Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Горняки Пышминского рудника высказались в пользу эксперимента. Они организовали подземную сортировку отбитой горной массы. Выбрали наиболее рациональные схемы отработки. Исключили случаи по­ грузки пустой породы в вагоны с рудой для отправки на обогатительную фабрику. Только за первые три года работы в условиях эксперимента, при снижении численности персонала, производительность труда воз­ росла на 29%, а содержание металла в добытой ру­ де — почти на треть. Смешивание руды с породой сни­ зилось почти в 2 раза, а затраты на рубль товарной продукции уменьшились на 20%. Оставлены в недрах миллионы тонн пустой породы, сэкономлены сотни миллионов рублей. Все это было достигнуто без допол­ нительных капитальных затрат.

Так, с помощью экономических рычагов, воздейст­ вующих на интересы рабочих и инженерно-техниче­ ских работников, удалось преодолеть то, против чего многие годы оказывались бессильными грозные прика­ зы. Это и есть процесс управления, в основе которого лежит учет интересов.

Вопросы правильного, наиболее эффективного ис­ пользования экономических интересов и их стимулов стоят не только в масштабе народного хозяйства, от­ расли, но и предприятия. Разрабатывая и реализуя то или иное решение, руководитель должен всегда иметь в виду экономические интересы отдельных работни­ ков, бригад, цехов. И если эти интересы не учитывают­ ся либо учтены недостаточно полно, то они постепенно вступят в противоречие между собой.

Руководитель любого ранга знает: в системе эконо­ мических интересов есть главные, второстепенные и побочные направления воздействия. Они могут иметь также и разную степень влияния на процесс создания материальных благ. Поэтому управленческое искус­ ство заключается в том, чтобы при формулировании решения по какому-либо вопросу не только выбрать те или иные экономические рычаги, но и всесторонне учесть степень и направление их влияния на интересы коллектива и отдельных его членов.

Бывает так: применение рычагов, стимулирующих работника повышать индивидуальную производитель­ ность труда, приходит в противоречие с усилиями кол­ лектива.

92

Подобная ситуация сложилась, например, на Куй­ бышевском подшипниковом заводе № 9. Этот завод выпускает подшипники многих марок и типоразмеров, причем нередко малыми сериями. В таких условиях особенно важна четкая организация труда, единство коллективных усилий. Но применяемые экономические рычаги действовали разрозненно, без учета сложности производства, условий труда. Они не объединяли, а разъединяли коллектив. В частности, шлифовщики по­ лучали премию за выполнение норм выработки в раз­ мере 10% к сдельному заработку и 2% за каждый про­ цент перевыполнения, но общий размер премии не мог превышать 20%. На токарном потоке, где условия тру­ да сложнее и нормы выработки жестче, премия за вы­ полнение норм составляла 20% сдельного заработка, то есть была в 2 раза выше, чем у шлифовщиков. Плюс к этому токарь мог получать до 20% надбавки за пе­ ревыполнение норм выработки.

На первый взгляд все как будто учтено. Размеры поощрения дифференцированы с учетом особенностей труда. Но практика убедила в том, что такой порядок не способствовал заинтересованности рабочих в кол­ лективных успехах.

Руководство завода решило применить другую си­ стему материального стимулирования. На каждом уча­ стке установили базу выполнения норм выработки по профессиям. Базовый уровень был определен каждому подразделению на квартал. Изменения на следующий квартал вносятся с учетом достигнутого уровня в пре­ дыдущем квартале. Теперь рабочие, превысившие ба­ зовый уровень производительности труда, могут полу­ чать премию в размере 20% сдельного заработка. А тем, кто выполнил или даже перевыполнил норму выработки, но не достиг базового уровня, премия уменьшается наполовину. Но в любом случае премии начисляются лишь при условии выполнения сменой плана по выпуску изделий и заданной ритмичности.

Такой порядок позволил сомкнуть интересы от­ дельного работника с интересами коллектива, поста­ вить личные успехи в зависимость от общих показате­ лей работы смены, участка, бригады. Возросла и кол­ лективная ответственность. Рабочие стали больше заботиться о выполнении плана сменой, активнее по­

93


могать молодежи в повышении квалификации. Созда­ лась обстановка нетерпимости к недостаткам в орга­ низации производства, повысилась трудовая и произ­ водственная дисциплина.

Как «работает»

Таким образом, у руководителя

есть ШИр0Кий набор средств и ме-

механизм

r

г

 

тодов для

воздействия на управ­

ляемый объект. Важно только, чтобы они не противо­ речили друг другу и были нацелены на решение по­ ставленной задачи.

Возьмем, к примеру, систему экономических ры­ чагов управления качеством продукции. Известно: чем продукция качественнее, тем полнее и с мень­ шими затратами общественного труда можно удов­ летворить растущую потребность народного хозяйст­ ва и населения. Если, например, повысить качество стальных слитков и проката, то эффективность ис­ пользования каждой тонны выплавленной стали воз­ растет по крайней мере на 15%. Экономия за пяти­ летие по всему народному хозяйству составит не ме­ нее 10 млн. т проката и 4 млн. т слитков. Сегодня столько стали выплавляют три крупных металлурги­ ческих завода. И наоборот, выпуск продукции низкого качества снижает эффективность производства.

Казалось бы, все ясно: лучше — это почти всегда означает и больше. Но как добиться того, чтобы кол­ лективы предприятий были заинтересованы в система­ тическом улучшении качества и обновлении продук­ ции? Те меры поощрения качества продукции, которые применялись до хозяйственной реформы, а некоторые, применяемые и сегодня, оказываются недостаточны­ ми. Особенно это стало ощущаться, когда советская экономика сделала крутой поворот к интенсивным ме­ тодам хозяйствования.

Качество продукции является одним из сущест­ венных факторов, определяющих эффективность про­ изводства. Естественно, что коллективы многих пред­ приятий, претворяя в жизнь указания партии, стали уделять особо пристальное внимание этим вопросам и добились ощутимых результатов. Автозавод имени Лихачева в восьмой пятилетке перешел на выпуск норых автомобилей ЗИЛ-130, производительность кото­ рых в 1,5 раза, а срок службы в 2 раза выше, чем у

94


машин-предшественниц. Результат — ежегодная эко­ номия десятков миллионов рублей. Коллектив ярос­ лавского объединения «Автодизель» добился значи­ тельного повышения ресурса двигателей, а к концу де­ вятой пятилетки обязался довести его до 10 тыс. часов по сравнению с 6 тыс. часов в 1972 г.

Впятилетием плане развития народного хозяйст­ ва СССР на 1971—1975 гг. определены конкретные за­ дания по повышению качества изделий. Задачи боль­ шие, и для их успешного выполнения требуется соз­ дать действенную систему управления качеством и экономического стимулирования коллективов и от­ дельных работников.

Вбеседе мы, естественно, не можем осветить все аспекты этой проблемы. Остановимся лишь на неко­ торых, наиболее существенных.

С 1972 г. в промышленности введена аттестация продукции, в ходе которой продукция относится к од­ ной из трех категорий качества — высшей, первой или второй. Продукции высшего качества аттестационные комиссии присваивают государственный Знак качест­

ва. На основе данных аттестации министерства уста­ навливают предприятиям задания по повышению доли продукции высшей и первой категории и уменьшению доли продукции низшей категории. Таковы основные линии планового воздействия на качество продукции.

Используются из арсенала средств и экономиче­ ские стимулы. На новую продукцию, и в первую оче­ редь на ту, которая удостоена Знака качества, уста­ навливаются на определенный срок повышенные оп­ товые цены, а также надбавки к ценам. Тем самым производственные коллективы прямо и непосредствен­ но заинтересовываются в выпуске новых и высокока­ чественных изделий. Выше цены — больше прибыль, а следовательно, больше и отчисления в фонды по­ ощрения. Немаловажную роль играют и моральные стимулы.

Несомненно, что все эти меры воздействия поло­ жительно сказываются на качестве. Но все же на се­ годня эта система нуждается в совершенствовании, ибо, к сожалению, часто приходится сталкиваться с фактами выпуска устарелой и некачественной про­ дукции. Поэтому министерства, объединения, пред-

95

приятия продолжают поиски путей усиления воз­ действия в целях повышения качества продукции.

Вот, например, какая система мер по стимулиро­ ванию преимущественного изготовления новых изде­ лий повышенного качества введена сейчас на предпри­ ятиях Министерства электротехнической промышлен­ ности. Она включает в себя уже известные нам плановые и экономические рычаги воздействия —ди­ рективные задания по выпуску изделий высшей кате­ гории и периодическая аттестация, материальные сти­ мулы (поощрительные надбавки) и санкции. Но это еще не все. Ведь предприятия вполне могут добиться для себя такого плана, который они успешно выполнят и в том случае, если будут выпускать даже продукцию второй категории качества, не говоря уже о первой. Поэтому систему поощрительных надбавок и скидок связали с основными плановыми показателями их хо­ зяйственной деятельности.

Теперь план предприятия по объему реализации, прибыли, уровню рентабельности, платежам в бюд­ жет и размерам отчислений в фонды экономического стимулирования устанавливается без учета надбавок и скидок за качество. Что это означает? А то, что ес­ ли предприятие увеличивает в своем производстве удельный вес продукции высшего качества, оно авто­ матически получает за это соответствующее дополни­ тельное вознаграждение. Возрастают, следовательно, отчисления в его поощрительные фонды. И наоборот, если оно продолжает выпускать изделия второй кате­ гории, то не сможет даже выполнить план. Стимулы и санкции, как видите, действуют в одном направлении.

Коллективы предприятий ориентируются на вы­ полнение плана выпуска продукции высшего качества еще одним стимулом: за каждый пункт превышения качества они получают право дополнительно начис­ лить в фонды поощрения в среднем 2—4% средств. Если же этот план не выполнен или в объеме произ­ водства возросла доля изделий второй категории ка­ чества, то за каждый пункт фонды поощрения умень­ шаются в среднем на 4—6%.

На практике это выглядит следующим образом. Коллективы объединения «Армэлектросвет» и москов­ ского завода «Памяти революции 1905 года» перевы­

96


полнили план девяти месяцев 1973 г. по качеству и получили право увеличить свои фонды поощрения: первый — на 21%, второй — на 31%. А вот коллектив бакинского завода «Бакэлектроавтомат» не выполнил план по повышению технического уровня продукции, и его фонд поощрения был уменьшен на 60%.

Но может возникнуть справедливый вопрос: «Оп­ равдываются ли дополнительные затраты предприя­ тия на повышение качества изделий поощрительными надбавками к их оптовой цене?» Иногда — да, но бы­

вает,

и даже довольно часто, что

не

оправдыва­

ются.

В таком случае министерство

имеет право (и

располагает для этого средствами)

помочь предприя­

тию.

Оно, в частности, может за

счет

отраслевого

фонда развития науки и техники компенсировать предприятию повышенные затраты на освоение новой продукции высшей категории. Компенсация произво­ дится в течение первого года серийного выпуска этих изделий, а в отдельных случаях и второго года. Все зависит от сложности продукции и новизны техноло­ гии ее изготовления.

Что дает такая система, понятно. Теперь предприя­ тия не боятся браться за разработку и освоение но­ вой продукции повышенного качества. За это они не только получают довольно солидное вознаграждение, но, когда нужно, страхуются поддержкой министер­ ства.

Так «работает» механизм управления качеством продукции. Его основа — тесное сочетание директив­ ных и стимулирующих рычагов. И, как вы могли за­ метить, каждый рычаг директивного воздействия до­ полняется, а точнее, усиливается стимулирующим ры­ чагом. Но все они — рычаги планового управления. Они имеют одну основу и служат одной и той же цели. Умело комбинировать их, используя возможности все­ го арсенала средств, необходимых для обеспечения це­ ленаправленного, динамичного и пропорционального развития производства как комплексной системы,— вот в чем состоит искусство управлять.

Беседа шестая

ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ

РЕШЕНИЮ

В целях совершенствования планирова­ ния народного хозяйства и управления...

всемерно улучшать систему учета и от­ четности, совершенствовать статистику.

Директивы XXIV съезда КПСС по пяти­ летнему плану развития народного хозяй­ ства СССР на 1971—1975 годы

Три типа и три уровня информации

Хозяйственные решения должны быть обоснованными — таково -требование научного управления.

Но что это означает? Перед тем как принять решение, нужно серьезно разобраться в сути задачи, понять, ка­ кова ее цель, какие варианты ее решения возможны, какие из них наиболее предпочтительны? Анализируя таким образом решаемую задачу, вы остро ощутите необходимость иметь вполне определенную информа­ цию. Именно она очень важна для обоснования управ­ ленческих решений. Но получить нужную информа­ цию не так-то просто. Поэтому разработаны специаль­ ные системы ее формирования и получения.

Для принятия хозяйственных решений на разных уровнях управления обычно требуется информация трех основных типов.

Сведения о новинках науки, техники и технических решениях, заложенных в конструкции машин, об ор­ ганизации технологических процессов и т. п. Такая информация содержится в научной и технической ли­ тературе, в патентах, проектно-технической докумен­ тации. Для ее получения организуется система науч­ но-технической информации. О масштабах этой ра­ боты можно судить по тому, что в настоящее время только реферативных журналов в мире издается око­ ло полутора тысяч. В издаваемом Всесоюзным инсти­ тутом научной и технической информации рефератив­ ном журнале ежегодно публикуются сведения почти о

98


миллионе статей, описаний изобретений и книг, посту­ пающих к нам из 117 стран мира.

Информация о планах и намерениях других орга­ нов управления, предприятий и организаций необхо­ дима главным образом для согласования и коорди­ нации взаимодействия между ними в процессе произ­ водства. Эта информация получается непосредствен­ но в процессе деятельности органов управления и составляет содержание различного рода плановых и управленческих документов, заказов, хозяйственных договоров и т. п.

Для получения информации о совершающихся на производстве социально-экономических и производст­ венно-хозяйственных процессах организуется система учета и статистики, или, как ее чаще называют, систе­ ма экономической информации (в узком смысле). О ней и пойдет речь ниже.

До Октябрьской революции не было страны, где бы все операции сбора и обработки данных производ­ ства выполнялись едиными методами. А без этого не­ возможно широкое использование полученной инфор­ мации в общегосударственном масштабе. Разумеется, каждый капиталист внимательно подсчитывал свой капитал, доходы и расходы, изыскивал пути усиле­ ния эксплуатации трудящихся. Начиная с конца про­ шлого века,_в передовых капиталистических странах данные внутрифирменного учета стали робко исполь­ зовать для государственных нужд: было введено обя­ зательное представление отчетов компаниями. Но что это были за отчеты? Куцые анкеты, предлагавшие только такие вопросы, которые не задевали коммер­ ческой тайны. И ответы на них далеко не всегда мож­ но было сопоставлять, поскольку различия в мето­ дике учета в разных фирмах довольно существенны.

В условиях социализма вопрос единой системы экономической информации стал требованием жизни. Не случайно В. И. Ленин уже в первые годы Совет­ ской власти настоятельно подчеркивал: «Учет и конт­ роль— вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы ком­

мунистического

общества» *. Он много сделал для

1 В. И. Ленин.

Поли. собр. соч., т. 33, стр. 101.

99