Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
крепляют к колоннам здания, затем поднима ют пролетные балки и присоединяют к конце вым балкам. Дальнейшую сборку крана ведут в описанной выше последовательности.
Следует отметить, что способ подъема мо стовых кранов старой конструкции полумос тами, кроме других причин, рассмотренных выше, получил распространение потому, что в данном случае не требуется устройства стел
лажей с горизонтальной |
поверхностью: таки |
ми стеллажами являются |
подкрановые балки |
с рельсами. |
|
Рассмотренный выше способ подъема мо ста крана при помощи башенного крана яв ляется одним из многочисленных возможных вариантов. Для сборки здания могут быть установлены два башенных крана, которые могут быть расположены вдоль рядов колонн. В таком случае возрастает возможность уве личить вес монтажного элемента. При двух кранах грузоподъемностью по 40 Т можно поднимать собранными мосты кранов всех пролетов грузоподъемностью до 50 Т включи тельно.
При подъеме двумя башенными кранами между подкрановыми балками половины мо ста или собранный мост проносят «рыбкой». Это значит, что мост поднимают в наклонном положении так, что одна сторона его опере
жает другую. После того как одна |
сторона |
||
минует подкрановую |
балку, |
ее оттягивают в |
|
сторону и проносят |
вторую |
сторону |
моста |
мимо второй подкрановой балки, а затем мост опускают на подкрановые рельсы.
Мостовые краны общего назначения гру зоподъемностью 80—320 Т при использовании башенных кранов поднимают по элементам.
70
Сначала собирают и устанавливают баланси ры с балансирными тележками и временно закрепляют на подкрановых балках, затем поднимают пролетные балки и присоединяют к балансирам. Собрав так одну балку, соби рают вторую и мост соединяют концевыми балками. В заключение устанавливают тележ ку, кабину и изготовляют грузовые полиспа сты.
Таким образом, при использовании башен ных и других кранов, которыми монтируют здания и сооружения, способ подъема мосто вых кранов должен решаться в каждом кон кретном случае особо.
Последовательность сборки мостового кра на почти не зависит от использованного для такелажа деталей монтажного механизма. Поэтому при подъеме элементов крана пере движными кранами (гусеничными, автомо бильными и др.) последовательность сборки мостовых кранов общего назначения остается той же, что при использовании для этой же цели башенных и других кранов, которыми монтируют конструкции зданий и сооружений.
Для использования передвижных |
кранов, |
|
необходимо выполнение трех |
условий — мон |
|
тажный кран должен своей |
стрелой |
вписы |
ваться в габариты здания, в котором монтиру ется мостовой кран; грузоподъемность мон тажного крана должна соответствовать наи большему весу монтажного элемента монти руемого крана; поднимаемая деталь крана 2 (рис. 16) во время подъема и установки на подкрановые балки 3 должна разместиться между грузовым полиспастом 1 монтажного крана 5 и его стрелой 4.
Для выполнения первого условия необхо
71
димо, чтобы расстояние а (рис. 16) от верха стрелы, в самом высоком ее положении, до кровли здания 6 было не менее 0,1—0,2 м. Вто рое условие выполняют сами монтажники, вы бирая монтажный кран соответствующей гру зоподъемности или, если это возможно огра-
Рис. 16. Установка деталей мостового крана при помощи гусеничного монтаж ного крана
дичением монтажного блока. Однако это не Есегда зависит от монтажников (как поступа ют в таких случаях, рассмотрено подробно ниже). Выполнение третьего условия также не полностью зависит от монтажников: оно в большинстве случаев зависит от конструкции монтажного крана и состоит в том, что рас
стояние |
б от стрелы |
крана |
(во |
время подъе |
|
ма) до |
края груза |
должно |
быть не |
менее |
|
0,1 м. |
|
|
|
|
|
Распространенная конструкция стрел мон |
|||||
тажных |
кранов, показанная |
на |
рис. |
16, не |
|
создает |
благоприятных условий |
для |
подъема |
72
элементов мостовых кранов. Поэтому получил распространение способ монтажа мостовых кранов полумостами: мост крана старой кон струкции в сборе поднять стреловым краном невозможно, так как поднимаемый элемент в этом случае не размещается между полиспас том и стрелой монтажного крана. Тем более, что с увеличением вылета стрелы резко пада ет грузоподъемность крана. Это падение на столько значительно, что, например, для монтажа полумоста крана грузоподъемно стью 15 Т, пролетом 32,5 м нужно было вос пользоваться двумя монтажными кранами грузоподъемностью 40 Т каждого. Несколько улучшается положение при использовании монтажных кранов типа МКГ-25 (и других модификаций этого типа), стрелы которых снабжены гуськом.
Когда грузоподъемности одного монтажного крана не хватает, поднимают полумосты дву мя кранами. Чтобы пронести между подкра новыми балками, полумост развертывают е плане относительно пролета при подъеме од ним краном, при подъеме двумя кранами по лумост проносят между подкрановыми балка ми «рыбкой» (как подробно рассмотрено при описании монтажа собранных мостов при по мощи башенного крана). Двумя кранами можно поднимать полумост также при помо щи траверсы, которую подвешивают к грузо вым крюкам кранов, а поднимаемый груз к траверсе. К такому способу прибегают преи мущественно в тех случаях, когда грузоподъ емность монтажных кранов разная. Стропов ку полумоста 3 (рис. 17,а) к траверсе 1, под вешенной к стрелам двух кранов 2 и 4 разной грузоподъемности, при длине траверсы L вы
73
полняют так, чтобы длина плеч l\ wh (рис. 17,6) была обратно пропорциональна грузоподъем ности стрел в том положении, в котором они будут поднимать монтажный элемент.
Мостовые краны общего назначения новой конструкции грузоподъемностью до 50 Т, со стоящие из четырех монтажных элементов,
траверсами
а — схема -подъема; 6 места подвески груза на траверсе
поднимают передвижными кранами по эле ментам, т. е. сначала устанавливают на под крановые балки концевые балки, а затем к ним присоединяют пролетные балки.
Наиболее рациональным 'решением в об ласти монтажа мостовых кранов является пе реоборудование монтажного крана 5 (рис. 18) специальной стрелой 4, снабженной травер сой 2. Траверса крепится к головке стрелы шарнирно и удерживается полиспастом. Мо стовой кран / в сборе таким монтажным кра ном устанавливается на подкрановые балки 3 без особых осложнений. Такая стрела позво
74
ляет наиболее полно использовать возможную грузоподъемность крана.
Впервые такая стрела была установлена на кран Э-2501 в тресте Донбассметаллургмонтаж в г. Жданове. Преимущество такого кра-
Рис. 18. Подъем моста крана
■на также в том, что наличие на оголовке стрелы траверсы позволяет размещать между стрелой и ее полиспастом грузы с попереч ными габаритами до 3 м. Стрела крана во время подъема занимает почти вертикальное положение. Небольшой наклон в сторону под
нимаемого |
груза делают для |
увеличения |
ус |
|
тойчивости |
крана. |
Значение |
вертикального |
|
положения |
стрелы |
станет понятным, если |
на |
помнить, что монтажный кран МКГ-25 при вертикальном положении стрелы имеет мак симальную грузоподъемность — 25 Г, а при
75
вылете 12 м его грузоподъемность всего толь
ко 4,6 Т. При вертикальной |
стреле |
крана |
МК.Г-25 поднять полумост мостового |
крана |
|
невозможно. |
|
|
Мостовые краны общего назначения грузо подъемностью более 50 Т собирают аналогич но, разница только в том, что подъем крана производят элементами, укрупняемыми до весов, соответствующих грузоподъемности монтажных кранов. Последовательность сбор ки этих кранов такая же, как кранов грузо подъемностью до 50 Т.
Подъем полиспастами. Полиспаст, входя щий в состав почти всех монтажных механиз мов, широко используют как самостоятельное приспособление, применяемое при подъеме мостовых кранов. Полиспаст (рис. 19) пред ставляет собой простейшее приспособление, при помощи которого небольшим усилием можно поднять большой груз, при этом ско рость подъема груза уменьшается во столько раз, во сколько уменьшается усилие, необхо димое для подъема груза.
Полиспаст состоит из двух блоков — одно
го неподвижного 3, подвешенного к |
опоре 4 |
||
при помощи |
серьги или |
крюка, и |
второго |
подвижного |
1 с крюком |
6, предназначенным |
для присоединения к нему поднимаемого гру за.
Подвижный блок также может быть снаб жен серьгой для присоединения поднимаемого груза. Между роликами обоих блоков пропу щен стальной канат, образующий в данном примере шесть рабочих ниток 2 полиспаста. Число этих ниток произвольно (с некоторым ограничением) и зависит от числа роликов в подвижном и неподвижном блоках. Нитка
76
полиспаста 5, направляемая .на лебедку (на рис. не показана), называется сбегающей. Число рабочих ниток полиспаста определяет его грузоподъемность; этих ниток в полиспас те всегда столько, сколько их на подвижном
Рис. 19. Устройство поли спаста
блоке. Свободный конец каната может быть закреплен на неподвижном или подвижном блоках .
Однако возможно и такая схема полиспа ста, в которой оба конца каната направля ются на лебедки. Блок, с которого сходит сбе гающая нитка полиспаста, называется отвод ным.
77
При весе груза Q и шести нитках поли
спаста |
усилие, передающееся на лебедку, со |
||
ставит |
q— Q : 6. Чтобы убедиться в этом, |
до |
|
пустим, что канаты полиспаста |
пересечены |
||
плоскостью абвг. Чтобы груз |
удержать |
на |
весу, к каждому канату надо приложить уси лие, сумма которых составит Q. А так как все нити полиспаста натянуты одинаково, нет ос нований утверждать, что усилия в этих нит ках разные; усилие в каждой нитке будет ра вно Q : 6= q . Однако такое рассуждение не учитывает, что в роликах блоков есть трение и перегиб каната на роликах создают допол нительное сопротивление. Эти обстоятельства учитывают введением соответствующих ко эффициентов К. Для каждого ролика такой коэффициент мень1не единицы. Для определе ния усилия в канатах полиспаста можно поль
зоваться |
коэффициентами, |
приведенными |
в |
|||
табл. 10. |
При расчете |
полиспаста сбегающая |
||||
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Коэффициент К для расчета полиспаста |
|
|
||||
Число рабочих |
Число роли |
Число ОТВОДНЫХ 1ЮЛИКОВ |
|
|||
|
|
|
|
|||
ниток в полис |
ков в блоках |
0 |
1 |
2 |
|
|
пасте |
|
полиспаста |
|
|||
1 |
|
0 |
1 |
0,96 |
0,92 |
|
2 |
|
1 |
1,96 |
1,88 |
1,81 |
|
3 |
|
2 |
2,88 |
' 2,76 |
2,65 |
|
4 |
|
3 |
3,77 |
3,62 |
3,47 |
|
5 |
|
4 |
4,62 |
4,44 |
4,26 |
|
6 |
|
5 |
5,43 |
5,21 |
5 |
|
7 |
|
6 |
6,21 |
5,96 |
5,72 |
|
8 |
|
7 |
6,97 |
6,69 |
6,42 |
|
нитка не учитывается, а усилие в ней прини мается равным в последней рабочей нитке.
Например, груз, подвешенный к полиспас ту, весит 12,5 т; в полиспасте 6 ниток каната,
78
в блоках полиспаста 5 рабочих роликов и 1 отводной. По табл. 3 находим, что /(=5,21. Тяговое усилие получим как результат деле ния груза Q на коэффициент /(, т. е.
Р = — = |
= 2 4 Т. |
К |
5,21 |
Таким образом, для подъема этим поли спастом груза весом 12,5 тнеобходима лебед ка грузоподъемностью 2,5 Т.
Для подъема грузов полиспастом послед ним пользуются в сочетании с лебедкой, в большинстве случаев снабженной электриче ским приводом. Для пользования полиспастом необходима опора, к которой подвешивается неподвижный блок. Эта опора должна быть расположена выше места, на которое должен быть установлен поднимаемый груз. При монтаже мостовых кранов место подвески по лиспастов должно быть выше подкрановых балок, чтобы до точки подвески можно было разместить поднимаемую деталь крана и по лиспаст в стянутом состоянии.
При монтаже мостовых кранов в качестве опоры для подвески полиспаста раньше ис пользовали монтажные мачты. Оказалось, что в качестве опоры для подвески полиспаста при монтаже мостовых кранов можно также использовать конструкции зданий и сооруже
ний, расположенные выше |
места |
установки |
|
крана — подкрановых балок, при условии |
вы |
||
полнения требований,- изложенных выше. |
зда |
||
Впервые использование |
конструкций |
||
ния для подвески монтажных |
полиспастов |
при монтаже мостового крана было осущест влено при монтаже мостового крана в здании миксеров грузоподъемностью 125/30 Т в 1938 г на заводе «Запорожсталь». Мост крана был
79