Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крепляют к колоннам здания, затем поднима­ ют пролетные балки и присоединяют к конце­ вым балкам. Дальнейшую сборку крана ведут в описанной выше последовательности.

Следует отметить, что способ подъема мо­ стовых кранов старой конструкции полумос­ тами, кроме других причин, рассмотренных выше, получил распространение потому, что в данном случае не требуется устройства стел­

лажей с горизонтальной

поверхностью: таки­

ми стеллажами являются

подкрановые балки

с рельсами.

 

Рассмотренный выше способ подъема мо­ ста крана при помощи башенного крана яв­ ляется одним из многочисленных возможных вариантов. Для сборки здания могут быть установлены два башенных крана, которые могут быть расположены вдоль рядов колонн. В таком случае возрастает возможность уве­ личить вес монтажного элемента. При двух кранах грузоподъемностью по 40 Т можно поднимать собранными мосты кранов всех пролетов грузоподъемностью до 50 Т включи­ тельно.

При подъеме двумя башенными кранами между подкрановыми балками половины мо­ ста или собранный мост проносят «рыбкой». Это значит, что мост поднимают в наклонном положении так, что одна сторона его опере­

жает другую. После того как одна

сторона

минует подкрановую

балку,

ее оттягивают в

сторону и проносят

вторую

сторону

моста

мимо второй подкрановой балки, а затем мост опускают на подкрановые рельсы.

Мостовые краны общего назначения гру­ зоподъемностью 80—320 Т при использовании башенных кранов поднимают по элементам.

70

Сначала собирают и устанавливают баланси­ ры с балансирными тележками и временно закрепляют на подкрановых балках, затем поднимают пролетные балки и присоединяют к балансирам. Собрав так одну балку, соби­ рают вторую и мост соединяют концевыми балками. В заключение устанавливают тележ­ ку, кабину и изготовляют грузовые полиспа­ сты.

Таким образом, при использовании башен­ ных и других кранов, которыми монтируют здания и сооружения, способ подъема мосто­ вых кранов должен решаться в каждом кон­ кретном случае особо.

Последовательность сборки мостового кра­ на почти не зависит от использованного для такелажа деталей монтажного механизма. Поэтому при подъеме элементов крана пере­ движными кранами (гусеничными, автомо­ бильными и др.) последовательность сборки мостовых кранов общего назначения остается той же, что при использовании для этой же цели башенных и других кранов, которыми монтируют конструкции зданий и сооружений.

Для использования передвижных

кранов,

необходимо выполнение трех

условий — мон­

тажный кран должен своей

стрелой

вписы­

ваться в габариты здания, в котором монтиру­ ется мостовой кран; грузоподъемность мон­ тажного крана должна соответствовать наи­ большему весу монтажного элемента монти­ руемого крана; поднимаемая деталь крана 2 (рис. 16) во время подъема и установки на подкрановые балки 3 должна разместиться между грузовым полиспастом 1 монтажного крана 5 и его стрелой 4.

Для выполнения первого условия необхо­

71


димо, чтобы расстояние а (рис. 16) от верха стрелы, в самом высоком ее положении, до кровли здания 6 было не менее 0,1—0,2 м. Вто­ рое условие выполняют сами монтажники, вы­ бирая монтажный кран соответствующей гру­ зоподъемности или, если это возможно огра-

Рис. 16. Установка деталей мостового крана при помощи гусеничного монтаж­ ного крана

дичением монтажного блока. Однако это не Есегда зависит от монтажников (как поступа­ ют в таких случаях, рассмотрено подробно ниже). Выполнение третьего условия также не полностью зависит от монтажников: оно в большинстве случаев зависит от конструкции монтажного крана и состоит в том, что рас­

стояние

б от стрелы

крана

(во

время подъе­

ма) до

края груза

должно

быть не

менее

0,1 м.

 

 

 

 

 

Распространенная конструкция стрел мон­

тажных

кранов, показанная

на

рис.

16, не

создает

благоприятных условий

для

подъема

72

элементов мостовых кранов. Поэтому получил распространение способ монтажа мостовых кранов полумостами: мост крана старой кон­ струкции в сборе поднять стреловым краном невозможно, так как поднимаемый элемент в этом случае не размещается между полиспас­ том и стрелой монтажного крана. Тем более, что с увеличением вылета стрелы резко пада­ ет грузоподъемность крана. Это падение на­ столько значительно, что, например, для монтажа полумоста крана грузоподъемно­ стью 15 Т, пролетом 32,5 м нужно было вос­ пользоваться двумя монтажными кранами грузоподъемностью 40 Т каждого. Несколько улучшается положение при использовании монтажных кранов типа МКГ-25 (и других модификаций этого типа), стрелы которых снабжены гуськом.

Когда грузоподъемности одного монтажного крана не хватает, поднимают полумосты дву­ мя кранами. Чтобы пронести между подкра­ новыми балками, полумост развертывают е плане относительно пролета при подъеме од­ ним краном, при подъеме двумя кранами по­ лумост проносят между подкрановыми балка­ ми «рыбкой» (как подробно рассмотрено при описании монтажа собранных мостов при по­ мощи башенного крана). Двумя кранами можно поднимать полумост также при помо­ щи траверсы, которую подвешивают к грузо­ вым крюкам кранов, а поднимаемый груз к траверсе. К такому способу прибегают преи­ мущественно в тех случаях, когда грузоподъ­ емность монтажных кранов разная. Стропов­ ку полумоста 3 (рис. 17,а) к траверсе 1, под­ вешенной к стрелам двух кранов 2 и 4 разной грузоподъемности, при длине траверсы L вы­

73


полняют так, чтобы длина плеч l\ wh (рис. 17,6) была обратно пропорциональна грузоподъем­ ности стрел в том положении, в котором они будут поднимать монтажный элемент.

Мостовые краны общего назначения новой конструкции грузоподъемностью до 50 Т, со­ стоящие из четырех монтажных элементов,

траверсами

а — схема -подъема; 6 места подвески груза на траверсе

поднимают передвижными кранами по эле­ ментам, т. е. сначала устанавливают на под­ крановые балки концевые балки, а затем к ним присоединяют пролетные балки.

Наиболее рациональным 'решением в об­ ласти монтажа мостовых кранов является пе­ реоборудование монтажного крана 5 (рис. 18) специальной стрелой 4, снабженной травер­ сой 2. Траверса крепится к головке стрелы шарнирно и удерживается полиспастом. Мо­ стовой кран / в сборе таким монтажным кра­ ном устанавливается на подкрановые балки 3 без особых осложнений. Такая стрела позво­

74

ляет наиболее полно использовать возможную грузоподъемность крана.

Впервые такая стрела была установлена на кран Э-2501 в тресте Донбассметаллургмонтаж в г. Жданове. Преимущество такого кра-

Рис. 18. Подъем моста крана

■на также в том, что наличие на оголовке стрелы траверсы позволяет размещать между стрелой и ее полиспастом грузы с попереч­ ными габаритами до 3 м. Стрела крана во время подъема занимает почти вертикальное положение. Небольшой наклон в сторону под­

нимаемого

груза делают для

увеличения

ус­

тойчивости

крана.

Значение

вертикального

положения

стрелы

станет понятным, если

на­

помнить, что монтажный кран МКГ-25 при вертикальном положении стрелы имеет мак­ симальную грузоподъемность — 25 Г, а при

75

вылете 12 м его грузоподъемность всего толь­

ко 4,6 Т. При вертикальной

стреле

крана

МК.Г-25 поднять полумост мостового

крана

невозможно.

 

 

Мостовые краны общего назначения грузо­ подъемностью более 50 Т собирают аналогич­ но, разница только в том, что подъем крана производят элементами, укрупняемыми до весов, соответствующих грузоподъемности монтажных кранов. Последовательность сбор­ ки этих кранов такая же, как кранов грузо­ подъемностью до 50 Т.

Подъем полиспастами. Полиспаст, входя­ щий в состав почти всех монтажных механиз­ мов, широко используют как самостоятельное приспособление, применяемое при подъеме мостовых кранов. Полиспаст (рис. 19) пред­ ставляет собой простейшее приспособление, при помощи которого небольшим усилием можно поднять большой груз, при этом ско­ рость подъема груза уменьшается во столько раз, во сколько уменьшается усилие, необхо­ димое для подъема груза.

Полиспаст состоит из двух блоков — одно­

го неподвижного 3, подвешенного к

опоре 4

при помощи

серьги или

крюка, и

второго

подвижного

1 с крюком

6, предназначенным

для присоединения к нему поднимаемого гру­ за.

Подвижный блок также может быть снаб­ жен серьгой для присоединения поднимаемого груза. Между роликами обоих блоков пропу­ щен стальной канат, образующий в данном примере шесть рабочих ниток 2 полиспаста. Число этих ниток произвольно (с некоторым ограничением) и зависит от числа роликов в подвижном и неподвижном блоках. Нитка

76


полиспаста 5, направляемая .на лебедку (на рис. не показана), называется сбегающей. Число рабочих ниток полиспаста определяет его грузоподъемность; этих ниток в полиспас­ те всегда столько, сколько их на подвижном

Рис. 19. Устройство поли­ спаста

блоке. Свободный конец каната может быть закреплен на неподвижном или подвижном блоках .

Однако возможно и такая схема полиспа­ ста, в которой оба конца каната направля­ ются на лебедки. Блок, с которого сходит сбе­ гающая нитка полиспаста, называется отвод­ ным.

77

При весе груза Q и шести нитках поли­

спаста

усилие, передающееся на лебедку, со­

ставит

q— Q : 6. Чтобы убедиться в этом,

до­

пустим, что канаты полиспаста

пересечены

плоскостью абвг. Чтобы груз

удержать

на

весу, к каждому канату надо приложить уси­ лие, сумма которых составит Q. А так как все нити полиспаста натянуты одинаково, нет ос­ нований утверждать, что усилия в этих нит­ ках разные; усилие в каждой нитке будет ра­ вно Q : 6= q . Однако такое рассуждение не учитывает, что в роликах блоков есть трение и перегиб каната на роликах создают допол­ нительное сопротивление. Эти обстоятельства учитывают введением соответствующих ко­ эффициентов К. Для каждого ролика такой коэффициент мень1не единицы. Для определе­ ния усилия в канатах полиспаста можно поль­

зоваться

коэффициентами,

приведенными

в

табл. 10.

При расчете

полиспаста сбегающая

 

 

 

 

Т а б л и ц а

10

Коэффициент К для расчета полиспаста

 

 

Число рабочих

Число роли­

Число ОТВОДНЫХ 1ЮЛИКОВ

 

 

 

 

 

ниток в полис­

ков в блоках

0

1

2

 

пасте

 

полиспаста

 

1

 

0

1

0,96

0,92

 

2

 

1

1,96

1,88

1,81

 

3

 

2

2,88

' 2,76

2,65

 

4

 

3

3,77

3,62

3,47

 

5

 

4

4,62

4,44

4,26

 

6

 

5

5,43

5,21

5

 

7

 

6

6,21

5,96

5,72

 

8

 

7

6,97

6,69

6,42

 

нитка не учитывается, а усилие в ней прини­ мается равным в последней рабочей нитке.

Например, груз, подвешенный к полиспас­ ту, весит 12,5 т; в полиспасте 6 ниток каната,

78


в блоках полиспаста 5 рабочих роликов и 1 отводной. По табл. 3 находим, что /(=5,21. Тяговое усилие получим как результат деле­ ния груза Q на коэффициент /(, т. е.

Р = — =

= 2 4 Т.

К

5,21

Таким образом, для подъема этим поли­ спастом груза весом 12,5 тнеобходима лебед­ ка грузоподъемностью 2,5 Т.

Для подъема грузов полиспастом послед­ ним пользуются в сочетании с лебедкой, в большинстве случаев снабженной электриче­ ским приводом. Для пользования полиспастом необходима опора, к которой подвешивается неподвижный блок. Эта опора должна быть расположена выше места, на которое должен быть установлен поднимаемый груз. При монтаже мостовых кранов место подвески по­ лиспастов должно быть выше подкрановых балок, чтобы до точки подвески можно было разместить поднимаемую деталь крана и по­ лиспаст в стянутом состоянии.

При монтаже мостовых кранов в качестве опоры для подвески полиспаста раньше ис­ пользовали монтажные мачты. Оказалось, что в качестве опоры для подвески полиспаста при монтаже мостовых кранов можно также использовать конструкции зданий и сооруже­

ний, расположенные выше

места

установки

крана — подкрановых балок, при условии

вы­

полнения требований,- изложенных выше.

зда­

Впервые использование

конструкций

ния для подвески монтажных

полиспастов

при монтаже мостового крана было осущест­ влено при монтаже мостового крана в здании миксеров грузоподъемностью 125/30 Т в 1938 г на заводе «Запорожсталь». Мост крана был

79