Файл: Барыкин, К. К. h = 533. (О московской телебашне).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Николай Васильевич нарисовал схему железобе­ тонной Останкинской башни, с рассказом о проекте которой он выступал. И поинтересовался моим мне­ нием о методах ее возведения. Я изложил ему идею шагающего агрегата, которая в общих чертах реша­ ла все основные вопросы вертикального перемеще­ ния.

В проектировании и создании агрегата приняли участие талантливые, высококвалифицированные инженеры М. П. Ходов, И. Б. Гитман, И. М. Рюкин, Е. Н. Щадрин, сотрудники института «Промстальконструкция».

Вот что пишет Н. В. Никитин о щипакинском аг­ регате: «Нужен был такой способ возведения ствола, при котором пространство внутри ствола оставалось бы свободным от лесов сразу же после бетонирования. Для этой цели... был разработан специальный шагаю­ щий агрегат весом 300 тонн, опробованный под Моск­ вой на строительстве железобетонной трубы. Он пред­ ставляет собой трехэтажное сооружение, закрытое со всех сторон, опирающееся тремя «лапами» на окна железобетонной оболочки. За агрегатом тянутся два лифта в канатных направляющих. Лифты двухэтаж­ ные: в нижнем этаже — обычная кабина для людей, в верхнем — бункер для бетона. Снаружи к агрегату подвешены четыре этажа кольцевых подмостей, сви­ сает «юбка» из несгораемой ткани. Внутри установ­ лены калориферы, поддерживающие нормальную температуру. Сверху расположен кран для подъема арматуры и металлических конструкций, которые нужно установить в стенах башни».

Первый рабочий шаг самоподъемного агрегата делали ночью — когда на стройке меньше рабочих, когда нет посетителей. Создатели самоподъемника не

72

уходили отсюда ни на час, волновались, хотя были уверены в успехе. Как и следовало ожидать, уни­ кальная машина работала отлично.

— Останкинская башня — полигон изобрете­ ний, — подчеркивают в Госкомитете по делам изобре­ тений и открытий. — Отсюда пришло около 100 зая­ вок на выдачу авторских свидетельств. И мы при­ шли к убеждению: если новшество проверено остан­ кинской практикой — значит, солидное изобретение.

Среди изобретений были и выдающиеся, такие, как щипакинская работа, и небольшие новинки, ко­ торым, однако, тоже «цены нет». Дух энтузиазма и поиска охватил всех участников строительства.

Работал здесь плотником Алексей Никаноров. В период нулевого цикла, при устройстве подземной части башни ставил опалубку любой сложности. И как ставил — залюбуешься. В 7.30 утра он был на своем рабочем месте. Но не все знали, что за полчаса до этого он ежедневно садился за письменный стол — работал над оформлением рационализаторских пред­ ложений.

...Шел нудный, мелкий дождь. Ствол башни отсы­ рел, набух, и казалось, подойди, сожми его — потечет вода. Строители, поднимающиеся на верх башни, по­ ниже опускали козырьки касок, словно хотели за­ крыться от дождевой завесы, не видеть этой пелены перед глазами.

До конца сооружения оставалось не так-то мно­ го дней. И каждый потерянный час нельзя было спи­ сать ни на капризы природы, ни на отсутствие мате­ риалов, ни на отдельные недостатки в организации Строительства. Как всегда, рано утром один из руко­ водителей строительства телебашни 3. Б. Израитель втиснулся в служебный лифт (в него ухитрялись вой­

73


ти по 20—25 человек), поздоровался с попутчиками, с лифтером, узнал от него, что первая смена уже под­ нялась, а вот с подъемом металлических конструкций пока задержка, и вышел на отметке 210 метров.

Выше под прикрытием толстых брезентовых чех­ лов продолжалась укладка бетона. Поднебесная стро­ ительная площадка стала в общем-то привычной для строителей. И вместе с тем каждый день казалось, что это чудо — вести опалубку на такой огромной вы­ соте. Все возведение ствола башни было процессом циклическим. В строгой, математически выверенной периодичности основным элементом была секция. За один «прогон» башня поднималась на пять метров.

Бетонирование велось непрерывно.

Каждый метр опалубки принимался специальным техническим надзором. Составлялся специальный акт всех обмеров и измерений. Брались пробы, делались экспресс-анализы и анализы более длительные. Уста­ навливалась арматура, она была двойной: у наруж­ ной и внутренней поверхности стен; получался эта­ кий бетонно-стальной сэндвич. Арматура и все дета­ ли проверялись не только строителями, но и специ­ альным коллективом — авторским надзором.

Каждый ряд опалубки поднимался на высоту 1 метр 30 сантиметров. Четыре беспрерывных цик­ ла и есть искомые пять с небольшим метров. Бетон при этом выдерживался до полного схватыва­ ния. Это почти 30 часов. Здесь, на высоте, приходи­ лось считаться с тем, что за стенками ограждающей «юбки» свои погодные законы. Наверху ветер был не тот, что у подножия башни. Сила его иногда достига­ ла нескольких баллов и довольно основательно рас­ качивала строительную «люльку». Подъем и перена­ ладка самоподъемного агрегата, его установка в но­

74

вых позициях проводились только при слабом ветре. С 20 апреля 1965 года по 31 августа 1966 года — менее чем за 500 дней был проведен 61 бетонный цикл, 61 бросок вверх, 61 штурм неба. Башня с высоты 63 метров поднялась до 384 метров. Каждые сутки она увеличивалась на 64 сантиметра. Работа по верти­ кали!

Бетон укладывался слоями по 25— 30 сантимет­ ров, уплотнялся вибраторами. Подготовка очередной секции к бетонированию начиналась с тщательной очистки всей наружной опалубки. Сложность работы состояла и в том, что наверху пришлось отказаться от электросварки арматуры; это увеличивало опас­ ность загорания. И каждый стык при установке вер­ тикальных стержней — буквально каждый стык —■ делался точно на определенном уровне, длина стерж­ ней высчитывалась с точностью до миллиметров.

В эти дни Злобин, Щипакин, Шкуд почти не ухо­ дили с площадки. Часто бывали Псурцев, его заме­ стители, руководители Главмосстроя, архитекторы Бурдин и Милашевский. Приезжал Никитин — ему это было делать нелегко, давала себя знать болезнь ноги. Приходил сутуловатый прихрамывающий че­ ловек. Доброжелательно спрашивал о здоровье, о де­ лах; о том, как учится дочь или как вчера сыграли шахматисты. Интересовался, сколько уложено бето­ на, каковы экспресс-испытания и экспресс-ана­ лизы очередной партии цемента, все ли в порядке с доставкой арматуры, не отступили ли от проекта...

Очень пригодилось умение использовать всяче­ ские изобретения — они позволили сделать башню монолитной (вновь укладываемый бетон хитроум­ ным методом скалывания верхней, подсохшей кром­ ки предыдущего кольца спекался с ним намертво),

75


сохранять тепло внутри строительной «избушки». Чем выше поднимался ствол башни, тем дольше был путь бетонного раствора, тем больше у него появля­ лось шансов в морозные зимние дни остыть уже по дороге, схватиться, превратиться в холодное, неподдающееся месиво. Строители придумали специаль­ ный обогрев и следили за тем, чтобы температура бетонной массы соответствовала установленным нор­ мам.

Очень ответственным участком строительства с первых дней возведения башни стали геодезические работы. Геодезисты пользовались на стройке непре­ рекаемым авторитетом. Лишь немногим было понят­ но, как этим людям удается добиться, чтобы башня вытягивалась словно по струнке: чтобы она не от­ клонялась от строгой вертикали. Это и впрямь была не простая задача. Плотницким отвесом тут не пора­ ботаешь, что-то другое из подобных традиционных инструментов тоже не применишь.

Есть в геодезии такое понятие — «высотное обос­ нование». Это ряд знаков, осей, отметок, прочих по­ казателей, обеспечивающих соблюдение строгой вер­ тикальности. Обычное хозяйство геодезистов исправ­ но служило до того дня, пока башня не подошла к отметке 63 метра.

Шестьдесят три метра — двадцатиэтажный дом. Махина? Да. Но в Останкине это были лишь подсту­ пы к высоте, ее девятая часть. Вот тут-то после от­ метки «63» геодезистам и потребовались самые со­ временные инструменты. Подоспел к сроку лазер­ ный луч с его несбиваемой прямотой. Однако испы­ танные методы геодезической съемки тоже остава­ лись на вооружении мастеров. Положение центра вы­ верялось оптическим зенит-прибором. Одним замером

76

не ограничивались — проверка осуществлялась трижды. Башня раскачивалась на ветру, но рабо­ ты не останавливались — применяемые геодезичес­ кие методы обеспечивали требуемую точность прак­ тически при любых метеоусловиях. А когда дело дошло до антенн, контроль вели в два захода — при контрольной сборке на земле, а затем при монтаже на высоте.

Одним из особо уважаемых геодезистов на строй­ ке был Константин Федотович Орлов. Немолодой уже человек, он всех заражал энергией и энтузиаз­ мом. Нередко рано утром его видели на верхней пло­ щадке сооружения. Он сосредоточенно и споро выве­ рял вертикальность, делал геодезические замеры.

Что вы сюда забрались? Поберегите сердце! Пусть простую работу молодежь делает.

Тороплюсь забраться повыше. Люблю высо­ ту,— говорил Орлов. И объяснял это по-человечески просто. Метростроевский маркшейдер, проработав­ ший под землей многие годы, соединивший не один тоннель, Орлов вдруг вырвался на простор.

Дух захватывает!

Как-то еще в начале строительства Орлов быстро сделал расчет опалубки под фундамент. Вечером все ушли с площадки, а приехавший наутро начальник участка Израитель вдруг увидел на дне выкопанно­ го котлована, у одной из его стен Орлова.

— Приехал домой, пересчитал и понял, что допу­ стил ошибку на три сантиметра. Знаете, ночь не спал.

— Три-то сантиметра, что комариный укус для

слона...

— Мне комары не пример. На башне все должно быть тютелька в тютельку.

77


Ювелирная точность метростроевского первопро­ ходца, мастера высокого класса, помогла К. Ф. Орло­ ву и его коллегам работать так, что конечным ре­ зультатом было точное попадание шпиля башни в самый центр мысленной мишени, точно в «десят­ ку». Забегая вперед, скажем, что отклонение вер­ хушки башни во много раз меньше расчетного, а еще менее — допустимого.

Быстро и умело сделав наверху геодезическую съемку дневных или ночных результатов строи­ тельства, Орлов торопился вниз. Когда видели чело­ века с теодолитом, рейкой, штативом, спускающего­ ся по наружной лестнице, знали — это Константин Федотович.

А лифт для чего существует? — иногда спра­ шивал его кто-нибудь.— В ногах-то правды нет...

Ногам не правда нужна, а сила,— отшучивал­ ся 65-летний геодезист.— Для чего лифт? Для дела...

Сегодня надо успеть перевезти все рабочие смены, да

имусор убрать.

С мусором и впрямь была беда. Там, где ступила нога строителя, где он начал свое дело, обязательно будут куски отрезанного железа, осыпь мраморной крошки, упаковка от аппаратуры — да мало ли что оказывалось ненужным на строящихся площадках высоченной башни. При строительстве обычного дома соорудил простенький лоток — и спускай по нему всю непотребность. А то, осмотревшись, можно мусор и в окно выбросить.

Здесь же каждый камешек, оброненный с 200метровой высоты, набирал за время падения ског рость, словно снаряд, пущенный из пращи. Был та­ кой случай на башне. Выбросили однажды листы картона. Ветер подхватил их, поднял, словно папи­

78

росную бумагу, и унес, опустив возле станции метро «ВДНХ». Никак не могли дворники найти тех, кто разбросал картон. Обрушились на торговцев цветоч­ ного базара. «И не отнекивайтесь. Не с неба же он упал?»

А ведь действительно с неба...

Думали было соорудить мусоропровод. Сделали. Но и в нем все разгонялось до таких скоростей, что металлические стенки трубы нагревались. А постав-» ленные внизу бачки и поддоны быстро выходили из строя — падающий мусор плющил их, дробил, коре­ жил. Вот и приходилось спускать все лифтом — каждую малость.

Утром у лифта стояла очередь. Хоть и работал подъемник без устали («Вот машину сделали карачаровцы! Надежнее не придумаешь»,— похваливали рабочие и инженеры лифт, за все три года строитель­ ства только дважды остановленный на профилакти­ ческий осмотр), хоть и четко дирижировала, став лифтовым диспетчером, Нина Георгиевна Кожина, все же на пересменке приходилось ждать иногда ми­ нут по 10— 15. Эти ожидания нервировали, но пока не сбивали с ритма. График выдерживался четко.

Секунда — метр. Скорость, конечно, не ахти ка­ кая, но для грузового лифта хорошая. Делать лифт более быстроходным значило бы усложнить его кон­ струкцию. Поначалу, когда лифту приходилось под­ ниматься на несколько десятков метров, он казался более расторопным, сейчас же, когда он уходил уже на высоту 200—250 метров,— попробуй-ка, дождись! Но ждали — как иначе? А когда появлялись у лифта «окна», его использовали для грузовых перевозок — доставляли на рабочие места тонны арматуры, ка­ беля, металлоконструкций.

79