Файл: Довгалевский, А. А. Обновление основных фондов и освоение новой техники.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
случаях, когда новые' машины основаны на принци пах, коренным образом отличающихся от действу ющих, модернизация невозможна.
Таким образом, только в органическом сочетании с заменой старых машин новыми модернизация дей ствующего оборудования является мощным фактором обновления производственного аппарата. Односторон нее использование любого из этих методов обновления основных фондов ведет к нерациональным потерям общественного труда.
За последние годы в промышленности наметилась тенденция к сокращению объема работ по модерни зации оборудования. С переводом предприятий на но вую систему планирования и экономического стиму лирования были отменены централизованные плано вые задания по модернизации оборудования, которые устанавливались в процентном отношении к налично му парку оборудования. Это освободило предприятия от необходимости проводить работы, которые в ряде случаев не вызывались условиями производства.
Однако экономическая реформа, отменив центра лизованное планирование модернизации, не создала действенных экономических стимулов для обновления основных фондов, включая и модернизацию оборудо вания. По этой причине в последние годы наблюдает ся сокращение количества модернизированного обо рудования и снижение его удельного веса в общем парке.
Так, на предприятиях машиностроения и металло обработки доля модернизированных станков снизи лась с 3—3,5 до 0,5—0.8%, что противоречит указа ниям XXIV съезда КПСС о необходимости в текущем пятилетии «...быстрее повышать технический уровень парка технологического оборудования, а также уско рить замену и модернизацию морально устаревших
машин и агрегатов...» 1 |
основных |
фондов |
происхо- |
Частичное обновление |
|||
^ д и т в результате не только модернизации, |
но и к а |
||
п и т а л ь н о г о р е м о н т а . |
Однако |
в отличие от мо |
дернизации капитальный ремонт не приводит к повы шению технического уровня ремонтируемых объектов. В ходе капитального ремонта происходит частичное обновление основных фондов, которое в зависимости
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 242.
62
от стоимости этих работ можно отнести ко второй или третьей формам обновления.
«Ремонтные работы разделяются... на текущие и капитальные, — указывал К. Маркс. — Последние ча стично представляют собой обновление основного ка питала в его натуральной форме...» *. Четкое разгра ничение этих двух видов ремонтов, несмотря на ка жущуюся условность границы между ними, имеет большое значение, так как они играют различную роль в воспроизводстве и обновлении основных фон дов.
Затраты на текущий ремонт, представляющие со бой, по определению К. Маркса, «издержки сохране ния», не содержатся в первоначальной стоимости основных фондов и покрываются за счет текущих затрат. Иначе обстоит дело с затратами на капиталь ный ремонт, или «издержками возобновления». Эти затраты покрываются за счет перенесенной на гото вый продукт стоимости основных фондов, аккумули рованной в. амортизационном фонде. В отличие от текущего ремонта капитальный ремонт ведет к обнов лению основных фондов.
Ремонтные работы выполняются работниками сфе ры материального производства. В процессе капиталь ного ремонта к машине прилагается труд, по отноше нию к которому она выступает не как агент произ водства, а как сырой материал. Поэтому капитальный ремонт создает новую стоимость, присоединяющуюся к той стоимости, которая была заключена в машине перед началом ремонтных работ.
Существует точка зрения, что капитальный ремонт не изменяет стоимости ремонтируемых объектов. Для доказательства этого положения часто прибегают к следующему аргументу: если капитальный ремонт действительно увеличивает стоимость оборудования, то, следовательно, чем больше ремонтов прошла ма шина, тем выше ее стоимость.
На первый взгляд, этот довод кажется убедитель ным.' Однако практика показывает, что стоимость ма-
чшины уменьшается по мере ее использования в про изводственном процессе, хотя эта машина неоднократ но подвергается капитальным ремонтам. Это связано с тем, что в ходе капитального ремонта увеличение
‘ К- М а р к с и Ф. Энгельс . Соч., т. 24, стр. 198—199.
63
стоимости машины происходит лишь на величину об щественно необходимых, а не индивидуальных затрат
труди. |
|
^ |
К- Маркс |
отмечал: «Ремонтные |
работы и т. п., |
п о с к о л ь к у |
они н е о б х о д и м ы , |
причисляются |
к первоначальным издержкам на машины» 1 (разряд ка наша. — Авт.).
Если подвергать капитальному ремонту машину^ которая отслужила свой срок, то ее стоимость от этого не увеличится, а будут иметь место лишь потери живого и овеществленного труда.
Потери общественного труда могут быть вызваны также плохой организацией и высокой стоимостью ре монтных работ даже в тех случаях, когда машины подвергаются капитальному ремонту в меру необхо димости.
Проведение работ по капитальному ремонту необ ходимо для того, чтобы машина могла надлежащим образом выполнять свою функцию агента производ ства в течение нормального срока службы. Поэтому трудовые затраты ремонтных рабочих всегда можно представить «...включенными в тот труд, который тре буется для производства средства труда» 1.2
Следовательно, полная стоимость использованной
впроизводстве машины слагается из ее первоначаль-
гной стоимости и стоимости, созданной в процессе ка питальных ремонтов.
К. Маркс обращал внимание на специфику ре монтных работ как дополнительных затрат труда по отношению к труду, первоначально затраченному на производство машины3. Однако из этого вовсе не сле дует, что на практике стоимость, созданную в про цессе капитального ремонта, необходимо прибавлять
кпервоначальной стоимости машины.
Капитальный ремонт, осуществляется по истечении определенного периода времени (ремонтного цикла) после начала производственного использования ма шины за счет перенесенной на готовый продукт стои мости, аккумулированной в амортизационном фонде. К началу ремонтных работ фактическая стоимость машины отличается от первоначальной на величину
1 К. |
М а р к с |
и |
Ф. |
Э н г е л ь с . |
Соч., |
т. 25, ч. I/стр. 92. |
|
2 |
К. |
М а р к с |
и |
Ф. |
Э н г е л ь с . |
Соч., |
т. 23, стр. 216. |
3 |
См.: К- М а р к с |
и Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., т. 26, ч. III, |
стр. 62.
64
Перенесенной стоимости. Поэтому стоимость, создан ная в процессе капитального ремонта, присоединяется
не к первоначальной, а к остаточной стоимости ма шины.
В практике бухгалтерского учета на величину за трат по капитальному ремонту уменьшается износ основных фондов и, следовательно, увеличивается их остаточная стоимость.
Таким образом, существующая практика учета за трат по капитальному ремонту теоретически оправ дана и нет оснований ее изменять.
Нельзя согласиться и с мнением, что капитальный ремонт является элементом простого воспроизводства основных фондов. Во-первых, развитие техники и тех нологии ремонтного производства позволяет произво дить возмещение износа с меньшими затратами труда, чем в начальный момент использования машин. Вовторых, труд ремонтных рабочих подобно труду лю бой другой категории работников сферы материаль ного производства делится на необходимый и приба вочный и соответственно помимо необходимого про дукта создает еще и прибавочный продукт.
Таким образом, капитальный ремонт является элементом не простого, а расширенного воспроизвод ства основных фондов, хотя расширение и носит не интенсивный, а экстенсивный характер.
Отрицание возможности обновления основных фондов в процессе капитального ремонта приводит на практике к недооценке роли капитального ремонта в воспроизводственном процессе и теоретически оп равдывает те недостатки в организации ремонтного производства, которые еще имеют место в народном хозяйстве.
Эти недостатки выражаются в высокой стоимости работ, чрезмерно больших простоях оборудования в капитальном ремонте,, низком качестве последнего. Так, на пяти ленинградских предприятиях Министер ства химического и нефтяного машиностроения фак тическая средняя стоимость капитального ремонта одной ремонтной единицы в годы прошлой пятилетки составляла 121—153% нормативной стоимости, а среднее время простоя одной ремонтной единицы обо рудования — 140% от норматива (табл. 11).
Народное хозяйство располагает крупными резер вами сокращения затрат на капитальный ремонт.
3 З а к . № 456 |
65 |
Таблица !l
Стоимость и продолжительность капитального ремонта
(в расчете на одну ремонтную единицу)
|
Стоимость капиталь- |
Время нахождения |
|||
|
ного ремонта (в руб.) |
в ремонте (суток) |
|||
Заводы |
факти- |
по |
факти- |
по |
|
|
|||||
|
чески |
нормативу |
чески |
нормативу |
|
Арматурный им. Лепсе |
69 |
|
1,2 |
|
|
Имени Второй пяти" |
|
Не |
|
|
|
летки ........................... |
59 |
1,5 |
|
||
• более |
1,0 |
||||
Машиностроительный . |
60 |
1,0 |
|||
49 |
|
||||
„Металлист"................... |
75 |
2,0 |
|
||
Литейно-арматурный . |
75 |
|
1,3 |
|
Среди экономистов довольно широко распростра нена точка зрения, согласно которой громадные за траты на капитальный ремонт обусловлены низким уровнем его организации, наличием множества мел ких цехов и ремонтных участков с относительно уста ревшим оборудованием и менее квалифицированной рабочей силой. На наш взгляд, этот фактор не яв ляется решающим. Опыт централизации ремонта от дельных видов машин и оборудования свидетельст вует о том, что хотя затраты на капитальный ремонт в результате этого существенно снижаются, тем не менее они продолжают оставаться на довольно высо ком уровне. Так, несмотря! на почти полную централи зацию ремонта на железных дорогах страны затраты на ремонт локомотивов составляют около 500% их первоначальной стоимости
Сокращение объема работ, а следовательно, и за трат по капитальному ремонту связано прежде всего с ускорением обновления основных фондов, с сокра щением количества устаревшего оборудования на предприятиях и в объединениях. Централизация же, несколько снижая затраты, позволяет высвободить до полнительные производственные площади и рабочую силу, сократить сроки выполнения работ, повысить их качество.
Особенно благоприятными возможностями для проведения централизации капитального ремонта рас-1
1 См.: Б а р а н о в Д. А. |
Теория амортизации и техниче- |
■ кжий прогресс. М., «Экономика», |
1965, стр. 151, 171. |
66
полагают производственные объединения. В объеди нении «Светлана», например, организованы специали зированные участки для ремонта отдельных видов оборудования. Преимущества такой формы организа ции ремонта очевидны. Так, с организацией участка ремонта вакуумных насосов количество ремонтных рабочих уменьшилось более чем в 3 раза, на 15—20% сократились сроки ремонта, повысилось его качество В плане реконструкции головного завода объединения «Светлана» предусмотрена полная централизация ре монтных работ.
Потребность в капитальном ремонте вызывается различной долговечностью отдельных материально вещественных элементов основных фондов. Под влия нием технического прогресса, с одной стороны, сокра щаются общие сроки службы машин, оборудования и других средств труда, а с другой, повышается долго вечность их отдельных составных элементов. Тем са мым сроки службы отдельных деталей и узлов при ближаются к общему сроку службы машины. В ре зультате этого сокращается потребность в проведении ремонтных работ.
Наряду с этим ускорение темпов технического прогресса способствует перерастанию капитального ремонта в модернизацию. С народнохозяйственной точки зрения невыгоден капитальный ремонт как про стое восстановление изношенных узлов и деталей на прежнем техническом уровне и с большими, как пра вило, затратами труда. По мере того как учащаются перевороты в средствах труда, создается все боль шая возможность за счет перенесенной на готовый продукт стоимости возмещать износ не на прежнем, а на более высоком техническом уровне. Под воздей ствием морального износа эта возможность пре вращается в необходимость. В результате объем работ по капитальному ремонту относительно сокра щается.
•ч Таким образом, значение капитального ремонта в воспроизводстве и обновлении основных фондов под влиянием технического прогресса снижается. Тем са мым сужается сфера действия обновления основ ных фондов на старом техническом уровне и соответ ственно расширяются возможности обновления про-1
1 См.: «Экономическая газета», 1971, № 24, стр. II.
61
изводственного аппарата на новом техническом ба зисе. Уже в текущей пятилетке, как предусмотрено Директивами XXIV съезда КПСС, произойдет ограни
чение объема малоэффективного капитального ре монта.
Общественная собственность на средства произ водства позволяет в плановом порядке устанавливать пропорции между отдельными методами обновления основных фондов и изменять их исходя из конкретно сложившихся задач и потребностей развития народ ного хозяйства.
3. ТЕМПЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО АППАРАТА
Темпы роста основных фондов являются исходным и наиболее обобщающим показателем обновления производственного аппарата.
Социалистические производственные отношения позволяют быстро наращивать и обновлять производ ственный аппарат. К концу восьмой пятилетки объем основных фондов в нашей стране вдвое превысил уро вень 1962 г., т. е. всего за 8 лет произошло удвоение основных фондов народного хозяйства.
Темпы роста основного капитала в развитых ка питалистических странах намного ниже, чем в Совет ском Союзе. Так, для удвоения основного капитала США потребовалось 22 года, Англии— 19 лет, ФРГ — 10 лет Г
При современных темпах научно-технического про гресса важен не просто общий быстрый рост основных фондов. Требуется, чтобы он максимально обеспечи вал повышение эффективности общественного произ водства, увеличение удельного веса прогрессивных отраслей. В минувшей пятилетке особенно высокие темпы роста основных фондов наблюдались в элек троэнергетике, химической, газовой, целлюлозно-бу мажной промышленности. Значительное увеличение основных фондов произошло и в отдельных отраслях легкой и пищевой промышленности.
Темпы роста основных фондов в отдельных эко номических районах неодинаковы. Наибольшей ^вели чины они достигают во вновь осваиваемых районах,1
1 См.: «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 145.
68
где в крупных масштабах осуществляется новое стро ительство. В старых же промышленных районах, где возможности нового строительства практически исчер паны, а обновление проводится в основном путем ре конструкции действующих предприятий, замены и мо дернизации устаревшей техники, темпы роста основ ных фондов ниже.
В ленинградской промышленности за 1965—1970 гг. основные фонды выросли на 40%, фондовооружен ность в расчете на одного, работающего — на 38%, электровооруженность труда одного рабочего — на
12% (табл. 12).
Таблица 12
Темпы роста основных производственных фондов, фондовооруженности и электровооруженности в промышленности Ленинграда (в % к 1965 г.) *
|
|
Основные |
Фондо |
Электро |
Отрасли |
|
производ |
||
|
ственные |
вооружен |
вооружен |
|
|
|
фонды |
ность |
ность |
Вся промышленность.................... |
|
140 |
138 |
112 |
в том числе: |
|
127 |
134 |
140 |
электроэнергетика |
металлур............... |
|||
черная и цветная |
182 |
174 |
123 |
|
гия ....................................... |
|
|||
химическая и нефтехимиче |
133 |
141 |
109 |
|
ская промышленность . . |
||||
машиностроение и металло |
141 . |
131 |
114 |
|
обработка ........................... |
|
|||
лесная, деревообрабатываю |
|
|
|
|
щая и целлюлозно-бумаж |
124 |
129 |
118 |
|
ная промышленность . . . |
||||
промышленность |
строитель |
143 |
138 |
116 |
ных материалов |
............... |
|||
легкая промышленность . . |
129 |
142 |
125 |
|
пищевая промышленность . |
152 |
144 |
107 |
|
полиграфическая |
промыш |
119 |
125 |
146 |
ленность ............................... |
|
* См.: .Ленинград и Ленинградская область в цифрах-, стр. 50.
Основные фонды промышленности Ленинградской области росли более высокими темпами, чем промыш ленности города. По предприятиям машиностроения и металлообработки, например, они увеличились за этот период времени в 3 раза.
69