ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
пример. Шесть обувных фабрик вошли в минскую фирму «Луч». И вскоре оказалось возможным цент рализовать на головном предприятии закройное и штамповочное производства, а также подсобные служ бы. Филиалы же превратились в чисто пошивочные фабрики — в своего рода сборочные цехи, причем каж дый из них специализирован на выпуске определенных видов обуви. На тех же площадях выпуск продукции увеличился на 30%, прибыль за пять лет возросла в два с лишним раза.
Во-вторых, в объединениях создаются более благо приятные условия для соединения науки и производст ва и тем самым для ускорения технического прогресса. В них как бы собраны в кулак кадры инженеров, эко номистов, организаторов высокой квалификации —лю дей, способных поднять производство на современный технический уровень. Во многих случаях в состав объ единений входят научные, проектные, конструкторские звенья — вплоть до целых научно-исследовательских институтов. Разрозненным предприятиям содержать такие подразделения обычно не под силу. За счет объ единения ресурсов удается существенно укрепить на учно-техническую базу производства, быстро прово дить в жизнь крупные технические проекты.
Благодаря всему этому, например, в ленинградских производственных объединениях разработка и освое ние выпуска новых изделий занимает в полтора-два раза меньше времени, чем на самостоятельных заво дах. За шесть лет здесь комплексно механизировано 130 цехов и 257 участков, внедрено 384 поточные и ав томатические линии.
В-третьих, объединения могут лучше организовать снабжение, сбыт, изучать спрос на производимую ими продукцию.
В-четвертых, преимущества объединений сказы ваются и в области управления. Взамен многочислен ных мелких, дублирующих друг друга служб удается сформировать более рациональную структуру органов управления, укрепить их квалифицированными кадра ми, повысить оперативность и эффективность управле ния.
В совокупности эти факторы улучшают все эконо мические показатели, повышают эффективность про
бе
кзводства. Но преимущества объединений не ограни чиваются экономическими показателями. Существенно важно и то, что образуются более крупные трудовые коллективы. Тем самым открывается широкий простор для решения крупных социальных проблем, воспита ния людей, развития их инициативы и творчества.
Формы и типы объединений многообразны. Их мо жно классифицировать по разным признакам. По от раслевой принадлежности объединения делятся на про мышленные, сельскохозяйственные, аграрно-промыш ленные, научно-технические, строительные, торговые, промышленно-торговые, транспортные. По сфере дей ствия различаются объединения всесоюзные, республи канские, областные, межобластные. В литературе ча сто проводят классификацию объединений также и по степени специализации подразделений. Но для темы нашей беседы особенно важно определить тип объеди нения по признаку его внутренней структуры. Проще говоря, нам надо уяснить, что же такое объединение: является ли оно предприятием или органом управ ления?
Опыт социалистического хозяйствования учит: ус пех сопутствовал тем объединениям, которые обладали статутом предприятия — иначе, с какими бы благими целями объединения ни создавались, они превраща лись в промежуточное управленческое звено, как пра вило лишь усложняющее структуру руководства от раслью. Но если производственное объединение есть предприятие, то входящие в него единицы правами предприятия не обладают. В уже упоминавшемся по становлении о переходе на двух- и трехзвенную струк туру об этом сказано предельно ясно: «На входящие в состав производственного объединения (комбината) производственные единицы не распространяется дей ствие Положения о социалистическом государственном производственном предприятии».
Таково общее правило. Отсюда, однако, не следует, что предприятия, вошедшие в объединение, непременно превращаются в цехи. Возьмем, например, такое объ единение, как автозавод имени Лихачева. В него вхо дят головной завод и восемь филиалов, причем пять из них на периферии. И, конечно, немыслимо, если, ска жем, филиал в Свердловской области станет через го
69
ловной завод вести все расчеты со смежниками, уволь нять и нанимать рабочих, целиком переводить в «об щий котел» отчисления от прибыли, как это делают обычно цехи.
Очевидно, некоторые функции и права предприятия следует передать филиалам, но в то же время сохра нить за объединением важнейшие функции предприя тия. Именно так решен вопрос в Положении о произ водственном объединении (комбинате), утвержденном
27 марта 1974 г.
Согласно этому документу, объединения получили более широкие права, чем предприятия. К примеру, они участвуют в подготовке научно-технических про гнозов и долгосрочных программ, утверждают проект но-сметную документацию и титульные списки произ водственных строек, которые ведутся за счет центра лизованных капиталовложений, в соответствии с ут вержденным планом налаживают научно-техническое сотрудничество с зарубежными странами, устанавли вают доплаты рабочим и цеховым специалистам. Уп равляет объединением, как правило, аппарат головно го завода, а в отдельных случаях, с разрешения прави тельства СССР, может быть создан обособленный ап парат.
Положение о производственном объединении (ком бинате) предполагается распространить и на крупные заводы и фабрики, хотя они ни с кем не объединены. Права же мелких предприятий будут урезаны — для них взамен Положения о предприятии готовится осо бый правовой документ.
Пожалуй, наибольшие споры вы-
зывала проблема реорганизации среднего отраслевого звена управ
ления. Оно и понятно: при любой перестройке верхние и нижние ступеньки, то есть министерства и предприя тия, будут сохранены — речь идет лишь о новом содер жании их управленческой деятельности. Что же ка сается инстанций, стоящих между ними, то ставится вопрос об упразднении их и создании взамен принци пиально новых звеньев. Понятно, здесь существует множество вариантов. И все-таки, несмотря на специ фику каждой отрасли, практика, опыт ряда мини стерств позволили выявить некоторые общие направ
70
ления рационализации средних управленческих звеньев.
Вот, например, по какому пути шло совершенство вание структуры в угольной промышленности. Здесь были ликвидированы тресты, а шахты напрямую под чинили мощным комбинатам, которые, в свою очередь, были «замкнуты» на министерство. За два года в ре зультате такой перестройки управленческие расходы сократились на 75 млн. руб. в год, или на 12%. За счет высвободившихся специалистов были укреплены кад рами шахты и разрезы. Отрасль стала работать лучше.
Недавно правительство утвердило новые генераль ные схемы управления для нескольких отраслей, в том числе и угольной промышленности. По новой схеме комбинат становится здесь основным звеном, подчи ненным напрямую министерству. В своей деятельности он в известном смысле сочетает функции предприятия и среднего звена.
Хозяйственная реформа подготовила условия для резкого изменения функций среднего звена. Рассмот рим это на примере одной функции.
На XXIV партийном съезде, как известно, было отмечено, что действующий механизм хозяйственной реформы слабо побуждает предприятия принимать на пряженные планы. А коль скоро коллектив порою скрывал свой резервы, их обязан был обнаружить ор ган управления (комбинат либо главк)— иначе как грамотно разверстаешь план в подотрасли? Однако сколь ни велик численно отряд специалистов в средних звеньях, как ни богат их опыт, они все-таки не могут знать истинные возможности каждого предприятия глубже, нежели сам коллектив. Заводские работники, естественно, способны быстрее обнаружить и лучше применить резервы производства.
Сейчас у коллективов предприятий усилен и сти мул к этому. Недавно в механизм реформы внесены весьма важные поправки. Уже действует новая мето дика расчета фондов экономического стимулирования, смысл которой в том, чтобы материально и морально заинтересовать предприятия в росте производительно сти труда, объемов выпуска продукции, в техническом прогрессе. Кроме того, производственные звенья впер вые получили стабильные планы на пятилетку и каж
71
дый ее год. От напряженности планов зависит и вели чина поощрительных фондов.
Вот почему разработка коллективами предприятий напряженных планов становится явлением довольно массовым, и, стало быть, отраслевые управленческие органы могут доверить трудоемкий поиск конкретных резервов самим коллективам предприятий.
Такого рода обстоятельства создают условия не только для упразднения промежуточных инстанций, но и для глубокой перестройки среднего звена отрасли. Оперативное руководство предприятиями уже не явля ется их главнейшей задачей. Напротив, если нет осо бой нужды, они должны избегать вмешательства в повседневную заводскую жизнь. Освободившись от мелких текущих дел, средние звенья получают воз можность вырабатывать и проводить в жизнь единую техническую политику в подотрасли, исследовать спрос народного хозяйства на продукцию. На уровне подот расли обычно выгодно централизовать исполнение та ких функций, как научные исследования, конструктор ские разработки, ремонт оборудования, изготовление всевозможных заготовок, техническая информация, внедрение передового опыта. В той мере, в какой сред нее звено берет в свое ведение производственные функ ции, оно превращается из чисто управленческого орга на в хозрасчетную структурную единицу — в промыш ленное объединение.
Постановление о переходе на двух- и трехзвенную структуру как раз и предусматривает упразднить глав ки и создать взамен их всесоюзные либо республикан ские промышленные объединения. Такое объединение станет «единым производственно-хозяйственным ком плексом, состоящим из производственных объедине ний, комбинатов, промышленных предприятий, научноисследовательских, конструкторских, проектно-конст рукторских, технологических организаций и других предприятий и организаций». Действует оно на основе хозяйственного расчета, обеспечивая полное возмеще ние затрат на производство продукции. В этом прин ципиальное отличие промышленных объединений от главков.
Удачный опыт замены главков промышленными хозрасчетными объединениями был осуществлен Ми-
72
.нистерством приборостроения, средств автоматизации и систем управления. Если раньше главк в основном планировал и контролировал деятельность предприя тий, был своего рода посредником между министерст вом и производственными звеньями, то промышленное объединение видит смысл своего существования в ко ординации работы подведомственных звеньев, в разви тии подотрасли, в ее техническом прогрессе.
Объединения централизовали часть фондов эконо мического стимулирования и обладают финансовыми резервами для временной помощи предприятиям. Ины ми словами, в их руках появились новые рычаги для экономического воздействия на производство. Благо даря этому легче решаются вопросы, важные для раз вития подотрасли. Скажем, специалисты объединения «Союзпромприбор» пришли к выводу, что производ ство инструмента для всей подотрасли выгодно нала дить на харьковском заводе «Теплоавтомат». Раньше предприятие, скорее всего, просто получило бы коман ду организовать такое производство. Но весьма веро ятно, что команда не была бы своевременно выполне на, поскольку завод не заинтересован в выпуске инст румента для других, да и денег у него нет. Теперь за дача решилась иначе: из централизованных фондов развития производства предприятию были выделены нужные деньги, и к обоюдной выгоде завода и подот расли такое специализированное производство было создано.
Поощрение работников промышленных объедине ний поставлено в зависимость от успехов подотрасли. Таким образом, специалист лично заинтересован в улучшении руководства подчиненными звеньями. Бо лее демократичными стали и формы управления — при объединениях действуют советы директоров пред приятий и организаций.
Совершенствование структуры уп-
ми„Н„асТУеРр°сГ Равления затрагивает все звенья.
Много нового внесено и в органи зацию управления высшего отраслевого органа управ ления — министерства.
С середины 1970 г. вся приборостроительная от расль, включая и министерство, переведена в порядке эксперимента на новую систему планирования и фи
73
нансирования. В чем смысл этой меры? В основу пла нирования положен пятилетний план с распределени ем заданий по годам. Эти задания, утверждаемые пра вительством, включают следующие показатели: про изводство продукции (в укрупненной номенклатуре), ввод в действие основных фондов, мощностей и объек тов, объем поставок материальных ресурсов в отрасль. Остальные показатели министерство утверждает само стоятельно либо по согласованию с Госпланом СССР.
Вместе с пятилетним планом на каждый год мини стерство получает два важнейших норматива: по рас пределению прибыли между госбюджетом и отраслью и по расходу зарплаты на рубль товарной продукции. Если план по прибыли недовыполнен, в бюджет все равно поступит полностью заданная сумма — за счет доли министерства. А при перевыполнении плана доба вочная прибыль делится между бюджетом и отраслью в соответствии с нормативом. В 1973 г. 55,5% прибыли перечислено в бюджет, а 44,5% оставлено министерст ву. Норматив предусматривает, что доля прибыли, идущая в бюджет, будет год от году возрастать.
Все расходы отрасли, включая капиталовложения, затраты на научно-исследовательские работы и на со держание управленческого аппарата, возмещаются за счет собственных источников, то есть из прибыли и амортизационных отчислений. Бюджетное финансиро вание полностью прекращено.
Смысл хозрасчета как раз в том и заключается, что впервые в нашей хозяйственной практике министерство гарантирует платежи в бюджет независимо от теку щих итогов деятельности отрасли и полностью отказы вается от бюджетного финансирования.
Принципиальные изменения в практику вносит и второй из упомянутых нормативов: в народнохозяйст венном плане утверждается не абсолютный размер фонда зарплаты, а расход ее на единицу продукции. Сам фонд зарплаты может даже расти, но удельный расход запланировано непрерывно снижать. В девятой пятилетке это снижение составит 34%. Такой порядок побуждает все предприятия и организации отрасли наращивать выпуск продукции с одновременным уменьшением доли зарплаты в ее стоимости.
Хозрасчет в отрасли сразу же показал свою силу.
74
Приборостроение и прежде росло рекордно высокими темпами, но теперь они еще более ускорились. Улуч шились и все экономические и финансовые показатели отрасли.
При полной экономической ответственности мини стерства перед государством на новую ступень подни мается руководство в отрасли. Управленческие звенья, хотят они того или нет, обязаны заранее взвешивать последствия каждого своего хозяйственного распоря жения, учитывать, как оно скажется на экономических показателях предприятия. А поскольку на верхней и средних ступенях управления трудно рассчитать по следствия директив по локальным вопросам, решения по ним принимают на предприятиях. Промышленные объединения проводят управленческие акции, имею щие значение для подотрасли, министерство же при нимает решения только по проблемам общеотраслево го масштаба.
Таким образом, логично распределились функции, права, ответственность между «этажами» управления. Это означает глубокую перестройку всех звеньев: структурная реорганизация сопряжена с коренным из менением самих методов и содержания руководства.