Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
неисправностей, являющихся потенциальными носителя ми отказов.
Профилактика включает в себя следующие операции:
—профилактический контроль (осмотр);
—профилактическое восстановление за счет регули ровок и подстроек;
—профилактические замены (обновление);
—прогнозирование;
—регламентные работы.
С целью дальнейшего построения рационального тех нического обслуживания необходимо провести классифи кацию и предварительный анализ его составляющих (контроля, восстановления, профилактики).
Составляющие технического обслуживания можно классифицировать по следующим основным признакам:
— по целевому назначению и способу проведения; ■—по временным и экономическим затратам, необхо
димым для проведения работ;
— по структуре построения, учитывающей функцио нирование подсистем.
Классификация систем контроля. По назначению кон троль подразделяется на:
а) функциональный, предусматривающий контроль выполнения заданных функций. Функциональный конт роль может быть без количественной оценки и с количе ственной оценкой функциональных параметров (допусковый или количественный);
б) поисковый или диагностический, назначением ко торого является обнаружение, места отказа или неисправ ности;
в) прогнозирующий, цель которого — предсказание надежности функционирования.
По временному режиму контроль может быть:
а) непрерывным, при котором осуществляется изме рение функциональных параметров непрерывно;
б) дискретным, предусматривающим измерение функ циональных параметров через периодические или слу чайные промежутки времени.
По полноте и глубине охвата контроль может быть: а) полным, охватывающим все замеряемые функцио
нальные параметры; б) неполным, охватывающим только часть функцио
нальных параметров;
173
в) |
одноранговым; |
|
|
|
|
|
г) |
многоранговым. |
|
|
|
|
|
Под рангами в данном случае понимаются уровни, до |
||||||
которых проводится расчленение подсистемы |
для |
полу |
||||
чения информации о состоянии ее работоспособности. |
||||||
Объект каждого ранга — это |
подсистема, |
средство, |
||||
устройство, элемент. |
|
|
|
|
|
|
По конструктивному выполнению контроль подразде |
||||||
ляется на: |
|
|
|
|
|
|
а) схемный (встроенный, автономны^); |
|
|
|
|||
б) |
тестовый. |
|
|
|
|
может |
По степени вмешательства человека контроль |
|
|||||
быть: |
ручной; |
|
|
|
|
|
а) |
|
|
|
|
|
|
б) |
автоматизированный; |
|
|
|
|
|
в) |
автоматический. |
|
|
|
способу |
|
Классификация систем восстановления. По |
||||||
восстановления: а) восстановление неисправных |
элемен |
|||||
тов непосредственно на средстве |
обслуживающим |
пер |
||||
соналом при наличии ЗИП а россыпью |
и контрольно-из |
|||||
мерительной аппаратуры; |
отказавших |
элементов |
||||
б) |
восстановление заменой |
|||||
исправным из числа ЗИП (блочного), |
находящегося не |
посредственно на средстве или расположенного на неко тором удалении от нее. Кроме того, восстановление заме ной может быть осуществлено за счет ремонта отказав ших элементов в специальных ремонтных органах.
По глубине проводимых работ восстановление может быть:
а) одноранговым; б) многоранговым.
Под рангами следует понимать уровни проведения восстановительных работ. Так, например, восстановление средства производится заменой неисправных элементов (блоков) за счет исправных из числа ЗИПа. Восстанов ление на этом уровне называется первым рангом восста новления. Отказавший элемент (блок) поступает в спе циализированный ремонтный орган и там ремонтируется. Восстановление уже на этом уровне является восстанов лением второго ранга и т. д.
По числу средств (обслуживающего персонала, ре монтно-настроечных стендов, ЗИПа) восстановление подразделяется на:
174
а) |
однолинейное; |
|
|
|
|
|
Ь\ |
многолинейное. |
|
|
|
|
|
По конструктивному выполнению подсистем и их эле |
||||||
ментов восстановление может быть обеспечено: |
|
|||||
а) |
ремонтопригодностью |
за |
счет |
применения стан |
||
дартизации .и унификации; |
|
|
|
|
|
|
б) ремонтопригодностью за счет удобства проведе |
||||||
ния восстановительных операций |
(быстроты демонтажа, |
|||||
монтажа, регулировки, отладки, настройки и др.). |
||||||
Классификация систем |
профилактики. |
По |
способу |
|||
проведения профилактические |
работы |
подразделяют |
||||
ся на: |
профилактические замены |
(комплексные или час |
||||
а) |
||||||
тичные обновления); |
|
|
|
|
|
|
б) |
профилактические восстановления (регулировки, |
|||||
настройки); |
|
|
|
|
|
|
■в) |
прогнозирование (статистическое или инструмен |
|||||
тальное) ; |
|
|
|
|
|
|
г) |
регламентные работы. |
профилактические |
работы |
|||
По временному режиму |
||||||
подразделяются: |
|
|
|
|
|
|
По периодичности проведения: |
|
проведения про |
||||
а) |
с определенной периодичностью |
|||||
филактических работ: |
|
|
|
|
|
—по наработке;
—по календарному признаку;
б) со случайными интервалами между проведением профилактических работ:
—в случае наступления отказа;
—в случае ухудшения основных характеристик.
По длительности проведения профилактических ра
бот:
а) с определенным временем проведения; б) со случайным временем проведения.
По способу управления профилактическим обслужи ванием работы подразделяются на:
а) профилактическое обслуживание с априорным (статистическим) управлением, характеризующимся наз начением постоянных, временных характеристик обслу живания на весь период эксплуатации;
б) профилактическое обслуживание с апостериорным (динамическим) управлением, характеризующимся та ким назначением временных характеристик обслужива
175
ния, которые зависят от надежности функционирования средств подсистем к началу проведения профилактик.
По глубине и объему проведения профилактические работы подразделяются на:
а) одноранговые; многоранговые.
Под рангами понимаются уровни проведения профи лактических работ (например, ежедневные, еженедель ные, месячные и т. д.);
в) с полным охватом выполнения технологических операций;
г) с неполным охватом выполнения технологических операций.
Классификация систем снабжения. Все рассмотрен ные выше составляющие технического обслуживания обе спечиваются системой снабжения. В общем случае сис темы снабжения можно классифицировать по следующим основным признакам.
По структуре построения:
а) одноранговые; б\ многоранговые.
Так, например, многоранговая система снабжения представляет собой размещение ЗИПа в двух и более складах, взаимно связанных между собой снабжением, причем склады более высоких рангов пополняют склады низких рангов.
По временным режимам пополнения или обновления ЗИПа на складах:
а) периодические (с априорным или апостериорным управлением);
б) эпизодические.
Классификация систем технического обслуживания.
Техническое обслуживание вместе с обеспечивающими его системами снабжения, системами подготовки и обу чения обслуживающего персонала, а также системой планирования представляет собой систему технического обслуживания. Определяющим принципом построения той или иной системы является скелетная схема или структура технического обслуживания, которая устанав ливает взаимозависимость между процессами функцио нирования подсистем, их обслуживанием и обеспечива нием (снабжением, обучением и т. п.).
176
Системы технического обслуживания по структурам классифицируются как:
а) системы с одноконтурной структурой технического обслуживания;
б) системы с многоконтурной структурой техническо го обслуживания.
Рассмотрим в качестве примера систему техническо го обслуживания, организованную по двухконтурной структуре.
Опишем процесс технического обслуживания радио релейной линии связи, состоящей из независимых в смыс ле надежности приемоопределяющих постов (ПП). Для обеспечения нормального функционирования каждому посту придается комплект запасных устройств, которые в процессе работы заменяют отказавшие рабочие устрой ства. Отказавшие блоки накапливаются на каждом ПП, а затем доставляются в центральные мастерские (ЦМ) и восстанавливаются.
Сущность двухконтурного обслуживания заключается
вследующем:
—первый контур — непосредственное обслуживание ПП. Цель обслуживания: имеющимся ограниченным ко личеством персонала поддержать требуемый уровень на дежности за счет замены отказавших устройств запас ными;
—второй контур — осуществление агрегатного ре монта устройств в ЦМ с последующей доставкой исправ ных на ПП. Цель обслуживания: имеющимся персоналом
вЦМ обеспечить максимальное количество замен отка завших блоков исправными.
§ 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМ
Проблема анализа надежности функционирования средств подсистем тесно связана с решением следующих задач:
—оценки влияния ограниченной надежности средств подсистемы на ее эффективность;
—оценки влияния ограниченной надежности отдель
ных средств, устройств и элементов на надежность функ ционирования подсистемы.
12—2804 |
177 |
Одним из главных вопросов анализа является выбор характеристик для количественной оценки эффективности и надежности подсистем.
При обосновании характеристик необходимо учиты вать характер процессов функционирования и примене ния подсистем, а также структуру их построения и об служивания.
Одноканальные и многоканальные подсистемы. В ка честве сложных или простых подсистем, входящих в большие системы, могут быть электронные подсистемы связи и управления, радиорелейные линии и комплексы сбора и обработки информации и др. Обеспечение на дежности подсистем с основным (последовательным) соединением устройств или элементов достигается за счет введения аппаратурной избыточности. При этом с точки зрения оценки эффективности подсистемы с последова тельным соединением элементов принято относить к од ноканальным, при наличии двух и более каналов их на зывают. многоканальными.1 Особенности функциониро вания многоканальных подсистем позволяют их выделить
вдва специальных подкласса:
1.Многоканальные подсистемы, состоящие только из рабочих каналов (Af-каналов), каждый из которых обе спечивает решение определенных самостоятельных задач (цапример, радиорелейная линия связи). Цропускная способность (производительность) такой подсистемы Ф
влюбой момент времени применения определяется чис
лом «справных каналов:
0 = (W -AyV)A0t ,
где ДМ— число исправных каналов;
АФ, — пропускная способность i-ro канала
(;= 1,2....N).
Предполагается, что подсистема функционирует при любом числе исправных однотипных каналов (ДФ, = АФ|).
2. Многоканальные подсистемы, состоящие из рабочих
и резервных N + М каналов. |
Работоспособность таких |
подсистем определяется тем, |
что срыв функционирова |
ния подсистемы наступает при отказе М + 1 канала. |
|
Для нормального функционирования такой подсисте |
|
1 Под каналом в дальнейшем |
следует понимать последователь |
ное соединение устройств и элементов, выполняющих определенную функцию в подсистеме.
178