Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

валов относительного вала, закрепленного окончательно, и одновременное параллельное смещение.

Прежде чем по результатам измерении пе­ ремещать машину для достижения соосности валов, полученные результаты сравнивают с величинами отклонении, допустимых для дан­ ного соединения. Допускаемые отклонения приводятся в заводских инструкциях на мон­ таж машин. Однако допуски разных заводов на однотипные машины и муфты одной конст­ рукции отличаются. В табл. 8 приводятся ре-

 

 

 

Т а б л и ц а 8

 

Допуски на отклонение валов от соосности,

 

соединенных зубчатыми муфтами

Скорость вращения

Муфты Ns 1—5

 

параллельное смеще­

 

в об/мин

перекос в мм]м

 

 

ние в мм

До

750

0,0003 D

0,15

»

1500

0,00024 D

0,12

»

3000

0,0002 D

0,1

Свыше 3000

0,00015 D

0,08

 

П р и м е ч а н и е .

D диаметр,

на котором измеря­

ют зазоры для вычисления перекоса. Допуски для зуб­

чатых муфт

других номеров

могут быть увеличены:

для муфт №

6—10 вдвое, для муфт № 11— 15 втрое.

комендуемые допуски,

учитывающие размер

муфт и скорость их вращения, разработанные на базе рекомендаций Министерства электро­ станций.

Такое резкое различие допусков, приве­ денных в ГОСТ 500G—55 и таблице, объясня­ ется тем, что в первом случае приведены предельные значения допусков, а во втором —

55


значения, обеспечивающие долговременную работу машин без ремонта муфт.

При больших расстояниях между торцами центрируемых муфт трансмиссионного вала зазоры измеряют скобой, установленной на кронштейне (рис. 11). К муфте 1 кронштейн 23*

8

крепится болтами, а ко второму валу с муфтой 3 хомутом 4 крепится стойка 5, в которой ус­ тановлен винт 6. Торцовые зазоры измеряют между винтом 6 и штырем 8, прикрепленным к кронштейну. Зазоры по окружности измеря­ ют между стойкой 5 и винтом 7, закрепленным в кронштейне.

Результаты измерений записывают на предварительной схеме, где наносят абсолют­ ные значения зазоров между торцами полумуфт. Для суждения о перекосе нужны не аб­ солютные величины, полученные в результате

56

измерений, а разность между ними. Поэтому на основании предварительной схемы состав­ ляют результирующие схемы для положений О—1'80° и 90—270° (для вертикальной и гори­ зонтальной плоскостей) и по этим данным составляют для этих двух положений приве­

денные схемы, в которых

указывают только

 

величины,

характери­

а)

зующие разность

из­

мерений. В приведен­

 

 

ных схемах все отсче­

 

ты ведутся от наи­

 

меньшей

 

величины,

 

принимаемой

за

нуль.

 

Результаты

измерений

 

по окружности

полу-

 

муфт

также

наносят

 

на схему, составляя ее

 

в указанной выше по­

 

следовательности.

 

Рис. 12. Схема измерений при центровке

а —результаты измерений; б —расположение осей

57


В заключение составляют общую приведен­ ную схему для результатов измерений по тор­ цу и окружности (рис. 12,а). Результаты изме­ рений по торцу, обозначенные буквой а, на­ носят внутри круга, а измерений по окружно­ сти, обозначенные буквой s, — вне круга. Суммы результатов измерений на каждом взаимно перпендикулярном направлении дол­ жны быть равны в любом случае:

а14" а2 = а3“1" ^4>

S1 + S2 — SS + S4.

Этим свойством пользуются в тех случаях, когда по каким-либо причинам нельзя произ­ вести измерения в одном из положений валов. Недостающие данные в этом случае получают подсчетом по формулам, вытекающим из пре­ дыдущих равенств. Например:

а 3 = (он -1- а 2) — а.й

S3 = (s4 + s2) — s4.

Как по результатам указанных выше изме­ рений произвести изменения в положении прицентровываемой машины, можно показать на примере. Пусть задано проверить соосность оси ходового колеса 10 и вала редуктора 17 и установить между ними плавающий вал 14 (см. рис. 1). Для соединения применены муф­ ты № 7 диаметром 350 мм, а измерения для определения перекоса выполняются на диа­ метре Z)' = 400 мм. Расстояние от прицентро­ вываемой иолумуфты до опорного винта, пере­ мещением которого можно исправить положе­ ние муфты, составляет /= 1 0 0 0 мм. Результа­ ты измерений составляют: а) по окружности: в вертикальной плоскости s4= 0,05 мм, х3= 0,00;

58

в горизонтальной

ПЛОСКОСТИ 5[ = 0,03 ММ, S 2=

= 0,01

мм-,

 

в

вертикальной

плоскости

б)

по

торцу:

«4=0,05

мм,

а3 = 0,00;

в горизонтальной плос­

кости а! = 0,04 мм,

о2

= 0,01 мм (рис. 12,а).

По этим данным отклонение по окружности

определяется

как

 

полуразность

измерений.

В вертикальной плоскости оно составит вели­ чину

Asу

0,05 — 0,00

0,025 мм.

2

Положительное значение показывает, что Полумуфта находится выше, чем это нужно. Отклонение в горизонтальной плоскости нахо­ дят аналогично:

As,<г

0,03 — 0,01 = 0,01 .ил<.

 

2

Следовательно, полумуфта отклонена вправо. Отклонение в вертикальной плоскости по торНУ определится как разность измерений вверху и внизу:

Ь

А ау = а4 — а3

= 0,05 — 0,00 = 0,05 мм.

°

горизонтальной

плоскости разность измере­

ний составит

А ах — ах аг = 0,04 — 0,01 = 0.03 мм.

Как надо переместить редуктор? Отклоне­ на в вертикальной плоскости определяют из Отношения (рис. 12,6 )

у _ А ду

"Г — ИГ ’

°ткуда

У = ± - £ А аг

59



Если учесть отклонения по окружности, то получим

У —

& a y + b .sr

Это составит

У -

1000 0,05 + 0,025 = 0,15 мм.

400

Аналогично отклонение в горизонтальной плоскости может быть найдено из соотноше­ ния

хА ах

I D

откуда

х = — А ах,

D

ас учетом отклонении по окружности

х= — А ах -|- A sr.

D

Подставляя значения буквенных величин, по­ лучим

х = 1000 0,03 + 0 ,1 = 0,085 мм.

400

Перекос муфты находят как геометриче­ скую сумму перекосов в вертикальной и гори­ зонтальной плоскостях по формуле

А У у 2 + х* = ]/0,1524-0,0852 =0,18 мм.

При измерении на диаметре D = 400 мм для муфты № 7, вращающейся со скоростью

750 об1мин, допуск

на перекос (см. табл.

8)

составляет

А'=2-

0,0003

D = 2-0,0003-400

=

= 0,24 мм.

Следовательно,

перекос находится

АП

в пределах допуска. Параллельное смещение найдем так же, как геометрическую сумму смещений в вертикальной и горизонтальной плоскостях, т. е.

В = V lis l + A s * = 0,252 - \ - 0,012 = 0,03 мм,

что много меньше допуска в размере 0,30 мм

(см. табл. 8).

Если перекос и параллельное смещение оказываются больше допускаемых, на полу­ ченные в результате измерений и подсчета величины перемещают подшипник прицентровываемого редуктора и после этого опять про­ веряют 'положение прицентровываемой полумуфты и так поступают до тех пор, пока .не достигнут заданной точности центровки, т. е. пока отклонения не будут в пределах допус­

ков.

При центровке небольших агрегатов вы­ числения не производят, а перемещают маши­ ну по результатам измерений, руководствуясь опытом. По этой причине центровку поручают опытным слесарям-монтажникам.

Без большой погрешности можно прене­ бречь величиной вторых членов Asx и Asv в приведенных выше формулах, по которым вы­ числялся перекос. Тогда они будут выглядеть так:1

1

х — ах.

D

Этими формулами можно пользоваться, не производя довольно сложных вычислений.

Строповка. Присоединение груза к подъ­ емному механизму при помощи каната назы-

61