Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АСУ предприятия

простои агрегатов, на 8—16% повысить их отдачу и на 6—10% уменьшить отходы производства. В итоге это позволяет ежегодно увеличивать объем реализованной продукции в среднем на 2—3 млн. руб. На этом же комбинате применение ЭВМ позволило составлять счета за готовую продукцию и отправлять их потреби­ телям на день-два быстрее, чем раньше. Цифра вроде бы и невелика, но предприятие в итоге получило воз­ можность высвободить и пустить в дело около полу­ миллиона рублей!

Что же представляет собой автоматизированная система управления предприятием (АСУП), столь ра­ зительно меняющая его облик?

Специалисты считают, что для то­ го, чтобы руководитель мог эффек­ тивно управлять, поступающая к нему информация

должна быть необходимой и достаточной. «Достаточ­ ной»— это понятно: от руководителя, располагающего неполной информацией, трудно ожидать исчерпываю­ щих решений. Но что значит «необходимой»? Оказы­ вается, речь идет о том, что объем поступающей к ру­ ководителю информации надо строго ограничивать — ее должно быть ровно столько, сколько нужно для решения задачи. Ибо избыток информации, как мы уже знаем, может привести к последствиям столь же печальным, как и ее недостаток.

Информация, чтобы служить источником принятия управленческого решения, должна быть обработанной. Представьте себе, что командующему армией докла­ дывают о каждом солдате, каждой винтовке, патроне, снаряде. Сможет ли он в такой обстановке принять решение о развертывании боевой операции? Нет, хотя он и располагает исчерпывающей информацией о своих войсках. Вся беда в том, что эта информация подана в необработанном виде и ее огромный объем превыша­ ет аналитические возможности человека. А поэтому он и не может составить целостного представления об объекте, которым ему нужно управлять,— об армии. Лишь после того, как штаб укрупнит эту информа­ цию— сведет данные о солдатах в данные о полках и дивизиях, да к тому же представит ее в удобном виде (нанесет, скажем, на карту),— командующий может приступить к выработке решения.

116

Руководитель крупного предприятия — тот же командующий. Поэтому «помогающая» ему управлять АСУП должна обеспечивать не только сбор достаточно полной информации, ее обработку и укрупнение до необходимого объема, но и поставлять результаты обработки в удобном для восприятия человека виде. Больше того, успешная деятельность предприятия за­ висит не только от умелого руководства со стороны дирекции, но и от того, как действуют нижестоящие командиры производства — начальники отдельных под­ разделений, цехов, участков. Значит, и их должна АСУП обеспечить соответствующей информацией. А для этого ее нужно построить по иерархическому принципу — в виде своеобразной пирамиды, в вершине которой расположен информационно-вычислительный центр (ИВЦ). Принципиальная схема построения АСУ приведена на стр. 118.

Информационно-вычислительный центр — это «мозг» АСУП. На крупных предприятиях можно уви­ деть даже не одну, а несколько ЭВМ: мощную (цен­ тральный процессор) и помогающие ей малые машины. От ИВЦ каналы связи ведут к его «полномочным пред­ ставителям» на местах — устройствам первичной реги­ страции, устанавливаемым в цехах, на складах, в от­ дельных подразделениях и службах. А эти устройства, в свою очередь, имеют своих «представителей» — мно­ гочисленные датчики-счетчики, автоматически подсчи­ тывающие количество деталей у станков, на транспорт­ ных линиях, в отделе технического контроля, на скла­ дах. Здесь же можно увидеть и датчики-сигнализаторы в виде телефонного аппарата или небольшого пульта с набором кнопок. Если, например, какой-либо станок выйдет из строя, то с помощью такого сигнализатора рабочий может известить АСУП об этом нажатием кнопки, «назвать» причину остановки, потребовать на­ ладчиков или ремонтников. Одновременно эти данные поступят в устройство первичной регистрации, которое запомнит их и затем использует при анализе работы цеха.

Не следует, однако, думать, что вся огромная ин­ формация, собранная этими многочисленными датчи­ ками и сигнализаторами, поступает в ИВЦ предпри­ ятия. Уже из приведенного выше описания видно, что

117


8888} Подсистемы цехов, служб» подразделений

#Подсистемы участков

Принципиальная схема построения АСУ машиностроительного предприятия.

АСУ предприятия состоит из подсистем, обслуживаю­ щих отдельные цехи, службы и подразделения. А если цехи достаточно велики, то в них могут быть и подси­ стемы отдельных участков. Собранная такими подси­

118

стемами информация тут же обрабатывается, укруп­ няется и, образно говоря, фильтруется: те данные, ко­ торые нужны только для управления участком, тут и «оседают», а наверх, к цеховой подсистеме, направ­ ляется лишь информация, необходимая для управле­ ния всем цехом. Соответственно и последняя, обрабо­ тав поступающую информацию, направляет в ИВЦ лишь те данные, которые необходимы для управления всем предприятием. Ну а если руководству по какимлибо причинам понадобится «внутренняя» информация участка? Тогда ИВЦ пошлет соответствующий запрос в цеховую подсистему, а последняя, в свою очередь, запросит подсистему участка. И необходимые данные тут же поступят на самый «верх» пирамиды.

Такая структура АСУП позволяет создать на базе ИВЦ единый информационный «банк», из которого мо­ гут получать необходимые данные все службы и под­ разделения предприятия. Иными словами, появляется возможность использовать АСУП не только для опера­ тивного управления ходом производства, но и решать самые различные управленческие задачи. Скажем, в «круг обязанностей» АСУП, разрабатываемой сего­ дня для строящегося Камского автомобильного завода, войдут такие задачи, как технологическая подготовка производства и нормативное хозяйство, технико-эконо­ мическое планирование и бухгалтерский учет, отчет­ ность и экономический анализ, материально-техниче­ ское снабжение и т. д. Причем в рамках каждой из этих задач предусматривается углубленный анализ и переработка информации. Так, принимая во внимание возможность внедрения хозрасчета в низовых произ­ водственных звеньях предприятия, разработчики си­ стемы решили «обязать» электронно-вычислительные машины определять необходимые экономические пока­ затели вплоть до уровня участка. Больше того, такие показатели, как себестоимость, рентабельность, при­ быль, система будет оценивать как по отдельным уз­ лам и деталям, так и подразделению в целом.

АСУП для Камского автозавода заслуживает того, чтобы о ней рассказать подробнее. Но сначала — несколько слов о самом автогиганте.

Сюда будут поступать металл, краски, резина, от­ дельные агрегаты, узлы и детали, а каждые 1,6 ми­

119



нуты будет выходить готовый грузовик. Причем это «слияние» отдельных деталей и элементов в готовую конструкцию должно идти практически без задержки на1промежуточных складах. Конечно, со складами ра­ ботать легче — можно создать солидный запас, под­ страховаться на случай перебоев в материально-тех­ ническом снабжении. Но у этой «медали» есть и обо­ ротная сторона — замораживание средств, сокращение их оборачиваемости. Разумеется, и на КамАЗе не обой­ тись без складов, но по отношению к общей материало­ емкости продукции предприятия их объем будет незна­ чительным. Как в этих условиях обеспечить беспере­ бойную работу? Для этого разработчики АСУП ре­ шили повысить оперативность системы. Большинство из действующих сегодня АСУП заявляют о себе лишь один раз в день. У автоматизированной системы управ­ ления автогиганта интервал между выдачами инфор­ мации должен быть не больше часа. Но и этого мало: чтобы придать системе необходимую гибкость, проек­ тировщики решили предусмотреть в ней так называе­ мый второй управляющий контур.

Здесь, видимо, нужно сделать небольшое отступле­ ние. КамАЗ будет производить автомобили 12 моди­ фикаций. Чтобы лучше организовать работу, можно пойти по такому пути: длительное время выпускать одну модификацию, затем—другую, потом — третью и т. д. Преимущества такого подхода очевидны: повы­ шается степень серийности производства. Но с другой стороны, это означает, что часть оборудования, специа­ лизированного на изготовлении деталей и узлов лишь для определенных модификаций, будет простаивать. Следовательно, организуя производство, надо искать какой-то промежуточный, оптимальный режим. Реше­ ние этой задачи и призван обеспечить второй контур АСУП предприятия.

Его «обязанности» можно пояснить на примере. Скажем, на складах обнаружился дефицит или вышла из строя какая-то автоматическая линия. В этой связи прекратилась подача деталей для грузовиков, назо­ вем условно, марки «А». Традиционные АСУП могут лишь зафиксировать этот факт и сообщить о нем соот­ ветствующей службе. Автоматизированная система КамАЗа с помощью второго контура должна будет

120

От АСУП к ОГАС

всесторонне оценить ситуацию и тут же выдать реко­ мендацию типа «Имеется в наличии комплект деталей и узлов для машин марки «Б», приступайте к сборке этой марки...».

Естественно опасение: а не получится ли так, что команда о переходе на выпуск другой модификации последует в тот момент, когда грузовик марки «А» уже попал на конвейер? Ведь тогда эта машина сойдет с конвейера недособранной. Оказывается, и такую воз­ можность предусмотрели разработчики АСУП: она бу­ дет исключать саму возможность попадания на кон­ вейер автомобиля, не обеспеченного полной сборкой.

Роль действующих и создаваемых АСУП трудно переоценить. Они позволяют решать задачи оператив­ ного управления, планирования и учета на качественно более высоком уровне. Однако при всем том ученые и конструкторы не забывают: максимальный эффект воз­ можен лишь при условии, что и само производство должно шагнуть на более высокую ступень.

Как ни велика роль АСУП, спе­ циалисты полагают, что макси­

мальный эффект нельзя получить только за счет про­ стой автоматизации управления отдельными предпри­ ятиями— для этого надо коренным образом улучшить управление их взаимными связями. В рамках мини­ стерств" и ведомств решение этой задачи призваны обеспечить отраслевые автоматизированные системы управления (ОАСУ). Это они должны «позаботиться» об оптимальной структуре плана, наивыгоднейшем рас­ пределении ресурсов, запасов и заказов. И вместе с тем ОАСУ должны так увязать деятельность отдельных предприятий, чтобы с позиций общих интересов от­ расли они работали наиболее эффективно.

Когда задача ставится таким образом, на первый план неизбежно выступает проблема «стыковки». Про­ стой пример: fleyMj предприятиям нужно согласовать планы взаимных поставок. Чтобы найти вариант реше­ ния, более или менее^удовлетворяющий обе стороны, обычно достаточно *’Ьвух-трех согласований. И для этого годятся традиционные средства обмена инфор­ мацией— встречи, телефонные переговоры, обмен письмами и документами. Но если мы захотим «состы­ ковать» деятельность всех предприятий и организаций

121


отрасли, оптимальное решение можно получить лишь в результате обмена информацией между машинами. Отсюда вывод: для успешного управления взаимными связями предприятий отраслевая система должна опи­ раться на АСУП. Больше того, структура ОАСУ должна обеспечивать совместную деятельность АСУ предприятий как единой системы.

Именно на таких принципах построена «АСУ-при- бор» отраслевая автоматизированная система управ­ ления Министерства приборостроения, средств автома­ тизации и систем управления. Эта ОАСУ состоит из 12 подсистем, каждая из которых действует на основе специальных математических программ. Скажем, под­ система «перспективное планирование, развитие и раз­ мещение» позволяет оценить перспективы на пять, де­ сять и больше лет. Что касается остальных подсистем, то они охватывают практически весь комплекс управ­ ленческих задач — вплоть до анализа показателей плана и финансовой деятельности министерства, пла­ нирования и учета подготовки кадров, организации материально-технического снабжения и комплектации продукции. При этом каждая подсистема четко наце­ лена на решение строго определенного круга вопросов.

Взять, например, подсистему «оперативное управ­ ление». Она рассчитана на выполнение 16 задач, для чего в ЭВМ вводится 24 тыс. команд. Цель подсисте­ мы — обеспечить осуществление плана производства и реализации готовой продукции. В любой момент она позволяет получить ответ на вопрос, как выполняется заданная программа. Причем ответ может выдаваться как в общем виде, так и детально по тем изделиям, по которым есть отставания. Больше того, подсистема дает ответ и на вопросы о том, какие предприятия и цехи отстают и по каким причинам. Все эти данные хранятся в памяти подсистемы до тех пор, пока отста­ вание не будет ликвидировано.

Но не следует думать, что «АСУ-прибор» помогает только руководителям министерства. Любой запрос предприятия, переданный по каналам оперативной свя­ зи, с ее помощью тут же попадает к тому сотруднику, который по своему положению должен принять реше­ ние и дать ответ. Причем ответить он должен в до­ вольно жесткий срок. Если же решение не будет

122

принято и запрос приходит вторично, то он ужё попа­ дает к руководителю рангом выше со всеми вытекаю­ щими отсюда последствиями. Так АСУ дисциплини­ рует управленческий аппарат, делает его работу более оперативной.

Или такая деталь: внедрение ОАСУ потребовало коренным образом пересмотреть и унифицировать до­ кументацию. В Минприборе взяли на учет все нахо­ дящиеся в обороте документы и проанализировали, насколько они обязательны и оригинальны. В резуль­ тате оказалось, что если все эти документы унифици­ ровать, то вместо 7500 образцов потребуется всего 128. Вот от какого вороха «бумаг» под влиянием ОАСУ освободило себя министерство!

Сегодня «АСУ-прибор» позволяет руководителям министерства не только объективно оценивать теку­ щую обстановку, постоянно держать под контролем работу всей отрасли, но и предвидеть завтрашние си­ туации. Для этого с ее помощью составляется прогноз, позволяющий оценить, как будут выполняться планы по прибыли, выпуску и реализации готовой продукции на ближайший календарный период.

Конечно, такая всеобъемлющая автоматизирован­ ная система управления отраслью стоит недешево. Но и эффективность ее огромна: уже в 1971 г. благодаря внедрению электроники объем производства в прибо­ ростроении увеличился на 50 млн. руб. Не менее ощу­ тимые результаты обещает дать автоматизация управ­ ления и в других отраслях промышленности. Так, например, годовая экономическая эффективность от­ раслевой системы «АСУхим», создаваемой сегодня в Министерстве химической промышленности, оцени­ вается в 60 млн. руб., а первая очередь «АСУ-уголь»

Минуглепрома

СССР

будет экономить 36 млн. руб.

в год.

тому

что электронно-вычислительные

Благодаря

машины АСУ обеспечивают многовариантность и быст­ роту расчетов, они стали незаменимым инструментом планирования. Скажем, проведенная с их помощью оптимизация плана развития и размещения цементной промышленности открыла возможность экономить не менее 100 млн. руб в год. А оптимальное размещение и специализация производства холодильников позво­

123