ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
простои агрегатов, на 8—16% повысить их отдачу и на 6—10% уменьшить отходы производства. В итоге это позволяет ежегодно увеличивать объем реализованной продукции в среднем на 2—3 млн. руб. На этом же комбинате применение ЭВМ позволило составлять счета за готовую продукцию и отправлять их потреби телям на день-два быстрее, чем раньше. Цифра вроде бы и невелика, но предприятие в итоге получило воз можность высвободить и пустить в дело около полу миллиона рублей!
Что же представляет собой автоматизированная система управления предприятием (АСУП), столь ра зительно меняющая его облик?
Специалисты считают, что для то го, чтобы руководитель мог эффек тивно управлять, поступающая к нему информация
должна быть необходимой и достаточной. «Достаточ ной»— это понятно: от руководителя, располагающего неполной информацией, трудно ожидать исчерпываю щих решений. Но что значит «необходимой»? Оказы вается, речь идет о том, что объем поступающей к ру ководителю информации надо строго ограничивать — ее должно быть ровно столько, сколько нужно для решения задачи. Ибо избыток информации, как мы уже знаем, может привести к последствиям столь же печальным, как и ее недостаток.
Информация, чтобы служить источником принятия управленческого решения, должна быть обработанной. Представьте себе, что командующему армией докла дывают о каждом солдате, каждой винтовке, патроне, снаряде. Сможет ли он в такой обстановке принять решение о развертывании боевой операции? Нет, хотя он и располагает исчерпывающей информацией о своих войсках. Вся беда в том, что эта информация подана в необработанном виде и ее огромный объем превыша ет аналитические возможности человека. А поэтому он и не может составить целостного представления об объекте, которым ему нужно управлять,— об армии. Лишь после того, как штаб укрупнит эту информа цию— сведет данные о солдатах в данные о полках и дивизиях, да к тому же представит ее в удобном виде (нанесет, скажем, на карту),— командующий может приступить к выработке решения.
116
Руководитель крупного предприятия — тот же командующий. Поэтому «помогающая» ему управлять АСУП должна обеспечивать не только сбор достаточно полной информации, ее обработку и укрупнение до необходимого объема, но и поставлять результаты обработки в удобном для восприятия человека виде. Больше того, успешная деятельность предприятия за висит не только от умелого руководства со стороны дирекции, но и от того, как действуют нижестоящие командиры производства — начальники отдельных под разделений, цехов, участков. Значит, и их должна АСУП обеспечить соответствующей информацией. А для этого ее нужно построить по иерархическому принципу — в виде своеобразной пирамиды, в вершине которой расположен информационно-вычислительный центр (ИВЦ). Принципиальная схема построения АСУ приведена на стр. 118.
Информационно-вычислительный центр — это «мозг» АСУП. На крупных предприятиях можно уви деть даже не одну, а несколько ЭВМ: мощную (цен тральный процессор) и помогающие ей малые машины. От ИВЦ каналы связи ведут к его «полномочным пред ставителям» на местах — устройствам первичной реги страции, устанавливаемым в цехах, на складах, в от дельных подразделениях и службах. А эти устройства, в свою очередь, имеют своих «представителей» — мно гочисленные датчики-счетчики, автоматически подсчи тывающие количество деталей у станков, на транспорт ных линиях, в отделе технического контроля, на скла дах. Здесь же можно увидеть и датчики-сигнализаторы в виде телефонного аппарата или небольшого пульта с набором кнопок. Если, например, какой-либо станок выйдет из строя, то с помощью такого сигнализатора рабочий может известить АСУП об этом нажатием кнопки, «назвать» причину остановки, потребовать на ладчиков или ремонтников. Одновременно эти данные поступят в устройство первичной регистрации, которое запомнит их и затем использует при анализе работы цеха.
Не следует, однако, думать, что вся огромная ин формация, собранная этими многочисленными датчи ками и сигнализаторами, поступает в ИВЦ предпри ятия. Уже из приведенного выше описания видно, что
117
8888} Подсистемы цехов, служб» подразделений
#Подсистемы участков
Принципиальная схема построения АСУ машиностроительного предприятия.
АСУ предприятия состоит из подсистем, обслуживаю щих отдельные цехи, службы и подразделения. А если цехи достаточно велики, то в них могут быть и подси стемы отдельных участков. Собранная такими подси
118
стемами информация тут же обрабатывается, укруп няется и, образно говоря, фильтруется: те данные, ко торые нужны только для управления участком, тут и «оседают», а наверх, к цеховой подсистеме, направ ляется лишь информация, необходимая для управле ния всем цехом. Соответственно и последняя, обрабо тав поступающую информацию, направляет в ИВЦ лишь те данные, которые необходимы для управления всем предприятием. Ну а если руководству по какимлибо причинам понадобится «внутренняя» информация участка? Тогда ИВЦ пошлет соответствующий запрос в цеховую подсистему, а последняя, в свою очередь, запросит подсистему участка. И необходимые данные тут же поступят на самый «верх» пирамиды.
Такая структура АСУП позволяет создать на базе ИВЦ единый информационный «банк», из которого мо гут получать необходимые данные все службы и под разделения предприятия. Иными словами, появляется возможность использовать АСУП не только для опера тивного управления ходом производства, но и решать самые различные управленческие задачи. Скажем, в «круг обязанностей» АСУП, разрабатываемой сего дня для строящегося Камского автомобильного завода, войдут такие задачи, как технологическая подготовка производства и нормативное хозяйство, технико-эконо мическое планирование и бухгалтерский учет, отчет ность и экономический анализ, материально-техниче ское снабжение и т. д. Причем в рамках каждой из этих задач предусматривается углубленный анализ и переработка информации. Так, принимая во внимание возможность внедрения хозрасчета в низовых произ водственных звеньях предприятия, разработчики си стемы решили «обязать» электронно-вычислительные машины определять необходимые экономические пока затели вплоть до уровня участка. Больше того, такие показатели, как себестоимость, рентабельность, при быль, система будет оценивать как по отдельным уз лам и деталям, так и подразделению в целом.
АСУП для Камского автозавода заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробнее. Но сначала — несколько слов о самом автогиганте.
Сюда будут поступать металл, краски, резина, от дельные агрегаты, узлы и детали, а каждые 1,6 ми
119
нуты будет выходить готовый грузовик. Причем это «слияние» отдельных деталей и элементов в готовую конструкцию должно идти практически без задержки на1промежуточных складах. Конечно, со складами ра ботать легче — можно создать солидный запас, под страховаться на случай перебоев в материально-тех ническом снабжении. Но у этой «медали» есть и обо ротная сторона — замораживание средств, сокращение их оборачиваемости. Разумеется, и на КамАЗе не обой тись без складов, но по отношению к общей материало емкости продукции предприятия их объем будет незна чительным. Как в этих условиях обеспечить беспере бойную работу? Для этого разработчики АСУП ре шили повысить оперативность системы. Большинство из действующих сегодня АСУП заявляют о себе лишь один раз в день. У автоматизированной системы управ ления автогиганта интервал между выдачами инфор мации должен быть не больше часа. Но и этого мало: чтобы придать системе необходимую гибкость, проек тировщики решили предусмотреть в ней так называе мый второй управляющий контур.
Здесь, видимо, нужно сделать небольшое отступле ние. КамАЗ будет производить автомобили 12 моди фикаций. Чтобы лучше организовать работу, можно пойти по такому пути: длительное время выпускать одну модификацию, затем—другую, потом — третью и т. д. Преимущества такого подхода очевидны: повы шается степень серийности производства. Но с другой стороны, это означает, что часть оборудования, специа лизированного на изготовлении деталей и узлов лишь для определенных модификаций, будет простаивать. Следовательно, организуя производство, надо искать какой-то промежуточный, оптимальный режим. Реше ние этой задачи и призван обеспечить второй контур АСУП предприятия.
Его «обязанности» можно пояснить на примере. Скажем, на складах обнаружился дефицит или вышла из строя какая-то автоматическая линия. В этой связи прекратилась подача деталей для грузовиков, назо вем условно, марки «А». Традиционные АСУП могут лишь зафиксировать этот факт и сообщить о нем соот ветствующей службе. Автоматизированная система КамАЗа с помощью второго контура должна будет
120
всесторонне оценить ситуацию и тут же выдать реко мендацию типа «Имеется в наличии комплект деталей и узлов для машин марки «Б», приступайте к сборке этой марки...».
Естественно опасение: а не получится ли так, что команда о переходе на выпуск другой модификации последует в тот момент, когда грузовик марки «А» уже попал на конвейер? Ведь тогда эта машина сойдет с конвейера недособранной. Оказывается, и такую воз можность предусмотрели разработчики АСУП: она бу дет исключать саму возможность попадания на кон вейер автомобиля, не обеспеченного полной сборкой.
Роль действующих и создаваемых АСУП трудно переоценить. Они позволяют решать задачи оператив ного управления, планирования и учета на качественно более высоком уровне. Однако при всем том ученые и конструкторы не забывают: максимальный эффект воз можен лишь при условии, что и само производство должно шагнуть на более высокую ступень.
Как ни велика роль АСУП, спе циалисты полагают, что макси
мальный эффект нельзя получить только за счет про стой автоматизации управления отдельными предпри ятиями— для этого надо коренным образом улучшить управление их взаимными связями. В рамках мини стерств" и ведомств решение этой задачи призваны обеспечить отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ). Это они должны «позаботиться» об оптимальной структуре плана, наивыгоднейшем рас пределении ресурсов, запасов и заказов. И вместе с тем ОАСУ должны так увязать деятельность отдельных предприятий, чтобы с позиций общих интересов от расли они работали наиболее эффективно.
Когда задача ставится таким образом, на первый план неизбежно выступает проблема «стыковки». Про стой пример: fleyMj предприятиям нужно согласовать планы взаимных поставок. Чтобы найти вариант реше ния, более или менее^удовлетворяющий обе стороны, обычно достаточно *’Ьвух-трех согласований. И для этого годятся традиционные средства обмена инфор мацией— встречи, телефонные переговоры, обмен письмами и документами. Но если мы захотим «состы ковать» деятельность всех предприятий и организаций
121
отрасли, оптимальное решение можно получить лишь в результате обмена информацией между машинами. Отсюда вывод: для успешного управления взаимными связями предприятий отраслевая система должна опи раться на АСУП. Больше того, структура ОАСУ должна обеспечивать совместную деятельность АСУ предприятий как единой системы.
Именно на таких принципах построена «АСУ-при- бор» отраслевая автоматизированная система управ ления Министерства приборостроения, средств автома тизации и систем управления. Эта ОАСУ состоит из 12 подсистем, каждая из которых действует на основе специальных математических программ. Скажем, под система «перспективное планирование, развитие и раз мещение» позволяет оценить перспективы на пять, де сять и больше лет. Что касается остальных подсистем, то они охватывают практически весь комплекс управ ленческих задач — вплоть до анализа показателей плана и финансовой деятельности министерства, пла нирования и учета подготовки кадров, организации материально-технического снабжения и комплектации продукции. При этом каждая подсистема четко наце лена на решение строго определенного круга вопросов.
Взять, например, подсистему «оперативное управ ление». Она рассчитана на выполнение 16 задач, для чего в ЭВМ вводится 24 тыс. команд. Цель подсисте мы — обеспечить осуществление плана производства и реализации готовой продукции. В любой момент она позволяет получить ответ на вопрос, как выполняется заданная программа. Причем ответ может выдаваться как в общем виде, так и детально по тем изделиям, по которым есть отставания. Больше того, подсистема дает ответ и на вопросы о том, какие предприятия и цехи отстают и по каким причинам. Все эти данные хранятся в памяти подсистемы до тех пор, пока отста вание не будет ликвидировано.
Но не следует думать, что «АСУ-прибор» помогает только руководителям министерства. Любой запрос предприятия, переданный по каналам оперативной свя зи, с ее помощью тут же попадает к тому сотруднику, который по своему положению должен принять реше ние и дать ответ. Причем ответить он должен в до вольно жесткий срок. Если же решение не будет
122
принято и запрос приходит вторично, то он ужё попа дает к руководителю рангом выше со всеми вытекаю щими отсюда последствиями. Так АСУ дисциплини рует управленческий аппарат, делает его работу более оперативной.
Или такая деталь: внедрение ОАСУ потребовало коренным образом пересмотреть и унифицировать до кументацию. В Минприборе взяли на учет все нахо дящиеся в обороте документы и проанализировали, насколько они обязательны и оригинальны. В резуль тате оказалось, что если все эти документы унифици ровать, то вместо 7500 образцов потребуется всего 128. Вот от какого вороха «бумаг» под влиянием ОАСУ освободило себя министерство!
Сегодня «АСУ-прибор» позволяет руководителям министерства не только объективно оценивать теку щую обстановку, постоянно держать под контролем работу всей отрасли, но и предвидеть завтрашние си туации. Для этого с ее помощью составляется прогноз, позволяющий оценить, как будут выполняться планы по прибыли, выпуску и реализации готовой продукции на ближайший календарный период.
Конечно, такая всеобъемлющая автоматизирован ная система управления отраслью стоит недешево. Но и эффективность ее огромна: уже в 1971 г. благодаря внедрению электроники объем производства в прибо ростроении увеличился на 50 млн. руб. Не менее ощу тимые результаты обещает дать автоматизация управ ления и в других отраслях промышленности. Так, например, годовая экономическая эффективность от раслевой системы «АСУхим», создаваемой сегодня в Министерстве химической промышленности, оцени вается в 60 млн. руб., а первая очередь «АСУ-уголь»
Минуглепрома |
СССР |
будет экономить 36 млн. руб. |
в год. |
тому |
что электронно-вычислительные |
Благодаря |
машины АСУ обеспечивают многовариантность и быст роту расчетов, они стали незаменимым инструментом планирования. Скажем, проведенная с их помощью оптимизация плана развития и размещения цементной промышленности открыла возможность экономить не менее 100 млн. руб в год. А оптимальное размещение и специализация производства холодильников позво
123