Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

неисправностей, являющихся потенциальными носителя­ ми отказов.

Профилактика включает в себя следующие операции:

профилактический контроль (осмотр);

профилактическое восстановление за счет регули­ ровок и подстроек;

профилактические замены (обновление);

прогнозирование;

регламентные работы.

С целью дальнейшего построения рационального тех­ нического обслуживания необходимо провести классифи­ кацию и предварительный анализ его составляющих (контроля, восстановления, профилактики).

Составляющие технического обслуживания можно классифицировать по следующим основным признакам:

— по целевому назначению и способу проведения; ■—по временным и экономическим затратам, необхо­

димым для проведения работ;

— по структуре построения, учитывающей функцио­ нирование подсистем.

Классификация систем контроля. По назначению кон­ троль подразделяется на:

а) функциональный, предусматривающий контроль выполнения заданных функций. Функциональный конт­ роль может быть без количественной оценки и с количе­ ственной оценкой функциональных параметров (допусковый или количественный);

б) поисковый или диагностический, назначением ко­ торого является обнаружение, места отказа или неисправ­ ности;

в) прогнозирующий, цель которого — предсказание надежности функционирования.

По временному режиму контроль может быть:

а) непрерывным, при котором осуществляется изме­ рение функциональных параметров непрерывно;

б) дискретным, предусматривающим измерение функ­ циональных параметров через периодические или слу­ чайные промежутки времени.

По полноте и глубине охвата контроль может быть: а) полным, охватывающим все замеряемые функцио­

нальные параметры; б) неполным, охватывающим только часть функцио­

нальных параметров;

173

в)

одноранговым;

 

 

 

 

 

г)

многоранговым.

 

 

 

 

 

Под рангами в данном случае понимаются уровни, до

которых проводится расчленение подсистемы

для

полу­

чения информации о состоянии ее работоспособности.

Объект каждого ранга — это

подсистема,

средство,

устройство, элемент.

 

 

 

 

 

По конструктивному выполнению контроль подразде­

ляется на:

 

 

 

 

 

а) схемный (встроенный, автономны^);

 

 

 

б)

тестовый.

 

 

 

 

может

По степени вмешательства человека контроль

 

быть:

ручной;

 

 

 

 

 

а)

 

 

 

 

 

б)

автоматизированный;

 

 

 

 

 

в)

автоматический.

 

 

 

способу

Классификация систем восстановления. По

восстановления: а) восстановление неисправных

элемен­

тов непосредственно на средстве

обслуживающим

пер­

соналом при наличии ЗИП а россыпью

и контрольно-из­

мерительной аппаратуры;

отказавших

элементов

б)

восстановление заменой

исправным из числа ЗИП (блочного),

находящегося не­

посредственно на средстве или расположенного на неко­ тором удалении от нее. Кроме того, восстановление заме­ ной может быть осуществлено за счет ремонта отказав­ ших элементов в специальных ремонтных органах.

По глубине проводимых работ восстановление может быть:

а) одноранговым; б) многоранговым.

Под рангами следует понимать уровни проведения восстановительных работ. Так, например, восстановление средства производится заменой неисправных элементов (блоков) за счет исправных из числа ЗИПа. Восстанов­ ление на этом уровне называется первым рангом восста­ новления. Отказавший элемент (блок) поступает в спе­ циализированный ремонтный орган и там ремонтируется. Восстановление уже на этом уровне является восстанов­ лением второго ранга и т. д.

По числу средств (обслуживающего персонала, ре­ монтно-настроечных стендов, ЗИПа) восстановление подразделяется на:

174


а)

однолинейное;

 

 

 

 

 

Ь\

многолинейное.

 

 

 

 

 

По конструктивному выполнению подсистем и их эле­

ментов восстановление может быть обеспечено:

 

а)

ремонтопригодностью

за

счет

применения стан­

дартизации .и унификации;

 

 

 

 

 

б) ремонтопригодностью за счет удобства проведе­

ния восстановительных операций

(быстроты демонтажа,

монтажа, регулировки, отладки, настройки и др.).

Классификация систем

профилактики.

По

способу

проведения профилактические

работы

подразделяют­

ся на:

профилактические замены

(комплексные или час­

а)

тичные обновления);

 

 

 

 

 

б)

профилактические восстановления (регулировки,

настройки);

 

 

 

 

 

■в)

прогнозирование (статистическое или инструмен­

тальное) ;

 

 

 

 

 

г)

регламентные работы.

профилактические

работы

По временному режиму

подразделяются:

 

 

 

 

 

По периодичности проведения:

 

проведения про­

а)

с определенной периодичностью

филактических работ:

 

 

 

 

 

по наработке;

по календарному признаку;

б) со случайными интервалами между проведением профилактических работ:

в случае наступления отказа;

в случае ухудшения основных характеристик.

По длительности проведения профилактических ра­

бот:

а) с определенным временем проведения; б) со случайным временем проведения.

По способу управления профилактическим обслужи­ ванием работы подразделяются на:

а) профилактическое обслуживание с априорным (статистическим) управлением, характеризующимся наз­ начением постоянных, временных характеристик обслу­ живания на весь период эксплуатации;

б) профилактическое обслуживание с апостериорным (динамическим) управлением, характеризующимся та­ ким назначением временных характеристик обслужива­

175


ния, которые зависят от надежности функционирования средств подсистем к началу проведения профилактик.

По глубине и объему проведения профилактические работы подразделяются на:

а) одноранговые; многоранговые.

Под рангами понимаются уровни проведения профи лактических работ (например, ежедневные, еженедель­ ные, месячные и т. д.);

в) с полным охватом выполнения технологических операций;

г) с неполным охватом выполнения технологических операций.

Классификация систем снабжения. Все рассмотрен­ ные выше составляющие технического обслуживания обе­ спечиваются системой снабжения. В общем случае сис­ темы снабжения можно классифицировать по следующим основным признакам.

По структуре построения:

а) одноранговые; б\ многоранговые.

Так, например, многоранговая система снабжения представляет собой размещение ЗИПа в двух и более складах, взаимно связанных между собой снабжением, причем склады более высоких рангов пополняют склады низких рангов.

По временным режимам пополнения или обновления ЗИПа на складах:

а) периодические (с априорным или апостериорным управлением);

б) эпизодические.

Классификация систем технического обслуживания.

Техническое обслуживание вместе с обеспечивающими его системами снабжения, системами подготовки и обу­ чения обслуживающего персонала, а также системой планирования представляет собой систему технического обслуживания. Определяющим принципом построения той или иной системы является скелетная схема или структура технического обслуживания, которая устанав­ ливает взаимозависимость между процессами функцио­ нирования подсистем, их обслуживанием и обеспечива­ нием (снабжением, обучением и т. п.).

176

Системы технического обслуживания по структурам классифицируются как:

а) системы с одноконтурной структурой технического обслуживания;

б) системы с многоконтурной структурой техническо­ го обслуживания.

Рассмотрим в качестве примера систему техническо­ го обслуживания, организованную по двухконтурной структуре.

Опишем процесс технического обслуживания радио­ релейной линии связи, состоящей из независимых в смыс­ ле надежности приемоопределяющих постов (ПП). Для обеспечения нормального функционирования каждому посту придается комплект запасных устройств, которые в процессе работы заменяют отказавшие рабочие устрой­ ства. Отказавшие блоки накапливаются на каждом ПП, а затем доставляются в центральные мастерские (ЦМ) и восстанавливаются.

Сущность двухконтурного обслуживания заключается

вследующем:

первый контур — непосредственное обслуживание ПП. Цель обслуживания: имеющимся ограниченным ко­ личеством персонала поддержать требуемый уровень на­ дежности за счет замены отказавших устройств запас­ ными;

второй контур — осуществление агрегатного ре­ монта устройств в ЦМ с последующей доставкой исправ­ ных на ПП. Цель обслуживания: имеющимся персоналом

вЦМ обеспечить максимальное количество замен отка­ завших блоков исправными.

§ 5. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМ

Проблема анализа надежности функционирования средств подсистем тесно связана с решением следующих задач:

оценки влияния ограниченной надежности средств подсистемы на ее эффективность;

оценки влияния ограниченной надежности отдель­

ных средств, устройств и элементов на надежность функ­ ционирования подсистемы.

12—2804

177


Одним из главных вопросов анализа является выбор характеристик для количественной оценки эффективности и надежности подсистем.

При обосновании характеристик необходимо учиты­ вать характер процессов функционирования и примене­ ния подсистем, а также структуру их построения и об­ служивания.

Одноканальные и многоканальные подсистемы. В ка­ честве сложных или простых подсистем, входящих в большие системы, могут быть электронные подсистемы связи и управления, радиорелейные линии и комплексы сбора и обработки информации и др. Обеспечение на­ дежности подсистем с основным (последовательным) соединением устройств или элементов достигается за счет введения аппаратурной избыточности. При этом с точки зрения оценки эффективности подсистемы с последова­ тельным соединением элементов принято относить к од­ ноканальным, при наличии двух и более каналов их на­ зывают. многоканальными.1 Особенности функциониро­ вания многоканальных подсистем позволяют их выделить

вдва специальных подкласса:

1.Многоканальные подсистемы, состоящие только из рабочих каналов (Af-каналов), каждый из которых обе­ спечивает решение определенных самостоятельных задач (цапример, радиорелейная линия связи). Цропускная способность (производительность) такой подсистемы Ф

влюбой момент времени применения определяется чис­

лом «справных каналов:

0 = (W -AyV)A0t ,

где ДМ— число исправных каналов;

АФ, — пропускная способность i-ro канала

(;= 1,2....N).

Предполагается, что подсистема функционирует при любом числе исправных однотипных каналов (ДФ, = АФ|).

2. Многоканальные подсистемы, состоящие из рабочих

и резервных N + М каналов.

Работоспособность таких

подсистем определяется тем,

что срыв функционирова­

ния подсистемы наступает при отказе М + 1 канала.

Для нормального функционирования такой подсисте­

1 Под каналом в дальнейшем

следует понимать последователь­

ное соединение устройств и элементов, выполняющих определенную функцию в подсистеме.

178