Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вают

строповкой.

Поднимаемые

элементы

кранов

присоединяют (стропят) стропами из

стальных канатов.

В

зарубежной

практике

начали

применять

стропы из нейлона двух

типов:

универсальных

кольцевых и облегчен­

ных с петлями по концам. Преимущество ней­ лоновых стропов состоит в том, что соотноше­ ние прочности и веса у них меньше, чем у стальных. Кроме того, стропы имеют плоскую форму, и поэтому исключается повреждение поднимаемого груза и скручивание стропа.

Инвентарные стропы, используемые для подъема кранов, после изготовления испыты­ вают статической нагрузкой на прочность. Нагрузка должна превышать расчетную в 1,25 раза. На стропе закрепляют бирку с ука­ занием грузоподъемности и регистрационного номера.

Усилие на одну ветвь стропа из каната с проволокой, имеющей предел прочности 150 кГ/см2, при запасе прочности, установлен­ ной правилами Госгортехнадзора (шестикрат­ ный запас), приведено в табл. 9.

Т а б л и ц а 9

Допускаемое усилие (в Т ) на одну ветвь стропа из каната 6x3 7 = 2 2 2

с пределом прочности проволоки 150 к Г / с м 2

Угол наклона ветки стропа в вертикали в град

Диаметр каната

 

 

 

 

в мм

0

30

45

60

 

22

3,5

3

2,5

1,8

24

4,3

3,7

3

2,1

26

5,1

4,4

3,6

2,5

28,5

6

5,2

4,3

3

30,5

7

6,1

5

3,5

32,5

8

7

5,7

4

62


Неправильная строповка может быть при­ чиной аварии при подъеме. Поэтому строповка должна быть выполнена особо тщательно. Стропы надо закреплять за надежные части поднимаемого груза, лучше за специально предусмотренные приспособления или за мес­ та, указанные изготовителем крана. Однако иногда монтажники должны сами решать способ строповки и место крепления стропов. Поэтому надо руководствоваться следующими основными правилами.

Стропить надо так, чтобы при подъеме груз находился в равновесии. Это значит, что стро­ пы должны быть закреплены в центре тяжести груза или равнодействующая усилий в стропах должна проходить через центр тяжести. Стро­ пы не должны соскальзывать с груза даже в том случае, если при подъеме 'будет нарушено равновесие. Для этого используют конструк­ ции крана, предусматривающие закрепление строп, или ставят специальные ограничители. При строповке элементов крана можно всегда выбрать такие ограничители. Под стропы кладут подкладки: инвентарные металличе­ ские, лучше деревянные, которые не скользят по металлу.

Для стропов надо пользоваться нензношенными канатами. Строповка не должна по­ вреждать обработанных деталей и вызывать в поднимаемых узлах кранов дополнительных напряжений от собственного веса. Если воз­ можно появление дополнительных напряже­ ний, конструкции усиливают постановкой вре­ менных усиливающих элементов, преимущест­ венно из дерева.

При многообразии способов строповки приемы выполнения этой операции разделяют-

63

ся на два основных способа: строповка обвяз­ кой груза канатом и строповка прикреплением стропов к грузу. Стропы могут быть коротки­ ми или длинными. В том случае, когда рас­ стояние между подвижным и неподвижным блоками подъемного механизма в конечном

Рис.

13. Расположение

Рис. 14. Строповка длнн-

стропа

на крюке и грузе

ными стропами

положении подъема невелико, стропят корот­ ким стропом. Тяжеловесные грузы, которыми являются краны большой грузоподъемности, обвязывают стропами 3 (рис. 13) во много ниток. Важно правильно уложить ветви 2 стропа не только на крюке /, но и на грузе 5 и на подкладках 4. Ветви стропа в этих 'ме­ стах, особенно в узких, как крюк крана, долж­ ны лежать пирамидой, не пережимая один другой. Избежать соединения начала и конца каната нельзя, но это соединение должно быть сделано там, где стропы только растянуты и не давят один на другой.

64


Па рис. 14 показана строповка крана дву­ мя длинными стропами. Усилия в таких стро­ пах значительно меньше, чем в коротких стропах. Чем меньше ниток в стропе, тем легче выполнить строповку. Операция со стальными канатами трудоемка, поэтому для стропов вы­ бирают канаты такого диаметра, чтобы было меньше ниток. Увеличивать диаметр стропов больше 31—32,5 мм нецелесообразно. Рабо­ тать с толстым канатом трудно.

Подъем кранами. Наиболее экономичное решение такелажных работ по установке на подкрановые балки мостовых кранов заключа­ ется в использовании башенных, козловых и других кранов, которыми монтируют стальные и железобетонные конструкции зданий и со­ оружений. Чтобы показать справедливость та­ кого утверждения, можно рассмотреть этот вопрос подробнее.

Время работы монтажного механизма на монтаже мостового крана может быть прибли­ женно определено по такой эмпирической фор­ муле:

v — А .

п »

где k — коэффициент,

принимаемый равным

0,3;

N — норма времени на монтаж крана, кро­ ме времени на установку такелажных приспособлений;

п — количество рабочих в бригаде, веду­ щей монтаж крана.

Если на монтаж крана пролетом 22,5 м грузоподъемностью 125/30 Т бригада в составе 7 человек затрачивает 210 чел.-дней, то время,

з Зак. 137

65

которое должен работать монтажный кран, составит

t — 0 ,3

210

----- = 9 маш.-смен.

 

7

Продолжительность монтажа мостового крана составит 30 рабочих смен. На это время на монтажной площадке должен оставаться мон­ тажный кран: перемещать его на другие рабо­ ты и снова возвращать для монтажа мостово­ го крана нецелесообразно. По табл. 5 можно установить, что стоимость эксплуатации мон­ тажного крана грузоподъемностью 40 7 составит 30-44=1340 руб. В том случае, если такелаж деталей крана будет выполняться башенным краном грузоподъемностью 40 Т, которым монтируются конструкции здания, где устанавливается мостовой кран, затраты времени этого крана на такелажные работы составят 9 маш.-смен. Так можно считать по­ тому, что подъем деталей мостового крана вы­ полняется при помощи башенного крана в промежутках времени между работами по монтажу конструкций здания. Используя дан­ ные табл. 5, установим, что стоимость затрат на эксплуатацию монтажных механизмов во втором случае составит 82-9 = 738 руб.

Сопоставление этих затрат с затратами при выполнении работ в первом случае показыва­ ет, что во втором случае затраты составляют только 55% стоимости первого случая, а эко­ номия равна 45%.

Если затраты на механизацию монтажных работ установлены в размере р % от объема монтажных работ, то конечная экономия от попутного использования монтажных меха-низ-, мов, предназначенных для монтажа конструк

66


ций зданий и сооружений, может быть опреде­ лена по формуле (в %)

ЭК= ЭМ: р,

где Эк — конечная экономия; Эм— экономия на механизации работ;

р— нормативные затраты на механи­ зацию.

При нормативных затратах на механиза­ цию монтажных работ в размере 4,2% общая конечная экономия от выполненного объема работ составит

Эк = 4 5 :4 ,2 = 10,7°„.

Таким образом, сокращение затрат на ме­ ханизацию монтажных работ происходит в связи с попутным использованием механизмов, предназначенных для других работ. Такое ис­ пользование выгодно обеим сторонам, т. е. тому, кто арендует крап для попутного выпол­ нения работ, и тому, кто сдает этот кран в аренду. Выгодность попутного использования крана для монтажа мостового крана следует из сказанного выше, а выгода владельца кра­ на состоит в том, что он получает не преду­ смотренную планом арендную плату, снижая тем самым расходы на эксплуатацию монтаж­ ных механизмов. Попутное использование ме­ ханизмов выгодно и с общегосударственной точки зрения: оно повышает коэффициент ис­ пользования механизмов, снижая тем самым общую стоимость строительства.

Опыт монтажа мостовых кранов при помо­ щи башенных кранов, предназначенных для монтажа стальных конструкций, подтвержда­ ет выводы и показывает, что приведенные рас­ четы сделаны с излишней осторожностью.

3* Зак. 137

67

Так, при монтаже восьми мостовых кранов (при помощи башенного крана) на строитель­ стве доменной печи Криворожского металлур­ гического завода при сметной стоимости мон­ тажных работ 36,75 тыс. руб. фактическая стоимость работ составила 25,72 тыс. руб., а экономия — 11 тыс. руб., т. е. 30%.

На рис. 15 показана схема установки мо­ стового крана 1 при помощи башенного крана 2, которым монтируют конструкции двухпро-

Рис. 15. Схема подъема моста крапа башенным краном

летного здания со стрелой 40 м и грузоподъ­ емностью 40 Т.

Мостовые краны общего назначения грузо­ подъемностью до 50 Т включительно старой конструкции монтируют при помощи башенно­ го или другого крана, которыми монтируют конструкции зданий в такой последовательно­ сти. Сначала поднимают первую половину моста, которую проносят между подкрановыми балками, развернув в плане относительно про-

6 8


лета здания в горизонтальном положении. Для установки аналогичным способом второй половины моста первую половину откатывают по подкрановым рельсам в сторону. Чтобы об­ легчить откатывание, выполняемое при помо­ щи лебедки, под конец концевой балки ставят каток небольшого размера. Подняв вторую половину, мост соединяют в монтажном стыке, проверяют правильность его геометрической формы и стык концевых балок соединяют окончательно способом, предусмотренным про­ ектом. Затем поднимают крановую тележку и, подкатив под нее мост, устанавливают на подтележечные рельсы. В последнюю очередь подвешивают кабину крановщика, которую поднимают вместе с установленным в ней элек­ трооборудованием и навешивают грузовые по­ лиспасты. Одновременно со сборкой выполня­ ют описанные подробно выше проверки.

Мосты кранов новой конструкции, состоя­ щие из четырех элементов (двух пролетных и двух концевых балок), целесообразно укруп­ нять в один монтажный элемент. Однако де­ лать это можно в том случае, если позволяет грузоподъемность механизма, которым будет вестись подъем. При башенном кране грузо­ подъемностью 40 Т можно собирать мосты кранов всех пролетов грузоподъемностью до 20 Т включительно. Мосты кранов грузоподъ­ емностью 32 и 50 Т можно собирать полно­ стью при пролетах до 22,5 и 19,5 м соответ­ ственно.

При недостаточной грузоподъемности монтажпого механизма мост поднимают по эле­ ментам в такой последовательности. Сначала поднимают и устанавливают на подкрановые рельсы концевые балки, где их временно за­

69