Файл: Скворцов, М. И. Теория и практика решения задач кораблевождения с учетом влияния систематических ошибок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если при обработке наблюдений способом наименьших квадратов продольная проекция скорости течения аппро­ ксимируется функцией

vTl = апх, + апх2 + . . .

хт,

( 3 . 9 5 )

то коэффициенты при неизвестных принимаются равными:

при

 

аппроксимации

триго-

при аппроксимации

степен-

нометрической

суммой

 

 

ной функцией

времени'

 

 

 

а п

=

+1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ап=+\;

 

 

 

а.п

=

sin 9,-;

 

 

 

 

 

 

а п

=

ш,;

 

 

 

 

 

я / а

=

cos 9,;

 

 

 

 

 

 

а

=

 

 

 

 

 

 

а и

=

sin 29( ;

 

 

 

 

 

 

. . . .

 

 

Если выражать угол 9,- в градусах, а время Г, во вре­

менных

минутах,

то' для полусуточного

приливо-отливного

течения

у1

—- Tt\ для суточного 9, =

~

Th

При аппрок­

симации

степенной

функцией

времени

удобно

считать

'l>, =

-^Q Th

за начало отсчета моментов времени принять

любой момент, близкий к середине наблюдений.

 

Уравнение

поправок для i-ro

пробега:

 

 

 

 

 

 

 

 

Ьпху

+ Ь12х2

+ . . . + Ьшхт

— /, = v„

 

( 3 . 9 6 )

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивая

поправки

ДУ,- и AAJ (первое

приближение),

мы

полагали,

что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при трех пробегах на режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

< i = Т " ( « т 1 + 2vT2

+ г>т 3 ) -

- i - (vra

-

« T 1 ) ; ( 3 . 9 7 )

 

 

 

 

 

 

<2

=

4-(^i

+

2 ^ 2 +

^ 3 ) ;

 

'

 

( 3 . 9 8 )

 

 

 

Кз

= "Г («л + 2vi*

+ О

+ -5- (ф « -

vT l );

( 3 . 9 9 )

 

при

двух

пробегах

на

режиме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

< 1 =

=

< 2 = =

- т ( ^ + ^ ) .

 

 

 

( 3 , 1 0 0 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 8 1


Индексами 1, 2, 3 обозначены порядковые номера про­ бегов на режиме. Следовательно, в уравнениях поправок (3.96) коэффициенты при неизвестных следует принять равными:

— для режима, предшествовавшего режиму самого ма­ лого хода (индексами 11, 12, 21, 32, 33 обозначены номера пробегов согласно нумерации, принятой в примере);

 

=

4 " [ 4 ~

+ 2 а ' 2 / + Я 2 1 / ) ~ 4~ ^ ) ~ Я » Р +

 

 

 

 

+

4 - ^ / +

^

) ] ;

 

(З.Ю1)

ЬЩ =

4 ~ [ 4 " (a"J

+

+ ^ 2 i y )

+

4 " (я н/ + < W ] ;

(З.Ю2)

для единственного

пробега режима самого малого

хода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ьщ = 4 " [ 4 *

 

+ 2 й 1 Ь +

a*1

Р + 4~

1 ~ й п Р +

 

+

4 " fey

+

2 а 3 2 /

+ a s 8 / ) -

4~ ( а 0 3 У

« 2 1 ; ) ]

(3.103)

— для режима, последовавшего за

режимом

самого

малого

хода:

 

 

 

 

 

 

 

 

£ 3 2 ; =

4 " [ 4 "

+

2 а 3 2 у + я И / ) +

4 ~ 3 2У

+ л и ; ) ] ;

(3.104)

6 3 3 ; = 4 " [ 4 ~ ( Й 2 1 / +

2 а з 2 7 +

 

+ 4 "

~ а 2 ' Р

+

— для остальных режимов, на которых выполнено по два пробега (индексами 1, 2 обозначены порядковые номе­ ра пробегов на режиме):

^ • = s = 4 - K - + a 2 / ) -

 

 

с 3 - 1 0 6 )

Составив и решив, как обычно,

систему

нормальных

уравнений, следует найти оценки хи

х2,

х,„

искомых

величин. Подставив их в выражение

(3.95), получим уточ­

ненные оценки скорости течения для

каждого

пробега.

В нашем примере при аппроксимации

продольной

проек­

ции скорости течения полиномом третьей степени

( т = 4),

182


приняв за начало счета моментов времени средний момент 32-го пробега, получим следующие значения аргументовф;, коэффициентов ац и Ьц и свободных членов U уравнений поправок:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 3.28

 

 

Вычисление коэффициентов

и свободных членов

 

 

 

 

 

нормальных

уравнений

 

 

i

 

Ь

 

Я/2

я/з

я,ч

 

 

1>!з

 

11

- 1 , 1 8

+ 1

- 1 , 1 8

+ 1.39 — 1,64

+ 1

- 1 , 0 8 2

+ 1,165 —1.270 —0,42

12

—0,80

+ 1 —0,80 +0,64 —0,51

+ 1

—0.897

+0,865 - 0 , 8 8 0 —0.40

21

—0,44

+ 1 —0,44 +0,19 —0,08

+ 1

—0.440 +0,102

+0,005 —0.38

32

 

0

+ 1

0

0

0

+ 1

+0,117 +0,102

+0,028 --0.25

33

+0,46

+ 1

+0,46

+0,21

+0,10

+ 1

+0,342

+0,108

+0.073 - 0 , 2 2

41

+

1,00

+ 1

+ 1.00 + 1,00 + 1,00

+ 1

+ 1,180 + 1.425 + 1,760 +0,03

42

+

1,36

+ 1

+ 1.36 + 1,85 +2,52

+ 1

+ 1,180 + 1,425 + 1,760 +0.04

Составив и решив систему нормальных уравнений, по­ лучим

 

= - 0,292;

х2 = +0,201;

х5

= + 0 , 0 7 1 ;

л:4 = - 0 , 0 0 7 ;

 

 

 

+0,39

+0,05

- 0 , 3 4

0

 

 

 

0 =

+0,0 5

+3,26

+0,40

- 2 , 5 5

 

 

-0,34

+0,40

+0,55

- 0 , 4 1

 

 

 

 

0

 

- 2 , 5 5

- 0 , 4 1

+2,13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Т а б л и ц а 3.29

Уточненные оценки

продольной

проекции скорости

течения

i

11

 

12

~ 21

 

32

'

33

41

42

V-tl

—0,42

—0,40

—0,37

—0,29 - 0 , 1 8

—0,03

+0,10

К сожалению, эти вычисления трудоемки. При обра­ ботке наблюдений по сокращенной схеме можно ограничи­ ваться графическим уравниванием ошибок наблюдений

183


, (рис. 3.3). Если разброс точек на графике невелик, то при некотором навыке это приводит к оценкам оТг-, практи­ чески не отличающимся от доставляемых способом наи­ меньших квадратов. Но матрицу Q при этом оценить не удается.

- 0 , 5 |

Рис. 3.3. Графическое уравнивание ошибок в оценках продольной проекции скорости течения

Второе приближение и апостериорное оценивание точности наблюдений

 

 

 

^ ' % Г

= ^ -

( З Л 0 7 )

где Ei — см. формулу (3.66);'

 

 

 

',оо = v i ~ ^ ( D -

Тлю W

-

ЛУ

- dKm

+ (~ 1У^>

( 3 - 1 0 8 )

 

/;(ю = ^

-

^

+

( - 1 ) г

^ .

(3.109)

При одном

пробеге

на

режиме

 

 

A

^ = y W

 

^ , = V v

( З Л 1 ° )

184

• При двух или трех

пробегах на режиме

 

^ - T 2 W

 

( З Л 1 1 )

v, = &2v} -

// 1 К ) ; = а\&лт - г т

(з . 11 з)

(отклонения v, и v\ вычисляются только для тех режи­ мов, на которых выполнено по два или по три пробега);

 

 

 

 

,2

" г ( « i + " г — т) '

 

 

 

(3.114)

 

 

 

 

v

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

/ij—число

использованных дополнительных

соотно­

 

 

 

шений; .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п2 — сумма

чисел

отклонений

и,- и

v[;

 

 

 

т — общее

число

неизвестных.

 

 

 

 

В

нашем примере:

 

 

 

 

 

 

 

 

n i = i

 

(нами использовано

найденное из предыдущих на­

блюдений

отношение

V{._1)c:

У,;^) с ) ;

 

 

 

 

« 2 = 1 3

(число

уравнений

поправок,

из которых

вычис­

ляются

отклонения vh

v'^j;

 

 

 

 

 

 

 

т = 7

 

(в этих

уравнениях

поправок

содержатся

четыре

искомые

 

поправки AVj и три искомые

поправки

лага Ал,).

,

 

(I + 13) ( 5 . 8 + 25.0) _

, 1 0 . , ,

O

_ 2 2 . 1 0 - 2 v 3

°v—

 

13(13 +

1 - 7 )

 

и

'

 

 

ш

у з <

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 3.11. В С П О М О Г А Т Е Л Ь Н Ы Е

ТАБЛИЦЫ Д Л Я ОТЫСКАНИЯ

V О Б С Е Р В О В А Н Н О Г О

МЕСТА ПО Т Р Е М

Р А В Н О В Е С Н Ы М

ЛИ Н И Я М ПОЛОЖЕНИЯ, О Т Я Г О Щ Е Н Н Ы М

!ПОСТОЯННОЙ ( П О В Т О Р Я Ю Щ Е Й С Я ) СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ

ОШИБКОЙ.

Рассматривается случай, когда модули градиентов на­ вигационных параметров одинаковы: g i = g 2 = g a = g - 06 - сервованное место корабля может отыскиваться следую­ щими способами (рис, 3.4):

185