ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Вот что пишет об опыте своего коллектива дирек тор завода К. Д. Петухов: «Применение норматива за трат заработной платы обеспечивает правильное соот ношение между темпами роста производительности труда и роста заработной платы, направляет усилия коллектива на экономию времени, затрачиваемого на изготовление единицы продукции и совершенствование управленческой деятельности и, следовательно, на эко номию заработной платы по изготовлению продукции. В результате экономия заработной платы, достигнутая вследствие снижения ее расхода против установленно го, остается в распоряжении коллектива предприятия для материального поощрения работников»1.
Или вот пример из опыта Тамбовского химического комбината. Там после серии экспериментов сложилась четкая система управления цехами с помощью эконо мических методов и рычагов, которые активно способ ствуют достижению главной цели — улучшению орга
низации и повышению эффективности |
производства. |
В чем сущность этой системы? Всем основным це |
|
хам утверждаются плановые задания |
по реализации |
продукции и основному ассортименту. Им планируется сумма прибыли, рентабельность, фондоотдача, темп роста производительности труда и фонд заработной платы. Это экономические рычаги, с помощью которых управляющая система (дирекция комбината) воздейст вует на производственно-хозяйственную деятельность подразделений, учитывая, разумеется, их специфику. Например, на уровне цеха показатель реализации про дукции носит условный характер: нех сам продукцию не продает и денежных операций не производит. По этому реализованной продукцией считается та, которая сдана на склад. И если цех выполнил это задание, его коллектив получает право на определенную долю по ощрительных фондов. Если же нет, да еще отклонился от планового ассортимента, то такого права он лишает ся. Конечно, коллектив цеха может проявить инициа тиву и перевыполнить установленные задания, чтобы получить право на большую долю в поощрительных фондах. Но такая инициатива не стихийна, а управляе
1 «Больше, лучше, с меньшими затратами», М., «Московский рабочий», 1973, стр. 18,
83
ма руководством комбината. Оно, учитывая общие ре сурсы сырья и возможности сбыта, может либо дать ему разрешение на сверхплановый выпуск продукции, либо нет.
Другие экономические рычаги — задания по прибы ли и рентабельности — тесно связаны с объемом реали зованной продукции. Если цех отклонился от плано вого ассортимента и самовольно увеличил выпуск про дукции ограниченного спроса, то размер прибыли ав томатически уменьшается. Ухудшается и показатель рентабельности, который рассчитывается как отноше ние прибыли к стоимости тех производственных фон дов, использование которых зависит только от работы цеха. Тем самым его коллектив имеет осязаемый сти мул борьбы за улучшение использования производст венных мощностей, внедрение новой техники, совер шенствование технологии.
Итак, мы рассказали об экономи- Опираяеь ческих методах и рычагах управ-
ления. Их роль возросла. Но было бы глубоким заблуждением их фетишизировать, ду мать, что, чем больший простор предоставить действию экономических методов, тем совершеннее будет управ ляться наше хозяйство.
Прежде всего необходимо оговорить, что в социали стическом обществе экономические методы реализу ются и используются через планомерную организацию экономики. Экономические процессы, взаимосвязи всех звеньев нашего народного хозяйства координируются из единого центра в соответствии с общими целями и задачами. Развитие народного хозяйства по единому,
централизованно разработанному |
плану — объектив |
ная необходимость, обусловленная |
общественным ха |
рактером производства, социалистической собственно стью, принципиальным совпадением интересов всех участников трудового процесса.
В народнохозяйственном плане намечается и обос новывается подъем экономики на новый, более высо кий количественный и качественный уровень. В нем со держатся директивные адресные задания и указания центральным государственным органам, союзным рес публикам, министерствам, а через них — производст венным объединениям и предприятиям.
84
Такой порядок обеспечивает директивное (прямое) воздействие управляющей системы на управляемый объект, исходя из учета народнохозяйственного инте реса. Эти директивно устанавливаемые задания носят обязательный характер для управляемого объекта. Ру ководство предприятия, например, не имеет права про извольно отменять плановые показатели, утвержден ные ему министерством.
Но, спросите вы, не лучше ли полностью положить ся на инициативу коллектива? Пусть, дескать, все эти вопросы он решает самостоятельно — ведь свои воз можности он знает лучше, чем кто-либо другой. Ко нечно, потенциальные возможности коллектива лучше его самого никто не может знать. Но следует иметь в виду, что предприятие является лишь звеном в единой цепи народного хозяйства и оно не в состоянии знать и полностью учесть потребности общества, сложившие ся народнохозяйственные пропорции и тенденции их изменения. Это известно лишь на высших уровнях управления, куда стекается и где анализируется вся необходимая информация. Поэтому любой производст венный коллектив объективно нуждается в таком уп равляющем воздействии, которое увязывает его произ водственно-хозяйственную деятельность с работой дру гих коллективов, не допускает ненужного дублирова ния и столкновения их интересов. Если же такого централизованного управляющего воздействия не бу дет, то не исключена ситуация, похожая на ту, кото рая может возникнуть, если, например, каждый маши нист электровоза станет самостоятельно решать, ка кой груз ему везти, когда двинуться в путь и в какое время проходить узловые станции.
Но вот вопрос: насколько широко управляющая система должна использовать директивные рычаги в управлении предприятиями?
В дореформенный период в централизованном по рядке предприятиям устанавливалось более 40 дирек тивных показателей. Министерства стремились, как говорится, «до винтиков» направлять и контролировать их хозяйственную деятельность. Но тем самым ограни чивалась и их оперативно-хозяйственная самостоятель ность, инициатива в изыскании резервов повышения эффективности производства.
85
Кстати, именно столь мелочная опека и ее негатив ные последствия породили неправильное представле ние, будто они являются неизбежным следствием при менения директивных рычагов. Некоторые экономи сты даже стали отождествлять их с бюрократическим администрированием. А отсюда делались далеко иду щие практические предложения о неограниченном расширении прав предприятий и соответственном уп разднении или существенном ослаблении централизо ванного управления. Нет нужды доказывать, сколь вредна и несостоятельна подобная концепция. Вы явившиеся недостатки возникли в результате непра вильного применения директивных рычагов, а отнюдь не порождены их природой.
Директивные рычаги абсолютно необходимы для осуществления функций управления. Без них нет во обще процесса управления. Конечно, важно, чтобы каждое управляющее решение было обоснованным, ба зировалось на анализе материалов, дающих полное и достоверное представление по решаемому вопросу. Ясно, что такое научно аргументированное директив ное управление не имеет ничего общего с администри рованием, порождаемым волюнтаризмом в принятии управленческих решений.
Выше мы уже говорили о том, что не может быть рычагов управления, которые всегда оставались бы неизменными, раз и навсегда данными. Роль и значе ние каждого из них, в том числе н основных, зависят от достигнутого уровня развития производительных сил и производственных отношений как в масштабах всего общества, так и в рамках отдельного предприя тия или производственного объединения. Зависят они и от тех задач, которые ставит перед производствен ными коллективами управляющая система. И все эти моменты должны быть учитываемы аппаратом управ ления.
Вот пример. До реформы основным показателем хозяйственной деятельности, устанавливаемым мини стерством предприятию, был объем валовой продук ции. И это было не случайно. Реальная необходимость заставляла ориентировать предприятия главным об разом на количественный рост. Реформа же перенесла центр тяжести на объем реализации, прибыль, рента
86
бельность. Под воздействием этих рычагов предприя тия как бы повернулись лицом к интересам потребите лей, к рынку. Они стали внимательнее следить за уров нем затрат и доходов, вскрыли и использовали в про изводстве ряд важных резервов. В частности, умень шилось незавершенное производство, сократились не ликвиды, отношения с заказчиками и поставщиками стали в большей степени регулироваться экономиче ски. В итоге, если за последнее дореформенное пятиле тие (1961—1965 гг.) общая сумма прибыли промыш ленных предприятий увеличилась на 61%, а рентабель ность снизилась с 13,6 до 13%, то за первое порефор менное пятилетие (1966—1970 гг.) их прибыль возрос ла в 2,5 раза, а уровень рентабельности повысился до 19,8%, то есть почти в 1,5 раза.
Однако впоследствии стало очевидным, что не все эти рычаги полностью ориентируют предприятия на борьбу за повышение эффективности производства. Оказалось, что можно увеличивать массу прибыли и уровень рентабельности за счет реализации более до рогостоящей продукции, а не за счет повышения ее ка чества, роста производительности труда, технического совершенствования производства и снижения на этой основе себестоимости продукции. Сложилась ситуация, когда внешне благоприятные итоги (выполнение и даже перевыполнение плана по реализации и прибы ли) скрывали такие вредные для народного хозяйства явления, как рост оптовых цен, повышение материало емкости, уменьшение фондоотдачи, медленное улучше ние, а порой и ухудшение качества продукции. Обо значилась тенденция опережающего роста заработ ной платы по сравнению с ростом производительности труда.
Чтобы ослабить эти негативные явления, к уже су ществующим директивным показателям добавили еще два — задания по росту производительности труда и реализации новой продукции. С помощью этих рыча гов предприятия в еще большей мере нацеливаются на интенсификацию производства и повышение на этой основе его эффективности. Такой подход в полной мере соответствует установке XXIV съезда КПСС. В Дирек тивах съезда указывается, что совершенствование ме тодов управления «должно быть направлено прежде
87
всего на обеспечение всесторонней интенсификации об щественного производства и повышение его эффектив ности...»
Таким образом, предприятия получают директив ные, экономически обоснованные задания по основным направлениям своей производственно-хозяйственной деятельности. Эти задания они обязаны выполнять. Казалось бы, что еще нужно?! Но дело в том, что эти задания отражают интересы общества, соответствуют его нуждам и потребностям. А есть ведь еще интересы коллектива и отдельного работника. Хотя в условиях социализма между ними нет непримиримых противоре чий, не исключено, однако, что производственный кол лектив или отдельный работник в угоду своим интере сам могут нарушать интересы общества. Где же вы ход? А выход в более тесном сочетании интересов об щества, коллектива и каждого участника производства с помощью системы материального и морального сти мулирования. Поэтому давайте рассмотрим существо проблемы интересов и выясним, как общество, управ ляющая его система решает эту проблему.
Марксистско-ленинская теория учит, что каждому обществу соответствует определенная система эконо мических отношений, которые находят свое выражение в экономических интересах. Еще Ф. Энгельс писал: «Экономические отношения каждого данного общества проявляются прежде всего как интересы»2.
Именно экономические интересы формируют хозяй ственную деятельность людей. Если в условиях капи тализма целью хозяйственной деятельности владельцев средств производства является нажива, то при социа лизме цель производства — стремление всесторонне удовлетворить потребности общества, коллектива, от дельного работника. И реализуется она не на основе стихийно складывающихся экономических связей, а путем планомерной организации хозяйственной дея тельности, сообразованной с требованиями экономиче ских законов. Тем самым «снимается» антагонизм ме жду их интересами, хотя и не устраняются противоре чия. Это обстоятельство нельзя не учитывать в прак
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 295.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 18, стр. 271.
88
тике управления. Управляющая система любого ранга должна использовать такие приемы и средства, кото рые бы в наибольшей мере способствовали «стыкова нию» интересов общества, коллектива, личности. Что выгодно для общества, должно быть выгодно для пред приятия и отдельных членов его коллектива.
Как же это достигается? Прежде всего с помощью экономических рычагов. Каждый из них в конечном счете стимул, побудитель, постоянно толкающий уча стника производственного процесса или коллектив к определенным действиям, стимул, заставляющий наи лучшим образом удовлетворять общественный интерес. И чтобы научиться эффективно управлять, необходимо познать и активно использовать на практике систему этих рычагов.
Экономическое воздействие на предприятие и каж дого работника осуществляется через комплексную си стему мер, куда, помимо организации заработной пла ты, входят также и специальные фонды экономического стимулирования (см.схему).
Структура фондов экономического стимулирования на промышленном предприятии
В объединениях, на фабриках и заводах создаются три фонда: фонд материального поощрения; фонд со циально-культурных мероприятий и жилищного строи
83
тельства; фонд развития производства. Кроме того, для поощрения усилий, направленных на внедрение и бы стрейшее освоение новой техники, улучшение качества продукции, экономию и т. д., используются и другие фонды и целевые средства, скажем, отчисления в фонд освоения новой техники, надбавки за качество, отчис ления от суммы экономии материальных ресурсов и др.
Главная цель, которая преследуется созданием фон дов экономического стимулирования предприятий, со стоит в том, чтобы усилить заинтересованность коллек тивов в непрерывном ускорении темпов развития про изводства, повышении его эффективности, обеспечить сочетание интересов государства, предприятия, каждо го работника.
В решении этой задачи особое значение приобре тает фонд материального поощрения. Он позволяет установить прямую связь между конечными результа тами труда и его оплатой, а также между премирова нием работника и хозяйственными результатами дея тельности всего коллектива. В большей мере стимули руются те предприятия и те его работники, которые лучше хозяйствуют и лучше трудятся, больше дают обществу. Поэтому очень важно избрать основные на правления, по которым средства фонда материального поощрения поступают трудящимся (см. схему на стр.91). Как видно из схемы, помимо своей основной роли — поощрять высокопроизводительный и творче ский труд, этот фонд предусматривает также оказание единовременной помощи нуждающимся труженикам предприятия, что имеет важное социальное значение.
Конечно, сама по себе никакая, даже идеальная си стема не решит всех проблем. Фонды экономического стимулирования лишь создают необходимые для этого условия. Но чтобы реализовать их, нужно уметь пра вильно применять эти фонды в каждом трудовом кол лективе.
Вот один характерный пример. В горнодобываю щей промышленности действует система экономиче ских рычагов, которая недостаточно четко отражает требования общества и не создает для коллективов не обходимого стимула в улучшении технико-экономиче ских параметров производимой ими продукции, сле довательно, повышении эффективности производства.
90
Направления использования фонда материального поощрения
Добыча, например, медной руды планируется в кубо метрах и тоннах. Соответственно построена и система материального стимулирования. В результате полу чается, что рудники стремятся выдать на-гора как мо жно большие объемы горной массы, мало заботясь о том, сколько в ней металла и сколько пустой породы. Главное для них — объем. Налицо противоречие. Об ществу нужен металл, а коллективу рудника все равно, лишь бы были кубы и тонны. Отсюда десятки миллио нов рублей дополнительных затрат.
Выход из такой ситуации нашли специалисты Свердловского научно-исследовательского института экономики и организации производства. Они провели интересный эксперимент на Пышминском медном руд нике, где доля пустой породы в добываемой руде до стигла сравнительно больших размеров.
В чем суть эксперимента? Прямая сдельная зара ботная плата рабочих, как и раньше, зависит от объе ма добытой руды в тоннах. Зато премия выплачивает ся за выполнение и перевыполнение плана по содер жанию металла в добытой руде. Причем общий раз мер ее значителен — до 40% основного заработка.
91