Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обходимо значительное время на включение резервной цепи, что во многих случаях оказывается неприемлемым. Следует также отметить, что резервирование отдельных элементов обычно трудно осуществимо на практике. Бо­ лее часто удается реализовать функциональное резерви­ рование устройств, средств, подсистем. Надежность систем с резервированием зависит, таким образом, от режимов работы резервных элементов, их числа, а также надежности переключающегося устройства.

В зависимости от назначения больших систем их под­ системы могут быть территориально сосредоточенными и рассредоточенными. Например, подсистемы территори­ альных автотранспортных управлений рассредоточены по территории, вследствие чего могут более эффективно вы­ полнять поставленные перед ним задачи. Однако обслу­ живание таких подсистем затруднено. Организация, об­ служивание сосредоточенных подсистем (например, ме­ таллургических комбинатов, находящихся вблизи добычи сырья) значительно проще. В таких системах достигается экономия материальных затрат на организацию обслужи­ вания и снабжение отдельных подсистем.

Подсистемы могут быть с переменной или постоянной структурой.

В качестве примера подсистемы с переменной струк­ турой может служить беспилотный спутник с наличием резервированных устройств или элементов. В случае от­ казов основных устройств или элементов спутника под­ ключаются резервные устройства или элементы, при этом первоначальная структура спутника изменяется. Приме­ ром подсистемы с постоянной структурой в процессе фун­ кционирования является вычислительная машина.

Все подсистемы, входящие в состав большой систе­ мы, как правило, связаны между собой информационны­ ми каналами. Эти соединения могут быть как ветвящи­ мися, так и параллельно-последовательными. Примером ветвящегося соединения может служить соединение под­ систем телефонной связи, а соединения подсистем, нап­ ример аэропорта, являются параллельно-последователь­ ными.

Подсистемы могут различаться по степени стандарти­ зации и унификации элементов и устройств. Применение унифицированных и стандартных элементов значительно снижает стоимость изготовления и эксплуатацию подсис­

166

тем, улучшает и облегчает проведение технического об­ служивания.

Подсистемы можно классифицировать также по приз­ наку, характеризующему объем производства, на две группы:

подсистемы массового производства (серийные);

подсистемы единичные (уникальные).

Обычно подсистемы первой группы требуют меньших материальных затрат на создание и более удобны в эк­ сплуатации.

§ 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДСТВ ПОДСИСТЕМ

Анализ процесса эксплуатации. Под эксплуатацией средств подсистем понимается совокупность организо­ ванных действий и мероприятий, направленных на под­ держание заданного уровня надежности подсистемы в процессе их применения, а также обеспечение долговеч­ ности и продление срока службы за счет организации хранения и ремонта.

Весь период эксплуатации подсистемы определяется от момента ее изготовления и до момента, когда даль­ нейшая эксплуатация нецелесообразна. Организация эксплуатации различных видов подсистем существенно зависит от специфических особенностей назначения и при­ менения их в большой системе.

В процессе эксплуатации подсистемы могут находить­ ся или непосредственно в составе рассматриваемой большой системы, или вне ее. Основным периодом эксплу­ атации является период, в течение которого обеспечива­ ется функционирование подсистемы в большой системе. Вспомогательным периодом считается транспортировка подсистемы, ее хранение1 и ремонт (капитальный или средний).

Под режимами функционирования следует понимать пребывание средств подсистемы в состояниях с различ­ ными уровнями эффективности. Сюда входят: режим подготовки, дежурный режим или режим хранения, ре­ жим непосредственного применения. Указанные режимы

1 Здесь под хранением понимается складское хранение подсистем, как правило, в законсервированном виде.

167


чередуются в определенной последовательности с целью обеспечения максимальной эффективности функциони­ рования средств подсистемы в момент ее применения.

В качестве режимов обслуживания можно назвать режимы контроля, профилактики и восстановления, кото­ рые обеспечивают требуемую надежность подсистемы в процессе функционирования.

Основной или

межремонтный период эксплуатации

средств подсистем

характеризуется

непосредственным

их обслуживанием,

обеспечивающим

требуемую надеж­

ность функционирования. В том случае, когда непосред­ ственное обслуживание при определенных затратах не в состоянии обеспечить надежности, проводят средний или капитальный ремонты. Обеспечение периодичности, объ­ ема и экономической целесообразности проведения ре­ монтов является при этом одной из наиболее важных и трудных задач эксплуатации.

Проведем анализ процессов эксплуатации такого тех­ нического средства подсистемы, как автомобиль.

Автомобиль является подсистемой многоразового при­ менения. Для него, так же как и для большинства под­ систем многоразового применения, характерным является чередование периодов храпения и применения. Перед выездом (применением) автомобили проходят ежеднев­

ное обслуживание— производится их уборка,

мойка и

заправка

топливом, проверка технического

состояния

агрегатов,

узлов, двигателя и средств, обеспечивающих

безопасность движения. Во время движения автомобиля производится функциональный контроль работоспособ­ ности агрегатов, узлов, двигателя и средств, обеспечива­ ющих безопасность движения.

Кроме того, для процесса эксплуатации автомобиля характерным является проведение профилактических работ через определенные периоды эксплуатации. В зависимости от пробега автомобиля профилактические работы различаются по объему и глубине— первое и вто­ рое техническое обслуживание автомобилей.

Таким образом, на всех этапах эксплуатации прово­ дится восстановление работоспособности автомобиля.

Комплекс перечисленных мероприятий, собственно, и составляет обслуживание автомобиля и является основ­ ным режимом эксплуатации. Кроме того, существует вспомогательный режим эксплуатации: складское хране­

ние



ние, средний и капитальный ремонты, проводимые на спе­ циализированных ремонтных заводах.

Как уже указывалось, средства подсистемы в основ­ ном периоде эксплуатации могут находиться в одном из режимов функционирования (подготовка, хранение, применение) или обслуживания (контроль, профилакти­ ка, восстановление). При этом в каждом из режимов они могут быть в работоспособном или неработоспособном состояниях. Под неработоспособным состоянием следует понимать такое состояние средств подсистемы, когда они не могут использоваться по назначению. Такими состоя­ ниями являются восстановление, профилактика и конт­ роль. В свою очередь, в неработоспособном состоянии средства подсистемы могут быть исправными или неис­ правными.

Так, например, в режиме подготовки или хранения средства подсистемы могут попасть в одно из трех ука­ занных выше неработоспособных состояний. В режиме же применения, как правило, возможен переход в одно из двух неработоспособных состояний: контроль или вос­ становление1.

В течение вспомогательного периода эксплуатации средства подсистемы находятся в неработоспособных состояниях складского хранения или транспортировки и среднего или капитального ремонта.

В связи с наличием, как было установлено, несколь­ ких режимов эксплуатации, ниже рассмотрены более под­ робно их характеристики.

Режим подготовки характеризуется совокупностью мероприятий, обеспечивающих переход подсистемы из одного состояния функционирования в другое. Наиболее характерными мероприятиями подготовки являются:

контроль и осмотр средств подсистемы, предшест­ вующий их включению;

последовательное включение отдельных средств, устройств и элементов с последующим контролем функ­ ционирования.

Режим хранения характеризуется незначительными уровнями нагрузки частично функционирующей или не функционирующей подсистемы. При этом создаются ус­

1 Здесь рассматривается случай контроля, требующий прекраще­ ния функционирования подсистемы.

169

ловия, ограничивающие изнашиваемость подсистемы, что приводит к увеличению ее долговечности. В этом режиме проводятся профилактические, контрольные и восстано­ вительные операции.

Режим применения подсистемы характеризуется раз­ личными уровнями нагрузки. В этом режиме, как прави­ ло, осуществляется только контроль и восстановление.

Перечисленные мероприятия по каждому режиму функционирования могут проводиться в том или ином объеме в зависимости от назначения подсистем.

Рассмотрим основные составляющие вспомогательно­ го периода эксплуатации: складское хранение и ремонт.

Режим складского хранения (или транспортировки) средств подсистем характеризуется:

неработоспособным состоянием;

значительным временем для подготовки к функци­ онированию входящих в состав подсистемы средств и подсистемы в целом.

-В этом режиме иногда предусматриваются профилак­ тические работы.

Капитальный ремонт средств подсистемы характери­ зуется:

полным или частичным обновлением средств, уст­ ройств, элементов;

большой трудоемкостью проводимых работ.

Как правило, этот ремонт проводится в заводских ус­ ловиях — на специальных предприятиях (ремонтных ба­ зах, заводах) капитального ремонта.

Средний ремонт средств подсистем, в отличие от ка­ питального, преследует цель частичного обновления, как правило, за счет проведения агрегатного1ремонта. Трудо­ емкость среднего ремонта меньше, чем капитального. По­ этому в отдельных случаях он может производиться си­ лами обслуживающего персонала подсистемы с привле­ чением необходимых для ремонта механических средств и оборудования. Следует отметить, что средний и капи­ тальный ремонты средств современных подсистем связа­ ны со значительным сроком прекращения их функциони­ рования в больших системах. Собственно, этим и опреде­ ляется выделение режима среднего и капитального ремонта во вспомогательный период эксплуатации.

1 Под агрегатным ремонтом понимается выборочная замена не­ исправных устройств и элементов новыми.

170


Далее предметом рассмотрения выбран основной пе­ риод эксплуатации подсистем (непосредственно обслужи­ вание). В этот период, как отмечалось выше, проводятся работы, направленные на обеспечение требуемого уровня работоспособности подсистемы, функционирующей в большой системе. Причем главной задачей при организа­ ции работ является обеспечение нормального функциони­ рования и применения при минимальных эксплуатацион­ ных затратах.

§ 4. КЛАССИФИКАЦИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Составляющие технического обслуживания. Основой эксплуатации больших систем является рационально ор­ ганизованное техническое обслуживание их подсистем — совокупность мероприятий, направленных на обеспечение работоспособности средств подсистем в основной период их эксплуатации. Как уже указывалось, техническое об­ служивание организуется с учетом специфики функцио­ нирования и применения средств подсистем. Поэтому фактору можно выделить два принципа организации ра­ бот, связанных с техническим обслуживанием:

с выводом средств подсистем на техническое обслу­ живание с прекращением функционирования;

с выводам средств на техническое обслуживание без прекращения функционирования.

Вывод средств подсистем на техническое обслужива­ ние осуществляется:

детерминированно по наработке или календарному признаку;

случайно при отказе средства или ухудшении его основных характеристик.

Техническое обслуживание без прекращения функ­ ционирования средства может производиться:

циклически, с определенными циклами функциони­ рования и технического обслуживания в резервных сред­ ствах;

непрерывно, с проведением технического обслужи­ вания на специально выделенных резервных средствах.

Таким образом, в подсистемах, техническое обслужи­

вание которых должно производиться непосредственно в процессе функционирования, предусматривается резер­

171

вирование средств. В подсистемах без резервирования средств техническое обслуживание последних организу­ ется с учетом прекращения функционирования на время, необходимое для проведения обслуживания.

Во всех случаях техническое обслуживание призвано обеспечивать работоспособность (надежность функцио­ нирования) подсистем в основном периоде эксплуатации. Оно предусматривает обеспечение подготовки, хранения

иприменения средств подсистем.

Всамом общем случае техническое обслуживание включает следующие составляющие:

контроль;

восстановление;

профилактику.

Контролем следует считать процесс сбора и обработки информации, на основании которой оценивается соответ­ ствие состояния работоспособности подсистем предъяв­ ляемым к ним требованиям.

Восстановление представляет собой процесс локали­ зации и устранения отказа (неисправности) подсистем.

Восстановление включает в себя следующие операции:

1.Поиск неисправности, осуществляемый по опти­ мальным программам проверки или при помощи диагно­ стических систем.

2.Демонтаж (разборку)1.

3.Устранение отказа.

Возможны три способа устранения:

а) восстановление отказавшего элемента непосредст­ венно на подсистеме;

б) замена отказавшего элемента исправным запас­ ным;

в) ремонт отказавшего элемента в специальном ре­ монтном органе с последующей доставкой и установкой его в подсистему.

4.Монтаж, отладку, настройку.

5.Контроль функционирования восстановленной под­ системы.

Под профилактикой понимается процесс предотвра­ щения отказов подсистем за счет выявления и устранения

1 В некоторых случаях демонтаж может совпадать с поиском неисправности или с доставкой запасного элемента для замены им отказавшего элемента.

172