Файл: Беккер, И. Г. Зарубежные машины для транспортирования древесины обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На многих автомобилях и тягачах применяется гидравли­ ческий или гидропневматический привод совместно с регуля­ тором тормозного усилия в колесных тормозах задней оси.

Регуляторы тормозного усилия применяются в частности, на французских лесовозных машинах Berliet. Причем на мо­ делях GR и TR 280 применен гидропневматический, а на мо­ делях GR и TR 320 пневматический привод.

Большинство лесовозных автомобилей имеют аварийный тормоз с пружинным приводом. При наличии на автомобиле пружинных тормозов они используются и как стояночные. В автомобилях, не имеющих этих тормозов в качестве стоя­ ночных, используются как основные тормозные механизмы, так и специальные, установленные в трансмиссии.

Привод специального тормоза в большинстве механиче­ ский. В тормозные приводы все чаще, кроме регуляторов тор­ мозных сил (давления в приводе), устанавливают также антиблокировочное устройство. Для разгрузки и повышения сроков службы основных тормозов лесовозные автомобили оборудуются дополнительными тормозами-замедлителями: моторными, электромагнитными и гидродинамическими. Наи­ большее распространение получили моторные дроссельные тормоза-замедлители, принцип действия которых основан на создании противодавления в выпускном коллекторе путем его перекрытия заслонкой с одновременным отключением подачи топлива. При перекрытии выпускного коллектора двигатель начинает работать как компрессор и вызывает торможение. Такой тормоз-замедлитель установлен на автомобилях Volvo различных моделей, Mersedes-Benz (с пневматическим при­ водом) и Komatsu Nissan KNWF12T, International DF-480

и т. д.

Электромагнитный тормоз-замедлитель фирмы .Telma (Франция), представляющий собой индукционную муфту, в которой для создания тормозного момента используют вихре­ вые токи, устанавливается в трансмиссиях автомобилей и тя­ гачей Berliet.

При использовании тормозов-замедлителей повышается безопасность движения, улучшаются эксплуатационные каче­ ства за счет плавности торможения и снижается износ тор­ мозных накладок и шин.

Система привода тормозов-замедлителей у всех машин — независимая от рабочих тормозных систем.

Необходимо отметить, что на американских и канадских лесовозных автомобилях и тягачах начали использовать водя­ ное охлаждение рабочих колесных тормозов. Водяная систе­ ма охлаждения тормозов применена на автомобилях Kenworth (модели ZW 849 и 850) и на автомобилях фирмы Peer­ less (США).

16


Кабины. На автомобилях и тягачах всех классов грузо­ подъемности применяются три вида расположения кабин: задвигателем, частично выдвинутые вперед и над двигателем. Конструкции кабин предусматривают создание максималь­ ных удобств для водителя, применяются сиденья, регулир\ смые в продольной плоскости, по высоте и углу наклона спинки, с подвеской на гидравлических амортизаторах. На шведских автомобилях Scania применяются сиденья Bostron с подвеской.

Кабины имеют большую площадь остекления. К рамам они крепятся через упругие элементы (резиновые и гидравли­ ческие амортизаторы, листовые рессоры и спиральные пружи­ ны), для откидывания применен гидропривод.

Основным материалом для изготовления кабин является стальной лист. Однако все большее распространение получа­ ют кабины из алюминия и пластмасс на основе стеклопла­ стика. Целиком из стекловолокна изготовляет кабины нидер­ ландская фирма DAF и английская Foden. Фирма Ford при­ меняет стеклопластиковый узел капот-крылья. Пластмассо­ вые детали использует фирма Komatsu Nissan. Американская фирма Kenwoth на автомобилях устанавливает кабины, у ко­ торых боковые стенки изготовлены из алюминиевых сплавов, а крыша из стекловолокна.

Технологическое оборудование лесовозного автомобиля включает в себя следующие основные элементы: поворотный коник с откидными стойками, решетку, ограждающую каби­ ну сзади, однобарабанную лебедку для затаскивания прице­

па на шасси автомобиля и запорное устройство для склады­ вающегося дышла.

Основным технологическим оборудованием лесовозного тя­ гача седельного типа является седельно-сцепное устройство.

Широкое применение на лесовозных автомобилях, тягачах и прицепном составе получили гидравлические краны-мани­ пуляторы для самопогрузки и выгрузки леса. На рис. 7 по­ казаны различные схемы установки кранов-манипуляторов

шведской

фирмы Hiah, на рис. 8 — лесовозный автомобиль, а

на рис. 9

лесовозный автопоезд с краном-манипулятором At­

las (ФРГ).

Производство кранов-манипуляторов широко освоили шведские фирмы Hiab и Fis-Rars, финская фирма Valmet, за­ падногерманская Atlas, австралийская Jacro Indastries и др.

Кран-манипулятор Fiskars модели 3000 представляет со­ бой поворотную подъемную телескопическую стрелу с двумя выдвижными балками коробчатого сечения. Па конце балки закреплен блок и неподвижный конец грузового каната, про­ пущенного через этот блок и блок грузозахватного крюка. Максимальная длина стрелы (от центра зева крюка до вер­ тикальной оси поворотной колонки)._А150 мм-,-а максимальная

З а к . 2520

Гос. Л


СО

Рис. 7. Схемы установки кранов-манипуляторов фирмы Hiab (Швеция) на автомобильных тракторных поездах


рами и грузоподъемностью. Краны-манипуляторы Fiskars этих моделей представляют собой шарнирные трехзвенники

свертикальной поворотной колонкой, на которой закреплено выносное сиденье оператора. Стрела крана состоит из двух шарнирно связанных между собой сварных балок различных размеров и сечений. У кранов модели 6000 балки имеют ко­ рытообразное сечение, а у кранов модели 10000 — коробчатое. Внутри наружной балки на четырех роликах перемещается выдвижная балка, на конце которой закрепляются грузовые захваты. Максимальный ход выдвижной балки у кранов мо­ дели 6000—900 мм, у кранов модели 10000— 1400 мм. Стрела крана может поворачиваться вокруг вертикальной оси вместе

сколонкой на угол 380° у моделей 3000 и 6000 и на угол 400°

укранов моделей 10000, а также складываться в транспорт­ ное положение.

Привод реечного механизма поворота колонки, установ­ ленной в подшипниках качения и скольжения,— гидравличе­ ский. Максимальный момент, развиваемый гидроприводом

поворота у кранов модели 6000—1400 кгс-м, а у кранов моде­ ли 10000—2000 кгс-м. Скорость вращения колонки 4,2 об/мин.

Для подъема, складывания и перемещения всех частей стрелы также используется гидропривод: гидроцилиндры дву­ стороннего действия, шарнирно закрепленные на балках стрелы.

Гидроцилиндры поворота наружной балки и перемещения выдвижной балки у кранов-манипуляторов модели 6000 раз­ мещены внутри балок, имеющих открытый профиль, а у кра­ нов-манипуляторов 10 000 — снаружи. В связи с этим у кра­ нов модели 10000 применена система качающихся рычагов и тяг.

Для разгрузки рессор и колес во время грузовых операций и обеспечения поперечной устойчивости транспортного сред­ ства служат выносные опоры с гидравлическим приводом, закрепленные по концам поперечной коробчатой балки. Балка является основанием колонки крана и служит для крепления его к раме транспортного средства или к стационарному фун­ даменту. Ход поршня гидроцилиндров выносных опор 500 мм.

Краны-манипуляторы моделей 6000 и 10 000 снабжаются поворотными грейферами с гидравлическим закрытием и от­ крытием челюстей. Полезная площадь грейфера 0,5 м2, а уси­ лие зачерпывания 1200 кгс. Угол поворота грейфера вокруг вертикальной оси равен 300°. Масса 230 кг, скорость подъема

25 м/мин.

Гидросистема кранов-манипуляторов Fiskars питается от насосов производительностью 56 л/мин у кранов модели 6000, и 65 л/мин у кранов модели 10 000. Гидравлическая система снабжена двумя фильтрами на всасывающей и сливной маги­

20


стралях. Все трубопроводы системы проложены внутри колон­ ки и балок, что исключает их повреждения при работе.

Грузоподъемность крана зависит от величины вылета стре­ лы. Большая длина стрелы позволяет кранам-манипуляторам Fiskars обслуживать значительную площадь и поднимать грузы длиной до 30 м.

Краны-манипуляторы модели 6000 оборудованы дополни­ тельной трелевочной лебедкой с тяговым усилием 750- - 850 кгс для подтаскивания грузов к транспортному средству. Скорость движения каната лебедки от 38 до 55 м/мин, длина 40 м, диаметр 8 мм.

Количество потребляемой гидроприводом лебедки рабочей жидкости составляет 30—47 л/мин, а рабочее давление в ма­ гистрали не менее 185 кгс/см2. Масса лебедки 100 кг.

Управляются все агрегаты крапов Fiskars при помощи гидрораспределителей, закрепленных на кронштейнах попе­ речной балки (у кранов модели 3000) или на колонке перед сиденьем водителя (у остальных моделей кранов). Минималь ное расстояние между кабиной транспортного средства и си­ деньем оператора 470 мм.

Благодаря тому, что основные элементы кранов изготов­ лены из высокопрочных легированных сталей, масса кранов без грейферов и рабочей жидкости модели 6000 не превышает 1100 кг, модели 10000—2100 кг. Масса крана-манипулятора модели 3000—700 кг.

Применение кранов-манипуляторов Fiskars позволяет зна­ чительно сократить время простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, исключает тяжелый ручной труд, облегчая условия работы на погрузочно-разгрузочных операци­ ях. Особенно эффективны транспортные средства с кранамиманипуляторами при перевозке грузов на короткие расстоя­ ния и при нестационарных пунктах погрузки и разгрузки, не оснащенных грузозахватными средствами. Поэтому краныманипуляторы Fiskars нашли широкое применение на вывозке сортиментов из лесосеки, для доставки мелких партий лесс материалов и других грузов потребителям.

Кран-манипулятор Jumbo (Австралия) представляет со­ бой шарнирный трехзвенник с вертикальной колонкой. Стрела крана состоит из шарнирно связанных между собой ферм различного сечения. Нижняя ферма П-образного сечения с по­ перечными связями через поворотный круг соединена с ко­ лонкой основания крана. В верхней части фермы закреплен гидроцилиндр качания средней фермы, также имеющей П-об- разный профиль сечения. Колонка имеет форму четырехгран­ ной усеченной пирамиды, и крепится к поперечной балке ос­ нования болтами. Внутри конечной фермы стрелы, имеющей коробчатое сечение с продольным пазом в нижней панели, перемещается выдвижная ферма, также коробчатого сечения,

21