Файл: Совершенствование ремонтного производства по хранению и переработке зерна обзорная информация..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ново или покупными), а снятые узлы после ремонта поступают на склад для пополнения обезличенного запаса сменно-запасных час тей. Агрегатно-узловой метод имеет ряд достоинств: резко сокра щается продолжительность ремонта; создаются условия для ра ционального разделения труда между исполнителями ремонтных работ и для их специализации; повышается качество ремонтных ра бот и снижается их себестоимость.
Агрегатно-узловой метод ремонта имеет разновидность — .после довательно-узловой метод, заключающийся в. том, что узлы ремон тируются в определенной очередности во время обычных перерывов в работе линии. Этот метод ремонта состоит из следующих этапов: расчленение оборудования на обособленные узлы с присвоением им соответствующих категорий сложности, составление ведомости де фектов, подбора запасных частей; планированиепоследовательноузлового ремонта и составления графиков ремонта узлов; выполне ние собственно ремонтных операций во время календарного простоя оборудования. Ремонт трудоемких узлов переносится на капиталь ный ремонт с остановкой оборудования.
Внедрению агрегатно-узлового метода ремонта на предприятиях способствуют такие мероприятия, как проведение ремонтной модер низации.с целью унификации и снижения стоимости узлов; созда ние обезличенного запаса сменных узлов и деталей; внедрение про грессивных методов восстановления деталей и узлов; тщательная подготовка технической документации; альбомов, чертежей узлов и
.альбомов запасных деталей.
Одной из основных предпосылок внедрения узлового ремонта является централизация изготовления и ремонта сменно-запасных узлов и деталей на специализированных заводах, а также создание обменных пунктов.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕМОНТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Ремонтопригодность оборудования. Высокие затраты на поддер жание работоспособности оборудования обусловлены не только не достаточным' организационно-техническим уровнем ремонтной ба зы, но и низкой ремонтопригодностью оборудования, не полным уче том требований ГОСТ 191.52—73.
Анализ ремонтопригодности некоторых видов оборудования хле боприемных и зерноперерабатывающих предприятий показывает, что высокая трудоемкость технического обслуживания и ремонта обус ловливается, в основном, следующими причинами:
недостаточными износостойкостью, прочностью и жесткостью ос новных деталей и сборочных единиц. У вальцовых станков, напри мер, более 75% по количеству и 80% по трудоемкости занимают отказы мелющих валков из-за низкой износостойкости. При этом, чтобы заменить одну пару мелющих валков, необходимо проделать 38 операций и затратить по типовым нормам времени 7,72 чел.-часа (3,0 —- та разборку; 4,12 — на сборку и 0,60 — на регулировку), что составляет 36% от общих затрат времени на сборочно-разборочные
24
и регулировочные операции, выполняемые при капитальном ремон те вальцового станка;
плохой «доступностью» и «легкосъемностью» деталей, подлежа щих замене. Это обусловливается несовершенной компоновкой ма шин, избранной системой блочности, неудачным способом крепле ния деталей и сборочных единиц, плохим выбором плоскостей разъ емов, большой массой и габаритами съемных элементов. Так, на пример, чтобы снять головку нории НЦ-350, необходимо отвернуть около 70 болтов, многие из которых часто расположены в трудно доступных местах;
недостаточно эффективной системой смазки из-за неудобства размещения и многочисленности точек смазки, разнообразия видов и марок применяемых смазочных материалов, типов масленок и смазывающих устройств. Так, в сепараторах ЗСМ-100 имеется 65 точек смазки, из которых шесть необходимо смазывать один раз В смену, четыре =— один раз в три дня, одну точку смазки пополнять по мере надобности и остальные один, раз в месяц. Погрузчик КШ.П-3 имеет 61 точку смазки, которые обрабатываются тремя ви
дами смазочного материала |
(солидолом, индустриальным маслом |
и графитной смазкой) при |
самых различных сроках и режимах; |
недостаточной унификацией конструктивных элементов (подшип ников качения, деталей, жестких и гибких передач и т. п.), низким уровнем преемственности и повторяемости, определяющим разнооб разие типоразмеров и конструкций;
невыполнением проектировщиками требований НОТ притехоб служивании и ремонте, в результате чего усложняется проведение работ, возрастает их длительность и могут быть нарушены правила охраны труда. Примером может служить зачастую неправильная, стесненная установка на многих хлебоприемных пунктах бесприводных .выпускных механизмов при переводе зерносушилок на газовый рециркуляционный метод сушки.
-В связи с тем, что характер и содержание работ при техниче ском обслуживании и ремонте, место их выполнения, состав, ква лификация специалистов и применяемые при этом технические средства значительно различаются, то наряду с.обобщающим поня тием «ремонтопригодность» получили распространение конкретизи рующие понятия: «эксплуатационная технологичность» и «ремонт ная технологичность».
Эксплуатационная технологичность машин является таким свой ством конструкции, которое характеризует ее приспособленность к работам, осуществляемым при подготовке машин к эксплуатации, в процессе эксплуатации и после окончания работы. Основные требо вания эксплуатационной технологичности машин предъявляются к приспособленности их конструкций к контролю технологического со стояния машин и составных частей (контролепригодность) по средством визуальных методов и простейших средств техниче ской диагностики, регулировке сопряжений, обнаружению и устра нению отказов и неисправностей, возможности предупредительной замены потерявших работоспособность деталей и сборочных еди ниц.
Ремонтная технологичность машины характеризует такое свой ство ее конструкции или составных частей, которое выражается в их приспособленности к производству разборочных работ (легкодоступность, легкосъемность) и других ремонтных операций, к вос становлению рабочих характеристик и сохранению установочных баз, применению прогрессивных технологических процессов восста
новления деталей.
Основными задачами и мероприятиями,‘направленными на обес печение требуемого уровня ремонтопригодности конструкции ма шин, являются: повышение либо обеспечение требуемых значений сроко’в службы элементов конструкции; рациональное увеличение периодов между техническим обслуживанием и ремонтом; снижение затрат времени и труда на проведение профилактических и восста новительных работ; использование труда специалистов более низ кой квалификации, привлекаемых к техническому обслуживанию и ремонту; использование при техническом обслуживании и ремонте унифицированных технических средств; обеспечение кратности сро ков службы элементов конструкции, которые быстро выходят из строя (для построения симметричного ремонтного цикла).
По проблеме ремонтопригодности технических устройств созда ется комплекс нормативно-технических документов (государствен ных и отраслевых стандартов, руководящих материалов, рекомен
даций и т. п.).
Количественные показатели ремонтопригодности, как и другие, показатели надежности [б], должны вноситься в нормативно-техни ческую документацию и контролироваться на всех этапах разработ ки и изготовления опытных образцов и серийного .производства. Од ними из основных показателей ремонтопригодности являются: сред нее время восстановления Тв (среднее время вынужденного про стоя), вызванного отысканием и устранением одного отказа; коэф-
т
фициент готовности Кг = —;------ , где Т — средняя наработка на
т + тв
отказ (продолжительность или объем работы, выполненной между отказами). Коэффициент готовности определяет вероятность того, что оборудование будет работать в произвольно выбранный момент времени в промежутках между техническимобслуживанием.
При проведении качественного анализа ремонтопригодности обо рудования необходимо: произвести оценку конструкции машины и ее составных частей в отношении эксплуатационной и ремонтной технологичности; определить уровень унификации и преемственно сти конструктивных элементов машины; установить содержание,' объем и .последовательность -выполнения операций .при техническом обслуживании, устранении отказов и ремонтах; определить номен клатуру запчастей, ремонтного инструмента и оснастки.
Качественный анализ ремонтопригодности конструкции осущест вляется на основе анализа технической документации (чертежей, руководств и указаний .по техническому обслуживанию и ремонту, инструкций по эксплуатации), проведения практических работ по контролю, обслуживанию и ремонту при отработке опытных образ цов и при эксплуатационных испытаниях машин. В частности, при
26
анализе устанавливается удобство рабочих поз при выполнении операций контроля, обслуживания и ремонта. На рис. 9, а показаны позы рабочих при техническом обслуживании и ремонте вальцового станка, у каждого изображения позы указаны номера операций, перечисленные в таблице § 15 Типовых норм времени на ремонт мельничного оборудования [41. На рис. 9,6 показаны возможные позы рабочих н их относительная производительность. Таким обра зом можно определить длительность и удельный вес операций, вы полненных в позе, обусловливающей низкую производительность и повышенную уетаваемость рабочего.
В эксплуатируемом и даже бездействующем оборудовании не прерывно протекают процессы, которые предопределяют не только снижение, но и потерю работоспособности. Наиболее часты разру шения деталей из-за износовых и усталостных явлений и вслед ствие этого изменяются размеры, формы и координация деталей в подвижных сопряжениях, заклиниваются подвижные соединения или происходит деформация деталей под влиянием «пиковых» на грузок, ухудшается работа отдельных элементов оборудования в ре зультате старения материалов либо коррозии.
Одной из основных причин .потери работоспособности деталей являются процессы изнашивания, интенсивность протекания кото рых зависит от механических свойств материалов, точности изго товления и чистоты поверхности деталей, нагрузочного режима, па раметров среды и условий смазки. В зависимости от условий тре ния различают следующие виды фрикционных контактов и процес сов, приводящих к разрушению поверхностей трения: микрореза ние — срез материала внедрившейся частицей; упругое или пласти ческое оттеснение материала; схватывание и разрушение поверх ностных пленок, окислов; схватывание поверхностей, сопровождаю щееся глубинным вырыванием материала.
Для каждого момента времени работы сопряжения изменяется скорость изнашивания иб. В общем виде кинетику процесса изна шивания представляют кривой с тремя участками, характеризую щими три периода износа (рис. 10 а, б, в). В первом периоде при работки, когда объект как бы приспосабливается к условиям на гружения, проявляются скрытые и явные дефекты и интенсивность изнашивания постоянно снижается. Во втором периоде — периоде нормального изнашивания — объект приобретает некоторые ста бильные свойства и -скорость изнашивания шрактически постоянна; этот период занимает наибольшую часть времени работы объекта н окончание его должно определять начало восстановительно-ремонт ных работ. В третьем периоде происходит качественный скачок в состоянии объекта в виде возрастания потока аварийных износовых отказов и нарушений сопряжений из-за недопустимых зазоров.
Используя экспериментально полученную кривую абсолютного
износа 6, можно, зная предельно допустимое значение б пред, |
про |
гнозировать продолжительность периода нормального износа |
tm, |
а следовательно, и время вывода сопряжения для ремонта или за мены.
27
ю
0 0
Рис. 9< Эргономический анализ ремонтопригодности вальцового станка:
а) |
— возможные позы рабочих в период технического |
обслуживания и ремонта; |
б) |
— позы рабочих при техническом обслуживании и |
ремонте вальцового станка |
При усталостном разрушении, являющемся результатом дейст вия переменной или циклической нагрузок, разрушающая нагрузка меньше, чем при статическом нагружении. Характерным для тако го разрушения является отсутствие внешних признаков, что затруд няет прогнозирование поломок. Единственным признаком начинаю щегося разрушения является образование трудно обнаруживаемых микроскопических трещин; когда трещины достигают макроскопи ческих размеров, они за короткий промежуток времени вызывают полное разрушение.
Рис. 10. Кинетика процесса изнашивания:
<а ) — общие закономерности изнашивания; 1, 2, 3 — соответственно абсолютный из
нос (5 ), |
скорость (v Ь) И ускорение ( a j ) |
изнашивания; |
*Пр— время |
приработки; |
-^н-и“ |
время нормального изнашивания; |
*аи— время |
аварийного |
изнашивания; |
-*>) —• зависимость линейного износа тормозных колодок ситоочистительных механиз мов НУ-00 и ОРИ от продолжительности эксплуатации; 1 , 6 — резина треугольного и прямоугольного профиля; 2, 3, 4 и 5 — пластмассы соответственно марок ФК-24, 1-43-63, 1-43-60; УФ-3; в) — зависимость скорости валков от производительности и
эксплуатации.
Усталостные трещины обусловливаются дефектами, связанными -со структурой металла, с недостатками конструкции либо обработ ки (царапины) или с металлургическими пороками (усадочные ра- ;ковины, пузыри, включения песка, шлака).
Для выявления поверхностных трещин в деталях используют различные методы. Наиболее простыми являются методы, основан ные на использовании проникающих жидкостей либо ферромагнит ных суспензий.
Для обнаружения поверхностных и объемных дефектов в мате риалах все шире применяются новые физические методы дефекто скопии, к которым относят электростатическую, порошковую и уль-
■30