Файл: Беккер, И. Г. Зарубежные машины для транспортирования древесины обзор.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к которой крепятся грузовые захваты. Для этого на обоих концах этой фермы имеются специальные ушки. Стрела кра­ на может поворачиваться вокруг вертикальной оси на 360° и складываться в транспортное положение. Все шарниры стрелы и гидроцилиндров снабжены самосмазывающимися втулками, облегчающими уход за краном в эксплуатации.

Для разгрузки рессор и колес во время грузовых опера­ ций и обеспечения поперечной устойчивости транспортного средства к поперечной балке основания крана прикреплены вертикальные выносные опоры. Привод всех элементов кра­ на, в том числе и выносных опор осуществляется при помощи гидравлических цилиндров, управление которыми производит­ ся гидрораспределителями, закрепленными на кронштейнах поперечной балки с двух сторон основания крана. Внутри ко­ лонки основания крана, используемой в качестве бака для рабочей жидкости, размещены цилиндры и реечный механизм поворота стрелы крана. Такая установка исключает потерю рабочей жидкости при утечках через неплотности в гидро­ цилиндрах и обеспечивает хорошую смазку трущихся элемен­ тов механизма поворота. Гидросистема крана полностью не­ зависима от транспортного средства, снабжена всеми необхо­ димыми устройствами и надежно защищена от перегрузок предохранительными клапанами, от загрязнений — фильтрами на всасывающей и сливной магистралях, а от самопроизволь­ ного опускания груза при обрыве шлангов — клапанами-зам­ ками, запирающими обе полости гидроцилиндров. Крепится кран к транспортному средству за поперечную балку основа­ ния при помощи стремянок, охватывающих лонжероны или траверсы рамы.

При максимальном вылете стрелы 6010 мм, грузоподъем­ ность крана равна 675 кг, а при вылете 1700 мм — 3265 кг.

Благодаря тому, что основные элементы крана изготов­ лены из высокопрочной легированной стали, масса крана не превышает 815 кг. Применение кранов-манипуляторов позво­ ляет значительно сократить время простоя транспортных средств под погрузкой и разгрузкой, исключает ручной труд, облегчая условия эксплуатации машин. Кроме кранов-мани­ пуляторов, зарубежные "фирмы устанавливают на лесовозных поездах погрузочно-разгрузочные устройства других типов.

Большой интерес представляет разработанная финской фирмой Autolava система погрузных устройств и контейнеров для лесных грузов, состоящая из устанавливаемой на шасси и опрокидывающейся назад сварной рамы с продольными направляющими полозами, по которым при погрузке и раз­ грузке перемещается специальный контейнер для лесных гру­ зов. Для наклона рамы (на угол 50—55°) служат телескопи­ ческие гидроцилиндры плунжерного типа, шарнирно закреп­ ленные к раме шасси и опрокидывающейся раме. Погрузка и

22


Рис.

10. Лесовозный автопоезд Isuzu (Япония) для вывозки леса в хлыстах и деревьях

to

с кроной

разгрузка контейнеров осуществляется с помощью двух сталь­ ных канатов, пропущенных через систему направляющих бло­ ков и наматываемых на два барабана, закрепленных на оси гидродвигателя, установленного в передней части опрокиды­ вающейся рамы. Концы канатов снабжены крюками для со­ единения с основанием контейнера. Конструкция крепления гидродвигателя позволяет его валу поворачиваться в попереч­ ной плоскости для выравнивания натяжения канатов. Макси­ мальное тяговое усилие канатов зависит от грузоподъемности транспортного средства и составляет, в зависимости от типа п модели транспортного средства, от 8 до 16 т. Диаметр ка­ натов от 12,5 до 14 мм, а длина от 7600 до 9000 мм.

Рис. И. Погрузка порожного прицепа-роспуска на шасси лесовозного ав­ томобиля Koinatsu-Nissan KNWF 12Т с помощью лебедки

Шасси полуприцепов и прицепов фирмы Autolava обору­ дованы двухскатными колесами. Передняя ось прицепов со­ единена с дышлом и прикреплена к поворотному кругу, уста­ новленному на подшипниках качения. Колеса полуприцепов и прицепов снабжены пневматическими шинами. Размер шин передних колес 10.00— 15", задних 10.00—20". Все колеса обо­ рудованы колодочными тормозами с пневматическим приво­ дом. На прицепах и полуприцепах использована система мультилифт АОА-760. На прицепах, предназначенных для пе­ ревозки леса, установлены дополнительные блоки и канаты для разворота пачки. Автомобили и прицепы для контейне­ ров оборудованы гидродвнгателями NPM-400 и гидронасоса­ ми КТ-70.

Система мультилифт широко используется для перевозки различных лесных грузов.

Большое значение для повышения производительности ле­ совозных автопоездов имеет возможность транспортировки порожних роспусков на автомобиле (рис. 10). При этом зна­ чительно повышается скорость и безопасность движения без

24

сн лесовозным автомобиль, сцепка с которым осуществляется обычным тягово-сцепным устройством плп тягово-сцепным устройством «скользящего» типа, которое позволяет компен­ сировать изменение расстояния между кониками автомобиля и роспуска. Сцепка полуприцепов (схема «В») с автомобилем осуществляется с помощью сцепного шкворня седельного уст­ ройства.

А

в

с

D

Рис. 13. Принципиальные схемы прицепного состава для пере­ возки длинномерных лесных грузов:

/ прнцспм-рсч'пускн: В — полуприцспы-росиускн; С — длиннобазные прицепы-роспуски; О — прицепной комплекс (смсчиаиный) полупри­ цеп-роспуск с прицепом-роспуском

Широкое применение за рубежом в последние годы полу­ чили лесовозные автопоезда с прицепным составом комбини­ рованного типа (схемы С п D), позволяющим при сохранении осевой нагрузки значительно увеличить грузоподъемность ав­ топоезда. Для вывозки леса в хлыстах н деревьев с кроной длиной более 20 м применяется прицепной состав (схема -«D»), представляющий собой комплекс, состоящий из седель­ ного тягача /, полуприцепа 2 с коником и связанного с ним длинным дышлом н крестообразной сцепкой роспуска 3

(рис. 14).

26


Применение таких автопоездов позволяет использовать се­ рийные седельные тягачи, сократить простои тягачей в ме­ стах погрузки и выгрузки и повысить грузоподъемность авто­ поезда без перегрузки тягача.

В настоящее время широко применяется прицепной состав, состоящий из прицепа-роспуска и одного, двух и трех длиннобазных прицепов. Такие автопоезда, буксируемые лесовоз­ ным автомобилем, получили широкое распространение на вы­

возке леса в США (см. рис. 2). Следует отметить,

что фирмы-

изготовители лесовозных автопоездов стремятся

выпускать

автомобили и прицепной состав с определенными

весовыми

и габаритными параметрами.

 

Рис. 14. Лесовозный автопоезд:

/ — седельный тягач: 2 — полуприцеп-роспуск; 3 — прицеп-роспуск

Одним из важнейших показателей, по которому сравни­ вается прицепной состав лесовозного автомобиля и автопоез­ да в целом, является коэффициент тары (отношение собствен­ ной массы к полезной грузоподъемности, определяемой как разность между допустимой полной и собственной массой).

Полная масса и грузоподъемность прицепного состава, выполненного по схемам (см. рис. 13 А и В), может ко­ лебаться в значительных пределах. В ряде стран для прице­ пов-роспусков и полуприцепов-роспусков не приводятся дан­ ные по грузоподъемности, а даются только допустимые на­ грузки на ось или тележку. Масса подвижного состава для перевозки леса в большой мере зависит от его схемы, поэтому сравнение масс прицепов и полуприцепов-роспусков в отно­ шении совершенства их конструкции следует проводить по подвижному составу одинакового назначения.

Изучение данных о зарубежном прицепном составе позво­ ляет отметить следующее:

с повышением грузоподъемности у подвижного состава каждого типа наблюдается снижение коэффициента тары;

коэффициент тары у длиннобазных прицепов равной гру­ зоподъемности повышается с увеличением числа осей.

В табл. 4 приведена техническая характеристика подвиж­ ного состава для перевозки длинномерного леса, применяемо­ го за рубежом

П


Техническая характеристика зарубежного подвижного

 

 

 

 

Taskers84 Англия()

ВMozer6 Швейцария( )

LudwigSpitzer )ФРГ(

KarosaDT-7 )ЧССР(

Taskers8 Англия()

Ё !

 

 

 

»

 

 

 

 

 

 

4<

 

 

 

О 1317

G 1318

 

 

 

 

 

С.

 

Параметры

(ГДР)

(ГДР)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

j1

 

 

 

j

 

 

Конструктивная

.4

А

с

л

Л

с

с

.4

 

схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузоподъемность,

1000

1500

4000

5700

600)

7000

8030

9500

 

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собственная

масса,

485

730

1168

120)

2030

2420

2261

2500

 

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Габаритные

раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

меры. мм:

 

 

 

 

 

 

 

9820

 

\

длина

 

3460

38:о 8:оэ 6000

4050

6550

4050 j

ширина

 

1503

I860

1930

2450

2220

2210

250Э

 

высота

 

1600

Ю ’ЗО

1190

2500

2250

1240

2650

j

Число колес

 

2

2 !

4

4

4

8

4

4

!

Подвеска

 

 

 

 

 

 

 

 

P e c

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дышло

 

 

 

 

 

 

 

М е т а л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коэффициент тары

0,48

0,49

0,29

0,21

0,33

0,35

0,28

0,2 6

 

Несмотря на то, что производство прицепного состава ле­

 

совозных автопоездов для перевозки длинномерного леса на­

 

чато сравнительно недавно, конструкции их претерпели серь­

 

езные изменения, были выявлены многие недостатки конструк­

 

ций и определены основные требования, предъявляемые к это­

 

му типу прицепного подвижного состава.

 

 

 

 

Прицепной состав для вывозки длинномерного леса состо­

 

ит из следующих узлов: ходовой части, прицепного устрой­

 

ства, коника и тормозов.

 

 

 

для

перевозки

 

Ходовая часть прицепов и полуприцепов

 

лесных грузов включает в себя раму, подвеску и колеса. Ра­ ма состоит из двух продольных балок швеллерного или короб­

чатого сечения.

Для изготовления рам прицепов и полуприцепов-роспусков в основном применяют высокопрочные низколегированное ли­ стовые стали.

Т а б л и ц а 4

состава для перевозки длинномерного груза (см. рис. 13)

Taskers 10 (Англия)

barosa DA-5 (ЧССР)

Cometto T16 (Италия)

Isuzu TD 50 (Япония)

Talkers 15 (Англия)

Taskers 15 (Англия)

Dull Вогпё OV (ФРГ)

Komatsu Nissan KNWF 12T (Япония)

Inhn Ivans (Канада)

Haves (CllIA)

 

 

 

 

 

 

 

 

[

 

<:

A

c

A

c

c

в

A

j

.4

i

10103

10100

14375

1500Э

1500)

16000

18003

21500 25009

jio: too

3760

K 0)

3903

3880

4826

4034

4000

4200

4400

600)

 

10180

35IX)

7200

5770 -9940

11710

11660

 

 

11000

9450

2500

i

2260

2250

2500

2480

2200

2290

2500—3003

2940

2440

3603

1 1490

2520

1600

2750

1510

1510

 

3603

1300

1870

 

4

4

8

8

 

6

4

 

8

8

8

8

с о р н а я

 

 

 

 

 

 

 

 

Дере­

л и ч е с к о е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вянное

 

0,38

0,16

0,39

0,27

 

0,32

 

 

0 ,2 5

0,23

0,21

 

 

Прицепной состав

снабжен

упругой

подвеской,

которая,

 

как показал опыт эксплуатации лесовозных автопоездов, не­

 

обходима не столько

для того,

чтобы

сохранить

груз при

транспортировке, сколько для того, чтобы предохранить при­ цеп или полуприцеп от повреждений. Многолетними наблюде­ ниями установлено, что на безрессорных прицепах или полу­ прицепах-роспусках часто повреждались шины, колеса и оси. Поэтому весь современный зарубежный прицепной состав для перевозки длинномерного леса имеет рессорную подвеску.

В США рессоры для лесовозных прицепов и полуприце­ пов изготовляют жесткими, с малой стрелой прогиба, способ­ ными работать с большой перегрузкой. Так, рессоры фирмы Columbia имеют нормальный прогиб 25,4 мм и рассчитаны на

перегрузку до 200%.

Вследствие разнообразных дорожных условий эксплуата­ ции лесовозного прицепного состава к шинам предъявляются

29

28