Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
вают |
строповкой. |
Поднимаемые |
элементы |
|
кранов |
присоединяют (стропят) стропами из |
|||
стальных канатов. |
В |
зарубежной |
практике |
|
начали |
применять |
стропы из нейлона двух |
||
типов: |
универсальных |
кольцевых и облегчен |
ных с петлями по концам. Преимущество ней лоновых стропов состоит в том, что соотноше ние прочности и веса у них меньше, чем у стальных. Кроме того, стропы имеют плоскую форму, и поэтому исключается повреждение поднимаемого груза и скручивание стропа.
Инвентарные стропы, используемые для подъема кранов, после изготовления испыты вают статической нагрузкой на прочность. Нагрузка должна превышать расчетную в 1,25 раза. На стропе закрепляют бирку с ука занием грузоподъемности и регистрационного номера.
Усилие на одну ветвь стропа из каната с проволокой, имеющей предел прочности 150 кГ/см2, при запасе прочности, установлен ной правилами Госгортехнадзора (шестикрат ный запас), приведено в табл. 9.
Т а б л и ц а 9
Допускаемое усилие (в Т ) на одну ветвь стропа из каната 6x3 7 = 2 2 2
с пределом прочности проволоки 150 к Г / с м 2
Угол наклона ветки стропа в вертикали в град
Диаметр каната |
|
|
|
|
в мм |
0 |
30 |
45 |
60 |
|
||||
22 |
3,5 |
3 |
2,5 |
1,8 |
24 |
4,3 |
3,7 |
3 |
2,1 |
26 |
5,1 |
4,4 |
3,6 |
2,5 |
28,5 |
6 |
5,2 |
4,3 |
3 |
30,5 |
7 |
6,1 |
5 |
3,5 |
32,5 |
8 |
7 |
5,7 |
4 |
62
Неправильная строповка может быть при чиной аварии при подъеме. Поэтому строповка должна быть выполнена особо тщательно. Стропы надо закреплять за надежные части поднимаемого груза, лучше за специально предусмотренные приспособления или за мес та, указанные изготовителем крана. Однако иногда монтажники должны сами решать способ строповки и место крепления стропов. Поэтому надо руководствоваться следующими основными правилами.
Стропить надо так, чтобы при подъеме груз находился в равновесии. Это значит, что стро пы должны быть закреплены в центре тяжести груза или равнодействующая усилий в стропах должна проходить через центр тяжести. Стро пы не должны соскальзывать с груза даже в том случае, если при подъеме 'будет нарушено равновесие. Для этого используют конструк ции крана, предусматривающие закрепление строп, или ставят специальные ограничители. При строповке элементов крана можно всегда выбрать такие ограничители. Под стропы кладут подкладки: инвентарные металличе ские, лучше деревянные, которые не скользят по металлу.
Для стропов надо пользоваться нензношенными канатами. Строповка не должна по вреждать обработанных деталей и вызывать в поднимаемых узлах кранов дополнительных напряжений от собственного веса. Если воз можно появление дополнительных напряже ний, конструкции усиливают постановкой вре менных усиливающих элементов, преимущест венно из дерева.
При многообразии способов строповки приемы выполнения этой операции разделяют-
63
ся на два основных способа: строповка обвяз кой груза канатом и строповка прикреплением стропов к грузу. Стропы могут быть коротки ми или длинными. В том случае, когда рас стояние между подвижным и неподвижным блоками подъемного механизма в конечном
Рис. |
13. Расположение |
Рис. 14. Строповка длнн- |
стропа |
на крюке и грузе |
ными стропами |
положении подъема невелико, стропят корот ким стропом. Тяжеловесные грузы, которыми являются краны большой грузоподъемности, обвязывают стропами 3 (рис. 13) во много ниток. Важно правильно уложить ветви 2 стропа не только на крюке /, но и на грузе 5 и на подкладках 4. Ветви стропа в этих 'ме стах, особенно в узких, как крюк крана, долж ны лежать пирамидой, не пережимая один другой. Избежать соединения начала и конца каната нельзя, но это соединение должно быть сделано там, где стропы только растянуты и не давят один на другой.
64
Па рис. 14 показана строповка крана дву мя длинными стропами. Усилия в таких стро пах значительно меньше, чем в коротких стропах. Чем меньше ниток в стропе, тем легче выполнить строповку. Операция со стальными канатами трудоемка, поэтому для стропов вы бирают канаты такого диаметра, чтобы было меньше ниток. Увеличивать диаметр стропов больше 31—32,5 мм нецелесообразно. Рабо тать с толстым канатом трудно.
Подъем кранами. Наиболее экономичное решение такелажных работ по установке на подкрановые балки мостовых кранов заключа ется в использовании башенных, козловых и других кранов, которыми монтируют стальные и железобетонные конструкции зданий и со оружений. Чтобы показать справедливость та кого утверждения, можно рассмотреть этот вопрос подробнее.
Время работы монтажного механизма на монтаже мостового крана может быть прибли женно определено по такой эмпирической фор муле:
v — А . |
п » |
где k — коэффициент, |
принимаемый равным |
0,3;
N — норма времени на монтаж крана, кро ме времени на установку такелажных приспособлений;
п — количество рабочих в бригаде, веду щей монтаж крана.
Если на монтаж крана пролетом 22,5 м грузоподъемностью 125/30 Т бригада в составе 7 человек затрачивает 210 чел.-дней, то время,
з Зак. 137 |
65 |
которое должен работать монтажный кран, составит
t — 0 ,3 |
210 |
----- = 9 маш.-смен. |
|
|
7 |
Продолжительность монтажа мостового крана составит 30 рабочих смен. На это время на монтажной площадке должен оставаться мон тажный кран: перемещать его на другие рабо ты и снова возвращать для монтажа мостово го крана нецелесообразно. По табл. 5 можно установить, что стоимость эксплуатации мон тажного крана грузоподъемностью 40 7 составит 30-44=1340 руб. В том случае, если такелаж деталей крана будет выполняться башенным краном грузоподъемностью 40 Т, которым монтируются конструкции здания, где устанавливается мостовой кран, затраты времени этого крана на такелажные работы составят 9 маш.-смен. Так можно считать по тому, что подъем деталей мостового крана вы полняется при помощи башенного крана в промежутках времени между работами по монтажу конструкций здания. Используя дан ные табл. 5, установим, что стоимость затрат на эксплуатацию монтажных механизмов во втором случае составит 82-9 = 738 руб.
Сопоставление этих затрат с затратами при выполнении работ в первом случае показыва ет, что во втором случае затраты составляют только 55% стоимости первого случая, а эко номия равна 45%.
Если затраты на механизацию монтажных работ установлены в размере р % от объема монтажных работ, то конечная экономия от попутного использования монтажных меха-низ-, мов, предназначенных для монтажа конструк
66
ций зданий и сооружений, может быть опреде лена по формуле (в %)
ЭК= ЭМ: р,
где Эк — конечная экономия; Эм— экономия на механизации работ;
р— нормативные затраты на механи зацию.
При нормативных затратах на механиза цию монтажных работ в размере 4,2% общая конечная экономия от выполненного объема работ составит
Эк = 4 5 :4 ,2 = 10,7°„.
Таким образом, сокращение затрат на ме ханизацию монтажных работ происходит в связи с попутным использованием механизмов, предназначенных для других работ. Такое ис пользование выгодно обеим сторонам, т. е. тому, кто арендует крап для попутного выпол нения работ, и тому, кто сдает этот кран в аренду. Выгодность попутного использования крана для монтажа мостового крана следует из сказанного выше, а выгода владельца кра на состоит в том, что он получает не преду смотренную планом арендную плату, снижая тем самым расходы на эксплуатацию монтаж ных механизмов. Попутное использование ме ханизмов выгодно и с общегосударственной точки зрения: оно повышает коэффициент ис пользования механизмов, снижая тем самым общую стоимость строительства.
Опыт монтажа мостовых кранов при помо щи башенных кранов, предназначенных для монтажа стальных конструкций, подтвержда ет выводы и показывает, что приведенные рас четы сделаны с излишней осторожностью.
3* Зак. 137 |
67 |
Так, при монтаже восьми мостовых кранов (при помощи башенного крана) на строитель стве доменной печи Криворожского металлур гического завода при сметной стоимости мон тажных работ 36,75 тыс. руб. фактическая стоимость работ составила 25,72 тыс. руб., а экономия — 11 тыс. руб., т. е. 30%.
На рис. 15 показана схема установки мо стового крана 1 при помощи башенного крана 2, которым монтируют конструкции двухпро-
Рис. 15. Схема подъема моста крапа башенным краном
летного здания со стрелой 40 м и грузоподъ емностью 40 Т.
Мостовые краны общего назначения грузо подъемностью до 50 Т включительно старой конструкции монтируют при помощи башенно го или другого крана, которыми монтируют конструкции зданий в такой последовательно сти. Сначала поднимают первую половину моста, которую проносят между подкрановыми балками, развернув в плане относительно про-
6 8
лета здания в горизонтальном положении. Для установки аналогичным способом второй половины моста первую половину откатывают по подкрановым рельсам в сторону. Чтобы об легчить откатывание, выполняемое при помо щи лебедки, под конец концевой балки ставят каток небольшого размера. Подняв вторую половину, мост соединяют в монтажном стыке, проверяют правильность его геометрической формы и стык концевых балок соединяют окончательно способом, предусмотренным про ектом. Затем поднимают крановую тележку и, подкатив под нее мост, устанавливают на подтележечные рельсы. В последнюю очередь подвешивают кабину крановщика, которую поднимают вместе с установленным в ней элек трооборудованием и навешивают грузовые по лиспасты. Одновременно со сборкой выполня ют описанные подробно выше проверки.
Мосты кранов новой конструкции, состоя щие из четырех элементов (двух пролетных и двух концевых балок), целесообразно укруп нять в один монтажный элемент. Однако де лать это можно в том случае, если позволяет грузоподъемность механизма, которым будет вестись подъем. При башенном кране грузо подъемностью 40 Т можно собирать мосты кранов всех пролетов грузоподъемностью до 20 Т включительно. Мосты кранов грузоподъ емностью 32 и 50 Т можно собирать полно стью при пролетах до 22,5 и 19,5 м соответ ственно.
При недостаточной грузоподъемности монтажпого механизма мост поднимают по эле ментам в такой последовательности. Сначала поднимают и устанавливают на подкрановые рельсы концевые балки, где их временно за
69