ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Горняки Пышминского рудника высказались в пользу эксперимента. Они организовали подземную сортировку отбитой горной массы. Выбрали наиболее рациональные схемы отработки. Исключили случаи по грузки пустой породы в вагоны с рудой для отправки на обогатительную фабрику. Только за первые три года работы в условиях эксперимента, при снижении численности персонала, производительность труда воз росла на 29%, а содержание металла в добытой ру де — почти на треть. Смешивание руды с породой сни зилось почти в 2 раза, а затраты на рубль товарной продукции уменьшились на 20%. Оставлены в недрах миллионы тонн пустой породы, сэкономлены сотни миллионов рублей. Все это было достигнуто без допол нительных капитальных затрат.
Так, с помощью экономических рычагов, воздейст вующих на интересы рабочих и инженерно-техниче ских работников, удалось преодолеть то, против чего многие годы оказывались бессильными грозные прика зы. Это и есть процесс управления, в основе которого лежит учет интересов.
Вопросы правильного, наиболее эффективного ис пользования экономических интересов и их стимулов стоят не только в масштабе народного хозяйства, от расли, но и предприятия. Разрабатывая и реализуя то или иное решение, руководитель должен всегда иметь в виду экономические интересы отдельных работни ков, бригад, цехов. И если эти интересы не учитывают ся либо учтены недостаточно полно, то они постепенно вступят в противоречие между собой.
Руководитель любого ранга знает: в системе эконо мических интересов есть главные, второстепенные и побочные направления воздействия. Они могут иметь также и разную степень влияния на процесс создания материальных благ. Поэтому управленческое искус ство заключается в том, чтобы при формулировании решения по какому-либо вопросу не только выбрать те или иные экономические рычаги, но и всесторонне учесть степень и направление их влияния на интересы коллектива и отдельных его членов.
Бывает так: применение рычагов, стимулирующих работника повышать индивидуальную производитель ность труда, приходит в противоречие с усилиями кол лектива.
92
Подобная ситуация сложилась, например, на Куй бышевском подшипниковом заводе № 9. Этот завод выпускает подшипники многих марок и типоразмеров, причем нередко малыми сериями. В таких условиях особенно важна четкая организация труда, единство коллективных усилий. Но применяемые экономические рычаги действовали разрозненно, без учета сложности производства, условий труда. Они не объединяли, а разъединяли коллектив. В частности, шлифовщики по лучали премию за выполнение норм выработки в раз мере 10% к сдельному заработку и 2% за каждый про цент перевыполнения, но общий размер премии не мог превышать 20%. На токарном потоке, где условия тру да сложнее и нормы выработки жестче, премия за вы полнение норм составляла 20% сдельного заработка, то есть была в 2 раза выше, чем у шлифовщиков. Плюс к этому токарь мог получать до 20% надбавки за пе ревыполнение норм выработки.
На первый взгляд все как будто учтено. Размеры поощрения дифференцированы с учетом особенностей труда. Но практика убедила в том, что такой порядок не способствовал заинтересованности рабочих в кол лективных успехах.
Руководство завода решило применить другую си стему материального стимулирования. На каждом уча стке установили базу выполнения норм выработки по профессиям. Базовый уровень был определен каждому подразделению на квартал. Изменения на следующий квартал вносятся с учетом достигнутого уровня в пре дыдущем квартале. Теперь рабочие, превысившие ба зовый уровень производительности труда, могут полу чать премию в размере 20% сдельного заработка. А тем, кто выполнил или даже перевыполнил норму выработки, но не достиг базового уровня, премия уменьшается наполовину. Но в любом случае премии начисляются лишь при условии выполнения сменой плана по выпуску изделий и заданной ритмичности.
Такой порядок позволил сомкнуть интересы от дельного работника с интересами коллектива, поста вить личные успехи в зависимость от общих показате лей работы смены, участка, бригады. Возросла и кол лективная ответственность. Рабочие стали больше заботиться о выполнении плана сменой, активнее по
93
могать молодежи в повышении квалификации. Созда лась обстановка нетерпимости к недостаткам в орга низации производства, повысилась трудовая и произ водственная дисциплина.
Как «работает» |
Таким образом, у руководителя |
|
есть ШИр0Кий набор средств и ме- |
||
механизм |
r |
г |
|
тодов для |
воздействия на управ |
ляемый объект. Важно только, чтобы они не противо речили друг другу и были нацелены на решение по ставленной задачи.
Возьмем, к примеру, систему экономических ры чагов управления качеством продукции. Известно: чем продукция качественнее, тем полнее и с мень шими затратами общественного труда можно удов летворить растущую потребность народного хозяйст ва и населения. Если, например, повысить качество стальных слитков и проката, то эффективность ис пользования каждой тонны выплавленной стали воз растет по крайней мере на 15%. Экономия за пяти летие по всему народному хозяйству составит не ме нее 10 млн. т проката и 4 млн. т слитков. Сегодня столько стали выплавляют три крупных металлурги ческих завода. И наоборот, выпуск продукции низкого качества снижает эффективность производства.
Казалось бы, все ясно: лучше — это почти всегда означает и больше. Но как добиться того, чтобы кол лективы предприятий были заинтересованы в система тическом улучшении качества и обновлении продук ции? Те меры поощрения качества продукции, которые применялись до хозяйственной реформы, а некоторые, применяемые и сегодня, оказываются недостаточны ми. Особенно это стало ощущаться, когда советская экономика сделала крутой поворот к интенсивным ме тодам хозяйствования.
Качество продукции является одним из сущест венных факторов, определяющих эффективность про изводства. Естественно, что коллективы многих пред приятий, претворяя в жизнь указания партии, стали уделять особо пристальное внимание этим вопросам и добились ощутимых результатов. Автозавод имени Лихачева в восьмой пятилетке перешел на выпуск норых автомобилей ЗИЛ-130, производительность кото рых в 1,5 раза, а срок службы в 2 раза выше, чем у
94
машин-предшественниц. Результат — ежегодная эко номия десятков миллионов рублей. Коллектив ярос лавского объединения «Автодизель» добился значи тельного повышения ресурса двигателей, а к концу де вятой пятилетки обязался довести его до 10 тыс. часов по сравнению с 6 тыс. часов в 1972 г.
Впятилетием плане развития народного хозяйст ва СССР на 1971—1975 гг. определены конкретные за дания по повышению качества изделий. Задачи боль шие, и для их успешного выполнения требуется соз дать действенную систему управления качеством и экономического стимулирования коллективов и от дельных работников.
Вбеседе мы, естественно, не можем осветить все аспекты этой проблемы. Остановимся лишь на неко торых, наиболее существенных.
С 1972 г. в промышленности введена аттестация продукции, в ходе которой продукция относится к од ной из трех категорий качества — высшей, первой или второй. Продукции высшего качества аттестационные комиссии присваивают государственный Знак качест
ва. На основе данных аттестации министерства уста навливают предприятиям задания по повышению доли продукции высшей и первой категории и уменьшению доли продукции низшей категории. Таковы основные линии планового воздействия на качество продукции.
Используются из арсенала средств и экономиче ские стимулы. На новую продукцию, и в первую оче редь на ту, которая удостоена Знака качества, уста навливаются на определенный срок повышенные оп товые цены, а также надбавки к ценам. Тем самым производственные коллективы прямо и непосредствен но заинтересовываются в выпуске новых и высокока чественных изделий. Выше цены — больше прибыль, а следовательно, больше и отчисления в фонды по ощрения. Немаловажную роль играют и моральные стимулы.
Несомненно, что все эти меры воздействия поло жительно сказываются на качестве. Но все же на се годня эта система нуждается в совершенствовании, ибо, к сожалению, часто приходится сталкиваться с фактами выпуска устарелой и некачественной про дукции. Поэтому министерства, объединения, пред-
95
приятия продолжают поиски путей усиления воз действия в целях повышения качества продукции.
Вот, например, какая система мер по стимулиро ванию преимущественного изготовления новых изде лий повышенного качества введена сейчас на предпри ятиях Министерства электротехнической промышлен ности. Она включает в себя уже известные нам плановые и экономические рычаги воздействия —ди рективные задания по выпуску изделий высшей кате гории и периодическая аттестация, материальные сти мулы (поощрительные надбавки) и санкции. Но это еще не все. Ведь предприятия вполне могут добиться для себя такого плана, который они успешно выполнят и в том случае, если будут выпускать даже продукцию второй категории качества, не говоря уже о первой. Поэтому систему поощрительных надбавок и скидок связали с основными плановыми показателями их хо зяйственной деятельности.
Теперь план предприятия по объему реализации, прибыли, уровню рентабельности, платежам в бюд жет и размерам отчислений в фонды экономического стимулирования устанавливается без учета надбавок и скидок за качество. Что это означает? А то, что ес ли предприятие увеличивает в своем производстве удельный вес продукции высшего качества, оно авто матически получает за это соответствующее дополни тельное вознаграждение. Возрастают, следовательно, отчисления в его поощрительные фонды. И наоборот, если оно продолжает выпускать изделия второй кате гории, то не сможет даже выполнить план. Стимулы и санкции, как видите, действуют в одном направлении.
Коллективы предприятий ориентируются на вы полнение плана выпуска продукции высшего качества еще одним стимулом: за каждый пункт превышения качества они получают право дополнительно начис лить в фонды поощрения в среднем 2—4% средств. Если же этот план не выполнен или в объеме произ водства возросла доля изделий второй категории ка чества, то за каждый пункт фонды поощрения умень шаются в среднем на 4—6%.
На практике это выглядит следующим образом. Коллективы объединения «Армэлектросвет» и москов ского завода «Памяти революции 1905 года» перевы
96
полнили план девяти месяцев 1973 г. по качеству и получили право увеличить свои фонды поощрения: первый — на 21%, второй — на 31%. А вот коллектив бакинского завода «Бакэлектроавтомат» не выполнил план по повышению технического уровня продукции, и его фонд поощрения был уменьшен на 60%.
Но может возникнуть справедливый вопрос: «Оп равдываются ли дополнительные затраты предприя тия на повышение качества изделий поощрительными надбавками к их оптовой цене?» Иногда — да, но бы
вает, |
и даже довольно часто, что |
не |
оправдыва |
ются. |
В таком случае министерство |
имеет право (и |
|
располагает для этого средствами) |
помочь предприя |
||
тию. |
Оно, в частности, может за |
счет |
отраслевого |
фонда развития науки и техники компенсировать предприятию повышенные затраты на освоение новой продукции высшей категории. Компенсация произво дится в течение первого года серийного выпуска этих изделий, а в отдельных случаях и второго года. Все зависит от сложности продукции и новизны техноло гии ее изготовления.
Что дает такая система, понятно. Теперь предприя тия не боятся браться за разработку и освоение но вой продукции повышенного качества. За это они не только получают довольно солидное вознаграждение, но, когда нужно, страхуются поддержкой министер ства.
Так «работает» механизм управления качеством продукции. Его основа — тесное сочетание директив ных и стимулирующих рычагов. И, как вы могли за метить, каждый рычаг директивного воздействия до полняется, а точнее, усиливается стимулирующим ры чагом. Но все они — рычаги планового управления. Они имеют одну основу и служат одной и той же цели. Умело комбинировать их, используя возможности все го арсенала средств, необходимых для обеспечения це ленаправленного, динамичного и пропорционального развития производства как комплексной системы,— вот в чем состоит искусство управлять.
Беседа шестая
ЧТО ПРЕДШЕСТВУЕТ
РЕШЕНИЮ
В целях совершенствования планирова ния народного хозяйства и управления...
всемерно улучшать систему учета и от четности, совершенствовать статистику.
Директивы XXIV съезда КПСС по пяти летнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971—1975 годы
Три типа и три уровня информации
Хозяйственные решения должны быть обоснованными — таково -требование научного управления.
Но что это означает? Перед тем как принять решение, нужно серьезно разобраться в сути задачи, понять, ка кова ее цель, какие варианты ее решения возможны, какие из них наиболее предпочтительны? Анализируя таким образом решаемую задачу, вы остро ощутите необходимость иметь вполне определенную информа цию. Именно она очень важна для обоснования управ ленческих решений. Но получить нужную информа цию не так-то просто. Поэтому разработаны специаль ные системы ее формирования и получения.
Для принятия хозяйственных решений на разных уровнях управления обычно требуется информация трех основных типов.
Сведения о новинках науки, техники и технических решениях, заложенных в конструкции машин, об ор ганизации технологических процессов и т. п. Такая информация содержится в научной и технической ли тературе, в патентах, проектно-технической докумен тации. Для ее получения организуется система науч но-технической информации. О масштабах этой ра боты можно судить по тому, что в настоящее время только реферативных журналов в мире издается око ло полутора тысяч. В издаваемом Всесоюзным инсти тутом научной и технической информации рефератив ном журнале ежегодно публикуются сведения почти о
98
миллионе статей, описаний изобретений и книг, посту пающих к нам из 117 стран мира.
Информация о планах и намерениях других орга нов управления, предприятий и организаций необхо дима главным образом для согласования и коорди нации взаимодействия между ними в процессе произ водства. Эта информация получается непосредствен но в процессе деятельности органов управления и составляет содержание различного рода плановых и управленческих документов, заказов, хозяйственных договоров и т. п.
Для получения информации о совершающихся на производстве социально-экономических и производст венно-хозяйственных процессах организуется система учета и статистики, или, как ее чаще называют, систе ма экономической информации (в узком смысле). О ней и пойдет речь ниже.
До Октябрьской революции не было страны, где бы все операции сбора и обработки данных производ ства выполнялись едиными методами. А без этого не возможно широкое использование полученной инфор мации в общегосударственном масштабе. Разумеется, каждый капиталист внимательно подсчитывал свой капитал, доходы и расходы, изыскивал пути усиле ния эксплуатации трудящихся. Начиная с конца про шлого века,_в передовых капиталистических странах данные внутрифирменного учета стали робко исполь зовать для государственных нужд: было введено обя зательное представление отчетов компаниями. Но что это были за отчеты? Куцые анкеты, предлагавшие только такие вопросы, которые не задевали коммер ческой тайны. И ответы на них далеко не всегда мож но было сопоставлять, поскольку различия в мето дике учета в разных фирмах довольно существенны.
В условиях социализма вопрос единой системы экономической информации стал требованием жизни. Не случайно В. И. Ленин уже в первые годы Совет ской власти настоятельно подчеркивал: «Учет и конт роль— вот главное, что требуется для «налажения», для правильного функционирования первой фазы ком
мунистического |
общества» *. Он много сделал для |
1 В. И. Ленин. |
Поли. собр. соч., т. 33, стр. 101. |
99