Файл: Гарин, М. Д. 2608 собеседников социологические очерки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

па ли к этому молодежь? Стоит ли она в стороне от серьезных забот общества, которые, казалось бы, не ка­ саются ее лично? Способна ли она, несмотря на свою молодость и пока еще не богатый жизненный и произ­ водственный опыт, говорить о заводских делах веские слова? Все это нас интересовало, когда мы спрашивали молодых в анкете: «Как, по вашему мнению, можно под­ нять производительность труда в бригаде, в цехе?»

Цифры в таблице обозначают количество людей, ука­ завших на то или иное обстоятельство.

Научная организация труда ....................................................

159

Механизация

производства....................................................

155

Материальное стимулирование..................................................

71

Улучшение норм ирования...........................................................

62

Ритмичность

производства, ликвидация простоев

117

Укрепление

дисциплины ................................................................

59

Повышение

квалиф икации ....................................................

14

Исправность оборудования и своевременный ре­

 

монт е г о

................................................................................................

28

Не з н а ю .......................................................................................................

 

71

Пожалуй, широкий кругозор — одна из самых заме­ чательных черт нынешней молодежи. Мы уже говорили о многообразии культурных интересов и запросов. То же самое можно сказать о взгляде молодых на произ­ водственные дела. Л ведь, казалось бы, чего проще: стал к станку, получил задание, выточил некоторое количест­ во деталей — и точка. Однако заинтересованность пар­ ня или девушки глубже, она простирается гораздо даль­ ше личной нормы и личного заработка. И еще — строже взгляд молодого человека, строже его требовательность ко всему, что происходит в цехе или на заводе.

Вопрос, который мы задали в анкете, не относится к разряду простеньких. Тем более отрадно было получить ответы серьезных н знающих людей. Характерно при этом, что разговор о повышении производительности труда идет вполне конкретный.

*

35

2

 


Знаменательно и другое: молодежь отнюдь не рас­ сматривает себя в роли стороннего наблюдателя. На­ против, молодые прямо причисляют себя к активным участникам борьбы за повышение производительности труда, справедливо полагая, что в это дело они могут и должны внести свою лепту. Хорошо об этом сказал в анкете один молодой тепловозостроитель:

«Производительность труда можно поднять, если над этим будут думать все: не только начальник цеха и ад­ министрация завода, но и молодежь цехов».

Золотые слова!..

Обратимся к таблице. Повышение производительно­ сти труда связал с улучшением оплаты труда 71 чело­ век. Это, конечно, не означает, что остальные отказались бы получать зарплату побольше. Но основная масса не указывала на этот фактор в первую очередь, ибо совер­ шенно точно представляла важность и первостепенность других факторов, от которых, в конечном счете, зависит и рост общественного благосостояния, и их собстбеппый заработок.

155 человек видят возможность повышения произво­ дительности труда в механизации и автоматизации. Ес­ тественно, на заводе многое делается в этом направле­ нии. С 1965 по 1967 год здесь было внедрено в произ­ водство 90 специальных станков, обеспечивающих наря­ ду с хорошим качеством продукции высокую производи­ тельность труда. На предприятии концентрируются тех­ нологические операции за счет применения многоинстру­ ментальных наладок, что позволяет значительно снижать трудоемкость. Спроектировано, изготовлено и внедрено более тысячи единиц высокопроизводительных быстро­ действующих и пневматических приспособлений. Неко­ торое время назад конструкция автомата с пневмопри­ водом для набора полупакетов секций радиаторов была удостоена Большой золотой медали ВДН Х С С С Р , но сегодня на заводе уже отлично действует новый автомат,

36

производительность которого в три раза выше предше­ ствовавшего ему.

Перечисление таких примеров можно' было бы про­ должить. Но и сказанного достаточно, чтобы наглядно ( увидеть, что на заводе серьезно думают над проблемой

!механизации и автоматизации.

Ивсе-таки совсем не случайно молодежь делает та­ кой упор па механизацию производства. Вот что она го­ ворит по этому поводу в анкетах:

«Надо заменить старые станки новыми, с автомати­ ческим управлением».

«В нашем цехе очень много ручного труда. Оборудо­ вание старое (еще довоенное) и требует очень частых ремонтов. Его пора бы уже обновить».

«Приобретать средства механизации инженерного труда.,Организовать комплексное проектирование, изго­

товление и внедрение высокопроизводительных конст­ рукций оснащения».

«Внедрение нового режущего инструмента, замена старого, списанного оборудования более совершенным».

«Механизировать подачу суппорта на токарном стан­ ке. Многое еще приходится делать вручную».

«В пашем тепловозосборочном цехе нужно механизи­ ровать некоторые процессы. Так, вместо ручной пайки надо внедрить холодную, с помощью машин».

«Механизация и автоматизация производства воз­ можны только при рациональном использовании моло-

^дых' специалистов. А на нашем заводе зачастую на от­ ветственных участках работ бывают люди технически

неграмотные, плохо знающие современные методы про­ изводства, подчас даже с консервативными взглядами

*на передовую технику. Считаю, что нужно дать возмож­ ность проявить инициативу молодым!»

«Путь механизации производства — самый правиль­ ный. А у нас много слесарных работ делается очень при­ митивно».

37


«Только полная автоматизация. Увы, в специальном конструкторском бюро автоматики конструируют сейчас детские саночки и трехколесные велосипеды».

«Еще больше механизировать производство, чтобы молодые рабочие не надрывались, поднимая насосы и т. д.»

«Механизировать узкие места в цехе. Заменить очи­ стку литья гидроочисткой».

«У нас работает кран, а металл мы носим па руках. Наверное, я стыдилась бы, если бы меня называли ин­ женером, а дела находились бы в таком состоя­ нии».

Об этом же говорили нам молодые рабочие в бесе­ дах. Да и вообще на заводе для механизации производ­ ства, несмотря на определенные успехи, есть еще обшир­ ное иоле деятельности. В среднем доля ручного труда здесь составляет 46 процентов, а в основном цехе, где работает три с половиной тысячи человек — в теплово­ зосборочном— 73 процента. Здесь слесари орудуют уве­ систыми ключами, многокилограммовыми гайковертами. Очень тяжела работа у трубников: все на плечах. А бы­ вают трубы до пятидесяти килограммов. К тому же даже если есть кран, обычно несут трубу на себе: краны-то загружены, а работу хочется сделать побыстрее. При­ чем одну и ту же трубу таким образом «транспортиру­ ют» по два раза: сначала принесут на участок сборки, измерят, а затем у себя доделывают, снова тащат. Нс случайно 35 процентов опрошенных ответили, что рабо­ та вызывает физическое переутомление.

Однако в анкетах подмечаются не только тяготы ручного труда. С полным основанием говорят парни и девушки о том, как трудно работать на старой оборудо­ вании. Все эти проблемы видны невооруженным глазом. Молодежь, требовательная по своей натуре, ведет речь не о какой-то технической революции, а о механизации подчас элементарной и вполне возможной. В принципе

38

же она не мыслит своего близкого будущего без автома­ тизации.

Весьма критически оценивают молодые рабочие су­ ществующую организацию труда, высказывают немало интересных, своеобразных мыслей но этому поводу:

«Если говорить о НОТ, то нужна коренная перестрой­ ка производства, введение высокой культуры производ­ ства».

«Резервы вижу в выдаче сменного задания в конце смены, чтобы утром следующего дня, идя на работу, уже знал, что и как будешь делать».

«Внедряя НОТ, надо наводить не только внешний лоск — эстетику, под которой у нас иногда понимают лишь цветочки, а глубже анализировать производство и выявлять резервы».

«Высокая производительность труда прежде всего предполагает высокую степень организации работ на под­ линно научной основе, о чем в последнее время справед­ ливо говорят очень много. Начинать, думаю, надо с того, что хорошо подготавливать рабочие места. А вот у нас на участке негде повернуться. Мастер приносит черте­ жи и говорит: «Сделай». Но ведь под рукой нет ни за­ готовок, пи инструмента. Приходится все самому искать, тащить, измерять, а на все это уходят драгоценные ми­ нуты. Да что говорить о НОТ, если у нас, на разметке, даже дневной свет не провели!»

«Надо поразумнее устанавливать последовательность выпуска рабочей продукции. Необходимо, чтобы ОТК все детали принимал, начиная с заготовительного участ­ ка, так как много брака идет оттуда».

«Повышение производительности труда в большой мере зависит от правильных, четких, равноправных взаи­ моотношений между коллективами цехов и отделами за­ вода».

«Чтобы поднять производительность труда, необходи­ мо обеспечить нормальные условия работы. Надо отме-

39


нить третью

смену, так как она малопроизводительна,

и сделать ее

подготовительной сменой».

Говоря о недостатках в организации труда, 117 оп­ рошенных идут дальше, словно бы расшифровывая эти пробелы, сетуя на штурмовщину, на простои, на беспо­ рядок в снабжении заготовками, деталями, инструмен­

том.

Научно организовать труд — задача многообразная, для ее решения требуются самые различные меры, на­ чиная от разумного оперативного планирования и кон­ чая эстетикой рабочего места. Но, пожалуй, это другая тема. Нам же хочется показать, насколько непримиримо относятся к «проколам» в организации производства мо­ лодые рабочие, как остро реагируют они на каждый та­ кой срыв. Наиболее красноречива в этом смысле ситуа­ ция с внутризаводским снабжением.

Кстати, о проблеме материально-технического снаб­ жения почему-то чаще всего говорят в общесоюзном масштабе. Спорят о структуре управления, об ответст­ венности поставщиков и прочем. Мы же увидели эти проблемы как бы в преломлении, увидели, чем обора­ чиваются они для рабочего, как влияют не только на вы­ пуск продукции, по и на моральное состояние, что тоже является немаловажным фактором повышения произво­ дительности труда. Вот слова молодых тепловозострои-

телей:

«Нужно лучше организовать работу. Например, в на­ шем кузнечно-прессовом цехе из-за того, что нам не всегда вовремя дают хомуты на тележки рессор, мы про­ стаиваем в месяц три-четыре дня».

«Я столяр-плотник 3 разряда. Из-за того, что нет ма­ териала, работаю не по специальности; то бе.тонщиком, то грузчиком».

«Простои — наш бич. И пока мы от них не избавим­ ся, нечего и думать о повышении производительности труда».

40


«У нас несвоевременно поставляются детали на об­ щую сборку».

«Производительность труда можно поднять при рит­ мичной работе отдела снабжения и своевременной по­ ставке материалов металлургическими цехами».

«Все службы должны работать так, чтобы рабочий занимался своим прямым делом, а не бегал бы за ме­ таллом, инструментом и т. д.»

«Производительность труда у нас можно поднять, ес­ ли пас обеспечить шлангами и электропроводами, если газ будет подаваться постоянно».

«Обычная у нас картина: нехватка заготовок в нача­ ле месяца, избыток — в конце. А это приводит к штур­ мовщине, к тому, что люди вынуждены работать на станках па сверхвысоких оборотах, вольно или невольно нарушая правила техники безопасности».

«Как можно поднять производительность труда, если для тепловозов нет дизелей?»

Это верно, не всегда все зависит от завода. Каждо­ му ясно, что если сосед не поставляет вовремя дизеля, то это приводит к тому, что кувырком летит всякая ор­ ганизация труда: начинается производственная лихорад­

ка, простои в первой декаде и

авралы в третьей, работа

в

субботу

(при пятидневке!)

и, естественно, усталость

у

молодых,

а еще больше — у старшего поколения. Но

скажем прямо, не только смежники виноваты в этом. Снабженческий озноб возникает из-за недостатков в

оперативном планировании внутри завода,

из-за сла­

бой увязки деятельности цехов, работающих

друг для

друга.

Не будем говорить о встречных перевозках на гро­ мадной территории завода, внутри цехов и участков, об отсутствии в цехах даже элементарной радиосвязи, дав­ ным-давно изобретенной нашим земляком А. С. Попо­ вым, о времени, которое тратят попусту руководители цехов и участков, нс говоря уж о рабочих, на поиски

41

деталей, оснастки, о прочих слагаемых более совершен­ ной организации труда. Не будем (да и не наша эта тема) давать рецепты, как избавиться от этих бед. В данном случае для нас важно другое: как подобная организация труда влияет на становление молодого ра­

бочего.

...С токарем Людой Кузьменко мы познакомились в комитете комсомола тепловозомеханического цеха. Был разгар смены. Но мы заметили, что Люда как ни в чем не бывало оживленно разговаривала о новом кинофиль­ ме, о заводских новостях. «Может, у нее выходной день?» — подумали мы. Но нет, Люда была в комбине­ зоне и рабочей косынке. Мы попросили ее заполнить анкету. Люда сделала это охотно. В ее ответах была

такая фраза: «Надо

уменьшить количество простоев —

у меня за месяц, например, было 58 часов».

— Откуда же у

тебя столько простоев? — удиви­

лись мы.

 

Люда.— А вот идемте к

— Откуда? — улыбнулась

моему станку — все поймете...

Гуляю я изо дня в день...

Исегодня тоже...

Ивот мы на пролете среди грохочущих станков.

Впрочем, работают далеко не все. Сиротливо стоит в безмолвии и станок Л. Кузьменко.

— Видите, на стеллаже сколько роликов? Правиль­ но, 21. Это мне отпустили на всю смену. А норма у ме­ ня— 48. А к тому же я еще и социалистическое обяза­ тельство взяла — каждый день обрабатывать по 60. Сме­ на большая, сделать этих несчастных два десятка роли­ ков я всегда успею. Вот и гуляешь по цеху. Обидно, конечно, бездельничать. Но мы, токари, гут ни пр,и чем...

К великому сожалению, этот случай обыденный, ря­ довой. И быть может, не пиши мы о заботах молодых, то н сами, слегка покритиковав начальника цеха, пошли бы дальше. Но давайте задержимся возле станка Люды Кузьменко и порассуждаем немного.

42