Файл: Крылов, В. А. Монтаж мостовых кранов и перегружателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

две тросовые стяжки 7, которыми соединяли опоры шевров на балках.

Подъем деталей крана для установки на подкрановые балки заключался в использо­ вании двух шевров, каждый из которых ус­ танавливали ,на подкрановую балку одного ряда здания. Шевры опирали на железобетон­ ные балки через металлические башмаки с шарнирами, а каждую половину моста подни­ мали «рыбкой». Тележку поднимали этими же шеврами между раздвинутыми полумоста­

ми, которые после подъема

выше

подтеле-

жечных рельсов

сдвигали

и соединяли в

монтажном стыке.

 

 

 

Даже самый поверхностный анализ приве­

денных способов

показывает, что

монтаж

кранов было бы проще выполнить при

помо­

щи монтажных мачт. Эффектом

описанных

решений можно считать только то,

что

они

стали переходом к нормальному

решению

монтажа кранов в железобетонных

зданиях

при помощи полиспастов, подвешиваемых к

конструкциям

зданий. Железобетонные

кон­

струкции должны работать на нагрузку,

на

которую они рассчитаны, работать

так

же,

как работают

металлические конструкции,

рассчитанные

на дополнительную

монтажную

нагрузку.

 

 

 

Один из примеров такого решения приве­ ден на рис. 27. Мостовой кран грузоподъем­ ностью 50/10 Т в здании с железобетонным каркасом пролетом 18,1 м был смонтирован полиспастом, подвешенным к монтажной бал­ ке, которая опиралась на кровельное пере­ крытие здания. Монтажная балка 3, к кото­ рой подвешивался грузовой полиспаст 2, опи­ ралась на две металлические балки 4, уло­

90


женные на расположенные рядом железобе­ тонные балки 5 перекрытия. Максимальный вес монтажного элемента — полумоста крана I — составлял 19 т. Аналогично поднималась крановая тележка весом 17,5 т. Железобетон­ ные конструкции кровельного перекрытия при

Рис. 27. Подъем крана полиспастом, подвешенным к монтажной балке, уложенной по железобетон­ ным балкам пёрекрытня

проектировании здания были проверены на монтажную нагрузку. Эти конструкции даже не было необходимости усиливать, так как во время монтажа на балки перекрытия не пере­ давалась постоянная нагрузка от подвесного технологического транспорта.

В практике монтажных организаций уже распространено использование железобетон­ ных конструкций для подвески монтажных по­ лиспастов для подъема мостовых кранов о монтажными элементами весом до 30 т.

При таком использовании железобетонных конструкций расчет их должен производиться

91

на дополнительную монтажную нагрузку во время проектирования.

Подъем мачтами. Мачта представляет со­ бой вертикальную стойку, назначение которой заключается в создании опоры для подвески монтажного полиспаста. Эта стойка устанав­ ливается также наклонно и удерживается в этом положении при помощи вант, число ко­ торых должно быть не менее пяти. Для удер­ жания стойки в вертикальном положении до­ статочно трех дант, однако разрушение одной

из вант ведет к па­ дению мачты. При установке мачты всегда может воз­ никнуть необходи­ мость переноса ван­ ты.

Рнс. 28. Монтажные мачты Рис. 29. Оголовок н опо­

о — трубчатые; б — решетчатые

ра мачты

 

92

Стержень

мачты

изготовляют сплош­

ного сечения из трубы

(рис. 28, а) и решетча­

той конструкции из профильного

металла (рис.

28,6), преимущественно из угловой стали.

В

верхней части

мачта снабжена

головкой

с

устройством для подвески монтажного поли­ спаста и крепления вант; внизу у мачты де­ лается опора, представляющая собой шарнир в одной плоскости или шаровую опору; опора последней конструкции считается лучшей.

Решетчатые мачты большой грузоподъем­ ности снабжают литыми оголовками 7 (рис. 29), вставленными в верхнюю секцию стерж­ ня. В центральное отверстие оголовка встав­ ляется шкворень 4, удерживаемый в верти­ кальном положении оголовком. Па шкворень надевается паук 2, к которому через отверс­ тия 6 присоединяются ванты 1. Ванты закре­ пляются сжимами 5 на коушах. Количество сжимов должно соответствовать диаметру ка­ ната вант. Паук на шкворне удерживается втулкой 3, через которую в шкворень пропу­ щен шплинт.

Опирается мачта на сферическую опору 11, прикрепленную к основанию стержня 8 на болтах и фланце 9. Эта опора устанавлива­ ется на соответствующем посадочном месте 12, закрепленном внутри постамента и закрытом

от попадания пыли и грязи фланцем

10 на

болтах. В центральное отверстие 13

опоры

проходят канаты грузового полиспаста, кото­ рые через отводные ролики 14 выводятся за пределы мачты к лебедке.

Недостатком мачты является небольшое расстояние между осью грузового полиспаста и стержнем мачты,' которое не позволяет раз­ меститься в этом промежутке поднимаемому

93


широкому грузу. По этой причине нельзя поднимать мостовые краны старой конструк­ ции в сборе. Частично этот недостаток возме­ щается наклоном мачты в сторону поднима­ емого груза на небольшой угол, а также от­ тягиванием груза во время подъема от стерж­ ня мачты оттяжкой, взятой на лебедку. При оттягивании грузового полиспаста от стержня мачты канаты его занимают наклонное поло­ жение, и это может быть причиной выскаки-

_лиспаст 4, расстояние

Рис. 30. Мачта с траверсой Q.j, которого ДО стержня

3--------------------------------м и более. Усилие,

мачты

может

быть до

передаваемое

на

тра­

версу грузовым

полиспастом,

уравновешива­

ется полиспастом 1,

прикрепленным

 

одним

концом к траверсе на

противоположной

сто­

роне грузового

полиспаста,

а вторым — к

94

стержню мачты вблизи ес опоры. Вертикаль­ ная составляющая усилия в этом полиспасте, равная нагрузке от грузового полиспаста, уравновешивает траверсу, передавая на стер­ жень мачты двойную вертикальную нагрузку. Горизонтальная составляющая этого усилия воспринимается вантами 2.

Стремление монтажников отказаться от использования монтажных мачт при подъеме мостовых кранов связано с большими трудо­ выми затратами на оснастку, установку и повалку мачт. Как это следует из приведенных в табл. 11 данных, трудовые затраты на опе­ рации с мачтой достигают почти 50% общих трудовых затрат на монтаж всего крана.

Монтажники металлургического

оборудо-

 

 

 

 

Т а б л и ц а 11

 

Удельный вес трудовых затрат на оснастку,

 

установку и'демонтаж монтажных мачт

 

 

 

Трудовые затраты на монтаж

 

 

 

мостовых кранов в чел, - днях

Вид мостовых кранов

 

в том числе на опе­

 

 

 

всего

рации с мачтой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

объем

%

Г р у п п а

к р ан о в

гр у зо ­

 

 

 

п о д ъ е м н о с тью 5

Т (д е ­

278

110,5

40

вять

кранов)

 

То ж е,

50 Т (три

к р а н а )

131

62

47,5

К ран гр у зо п о д ъ ем н о сть ю

301

103

34

125/30 Т .........................

в а н и я п о ч т и

о т к а з а л и с ь о т

и с п о л ь зо в а н и я

Монтажных мачт при монтаже мостовых кра­ нов. Для этой цели они используют передвиж­ ные краны или полиспасты, подвешенные к

95


конструкциям зданий. Мачты применяют только в случаях, когда другие способы подъ­ ема исключаются полностью.

Один такой случай имел место при монта­ же колодцевого крана в действующем цехе при таких условиях:

вцехе отсутствовала свободная площадка для сборки крапа перед подъемом;

впоперечном сечении пролет пересекался нагревательными колодцами, возвышающи­ мися над уровнем пола в большей части пролета;

по путям цеха происходило движение же­ лезнодорожного транспорта, которое нельзя было закрывать.

Для непрерывного движения транспорта сборку моста и тележки крапа выполнили на отметке выше габаритов подвижного состава. Для этого одну сторону моста установили на шпальной клетке высотой 2500 мм, уложенной поверх нагревательных колодцев. Вторую сторону моста опирали на специальной опоре, представляющей собой пространственную конструкцию, состоящую из двух стоек, по­ верх которых был уложен ригель. Для прида­

ния опоре необходимой

жесткости

одна из

стоек была сделана плоской, а

вторая — про­

странственной.

 

 

 

 

Расположение собираемого крана в плане

и место установки монтажной

мачты

были

продиктованы необходимостью

поднять

мосг

крана в сборе с крановой

тележкой.

Сборку

крана в один монтажный

элемент

 

весом

125 т выполнили действующим краном

цеха,

а подъем произвели монтажной мачтой грузо­

подъемностью 150 Т,

оснащенной специаль­

ным приспособлением.

Это

приспособление

96