Файл: Ахметов, Л. А. Вопросы оптимизации автомобильных перевозок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
мы достаточно иметь N исправных каналов, остальные являются избыточными (резервными).
Классификация многоканальных подсистем с резер вом проводится по двум признакам:
—по режиму функционирования подсистемы с уче том ее применения;
—по структуре построения подсистемы с учетом ее обслуживания.
Например, исходя из приведенной классификации,
радиорелейную линию можно отнести к классу многока нальных подсистем непрерывного функционирования, эпизодического кратковременного применения с нагру женным восстановлением резервом.
Необходимо отметить, что для многоканальных под систем отказы отдельных каналов не приводят к полному выходу из строя подсистемы или срыву функционирова ния, а лишь к некоторому снижению качества функцио нирования.
Для оценки качества функционирования таких под систем целесообразно ввести количественную характе ристику эффективности функционирования, учитываю щую влияние таких частичных отказов. При этом расчет характеристик эффективности имеет существенное раз личие для подсистемы длительного и кратковременного применения.
Подсистема длительного применения выполняет тре буемую задачу на протяжении времени &t, которое нам ного больше времени нахождения подсистемы в какомнибудь определенном состоянии. Во время длительного применения из-за отказов и восстановлений отдельных каналов подсистема переходит из одного состояния в другое.
Следовательно, эффективность функционирования подсистемы длительного применения зависит от числа исправных каналов в момент применения t, а также от интенсивности переходов подсистемы из одного состояния в другое. При этом эффективность подсистемы во время каждого применения оценивается вполне определенным условным показателем качества функционирования, ко торый характеризует способность системы выполнять свои функции при условии, что во время применения At она будет иметь случайную реализацию процесса функ ционирования.
179
Подсистема кратковременного применения предназ начается для выполнения задач, продолжительность ре шения которых настолько мала, что подсистема во время ее применения практически остается в одном и том же состоянии работоспособности.
При этом каждое состояние может быть охарактери зовано вполне определенным условным показателем эффективности функционирования, который характери зует способность подсистемы выполнять свои функции при условии, что подсистема во время применения будет находиться в данном состоянии.
Оценка влияния ограниченной надежности элементов подсистемы на эффективность ее функционирования.
Понятие эффективности, вообще говоря, можно рассмат ривать независимо от понятия надежности, так как мож но говорить об эффективности абсолютно надежных под систем и сравнивать подсистемы по количественным показателям эффективности (например, производитель ности или пропускной способности). Однако, если состав ные части подсистемы не являются абсолютно надежны ми, то их качество (работоспособность) существенным
образом сказывается на эффективности. |
£•■ |
Под надежностью функционирования |
подсистемы |
можно понимать стабильность ее эффективности во вре мени. С другой стороны, надежность функционирования подсистемы зависит от надежности составляющих эле ментов (каналов). Очевидно, что при этом условии мож но говорить о связи характеристик надежности каналов подсистемы с эффективностью ее функционирования.
Таким образом, эффективность функционирования является составляющей эффективности, которая оцени вает качество ее работоспособности.
Разнообразие подсистем и практических задач приво дят к необходимости использования различных показа телей и характеристик эффективности функционирования или даже одновременного использования нескольких ха рактеристик.
В одних случаях важно оценить работоспособность с эффективностью, в. других — нужно оценить вероят ность функционирования в течение заданного промежут ка времени длины с эффективностью не ниже задан ного уровня; может возникнуть необходимость и в других количественных показателях. В ряде случаев может
180
потребоваться достижение определенных уровней эффек тивности функционирования одновременно по нескольким показателям.
Таким образом, оптимальность с точки зрения выбора показателя качества функционирования, а также метода их расчета не может быть достигнута вне конкретной подсистемы и ее назначения. При этом конкретизация подсистем должна проводиться в направлении предвари тельного анализа структуры, а также исследования ха рактера процессов функционирования и применения.
Исходя из задач оценки эффективности, подсистемы многоразового использования различаются по двум глав ным признакам:
1. По числу рабочих состояний:
— простые подсистемы (одноканальные) — это под системы, которые обладают лишь двумя уровнями ка чества функционирования (работа — восстановление).
С точки зрения объема оборудования (количества сос тавляющих элементов) эти подсистемы могут существен но отличаться друг от друга. В качестве простых могуг рассматриваться целые подсистемы, отдельные агрегаты, устройства, блоки,, узлы и т. д. Важно при этом соблюде ние одного условия — функционирование только с двумя уровнями работоспособности: 0 или 1;
— сложные подсистемы (многоканальные) отличают ся от простых способностью функционирования с различ ными уровнями эффективности. В этих подсистемах от казы отдельных каналов не вызывают выход из строя всей подсистемы, а переводят ее в состояние с промежуточ ным уровнем эффективности.
2. По временному режиму:
— кратковременного применения — это подсистемы, у
которых требуемое время функционирования М может
складываться из отрезков &tj, при условии, что^Д^>Д£.
1
Отрезки Д^- не зависят от требуемого времени функ ционирования А^. Подсистемы кратковременного дей ствия в течение времени Д£ сохраняют начальное состоя ние с вероятностью близкой к единице;
— длительного применения — это подсистемы, от ко торых требуется функционирование в течение определен ного времени, причем длительность единичной операции у них велика.
181
В оценке надежности простых и сложных подсистем имеются принципиальные различия.
Рассмотрим пример простой (одноканальной) под системы.
Для простой подсистемы отношение реальной эффек тивности к идеальной эквивалентно вероятности безот казной работы всех каналов подсистемы. Для сложной подсистемы это отношение не может быть вычислено по характеристикам надежности составляющих подсистему элементов. Поэтому для сложной подсистемы показатель надежности может быть выражен только с учетом эффек тивности отдельных состояний.
Для простых подсистем с восстановлением в качест ве одной из характеристик надежности может быть при нят коэффициент готовности [16, 17, 18] (для подсистем кратковременного применения) и в более общем случае — вероятность нормального функционирования P ^ f t A t ) — вероятность того, что подсистема в произвольный момент t окажется исправной и не откажет в течение заданного интервала Дt.
В заключение необходимо отметить, что эффектив ность функционирования многоканальных подсистем оп ределяется пропускной способностью исправных каналов, а также их надежностью. Для отдельных классов под систем составляющая надежности функционирования может быть оценена сравнительно простыми характе ристиками. Для остальных классов подсистем требуется предварительное проведение анализа надежности функ ционирования. Для этого в первую очередь нужно обос нованно выбрать необходимые для оценки эффективности эксплуатационно-надежностные характеристики.
§ 6. ЭКСПЛУАТАЦИОННО-НАДЕЖНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ
Анализ влияния технического обслуживания на на дежность составляющих подсистем и соответственно на эффективность их функционирования требует введения ряда эксплуатационно-надежностных характеристик.
Разнообразие эксплуатационно-надежностных харак теристик определяется различием в назначении и приме нении подсистем. Так, в одних случаях важно, чтобы средняя длительность безотказной работы была макси-
182
мальной, в других — чтобы масимальной была вероят ность застать подсистему исправной в течение заданного промежутка времени. В ряде случаев необходимо обес печивать максимальную эффективность сразу по несколь ким характеристикам.
Эксплуатационно-надежностные характеристики дол жны удовлетворять следующим основным требованиям:
—обобщенности, позволяющей учитывать максималь ное число факторов, определяющих реальный процесс функционирования;
—удобства инженерных расчетов и возможности про верки в процессе эксплуатации или специальных испыта ний;
—возможности использования их при задании требо ваний по надежности на проектируемые подсистемы, а также требований по структурам и режимам техничес кого обслуживания на стадии проектирования.
Всесторонний анализ процессов эксплуатации под систем базируется на методах количественной оценки их эффективности с учетом режимов функционирования: хранения, подготовки, применения и режимов техничес
кого обслуживания, с одной стороны, а также с учетом надежности составляющих устройств и элементов, объ единяемых в одноканальные или многоканальные под системы, — с другой.
Количественная оценка работоспособности (надеж ности функционирования) подсистем должна проводить ся с учетом возможности пребывания их в различных состояниях:
— с максимальным уровнем эффективности. Такая оценка важна для характеристики качества функциони рования подсистемы при работе с максимальной нагруз кой;
—с эффективностью не ниже заданного критического уровня при условии, что в начальный момент подсистема была полностью исправной. Эта характеристика позво ляет оценивать подсистему после проведения на ней пол ного обновления (глубокой профилактики);
—с эффективностью не ниже критического уровня в течение определенного времени функционирования (обес печение так называемого нормального функционирова
ния подсистемы в течение заданного промежутка вре мени) .
183
В соответствии с вышеприведенной классификацией подсистем обобщенные характеристики оценки качества функционирования обслуживаемых подсистем подразде ляются на две группы:
— характеристики |
для |
оценки |
функционирования |
подсистем, техническое |
обслуживание которых осущест |
||
вляется в процессе функционирования |
(без вывода под |
||
систем на техническое обслуживание); |
|||
— характеристики |
для |
оценки |
функционирования |
подсистем, техническое обслуживание которых осуществ ляется с прекращением их функционирования.
Качество функционирования рассмотренных выше подсистем может быть оценено с помощью характеристик трех видов: усредненных (стационарных), нестационар ных и интервальных.
Усредненные характеристики оценивают качество функционирования подсистемы в любой момент времени. Для некоторых подсистем знание этих характеристик оказывается недостаточным, так как они не могут быть
использованы для планирования |
во времени операций |
по применению и обслуживанию. |
являются функцией |
Нестационарные характеристики |
времени и, в зависимости от состояния подсистемы в мо мент начала отсчета (иногда в момент включения), даю г возможность проанализировать процесс функционирова
ния в течение времени перехода |
его в стационарный |
режим. |
nv |
Характеристики третьего вида |
(интервальные) позвш |
ляют исследовать качество функционирования подсистем в течение определенного интервала времени и являются, следовательно, более общими.
В самом общем случае момент начала и момент окон чания (а следовательно, и продолжительность интерва ла) применения подсистемы могут быть случайными. Ко личественная оценка качества функционирования при помощи этих характеристик связана с большими труд ностями. К числу таких характеристик относится вероят ность безотказной работы подсистемы P(t, &t) на опреде ленном интервале времени (t,t+ -П), вероятность нор мального функционирования Р„ф(7, A t) и др.
Характеристики функционирования подсистем, обслу живаемых непосредственно в процессе работы. Подсисте мы непрерывного функционирования обладают некото
184
рой избыточностью, что позволяет проводить их обслу живание без прекращения работы. Это достигается орга низацией циклического или непрерывного обслуживания на подсистемах.
В обоих случаях коэффициент использования подсис темы равен единице (К, = 1) и, соответственно, вероят ность эффективного функционирования определяется в виде:
P ^ ( t M ) = Kr(t) • P ( tM h |
при К„ = 1. |
||
Последняя зависимость известна |
в литературе как ве |
||
роятность нормального функционирования. |
|||
= KT(t) ■P(tAt) |
— вероятность застать под |
||
систему в момент t |
исправной и проработать время Д^. |
||
В общем случае, |
когда |
периоды исправной работы |
т = р jгнф< £ и| восстановления v(t) —Р | г <
распределены по произвольному закону, вероятность нор мального функционирования может быть представлена:
|
t |
P ^ (tA t) |
= 1 - f ( t + \ t ) f j [1 - F ( t + M - x ) ] k ( x ) d x , |
|
О |
где h(x) |
— плотность восстановления. |
По аналогии можно записать |
|
Р * |
(tM ) = P^ ( t M ) - K {^(t)- P{0) ( Ш ), |
|
при К*= 1, |
где Pb*(tAt) — вероятность безотказного функционирония полностью исправной подсистемы:
и Pl^ { t A t ) = P lt{ t M ) = H ^ ■P(tAt),
при /(„=1,
где Pcp(tAt) — вероятность функционирования до сры ва полностью исправной подсистемы.
Следует отметить, что получение приведенных неста ционарных характеристик представляет значительные трудности. Однако, исходя из практических соображений, можно допустить, что момент начала применения t отсто ит достаточно далеко от момента включения (
185
Тогда KT(t) |
К |
и P ( t& ) - Р(М). |
|
В этом случае |
Pu$(t,\t) примет вид: |
||
|
|
|
ОО |
Риф(М) = |
Пт, |
РНф(ЬМ) = |
f [1-^иф Г «)]^, |
|
t — oo |
Л,ф |
At |
где — функция распределения времени нормаль ного функционирования системы;
„(о) °°
^Ф ^/.оо = - £ - f ll-/W]d*.
/б.ф Jt
где /=(*) — функция распределения времени безотказно го функционирования полностью исправной подсистемы.
Аналогично
д , ( 0 ) ОО
P'P(bt)h + oo = —jiT— |
j \ \ - F cp(x)\dx, |
CP |
At |
где Fcp(x) — функция распределения времени функцио нирования полностью исправной системы до срыва.
Рассмотренные факторы оптимизации автомобильных перевозок не охватывают полностью все аспекты постав ленной проблемы, в чем, по-видимому, и нет необходи мости, так как в зависимости от специфики выполняемых перевозок, целей анализа или исследования следует производить изучение совокупности тех или иных аспек тов в различных комбинациях. Однако, безусловно, рас смотренные нами факторы представляются наиболее зна
чимыми при исследовании |
оптимизации автомобильных |
||||
перевозок и, что особенно важно, |
они |
отражают интен |
|||
сификацию перевозочного |
процесса |
на автомобильном |
|||
транспорте, что является определяющим на |
современ |
||||
ном этапе развития экономики нашей страны. |
|||||
Возрастающее значение автомобильного |
транспорта |
||||
в народном хозяйстве страны, |
большие капиталовложе |
||||
ния в его развитие, постоянно |
увеличивающийся объем |
||||
транспортной работы, влекущий |
за собой возрастание |
транспортных издержек, требуют применения системного подхода и комплексного решения и исследования основ
186