Файл: Беседы об управлении..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 42

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

такую черту, как компетентность, другие — делови­ тость, третьи — умение работать с людьми и т. д. И каждый будет прав. Но вместе с тем ответ каждого будет неполным. В социалистическом обществе к ру­ ководителю предъявляются исключительно высокие требования, ибо он выступает как лицо, уполномочен­ ное государством, обществом руководить доверенным ему участком.

Советский хозяйственник — это не узкий, ограни­ ченный рамками своего ведомства работник. Его от­ личают глубокая партийность, умение видеть связь своей повседневной деятельности с решением обще­ партийных, общегосударственных задач, подходить к хозяйственным вопросам с учетом их социальной и по­ литической значимости. Такой подход помогает хозяй­ ственному руководителю правильно ориентироваться в обстановке, выделять из потока явлений самое су­ щественное. Только идейно закаленный руководитель может выполнять и роль воспитателя подчиненных ему людей, создавать в коллективе обстановку това­ рищества, взаимопомощи, высокого сознания долга каждого перед своим коллективом и обществом.

Чувство партийной ответственности является одним из кардинальных требований, предъявляемых руково­ дителю любого ранга, идет ли речь о мастере, дирек­ торе или о министре. «Большевистская непримири­ мость к недостаткам, к любому равнодушию в работе, глубокая партийная ответственность... должны стать неотъемлемыми качествами каждого руководителя»

Не менее важной чертой руководителя являются его деловитость и компетентность. В чем они прояв­ ляются?

Деловитость — это прежде всего умение руководи­ теля строго и в срок выполнять все намеченное, давать задания подчиненным обоснованные, разумные и вы­ полнимые, добиваться единства слова и дела. Она проявляется и в высокой культуре организации своего труда, самодисциплине. Деловитость органично свя­ зана с компетентностью, глубоким знанием поручен­ ного дела, умением принимать решения на основе все­ стороннего анализа экономических явлений. На это

1 Л. И. Брежнев. Ленинским курсом, т. 4. М., Политиздат, 1973, стр. 52.

132

особый упор делал в своих выступлениях о методах хозяйственного руководства В. И. Ленин.

«Где это... можно управлять без компетентности, управлять без полного знания, без знания науки управ­ ления?..— говорил он, обращаясь к руководителям ВЦСПС.— Чтобы управлять, надо знать дело и быть великолепным администратором» Г

Ленинские слова особенно актуально звучат сегод­ ня, когда поставлена цель значительно повысить эф­ фективность общественного производства. В наше время хозяйственный руководитель обязан прежде всего хорошо знать и анализировать развитие ведущих тенденций мирового технического прогресса. И это еще не все. Повышение эффективности производства — процесс, требующий глубокого проникновения в эко­ номическую сущность происходящих в производстве явлений. Чтобы своевременно учитывать новые по­ требности народного хозяйства, совершенствовать планирование и организацию производства, нужно об­ ладать большими экономическими знаниями.

«Исторически, в силу условий, в которых мы нахо­ дились, дело сложилось так,— говорил Л. И. Брежнев на XXIV съезде КПСС,— что на первое место всегда ставились количественные оценки —дать столько-то тонн стали, столько-то нефти, столько-то хлеба, столь­ ко-то тракторов. Конечно, количественная сторона для нас остается важной и теперь. Но она должна полнее и последовательнее дополняться показателями, относящимися к качеству продукции и к экономической стороне деятельности предприятия. Например, если тот или иной руководитель отчитывается за производ­ ство продукции, то дать обоснованную оценку его ра­ боте можно только разобравшись: а какой ценой это достигнуто»12. А это требует специальных знаний. В одной из предыдущих бесед мы говорили о том, что управление — это не только наука, но и искусство. До­ бавим, что сегодня, в эпоху научно-технической рево­ люции оно прежде всего наука.

Руководить на основе лишь интуиции, накоплен­ ных на практической работе эмпирических знаний

1В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 222.

2«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 65.

133


просто невозможно. Нужно быть специалистом в своей области деятельности, обладать широким кругозором, знать законы экономического развития и уметь их правильно, научно применять в практике хозяйствен­ ного руководства. Партия поставила задачу — развер­ нуть всеобщую экономическую учебу. Она нацеливает руководителей на повышение экономических знаний, изучение закономерностей экономического развития общества, ленинских принципов хозяйствования, эко­ номической политики партии и правительства. Ныне, как никогда ранее, ясно: если руководитель не растет, продолжает управлять по старинке, он не добьется успеха. Любому человеку, пусть даже самому способ­ ному, невозможно руководить со старым багажом зна­ ний, без современного экономического мышления.

Повышенные требования к командирам производ­ ства диктует современный механизм хозяйствования. Сейчас руководителям производства предоставлен большой простор в осуществлении их функций. Это и широкие возможности материального поощрения ра­ ботников, и большая самостоятельность в техническом и организационном перевооружении производства. Но одно дело — права, а совсем другое — их полное и правильное использование. Многое здесь зависит от умения и опыта конкретных хозяйственных руководи­ телей. А коль скоро так, значит, надо больше знать, ибо необходимо самому, на свой страх и риск, прини­ мать те или иные хозяйственные решения.

Новые условия работы позволили лучше выявить сильные и слабые стороны в работе каждого хозяйст­ венника, его организаторские способности, экономиче­ скую грамотность, деловитость, эрудицию, гибкость ума, умение быстро находить новые решения, перехо­ дить от одного действия к другому.

Очень хорошо сказал об этом бывший директор волгоградского завода «Красный Октябрь» Герой Со­ циалистического Труда П. П. Матевосян: «Работать директором стало, пожалуй, сложнее. Теперь от кол­ лектива, от его руководителей требуется немало ини­ циативы, предприимчивости, творческих поисков, ос­ нованных на глубоком научном расчете».

■Только тот, кто обладает в полной мере чувством нового, проявляет инициативу, своевременно исполь-

134

$ует все возможности, открываемые научно-техниче­ ским прогрессом, способен умело решать сложные задачи, связанные с мобилизацией усилий и энергии коллектива.

Можно привести множество примеров, подтверж­ дающих это. Вот один из них.

За последние годы много сделано на Рыбинском моторостроительном заводе. Его директор П. В. Дерунов (ныне выдвинутый на пост зам. министра) — талантливый инженер, смелый экспериментатор, по­ стоянно заботящийся о повышении эффективности производства. По его инициативе на заводе началось движение за внедрение научной организации труда и управления. С помощью партийной организации адми­ нистрация вовлекла в это движение весь коллектив. Основные направления научной организации произ­ водства и управления обсуждались на рабочих и пар­ тийных собраниях, производственных совещаниях. Предложения работников были внимательно изуче­ ны администрацией и включены в планы совершенст­ вования производства. Были разработаны меры, которые позволили полнее удовлетворять производ­ ственные и бытовые нужды работников, обеспечить целеустремленную деятельность всех служб, повы­ сить политическую и экономическую грамотность кадров.

Свои обширные знания и опыт директор передавал другим, помогал специалистам глубже осознать не только экономическое, но и социально-политическое значение научной организации труда. Вместе с тем он никогда не вмешивался без особой надобности в те­ кущий ход производственной деятельности, не отвле­ кался на второстепенные и третьестепенные вопросы, которые должны решаться другими участниками аппа­ рата управления.

Четкое определение функций каждого члена кол­ лектива и неукоснительное их осуществление — аксио­ ма организации управления. Только при таком подходе создаются условия для развития инициативы, повы­ шения ответственности каждого за выполнение возло­ женных на него функций.

Конкретное и целеустремленное хозяйственное ру­ ководство дало свои плоды. На заводе значительно

135


улучшились все экономико-технические показатели, резко повысилась производительность труда.

А ведь бывает и так, что иной руководитель рабо­ тает, как говорится, «в поте лица». Он пытается вник­ нуть во все детали деятельности коллектива, проводит бесконечное множество совещаний, «летучек», нередко подменяет своих подчиненных. Но нетрудно понять, что при всей «кипучей» деятельности такой руководи­ тель большого успеха не достигнет. Почему?

Прежде всего потому, что он не способен из всего многообразия сложнейших хозяйственных явлений выделить главные и сконцентрировать на них свое вни­ мание. В. И. Ленин много раз повторял: нужно уметь найти главное звено цепи, ухватившись за которое можно вытащить всю цепь. С этим принципом связана способность руководителя предвидеть ход развития процессов и явлений, нацеливать коллектив на пер­ спективу и своевременно готовить предпосылки для ее осуществления. А умение видеть перспективу пред­ полагает и умение находить наиболее короткий путь к цели.

Успех сопутствует тем, кто работает с увлечением, смотрит вперед, вносит в дело страстность, находится

впостоянном поиске. И таких руководителей боль­ шинство, но, к сожалению, в жизни встречаются под­ час и руководители иного типа. Очень хорошо обрисо­ вал такого рода руководителя писатель Виль Липатов

вповести «Сказание о директоре Прончатове». Меха­ ник Огурцов, рассказывая о директоре сплавконторы Цветкове, подчеркивает, что за десять лет ничего не переменилось... «Нет, пожалуй, я не прав. За десять

лет Цветков стал толстым, рыхлым человеком... Все остальное... знакомо: сладкая улыбка вместо ответа на вопрос, фальшивая чуткость, умение ладить с на­ чальством всех рангов и поверхностное знание тех­ ники... Когда я увольнялся из его богадельни, Цветков со слезой во взоре провожал меня до порога: «Ах, как жалко, что не сработались».

В таком типе руководителя нет самого основно­ го— подлинной партийности, заинтересованности в ра­ боте. А без этого нет других важных качеств — чув­ ства ответственности, принципиальности, чуткого и справедливого отношения к людям. Кому не известно,

136

что, чем выше душевная щедрость руководителя, тем больше шансов на отдачу, на высший нравственный настрой коллектива.

Руководитель должен обладать еще одной немало­ важной чертой — организованностью в работе.

На многих наших предприятиях стало правилом взаимоувязывать во времени все совещания и заседа­ ния, заранее определять их регламент, состав участ­ ников. Это позволяет каждому работнику планиро­ вать и лучше использовать свое время. Поучителен в этом отношении опыт директора Воронежского завода тяжелых механических прессов А. П. Витковского. Чтобы целесообразно использовать рабочее время, ди­ ректор, его заместитель и главный инженер разрабо­ тали и внедрили специальные планы-графики. В них определены часы и дни совещаний. Планы-графики — один из элементов научной организации труда. Каж­ дый работник заранее знает время и повестку дня со­ вещания и может своевременно к нему подготовиться.

Директор строго следит за своевременным выпол­ нением заданий. У него стало правилом: поручил дело — дай время на его обдумывание. Существует определенная система в принятии решений. Каждый руководитель на этом предприятии действует в преде­ лах тех прав, которыми наделен. Он не перелагает па других свои вопросы и не вмешивается в вопросы, воз­ ложенные на подчиненных.

Быть руководителем — значит быть энтузиастом, творцом, способным предвидеть назревающие вопро­ сы, проблемы и правильно оценить их значение, про­ являть живой интерес ко всему новому, прогрессивно­ му. «Там, где кончается поиск, конец науке»,— убеж­ денно говорит директор Татарского нефтяного научноисследовательского института тов. Вахитов. И инсти­ тут ищет, экспериментирует, постоянно заботится о повышении практической отдачи от своих исследова­ ний. Многие смелые разработки и рекомендации ин­ ститута стали в нефтяном деле практическим руковод­ ством. В этом — большая заслуга Вахитова, человека, в котором сочетаются многие необходимые руководи­ телю черты — компетентность, острый ум, энергич­ ность, стремление ко всему новому, умение работать с людьми.

137


Важнейшим условием правильного хозяйственного управления В. И. Ленин считал умение руководителя критически оценивать свою деятельность. «Если ком­ мунист— администратор,— писал он,— его первый долг — остерегаться увлечения командованием, уметь сначала посчитаться с тем, что наука уже выработа­ ла, сначала спросить, проверены ли факты, сначала добиться изучения (в докладах, в печати, на собрани­ ях и проч.) — изучения того, где именно мы сделали ошибку, и лишь на этой основе исправлять делаемое. Поменьше приемов Тит Титыча («я могу утвердить, могу не утвердить»), побольше изучения наших прак­ тических ошибок» *.

Руководителями, конечно, не рождаются. Почти все те, кто стоит сегодня во главе предприятий, учреж­ дений, ведомств, кто руководит цехами, отделами и другими структурными подразделениями,— это вче­ рашние рабочие или низшие командиры, прошедшие большой путь, на котором отрабатываются и отшли­ фовываются все те качества, которые необходимы ру­ ководителю.

«Мой личный опыт,— пишет Герой Социалистиче­ ского Труда И. В. Парамонов,— подтверждает, что организатором может быть лишь человек, который умеет планировать свое время, выработал сам для себя определенную систему и приемы руководства по­ рученным делом, а также режим личной жизни, кото­ рый способствует успешной деятельности»12. Человек должен уметь контролировать самого себя и свою ра­ боту, смело и решительно пользоваться правами, ко­ торые ему предоставлены государством.

Организатора отличает способность понимать лю­ дей, умение правильно подбирать кадры и воспитывать их, увлечь поставленными целями.

Как видим, руководитель должен быть наделен определенными личными качествами и чертами харак­ тера, обладать достаточными специальными знаниями и общим кругозором. Как же выявить степень соответ­ ствия работника занимаемой должности? Имеются ли какие-либо объективные для этого критерии?

1 В.

И.

Ленин. Поли. собр.

соч, т. 42, стр 347.

2 И.

В.

Парамонов. Пути

пройденные. М., Политиздат, 1970,

стр. 481.

138

Надо сказать, что если до недавнего времени эти вопросы мало привлекали внимание работников науки и практики, то сегодня дело меняется в лучшую сто­ рону. Эти вопросы стали предметом внимания психо­ логов, социологов и представителей ряда других наук. Привлекаются для этих целей современные техниче­ ские средства.

Все шире стала практиковаться на предприятиях аттестация работников управленческого аппарата. Она позволяет объективно оценивать степень соответствия работников занимаемым должностям, целесообраз­ ность их перемещения. Чем совершеннее техника и методика аттестации, чем более полной и достоверной информацией располагает руководство, тем меньше вероятность ошибок при назначениях. На предприя­ тиях г. Горького, например, для характеристики хо­ зяйственных руководителей используются критерии морально-политических качеств, организаторских спо­ собностей, деловой квалификации руководителя, учи­ тываются также и результаты работы возглавляемого им подразделения. Опыт проведения такой аттестации заслуживает изучения и обобщения, с тем чтобы на этой основе можно было выработать более определен­

ную и стройную систему.

 

Управлять производством — это

Опираясь прежде всего управлять людьми.

Перед каждым

хозяйственным

руководителем — будь то директор

предприятия или

мастер участка — стоит задача сплотить людей в еди­ ный коллектив, создать атмосферу товарищеского взаимопонимания, побуждать подчиненных к творче­ ской инициативе, стремлению работать лучше. Вряд ли кто станет отрицать, что успех борьбы за выпол­ нение производственных планов в любом коллективе зависит не только от уровня организации производ­ ства и труда, но и от психологического климата, на­ строения в коллективе.

Арсенал средств воспитательного воздействия ру­ ководителя на коллектив весьма многообразен. Это и личный пример, и уважительное отношение к подчи­ ненным, сочетание высокой требовательности с вни­ манием и заботой о людях и т. п.

Особо важное значение имеет искусство руково­

139