ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
сложится положение в экономике, а попытаться с мак симально возможной степенью научной достоверности предсказать основные варианты и отобрать из них наи более эффективные и отвечающие реальным возмож ностям. Субъективные пожелания и прикидки на гла зок в таком деле не только не полезны, но дажге опас ны. Здесь, как, естественно, и в других вопросах уп равления, надобно опираться на науку. Социалистиче скому планированию в принципе чужды субъективизм и прожектерство.
Прогноз тем и отличается от прожекта, что он бази руется на науке и является результатом научной раз работки. Для чего нужны прогнозы? Прежде всего для разработки перспективных планов. Действительно, прежде чем приступить к разработке, скажем, пяти летнего плана, в котором будут содержаться конкрет ные количественные и качественные задания по разви тию отраслей и районов страны, необходимо опреде лить, какие изменения произойдут за эти пять лет в численности населения, структуре трудовых ресурсов, предусмотреть, какие ресурсы смогут быть вовлечены в хозяйственный оборот, учесть перспективные направ ления в развитии техники и многое другое.
Так, например, уже сейчас можно говорить о таких качественных изменениях под воздействием научнотехнической революции, как создание энергетиками крупнейшего комплекса гигантских тепловых электро станций на канско-ачинских углях, о внедрении линий электропередачи сверхвысокого напряжения (до 2 млн. в). Учеными четко просматривается необходи мость форсированных темпов развития атомной энер гетики. В хозяйственный оборот включается глубин ное тепло Земли, энергия морских приливов (уже раз работан проект приливной электростанции мощностью 6 млн. кет в Мезенской губе). В задачу научного про гнозирования должно войти и определение реальных сроков создания и широкого использования принци пиально новой техники, в частности МГД — генерато ров, электромобилей, мощных лазерных устройств и т. д.
Прогноз — это своего рода научная разведка, дан ные которой помогают разработать конкретный стра
41
тегический план действия — перспективный план раз вития народного хозяйства, отрасли, предприятия.
Партия всегда, на всех этапах коммунистического строительства, указывала на особую значимость пер спективных, рассчитанных на ряд лет, планов. Социа листический способ производства открыл возможность не только предсказать и оценить будущее развитие народного хозяйства и его отдельных отраслей. Наше великое преимущество состоит в том, что мы можем целеустремленно намечать в долгосрочном плане тем пы и пропорции воспроизводства, в пятилетних и годо вых планах их конкретизировать и уточнять, в соот ветствии с ними развивать народное хозяйство. Но для этого необходимо достижение высокой точности пла новых предвидений, с тем чтобы плановые директивы соответствовали действительным, нашим потребно
стям. Без |
этого трудно обеспечить |
максимальную |
||
экономию |
рабочего |
времени |
общества — источника |
|
всех реальных его богатств. В докладе |
на VIII Все |
|||
российском |
съезде |
Советов |
в декабре 1920 г. |
В. И. Ленин, обосновывая значение первого перспек тивного плана ГОЭЛРО, говорил, что «нельзя рабо тать, не имея плана, рассчитанного на длительный пе риод и на серьезный успех». И далее: «Мы впервые становимся на хозяйственную работу таким образом, что кроме отдельных планов... мы получаем также обобщенный план, рассчитанный на целый ряд лет. Это работа трудная, работа, рассчитанная на победу ком мунизма» *. Таким образом, В. И. Ленин подчеркивал, что долгосрочное планирование является инструмен том решения широкомасштабных задач, позволяющих быстрее достичь главных, коренных целей обществен ного развития.
На современном этапе еще более возросла роль перспективных планов. Почему? Ответ на этот вопрос следует искать в том, что накопленный огромный эко номический потенциал позволяет нашему обществу ре шать сегодня крупные социальные, экономические и научно-технические проблемы. Причем задачи эти должны решаться комплексно и таким образом, чтобы обеспечить не простой рост экономики, а перевод ее на
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 153—154, 160,
42
интенсивные рельсы, что позволит решить ключевую
проблему— значительное |
повышение |
эффективности |
общественного производства. Значит, |
при разработке |
|
перспективных планов (а |
на их основе и текущих) |
необходимо отражать новейшие достижения науки и техники, ориентировать предприятия на эффективное использование ресурсов, ускорять развитие наиболее прогрессивных отраслей и производств. Нетрудно по нять, что для выполнения таких задач недостаточно нескольких лет. Они требуют более длительного вре мени.
Решение о разработке долгосрочного перспектив ного плана развития народного хозяйства СССР на 1976—1990 гг., над проектом которого сегодня ве дется работа, несомненно, внесет новые черты в плани рование, и прежде всего в его первый этап — состав ление долгосрочных прогнозов, определение ключевых экономических пропорций и оценок возможных дости жений науки и техники.
Этот план призван отразить стратегическую линию Коммунистической партии, генеральное направление экономического, социального и технического развития общества.
Мы по праву гордимся достижениями в разработке перспективных планов, которые, начиная с плана ГОЭЛРО, внесли коренные преобразования в нашу экономику. Особенно много сделано в совершенство вании пятилетних планов. Улучшена методика их раз работки, возросла обоснованность расчетов и балан сов. Все это повышало о+ пятилетки к пятилетке их научный уровень.
Показателен в этом отношении девятый пятилет ний план развития народного хозяйства СССР. В нем дана конкретная программа ускорения научно-техни ческого прогресса, концентрации производства и его специализации, комплексного развития сопряженных производств и хозяйственных регионов, совершенство ваний экономических связей, существенного повыше ния уровня организации производства и ег§ эффектив ности.
Совершенствование системы плановых показателеи
В ходе хозяйственной реформы, как ИЗВестно, количество показателе^ устанавливаемых предпри
ятиям вышестоящими органами, было ограничено девятью. Остальные, как, например, уровень и темпы снижения себестоимости продукции, численность персонала, средняя заработная плата и другие, сохранялись лишь как расчетные. Большая са мостоятельность предприятий способствовала усиле нию заинтересованности коллективов в выявлении ре зервов роста производства.
Серьезную роль сыграли такие новые показатели централизованного планирования и оценки деятельно сти предприятий, как объем реализации и масса при были, введенные взамен валовой и товарной продук ции. В число важнейших вошел также показатель рен табельности. Он сыграл большую роль в повышении эффективности производства.
Вместе с тем проверка новых показателей в дейст вии выявила необходимость дальнейшего совершенст вования их системы. Так, например, был введен в чис ло директивных и увязан с практикой материального поощрения показатель по росту производительности труда.
В девятой пятилетке впервые в истории планиро вания министерствам, объединениям и предприятиям задания были утверждены не только на финишный, по следний, год, но и на все другие годы пятилетки. Это принципиальное новшество. Оно меняет сам подход к стимулированию производственных коллективов. Рань ше размер поощрительных фондов зависел от темпов роста производства по сравнению с предыдущим го дом. Поэтому предприятия опасались вскрывать все резервы, чтобы в будущем не оказаться без «подстра ховки». Теперь положение изменилось. Годовой план и итог, скажем, 1974 г. сравнивают не только с резуль татом прошлого, 1973 г., а и с заданием на этот год в пятилетием плане. И если коллектив берет на себя бо лее напряженный план, сумма поощрений возрас тает.
Но решили ли эти и другие нововведения все про блемы, которые стояли перед экономикой до рефор мы? Нет, да и вряд ли можно рассчитывать, что в
4-1
короткий срок можно выполнить такую многогранную
задачу. Л. И. |
Брежнев в Отчетном докладе |
XXIV съезду КПСС, дав высокую оценку проделанной |
|
работе в области |
совершенствования хозяйственного |
механизма, вместе с тем подчеркнул, что «совершенст вование системы управления — не разовое мероприя тие, а динамичный процесс решения проблем, выдвига емых жизнью» '. Сказанное, естественно, в полной мере относится и к планированию.
Суть состоит в том, чтобы систематически совер шенствовать планирование в комплексе с другими сто ронами управления. Так, практика показала, что нуж но точнее планировать эффект от новой техники и пол нее стимулировать его рост. Это тесно связано с цено образованием, которое требует дальнейшего совершен ствования. Введение скидок и надбавок к оптовым це нам в зависимости от категории качества, технического уровня изделий — одна из таких мер. Вместе с тем не обходимо повысить общую экономическую заинтересо ванность самих министерств и объединений в развитии хозрасчета «по вертикали», внедрении его принципов в управление не только предприятиями, но подотрасля ми и отраслями в целом.
Как отмечалось на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, действующий хозяйственный механизм еще не в полной мере отвечает задачам всесторонней интен сификации производства. Он зачастую ориентирует на количественные показатели, а не на совершенствова ние качественных характеристик деятельности пред приятий, объединений, министерств. Значит, нужны но вые усилия ученых и практиков. И в этом направлении ведется работа.
Заслуживают внимания предложения о вводе в
практику планирования показателей технико-экономи ческого уровня производства и выпускаемой продук ции. Председатель Госплана СССР Н. К. Байбаков в статье, опубликованной в газете «Труд», предлагает, например, ввести показатели эффективности общест венного производства на различных уровнях народ ного хозяйства. Причем для объединений и предприя-
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 66.
45
тий такими показателями, по его мнению, должны стать производительность труда, исчисляемая преиму щественно на основе чистой продукции, и прибыль. «Производительность труда,— пишет он,— надо сде лать одним из важнейших критериев оценки работы предприятий и фондообразующим показателем».
Сейчас в ряде отраслей применяют показатель гото вой продукции по весу. Такой показатель не только не стимулирует экономию материальных ресурсов, но и препятствует ей. Необходимо повышать значение пока зателей, характеризующих потребительные качества изделий. В пятилетних и годовых планах министерств, объединений и предприятий уже введены показатели объема и удельного веса продукции высшей категории качества. По мере повышения доли этой продукции против уровня, предусмотренного заданиями пятилет ки, устанавливаются надбавки к стабильным нормати вам отчислений от прибыли в поощрительные фонды; если же плановые задания не выполняются, то эти от числения снижают. Внедрен ряд других усовершенст вований, смысл которых стимулировать развитие про изводства на интенсивной основе. В частности, когда
это целесообразно, разрешено перейти к утверждению планов по фонду заработной платы на базе нормати вов затрат ее на единицу продукции. Это способствует разработке напряженных планов и более правильному распределению заданий по кварталам.
Особого внимания требуют проблемы совершенство вания взаимоотношений между изготовителями и пот ребителями продукции. Необходимо повысить влияние заказчика на поставщика. Многое с этой точки зрения призван дать перевод отраслей и подотраслей промыш ленности на самофинансирование, создание хозрасчет
ных промышленных и производственных объединений. Поскольку Затраты на расширенное воспроизводство объединение покрывает за счет собственной прибыли, постольку усиливаются его требования к технико-эко- номическоМу уровню приобретаемых орудий и предме тов труда. Но чем эффективнее будет действовать новое оборудование и быстрее окупаться капитальные вложения, тем больше средств окажется в распоряже нии объединений для финансирования дальнейшего
46
развития производства, удовлетворения материальных
исоциально-культурных потребностей работников.
Всвою очередь, это позволит успешнее внедрять прогрессивные формы сотрудничества между изготови телями и потребителями новой продукции, Например, можно покрывать расходы на научно-исследователь ские и проектно-конструкторские разработки, а также повышенные затраты в период освоения производства новой техники за счет средств отрасли-заказчика. Это заставит потребителя уже на стадии прикидки основ ных параметров новой техники заботиться о достиже нии максимального эффекта, рассчитывать и соизме рять свои расходы с будущими доходами. В формирова нии денежных ресурсов заказчика, предназначенных на эти цели, может при необходимости участвовать также банковский кредит, что позволит единовременно вкладывать крупные средства в развитие производства, а задолженность по ссудам погашать постепенно, по мере наступления нормативного срока окупаемости затрат.
При этом следует разумно развивать хозяйствен ные связи, при которых заказчик финансирует, а голов ной поставщик обеспечивает весь комплекс работ: ис следование, конструирование и проектирование, изго товление, комплектацию, а в необходимых случаях также монтаж, наладку новой техники и технологии, подготовку кадров.
Есть и другие пути, скажем, введение специальных нормативов. Они должны регулировать соотношение между уровнем использования мощностей и размером запланированных капиталовложений, которые отрасль, объединение могут финансировать из своей прибыли. Ведь если действующие мощности не используются, то нет оснований выделять средства на создание новых рабочих мест, аналогичных существующим,
В общем, как отмечалось на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, в плановый механизм следует заложить мощные рычаги, способные обеспечить и количественный и качественный рост производства. В связи с этим должно претерпеть изменение, стать более содержательным само понятие напряженных планов. Иногда его толкуют очень узко. Подразумевают в пер вую очередь напряженность заданий по ускорению
47
технологических процессов, форсированию режимов работы машин, совершенствованию норм затрат труда, сырья, материалов и т. д. Однако с народнохозяйствен ной точки зрения высокий план предприятия в не мень шей мере призван обеспечить максимальное удовлетво рение нужд потребителей. Он призван нести в себе прогрессивные задания по специализации и коопериро ванию, повышению технического уровня производства.
Этому содействуют принятые директивными орга нами меры, которые предусматривают принципиальное нововведение. С начала 1975 г. план предприятия по реализации продукции считается выполненным лишь в том случае, если оно поставило всем своим заказчи кам продукцию в номенклатуре и ассортименте, в пол ном соответствии с хозяйственными договорами и на рядами. Их строгое соблюдение учитывается и при подведении итогов соревнования, образовании поощри тельных фондов.
О том, насколько это важно, говорят хотя бы такие примеры. Многие заводы, изготавливающие изделия межотраслевого назначения, как, например, «центролиты», систематически не поставляют своим заказчи кам комплектующие детали. В результате возникает цепная реакция срывов, охватывающая десятки заво дов, а порой и целые отрасли. Несоблюдение договор ных обязательств наносит большой ущерб государству. Оно служит также главной причиной существования пресловутого института «толкачей».
Централизованное планирование, конечно, имеет немало достижений. Однако нельзя думать, что оно уже решило все стоящие перед ним вопросы. Проблемы рождает сама жизнь, хозяйственная практика. Задача управления состоит в том, чтобы своевременно их вы явить, проанализировать и выработать действенную систему мер по их успешному решению.
Девятая пятилетка стала ареной еще одного примечательного со-
и участие трудящихся |
^ |
г |
этот период |
В ИХ разработке |
бытия — именно в |
||
|
массовый |
характер |
приняла раз |
работка предприятиями встречных планов. Эта форма социалистического соревнования, появившаяся еще в годы первых пятилеток, переживает сейчас свое второе рождение. Она позволяет целеустремленно развивать
48
инициативу трудящихся, направляя ее на вскрытие внутренних резервов, обеспечивает широкое участие рабочих в разработке планов предприятий.
Во встречном плане порыв трудового энтузиазма органически соединяется с хозяйским расчетом. В сов ременных условиях, благодаря возросшему уровню специальной и общеобразовательной подготовки работ ников, а также наличию высокопроизводительной счет ной техники, впервые появилась возможность глубо кого научного обоснования встречных планов, их тес ного соединения со всей практикой народнохозяйствен ного планирования.
Что же конкретно представляет собой встречный план? Коротко на вопрос можно ответить так. Это утвержденный вышестоящей организацией план, кото рый включает в себя как доведенные до коллектива плановые задания, так и принятые сверх них социали стические обязательства коллектива.
Главная особенность встречного плана, которая отличает его от обычных социалистических обяза тельств, заключается в том, что он разрабатывается одновременно по росту производства, улучшению его технико-экономических показателей и изысканию мате риальных ресурсов под этот рост. Естественно, что после этого он входит составной частью в техпромфинплан и утверждается вышестоящей организацией. То есть речь идет об инициативе, четко сопряженной с устанавливаемыми планами, целесообразной не только с точки зрения данного коллектива, но и отрасли, на родного хозяйства в целом.
Для удобства контроля дополнительные обязатель ства коллектива по встречному плану выделяются в техпромфинплане предприятий особо, с разбивкой по кварталам. В таком порядке заключен большой смысл; не возникает необходимости вводить особой системы стимулирования за принятие и выполнение встречных планов. Для этого вполне подходят действующие прин ципы образования фондов материального поощрения на текущую пятилетку. Коллектив, успешно выполнив ший плановое задание и свои обязательства по встреч ному плану, создает эти фонды на основе повышенного норматива. Невыполнение же встречного плана, если выполнено государственное задание, не влечет лише-
4 |
Беседы об управлении |
49 |