ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Николай Васильевич нарисовал схему железобе тонной Останкинской башни, с рассказом о проекте которой он выступал. И поинтересовался моим мне нием о методах ее возведения. Я изложил ему идею шагающего агрегата, которая в общих чертах реша ла все основные вопросы вертикального перемеще ния.
В проектировании и создании агрегата приняли участие талантливые, высококвалифицированные инженеры М. П. Ходов, И. Б. Гитман, И. М. Рюкин, Е. Н. Щадрин, сотрудники института «Промстальконструкция».
Вот что пишет Н. В. Никитин о щипакинском аг регате: «Нужен был такой способ возведения ствола, при котором пространство внутри ствола оставалось бы свободным от лесов сразу же после бетонирования. Для этой цели... был разработан специальный шагаю щий агрегат весом 300 тонн, опробованный под Моск вой на строительстве железобетонной трубы. Он пред ставляет собой трехэтажное сооружение, закрытое со всех сторон, опирающееся тремя «лапами» на окна железобетонной оболочки. За агрегатом тянутся два лифта в канатных направляющих. Лифты двухэтаж ные: в нижнем этаже — обычная кабина для людей, в верхнем — бункер для бетона. Снаружи к агрегату подвешены четыре этажа кольцевых подмостей, сви сает «юбка» из несгораемой ткани. Внутри установ лены калориферы, поддерживающие нормальную температуру. Сверху расположен кран для подъема арматуры и металлических конструкций, которые нужно установить в стенах башни».
Первый рабочий шаг самоподъемного агрегата делали ночью — когда на стройке меньше рабочих, когда нет посетителей. Создатели самоподъемника не
72
уходили отсюда ни на час, волновались, хотя были уверены в успехе. Как и следовало ожидать, уни кальная машина работала отлично.
— Останкинская башня — полигон изобрете ний, — подчеркивают в Госкомитете по делам изобре тений и открытий. — Отсюда пришло около 100 зая вок на выдачу авторских свидетельств. И мы при шли к убеждению: если новшество проверено остан кинской практикой — значит, солидное изобретение.
Среди изобретений были и выдающиеся, такие, как щипакинская работа, и небольшие новинки, ко торым, однако, тоже «цены нет». Дух энтузиазма и поиска охватил всех участников строительства.
Работал здесь плотником Алексей Никаноров. В период нулевого цикла, при устройстве подземной части башни ставил опалубку любой сложности. И как ставил — залюбуешься. В 7.30 утра он был на своем рабочем месте. Но не все знали, что за полчаса до этого он ежедневно садился за письменный стол — работал над оформлением рационализаторских пред ложений.
...Шел нудный, мелкий дождь. Ствол башни отсы рел, набух, и казалось, подойди, сожми его — потечет вода. Строители, поднимающиеся на верх башни, по ниже опускали козырьки касок, словно хотели за крыться от дождевой завесы, не видеть этой пелены перед глазами.
До конца сооружения оставалось не так-то мно го дней. И каждый потерянный час нельзя было спи сать ни на капризы природы, ни на отсутствие мате риалов, ни на отдельные недостатки в организации Строительства. Как всегда, рано утром один из руко водителей строительства телебашни 3. Б. Израитель втиснулся в служебный лифт (в него ухитрялись вой
73
ти по 20—25 человек), поздоровался с попутчиками, с лифтером, узнал от него, что первая смена уже под нялась, а вот с подъемом металлических конструкций пока задержка, и вышел на отметке 210 метров.
Выше под прикрытием толстых брезентовых чех лов продолжалась укладка бетона. Поднебесная стро ительная площадка стала в общем-то привычной для строителей. И вместе с тем каждый день казалось, что это чудо — вести опалубку на такой огромной вы соте. Все возведение ствола башни было процессом циклическим. В строгой, математически выверенной периодичности основным элементом была секция. За один «прогон» башня поднималась на пять метров.
Бетонирование велось непрерывно.
Каждый метр опалубки принимался специальным техническим надзором. Составлялся специальный акт всех обмеров и измерений. Брались пробы, делались экспресс-анализы и анализы более длительные. Уста навливалась арматура, она была двойной: у наруж ной и внутренней поверхности стен; получался эта кий бетонно-стальной сэндвич. Арматура и все дета ли проверялись не только строителями, но и специ альным коллективом — авторским надзором.
Каждый ряд опалубки поднимался на высоту 1 метр 30 сантиметров. Четыре беспрерывных цик ла и есть искомые пять с небольшим метров. Бетон при этом выдерживался до полного схватыва ния. Это почти 30 часов. Здесь, на высоте, приходи лось считаться с тем, что за стенками ограждающей «юбки» свои погодные законы. Наверху ветер был не тот, что у подножия башни. Сила его иногда достига ла нескольких баллов и довольно основательно рас качивала строительную «люльку». Подъем и перена ладка самоподъемного агрегата, его установка в но
74
вых позициях проводились только при слабом ветре. С 20 апреля 1965 года по 31 августа 1966 года — менее чем за 500 дней был проведен 61 бетонный цикл, 61 бросок вверх, 61 штурм неба. Башня с высоты 63 метров поднялась до 384 метров. Каждые сутки она увеличивалась на 64 сантиметра. Работа по верти кали!
Бетон укладывался слоями по 25— 30 сантимет ров, уплотнялся вибраторами. Подготовка очередной секции к бетонированию начиналась с тщательной очистки всей наружной опалубки. Сложность работы состояла и в том, что наверху пришлось отказаться от электросварки арматуры; это увеличивало опас ность загорания. И каждый стык при установке вер тикальных стержней — буквально каждый стык —■ делался точно на определенном уровне, длина стерж ней высчитывалась с точностью до миллиметров.
В эти дни Злобин, Щипакин, Шкуд почти не ухо дили с площадки. Часто бывали Псурцев, его заме стители, руководители Главмосстроя, архитекторы Бурдин и Милашевский. Приезжал Никитин — ему это было делать нелегко, давала себя знать болезнь ноги. Приходил сутуловатый прихрамывающий че ловек. Доброжелательно спрашивал о здоровье, о де лах; о том, как учится дочь или как вчера сыграли шахматисты. Интересовался, сколько уложено бето на, каковы экспресс-испытания и экспресс-ана лизы очередной партии цемента, все ли в порядке с доставкой арматуры, не отступили ли от проекта...
Очень пригодилось умение использовать всяче ские изобретения — они позволили сделать башню монолитной (вновь укладываемый бетон хитроум ным методом скалывания верхней, подсохшей кром ки предыдущего кольца спекался с ним намертво),
75
сохранять тепло внутри строительной «избушки». Чем выше поднимался ствол башни, тем дольше был путь бетонного раствора, тем больше у него появля лось шансов в морозные зимние дни остыть уже по дороге, схватиться, превратиться в холодное, неподдающееся месиво. Строители придумали специаль ный обогрев и следили за тем, чтобы температура бетонной массы соответствовала установленным нор мам.
Очень ответственным участком строительства с первых дней возведения башни стали геодезические работы. Геодезисты пользовались на стройке непре рекаемым авторитетом. Лишь немногим было понят но, как этим людям удается добиться, чтобы башня вытягивалась словно по струнке: чтобы она не от клонялась от строгой вертикали. Это и впрямь была не простая задача. Плотницким отвесом тут не пора ботаешь, что-то другое из подобных традиционных инструментов тоже не применишь.
Есть в геодезии такое понятие — «высотное обос нование». Это ряд знаков, осей, отметок, прочих по казателей, обеспечивающих соблюдение строгой вер тикальности. Обычное хозяйство геодезистов исправ но служило до того дня, пока башня не подошла к отметке 63 метра.
Шестьдесят три метра — двадцатиэтажный дом. Махина? Да. Но в Останкине это были лишь подсту пы к высоте, ее девятая часть. Вот тут-то после от метки «63» геодезистам и потребовались самые со временные инструменты. Подоспел к сроку лазер ный луч с его несбиваемой прямотой. Однако испы танные методы геодезической съемки тоже остава лись на вооружении мастеров. Положение центра вы верялось оптическим зенит-прибором. Одним замером
76
не ограничивались — проверка осуществлялась трижды. Башня раскачивалась на ветру, но рабо ты не останавливались — применяемые геодезичес кие методы обеспечивали требуемую точность прак тически при любых метеоусловиях. А когда дело дошло до антенн, контроль вели в два захода — при контрольной сборке на земле, а затем при монтаже на высоте.
Одним из особо уважаемых геодезистов на строй ке был Константин Федотович Орлов. Немолодой уже человек, он всех заражал энергией и энтузиаз мом. Нередко рано утром его видели на верхней пло щадке сооружения. Он сосредоточенно и споро выве рял вертикальность, делал геодезические замеры.
—Что вы сюда забрались? Поберегите сердце! Пусть простую работу молодежь делает.
—Тороплюсь забраться повыше. Люблю высо ту,— говорил Орлов. И объяснял это по-человечески просто. Метростроевский маркшейдер, проработав ший под землей многие годы, соединивший не один тоннель, Орлов вдруг вырвался на простор.
—Дух захватывает!
Как-то еще в начале строительства Орлов быстро сделал расчет опалубки под фундамент. Вечером все ушли с площадки, а приехавший наутро начальник участка Израитель вдруг увидел на дне выкопанно го котлована, у одной из его стен Орлова.
— Приехал домой, пересчитал и понял, что допу стил ошибку на три сантиметра. Знаете, ночь не спал.
— Три-то сантиметра, что комариный укус для
слона...
— Мне комары не пример. На башне все должно быть тютелька в тютельку.
77
Ювелирная точность метростроевского первопро ходца, мастера высокого класса, помогла К. Ф. Орло ву и его коллегам работать так, что конечным ре зультатом было точное попадание шпиля башни в самый центр мысленной мишени, точно в «десят ку». Забегая вперед, скажем, что отклонение вер хушки башни во много раз меньше расчетного, а еще менее — допустимого.
Быстро и умело сделав наверху геодезическую съемку дневных или ночных результатов строи тельства, Орлов торопился вниз. Когда видели чело века с теодолитом, рейкой, штативом, спускающего ся по наружной лестнице, знали — это Константин Федотович.
—А лифт для чего существует? — иногда спра шивал его кто-нибудь.— В ногах-то правды нет...
—Ногам не правда нужна, а сила,— отшучивал ся 65-летний геодезист.— Для чего лифт? Для дела...
Сегодня надо успеть перевезти все рабочие смены, да
имусор убрать.
С мусором и впрямь была беда. Там, где ступила нога строителя, где он начал свое дело, обязательно будут куски отрезанного железа, осыпь мраморной крошки, упаковка от аппаратуры — да мало ли что оказывалось ненужным на строящихся площадках высоченной башни. При строительстве обычного дома соорудил простенький лоток — и спускай по нему всю непотребность. А то, осмотревшись, можно мусор и в окно выбросить.
Здесь же каждый камешек, оброненный с 200метровой высоты, набирал за время падения ског рость, словно снаряд, пущенный из пращи. Был та кой случай на башне. Выбросили однажды листы картона. Ветер подхватил их, поднял, словно папи
78
росную бумагу, и унес, опустив возле станции метро «ВДНХ». Никак не могли дворники найти тех, кто разбросал картон. Обрушились на торговцев цветоч ного базара. «И не отнекивайтесь. Не с неба же он упал?»
А ведь действительно с неба...
Думали было соорудить мусоропровод. Сделали. Но и в нем все разгонялось до таких скоростей, что металлические стенки трубы нагревались. А постав-» ленные внизу бачки и поддоны быстро выходили из строя — падающий мусор плющил их, дробил, коре жил. Вот и приходилось спускать все лифтом — каждую малость.
Утром у лифта стояла очередь. Хоть и работал подъемник без устали («Вот машину сделали карачаровцы! Надежнее не придумаешь»,— похваливали рабочие и инженеры лифт, за все три года строитель ства только дважды остановленный на профилакти ческий осмотр), хоть и четко дирижировала, став лифтовым диспетчером, Нина Георгиевна Кожина, все же на пересменке приходилось ждать иногда ми нут по 10— 15. Эти ожидания нервировали, но пока не сбивали с ритма. График выдерживался четко.
Секунда — метр. Скорость, конечно, не ахти ка кая, но для грузового лифта хорошая. Делать лифт более быстроходным значило бы усложнить его кон струкцию. Поначалу, когда лифту приходилось под ниматься на несколько десятков метров, он казался более расторопным, сейчас же, когда он уходил уже на высоту 200—250 метров,— попробуй-ка, дождись! Но ждали — как иначе? А когда появлялись у лифта «окна», его использовали для грузовых перевозок — доставляли на рабочие места тонны арматуры, ка беля, металлоконструкций.
79