Файл: Беккер, И. Г. Зарубежные машины для транспортирования древесины обзор.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
жим, имеющим на внутренней поверхности «нож», затягивает ся с помощью болтов. При затягивании «нож» врезается в древесину и предотвращает самопроизвольное перемещение роспуска относительно дышла.
Для рентабельного использования полуприцепов-роспусков с тягачами, имеющими разную допустимую нагрузку на се- делыю-сцепное устройство, ряд фирм в США и других стра нах выпускают полуприцепы с перемещаемой тележкой.
Широкое распространение получили полуприцепы-роспу ски с относительно коротким дышлом, рассчитанные на длину груза до 15 м. Грузоподъемность таких роспусков колеблет ся в широком диапазоне. Так, например, в США грузоподъ емность их составляет 18—20 т. Имеются роспуски с грузо подъемностью до 45 т.
Необходимо отметить, что у автопоездов с прицепным со ставом, выполненным по схемам Л и В (см. рис. 13), нагруз ку между звеньями автопоезда можно перераспределять за счет изменения расстояния между кониками и величины зад него свеса груза. Достигается это следующими способами. У роспусков группы А либо перемещают по длине дышла те лежку, либо дышло делают телескопическим.
В последние годы широкое распространение начинают по лучать прицепы п полуприцепы-роспуски, которые в порож нем состоянии перевозятся на шасси лесовозного автомоби ля или тягача. У этих роспусков дышла выполняются с шар ниром, позволяющим им складываться, или телескопическими.
Прицепы-роспуски с шарнирным металлическим дышлом изготовляются японскими фирмами Komatsu и Isuzu, с теле скопическим—американской фирмой Kenworth. Полуприцепыроспуски со складывающимся дышлом изготовляет также ка надская фирма Pacific. Эта же фирма изготовляет полупри цепы-роспуски, у которых передний конец дышла изогнут в форме «гусиной шеи» (рис. 16). Такая форма дышла необхо дима для того, чтобы оба коника полуприцепа лежали в од ной плоскости, а дышло не задевало за раму седельного тя гача при крутом повороте. Полуприцепы-роспуски с таким же дышлом изготовляют и другие американские фирмы.
У длиннобазных прицепов-роспусков, выполненных по схе ме С, балку, которая соединяет передние и задние тележки, делают большой длины, что дает возможность перемещать тележку вдоль нее (рис. 17). В большинстве конструкций те лежки перемещаются относительно балки с определенным шагом. Тележка фиксируется с помощью пальца, который вставляется в отверстия в ее балке и раме.
Дышло v двух- и трехосных длиннобазных прицепов-рос пусков выполняется по аналогии с дышлами прицепов обще го назначения.’ В табл. 5 приведена техническая характери стика длиннобазных двухосных прицепов-роспусков фирмы
31
цепного состава является коник, который у всех современных прицепов и полуприцепов во избежание заедания при движе нии с грузом закрепляется на поворотном круге большого диа метра ( ~ 500 мм). Основание поворотного круга жестко со единено с подрамником, установленным на раме. На верхней плоскости основания имеются износостойкие пластины, по ко торым при повороте скользят круг с коником и запорный штифт, фиксирующий круг в необходимом положении. Для смазки трущихся поверхностей служат кольцевые канавки в нижней части круга. Коник состоит из поперечины и верти кальных стоек-упоров, шарнирно прикрепляемых к поперечи не. Чтобы облегчить разгрузку, вертикальные стойки вы полняют откидными. Стойки фиксируют в рабочем положении замком. Для обеспечения безопасности при разгрузке управ ление замком на конике располагают на стороне, противо положной открываемой стойке.
Т а б л и ц а 5
Техническая характеристика длиннобазных двухосных
прицепов-роспусков фирмы Muller Mitteltel (ФРГ)
Параметры 1.МИ- 1 LMH—2 LMII—3 I МИ—1 LMH—5 LMH- 6
Грузоподъемность, кг |
4800 |
5Е00 |
6200 |
8000 |
9200 |
12000 |
|
База, м м |
|
СП 3000 |
до |
78С0 |
|
||
Колея, м м |
1616 |
1616 |
1616 |
1616 |
1760 |
1760 |
|
Ширина между стойками коника. |
2150 |
2150 |
2150 |
2150 |
2450 |
2450 |
|
М М |
|
|
|
|
|
|
|
Высота стоек коника, м м |
800 |
803 |
100!) |
100!) |
1150 |
1150 |
|
Масса, кг |
7200 |
8000 |
8000 |
11000 |
12600 |
1601Х) |
|
Основание коника и стойки у большинства |
современных |
зарубежных прицепов и полуприцепов сварены из гнутых про филей и имеют коробчатое сечение. На рис. 18 показаны от дельные узлы и элементы коника современного двухосного прицепа-роспуска Peerless (США).
В автопоезде с прицепом-роспуском схемы А (см. рис. 13) груз при транспортировке стремится перемещаться по кони кам. В результате этого груз и роспуск при движении имеют разные центры перемещения в вертикальной и горизонталь ной плоскостях и груз перемещается вперед и назад.
Для предупреждения повреждения кабины водителя при перемещении груза вперед коник автомобиля оборудуется устройством в виде «гребенки» или «ножа». В результате груз
3. Зяк. 2320 |
33 |
Большой интерес представляет применение электромагнит ного привода тормозов, отличающегося почти мгновенным срабатыванием.
Для увеличения срока службы тормозов лесовозного авто поезда при эксплуатации в тяжелых дорожных условиях, осо бенно на горных дорогах, применяют водяное охлаждение тормозов. Снаружи барабан охлаждается постоянно, а внутрь вода подается автоматически только во время действия тор мозов. Водяное охлаждение тормозов широко используют за рубежные фирмы, например Kenworth (США).
Управление поворотом. Маневренность автопоезда для пе ревозки длинномерных грузов в значительной степени зави сит от его базы (расстояние между задней осью тягача и осью роспуска). Не менее важным условием, определяющим маневренность автопоезда, является наличие у роспуска по воротных колес.
Опыт эксплуатации показал, что неуправляемые роспуски можно применять для перевозки различных грузов длиной не более 15 м. При такой длине груза база автопоезда не пре вышает 8 м. При длине базы больше 8 м появляется необхо димость в управлении колесами прицепа, так как в против ном случае для автопоезда требуется большая ширина проез жей части дороги на повороте.
Для обеспечения большей маневренности автопоезда у за рубежных роспусков довольно широкое применение получили управляемые роспуски с ручным автономным и автоматиче ским управлением. Устройство первого типа выполняется в виде поворотного круга, нижнее кольцо которого крепится к раме тележки роспуска, а на верхнем кольце укреплен коник. Оператор управляет роспуском с помощью червячной пере дачи. Для оператора на роспуске, около штурвального коле са, устанавливается сиденье.
У длиннобазных прицепов-роспусков такое устройство устанавливается на задней тележке (см. рис. 17). Передние колеса прицепа управляются обычно от дышла, что удобно для маневрирования автопоезда на площади недостаточной для разворота. Этот способ довольно широко используется в зарубежной практике.
В последнее время за рубежом получили применение рос пуски, у которых поворот колес происходит автоматически при повороте автомобиля (рис. 19). К концам задней части рамы автомобиля 9 крепится жесткая поперечина — тяговая балка 8, соединенная тросами 3 и 5 с аналогичной поперечи ной_ тяговой балкой 2 роспуска 1. Тросы устанавливаются крест на крест, а их длину регулируют муфтами 7. Дышло 4, шарнирно-соединенное с рамой роспуска, присоединяется к обычному тягово-сцепному устройству 6 автомобиля. При дви-
3 * . |
35 |
женин на повороте, вследствие складывания автопоезда, т. е. образования горизонтального угла между продольными ося ми тягача и дышла, тросы автоматически поворачивают раму роспуска вместе с ходовой осью относительно дышла. Если автопоезд не имеет дышловой сцепки, рама прицепа роспуска поворачивается относительно груза, лежащего на конике. Бла годаря этому резко уменьшается сдвиг прицепа роспуска к центру, и колеса роспуска следуют по колее, близкой к колее задних колес тягача.
Рис. 19. Принципиальная схема автоматического управления автопоезда для перевозки длинномер ных прузов
/ — прицеп-роспуск; 2 — тяговая балка |
прицепа-роспуска; |
|
3, 5 — тросы; |
дышло; 6 — тягово-сцепное устройство |
|
автомобиля; |
7 — регулировочная муфта; |
8 — тяговая бал |
ка автомобиля; 9 — лесовозный |
автомобиль |
На рис. 20 показан автопоезд Komatsu-Nissan с автомати ческим управлением прицепом-роспуском KNFT 12 (Япония).
Для массовых перевозок предпочтительнее управление второго типа, так как поворот колес происходит автоматиче ски. Управление первого типа имеет в ряде случаев преиму щества при маневрировании автопоезда в стесненных усло
виях.
Управляемый прицеп роспуск, особенно с крестообразной сцепкой при соответствующем подборе размеров ее элемен тов, движется по колее лесовозного автомобиля, что важно для повышения маневренности и для улучшения проходимо
сти при движении по бездорожью.
Для перевозки грузов длиной до 15 м широкое распро странение за рубежом получили полуприцепы-роспуски схе мы В , которые эксплуатируются в сцепе с седельными тяга чами. Объясняется это тем, что такой автопоезд, как и обыч ный седельный, обладает хорошей маневренностью и управля емостью при движении вперед и назад. Так как автопоезд со членен с помощью седельного устройства, расстояние между кониками при движении остается неизменным, поэтому отпа-
3G
2 т
330о
Рис. 20. Лесовозный автопоезд Komatsu-Nissan с автоматическим управле нием прицепом-роспуском KNFT 12
со
дает необходимость в изготовлении поворотных коников. Та кой автопоезд не имеет недостатков присущих автопоездам, состоящим из лесовозного автомобиля и роспуска (схема А см. рис. 13).
Необходимая маневренность автопоездов, состоящих из длнннобазных прицепов-роспусков, выполненных по схеме С (см. рис. 13) достигается применением на прицепах управляе мых (поворотных) колес. У некоторых прицепов-роспусков, кроме управляемой передней оси, делают управляемой и зад нюю ось. Такие прицепы-роспуски получили распространение в западно-европейских странах.
ЛЕСОВОЗНЫЕ АВТОПОЕЗДА С АКТИВНЫ М ПРИЦЕПНЫ М СОСТАВОМ
Для повышения проходимости лесовозных автопоездов не которые зарубежные фирмы изготовляют прицепной состав с активными осями. Для передачи мощности от двигателя лесо возного автомобиля или тягача к колесам в основном исполь зуется гидрообъемный привод.
Гидрообъемный привод периодического действия с приме нением плунжерных (аксиальных и радиальных) и шиберных (лопастных) объемных гидромашин получил за рубежом наи более широкое применение.
Аксиально-плунжерные и лопастные гидромашины приме няются при сохранении стандартных ведущих мостов прице пов и полуприцепов. Радиально-плунжерные высокомоментные моторы встраиваются в колеса (мотор-колесо). В первом случае имеется возможность унифицировать агрегаты ходовой части автомобиля или тягача и прицепа или полуприцепа. Недостатком является большой вес по сравнению со схемой мотор-колеса. Радиально-плунжерные высокомоментные мо торы, встроенные в колеса, снижая массу трансмиссии, не поз воляют унифицировать ходовые части тягача и прицепного
состава.
К активным лесовозным автопоездам относятся автопоез да Unic-Titan (Франция) н автопоезда с гидрообъемным при водом фирмы Sisu (Финляндия).
Принципиальная схема открытой гидрообъемной передачи с самовсасыванием, установленной на автопоезде Unic-Titan, проста: лопастной гидронасос приводится во вращение через электромагнитную муфту от носка коленчатого вала двига теля. Рабочая жидкость по трубопроводам передается в ло пастной гидромотор, а затем сливается в бак, откуда вновь засасывается гидронасосом. Для удаления воздуха и прокач
38
ки системы служат краны. Система предусматривает разъеди нение трубопроводов с помощью муфт, которые полностью исключают утечку жидкости и попадание воздуха при разъ единении. Дренаж от гидромотора осуществляется через до полнительный трубопровод небольшого диаметра.
За гидромотором установлен двухступенчатый планетар ный редуктор переднего и заднего хода. Редуктор имеет цент робежную муфту свободного хода, предназначенную для от ключения гидромотора при достижении скорости движения
20 к м / ч .
Рис. 21. Лесовозный автопоезд Sisu М102СТ с гидроприводом (Фин ляндия) :
] — насос |
высокого |
давления и |
сцепления; |
2 |
насос низкого, давления для |
|||
свободного хода колес прицепа; |
3 — бак |
для |
рабочей |
жидкости; |
4 — блок |
|||
клапанов |
и фильтры; 5 — рычаг управления; |
б — контрольные |
приборы; |
|||||
7 — трубопровод свободного |
хода |
колес; 8 — трубопроводы |
высокого |
давления; |
||||
9 соединительные |
муфты; |
10 |
гидро-, нневмоаккумулятор свободного хода |
колес; // - гидромоторы
Включение и выключение электромагнитной муфты и пере ключение передач планетарного редуктора осуществляется кнопками из кабины водителя. При нажатии кнопки сраба тывает соленоид включения золотников гидросистемы. В свою очередь золотник подает рабочую жидкость в гидроцилиндр, включающий передачу.
Реверсирование привода осуществляется рычагом включе ния заднего хода тягача. При этом замыкается цепь, управ ляющая золотниками гидросистемы, и включается задний ход в планетарном редукторе полуприцепа.
Лесовозный автопоезд Sisu М162СТ (рис. 21) финской фирмы Suomen Autotecllisuus включает в себя трехосный ав томобиль-тягач, оборудованный системой гидропривода, и двухосный прицеп с активной передней осью. На лесо возном автомобиле установлен дизельный двигатель англий ской фирмы Rull-Rous с непосредственным впрыском топли ва. Двигатель развивает мощность 335 л. с. при 2100 об/мин.
39