Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ления, должны серьезнейшим образом заняться систе­ мой понятий, которыми они оперируют.

Это огромная и трудная работа. Но начало ей уже положено, о чем пойдет речь в следующей беседе. Здесь же заметим только, что в соответствии со спе­ циально принятым постановлением правительства начата разработка целого ряда классификаторов тех­ нико-экономической информации. Один из них —об­ щесоюзный классификатор промышленной и сельско­ хозяйственной продукции (ОКП) в основном уже соз­ дан. Сейчас он проходит опытную проверку и подго­ тавливается к внедрению. В ней однозначно закодиро­ ваны миллионы видов продукции, производимой в

СССР.

Важной предпосылкой использования ЭВМ явля­ ется унификация экономической документации, ее приспособление к требованиям машинной обработки. ЦСУ СССР уже разработало сто альбомов типовых форм первичных документов — от инвентарной карты на единицу оборудования до трамвайного билета. Проводится унификация статистической отчетности, плановой, финансовой и другой документации. Ко­ нечно, еще сказывается отсутствие опыта, но пос­ тепенно меняется вся система экономической инфор­ мации, приспосабливаясь к новым требованиям и

новым возможностям.

 

неполной,

 

Наша беседа была бы

Основное направесли gb,

мы не пытались ВЫЯС-

ление — интеграция

нить, а как же в современных ус­

 

ловиях организовать потоки

информации?

Вспомним

об одном удивительном свойстве информации: она не расходуется. Если вы произвели ткань, а затем поши­ ли из нее платье, то второго платья из той же ткани не сошьешь. А вот информация может находиться в деловом обороте до тех пор, пока не устареет. Ее мож­ но тиражировать, снабжать ею многих потребителей и использовать многократно. При этом затраты по сбору первичных данных распределяются на всех по­ требителей информации. И чем их больше, тем ниже удельные затраты на обработку одного показателя, тем выгоднее применение ЭВМ.

Отсюда вытекает важнейший принцип построения современных информационных систем — принцип ин­

109



теграции, объединения их в единое целое. Суть его со­ стоит в том, что первичные данные вводятся в систему только один раз, а используются комплексно. Достига­ ется это так: для системы избираются задачи, тесно связанные между собой параллельными, последова­ тельными и обратными связями.

Под параллельной связью понимают связь между задачами, в решении которых используются одинако­ вые первичные данные.

Последовательной называют связь, при которой выходные данные одной задачи являются исходными для другой. В обработке экономических данных могут образовываться целые цепи последовательных свя­ зей. Например, обработка данных по учету материа­ лов на промышленном предприятии может образовы­ вать непрерывную цепь, в которой содержится более 20 звеньев — от простейших операций по ведению складского учета до получения итогов, отражаемых в калькуляции себестоимости продукции и бухгалтер­ ском балансе.

Обратной называют связь, когда результаты ре­ шения последующих задач используются для решения первой. Так, плановые и нормативные данные, опреде­ ленные с помощью статистики, затем используются для контроля.

Чем больше связей, тем выше уровень комплекс­ ного использования первичных данных, тем выше степень интеграции.

Чтобы многократно использовать полученные дан­ ные, крайне важно обеспечить их хранение и быстрый поиск. Из вспомогательных эти функции превраща­ ются в одни из центральных. Без них невозможно ор­ ганизовать все потоки информации. Поэтому обяза­ тельной предпосылкой интеграции является создание высокоорганизованной машинной «памяти». Она стро­ ится на основе ЭВМ в форме так называемых авто­ матизированных банков данных (АБД). Наличие си­ стемы классификаций, описывающих отношения меж­ ду экономическими понятиями, позволяет получать из АБД не только отдельные показатели, но целые их группы.

Создание АБД приводит к глубокому преобразова­ нию всей системы информации. В ней образуется как

110

бы комплекс центральных складов, регулирующих процессы поступления и выдачи данных. Расчеты по­ казывают, что это позволяет сократить потоки инфор­ мации на 20—30%. При этом качественный уровень информационного обслуживания управления значи­ тельно возрастет. Плановые и хозяйственные работни­ ки смогут получать новейшие данные непосредственно в момент решения задачи. Значит, уже нет необходи­ мости хранить их у себя, переписывать из одной таб­ лицы в другую. Разработка и создание АБД, таким об­ разом,— одно из наиболее перспективных направле­ ний совершенствования системы экономической ин­ формации на основе применения ЭВМ.

Важнейшей организационной предпосылкой ин­ теграции обработки данных является их централиза­ ция. Что это такое? Если речь идет, скажем, о пред­ приятии, то нужно выявить все поддающиеся автома­ тизации информационно-вычислительные работы. И в каком бы подразделении они ни производились, пере­ дать их по возможности в один центр. Этот центр и становится «мозгом» автоматизированной системы уп­ равления предприятием. В нем сходятся, хранятся и из него расходятся все основные потоки информации. Централизация обработки данных должна осуществ­ ляться в рациональных формах и в масштабе народ­ ного хозяйства, в том числе при создании отраслевых и ведомственных автоматизированных систем управ­ ления.

XXIV съезд КПСС поставил задачу создания об­ щегосударственной системы сбора и обработки ин­ формации для учета, планирования и управления (ОГАС). Она призвана в масштабе всего народного хозяйства реализовать преимущества интеграции и централизации обработки данных, что обеспечит на­ иболее широкое и эффективное использование новей­ ших методов и технических средств. Но это— тема уже другой беседы.


Беседа седьмая

АСУ НА

ВСЕХ УРОВНЯХ

Развернуть работы по созданию и внедре­ нию автоматизированных систем плани­ рования и управления отраслями, терри­ ториальными организациями, объедине­ ниями, предприятиями...

Директивы XXIV съезда КПСС по пяти­ летнему плану развития народного хозяй­ ства СССР на 1971— 1975 годы

Для чего нужна Из предыдущей беседы вы узнали электроника? многое об информации, о той роли,

которую она играет в процессе управления производ­ ством, о перспективах ее совершенствования. Продол­ жая этот разговор, обратимся прежде всего к пробле­ мам, ставшим в разряд практически разрешимых уже сегодня.

Первая из них — лавинообразный рост потока ин­ формации, необходимой для управления. Почему это происходит?

Специалисты подсчитали, что за последние 20—25 лет ассортимент изделий, выпускаемых промышленно­ стью, вырос не менее чем в 10 раз и сегодня насчиты­ вает многие миллионы наименований. И с каждым го­ дом такие быстро развивающиеся области, как химия полимерных материалов, радиоэлектроника, приборо-

имашиностроение, непрерывно пополняют этот пере­ чень все новыми наименованиями.

Другая причина стремительного роста управленче­ ской информации — усложнение самих изделий и про­ цессов их изготовления. Еще сравнительно недавно машины, например, собирали в основном из чугунных

истальных деталей, которые изготавливались тут же на заводе, с помощью довольно простого оборудования. Современные же предприятия связаны с десятками и сотнями поставщиков, а перечень используемых на них материалов, инструментов, приспособлений, комплек­ тующих деталей и изделий нередко достигает десятков тысяч наименований.

112

Вот пример. Наверное, нет такой стройки в стране, где бы не работали мощные КрАЗы — грузовики Кре­ менчугского автозавода. По нашим сегодняшним пред­ ставлениям, грузовик — сравнительно простая маши­ на. Но для того, чтобы его изготовить, Кременчугский автозавод получает по кооперации агрегаты, узлы, де­ тали, поковки, резинотехнические изделия, электрообо­ рудование и различные материалы со 130 предприятий страны. Сюда приходят двигатели, собранные рабо­ чими ярославского объединения «Автодизель», при­ боры и оборудование рижского завода «Автоэлек­ троприбор», масляные радиаторы и подогреватели фрунзенского завода «Киргизавтомаш», лаки и краски Лидского лакокрасочного завода в Белоруссии... И весь этот разнокалиберный поток поступающих изделий нужно так «вписать» в производственный цикл завода, чтобы обеспечить четкий рабочий ритм.

Еще одна причина роста потоков информации, а значит, и усложнения задач управления связана с необходимостью все чаще обновлять выпускаемую про­ дукцию и используемое для этого оборудование. А что значит освоить выпуск новой машины, даже такой про­ стой, как, скажем, мотовелосипед? Вот данные Львов­ ского мотозавода: только для технологической подго­ товки производства нового мопеда «Верховина-4» здесь .потребовалось 120 наименований штампов, 138 приспособлений, 40 пресс-форм, 500 наименований режущего инструмента. И создание каждого из этих элементов оснащения потребовало многочисленные за­ явки, чертежи, технологические карты, накладные, наряды на оплату. Отсюда нетрудно представить, ка­ кой огромный поток информации рождает освоение производства таких сложных машин, как самолеты, автоматические линии, прокатные станы.

Наконец, не менее важная причина роста потоков информации — изменение характера задач, решаемых в ходе управления. Еще недавно мы считали, что, улуч­ шая деятельность отдельных цехов и подразделений предприятия, мы тем самым повышаем эффективность всего производства. Но сегодня такой подход нас уже не устраивает: в практике управления все чаще возни­ кают задачи, требующие комплексного решения.

Возьмем, например, нефтехимический комбинат.

8

Беседы об управлении

И З


Здесь из нефтяного сырья получают десятки различ­ ных продуктов — этилен и бензол, полипропилен и кси­ лол, стирол и дивинил, аммиак и нитрон. Причем, уменьшая выпуск одного из продуктов, обычно можно увеличить производство другого. Как увязать техноло­ гические процессы получения всех продуктов таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль? Оказывается, если в сложном комплексе осу­ ществляется 20 взаимосвязанных процессов, то число возможных вариантов решения может достигать нескольких тысяч. Из них надо выбрать самый лучший, наивыгоднейший.

Таковы частные примеры. А если на проблему посмотреть в масштабе всей страны? Академик В. М. Глушков привел такие данные: чтобы на достаточно высоком уровне решать все задачи управ­ ления, возникавшие в народном хозяйстве в прош­ лую пятилетку, нужно было выполнить примерно

10 000 000 000 000 000 (1016) арифметических операций в год! Для того чтобы рельефно представить истинные размеры этой цифры, сравните такие факты. Человек, вооруженный настольным клавишным арифмометром, способен выполнить за год около 300 тыс. арифметиче­ ских операций. Допустим, что каким-либо образом мы увеличим его производительность более чем втрое и доведем эту цифру до 1000 000 (106) операций в год. Но и в этом случае окажется, что для решения всех задач управления нужно... 10 миллиардов (1010) че­ ловек!

Как видите, эта цифра больше даже общей числен­ ности населения нашей планеты. А это означает, что только в силу чисто технических причин многие задачи управления мы решаем не самым лучшим образом. Отсюда всевозможные простои, несогласованность дей­ ствий поставщиков и потребителей, штурмовщина, де­ фицит материалов и оборудования, «залежи» товаров, не находящих спроса. Как сократить эти потери? Вывод напрашивается сам собой: нужно многократно поднять производительность труда в сфере управления.

Идля этого нужны новые технические средства. Такими техническими средствами являются элек­

тронно-вычислительные машины (ЭВМ) и создавае­ мые на их основе автоматизированные системы управ­

114

ления (АСУ). Чтобы представить себе их эффектив­ ность, возьмем, например, ЭВМ «Минск-32». Эта ма­ шина способна выполнить до 30 тыс. арифметических операций в секунду. Если учесть, что в году примерно 30 млн. секунд, то отсюда следует, что за этот отрезок времени она может произвести 900 млрд, операций. Иными словами, даже если учесть, что часть машин­ ного времени будет затрачиваться на ремонт, повтор­ ные и вспомогательные расчеты, то для выполнения необходимых в управлении 1016 операций в год по­ требуется 20—25 тыс. ЭВМ этого типа. А ведь «Минск-32» — машина, как говорят кибернетики, вто­ рого поколения и по своему уровню не является пре­ делом технического совершенства. Уже созданы маши­ ны третьего поколения типа «ЕС ЭВМ», самые мощ­ ные из которых способны выполнять до 2 млн. опера­ ций в секунду.

До сих пор речь шла о необходимости широкого применения ЭВМ и АСУ. Но для того, чтобы удовлетво­ рить потребность в них, нужны определенные техниче­ ские возможности. И здесь, наверное, небезынтересно привести такие цифры, характеризующие развитие ЭВМ. За годы восьмой пятилетки их среднее быстро­ действие возросло более чем в 4,5 раза, емкость опера­ тивной памяти — в 8 раз, внешней памяти — в 4 раза. За девятую пятилетку выпуск ЭВМ возрастет в 2,6 раза. Вот почему программа автоматизации управ­ ления намечена именно на этот период.

Что же реально дает автоматизация управления? Взять, например, московский завод «Фрезер». С появ­ лением АСУ трудоемкость расчетных работ, связанных с нормированием расхода металла и разработкой тех­ нологических операций, снизилась в 100 раз — с 60 тыс. до 600 часов. А затраты времени на разработку годо­ вых планов производства, себестоимости продукции, планов по труду и заработной плате уменьшились со 112 тыс. всего до 80 часов — в 1400 раз!

На Черниговском комбинате химического волокна в рамках АСУ рассчитываются программы цехов, потребность в сырье, материалах. Благодаря вычисли­ тельной технике на комбинате удалось организовать работу оборудования по оптимальным (наивыгодней­ шим) графикам. И благодаря этому резко сократить

115