Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
но организации рабочего места, условии труда, нехватки инструмента, оснастки, материалов. Все это непосредст венно отражается на производительности труда рабоче го — токаря и слесаря, сборщика и литейщика, фрезе ровщика и мастера.
Нетрудно представить, как много времени тратит практически впустую токарь Новочеркасского завода, которому дают заготовку весом в десять килограммов, а из нее он должен сделать деталь (№ 214018) весом всего лишь в 1,8 килограмма.
Можно оснастить цех самым современным оборудо ванием, но стоит «упустить» из виду бытовки, как это немедленно скажется на результатах работы людей. Можно, напротив, собрать в отдел самых квалифициро ванных конструкторов, но, если на весь этот отдел выде лить одну и к тому же плохонькую счетную машину, кон структоры не будут работать с той отдачей, на которую они способны. Правда, при нынешней системе оплаты труда такое снижение производительности на заработок конструктора не влияет. Иное дело у рабочих-сделыци- ков: тут плохая организация производства, как в хоро шем зеркале, отражается и на выработке, и па заработ ке. Поэтому рабочие так кровно заинтересованы в науч ной организации труда, в механизации и автоматизации производства, в повышении культуры производства. Они прекрасно понимают: раз производство организовано не па «отлично» — уменьшаются возможности и ресурсы поощрения.
А теперь о том, как же оценивают работники двух за водов действующую ныне систему оплаты труда и пре мирования, так сказать, основные правила материально го стимулирования?
59 процентов ею удовлетворены. Ну, а что думают остальные? Конечно, есть, наверное, среди них люди, которым любой заработок покажется малым. Часто, к примеру, мы слышим сетования мастеров на низкий за-
186
работок: мол, получаю столько, сколько неквалифициро ванный рабочий. Но вот на «Красном Аксае» мы взял1»! выборочно данные по трем цехам. Оказалось, что сред немесячный заработок старшего мастера равняется 218, а мастера— 195 рублям. Так что в данном случае к от рицательной оценке надо относиться с определенной осторожностью. Однако детальный анализ анкет, и осо бенно ответ ца вопросы о моральных стимулах, подска зывают нам: большинство людей не удовлетворено систе мой оплаты не потому, что мало получают, а потому, что стимулы не всегда попадают в цель.
Первую причину неудовлетворения сложившейся практикой оплаты труда нам легко было установить. Слишком часто упоминали о ней в анкетах:
«Необходимо наладить порядок в нормировании тру да, так как расценки имеются завышенные и занижен ные» (контролер).
«Расценки работ не везде соответствуют действитель ности. Некоторым рабочим трудно заработать сто рублей, а другие очень легко зарабатывают двести» (слесарь).
«Производительность труда меня и моих товарищей не удовлетворяет. Нет твердых норм на изделия. Расчет ные нормы пересматриваются каждый год, и рабочие боятся их повышения» (фрезеровщик).
«Часто за объемную работу получаешь мало, в то же время за «калымную» заработаешь 25—30 рублей в смену» (наладчик).
«Необходимо принять щекинский метод стимулиро вания труда или какой-нибудь другой, чтобы рабочий мог за больший труд получить большую оплату» (на чальник цеха).
Итак, речь о нормировании. Действительно, нет в атом вопросе полной ясности.
Перед нами плакат, рассказывающий о победителях в юбилейном соревновании по профессиям на заводе «Красный Аксай». Плакат красочный, его издали типо-
187
графическим способом (гласность — опора соревнова ния). Но что мы увидели за строкой плаката? Среди ре кордсменов сорока различных профессии девять человек выполняли нормы от 180 до 263 процентов, а восемь — от 120 до 125 процентов (есть еще и слесарь-монтажник, который победил своих коллег, перевыполнив норму на 0,5 процента). Ясно, что не все могут вдвое перекрывать сменное задание. Это лучшие. Но ведь все передовики работали напряженно (раз победил — значит, больше других сделал), а вот нормы выполняли по-разному. Зна чит, не измерены эти нормы вполне объективно. А раз так, то и стимул работает неравномерно, и в итоге — не верно, несправедливо.
Теперь о пересмотре норм. Без этого прогрессу не быть, ибо без подъема производительности труда он не мыслим. Однако не всегда повышение нормы следует за совершенствованием производства. Тут-то и не учитыва ются побуждения человека. Между тем достаточно одно го прецедента, чтобы рабочий начал бояться нового пе ресмотра и скрывать свои возможности. Волевым уси лием увеличенная норма, словно бумеранг, возвращается неиспользованными резервами.
В поисках выхода некоторые хозяйственники ратуют за возвращение к прежнему порядку, к единовременному пересмотру норм раз в год. Более современным нам ка жется предложение экономистов НЭВЗ: установить пред приятию на пятилетку стабильный показатель снижения трудоемкости, разделив его четко по годам. Рабочий дол жен за пятилетие повысить производительность труда, скажем, па 30 процентов. При этом вводится важное ус ловие: если рабочий без крупных, не предусмотренных ранее изменений в технологии превышает среднегодовой уровень, на его расценках это в течение года не отра жается. Это и есть то самое предпочтение за ударность, о котором говорит В. И. Ленин, и нужно такое пред почтение оказывать.
188
Сейчас много говорят об улучшении нормирования труда. Этот вопрос горячо обсуждают и на заводах, и в министерствах, не раз ставился он и на страницах печа ти. При всем различии конкретных предложений почти с полным единодушием поддерживается мысль о необхо димости поисков и экспериментов в этом деле. В каком же направлении надо вести поиск?
Нам кажется, самого пристального внимания заслу живают предложения старшего научного сотрудника Ин ститута экономики А. Максимова, выступившего в деся том номере журнала «Советские профсоюзы» за 1970 год с интересными полемическими заметками «Премия и производительность труда». Анализируя соотношение между нормами и расценками, а также нынешние воз можности рабочего получить приработок за перевыпол нение норм, автор, в частности, пишет:
«Практика планирования зарплаты «от достигнутого» приводила и приводит к нормированию и ограничению приработка, что сдерживает рост производительности труда
В тарифной практике 1927— 1928 гг. имели место слу чаи ограничения сдельного приработка, что явилось тор мозом роста производительности труда, привело к ослаб лению материальной заинтересованности в ее повыше нии, к уравниловке в оплате труда. И вполне естествен но, что от такой практики вскоре пришлось отказаться.
Приработок, как и премия, не должен искусственно ограничиваться. В связи с этим уместно вспомнить ле нинский декрет «Об урегулировании оплаты труда ра бочих». В этом документе предлагалось отменить огра ничения приработка, предоставить возможность всем ра бочим повышать производительность труда и тем самым увеличивать свой заработок, независимо от процентного отношения его суммы к основной тарифной ставке».
Далее, ссылаясь на сегодняшнюю практику, А. Мак симов приходит к выводу, что выработку, которая выше
169
средней на данном участке или в цехе, целесообразно узаконить, сделать ее нормой, соответственно повысив и тарифную ставку. Тогда она будет отвечать достигнутой производительности труда. Заслуживает внимания и другое предложение этого экономиста: планировать из менение тарифной системы в целом по промышленности не один раз в 6— 10 лет, как было, а в соответствии с пя тилетними планами развития народного хозяйства стра ны. А на отдельных предприятиях и в отраслях эту ра боту целесообразно проводить в период заключения но вых коллективных договоров через каждые два-три го да. Все это может способствовать превращению тариф ной ставки в надежный и действенный рычаг роста про изводительности труда.
Повторяем, в предложениях, направленных на улуч шение нормирования, недостатка нет. Дело сейчас за проверкой их на практике, в конкретных производствен ных условиях.
Чтобы показать, как стимул попадает не в главную цель, а вынужденно отвлекается в сторону, нам надо по говорить о штурмовщине, точнее, процитировать лишь толику огромного числа замечаний по этому поводу:
«Мы полностью не загружены, и все потому, что не ритмично работаем. Мне кажется, завод может выпус кать больше продукции этими же людьми» (сварщик).
«До пятнадцатого числа каждого месяца я загружен на 30—40 процентов, а затем работаю по полторы сме ны» (слесарь-сборщик).
«Продукцией недоволен, потому что большинство ее производится во второй половине месяца. При штурмов щине не может быть хорошего качества» (инженер-тех нолог) .
«Рабочие и ИТР вынуждены работать сверхурочно, а эго в свою очередь ведет к перерасходу денег за счет премий» (старший экономист).
190
«Стимулы у нас сочетаются неудачно. Вышел рабо чий в выходной день, получай 10— 15 рублей кроме зара ботка» (слесарь).
Штурмовщина есть и на «Красном Аксае» и на НЭВЗ. Для завода культиваторов — это давнишняя болезнь. Когда в феврале за первую декаду дали 23 процента плана, то говорили об этом как о достижении. Причина такой неритмичности в том, что на «Красном Аксае» не используют систему непрерывного оперативного плани рования. Но нас удивил гот факт, что и НЭВЗ — завод, где система родилась, тоже работает неритмично. За разъяснениями мы обратились к автору этого метода
А.. С. Родову.
—Дело не в системе,— сказал он.— Ведь то, что ба рометр показывает «буря», не означает, что он эту бурю вызвал. Причины срыва таковы: трудно было переходить на новую марку электровоза, а документация, поступив шая к нам, оказалась низкого качества. Мешали и огре хи в снабжении...
Но как же «чувствуют» себя в условиях штурмовщи ны материальные стимулы? Естественно побуждение хозяйственников заинтересовать людей в ритмичной ра боте. Однако не надо думать, будто материальное поощ рение— панацея от всех бед, будто оно заслонит непо ладки в организации труда. Меж тем на «Красном Ак сае» дошло до того, что инженерно-технические работни ки основных цехов за ритмичность получают пре мии до 60 процентов оклада. А ведь фонды поощрения имеют границы, и, усиливая стимул для одних, его гасят для других, для тех, в частности, кто работает во вспо могательных цехах. Кстати, на НЭВЗ такого неравенства нет.
Стремясь заинтересовать людей на финише месяца, оба завода значительные средства расходуют на допол нительную оплату за работу сверхурочно и в выходные
191
дни. Тут уж стимул не борется со штурмовщиной, а, на против, поощряет ее (есть ведь и такие рабочие, кото рым по душе аврал, ибо он стал выгодным). Стимул тут пассивен, он словно бы приноравливается к обстановке и раздваивается: первую половину месяца бездействует, а во вторую — вдруг обрушивается на человека. Но ведь заинтересованность должна быть постоянной, без «пе рекуров». Это весьма типичный случай, когда материаль ный стимул при таком варианте использования не выдер живает критики с моральной точки зрения. Рубль надо нацеливать на улучшение дела, а не оплачивать нм чрез вычайные меры.
Интересы общества, предприятия и работника долж на соединять экономическая реформа. Не будем рассма тривать все аспекты ее внедрения, остановимся лишь на стимулировании.
Нельзя сказать, что здесь все решено, как нельзя считать и новую систему хозяйствования окончательно проверенной и отработанной на практике. Один пример. Изготовив в 1969 году десятки электровозов новой мар ки (затраты на них значительно выше, а оптовые цены ниже), Новочеркасский завод потерял на этом более 2,7 миллиона рублей, что сразу же отразилось и на фон дах поощрения. Выходит, какое-то противоречие интере сов остается: государству необходима новая техника, а заводу она, как было в данном случае, невыгодна.
Сейчас многие ученые-экономнсты и хозяйственники считают, что, несмотря на осуществление реформы, при менение всего нового, что предоставляет производству современная наука и техника, сдерживается системой экономической заинтересованности. Если нет стимулов, то новое вынужденно вводится с нажимом, процесс вне дрения превращается не столько в экономический, сколь ко в административный процесс. Речь идет, таким обра зом, об изменении системы заинтересованности, о созда нии таких условий, при которых вся деятельность пред-
192
приятия лежала бы в русле общей народнохозяйственной цели.
Пока же по-прежнему в планировании действуе! принцип «по достигнутому», и по-прежнему предприятие сковано в полном раскрытии резервов, ибо, однажды ис пользовав все, можно в последующие годы работать уже с гораздо меньшими фондами стимулирования. Пока на обоих заводах фонды растут (на «Красном Аксае» они увеличились на 195 и на НЭВЗ — на 242 процента). Но сейчас рост идет совсем иными темпами, нежели в момент перехода на новую систему.
Вот как, например, выглядит динамика роста (в про центах к предыдущему году) фондов на Новочеркасском электровозостроительном заводе:
|
1968 г. |
1969 г. |
|
Фонд материального поощ рения |
226 |
107 |
|
83,3 |
|||
Фонд социально-культурных мероприятий и |
217,5 |
||
жилищного строительства....................................... |
141,5 |
||
Фонд развития производства....................................... |
401,6 |
Предприятие, как мы уже писали, в основном постра дало... из-за выпуска новой техники. Здесь экономический рычаг как бы разъединил интересы предприятия и госу дарства, ибо цены на продукцию не обеспечили слияния этих интересов.
Фонды, которые образует реформа, могут умень шаться и из-за того, что не все обстоит благополучно с нормативами отчисления средств предприятиям. Ску деет, например, фонд развития на Минском автозаводе. Директор этого предприятия писал в «Известия», что в 1970 году фонд развития производства был определен7
7 М. Гарин, А Друзенко. |
193 |