Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аксиомы управления
Беседа пятая

МЕТОДЫ

И РЫЧАГИ

Совершенствование системы и методов управления и планирования должно быть направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интенсификации обществен­ ного производства и повышение его эф­ фективности...

Директивы XXIV съезда КПСС по пяти­ летнему плану развития народного хозяй­ ства СССР на 1971—1975 годы

Управление общественным произ­ водством осуществляется с помо­ щью методов и рычагов, применяя которые управляю­

щая система может организовывать и координировать производственно-хозяйственную деятельность отдель­ ных подразделений управляемого объекта, стимулиро­ вать творческую инициативу коллективов и по наибо­ лее рациональному пути привести их к поставленной цели.

«Метод» — слово греческое. Оно означает прием, способ действия, а применительно к управлению — способ, прием решения какой-либо управленческой за­ дачи. Рычаг, как вы знаете,— инструмент. Им воздей­ ствуют на предмет, чтобы удержать его в нужном по­ ложении, либо, наоборот, изменить положение, вы­ вести из состояния покоя. И когда специалисты гово­ рят о «рычагах управляющего воздействия», они име­ ют в виду определенное средство, применение которого позволяет воздействовать на производственный кол­ лектив, его звенья или на отдельных работников, что­ бы побудить их выполнить поставленную задачу.

Предположим, перед вашим коллективом стоит цель: в течение года освоить новое изделие. Достичь ее —значит не только решить технико-экономическую задачу, то есть определить, на каком оборудовании, из какого сырья, при каких технологических режимах и хозяйственных условиях производство этого изделия будет эффективным. Необходимо также решить управ-

76

ленческую задачу — как перестроить и организовать производство, мобилизовать усилия коллектива, ско­ ординировать работу его звеньев, создать заинтересо­ ванность у людей в том, чтобы быстро и с наимень­ шими затратами освоить новое изделие.

Эту задачу можно решить с помощью определен­ ных методов и рычагов управления. Руководитель мо­ жет, например, отдать приказ, в котором будут указа­ ны сроки освоения нового изделия, назначены ответст­ венные за организацию работы лица, определены меры контроля и т. п. Такой способ решения управ­ ленческой задачи можно отнести к организационно­ правовому или административному методу. Его осно­ ва — нормативные акты и законы, предоставляющие руководителю права единоначальника.

Достаточно ли этого, чтобы успешно решить зада­ чу? Нет, недостаточно. Нужен еще детальный план, в котором были бы сформулированы задания каждому производственному звену, определены размеры затрат

иэффекта, материальные стимулы за своевременное

икачественное выполнение, а также материальные санкции за срыв этих заданий. Нужно также разрабо­

тать условия хозрасчетных отношений внутри каждого подразделения и между ними, поставить их перед не­ обходимостью тщательно анализировать свою хозяйст­ венную деятельность, изыскивать и использовать ре­ зервы. Такие подходы к решению управленческой задачи относятся к экономическим методам управ­ ления.

Исключительно важное место в социалистическом обществе занимают и социально-психологические, вос­ питательные методы управления.

Вернемся к нашему примеру. Чтобы выполнить в срок поставленную задачу, администрация совместно с общественными организациями, естественно, прове­ дет соответствующую агитационно-массовую, воспита­ тельную работу. Коллективу будет разъяснено народ­ нохозяйственное значение успешного и своевременного решения задачи, разработана действенная система мо­ рального поощрения и т. п. Воспитательные методы призваны способствовать развитию в коллективе твор­ ческой инициативы, чувства ответственности, хозяйско­ го отношения к делам предприятия.

77


Все методы управления тесно связаны между со­ бой, дополняют и подкрепляют друг друга и исполь­ зуются в органическом единстве. Например, социали­ стическое соревнование будет наиболее действенным, если оно опирается на материальное и моральное сти­ мулирование. Каждый организационно-правовой акт руководителя обычно закрепляется соответствующими воспитательными и экономическими мерами.

Поэтому искусство управлять заключается в том, чтобы из всего арсенала методов управления, во-пер­ вых, выбрать те, действия которых на коллектив наи­ более отвечали бы достижению поставленной цели. Во-вторых, составить из них комбинацию, причем ком­ бинацию гибкую: по мере надобности преимущество в ней могут получать экономические или администра­ тивные либо социально-психологический методы и со­ ответствующие им рычаги.

Но комбинации из избранных методов и рычагов можно использовать лишь при условии их научной об­ основанности. Надо также учитывать, что эффект при­ менения той или иной комбинации методов и рычагов зависит от уровня, ранга управляемого объекта. Дру­ гими словами, то, что подходит для отрасли, не подхо­ дит для предприятия. Рычаги, которые помогают ди­ ректору предприятия активно воздействовать, скажем на цехи и отделы, могут оказаться бессильными в ру­ ках мастера или бригадира.

Таковы аксиомы управления. Как же они применя­ ются на практике? Проследим это на примере опыта руководителей Кузнецкого металлургического комби­ ната, о котором рассказывалось на страницах газеты «Социалистическая индустрия».

На комбинате было принято прокатывать металл одного профиля большими партиями. Стремились, как говорится, «единым махом» выполнить квартальное задание. Прокатчикам это выгодно: настроил стан — и работай без переналадок. Но страдали участки даль­ нейшей обработки проката и служба реализации: они не могли равномерно сортировать прокат и своевре­ менно отправлять его потребителю в нужном ассорти­ менте.

После тщательного анализа сложившейся практики решено было установить иной порядок. Составили

78

месячный график работы прокатных станов с учетом суточного распределения заданий по профилям про­ ката. Этот график стал законом производства. Соот­ ветственно изменили и систему материального стиму­ лирования: она целиком была подчинена своевремен­ ному выполнению заказов. В частности, премирование по итогам месяца предусматривается лишь в том слу­ чае, если план заказов выполнен не менее чем на 97%.

Одновременно производственные задания стали планировать не только в натуральном, но и в денеж­ ном выражении. Это очень важно для соблюдения производственных графиков и выполнения плана по реализации: заблаговременная отгрузка продукции га­ рантирует ее оплату в том же месяце. В частности, рас­ четы показали, что при условии выполнения всех зака­ зов к 22-му числу каждого месяца комбинат успевает отправить продукцию потребителям и получить от них оплаченные счета. Были разработаны и стимулы: если цех своевременно не выполнил заказ и, следовательно, сорвал план по реализации, то его коллектив лишается половины премии.

В разработке и внедрении этой системы — а ее на­ звали системой 22-дневного планирования — активно участвовали общественные организации комбината. Партийная организация провела кропотливую агита­ ционно-массовую работу. На цеховых партийных соб­ раниях, в беседах разъясняли смысл и важность по­ ставленной задачи, почему необходимо изменить си­ стему планирования, организации и стимулирования.

Если проанализировать действия руководителей комбината по решению стоящей перед ними управлен­ ческой задачи, то нетрудно заметить, чго они исполь­ зовали все три группы методов управления, но выбра­ ли самые действенные в данной ситуации. Чего же им удалось добиться? Прежде всего, устойчивее стал ритм на всех металлургических переделах. Если в первом квартале 1971 г. за третью декаду каждого месяца вы­ пускалось продукции на 14,5% больше, чем за первую, то после введения новой системы этот разрыв сокра­ тился более чем вдвое. Значительно ускорилась отгруз­ ка металла, свободнее стало на погрузочных площад­ ках. Заметно уменьшилось число коллективов, не вы­ полняющих месячные планы при более жестких к ним

79



требованиях. Что же касается плавильщиков и про­ катчиков, то они свои планы выполняют регулярно. За счет лучшей реализации продукции увеличилась при­ быль и возросли заработки работников комбината.

Хотелось бы обратить внимание на то обстоятель­ ство, что в комбинации методов управления руко­ водители Кузнецкого металлургического комбината центральное место отвели экономическим. Почему? Попытаемся разобраться в их сути и формах исполь­ зования. Выясним, как с помощью экономических ме­ тодов и соответствующих им рычагов управляющая система наиболее эффективно воздействует на уп­

равляемые объекты.

 

админист-

 

Правильное сочетание

эконом иче™

Р а в н ы х методов

управления с

воздействия

экономическими — одно

из важ­

вания управления

ных направлений

совершенство­

на современном этапе.

«В своей

работе по совершенствованию руководства народным хозяйством партия твердо придерживается курса на правильное сочетание директивных заданий централь­ ных органов с использованием экономических рыча­ гов воздействия на производство» *.

Известно, что в недавнем прошлом, а точнее, до 1965 г., имела место переоценка роли административ­ ных методов управления народным хозяйством. Эко­ номически не обоснованные, волевые решения о разви­ тии тех или иных производств, объектов нередко при­ водили к большим неоправданным затратам и замора­ живанию огромных средств. Чрезмерная регламента­ ция работы предприятий сковывала в известной мере инициативу руководителей и коллективов, не позволя­ ла выявлять все имеющиеся резервы роста и совер­

шенствования производства.

Хозяйственная реформа усилила роль экономиче­ ских методов и рычагов в управлении экономикой.

Вчем это конкретно проявилось? В том, что прибыль

ирентабельность стали одними из основных показа­

телей деятельности предприятий, в том, что выше стала материальная заинтересованность коллективов

1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 69.

80


и каждого работника в повышении эффективности хо­ зяйствования, в возросшей роли кредита, введении платы за производственные фонды и т. п.

Чтобы лучше уяснить механизм воздействия эконо­ мических методов, остановимся несколько подробнее на вопросе о платности фондов.

Суть экономических методов состоит в том, чтобы поставить предприятия, объединения, каждого работ­ ника в такие экономические условия, при которых их интересы и интересы общества совпадали бы. Так, об­ щество заинтересовано в том, чтобы производство про­ дукции достигалось с наименьшими затратами, чтобы росла отдача на каждый рубль средств, вложенных в производство. Цель как будто ясна. Такие же интере­ сы должны быть и у каждого предприятия. Но до 1965 г. предприятиям было безразлично, какое количе­ ство фондов у них имеется, какой ценой достигается увеличение выпуска продукции. Более того, директора предприятий стремились заполучить, как говорится, «про запас» как можно больше машин, оборудования и т. п. Подчас они не нужны были данному предприя­ тию и пролеживали на складах, в то время как другие предприятия испытывали острую нужду в них.

Конечно, и тогда устанавливались директивные за­ дания, давались распоряжения о необходимости повы­ шения фондоотдачи, улучшения использования произ­ водственных ресурсов. Но результата большого это не давало. Почему? Потому, что не были достаточно ис­ пользованы экономические рычаги воздействия в этом направлении на предприятия.

Хозяйственная реформа внесла много нового. Была введена, в частности, плата за фонды. Теперь пред­ приятие обязано из полученной прибыли вносить в бюджет определенный процент (он установлен сейчас, как правило, в размере 6%) от стоимости производст­ венных фондов. Значит, чем больше у предприятия фондов, тем больше оно должно отчислять в бюджет, а следовательно, меньше прибыли останется в его рас­ поряжении. Если учесть, что за счет прибыли форми­ руются на каждом предприятии фонды экономического стимулирования — фонд развития производства, фонд материального поощрения и фонд социально-культур­ ных мероприятий и жилищного строительства,— то

6

Беседы об управлении

81

станет ясно, что теперь хороший хозяйственник не до­ пустит, чтобы у него были излишние машины, обору­ дование, сырье, материалы и т. п. или чтобы они плохо использовались.

В целях стимулирования лучшего использования производственных фондов был применен еще один эко­ номический рычаг — изменен порядок определения рентабельности. Раньше уровень рентабельности прак­ тически не зависел от того, сколько материальных средств имеет предприятие. Теперь же норма рента­ бельности исчисляется как отношение годовой при­ были предприятия к среднегодовой стоимости его ос­ новных производственных фондов и нормируемых обо­ ротных средств. Следовательно, она тем выше, чем лучше используются машины и оборудование, норми­ руемые материальные и финансовые ресурсы, чем боль­ ше отдача каждого вложенного в производство рубля.

Сегодня весьма важно найти наиболее действенные экономические стимулы роста производительности тру­ да, ускорения технического прогресса и повышения ка­ чества продукции. В поиске участвуют не только уче­ ные и работники плановых и управленческих органов. Многое могут и делают в этом направлении коллекти­ вы предприятий.

Всей стране известен почин коллектива Щекинского химического комбината по увеличению объемов произ­ водства за счет роста производительности труда при сокращении численности рабочих. Здесь была разрабо­ тана система технических, организационных и эконо­ мических мер, обеспечивших интенсивные методы ве­ дения хозяйства. Почин щекинцев получил творческое применение на многих предприятиях различных отрас­ лей народного хозяйства.

Огромное значение имеет сегодня и опыт москов­ ского завода «Динамо». Здесь несколько лет назад зародилось массовое движение по разработке годо­ вых и пятилетних личных планов повышения произ­ водительности труда. Уже первые шаги этого движе­ ния показали его действенность. Но надо было пойти дальше, выработать экономические стимулы. Они были найдены путем разработки нового метода планирова­ ния фонда заработной платы на основе длительно дей­ ствующего норматива ее затрат на рубль реализован­ ной продукции.

82