ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
ления, должны серьезнейшим образом заняться систе мой понятий, которыми они оперируют.
Это огромная и трудная работа. Но начало ей уже положено, о чем пойдет речь в следующей беседе. Здесь же заметим только, что в соответствии со спе циально принятым постановлением правительства начата разработка целого ряда классификаторов тех нико-экономической информации. Один из них —об щесоюзный классификатор промышленной и сельско хозяйственной продукции (ОКП) в основном уже соз дан. Сейчас он проходит опытную проверку и подго тавливается к внедрению. В ней однозначно закодиро ваны миллионы видов продукции, производимой в
СССР.
Важной предпосылкой использования ЭВМ явля ется унификация экономической документации, ее приспособление к требованиям машинной обработки. ЦСУ СССР уже разработало сто альбомов типовых форм первичных документов — от инвентарной карты на единицу оборудования до трамвайного билета. Проводится унификация статистической отчетности, плановой, финансовой и другой документации. Ко нечно, еще сказывается отсутствие опыта, но пос тепенно меняется вся система экономической инфор мации, приспосабливаясь к новым требованиям и
новым возможностям. |
|
неполной, |
|
|
Наша беседа была бы |
||
Основное направесли gb, |
мы не пытались ВЫЯС- |
||
ление — интеграция |
нить, а как же в современных ус |
||
|
|||
ловиях организовать потоки |
информации? |
Вспомним |
об одном удивительном свойстве информации: она не расходуется. Если вы произвели ткань, а затем поши ли из нее платье, то второго платья из той же ткани не сошьешь. А вот информация может находиться в деловом обороте до тех пор, пока не устареет. Ее мож но тиражировать, снабжать ею многих потребителей и использовать многократно. При этом затраты по сбору первичных данных распределяются на всех по требителей информации. И чем их больше, тем ниже удельные затраты на обработку одного показателя, тем выгоднее применение ЭВМ.
Отсюда вытекает важнейший принцип построения современных информационных систем — принцип ин
109
теграции, объединения их в единое целое. Суть его со стоит в том, что первичные данные вводятся в систему только один раз, а используются комплексно. Достига ется это так: для системы избираются задачи, тесно связанные между собой параллельными, последова тельными и обратными связями.
Под параллельной связью понимают связь между задачами, в решении которых используются одинако вые первичные данные.
Последовательной называют связь, при которой выходные данные одной задачи являются исходными для другой. В обработке экономических данных могут образовываться целые цепи последовательных свя зей. Например, обработка данных по учету материа лов на промышленном предприятии может образовы вать непрерывную цепь, в которой содержится более 20 звеньев — от простейших операций по ведению складского учета до получения итогов, отражаемых в калькуляции себестоимости продукции и бухгалтер ском балансе.
Обратной называют связь, когда результаты ре шения последующих задач используются для решения первой. Так, плановые и нормативные данные, опреде ленные с помощью статистики, затем используются для контроля.
Чем больше связей, тем выше уровень комплекс ного использования первичных данных, тем выше степень интеграции.
Чтобы многократно использовать полученные дан ные, крайне важно обеспечить их хранение и быстрый поиск. Из вспомогательных эти функции превраща ются в одни из центральных. Без них невозможно ор ганизовать все потоки информации. Поэтому обяза тельной предпосылкой интеграции является создание высокоорганизованной машинной «памяти». Она стро ится на основе ЭВМ в форме так называемых авто матизированных банков данных (АБД). Наличие си стемы классификаций, описывающих отношения меж ду экономическими понятиями, позволяет получать из АБД не только отдельные показатели, но целые их группы.
Создание АБД приводит к глубокому преобразова нию всей системы информации. В ней образуется как
110
бы комплекс центральных складов, регулирующих процессы поступления и выдачи данных. Расчеты по казывают, что это позволяет сократить потоки инфор мации на 20—30%. При этом качественный уровень информационного обслуживания управления значи тельно возрастет. Плановые и хозяйственные работни ки смогут получать новейшие данные непосредственно в момент решения задачи. Значит, уже нет необходи мости хранить их у себя, переписывать из одной таб лицы в другую. Разработка и создание АБД, таким об разом,— одно из наиболее перспективных направле ний совершенствования системы экономической ин формации на основе применения ЭВМ.
Важнейшей организационной предпосылкой ин теграции обработки данных является их централиза ция. Что это такое? Если речь идет, скажем, о пред приятии, то нужно выявить все поддающиеся автома тизации информационно-вычислительные работы. И в каком бы подразделении они ни производились, пере дать их по возможности в один центр. Этот центр и становится «мозгом» автоматизированной системы уп равления предприятием. В нем сходятся, хранятся и из него расходятся все основные потоки информации. Централизация обработки данных должна осуществ ляться в рациональных формах и в масштабе народ ного хозяйства, в том числе при создании отраслевых и ведомственных автоматизированных систем управ ления.
XXIV съезд КПСС поставил задачу создания об щегосударственной системы сбора и обработки ин формации для учета, планирования и управления (ОГАС). Она призвана в масштабе всего народного хозяйства реализовать преимущества интеграции и централизации обработки данных, что обеспечит на иболее широкое и эффективное использование новей ших методов и технических средств. Но это— тема уже другой беседы.
Беседа седьмая
АСУ НА
ВСЕХ УРОВНЯХ
Развернуть работы по созданию и внедре нию автоматизированных систем плани рования и управления отраслями, терри ториальными организациями, объедине ниями, предприятиями...
Директивы XXIV съезда КПСС по пяти летнему плану развития народного хозяй ства СССР на 1971— 1975 годы
Для чего нужна Из предыдущей беседы вы узнали электроника? многое об информации, о той роли,
которую она играет в процессе управления производ ством, о перспективах ее совершенствования. Продол жая этот разговор, обратимся прежде всего к пробле мам, ставшим в разряд практически разрешимых уже сегодня.
Первая из них — лавинообразный рост потока ин формации, необходимой для управления. Почему это происходит?
Специалисты подсчитали, что за последние 20—25 лет ассортимент изделий, выпускаемых промышленно стью, вырос не менее чем в 10 раз и сегодня насчиты вает многие миллионы наименований. И с каждым го дом такие быстро развивающиеся области, как химия полимерных материалов, радиоэлектроника, приборо-
имашиностроение, непрерывно пополняют этот пере чень все новыми наименованиями.
Другая причина стремительного роста управленче ской информации — усложнение самих изделий и про цессов их изготовления. Еще сравнительно недавно машины, например, собирали в основном из чугунных
истальных деталей, которые изготавливались тут же на заводе, с помощью довольно простого оборудования. Современные же предприятия связаны с десятками и сотнями поставщиков, а перечень используемых на них материалов, инструментов, приспособлений, комплек тующих деталей и изделий нередко достигает десятков тысяч наименований.
112
Вот пример. Наверное, нет такой стройки в стране, где бы не работали мощные КрАЗы — грузовики Кре менчугского автозавода. По нашим сегодняшним пред ставлениям, грузовик — сравнительно простая маши на. Но для того, чтобы его изготовить, Кременчугский автозавод получает по кооперации агрегаты, узлы, де тали, поковки, резинотехнические изделия, электрообо рудование и различные материалы со 130 предприятий страны. Сюда приходят двигатели, собранные рабо чими ярославского объединения «Автодизель», при боры и оборудование рижского завода «Автоэлек троприбор», масляные радиаторы и подогреватели фрунзенского завода «Киргизавтомаш», лаки и краски Лидского лакокрасочного завода в Белоруссии... И весь этот разнокалиберный поток поступающих изделий нужно так «вписать» в производственный цикл завода, чтобы обеспечить четкий рабочий ритм.
Еще одна причина роста потоков информации, а значит, и усложнения задач управления связана с необходимостью все чаще обновлять выпускаемую про дукцию и используемое для этого оборудование. А что значит освоить выпуск новой машины, даже такой про стой, как, скажем, мотовелосипед? Вот данные Львов ского мотозавода: только для технологической подго товки производства нового мопеда «Верховина-4» здесь .потребовалось 120 наименований штампов, 138 приспособлений, 40 пресс-форм, 500 наименований режущего инструмента. И создание каждого из этих элементов оснащения потребовало многочисленные за явки, чертежи, технологические карты, накладные, наряды на оплату. Отсюда нетрудно представить, ка кой огромный поток информации рождает освоение производства таких сложных машин, как самолеты, автоматические линии, прокатные станы.
Наконец, не менее важная причина роста потоков информации — изменение характера задач, решаемых в ходе управления. Еще недавно мы считали, что, улуч шая деятельность отдельных цехов и подразделений предприятия, мы тем самым повышаем эффективность всего производства. Но сегодня такой подход нас уже не устраивает: в практике управления все чаще возни кают задачи, требующие комплексного решения.
Возьмем, например, нефтехимический комбинат.
8 |
Беседы об управлении |
И З |
Здесь из нефтяного сырья получают десятки различ ных продуктов — этилен и бензол, полипропилен и кси лол, стирол и дивинил, аммиак и нитрон. Причем, уменьшая выпуск одного из продуктов, обычно можно увеличить производство другого. Как увязать техноло гические процессы получения всех продуктов таким образом, чтобы предприятие получило максимальную прибыль? Оказывается, если в сложном комплексе осу ществляется 20 взаимосвязанных процессов, то число возможных вариантов решения может достигать нескольких тысяч. Из них надо выбрать самый лучший, наивыгоднейший.
Таковы частные примеры. А если на проблему посмотреть в масштабе всей страны? Академик В. М. Глушков привел такие данные: чтобы на достаточно высоком уровне решать все задачи управ ления, возникавшие в народном хозяйстве в прош лую пятилетку, нужно было выполнить примерно
10 000 000 000 000 000 (1016) арифметических операций в год! Для того чтобы рельефно представить истинные размеры этой цифры, сравните такие факты. Человек, вооруженный настольным клавишным арифмометром, способен выполнить за год около 300 тыс. арифметиче ских операций. Допустим, что каким-либо образом мы увеличим его производительность более чем втрое и доведем эту цифру до 1000 000 (106) операций в год. Но и в этом случае окажется, что для решения всех задач управления нужно... 10 миллиардов (1010) че ловек!
Как видите, эта цифра больше даже общей числен ности населения нашей планеты. А это означает, что только в силу чисто технических причин многие задачи управления мы решаем не самым лучшим образом. Отсюда всевозможные простои, несогласованность дей ствий поставщиков и потребителей, штурмовщина, де фицит материалов и оборудования, «залежи» товаров, не находящих спроса. Как сократить эти потери? Вывод напрашивается сам собой: нужно многократно поднять производительность труда в сфере управления.
Идля этого нужны новые технические средства. Такими техническими средствами являются элек
тронно-вычислительные машины (ЭВМ) и создавае мые на их основе автоматизированные системы управ
114
ления (АСУ). Чтобы представить себе их эффектив ность, возьмем, например, ЭВМ «Минск-32». Эта ма шина способна выполнить до 30 тыс. арифметических операций в секунду. Если учесть, что в году примерно 30 млн. секунд, то отсюда следует, что за этот отрезок времени она может произвести 900 млрд, операций. Иными словами, даже если учесть, что часть машин ного времени будет затрачиваться на ремонт, повтор ные и вспомогательные расчеты, то для выполнения необходимых в управлении 1016 операций в год по требуется 20—25 тыс. ЭВМ этого типа. А ведь «Минск-32» — машина, как говорят кибернетики, вто рого поколения и по своему уровню не является пре делом технического совершенства. Уже созданы маши ны третьего поколения типа «ЕС ЭВМ», самые мощ ные из которых способны выполнять до 2 млн. опера ций в секунду.
До сих пор речь шла о необходимости широкого применения ЭВМ и АСУ. Но для того, чтобы удовлетво рить потребность в них, нужны определенные техниче ские возможности. И здесь, наверное, небезынтересно привести такие цифры, характеризующие развитие ЭВМ. За годы восьмой пятилетки их среднее быстро действие возросло более чем в 4,5 раза, емкость опера тивной памяти — в 8 раз, внешней памяти — в 4 раза. За девятую пятилетку выпуск ЭВМ возрастет в 2,6 раза. Вот почему программа автоматизации управ ления намечена именно на этот период.
Что же реально дает автоматизация управления? Взять, например, московский завод «Фрезер». С появ лением АСУ трудоемкость расчетных работ, связанных с нормированием расхода металла и разработкой тех нологических операций, снизилась в 100 раз — с 60 тыс. до 600 часов. А затраты времени на разработку годо вых планов производства, себестоимости продукции, планов по труду и заработной плате уменьшились со 112 тыс. всего до 80 часов — в 1400 раз!
На Черниговском комбинате химического волокна в рамках АСУ рассчитываются программы цехов, потребность в сырье, материалах. Благодаря вычисли тельной технике на комбинате удалось организовать работу оборудования по оптимальным (наивыгодней шим) графикам. И благодаря этому резко сократить
115