ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
МЕТОДЫ
И РЫЧАГИ
Совершенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интенсификации обществен ного производства и повышение его эф фективности...
Директивы XXIV съезда КПСС по пяти летнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971—1975 годы
Управление общественным произ водством осуществляется с помо щью методов и рычагов, применяя которые управляю
щая система может организовывать и координировать производственно-хозяйственную деятельность отдель ных подразделений управляемого объекта, стимулиро вать творческую инициативу коллективов и по наибо лее рациональному пути привести их к поставленной цели.
«Метод» — слово греческое. Оно означает прием, способ действия, а применительно к управлению — способ, прием решения какой-либо управленческой за дачи. Рычаг, как вы знаете,— инструмент. Им воздей ствуют на предмет, чтобы удержать его в нужном по ложении, либо, наоборот, изменить положение, вы вести из состояния покоя. И когда специалисты гово рят о «рычагах управляющего воздействия», они име ют в виду определенное средство, применение которого позволяет воздействовать на производственный кол лектив, его звенья или на отдельных работников, что бы побудить их выполнить поставленную задачу.
Предположим, перед вашим коллективом стоит цель: в течение года освоить новое изделие. Достичь ее —значит не только решить технико-экономическую задачу, то есть определить, на каком оборудовании, из какого сырья, при каких технологических режимах и хозяйственных условиях производство этого изделия будет эффективным. Необходимо также решить управ-
76
ленческую задачу — как перестроить и организовать производство, мобилизовать усилия коллектива, ско ординировать работу его звеньев, создать заинтересо ванность у людей в том, чтобы быстро и с наимень шими затратами освоить новое изделие.
Эту задачу можно решить с помощью определен ных методов и рычагов управления. Руководитель мо жет, например, отдать приказ, в котором будут указа ны сроки освоения нового изделия, назначены ответст венные за организацию работы лица, определены меры контроля и т. п. Такой способ решения управ ленческой задачи можно отнести к организационно правовому или административному методу. Его осно ва — нормативные акты и законы, предоставляющие руководителю права единоначальника.
Достаточно ли этого, чтобы успешно решить зада чу? Нет, недостаточно. Нужен еще детальный план, в котором были бы сформулированы задания каждому производственному звену, определены размеры затрат
иэффекта, материальные стимулы за своевременное
икачественное выполнение, а также материальные санкции за срыв этих заданий. Нужно также разрабо
тать условия хозрасчетных отношений внутри каждого подразделения и между ними, поставить их перед не обходимостью тщательно анализировать свою хозяйст венную деятельность, изыскивать и использовать ре зервы. Такие подходы к решению управленческой задачи относятся к экономическим методам управ ления.
Исключительно важное место в социалистическом обществе занимают и социально-психологические, вос питательные методы управления.
Вернемся к нашему примеру. Чтобы выполнить в срок поставленную задачу, администрация совместно с общественными организациями, естественно, прове дет соответствующую агитационно-массовую, воспита тельную работу. Коллективу будет разъяснено народ нохозяйственное значение успешного и своевременного решения задачи, разработана действенная система мо рального поощрения и т. п. Воспитательные методы призваны способствовать развитию в коллективе твор ческой инициативы, чувства ответственности, хозяйско го отношения к делам предприятия.
77
Все методы управления тесно связаны между со бой, дополняют и подкрепляют друг друга и исполь зуются в органическом единстве. Например, социали стическое соревнование будет наиболее действенным, если оно опирается на материальное и моральное сти мулирование. Каждый организационно-правовой акт руководителя обычно закрепляется соответствующими воспитательными и экономическими мерами.
Поэтому искусство управлять заключается в том, чтобы из всего арсенала методов управления, во-пер вых, выбрать те, действия которых на коллектив наи более отвечали бы достижению поставленной цели. Во-вторых, составить из них комбинацию, причем ком бинацию гибкую: по мере надобности преимущество в ней могут получать экономические или администра тивные либо социально-психологический методы и со ответствующие им рычаги.
Но комбинации из избранных методов и рычагов можно использовать лишь при условии их научной об основанности. Надо также учитывать, что эффект при менения той или иной комбинации методов и рычагов зависит от уровня, ранга управляемого объекта. Дру гими словами, то, что подходит для отрасли, не подхо дит для предприятия. Рычаги, которые помогают ди ректору предприятия активно воздействовать, скажем на цехи и отделы, могут оказаться бессильными в ру ках мастера или бригадира.
Таковы аксиомы управления. Как же они применя ются на практике? Проследим это на примере опыта руководителей Кузнецкого металлургического комби ната, о котором рассказывалось на страницах газеты «Социалистическая индустрия».
На комбинате было принято прокатывать металл одного профиля большими партиями. Стремились, как говорится, «единым махом» выполнить квартальное задание. Прокатчикам это выгодно: настроил стан — и работай без переналадок. Но страдали участки даль нейшей обработки проката и служба реализации: они не могли равномерно сортировать прокат и своевре менно отправлять его потребителю в нужном ассорти менте.
После тщательного анализа сложившейся практики решено было установить иной порядок. Составили
78
месячный график работы прокатных станов с учетом суточного распределения заданий по профилям про ката. Этот график стал законом производства. Соот ветственно изменили и систему материального стиму лирования: она целиком была подчинена своевремен ному выполнению заказов. В частности, премирование по итогам месяца предусматривается лишь в том слу чае, если план заказов выполнен не менее чем на 97%.
Одновременно производственные задания стали планировать не только в натуральном, но и в денеж ном выражении. Это очень важно для соблюдения производственных графиков и выполнения плана по реализации: заблаговременная отгрузка продукции га рантирует ее оплату в том же месяце. В частности, рас четы показали, что при условии выполнения всех зака зов к 22-му числу каждого месяца комбинат успевает отправить продукцию потребителям и получить от них оплаченные счета. Были разработаны и стимулы: если цех своевременно не выполнил заказ и, следовательно, сорвал план по реализации, то его коллектив лишается половины премии.
В разработке и внедрении этой системы — а ее на звали системой 22-дневного планирования — активно участвовали общественные организации комбината. Партийная организация провела кропотливую агита ционно-массовую работу. На цеховых партийных соб раниях, в беседах разъясняли смысл и важность по ставленной задачи, почему необходимо изменить си стему планирования, организации и стимулирования.
Если проанализировать действия руководителей комбината по решению стоящей перед ними управлен ческой задачи, то нетрудно заметить, чго они исполь зовали все три группы методов управления, но выбра ли самые действенные в данной ситуации. Чего же им удалось добиться? Прежде всего, устойчивее стал ритм на всех металлургических переделах. Если в первом квартале 1971 г. за третью декаду каждого месяца вы пускалось продукции на 14,5% больше, чем за первую, то после введения новой системы этот разрыв сокра тился более чем вдвое. Значительно ускорилась отгруз ка металла, свободнее стало на погрузочных площад ках. Заметно уменьшилось число коллективов, не вы полняющих месячные планы при более жестких к ним
79
требованиях. Что же касается плавильщиков и про катчиков, то они свои планы выполняют регулярно. За счет лучшей реализации продукции увеличилась при быль и возросли заработки работников комбината.
Хотелось бы обратить внимание на то обстоятель ство, что в комбинации методов управления руко водители Кузнецкого металлургического комбината центральное место отвели экономическим. Почему? Попытаемся разобраться в их сути и формах исполь зования. Выясним, как с помощью экономических ме тодов и соответствующих им рычагов управляющая система наиболее эффективно воздействует на уп
равляемые объекты. |
|
админист- |
|
|
Правильное сочетание |
||
эконом иче™ |
Р а в н ы х методов |
управления с |
|
воздействия |
экономическими — одно |
из важ |
|
вания управления |
ных направлений |
совершенство |
|
на современном этапе. |
«В своей |
работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий централь ных органов с использованием экономических рыча гов воздействия на производство» *.
Известно, что в недавнем прошлом, а точнее, до 1965 г., имела место переоценка роли административ ных методов управления народным хозяйством. Эко номически не обоснованные, волевые решения о разви тии тех или иных производств, объектов нередко при водили к большим неоправданным затратам и замора живанию огромных средств. Чрезмерная регламента ция работы предприятий сковывала в известной мере инициативу руководителей и коллективов, не позволя ла выявлять все имеющиеся резервы роста и совер
шенствования производства.
Хозяйственная реформа усилила роль экономиче ских методов и рычагов в управлении экономикой.
Вчем это конкретно проявилось? В том, что прибыль
ирентабельность стали одними из основных показа
телей деятельности предприятий, в том, что выше стала материальная заинтересованность коллективов
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 69.
80
и каждого работника в повышении эффективности хо зяйствования, в возросшей роли кредита, введении платы за производственные фонды и т. п.
Чтобы лучше уяснить механизм воздействия эконо мических методов, остановимся несколько подробнее на вопросе о платности фондов.
Суть экономических методов состоит в том, чтобы поставить предприятия, объединения, каждого работ ника в такие экономические условия, при которых их интересы и интересы общества совпадали бы. Так, об щество заинтересовано в том, чтобы производство про дукции достигалось с наименьшими затратами, чтобы росла отдача на каждый рубль средств, вложенных в производство. Цель как будто ясна. Такие же интере сы должны быть и у каждого предприятия. Но до 1965 г. предприятиям было безразлично, какое количе ство фондов у них имеется, какой ценой достигается увеличение выпуска продукции. Более того, директора предприятий стремились заполучить, как говорится, «про запас» как можно больше машин, оборудования и т. п. Подчас они не нужны были данному предприя тию и пролеживали на складах, в то время как другие предприятия испытывали острую нужду в них.
Конечно, и тогда устанавливались директивные за дания, давались распоряжения о необходимости повы шения фондоотдачи, улучшения использования произ водственных ресурсов. Но результата большого это не давало. Почему? Потому, что не были достаточно ис пользованы экономические рычаги воздействия в этом направлении на предприятия.
Хозяйственная реформа внесла много нового. Была введена, в частности, плата за фонды. Теперь пред приятие обязано из полученной прибыли вносить в бюджет определенный процент (он установлен сейчас, как правило, в размере 6%) от стоимости производст венных фондов. Значит, чем больше у предприятия фондов, тем больше оно должно отчислять в бюджет, а следовательно, меньше прибыли останется в его рас поряжении. Если учесть, что за счет прибыли форми руются на каждом предприятии фонды экономического стимулирования — фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культур ных мероприятий и жилищного строительства,— то
6 |
Беседы об управлении |
81 |
станет ясно, что теперь хороший хозяйственник не до пустит, чтобы у него были излишние машины, обору дование, сырье, материалы и т. п. или чтобы они плохо использовались.
В целях стимулирования лучшего использования производственных фондов был применен еще один эко номический рычаг — изменен порядок определения рентабельности. Раньше уровень рентабельности прак тически не зависел от того, сколько материальных средств имеет предприятие. Теперь же норма рента бельности исчисляется как отношение годовой при были предприятия к среднегодовой стоимости его ос новных производственных фондов и нормируемых обо ротных средств. Следовательно, она тем выше, чем лучше используются машины и оборудование, норми руемые материальные и финансовые ресурсы, чем боль ше отдача каждого вложенного в производство рубля.
Сегодня весьма важно найти наиболее действенные экономические стимулы роста производительности тру да, ускорения технического прогресса и повышения ка чества продукции. В поиске участвуют не только уче ные и работники плановых и управленческих органов. Многое могут и делают в этом направлении коллекти вы предприятий.
Всей стране известен почин коллектива Щекинского химического комбината по увеличению объемов произ водства за счет роста производительности труда при сокращении численности рабочих. Здесь была разрабо тана система технических, организационных и эконо мических мер, обеспечивших интенсивные методы ве дения хозяйства. Почин щекинцев получил творческое применение на многих предприятиях различных отрас лей народного хозяйства.
Огромное значение имеет сегодня и опыт москов ского завода «Динамо». Здесь несколько лет назад зародилось массовое движение по разработке годо вых и пятилетних личных планов повышения произ водительности труда. Уже первые шаги этого движе ния показали его действенность. Но надо было пойти дальше, выработать экономические стимулы. Они были найдены путем разработки нового метода планирова ния фонда заработной платы на основе длительно дей ствующего норматива ее затрат на рубль реализован ной продукции.
82