), к которой приводит способ D,
может быть найдено по формуле
|
|
|
|
|
|
A2U{D) |
|
= XA2U{B). |
|
|
|
|
(3.116) |
||||
|
В |
приведенных |
ниже |
таблицах |
|
приняты |
обозначения: |
||||||||||
|
|
°сЛ |
— средняя |
квадратическая |
величина |
случайных |
|||||||||||
|
|
|
ошибок |
линий |
положения; |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
о г — : средняя |
квадратическая |
величина |
постоянной |
||||||||||||
|
|
|
остаточной |
систематической |
ошибки линий по-' |
||||||||||||
|
|
|
ложения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
V |
^2 — углы |
между |
направлениями |
градиентов линий |
||||||||||||
|
|
|
положения; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Мсл |
—средняя |
квадратическая |
ошибка |
обсервован- |
|||||||||||
|
|
|
ного места (оценивается влияние случайных |
||||||||||||||
|
|
|
ошибок |
измерений); |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
т — векториальная |
ошибка |
|
обсервованного |
места |
|||||||||||
|
|
|
(оценивается |
влияние |
постоянной |
системати |
|||||||||||
|
|
|
ческой |
ошибки |
измерений); |
|
|
|
|
||||||||
|
|
М0 |
— средняя |
квадратическая |
ошибка |
обсервован |
|||||||||||
|
|
|
ного места (оценивается совместное влияние |
||||||||||||||
|
|
|
случайных |
и постоянной |
систематической |
оши |
|||||||||||
|
|
|
бок |
измерений); |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
02 —средняя |
квадратическая |
величина |
ошибки в |
||||||||||||
|
|
|
оценке |
поправки AU, к которой |
приводит |
при |
|||||||||||
|
|
|
менение |
рассматриваемого |
способа |
отыскания |
|||||||||||
|
|
|
обсервованного |
места. |
|
|
|
|
|
|
А, |
||||||
|
Если |
обсерво-ванная |
точка |
отыскивается |
способом |
||||||||||||
то |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мо^УМ^ |
+ т*. |
|
|
(3.117) |
|
||||||
|
Пример 3.3. |
Место |
корабля определяется по высотам трех |
све |
|||||||||||||
тил; |
преобладает |
постоянная систематическая ошибка |
измерений |
|
(сум |
||||||||||||
ма |
ошибок определения поправки индекса секстана и наклонения види |
||||||||||||||||
мого |
горизонта); |
о>=0,5'; |
средняя квадратическая величина случай |
||||||||||||||
ных |
ошибоклиний |
положения оС л=0,3'; |
углы |
между .направлениями |
|||||||||||||
на |
светила |
61=62=60°. |
Какой |
из способов |
|
отыскания |
обсервованного |
||||||||||
места |
(А |
или В) |
предпочтительнее? |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Способ А: М0 |
= УМ\л |
+ т? = |
0,7 |
мили; .о |
= |
оТ = 0,5'. |
||||||||||
|
Способ |
В: |
|
Af„ = 0,8 |
мили; |
о^==0,53'. . |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Z |
|
|
|
|
|
|
189
сс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 3.32 |
||
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основные характеристики ошибок в оценках искомых величин, доставляемых при определении |
||||||||||||||||
|
|
|
места |
по трем равновесным |
линиям положения способами А и В |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(Ь, |
град |
|
|
|
|
|
|
|
Отношение |
0 |
|
|
30 |
|
60 |
|
90 |
|
120 |
|
150 |
|
180 |
|
град |
ошибок |
|
|
|
|
Способ отыскания |
обсервованного |
места |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
А |
В |
* |
в |
А |
в |
|
в |
|
в |
|
в |
|
в |
|
|
|
д |
А |
А |
А |
А |
|||||||||
|
•Мел •" °сл |
2.45 |
|
1,55 |
9.25 |
1,22 |
• 4,93 |
1,22 |
3,62 |
1,55 |
3,06 |
2,45 |
2,83 |
2,45 |
2,83 |
|
30 |
т |
: G, |
1.04 |
|
1,09 |
0 |
1,24 |
0 |
1,53 |
0 |
2,04 |
0 |
2.00 |
0 |
2,00 |
0 |
|
|
|
|
|
8,37 |
|
3,87 |
|
2,23 |
|
1,29 |
|
|
|
|
|
|
AZ |
: с с л |
|
|
|
|
|
|
|
0,71 |
|
0,71 |
||||
|
°Z : |
°г |
1.00 |
|
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
|
Мсл |
: с с л |
1,41 |
|
1.22 |
4,93 |
1,15 |
2,58 |
1,22 |
1,90 |
.1.41 |
1,63 |
1,55 |
1.56 |
1.41 |
1.63 |
60 |
/« |
: о> |
1,15 |
|
1,24 |
0 |
1.33 |
0 |
1,40 |
0 |
1,15 |
0 |
0,29 |
0 |
1,15 |
0 |
|
|
|
|
|
3,87 |
|
1,73 |
|
1.03 |
|
0.71 |
|
|
|
|
|
|
5 Z • ^сл |
|
меннм |
|
|
|
|
|
0,60 |
|
0,71 |
|||||
|
|
|
1.00 |
1.00 |
— |
1.00 |
— |
1,00 |
— |
1.00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
|
|
|
|
|
Мсл |
: с с д |
1,22 |
т: |
°> |
1,41 |
90 |
|
|
с ~ |
а с л |
|
c z |
°> |
1,00 |
Способ непри
1,22 |
3.62 |
1,22 |
1,90 |
1,22 |
1,41 |
1.22 |
1,25 |
1,22 |
1,25 |
1.22 |
1.41 |
1,53 |
0 |
1,40 |
0 |
1,00 |
0 |
0,41 |
0 |
0,41 |
0 |
1,00 |
0 |
|
2.23 |
|
1,03 |
|
0.71 |
|
0,60 |
|
0,60 |
|
0.71 |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
|
1,00 |
' |
^ с л |
: с г с л |
1,41 |
1,55 |
3.06 |
1,41 |
1,63 |
1,22 |
1.25 |
1,15 |
1.15 |
1,22 |
1.26 |
1,41 |
1,63 |
т |
°> |
2,00 |
2,04 |
0 |
1,15 |
0 |
0.41 |
0 |
0 |
0 |
0,41 |
0 |
1.15 |
0 |
120 |
|
- |
- |
1,29 |
— |
0,71 |
|
0,60 |
— |
0,58 |
— |
0,60 |
|
0,71 |
C Z |
°"сл |
|
|
|||||||||||
C Z |
<v |
1,00 |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
— |
1,00 |
|
! , 00 |
|
|
|
|
||||||||||||
^ с л |
: с с л |
2,45 |
2.45 |
2.83 |
1,22 |
1.56 |
1,22 |
1.25 |
1,22 |
1,26 |
1,55 |
1,56 |
2,45 |
2,83 |
т |
"V |
3,86 |
2,00 |
0 |
0,29 |
0 |
0,41 |
0 |
0,41 |
0 |
0,29 |
0 |
2,00 |
0 |
150 |
|
|
|
|
|
0,60 |
|
0,60 |
|
0,60 |
|
0,60 |
|
0,71 |
*г |
а с л |
|
|
0,71 |
|
|
|
|
|
«г |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
|
|