Файл: Беккер, И. Г. Зарубежные машины для транспортирования древесины обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
На многих автомобилях и тягачах применяется гидравли ческий или гидропневматический привод совместно с регуля тором тормозного усилия в колесных тормозах задней оси.
Регуляторы тормозного усилия применяются в частности, на французских лесовозных машинах Berliet. Причем на мо делях GR и TR 280 применен гидропневматический, а на мо делях GR и TR 320 пневматический привод.
Большинство лесовозных автомобилей имеют аварийный тормоз с пружинным приводом. При наличии на автомобиле пружинных тормозов они используются и как стояночные. В автомобилях, не имеющих этих тормозов в качестве стоя ночных, используются как основные тормозные механизмы, так и специальные, установленные в трансмиссии.
Привод специального тормоза в большинстве механиче ский. В тормозные приводы все чаще, кроме регуляторов тор мозных сил (давления в приводе), устанавливают также антиблокировочное устройство. Для разгрузки и повышения сроков службы основных тормозов лесовозные автомобили оборудуются дополнительными тормозами-замедлителями: моторными, электромагнитными и гидродинамическими. Наи большее распространение получили моторные дроссельные тормоза-замедлители, принцип действия которых основан на создании противодавления в выпускном коллекторе путем его перекрытия заслонкой с одновременным отключением подачи топлива. При перекрытии выпускного коллектора двигатель начинает работать как компрессор и вызывает торможение. Такой тормоз-замедлитель установлен на автомобилях Volvo различных моделей, Mersedes-Benz (с пневматическим при водом) и Komatsu Nissan KNWF12T, International DF-480
и т. д.
Электромагнитный тормоз-замедлитель фирмы .Telma (Франция), представляющий собой индукционную муфту, в которой для создания тормозного момента используют вихре вые токи, устанавливается в трансмиссиях автомобилей и тя гачей Berliet.
При использовании тормозов-замедлителей повышается безопасность движения, улучшаются эксплуатационные каче ства за счет плавности торможения и снижается износ тор мозных накладок и шин.
Система привода тормозов-замедлителей у всех машин — независимая от рабочих тормозных систем.
Необходимо отметить, что на американских и канадских лесовозных автомобилях и тягачах начали использовать водя ное охлаждение рабочих колесных тормозов. Водяная систе ма охлаждения тормозов применена на автомобилях Kenworth (модели ZW 849 и 850) и на автомобилях фирмы Peer less (США).
16
Кабины. На автомобилях и тягачах всех классов грузо подъемности применяются три вида расположения кабин: задвигателем, частично выдвинутые вперед и над двигателем. Конструкции кабин предусматривают создание максималь ных удобств для водителя, применяются сиденья, регулир\ смые в продольной плоскости, по высоте и углу наклона спинки, с подвеской на гидравлических амортизаторах. На шведских автомобилях Scania применяются сиденья Bostron с подвеской.
Кабины имеют большую площадь остекления. К рамам они крепятся через упругие элементы (резиновые и гидравли ческие амортизаторы, листовые рессоры и спиральные пружи ны), для откидывания применен гидропривод.
Основным материалом для изготовления кабин является стальной лист. Однако все большее распространение получа ют кабины из алюминия и пластмасс на основе стеклопла стика. Целиком из стекловолокна изготовляет кабины нидер ландская фирма DAF и английская Foden. Фирма Ford при меняет стеклопластиковый узел капот-крылья. Пластмассо вые детали использует фирма Komatsu Nissan. Американская фирма Kenwoth на автомобилях устанавливает кабины, у ко торых боковые стенки изготовлены из алюминиевых сплавов, а крыша из стекловолокна.
Технологическое оборудование лесовозного автомобиля включает в себя следующие основные элементы: поворотный коник с откидными стойками, решетку, ограждающую каби ну сзади, однобарабанную лебедку для затаскивания прице
па на шасси автомобиля и запорное устройство для склады вающегося дышла.
Основным технологическим оборудованием лесовозного тя гача седельного типа является седельно-сцепное устройство.
Широкое применение на лесовозных автомобилях, тягачах и прицепном составе получили гидравлические краны-мани пуляторы для самопогрузки и выгрузки леса. На рис. 7 по казаны различные схемы установки кранов-манипуляторов
шведской |
фирмы Hiah, на рис. 8 — лесовозный автомобиль, а |
на рис. 9 |
лесовозный автопоезд с краном-манипулятором At |
las (ФРГ).
Производство кранов-манипуляторов широко освоили шведские фирмы Hiab и Fis-Rars, финская фирма Valmet, за падногерманская Atlas, австралийская Jacro Indastries и др.
Кран-манипулятор Fiskars модели 3000 представляет со бой поворотную подъемную телескопическую стрелу с двумя выдвижными балками коробчатого сечения. Па конце балки закреплен блок и неподвижный конец грузового каната, про пущенного через этот блок и блок грузозахватного крюка. Максимальная длина стрелы (от центра зева крюка до вер тикальной оси поворотной колонки)._А150 мм-,-а максимальная
З а к . 2520 |
Гос. Л |
СО
Рис. 7. Схемы установки кранов-манипуляторов фирмы Hiab (Швеция) на автомобильных тракторных поездах
рами и грузоподъемностью. Краны-манипуляторы Fiskars этих моделей представляют собой шарнирные трехзвенники
свертикальной поворотной колонкой, на которой закреплено выносное сиденье оператора. Стрела крана состоит из двух шарнирно связанных между собой сварных балок различных размеров и сечений. У кранов модели 6000 балки имеют ко рытообразное сечение, а у кранов модели 10000 — коробчатое. Внутри наружной балки на четырех роликах перемещается выдвижная балка, на конце которой закрепляются грузовые захваты. Максимальный ход выдвижной балки у кранов мо дели 6000—900 мм, у кранов модели 10000— 1400 мм. Стрела крана может поворачиваться вокруг вертикальной оси вместе
сколонкой на угол 380° у моделей 3000 и 6000 и на угол 400°
укранов моделей 10000, а также складываться в транспорт ное положение.
Привод реечного механизма поворота колонки, установ ленной в подшипниках качения и скольжения,— гидравличе ский. Максимальный момент, развиваемый гидроприводом
поворота у кранов модели 6000—1400 кгс-м, а у кранов моде ли 10000—2000 кгс-м. Скорость вращения колонки 4,2 об/мин.
Для подъема, складывания и перемещения всех частей стрелы также используется гидропривод: гидроцилиндры дву стороннего действия, шарнирно закрепленные на балках стрелы.
Гидроцилиндры поворота наружной балки и перемещения выдвижной балки у кранов-манипуляторов модели 6000 раз мещены внутри балок, имеющих открытый профиль, а у кра нов-манипуляторов 10 000 — снаружи. В связи с этим у кра нов модели 10000 применена система качающихся рычагов и тяг.
Для разгрузки рессор и колес во время грузовых операций и обеспечения поперечной устойчивости транспортного сред ства служат выносные опоры с гидравлическим приводом, закрепленные по концам поперечной коробчатой балки. Балка является основанием колонки крана и служит для крепления его к раме транспортного средства или к стационарному фун даменту. Ход поршня гидроцилиндров выносных опор 500 мм.
Краны-манипуляторы моделей 6000 и 10 000 снабжаются поворотными грейферами с гидравлическим закрытием и от крытием челюстей. Полезная площадь грейфера 0,5 м2, а уси лие зачерпывания 1200 кгс. Угол поворота грейфера вокруг вертикальной оси равен 300°. Масса 230 кг, скорость подъема
25 м/мин.
Гидросистема кранов-манипуляторов Fiskars питается от насосов производительностью 56 л/мин у кранов модели 6000, и 65 л/мин у кранов модели 10 000. Гидравлическая система снабжена двумя фильтрами на всасывающей и сливной маги
20
стралях. Все трубопроводы системы проложены внутри колон ки и балок, что исключает их повреждения при работе.
Грузоподъемность крана зависит от величины вылета стре лы. Большая длина стрелы позволяет кранам-манипуляторам Fiskars обслуживать значительную площадь и поднимать грузы длиной до 30 м.
Краны-манипуляторы модели 6000 оборудованы дополни тельной трелевочной лебедкой с тяговым усилием 750- - 850 кгс для подтаскивания грузов к транспортному средству. Скорость движения каната лебедки от 38 до 55 м/мин, длина 40 м, диаметр 8 мм.
Количество потребляемой гидроприводом лебедки рабочей жидкости составляет 30—47 л/мин, а рабочее давление в ма гистрали не менее 185 кгс/см2. Масса лебедки 100 кг.
Управляются все агрегаты крапов Fiskars при помощи гидрораспределителей, закрепленных на кронштейнах попе речной балки (у кранов модели 3000) или на колонке перед сиденьем водителя (у остальных моделей кранов). Минималь ное расстояние между кабиной транспортного средства и си деньем оператора 470 мм.
Благодаря тому, что основные элементы кранов изготов лены из высокопрочных легированных сталей, масса кранов без грейферов и рабочей жидкости модели 6000 не превышает 1100 кг, модели 10000—2100 кг. Масса крана-манипулятора модели 3000—700 кг.
Применение кранов-манипуляторов Fiskars позволяет зна чительно сократить время простоя транспортных средств под погрузкой и выгрузкой, исключает тяжелый ручной труд, облегчая условия работы на погрузочно-разгрузочных операци ях. Особенно эффективны транспортные средства с кранамиманипуляторами при перевозке грузов на короткие расстоя ния и при нестационарных пунктах погрузки и разгрузки, не оснащенных грузозахватными средствами. Поэтому краныманипуляторы Fiskars нашли широкое применение на вывозке сортиментов из лесосеки, для доставки мелких партий лесс материалов и других грузов потребителям.
Кран-манипулятор Jumbo (Австралия) представляет со бой шарнирный трехзвенник с вертикальной колонкой. Стрела крана состоит из шарнирно связанных между собой ферм различного сечения. Нижняя ферма П-образного сечения с по перечными связями через поворотный круг соединена с ко лонкой основания крана. В верхней части фермы закреплен гидроцилиндр качания средней фермы, также имеющей П-об- разный профиль сечения. Колонка имеет форму четырехгран ной усеченной пирамиды, и крепится к поперечной балке ос нования болтами. Внутри конечной фермы стрелы, имеющей коробчатое сечение с продольным пазом в нижней панели, перемещается выдвижная ферма, также коробчатого сечения,
21